«здоровый ребёнок» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«здоровый ребёнок» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение 

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

202

 

 

 



 

 

 



 

 

ПРОГРАММА

 

«ЗДОРОВЫЙ  РЕБЁНОК»


на  2011 – 2015  год

 

 



 

 

Пояснительная записка

 

       В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»



      Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего ДОУ.

     Для выработки грамотного, эффективного плана действий составлена программа «Здоровый ребёнок», которая должна стать инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.

      Программа разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:

- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов;

- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;

- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);

- комплексная оценка здоровья  дошкольников (анализ заболеваемости: в  случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

- анализ результатов физической подготовленности детей;

- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, клубы, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

      Разрабатывая программу «Здоровый ребёнок», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила  в жизнь детского сада, не заорганизовывала  бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами  деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания  развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

     Программа «Здоровый ребёнок», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

     Программа «Здоровый ребёнок» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

 

 


Цель программы:
     Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

Задачи программы «Здоровый ребенок»:




  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

  3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

  4. Приобщать детей и взрослых  к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).

  5. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их  в различных условиях.

  6. Формировать и совершенствовать  двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях  физических упражнений.

  7. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

  8. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.

  9. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

 Законодательно – нормативное обеспечение программы:

  1. Закон РФ «Об Образовании».

  2. Конвенция  ООН «О правах ребёнка».

  3. «Семейный кодекс РФ».

  4. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)

  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666.

  7. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.5.2409-08».

  8. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания. СанПин 2.3.2. 1940-05».

  9. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.

  10. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.

  11. Устав ДОУ.

 Объекты программы:
- Дети ДОУ;

- Педагогический коллектив;

- Родители детей,  посещающих ДОУ.

 

Основные принципы программы:


- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- единства диагностики и коррекции (правильная  интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления  на основе полученных данных);

- систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

- адресности (медико–педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний).

 

Основные направления программы:


- воспитательно – оздоровительное,

- лечебно – профилактическое,

- коррекционно - педагогическое

Программа реализуется  через следующие разделы:
- Укрепление материально – технической базы ДОУ.

- Работа с детьми.

- Работа с педагогами.

- Работа с родителями.

 

 Укрепление материально – технической базы:


-  музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, DWD – приставка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;

- физкультурный зал со всем необходимым спортивным оборудованием: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания  и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое;  тренажёрами (велотренажёры, силовой тренажёр, боксёрская груша, диски здоровья);  спортивным комплексом; сухим бассейном. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

- имеются разные виды картотек:  подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами;  для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

- работают узкие специалисты: педагог-психолог, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию,

- кабинет учителя - логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;

-  кабинет развивающего обучения, где с детьми занимается педагог-психолог. В кабинете имеется литература по вопросам коррекции и психодиагностики дошкольников, развивающие игры, центр воды и песка.

- имеется небольшой, но уютный зимний сад;

Для более полного достижения целей и всестороннего удовлетворения потребности организованы дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими программами по дошкольному образованию:

- подготовка ребенка к школе сверх программы детского сада (обучение чтению и письму);

- обучение иностранным языкам;

- изодеятельность;

- танцы;

- ритмика;

- хореография;

- спортивная секция;

- театральная студия.
 

В перспективе:


  • До 31.12.2011г. систематизировать картотеку физкультминуток, пальчиковых игр;

  • До 01.03.2012 года систематизация и пополнение комплексов упражнений по логоритмике

  • до 01.05.2012 года на территории детского сада оборудовать: спортивную, волейбольную, баскетбольную площадки, футбольное поле для физического развития детей; оформить цветовую разметку для увеличения двигательной активности детей на прогулке;

  • спортивную площадку для занятий на воздухе оснастить необходимым инвентарём и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий из 6 предметов» для развития выносливости, гимнастическими стенками  турниками и бумами;




  • До 01.05.2013 года создать на территории детского сада «Экологическую тропу»




  • до 01.09.2014 года оборудование кабинета ФИЗИО процедур;

 


Работа с детьми.

     Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками, инструктором по физическому воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем.



Она включает в себя 10 разделов:

1.     Диагностика.

- медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

- воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни;

- учитель – логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;

- педагог – психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы;
- инструктор по физкультуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке;

- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

     Итогом обследования является проведение медико – психолого-педагогического консилиума, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2 – 3 раза в год.

     При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

 


  1. Полноценное питание.


Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;

- гигиена приёма пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

- эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

- правильность расстановки мебели.


 3.     Система эффективного закаливания.

Основные факторы закаливания:

- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

     В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

- соблюдение температурного режима в течение дня;

- правильная организация прогулки и её длительности;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

- облегченная одежда для детей в детском саду;

- сон в трусах;


- дыхательная гимнастика после сна;

- мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);

- полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;

- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);

     Методы оздоровления:

- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).

- контрастное обливание ног (летом);

- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;

- хождение босиком по спортивной площадке (летом);
- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

 Организация рациональной двигательной активности.

     Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

 
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);

- медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

 

     Формы организации физического воспитания:



- физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

- туризм (прогулки – походы);

- дозированная ходьба;

- оздоровительный бег;

- физкультминутки;

- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми;

    
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

- Традиционные.

- Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.

- Сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.

- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч).

- Занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

- Занятия – зачёты для проведения диагностики по основным видам движения и развития и физических качеств (1 раз в квартал).

- Занятия – походы.

- Занятия в форме оздоровительного бега.

- Занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика, логоритмика).

- Музыкальные путешествия – тесная интеграция  музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.

- Занятия на «экологической тропе». Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так, моторная плотность  прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%.

- Занятия с учётом полоролевой социализации отдельно для девочек и мальчиков.

     Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.

 

   


  В перспективе:


  • Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки  и плоскостопия.

  • Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

  • Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

 

  5.     Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

 

- Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (трехразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.



- Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

- Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

- Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

 

6.     Создание представлений о здоровом образе жизни.

 

     Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:


        Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

        Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

        Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

        Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

        Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

        Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

        Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

        Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.

        Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

 

7.     Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

 Принципы:

        выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;

        применение психолого – педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии;

        обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка;

        создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом;

        обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки;

        организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;

        использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;

        рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;

        использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

 

     Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:



 

- Оборудована комната психологической разгрузки, как для детей, так и для сотрудников.

- В детском саду работает психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей.

- Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.

- Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

- Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.

- В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

- Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. Проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Большой популярностью стали пользоваться как у родителей, так и у  детей музыкальные спектакли.

- Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.

- Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр.

- Большая роль в псикоррекционной работе отводится  музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).

 

 



Перспектива:

 


  1. Учить детей приёмам релаксации, выполняя упражнения не менее трёх раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.

  2. Продолжать использовать в работе элементы психогимнастики.

 

  


8.     Коррекционно - педагогическая работа с детьми.

 

Цель:

- Устранение речевого дефекта у детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

     Организация и проведение логопедической работы осуществляется логопедом детского сада в несколько этапов:



  • комплексное обследование речи детей;

  • отбор в индивидуальные подгруппы;

  • составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы. Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);

  • обеспечение промежуточного и игрового контроля;

  • анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

     Помимо непосредственной работы с детьми логопед участвует в  проведении круглых столов (консилиумов), ведёт консультативную коррекционно – педагогическую работу с родителями.

    


Перспектива:


  1. Организация платных услуг логопеда для неорганизованных детей.

  2. Подбор комплексов упражнений по логоритмике.

 



  1. Лечебно - профилактическая работа.

     Осуществляет педиатр детского сада, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию. В неё входят:

  1. дыхательная, нарушение осанки, плоскостопия.

  2. Фитотерапия: отвары, настои трав.

  3. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные напитки.

  4. Применение оксолиновой мази, глюконата кальция.

     Лечебно-профилактическую работу осуществляют педиатр детского сада, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, воспитатели.

Она включает в себя:



  • Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия;

  • Физкультурные занятия босиком;

  • подвижные игры и физические упражнения на улице;

  • Утреннюю зарядку на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями;

  • Хождение на лыжах;

  • Дыхательную гимнастику после сна;

  • Спортивные игры и соревнования;

  • Интенсивное закаливание стоп;

  • Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья

  • Общекорректирующие упражнения;

  • Элементы психогимнастики, релаксации.

 

 10.  Летние-оздоровительные мероприятия.

Формы организации оздоровительной работы:


  • Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;

  • Физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках, спортивной площадке);

  • Туризм;

  • Физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;

  • Интенсивное закаливание стоп;

  • Витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

 Работа с педагогами.

     Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:



  • актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

  • просветительная работа по направлениям программы «Здоровый ребёнок» и т.д.;

  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

  • консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии;

  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в  физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

1.        Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

2.        Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе.

3.        Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.

5.        Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.

6.        Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.

7.        Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

8.        Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.

9.        Внедрение сбалансированного разнообразного питания.

10.    Пропаганда здорового образа жизни.

11.    Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:
        Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

        Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.

        Необходимо широкое использование игровых приёмов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

        Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

        Обучение дошкольников здоровому образу жизни.

        Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.

        Беседы, валеологические занятия.

        Психологические тренинги.

 
Работа с родителями.

 

     Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.



     Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

     Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:




  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

  • Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.

  • Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

  • Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

  • Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

    Задачи будут решаться через следующие формы работы с родителями:



  • Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций;

  • Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам;

  • Дни открытых дверей;

  • Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших;

  • Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших);

  • Совместные занятия для детей и родителей;

  • Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача);

  • Родительский всеобуч: клуб «Здоровый ребёнок»;

  • Организация совместных дел.

     Для успешной работы с родителями использовать паспорт семьи:



  1. Структура семьи  и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).

  2. Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).

  3. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов.

  4. Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.

  5. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

 

     Методы, используемые педагогами в работе:



    • Анкета для родителей.

    • Беседы с родителями.

    • Беседы с ребёнком.

    • Наблюдение за ребёнком.

    • Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

    • Посещение семьи ребёнка.

     С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.

5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

7. О питании дошкольников.

8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.

9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка

 

 

 

Кадровое обеспечение



программы «Здоровый ребёнок»

 

Заведующая ДОУ:


- общее руководство по внедрению программы «Здоровый ребёнок»;

- ежемесячный анализ реализации программы

- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Старший воспитатель:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровый ребёнок»;

- проведение мониторинга (совместно с педагогическими работниками);

- контроль за реализацией программы «Здоровый ребёнок».
Педиатр, медицинская сестра:
- обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

- физиотерапевтические методы профилактики;

санация хронических очагов инфекции.

- определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

- составление индивидуального плана реабилитации;
- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;

- коррекция отклонений в физическом развитии;

- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).


Воспитатели:

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- пропаганда ЗОЖ;

- закаливающие мероприятия;

- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

- дыхательная гимнастика;

- аэробика;
Педагог – психолог:
- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- охранительный режим;

- коррекция отклонений в психическом развитии;

- методы психологический разгрузки.



Логопед:
 - устранение речевого дефекта у детей;

- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

 

Заместитель заведующего по АХЧ:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;

- создание материально – технических условий;

- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Здоровый ребёнок».
Шеф – повар:
- контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;

- проведение краткосрочной диетотерапии.


Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно – охранительного режима;

- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.




В рамках программы «Здоровый ребенок»
2 младшие группы (3-4 года) реализуют подпрограмму «Здравствуй» Лазарева

2 группы (5-6 лет и 6-7 лет) участвуют во всероссийском конкурсе «К здоровой семье через детский сад»
План на ближайшие 3 – 4 года.


  1. Продолжить  проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.

  2. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.

  3. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).

  4. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.

  5. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.

  6. Участие во Всероссийском конкурсе «К здоровой семье через детский сад».

  7. Участие в конкурсе на «Лучшую спортплощадку»

 

 Ожидаемые результаты реализации программы.



  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

  4. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализ  на всех уровнях.

  5. Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

  6. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

  7. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении  здоровья дошкольников.

  8. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

  9. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.