Здоровье и урок физической культуры - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по физической культуре начальное общее образование... 1 137.79kb.
Контрольная работа (самоаттестация) по предмету «История физической... 1 11.77kb.
Статья : Планирование места уроков физической культуры в школьном... 1 37.78kb.
Актуальные проблемы социологии физической культуры и спорта 1 413.17kb.
Образовательный стандарт основного общего образования по физической... 1 90.64kb.
Причины возникновения травматизма на уроках физической культуры и... 1 43.69kb.
Управление образования администрации муниципального района «Корочанский... 1 200.67kb.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры... 1 87.92kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре... 1 60.93kb.
Презентации «Формирование здорового образа жизни учащихся через здоровьесберегающие... 1 94.56kb.
Урок: Здоровье- богатство во все времена 1 147.6kb.
Возраст от 2 до 3 лет Физическое воспитание 1 30.72kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Здоровье и урок физической культуры - страница №1/1

Здоровье и урок физической культуры

Учитель физической культуры Сычева Е.Р.

Физическая культура – единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям (и взрослым) с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья.

Нет нужды повторять в очередной раз, какую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей и подростков. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны.

Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления.

Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия каким либо видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.



К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.

К специальной медицинской группе (СМГ) относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

  • Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием.

  • Улучшение показателей физического и моторного развития.

  • Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств.

  • Постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам, расширение диапазона функциональных возможностей организма.

  • Закаливание организма, повышение его защитных сил и сопротивляемости.

  • Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни.

  • Воспитание навыка регулярного выполнения оздоровительных упражнений, рекомендованных учащемуся с учетом особенностей имеющегося у него заболевания.

  • Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок.

  • Освоение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе


Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся специальной медицинской группы подразделяют на две подгруппы – «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания).

К подгруппе «А» относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе «А», занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.

Подгруппа «Б» – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе «Б», занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.

При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы «Б» могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу «А». Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года. Ниже приведены краткие рекомендации, учитывающие особенности проведения занятий с детьми спецмедгруппы.

В программу входят преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, легкая атлетика и лыжная подготовка. Необходимо ограничить для ослабленных детей упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшить дистанцию ходьбы и бега. Дополнительно вводятся дыхательные упражнения, которыми следует пользоваться на протяжении всего курса обучения. Рекомендуется увеличить количество упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Необходимо полностью исключить упражнения на канате, подтягивание, акробатику. Вместе с тем предусмотрены различные виды прыжков (кроме прыжков, связанных со значительным одномоментным напряжением). Опыт показывает, что при правильной дозировке и умелой методике эти упражнения не вызывают ухудшения здоровья. Их надо совмещать с умеренной ходьбой, успокаивающими и дыхательными упражнениями. Во всех случаях учащиеся допускаются к прыжкам лишь с разрешения врача.

В более теплое время года (начало осени, конец весны) занятия лучше проводить на свежем воздухе, особенно это важно, если в группе есть дети с хронической пневмонией, бронхиальной астмой и другими заболеваниями. Однако надо следить за соответствием одежды и температуры воздуха.

От занятий физическими упражнениями по программе школы, от участия в соревнованиях, от выполнения учебных нормативов школьники специальной медицинской группы освобождаются. Посещение специально организованных занятий должно быть обязательным. Ответственность за посещаемость занятий возлагается на заместителей директора по учебно-воспитательной работе.

При проведении занятий надо стараться учитывать особенности организма учащихся специальной группы, их пониженные функциональные возможности, а соответственно и меньшую приспособляемость к физическим нагрузкам.

Опыт работы с учащимися этой группы показывает, что вполне допустимы и целесообразны совместные занятия школьников, страдающих различными заболеваниями. Объединение этих школьников возможно потому, что характер приспособления организма к физической нагрузке, и в частности органов кровообращения и дыхания, во многих отношениях одинаковы.

На занятиях не следует допускать упражнений с продолжительными статистическими напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания (упоры, лазания по канату, сопротивления и т.д.), а также типичные упражнения на скорость (быстроту). Подвижные игры, эстафеты, прыжки и т.п. следует давать в небольших дозах и постоянно наблюдать за влиянием этих упражнений на организм учащихся.

Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям. Нарушение кровообращения сопровождается обычно и нарушением дыхания, и наоборот нарушение дыхательной функции нередко вызывает нарушение кровообращения. На занятиях надо широко использовать дыхательные упражнения, чтобы выработать глубокое дыхание, усиление выдоха, а также упражнения, сочетающие дыхание с различными движениями рук, ног, туловища, направленные на улучшение координации движений.

Физическое воспитание ослабленных по здоровью школьников не может ограничиваться только занятиями по общей физической подготовке. Уроки должны подкрепляться правильным режимом учебного дня, в том числе физкультурно-оздоровительными мероприятиями (физкультминутками на уроках, играми и физическими упражнениями на переменах, профилактической гимнастикой на уроках труда и т.д.).

Следует также вовлекать школьников в посильные для них формы внеклассной работы: массовые физкультурные праздники, прогулки, экскурсии и т.д. (за исключением участия в спортивных соревнованиях). Необходимо вести разъяснительную работу с учениками и родителями о значении занятий физкультурой для укрепления здоровья.

При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической

культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном

состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической

подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов.

В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые

с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Рекомендуемые упражнения

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и т. д.)

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений.

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе.

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)

Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса.

Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выхода.

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно–силовой направленностью, переохлаждение тела.

При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота, при занятиях плаванием (по особому разрешению врача), ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. – первый год обучения, 10-15 мин. –второй и последующие годы обучения)

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.

Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения.

Органы зрения

Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове.

Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз.

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени.

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.





Специальные упражнения

для коррекции индивидуально отстающей системы.

Специальные упражнения для глаз.

Специальные упражнения для глаз не только тренируют мышцы, управляющие их движением, они активизируют кровообращение в данной области и снижают умственное утомление. В качестве упражнений, укрепляющих глазодвигательные мышцы, можно рекомендовать следующие:

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5—6 раз с интервалом 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращение глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратном

направлении.

2-е и 3-е упражнения можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Упражнения выполняются сидя.

Количество повторений каждого из них 3—4 раза, интервал — 1—2 мин., на выполнение вышеуказанных упражнений необходимо затратить 8—10 мин.

Применение указанных упражнений с детьми младшего школьного возраста наиболее успешно при использовании образного восприятия, игровых заданий.

Для первого упражнения возможно использование игрового задания «День — ночь».

Для второго (при движении глаз вверх, вниз) — «Пол, потолок» или «Небо, земля».

При движении глаз влево и вправо — игровое задание «Часики» («Тик-так»). Для третьего упражнения — «Мы рисуем». Учитель предлагает детям глазами «рисовать» круги, стимулируя их выполнение вопросами: «Кто больше нарисует глазками кругов?», «У кого самые большие круги?».


Упражнения для снятия утомления глаз.

1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствуя расслаблению мышц глаз. Оно может быть использовано как разновидность задания в первом упражнении первой серии, как игровое задание «Прятки».


  1. Сидя, быстро моргать глазами в течение 30 с- -1,5 мин. При этом активизируется кровообращение и восстанавливается функциональная деятельность глаз. Это упражнение можно проводить, используя игровое задание «Незнайка», сказав детям о том, что когда Незнайку спрашивают о чем-либо, и он не знает, что ответить, то при этом он всегда быстро моргает своими большими глазами.


3. И.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с; держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3—5 с, опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. — стоя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6—8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии. I

5. И.п. — сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторить в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3—5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3—5 с, поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3—5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3—5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3—5 с. Повторить 5—6 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз (бинокулярное зрение).

7. И.п. — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко обоих глаз, спустя 1—2 снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза (рис. «а»).

9. И.п. — сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрывать глаза, пальцы удерживают кожу надбровных дуг. Повторить 8—10 раз (см. рис. «б»).

10. И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки фиксируем точки (см. рис. «в»). Медленно закрывать глаза, слегка надавливая на точки. Повторить 8-10 раз.

Упражнения для глаз.

(И.В. Чупаха)



  1. Движения зрачков влево — вправо, вверх — вниз, кру­говые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10—20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

  2. Мас­саж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, за­сыпание).

  3. Сесть напротив стены на расстоянии 2—5 метров. На­метить на стене две точки, одна под другой, на расстоя­нии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправ­ление засыпанием).

  4. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10—20 секунд — один из йоговских приемов отдыха.

Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких упражнений — появится легкое головокружение и сонливость.

Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии.

(И.В. Чупаха)



  1. И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Пов­торить 5—6 раз.

  2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повто­рить 4 раза.

  3. И.п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз.

  4. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.

  5. И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики паль­цев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4—5 раз.


Комплекс упражнений

для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.

  1. И.п.- сидя на гимнастической скамейке (или на стуле), правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. 10 раз каждой ногой. Вернуться в и. п.

  2. То же стоя.

  3. И. п.- стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки.

Вернуться в и. п.

  1. И. п. -стоя на наружных сводах стоп, полуприсед. 6-8 раз.

  2. И.п. –о. с. С сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног

кверху. Вернуться в и. п. 10-15 раз.

  1. И. п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и. п. 10 раз.

  2. И.п.- стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присед на всю ступню. Вернуться в и. п. – 8-10 раз.

  3. И. п. – стоя правая нога/левая/ перед носком левой /правой/ след в след, подняться на носки. Вернуться в и. п. 8-10 раз.

  4. И. п. – стоя на носках, руки на пояс / стопы параллельно/. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь. 8-10 раз.

  5. И.п.- стоя на носках, повернуть пятки к наружи. Вернуться в и. п. 8-10 раз.

  6. И. п. – стоя, стопы параллельно, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы. 8-10 раз.

  7. И. п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях.

  8. И. п. – упор на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед./30-40ш/. Тоже прыжками «зайчиком».

  9. И. п. – встать на первую рейку гимнастической стенки с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

  10. Ходьба в полуприседе /30-40/с.

  11. И. п. – стоя, поднять левую /правую/ ногу – разгибание и сгибание стопы, потянуть носок вниз, носок на себя. Упражнение выполняется в быстром темпе. 10-12 раз каждой ногой.

  12. И. п. – стоя, поднять левую / правую/ ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь. 4-6 раз.

  13. И. п. – тоже. Круговые движения стопой.

  14. И. п. – стоя / под каждой стопой теннисный мяч/. Подкатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

Упражнения в равновесии.

    1. Ходьба на носках «крадучись» / в полуприседе/, носки внутрь.

    2. Ходьба по гимнастической стенке/ середина стоп на одной из реек/ захват руками на уровне груди.

    3. Ходьба по медицинболам.

    4. Ходьба «гусиным шагом».

    5. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх /спиной вперед/.

    6. Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.

    7. И. п. – захватить пальцами ног карандаш или палочку. Ходьба /30-40/ с.


Комплекс упражнений для стоп.

1.Ходьба на носках.

2.Ходьба на пятках.

3.Ходьба на наружном своде стопы.

4.Ходьба на носках в полуприседе.

5.Стоя поднимание на носках вместе и попеременно.

6.Стоя перекат с пятки на носок и обратно.

7.Стоя на наружном крае стопы сжать и расслабить пальцы ног.

8.Стоя поднимание пальцами ног мелких предметов (карандаш, шарик, платочек) и их перекладывание.

9.Сидя поднимание пятки одной ноги и носка другой.

10.Сидя тыльное сгибание стоп вместе и попеременно.

11.Лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы.

12.Лежа, круговое движение стоп к себе и от себя.

13.Лежа, скольжение стопой одной ноги по голени другой и наоборот.

14.Лежа, написание в воздухе букв, движения выполнять в голеностопном суставе.

15.Лежа, поднимание и оттягивание носков.

16.Лежа на животе, плавание– “кроль” ногами.

Упражнения выполнять по 8-10 раз, весь комплекс или выборочно.


Упражнения для уплощенной и плоской стопы.

  1. Ходьба по гимнастической палке и другим подобным предметам, лежащим на полу, охватывая их сводом сто­пы.

  2. Перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой ступни на гимнастической палке.

  3. Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, бечевки, шнура; захватывание и перекладывание паль­цами ног различных предметов: палочек, шариков, ка­рандашей.

  4. Ходьба на пятках или наружных сторонах стопы с шари­ками, захваченными пальцами ног.

  5. Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, под­нять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке.

  6. Захватывание сводами ступней малого мяча в поло­жении сидя на скамейке; поднять ноги до положения «угол», опустить, положить мяч на пол.


Комплекс упражнений для правильной осанки №1.

  1. И. п. — стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатка­ми, ягодицами, пятками; ноги полностью выпрямлены в та­зобедренных и коленных суставах.

1-3 — сохраняя и. п., сделать шаг вперед;

4 — шаг назад в и.п. Повторить 6—8 раз, следить за положением туловища.



  1. И. п. — то же.

1-4 — скользя рука­ми по стене, поднять их вверх;

5-8— опустить руки в исходное положение. Повторить 6—8 раз.



  1. И. п. — руки на поясе.

1-2 — касаясь стены, сделать наклон влево;

3-4 -вернуться в и.п. Повторить по 4 раза в каждую сторону.



  1. И. п. — то же, руки за головой.

1-2 — касаясь стены, присесть на носках, колени в стороны;

3-4 — вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.



  1. И. п. — стойка спиной к стене, руки на поясе.

1 — правую ногу выставить вперед на носок;

2 — поднять ногу;

3- опустить ногу на носок;

4 — вернуться в и. п. То же левой. Повторить 4 раза каждой ногой.



  1. И. п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые, сом­кнутые.

1-2 — прогнуться, руки вперед — вверх;

3-4 — вернуться в исходное поло­жение. Повторить 6—8 раз.



  1. И. п. — основная стойка, руки на поясе.

1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны;

2 — вер­нуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз. -



  1. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений в течение 30-40 с.


Комплекс упражнений для правильной осанки №2.

  1. Разойтись по всему залу. И, п. — встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, локтями, ягодицами. Сохраняя при­нятое положение, встать на свое место в круг. Повторить 6—8 раз.

  2. И. п. - сидя на полу, ноги врозь, руки вверх.

1 — наклон вперед, коснуться руками носков ног;

2- вернуться в исходное положение, ноги в коленях не сгибать. Повторить 6—8 раз.



  1. И. п. — встать к стене.

1 — поднять согнутую левую ногу;

2 — выпрямить ее;

3 — согнуть;

4 — опустить в исходное положе­ние. То же с другой ногой. Повторить 6-8 раз каждой но­гой, не отрываясь от стены.



  1. В кругу. И. п. — стоя в упоре на коленях.

1-2 — выпрямить ноги в коленях;

3-4 - вернуть­ся в исходное положение. Повторить 6—8 раз.



  1. И. п. — основная стойка, руки вперед.

1-4 — круговое движение правой рукой в боковой плоскости — вниз назад, вверх, вперед. Повторить по 8 раз каждой рукой, сохраняя стойку.

  1. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. Поворот вправо, прыжки на обеих ногах с продвижением вперед по кругу, в чередовании с ходьбой, сохраняя прямую стойку. Повторить 4 раза.

  2. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений в течение 30-40 с.


Комплекс упражнений при нарушениях осанки.

1. “Ракета”



  • И.п.– стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе поднять плечи вверх (“набираем горючее”). Отвести плечи назад, лопатки соединить (“расправить крылья) – задержать дыхания.

  • На выходе опустить плечи, ладони параллельны полу, тянутся вниз, всем телом тянутся вверх – (“взлет”) вытягиваем позвоночник.

  • Расслабиться – (“прилетели”). Повторить.

2. Упражнения для мышц брюшного пресса.

  • И.п. лежа на спине.

  • Поочередное поднимание прямых ног вверх.

  • Одновременное поднимание прямых ног вверх.

  • “Ножницы” горизонтальные.

  • Поочередное подтягивание коленей к животу.

  • “Ножницы” вертикальные. *“Велосипед” (начинаем делать в потолок, затем постепенно опускаем ноги ближе к полу).

  • Переход из положения лежа на спине в положение сидя и обратно с различным положением рук (вперед, к плечам – в “крылышки”, в стороны, вверх).

3. Упражнения для укрепления мышц спины.

  • И.п. лежа на животе.

  • Поднимание прямых рук, приподнимая верхнюю часть туловища.

  • Поочередное поднимание прямых ног назад.

  • Одновременное поднимание прямых ног назад.

  • “Лодочка”– одновременное поднимание прямых ног и рук.

  • “Крылышки”– приподнимая верхнюю половину туловища, большие пальцы кистей прижать к плечам, локти прижать к туловищу, лопатки свести как можно ближе к позвоночнику.

  • Руки за голову “в замок”, лопатки соединить, поднимая верхнюю часть туловища, прогнуться.

  • “Кошечка” встать на четвереньки, прогнуть и выгнуть спину – “кошечка добрая и сердитая”.

Каждое упражнение повторяется от 3-4 до 6-8 раз в зависимости от возраста и тренированности детей.

Упражнения “лодочка”, “крылышки”, “велосипед” выполняются от 30сек., постепенно увеличивая время до 1-3 минут.

В конце комплекса выполнить диафрагмально-релаксационное дыхание

Примерный комплекс

упражнений при сколиозе 1-2 степени.

1. Подготовительная часть-8 минут.


  1. Построение в колонну по одному.

  2. Ходьба обыкновенная, на носках, пятках, на наружных сводах стоп, высоко поднимая колени.

  3. Ходьба с движениями рук.

  4. Ходьба в полуприседе, обычным шагом.

5. И.п.- о.с Поднимание прямых рук вверх- вдох, опускание-выдох.

6.И.п.- о.с. Сгибание колена к животу и возвращение в И.П.

7.И.п.- о.с. 1-2-3-4- круговые движения прямых рук вперед, с пружинистым подниманием на носках (4 раза). Затем также - кругами назад. Повторить по 4-6раз.

8.И.п.- о.с. 1-руки дугами вперед-вверх, левая нога назад, на носок - вдох, и.п. выдох.

9.И.п.- о.с. Руки на поясе 1-2 присесть на носках, руки вперед, 3-4-и.п.

10.И.п.- о.с.

1 -руки на пояс;

2-руки к плечам;

3-руки вперед;

4-руки перед грудью;

5-руки в стороны;

6-руки за голову;

7-руки вверх, хлопок;

8-и.п. Повторить 3-4 раза.

11.Проверка осанки перед зеркалом.

12.Ходьба по залу 50 секунд.



П. Основная часть-27 минут.

1) И.п.- лёжа на спине с мячом в руках - мяч на груди

1-мяч вперед и, стопы от себя - вдох;

2-мяч на грудь, стопы от себя - выдох, повторить 8-10 раз,

после чего отдых, расслабление до 3-5 секунд

2)И.п.- лёжа на спине мяч между колен, руки за голову

1-ноги (с мячом) согнуть, скользя пятками;

2-И.п. повторить 6-8 раз, отдых , расслабление 10 секунд.

3)И.п.- лёжа на спине, мяч на груди,

1-2-круговые движения мячом перед грудью, кругами от себя,

3-4-также, кругами на себя повторить 5-6 раз, отдых,

расслабление до 10 секунд.

4)И.п.- лёжа на спине, мяч на животе,

1-мяч вверх, ноги в стороны, приподнимая,

2-и.п. Повторить 8-10 раз, отдых, расслабление 8 секунд.

5)И.п.- лёжа на спине, мяч вверху, поворот бревнышком на живот

6)И.п.- лёжа на животе, мяч вверху

1-мяч на груди, локти в стороны, голову приподнять, колени согнуть, напрячь спину, ягодицы.

2-3-держать.

4-и.п.- расслабление на 2-3 секунды, повторить 6-8 раз, отдых, расслабление.

7)И.п.- лёжа на животе, мяч за спиной,

1-мяч назад, ноги в стороны, приподнимая,

2-и.п.- расслабление на 2-3 секунды, повторить 6-8 раз.

8)И.п.- лёжа на животе, мяч вверху.

1-мяч за голову, плечи приподнять, лопатки сблизить, спину напрячь,

2-3-держать,

4-и.п.- расслабление на 2-3 секунды, повторить 8-10 раз, отдых.

9)И.п.- лёжа на животе, мяч за головой,

1-приподнять голову, плечи, ноги ,

2-3-держать

4-и.п.- расслабление на 3-4секунды, повторить 6-8 раз, отдых.

10)И.п.- лёжа на животе, мяч за головой

1 -2-мяч вверх, ноги врозь, приподнимая,

3-4-и.п.- расслабление 2-3 секунды, повторить 6-8 раз, отдых. 11)И.п.- лёжа на спине, головой друг против друга, обоюдный захват прямых рук,

1 -обоюдное поднимание ног вперед до угла 45 градусов,

2-3-держать,

4-и.п.- расслабление, отдых, 5-6 раз повторять.

12)И.п.- лёжа на спине обоюдный упор стопами, руки вверху

1 -переход в положение сидя махом рук вперёд,

2-и.п.- повторить 6-8 раз.

13)И.п.- лёжа на спине, головы друг к другу близко, обоюдный захват согнутых рук возле плеч.

1 -2-обоюдное разгибание рук в стороны, ноги в стороны, приподнимания,

3-4-и.п.- расслабление, отдых, повторить 8 раз.

14) «Ножницы»- поднимание одной ноги с опусканием другой. 15)Поднимание прямых ног с последующим их разведением. 16)Скрещивание поднятых прямых ног с последующим их разведением.



Упражнения у гимнастической стенки.

1.И.п.- стоя лицом к стенке на второй рейке, взявшись за руки на уровне плеч, руки согнуты в локтевых суставах, локти в стороны. Выпрямление рук с откидыванием туловища назад.

2.И.п.-тоже, приседание.

3.И.п.-стоя спиной к стенке, взявшись руками на уровне плеч, приседание.

4.Лазание одностороннее и разностороннее.

Игры с мячом.

1.Бросание и ловля мяча двумя руками, поочередно каждой рукой.

2.То же во время ходьбы.

З.Стоя, попарно переброска мяча различными способами: от груди, из-за головы.

4. «Кто скорее»- парная переброска мяча. Задача - скорее выполнить задание перебросить мяч заданное количество раз (5). Переброска мячей по кругу (в

кругу несколько мячей; у каждого по мячу).


Вегето- сосудистая дистония.

Подготовительная часть.

  1. Медленная ходьба - 1 мин.

  2. Ходьба с ускорением и замедлением темпа, руки на поясе - 30 сек.

  3. Руки в «замок» за голову, ходьба на носках - 30 сек.

  4. Руки вперед, ходьба со сжиманием пальцев (быстро) - 30 сек.

  5. Руки на поясе, ходьба на пятках - 30 сек.

  6. Руки на бедрах, ходьба в полуприсяде - 30 сек.

  7. Ходьба медленная - 30 сек.


Основная часть.

  1. Стоя, руки в стороны: вверх, подняться на носки - вдох, опуститься - выдох - 5 раз.

  2. Стоя, ноги вместе, руки на поясе. Поднять согнутую ногу, выпрямить, согнуть, опустить. 5 раз каждой ногой.

  3. Стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Руки вверх, потрясти кистями - вдох, опустить руки - выдох, 5 раз.

  4. Стоя, ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, правой рукой коснуться левого носка - выдох, выпрямиться - вдох, 5 раз.

  5. Стоя, руки на поясе, пружинистые приседания - 5-6 раз.

  6. Стоя, ноги врозь, руки за головой. Отвести локти назад - вдох, вернуться в и.п., 5 раз, дыхание через нос.

  7. Стоя, ноги врозь, руки опущены. 1-2 - поднять руки вверх - вдох; 3-4 - наклониться, коснуться руками пола - выдох, 5 раз.

  8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклон туловища в стороны, противоположная рука скользит вверх, другая вниз по бедру.

  9. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Поворот туловища в сторону, руки отвести назад, 5 раз в каждую сторону.

  10. Стоя, ноги вместе, руки вперед. Мах ноги вперед, коснуться противоположной руки, 5 раз каждой ногой.

  11. Стоя; присесть, руки вперед - выдох, встать - вдох. 4-5 раз.

  12. Стоя, ноги вместе, руки на поясе. Подскоки на двух ногах, 10 раз.

  13. Стоя, руки в стороны - вдох, опустить - выдох. 2-4 раза.

  14. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Согнуть одну ногу в колене, не отрывая от пола, затем другую, выпрямив первую, 5 раз.

  15. Стоя, ноги врозь. Махи ногой 5-6 раз.

  16. Бег в медленном темпе 1 мин.

  17. Ходьба с замедлением темпа 1 мин.

  18. Ходьба по узкой полоске: вперед лицом, вперед спиной.

  19. Стоя у стенки ноги врозь, руки упираются в стену. Максимально сильно надавливать на стену - 3 сек, пауза - 3 сек, 4 раза.


Комплекс вестибулярной гимнастики.

(при болезни Меньера, арахноидитах, гипертонической болезни и другой патологии, связанной с нарушением вестибулярной функции)


Исходное положение лежа:

  1. Руки поднять вверх - вдох, опустить руки - выдох. 3-5 раз.

  2. То же. Следить глазами за движением рук 4-6 раз.

  3. Скользящие движения ногами «ходьба» лежа. Дышать свободно, 30-49 сек.

  4. Движение головой вверх и вниз, сопровождая взглядом 4-6 раз.

  5. Поочередное отведение ног в сторону. По 5-6 раз. Дыхание не задерживать.

  6. По очереди поднять руку вверх и опустить вниз. Следить взглядом за движениями рук. По 5-7 раз.

  7. Отвести левую руку вверх и согнуть в коленном суставе правую ногу. Движение руки сопровождать взглядом. То же - другой рукой и ногой. По 5-7 раз.

  8. Повороты головы влево и вправо. По 3-5 раз в каждую сторону.

  9. Руки вперед. Сгибание и разгибание в локтевых суставах, сжатие и разжатие пальцев. Взглядом следите за движениями пальцев. 5-8 раз.

  10. Руки вверх - вдох, руки вниз - выдох. Дышать свободно 30 сек.

  11. Повороты головы влево и вправо, подбородком коснуться плеча. 5-7 раз.

  12. Руки вверх - вдох, руки вниз - выдох. Дышать свободно. 30 сек.

Исходное положение сидя:

  1. Голова опущена. Медленное вставание и поднимание головы. 3-5 раз.

  2. Руки вперед. Поочередное отведение их в сторону. Взглядом сопровождать движения рук. По 3-5 раз каждой рукой.

  3. Медленные повороты головы в стороны и вращения ею. 5-7 раз.

Исходное положение стоя:

  1. Встать со стула, повернуться на 360° и сесть. Повороты выполнять влево, затем вправо. По 3-5 раз в каждую сторону.

  2. Стоя у стула, отвести руку вправо, сопровождая отведением взгляда. То же в другую сторону. По 5-7 раз в каждую сторону.

  3. Руки вверх, опустить вниз и взяться за сидение стула, 5-7 раз.

  4. Ходьба по прямой, руки вперед (смотреть на кисти рук), ходьба

через препятствия и зигзагообразно, 1 мин.


Комплекс упражнений

при заболеваниях печени и желчных путей.

Режим щадящий. Продолжительность занятия 25-30 минут.



1.Ходьба с высоким подниманием бедер- 30 секунд.

2.Дыхательное упражнение:

И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе,

1-2- локти назад, вдох 3-4- локти вперед, выдох. Повторить 6-8 раз

3.Наклоны вперед :

И.п.- тоже, 1-2- наклон вперед, прогнуться, руки вперед, выдох

3-4-И.п. выдох. Повторить 6-8 раз

4.Приседания:

И.п.- о.с. руки назад,

1-2-приседание , руки на колени, выдох,

3-4-И.п. вдох. Повторить 6-8 раз.

5.Повороты туловища:

И.п.- ноги врозь, руки на поясе

1-поворот вправо, с отведением правой руки в сторону и поворотом головы вправо, вдох.

2-И.п. выдох

3-4- то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону

6.Диафрагмальное дыхание стоя – 30 секунд .

Лечь на спину.

7.Полное дыхание лежа на спине- 30 секунд.

8.Поочередное поднимание прямых ног .

И.п.- лежа на спине, руки под голову поднять правую ногу- вдох,

И.п. - выдох

3-4- то же самое левой. Повторить 4-6 раз поочередно каждой ногой.

9.Полумостик в пояснично-крестовом отделе

И.п.- лежа на спине, ноги согнуты в коленях
1-2- поднять таз, прогнуться в пояснично-крестовом отделе


3-4- и.п. Повторить 6-8 раз. Дыхание произвольное, без задержки

или на 1-2 выдох, 3-4- вдох.

10.Диафрагмальное дыхание- 30 секунд

И.п.- лежа на спине, ноги слегка врозь, согнуты в коленях, руки на животе, лечь на правый бок

11.Отведение ноги и руки в сторону

И.п.- лежа на левом боку, левая нога согнута в колене, левая рука под головой.

1-поднять правую ногу и руку

2-и.п. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное без задержек или при отведении- вдох, в и.п.- выдох.

12.То же на правом боку

13.Диафрагмальное дыхание- 30 секунд

И.п.- лежа на правом боку, ноги согнуты, правая рука под головой согнута, левая на животе.

14.Подтягивание согнутой ноги к животу

И.п.- лежа на правом боку, правая рука под головой, или вверх, ладонью вниз

1-2- согнуть левую ногу, подтянуть ее к животу, обхватив за колено левой рукой, выдох.

3-4-И.п., выдох. Повторить 6-8 раз.

15.То же на левом боку.

Выйти на четвереньки/ в колено -кистевое положение/

16.Диафрагмальное дыхание стоя на четвереньках в колено- кистевом положении- 30 секунд

17.Сед на пятки

И.п. на четвереньках

1-2- сесть на пятки, не отрывая рук и не сдвигая их, выдох

3-4- и.п. вдох. Повторить 6-8 раз

18.Сед сбоку пяток
И.п.- на четвереньках


1-2 сесть влево, выдох, и.п., вдох

3-4- то же вправо. Лечь на спину

Полное расслабление- 30 секунд Встать/не спеша!/

Дыхательное упражнение- 4-6 раз/ с движениями рук /

Все упражнения выполнять в медленном темпе.
Комплекс упражнений

для самостоятельных занятий детей с повышенной подвижностью почек.

1.Ходьба на месте 2-3 минуты.

2.И.п.- руки к плечам, 1-3- подтягивание, руки вверх, 4- и.п.

3.Руки за голову, ноги на ширине плеч.

1-2- поворот вправо,

3-4- поворот влево,

5-наклон вправо,

6 – прямо,

7 - наклон влево,

8 - выпрямиться.

4.Лежа на спине. Руки вдоль туловища.

1 -правую руку вверх, левую ногу согнуть в колене, 2 - и.п.

3 – левую руку вверх, правую ногу согнуть в колене, 4 –и. п.

5.Лежа на спине- «велосипед».
6.Лежа на спине, руки в стороны.


1- вдох

2-поднять правую ногу, согнуть в колене и захватить руками (вдох)

3-4- тоже левой ногой.

7.Лежа на левом боку, левая рука выпрямлена вверх

1- поднять правую руку (вдох)

2 - согнуть правую ногу и прижать правой рукой колено к груди (вдох)

8.Тоже, лежа на правом боку.

9.Лежа на животе, руки вперед.

Поднять руки и ноги, прогнуться (вдох), опустить (выдох).

10.Лежа на животе, руки согнуть в локтях.

1 -поднять правое колено, коснуться локтя.

2 - вытянуть правую ногу.

3 - тоже левой ногой.

11.Лежа на животе, ноги согнуты, стопы в упоре. Поднятие таза (полумост). Держать в течении 3-4 секунд. С сокращением ягодичных мышц и мышц
брюшного пояса. Условный вариант: тоже с выпрямленной одной ногой в коленном суставе.


12.Стоя на четвереньках.

1 - поднимая голову сделать вдох.

2 - скользящим движением передвигая правую ногу вперед, коленом коснуться левой руки, левой ногой- правой руки.

13.Стоя на четвереньках,

1 - поднять левую ногу назад вверх и коснуться грудью пола.

2 - вернуться в и.п. (вдох).

3 -4 -то же с правой руки (выдох).

14. Стоя на четвереньках,

1 - поднять голову, прогнуться- вдох,

2 - наклонить голову и выгнуть спину дугой- выдох.

15.Сед на пятках,

1- стоя на коленях сесть вправо.
2- и.п.- руки на поясе.


3-4- тоже влево.

16.Махи ногами и.п., руки вперед- в стороны.

1 -2 маховое движение вперед, правой ногой до левой руки,

3-4 то же левой ногой.

17. Ходьба по стенке мелким шагом в медленном темпе.
Комплекс упражнений

при хроническом бронхите и бронхиальной астме.

1.Дыхательные упражнения при спокойной ходьбе: на 1 шаг - вдох, на 2 шаг выдох, затем на 2 шага - вдох, на 4 - выдох. Следить за полнотой выдоха.

2. Бег трусцой / 3-5 мин/. Следить за дыханием, на 3 шага - вдох, на 4 шага выдох.

3. И. п. - ноги шире плеч, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, приподняться на носки, вдох, свободно наклониться; уронив руки, выдох.

4.И. п. - сидя на скамейке, ноги вытянуты вперед, руки согнуты в локтях. Отклониться назад, вдох, затем медленно наклонится вперед до полного выдоха, руками достать носки.

5.И. п. - стоя ноги шире плеч, руки на поясе. Выполнять наклоны вправо и лево, поднимая одну руку вверх и отводя ее в сторону наклона.

6. И. п. - о. с. Поднять руки перед собой, потянуться на носках, вдох; присесть на корточки, продолжительный выдох, сопровождаемый звуками шшшааа, жжжааа, щщщууу, жжжууу.

7. И. п. - стоя ноги шире плеч, в поднятых руках медицинбол, наклониться вперед, опустить медицинбол на пол и с силой прокатить его назад, выдохнуть со звуком уууххх.

8.И. п. - сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опушены вниз. Поднять ноги, подтянуть согнутые колени к груди, обхватив их руками; спину согнуть, голову, выдох. Вернутся в и. п., вдох.

9.Упражнение, выполняемое с партнером И. п. - ногами зацепится за низкую перекладину, кистями рук упереться в пол. Сделать глубокий вдох, затем продолжительный выдох. Во время выдоха партнер поколачивает ребром ладони по реберной части грудной клетки и спине.

10.И. п. - лежа, руками упереться в пол. Из и. п. перейти в упор и присев с энергичным выдохом.

11. И. п. - то же. Упор, лежа, партнер берет за голени, ходьба на руках /«крокодил»/, начать с 5-7 шагов и довести до 25-35м.

12. И. п. - о. с. Поднять руки рывком вверх, одновременно оставив левую ногу назад на вытянутый носок, вдох. Вернутся в и. п., выдох. Тоже правой ногой .

13. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.

14.И. п. - стоя ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны вдох, рывком обнять себя с энергичным выдохом.
Комплекс лечебной гимнастики

при хронической пневмонии.

  1. И.п. - лежа. Одну руку положить на живот, другую - на грудь, «дышать животом» 30с.

  2. И.п. - то же. Руки вверх, ноги согнуты в коленных суставах - вдох. Руки вниз, ноги выпрямить - выдох. 5-6 раз.

  3. И.п. - то же. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Руки в стороны - вдох, обхватить ими себя - выдох. 4-6 раз.

  4. И.п. - то же. Ноги подтянуть к животу, руками взяться за колени - вдох, ноги выпрямить, руки вниз - выдох. 6-8 раз.

  5. И.п. - то же, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки на груди. Повороты ног влево и вправо. По 4-6 раз в каждую сторону.

  6. И.п. - сидя на стуле. Руки в стороны - вдох, обхватить себя руками - выдох. 5-6 раз.

  7. И.п. - то же. Руки к плечам. Вращение рук вперед и назад. По 6-8 раз.

  8. И.п. - то же. Руки на живот, «дышать животом» 30-60 с.

  9. И.п. - то же. Руки вверх - вдох, наклониться вперед - выдох. Вдох делать через нос, а более продолжительный выдох через рот. 5-6 раз.

  10. «Ходьба» сидя 20-30 с.

  11. И.п. - стоя. Руки с мячом вперед. Повороты туловища вправо и влево. По 4-6 раз в каждую сторону.

  12. И.п. - то же. Руки с мячом вверх - вдох, руки вниз - выдох. 6-8 раз.

  13. И.п. - то же. Вращение рук в плечевых суставах влево и вправо. По 6-8 раз в каждую сторону.

14.Ходьба на месте 30-40 с, бег на месте 15-30 с. Полезны дыхательные упражнения во время ходьбы.
Программа

первого месяца занятий для детей,

страдающих ожирением 1 и 2 степени (7-10 лет).

  1. Ходьба с высоким подниманием коленей (2мин).

  2. И.п.- ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять круговые движения головой вправо и влево.

  3. И.п. - ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочередно правую и левую), прогнуться, вдох. Вернуться в и. п., выдох.

  4. И.п. - сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное.

  5. И.п. - одна нога впереди другой на расстоянии большого шага и согнута в колене, руки подняты вверх. Наклоняя туловище, одновременно отвести руки назад, выдох. Вернуться в и. п., вдох.

  6. И.п. - лежа на полу, ноги вместе, руки в стороны. Быстро поднять ноги вверх, затем медленно опустить их, разводя в стороны.

  7. И.п. - то же. Руки под головой. Поднять ноги до прямого угла по отношению к туловищу, медленно опустить их на пол.

  8. И.п. - сидя на полу. Выполнять наклоны вперед, доставая руками ступни.

  9. И.п. - лежа на полу с легким предметом на животе. При вдохе приподнимать его, при выдохе опускать. Упражнение на статистическое диафрагмальное дыхание.

  10. И.п. - стоя на четвереньках. Поднять правую ногу и левую руку параллельно полу. Затем поменять ногу и руку.

  11. И.п. - стоя на коленях. Садиться на пол без помощи рук поочередно вправо и влево.

  12. И.п. - лежа на животе. Опираясь на вытянутые руки, приподнять верхнюю часть туловища – вдох, опустить – выдох.

Программа

первого месяца занятий для детей,

страдающих ожирением 2 и 3 степени (11-14 лет).

Ходьба с высоким подниманием коленей.

  1. И.п. - стоя, ноги на ширине ступни. Наклонять голову вперед, коснуться груди подбородком, затем отклонить голову назад до отказа.

  2. И.п. - ноги на ширине ступни, руки в стороны. Выполнять круговые движения прямыми руками вперед и назад.

  3. И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. Выполнять поочередно каждой рукой движения, имитирующие срывание яблок с дерева.

  4. И.п. - стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Выполнять повороты туловища с отведением вытянутой руки в сторону.

  5. И.п. - стоя, ноги шире плеч, руки свободно опущены. Наклоняясь вперед, скользить ладонями по ногам вниз.

  6. И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнять приседания, разводя колени и руки в стороны.

  7. И.п.- сидя на стуле, ноги шире плеч, руки на поясе. Развести руки в стороны и пружиня наклониться вперед, достав руками носков.

  8. И.п. - то же. Прогнуться, заложить руки за голову, вдох. Опустить руки, голову наклонить на грудь, выдох.

  9. И.п. - лежа на полу, руки вдоль туловища. Поднять ноги до прямого угла с туловищем, затем медленно опустить.

  10. Бег на месте (15-30сек.), переходящий в ходьбу с постепенным замедлением шага.

  11. Дыхательные упражнения.

  12. Игра в футбол, баскетбол (10- 15н.)

Дыхательные упражнения.

Комплекс дыхательных упражнений №1 «Кто как дышит?»

1.И.п. — основная стойка. Как пыхтит тесто? «пых-пых-пых...»

2.Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3.Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4.Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5.Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6.Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони, «ф-ф-ф...»

7.И.п. — лежа на спине на полу, правая рука лежит ладонью на живо­те, левая вдоль туловища. Придыхании меняем положения рук.

8.И.п. — сидя на полу, руки на поясе. Делаем затяжной выдох, произ­нося в конце «фу-фу», каждый раз сильно втягивая живот.

9.Ходьба. 2 шага - вдох, 2 шага — выдох.

Все наши движения сопровождаются дыханием. При выполнении уп­ражнений существуют особые правила дыхания:


  1. Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад — делаем вдох.

  2. Свели руки перед грудью и опустили вниз — выдох.

  3. Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.

  4. Выпрямляем или прогибаем туловище назад — вдох.

  5. Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди выдох.


Комплекс дыхательных упражнений №2.

1.И.п. — лежа на спине (сидя, стоя), сделать глубокий вдох

и продолжительный выдох.

2.И.п. — то же, сделать вдох на 4 счета и выдох.

3.И.п. — то же, повернуть кисти наружу с небольшим отведением рук

в стороны и развертыванием плеч- вдох, вернуться в И.п. — выдох.

4.И.п. — сидя (стоя) прямые руки сзади, кисти в замок, скользя руками

по туловищу вниз, развернуть плечи -|вдох , вернуться в И.п. — выдох.

5. И.п. — сидя руки на поясе, отвести локти назад — выдох, И.п. — вдох.

6.И.п. — сидя (стоя) кисти рук на шее, отвести локти и голову назад —

вдох, И.п. — выдох.

7.И.п. — лежа на спине (сидя, стоя), поднять руки вверх через

стороны — вдох, И.п. — выдох.

8.И.п. — то же, руки вперед, в стороны — вдох, И.п. — выдох.

9.И.п. — стоя кисти рук к плечам, отвести сначала правый,

затем левый локоть — вдох, вернуться в И.п. — выдох.

10.И.п. — руки поднять вперед, вверх, назад, прогнуться — вдох,

И.п. — выдох.

11.И.п. — стоя руки вперед, медленно отвести их в стороны — назад,
голову назад — вдох, скрестить руки на груди и наклониться вперед — выдох.

12.И.п. — стоя через стороны медленно поднять руки вверх, посмотреть

на кисти — вдох, опустить руки, наклонить туловище — выдох.

13.И.п. — стоя (сидя) развести руки в стороны, на 4 счета сделать вдох,

на 4 счета опустить руки — выдох.

14.И.п. — медленный бег, при котором и вдох и выдох выполняются

на 4—6 шагов.

15.И.п. — стоя кисти положить на плечи, на 4 счета делать вдох,

И.п. — выдох.
Комплекс дыхательных упражнений №3.

1. «Тик-так»

И. п. — стойка ноги врозь,

1— мах руками назад («тик»).

2— мах руками вперед («так»). Повторить 8—10 раз.



2. «Насос»

И. п. - стойка ноги врозь - вдох.

1— выдох с наклоном туловища вправо, руки скользят вдоль туло­вища

со звуком — «вжик».

2— выпрямиться, вдох.

3-4 - повторить в другую сторону («вжик»).

Повторить все движения по 4-6 раз в каждую сторону.

3.«Ку-ка-ре-ку» Повторить 5-6 раз.

4.«Паровозик»

Ходьба на месте, согнутые руки выполняют круговые, поочередные движения вдоль туловища, приговаривать на выдохе: «Чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 с.



5. «Каша кипит»

И. п. - правая рука на животе, левая рука на груди.

1—2 — втянуть живот и сделать вдох грудью.

3—4 — опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося: «ф-ф-ф-ф».Повторить 3-4 раза.



6. «Семафор»

И. п. — сидя, пятки и носки вместе.

1—2 — руки в стороны, вдох.

3—4 — медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

7. «Рубка дров»

И. п. — стоя. Изобразить рубку дров. Поднять руки — вдох. Опустить руки — выдох, произнося: «Ух-хх! Ух-хх!» Повторить 3—4 раза.



8. «Маятник»

И. п. — стоя. Вдох. Наклоны в стороны, произнося: «Т-у-у-х-х-х! Т-у-у-у-х-х-х!» -выдох. Повторить 3-4 раза.


Специальные комплексы дыхательных упражнений для формирования навыка рационального дыхания.

  1. И.п. - о.с. 1-2 - встать на носки, руки вверх ладонями вперед, потянуться -глубокий вдох через нос; 3-4 - и.п. - глубокий выдох через рот. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

  2. И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. 1-2 - наклон вправо -усиленный выдох через рот; 3-4 - возвращаясь в и.п. - глубокий вдох через нос; 5-8 - то же в левую сторону. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.

  3. «Вырастаем большими». И.п. - о.с. 1-2 - подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями во внутрь, потянуться - глубокий вдох через нос; 3-4 - руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед - усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

  4. И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки за головой. 1-2 - подняться на носки, руки в стороны ладонями вниз - глубокий вдох через нос; 3-4 - и.п. -глубокий выдох через рот. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

  5. И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. 1-2 - наклоняясь вперед, руки в стороны ладонями вниз - глубокий выдох с произношением звука а-а-а-а! Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

  6. «Дровосек», И.п. - широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок.

1-2- поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице - глубокий вдох через нос; 3-4 наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) - усиленный. Форсированный выдох через рот, и.п. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

7.И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. 1-2 – приседая на носках, руки вперед ладонями вниз - глубокий выдох черезрот;3-4-возвращаясь в и.п. - глубокий вдох через нос. Повторить 6-7 раз в медленном темпе.


Литература

  1. Р.А. Нурмухаметова, Т. В. Филиппова. «Методические рекомендации по организации занятий лечебной физкультурой с детьми школьного возраста при нарушениях осанки и сколиозе». 1994.

  2. Горбачев М. С. Гимнастические упражнения для детей специальной медицинской группы./Физическая культура в школе.2009.- №2.-с.38.

  3. Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г., Сливина О. В., Чуманова Т. А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Аркти,2006.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в1-4 классе. – М., Вако, 2004.

  5. Почепецкая О. Ю. Лечебное питание и комплексы оздоровительных упражнений при сердечно-сосудистых заболеваниях.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2006.

  6. Фонарев м. И. Справочник по детской лечебной физкультуре.- М.,1983.

  7. Э. Г. Булич. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Москва, 1996. 

  8. В. Н. Касаткина, Л. А. Шеплягина. Здоровье. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007.

  9. Республиканский центр медицинской профилактики министерства здравоохранения РТ. Методические рекомендации по использованию лечебной физкультуры в занятиях СМГ. Казань, 1998.

  10. Методические рекомендации по анализу и учёту эффективности лечения в практической работе по ЛФК. Казань, 1992.