Затверджена - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Затверджена - страница №1/5

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТІ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНІ

КРИМСЬКИЙ ГУМАНІТАРНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФІЛОСОФІЇ ТА СОЦІАЛЬНИХ НАУК

РЕГІОНАЛЬНИЙ ЦЕНТР ВИЩОЇ ОСВІТИ ІНВАЛІДІВ

РОБОЧА НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА
з дисципліни “ЛОГІКА”
Спеціальності «ПЕДАГОГІЧНІ, ЕКОНОМІЧНІ, ТА ІСТОРИЧНІ»
форма навчання: заочна

курс: 1 БАКАЛАВР


ЗАТВЕРДЖЕНА


на засіданні кафедри

філософії

Протокол № 1 від 30.08.11.

Рабочая учебная программа по дисциплине «логика», образовательно-квалификационный уровень: бакалавр, отрасль знаний специальности «экономика и менеджмент», «история и правоведение», «педагогика».


Форма обучения: заочная, курс 1.

Курс рассчитан на 54 часа, из них 36 часов аудиторной работы, в том числе 20 часов лекционные занятия, 16 часов семинарские занятия, 36 часов самостоятельной работы.




Составитель:

Ассистент кафедры философии и социальных наук И. М. Мешков

Заведующая кафедрой философии

канд. философских наук, доцент Т. П. Разбеглова



ПРЕДМЕТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Объектом формальной логики является абстрактное мышление, являющееся незаменимым инструментом в постижении философских и математических наук.

Предмет формальной логики – законы и формы логического мышления.

Целью курса логики является прочное усвоение логических норм и повышение логической культуры мышления. В соответствии с поставленной целью должны решаться следующие задачи:

  • Освоение раздела о предмете логики и её значении;

  • Освоение темы понятия как формы отражения объективной действительности;

  • Изучение суждения как формы мышления, его практическое применение;

  • Постижение законов логики, их правильная имплементация;

  • Раскрытие сущности умозаключения;

  • Освоение доказательства и опровержения, гипотезы.

После изучения данного курса, студенты должны:
ЗНАТЬ:

  • С чего состоит, и какова содержательная нагрузка логической категории «понятие»;

  • Определение понятия «суждения», и различные их классификации;

  • Основные виды логических законов;

  • Понятие и структуру умозаключения, а также их виды;

  • Определение Гипотезы, и её основные виды;

  • Понятие логической категории «Доказательства», и способы его опровержения.


УМЕТЬ:

  • Проводить логические операции с понятиями и определениями;

  • Решать задачи с суждениями, простыми и сложными;

  • Определять виды логических законов;

  • Решать логические задачи с умозаключениями, как дедуктивными, так и индуктивными;

  • Оперировать «Гипотезой»;

  • Применять способы «доказательства», и уметь их опровергать.



Курс подготовки бакалавров


Направление образовательно-квалификационного уровня

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, соответствующих ECTS: 1,5


Количество тем 8

Общее количество часов: 54


Отрасль знаний

«История и правоведение»;



«Банковское дело»;

«Финансы»;

«Дошкольное воспитание»

«Практическая психология»

«Начальное обучение»
Направление подготовки


бакалавр



Год подготовки: 1

Семестр: 1
Почасовая нагрузка:


  • Лекции: 4 часа

  • Семинары: 2 часа

  • Самостоятельная работа: 48 часов


Формы и средства контроля знаний:

- поточный контроль;



  • модульный контроль;

  • Экзамен

Технология её проведения, бально-рейтинговая шкала, 100 баллов (max).



МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Логика – дисциплина гуманитарного цикла подготовки педагогов в отрасли «экономики», «педагогики» и «истории». Учебный модуль изучается на 1-ом курсе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАЧЁТНОГО КРЕДИТА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Логика – философская наука, позволяющая сформировать умение абстрактно мыслить, что даёт определённые преимущества в изучении не только философских наук, но и развивает аналитические способности студентов, будущих педагогов. Данные способности видения причинно-следственных связей помогают не только расширить кругозор студентов, но и достаточно успешно применять навыки, полученные при изучении курса логики в жизни.

Таким образом, изучение логики является актуальным при подготовке квалифицированных специалистов, знания которых основаны на логическом каркасе.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование тем

Лек.

Практ. занятия

Самост. Работа

Форма контроля

1

Предмет логики и её значение







6

Доклады студентов,.

2

Понятие

2

2

6

Устный опрос студентов, решение логических задач.

3

Суждение

2




6

Решение логических задач

4

Законы логики







6

Устный опрос студентов

5

Дедуктивное умозаключение







6

Устный опрос студентов, решение логических задач

6

Индуктивное умозаключение и аналогия







6

Устный опрос, решение логических задач

7

Доказательство и опровержение







6

Устный опрос студентов

8

Гипотеза







6

Устный опрос студентов




Всего

4

2

48

54


ТЕМАТИКА АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Лекция 1. Предмет логики и её значение.

1. Определение объекта, предмета, и задач логики.

2. История развития логики с античности и до наших дней.

3. Абстрактное мышление, и его особенности.

4. Виды логики: формальная и математическая.

5. Значение логики в научном познании.


Лекция 2. Понятие.

  1. Определение логической категории «понятие».

  2. Логическая структура понятия.

  3. Классификация понятий.

  4. Отношение между понятиями иллюстрируемое кругами Эйлера.

  5. Операции между понятиями.


Лекция 3. Суждение.

  1. Определение категории «суждение», и её логическая структура.

  2. Классификации простых суждений.

  3. Модальность суждений

  4. Операции между суждениями.

  5. Сложные суждения, их виды, и логическая структура.


Лекция 4. Законы логики.

  1. Понятие формально-логического закона.

  2. Определение сущности законов: тождества, противоречия, исключённого третьего и достаточного основания.


Лекция 5. Дедуктивное умозаключение.

  1. Понятие умозаключения и его общая характеристика.

  2. Дедуктивное умозаключение, его логическая структура.

  3. Виды дедуктивного умозаключения: непосредственные и опосредованные.

  4. Простой категорический силлогизм, его значение и фигуры.


Лекция 6. Индуктивное умозаключение и аналогия.

1. Общая характеристика индуктивного умозаключения, и его основные виды: полная индукция, неполная, популярная и научная.

2. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей: метод сходства, различия, соединённый метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков.

3. Общая характеристика умозаключения по аналогии, и её виды: аналогия свойства, отношений, строгая аналогия и нестрогая.


Лекция 7. Доказательство и опровержение.

  1. Понятие «доказательство», его общая характеристика.

  2. Логическая структура доказательства: тезис доказательства, аргументы, факты, аксиомы, постулаты, и демонстрации.

  3. Виды доказательства: прямое и косвенное.

  4. Общая характеристика опровержения доказательства и его виды: прямое опровержение тезиса и косвенное.

  5. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении.


Лекция 8. Гипотеза

1. Определение гипотезы, её сущность и логическая структура.

2. Виды гипотез: по сложности исследуемого объекта, по степени достоверности, и по содержанию.

3. Этапы разработки гипотезы: выдвижение, развитие и проверка гипотезы.


РАЗДЕЛ II. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар №1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.

Цели и задачи: определение предпосылок к развитию логики; обоснование объекта и предмета формальной логики; формирование представления об истинности как главной ценности дисциплины; определение различий между логикой формальной и математической; выделение основных форм логического мышления.
Содержание

  1. Логика как наука.

  2. Познание и мышление.

  3. Мышление и язык.

  4. Семантический анализ высказываний.

  5. Истинность и формальная правильность рассуждения.

  6. Логика формальная, математическая, или символическая логика.

  7. Значение изучения логики.


Виды деятельности: беседа, дискуссия.

Ключевые термины темы: логика, абстрактное мышление, истинность, символическая логика, познание, семантика.
План проведения занятия

  1. Выделение основной проблематики темы. Доклады студентов.

  2. Устный опрос студентов ключевых терминов темы.

  3. Беседа по теме: «Истинность как главная ценность логики».


Проблемные вопросы к теме

  1. В какой период времени возникла логика, и каковы предпосылки её возникновения?

  2. Чем занимается логика?

  3. Кто является родоначальником логики?

  4. Что анализировал родоначальник логики в своих трудах, а также определите вектор влияния данных трудов на процесс развития логики?

  5. Кто открыл важнейшие законы логического мышления, и определите его значение в дальнейшем развитии логики?

  6. В основу чего в дальнейшем было положено логическое учение родоначальника логики?

  7. Чем объясняется особое положение, которое занимает логика по отношению ко всем другим наукам?

  8. Дайте определение формальной логики?

  9. Что такое математическая (символическая) логика?

  10. Дайте общую характеристику абстрактному мышлению?

  11. Что представляет сбой мышление человека?

  12. За пределы чего может выйти человек в процессе мышления?

  13. Что является важнейшей особенностью абстрактного мышления?

  14. Как возникает мыслительная абстракция?

  15. С помощью чего реализуется абстракция?

  16. В чём выражается единство мышления и языка?



Семинар №2. ПОНЯТИЕ.

Цели и задачи: формирование представления о категории «понятие», как форме логического мышления; определение основных логических приёмов образования понятий; проведение сравнительного анализа языка и логического мышления; определение логической структуры понятия; раскрытие дифференциаций категории «понятие»; формирование навыков работы с различными отношениями между понятиями; раскрытие основных операций с понятиями: определение и деление.
Содержание

  1. Понятие как форма отражения объективной действительности. Признаки и их виды. Общая характеристика понятия. Языковые формы выражения понятий.

  2. Логические приёмы образования понятий.

  3. Логическая структура понятий. Содержание и объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

  4. Виды понятий.

  5. Отношения между объемами понятий.

  6. Операции над понятиями.

  7. Определение (дефиниция) понятий.

  8. Деление понятий.



Виды деятельности: устный опрос студентов, решение логических задач.

Ключевые термины: понятие, содержание, объём, отношение, определение, деление.

План проведения занятия

  1. Устный опрос студентов по теме.

  2. Решение логических задач.


Проблемные вопросы

  1. Понятие как форма отражения объективной действительности. Признаки и их виды.

  2. Логические приемы образования понятий.

  3. Логическая структура понятий.

  4. Виды понятий.

  5. Виды отношений между понятиями иллюстрируемые с помощью кругов Эйлера.


Логические задачи на закрепление учебного материала по данной теме.
I. К данным понятиям подберите подчинённые и подчиняющие понятия:

- «Понятие», «Прокурор», «Унитарное государство», «Форма правления»;

II. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

- «Правонарушение, должностное преступление, халатность, адвокат, человек», «Село, крестьянское поселение, общность, город»;

- «Разведка, контрразведка», «Министерство, ВУЗ, Учебное заведение, Университет, Школа, Завод»;

- «Оружие, финский нож, огнестрельное оружие, пистолет, топор, изделие», «Налог, оброк, сбор, дань»;

- «Человек, учёный, общественный деятель, юрист», «Дипломат, посол, консул, служащий, любитель музыки»;

- «Человек, родители, сын, отец, мать, физкультурник», «Пролог, Эпилог»;

III. Подберите понятия находящиеся в отношении пересечения к данным:

- «Студент», «Арендатор», «Документ», «Договор»

IV. Подберите понятия противоположные и противоречащие данным:

- «Бедный», «Законный», «Наличный расчёт», «Правда»

V. Подберите понятия находящиеся в отношении соподчинения к данным:

- Наказание, бедствие, прокурор, акция;

- Преступление, налог, сделка, хищение, право, документ, паспорт;

VI. Проверьте правильность обобщения понятий:

- «Кабинет министров – правительство», «Районный прокурор – областной прокурор», «Час – сутки», «Род – племя»

VII. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- «Социальная справедливость», «Юридическое лицо», «Источник права», «Законность»;

- «Кража», «Невиновность», «Студент», «Спортсмен», «Красный»;

- «Судья», «Следователь», «Депутат», «Гуманизм»;

VIII. Укажите конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные понятия:

- Форма, Племянник, Безволие, Источник права, Кража;

- Невменяемость, Зазнайство, Адвокат, Спутник, преступность, Учащийся, Студент, Школьник;

IX. Укажите, какие понятия выражают отношения рода и вида и какие – целого и части:

- «Элементарная частица - позитрон», «Институт - факультет», «Лицемерие - двуличие», «Система права – гражданское право»;

X. Если деление понятий неправильно, то какие правила нарушены?

- «Дети делятся на воспитанных и наших», «Живые существа подразделяются на животных, растения и белки», «В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы»;

XI. Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части:

- «Сделки совершаются устно или в письменной форме», «Правоохранительные органы делятся на диспозицию и санкцию», «Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью».

XII. Представьте с помощью круговых схем отношения между объёмами имён:


  1. Поэт, украинский поэт, украинский поэт XIX в.;

  2. Картина, реалистическая картина, сюрреалистическая картина, картина Репина, картина Дали;

  3. Учебное заведение, Вуз, университет, университет Украины, Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля.

XIII. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

- «Грабёж – похищение индивидуального имущества граждан», «Халатность – невыполнение лицом своих производственных обязанностей», «самоуправство – это самовольное совершение лицом каких либо действий», «Бытовое убийство – это убийство бытовыми приборами»;

- «Разбой – открытое хищение чужого имущества с применением насилия или его угрозы», «Правовое государство – это государство», «Термометр – прибор для измерения температуры»;

- «Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого либо преступления», «Правоспособность – способность иметь права», «Разбой – это разбойное нападение»;

- «Количество – характеристика предметов с количественной стороны», «Юрист есть юрист», «Если Бог существует, то он существует»;

- «Укрывательство – это заранее не обещанное укрывательство преступника», «Контрабанда – это перемещение товаров через таможенную границу», «Раб – это человек не имеющий свободы», «Преступление – это общественно опасное деяние совершённое с умыслом»

XIV. Укажите какое из определений является слишком широким, слишком узким, перекрещивающимся, определением «как попало», кругом в определении:

- «Документоведение – это то, чем занимаются документоведы», «Рак – небольшая красная рыба, которая ходит задом на перёд», «Философ – это человек разрабатывающий научную методологию», «Совесть – это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои поступки», «Спекуляция есть скупка и продажа товаров или ценных предметов»;

XV. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное. Выделите определение через род и видовое отличие, а также приёмы, заменяющие определение:

- «Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой», «Случайность – форма необходимости», «Сознание – особое свойство высокоорганизованной материи», «Народ – автор и актёр собственной жизненной драмы»;


Семинар №3. СУЖДЕНИЕ. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

Цели и задачи: определение категории «суждение»; раскрытие сущности суждения через её логическую структуру, включающую в себя: субъект, предикат, связку и квантор; сформировать представление о классификациях суждений, сложных и простых; определение закона логики; формирование представлений о законах: тождества, исключённого третьего, достаточного основания, противоречия.

Содержание

  1. Суждение как форма мышления.

  2. Логическая структура суждений.

  3. Классификация простых суждений.

  4. Сложные суждения и их виды.

  5. Модальность суждений.

  6. Общая характеристика законов логики.

  7. Закон тождества.

  8. Закон противоречия.

  9. Закон исключенного третьего.

  10. Закон достаточного основания.


Виды деятельности: устный опрос студентов, решение логических задач.

Ключевые термины: суждение, предикат, субъект, связка, квантор, модальность, релятивность.

План проведения занятия

  1. Устный опрос студентов.

  2. Решение логических задач.

Проблемные вопросы

  1. Дайте определение суждению.

  2. На какие элементы в традиционной логике установилось разделение суждения?

  3. Что такое субъект, поясните его значение?

  4. Что такое предикат, раскройте его сущность?

  5. Что такое связка?

  6. Что выражается в законах и правилах логики?

  7. Дайте определение закону логики?

  8. Какие основные законы формальной логики вам известны?

  9. Какие наиболее общие свойства правильного мышления вы знаете?

  10. В чём состоит специфика законов логики?

  11. Что выражает закон тождества?

  12. Что запрещает закон тождества?

  13. Нарушение требования, вытекающего из закона тождества, ведёт к логической ошибке. Какой именно?

  14. Дайте формулировку закону противоречия.

  15. Когда закон противоречия неприменим?

  16. Сформулируйте закон исключенного третьего.

  17. Какое важное требование к мыслям вытекает из закона исключённого третьего?

  18. Что выражает закон достаточного основания? Сформулируйте его.

Логические задачи по теме «Суждение».

I. Определите, какое из высказываний является сильной, а какое слабой дизъюнкцией:

- «Я подарю ей цветы или книги», «Данный студент находится в институте или дома», «Я куплю масло или хлеб»

II. Определите вид сложного суждения:



  1. Я выучил теоретический материал и сдал зачёт по логике.

  2. Или Иванов совершил это преступление, или Петров, или Сидоров.

  3. Если и только если солнце находится в зените, то тени от него являются самыми короткими.

III. Найдите предложение выражающее суждение:

- «Вещай, великий муж, на что сей создан мир», «Всякое преступление – противоправное деяние», «Кто является основателем науки логики? Ура!»

IV. Определите вид суждения по содержанию предиката:

- «Ни что не существует беспричинно», «Исполнительные документы, по которым истёк срок давности, судом в производство не принимаются»;

- «Не существует абсолютной повторяемости явлений», «Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого»;

- «Законность – неотъемлемая часть демократии», «Севернее островов Новой земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа»;

- «Ярославль южнее Вологды», «В атмосфере Юпитера нет кислорода»;

- «Поэт в России больше чем поэт», «Мораль возникла раньше права»;

V. Определите отношения между категорическими суждениями по «логическому квадрату»:

- «На всякого мудреца довольно простоты – Не на всякого мудреца довольно простоты», «Все дети послушны – Некоторые дети послушны», «Некоторые справки с места жительства оформлены правильно – Ни одна справка с места жительства не оформлена правильно», «Все люди грамотные – Некоторые люди грамотные»;

VI. Дайте объединенную классификацию суждений (АЕIО), изобразите отношение между S и P в кругах Эйлера, установите распределённость терминов:

- «Ни один человек не должен страдать за правду», «Большое множество больших умов живут постройкой карточных домов»;

- «Некоторые преступления не представляют большой общественной опасности», «В здоровом теле здоровый дух»;

- «Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд», «Единица – начало всякого числа»;

- «Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля», «Люди не ангелы»;

- «Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору», «Ни один человек себе не враг»;

- «Инвалиды ВОВ имеют право на льготы», «Нет дыма без огня»;

- «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно», «Ничто не возникает из ничего»;

VII. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово:

- «Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, предоставлено не было», «Нет адъютанта без аксельбанта»;

- «Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления», «Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе»;

- «Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности», «Ни один нацистский преступник не должен уйти от возмездия»;

VIII. Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

- «Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, возлагается на государство»;

- «Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения граждан в порядке, установленном законом»;

- «Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения или прекращением дела, или направлением дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера»;

- «Лицо не несёт ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определён законодательством»;

- «Лица, которые умышленно уничтожают, и разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности»;

- «Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно, либо иным способом – по своему усмотрению»;

- «Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, - наказывается исправительными работами на срок до одного года, или штрафом от 30 до 80 мин. Зарплат, или общественным порицанием»;

- «Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления изменений условий труда определён трудовым законодательством»;

- «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а так же подвергнут уголовному наказанию, не иначе как по приговору суда и в соответствии с законом»;

- «Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается»;

- «Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда»;

- «Заведомо ложный донос суду, прокурору, следователю или органу дознания о совершении преступления – наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок»



- «Если наши дети – это наша старость, то правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – наше горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми».

Семинар №4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели и задачи: раскрыть понятие «умозаключение»; определить его логическую структуру; сформировать представление о дедуктивном умозаключении и его видах: непосредственных и опосредованных (простой категорический силлогизм); определение и значение фигур силлогизма; раскрыть понятие индуктивного умозаключения; раскрыть содержание основных видов индукции: полной, неполной, рабочей и научной; сформировать представление о действиях индуктивных методов установления причинно-следственных связей; раскрыть содержание умозаключения по аналогии, и сформулировать их виды, с определением значения.

следующая страница >>