Застой вредная остановка в движении - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Застой вредная остановка в движении - страница №1/1


Учитель истории - Кавиева Люция Габдельнуровна



Тема урока


ЗАСТОЙ – ВРЕДНАЯ ОСТАНОВКА В ДВИЖЕНИИ

Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха застоя».




Цель урока

Урок должен помочь учащимся на основе обобщения материала по теме «Эпоха застоя» (дополнительная литература, документы, воспоминания современников, музыкальные произведения тех лет) определить особенности духовного развития страны в этот период и ответить на главный вопрос данного урока: в чем проявились застойные явления в жизни общества в 1960—1980-х гг.


задача подготовительного этапа урока

— организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся.


Познавательные задачи

1. Выявить уровень усвоения системы знаний по теме и владения умениями выполнять самостоятельную работу разной степени сложности.

Развивающие задачи

2. Продолжить формирование умений: а) самоорганизации в учебном процессе; б) анализировать и оценивать события и определять своё отношение к ним; в) разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы).


Воспитательные задачи

3. Усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.


Тип урока

Форма проведения урока (проблемный семинар) выбрана не случайно, т.к. способствует не только более глубокому усвоению учебного материала, но и дает возможность сопоставлять, анализировать, аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию.

Подготовка к уроку осуществляется заранее.

Работа проводится в три этапа:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Итоговый.

Класс делится на 4 группы. Перед каждой группой в процессе подготовки к уроку ставится определенная задача, в соответствии с которой отбирается материал для сообщений, дополнительная литература, документы, музыкальное сопровождение.


Технологии

Развивающее проблемное обучение, элементы исследовательской работы, репродуктивные технологии, диалог, развивающее проблемное обучение, развития критического анализа.

Форма организации деятельности учащихся

Первая группа разрабатывает и готовит к уроку материал о развитии литературного творчества в 1960-х — начале 1980-х гг.

Вторая группа работает по теме «Магнитофонная революция и авторская песня в СССР в 1960—1980-х гг.».

Третья группа разрабатывает вопрос о правозащитном движении в СССР.

Учащиеся самостоятельно подбирают материалы, готовят сообщения о личностях той эпохи.

Задача учителя — помочь группам сориентироваться в многообразии литературы по теме и правильно отобрать материал.

Четвертая группа — эксперты. Их задача — проанализировать и обобщить работу групп на уроке, а также сделать вывод по теме. В процессе подготовки к уроку они также знакомятся с документами тех лет, работают с газетными и журнальными публикациями, изучают различные точки зрения на проблемы духовного развития страны с позиции современника той эпохи и с позиции человека нашего времени.







В качестве наглядности на уроке используются портреты А.Сахарова, А.Солженицина, А.Синявского, Ю.Даниэля, В.Высоцкого. Оформлена выставка литературы по изучаемой проблеме.

На доске записывается определение: «Застой — всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо» (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т.1, СПб, М, 1912).

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова из Всеобщей Декларации прав человека (ст. 19): «Всякий человек имеет право на свободу убеждений и на свободное высказывание их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

На доске помещены портреты Л.Брежнева, А.Косыгина, Ю.Андропова, К.Черненко, А Сахарова, А.Солженицына, В.Высоцкого. По периметру класса на стенах и столах размещены вещественные памятники эпохи - значки, деньги, талоны, пионерский галстук, пилотка, горн и барабан, комсомольский, партийный, профсоюзный и военный билеты, бытовые предметы (одежда, часы, игрушки, канцелярские принадлежности, календари и т.д.), а также газеты и книги тех лет.




Оборудование

Персональный компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение

Операционная система Windows 2000, программа для презентаций

“PowerPoint 2003”.




Демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.


Раздаточный материал

1. Всеобщая декларация прав человека. (Извлечение).

2. Конституция РФ (извлечение).

3. Гитлер о принципах организации государственной власти (март 1933 г.) Гитлер о воспитании.

4. Закон о защите немецкой чести и немецкой крови от 15 сентября 1935 года.

5. Первая поправка к Закону «О гражданстве Рейха» от 14 ноября 1935 года

6. Документ. Сочинение школьницы Эрны Листинг.

7. Таблица 1. Нацистские законы времен становления тоталитарного государства

8. Таблица 2. Расписание уроков в нацистской школе для девочек.

9. Карта «Европа между двумя мировыми войнами»




Межпредметные связи

Биология: Ч.Дарвин. «Теория естественного отбора»


Внутрипредметные связи

Обществознание: «Конституция РФ», «Гуманитарное право»,

История России «Формирование тоталитарной системы. И.В. Сталин».



Основные понятия

Права человека, толерантность, гуманизм, милитаризм, реваншизм, фашизм, нацизм, пацифизм, антисемитизм, холокоста, тоталитаризм, демократия.


Важнейшие даты

1. Принятие Декларации прав человека- 1948г.

2. Приход к власти фашистов в Италии -1922г

3. Приход к власти нацистов в Германии- 1933г.

4. Годы правления Б.Муссолини 1922-1945г.

5. Годы правления А.Гитлера 1933-1945г.


План урока

I.1.Ознакомление с темой

II .Устная проверка знаний

  1. (тест)

  2. Беседа + презентация

Задание: работа с декларацией:Найдите статью, которая идет в разрез с идеями Гитлеровской теории (ст. 1, 2)

III. Изучение нового материала

1.1. Идеология нацизма. Нацистские законы времен становления тоталитарного государства

1.2. Воспитание детей в фашистской Германии.

2.1. Антисемитизм. Холокост (Holokaustosis-греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы.

2.2. Неонацизм

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37

О. С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, Учебник Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХ1 века, изд-во Просвещение, 2011 г.

Провести опрос населения по теме « Неофашизм».


Предполагаемый результат

Обучающиеся должны

-знать: характерные черты тоталитарных режимов, отличительные черты фашизма и нацизма.

-понимать: антигуманность изученных режимов, необходимость противостояния распространению неонацистских идей в современном обществе путем утверждения идей гуманизма и толерантности.

-уметь: анализировать исторические документы, прослеживать причинно-следственные связи, вести аргументированный диалог.

- применять навыки коммуникативных компетенций


Используемые источники и литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Миф о застое. — Л., 1991.

2. Джефри Хоскинз. История Советского Союза 1917—1991 гг. — М., 1994.

3. Дирк Кречмар. Политика и культура при Брежневе, Андропове, Черненко 1970—1985. —

М., 1996.

4. П.Вайль, А. Гелис. 60-е. Мир советского человека. — М., 1996.

5. А.Д. Сахаров. Фрагменты биографии. — М., 1991.

6. А.Д. Сахаров. Тревога и надежда. — М., 1990.

7. В. Высоцкий. Человек, поэт, актер. — М., 1989.


Урок начинается с вводного слова учителя.


Учитель. С началом брежневского периода в нашей стране (конец 1964 г.) партийное руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии так называемой «золотой середины», выработанной еще при Хрущёве. Это означало отказ от двух крайностей: очернительства — с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Однако в выступлениях руководителей региональных партийных организаций на ХХIII съезде КПСС в 1966 г. прозвучал призыв «давать решительный отпор фальсификаторам истории», требовательно относиться к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино, не показывать тех произведений, которые искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм, упадничество, искажают отдельные этапы советской истории.

После хрущевской «оттепели» наступил застой в развитии литературы и искусства.



Работа 1 группы

Учащиеся первой группы рассказывают об изменениях в литературной тематике, об усилении цензуры со стороны партийных и государственных органов. Их сообщения включают в себя биографические справки и отрывки из произведений А. Солженицина, И. Бродского. Учащиеся говорят о том, что, давая в своих произведениях справедливые оценки происходящего в стране, они и некоторые другие литераторы вынуждены были покинуть родину и жить на чужбине.

После того как группа закончила выступление, учитель предлагает классу обсудить проблему:

Что нового появилось в литературе 1960—1980-х гг.? Связано ли это с общественной жизнью страны в целом? С какими явлениями общества можно связать литературные новации? Почему? Какие трудности испытывали поэты и писатели того времени?

После обсуждения вопросов слово предоставляется группе экспертов.

Они подытоживают сообщения о развитии литературы в стране и называют черты застоя в данной области творчества: усиление цензуры, распространение госзаказов, запрет печатать произведения ряда зарубежных авторов, лишение возможности некоторых поэтов и писателей заниматься творчеством на родине, высылка их за границу.

Учитель

Далее учитель говорит о том, что специфической чертой культуры 1960—1980-х гг. можно назвать так называемую «магнитофонную революцию» и авторскую песню — новый музыкальный жанр.




Разговор о данном направлении в культуре продолжают учащиеся второй группы. Звучит запись песни В.Высоцкого «Охота на волков», ребята рассказывают о жизни и творчестве поэта и исполнителя. Среди признанных исполнителей авторской песни — Б.Окуджава, Ю.Ким, А.Галич. Учащиеся рассказывают об их творчестве, слушают их песни.

После выступления второй группы учитель предлагает на обсуждение классу вопросы:

Какие проблемы поднимали в своих произведениях исполнители авторской песни? Почему творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др. не потеряло своей актуальности и в наши дни?


Работа экспертной группы

Результатом обсуждения вопросов становится вывод группы экспертов, которые называют черты, характеризующие обсуждаемую эпоху в данном виде творчества: обличение пороков общества в некоторых произведениях литературы и искусства, жестокая цензура со стороны партийных органов, «магнитофонная революция», появление авторской песни, творчество в эмиграции литераторов, вынужденных покинуть родину.

Учитель.

Основным правовым документом цивилизованного государства является Конституция. Для периода истории нашей страны, который мы с вами изучаем, это Конституция 1977 г. Статья 50 Конституции гласит: «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций». Однако факты и события, имевшие место в развитии духовной жизни страны, говорят о противоречии и несоответствии основного закона общества и действительности. В сложившейся ситуации зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже в середине 1960-х под воздействием «оттепели» возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные движения и организации.

Работа 3 группы

Третья группа учащихся рассказывает о диссидентском движении в СССР, о деятельности правозащитных организаций. Свой рассказ учащиеся сопровождают биографическими справками о А. Синявском, Ю. Даниэле, А. Сахарове

Вопросы учителя

Итогом выступления этой группы является обсуждение классом вопросов, предложенных учителем:

Как вы думаете, почему диссидентов было немного? Были ли выступления Сахарова и других правозащитников «бунтом одиночек»? О чем говорил этот «бунт»? Чем была вызвана твердая установка властей на подавление инакомыслия, ведь инакомыслящих было немного?




Закрепление материала

Тест: Выбери правильный ответ на вопрос. В каждом тесте – три вопроса. Для примера приведём вопросы теста № 1:

1. Новым лидером КПСС в 1964 г. стал –

а) Л.И.Брежнев,

б) А.Н.Косыгин,

в) Н.В.Подгорный.

2. Какая сфера народного хозяйства впервые стала одной из приоритетных во второй половине 1960-х гг.? –

а) сельское хозяйство,

б) тяжёлая промышленность,

в) лёгкая промышленность.

3. Войска Организации Варшавского Договора были введены в Чехословакию в – а) 1965; б) 1968; в) 1970 г.

Вопрос-ответ: Дай краткий ответ на вопрос. В каждом варианте – тоже три, но закрытых, вопроса. Например, вариант № 3:

1. Когда начала проводиться экономическая реформа (“косыгинская”)?

2. Какие новые положения были внесены в “брежневскую” Конституцию? (Перечислить).

3. С какой социалистической страной СССР находился во взаимной конфронтации, доходящей до вооруженных столкновений?



Великие и знаменитые: Составь свой список имён выдающихся деятелей брежневской эпохи (не менее 5), которых должен знать каждый образованный человек, и кратко аргументируй свой выбор. Для желающих можно предложить в качестве “подсказки” 50-60 карточек с именами политиков, героев труда, деятелей науки и культуры, известных спортсменов, общественных деятелей и т.д.

Подведение итогов

Завершающим этапом урока становится деятельность группы экспертов, которые вместе с учителем подводят итоги урока, делают общий вывод и отвечают на главный вопрос семинара: в чем проявились признаки застоя в духовной сфере жизни общества?

Домашнее задание

В конце урока учитель даёт домашнее задание – на основе тезисов каждая группа должна подготовить сообщение, определить основного выступающего. Презентация групповых работ относится на следующий урок. После выступления на нём предполагается дискуссия в целях уточнения и коррекции высказанных соображений.