Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Системный подход к обществу 1 124.08kb.
Социально-экономического развития 12 2770.42kb.
Служба компьютерной безопасности представляет собой штатное или нештатное... 1 156.11kb.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития 21 3480.92kb.
Паспорт Программы I. Анализ социально-экономического положения Егорьевского... 6 1364.08kb.
Экономика переходного периода: характер реформ и особенности развития 1 29.47kb.
Социальная сфера. Реферат 2003г. Источник 1 169.62kb.
Конгресс Российского Образовательного Сообщества Программа развития... 1 388.26kb.
Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условия его... 8 1404.36kb.
Системы индикаторов устойчивого развития в США и Великобритании 1 13.94kb.
Прогноз социально-экономического развития Калитинского сельского... 1 43.52kb.
В ред. Федеральных законов от 09. 07. 1999 n 154-фз, от 02. 6 2011.14kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества - страница №1/1

Введение

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость можно рассматривать как своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ.

Во все времена свои главные надежды общество традиционно связывает с молодежью. Энергичность, стремление к новому, уверенность в собственных силах, оптимистичное восприятие жизни – преимущества молодости. Даже отсутствие опыта может обернуться «плюсом», когда вместо стереотипного подхода находится нестандартный алгоритм решения задачи. Вместе с тем молодые люди чрезвычайно уязвимы перед лицом жизненных трудностей, не все из них способы самостоятельно сделать правильный выбор. Улучшение качества жизни молодежи, совершенствование ее подготовки к общественному труду, забота о всестороннем развитии – основополагающие задачи государственной молодежной политики.

Цель – проведение всестороннего статистического анализа состояния основных характеристик занятости молодежи и подростков в Республике Мордовия за 2004-2005 гг.

В качестве объектов изучения выступают молодежь и подростки.

Предмет исследования – факторы, определяющие формирование занятости молодежи и подростков в районах РМ.

В соответствии с целью исследования, в работе ставились следующие задачи:

- изучить теоретические вопросы статистического изучения молодежной и подростковой занятости;

- Проанализировать ситуацию в сфере молодежной и подростковой занятости в Республике Мордовия.

Ситуация в области занятости молодежи представляет собой значительный интерес, поскольку ее проблемы могут коснуться любого молодого человека, выпускника. Во время развития рыночных отношений, которые сопровождаются структурными изменениями в экономике, данная проблема является наиболее актуальной. Пусть для молодых людей длительная безработица представляет меньшую проблему, чем для взрослого населения, она, тем не менее, заслуживает очень серьезного внимания, в том числе и потому, что это определяющий этап их жизни. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Важность вопросов молодежной занятости очевидна: именно от тех, кто вступает во взрослую жизнь, зависит будущее экономики.


1 Теоретические основы изучения занятости молодежи




1.1 Статистика занятости и трудоустройство населения: основные направления изучения

В условиях рыночных отношений структурные изменения экономики характеризуются появлением неоднозначных экономических, политических и социальных проблем, из которых наиболее болезненной является проблема занятости и безработицы населения.

Занятость – совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, связанная с обеспечением их рабочими местами. Будучи функциональной характеристикой населения, занятость определяет степень его включения в процесс общественного труда и представляет собой итоговый момент распределения трудоспособных граждан по конкретным видам деятельности [3].

Статистика занятости является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. Ее показатели, характеризующие численность и состав трудовых ресурсов, уровень занятости и безработицы и другие неизменно занимают одно из ведущих мест в системе статистических показателей развития экономики, народонаселения и социальных процессов, поскольку труд есть необходимое условие существования общества.

Статистика занятости – отрасль статистики, которая изучает состояние рынка труда и деятельность органов служб занятости России с помощью количественных показателей на федеральном и региональном уровнях. Статистика труда и занятости разрабатывает и анализирует показатели наличия, состава и воспроизводства трудовых ресурсов и эффективность их использования в целом и по отраслям народного хозяйства, определяет численность и состав работающих в экономике, изучает подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, выявляет неиспользованные резервы труда. Статистика занятости изучает также территориальную мобильность рабочей силы, уровень безработицы, численность незанятых и безработных граждан и ряд других проблем, необходимых для определения политики занятости. Статистика занятости тесно связана с другими науками: статистикой производственных отраслей, демографией, статистической культуры, здравоохранения и другими науками [2].

Изучение занятости населения приобретает особо важное значение при анализе уровня жизни населения, развития человеческого потенциала. Продуктивная, приносящая доход занятость создает необходимые для общественного развития товары и услуги, обеспечивает населению достаточный уровень доходов, формируя тем самым предпосылки для достойной жизни, всестороннего развития человеческой личности. Занятость, в конечном счете является основой любого дохода и потребления.

Перед статистикой занятости стоят следующие задачи:

- сбор данных о численности занятых как составной части рабочей силы;

- измерение уровня занятости с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

- изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;

- изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;

- измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма №1-Т «Отчет по труду» (месячная, квартальная, годовая). Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения. А также ежемесячно предоставляют в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения». Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости, в них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных [2].

Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, результаты которых позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

В соответствии с рекомендациями МОТ статистика рассматривает численность занятых и безработных как две составные части экономически активного населения.

Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных.

К занятым в экономике относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

- выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме (независимо от того, была ли это постоянная, временная, сезонная, случайная или разовая работа), а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или с компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

- временно отсутствовали на работе по причинам болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; вследствие установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;

- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии [1].

При отнесении или не отнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа, согласно которому работы в течение одного часа в отчетном периоде в сфере экономической активности достаточно, чтобы это лицо отнесено к числу занятых. В международных стандартах уточняется, что к отчетному периоду применяется критерий одной недели или одного дня. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Применение критерия одного часа вызвано тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, включая краткосрочную, случайную и другие виды нерегулируемой занятости. Это позволяет определить суммарные затраты труда, которые в экономическом анализе соотносятся с размерами продукции, доходами от экономической деятельности и другими величинами.

На основе данных о численности занятого населения и экономически активного населения можно рассчитать коэффициент занятости населения (1.1):
, (1.1)

где Tt – численность занятых на t-ю дату;



Рэ.ак – численность экономически активного населения на t-ю дату.

Коэффициент занятости рассчитывается как по населению в целом, так и по полу и отдельным возрастным группам населения. Данный коэффициент характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производственных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения.

Различают полную и частичную занятость.

Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

Частичная занятость подразделяется на явную или видимую неполную занятость и скрытую неполную занятость.

Свободные рабочие места (вакансии) – показатель, характеризующий спрос на рабочую силу. Источниками данных здесь являются сведения предприятий и организаций, сообщенные ими государственным или частным службам занятости, и статистическое обследование работодателей [3].

Коэффициент напряженности на рынке труда – отношение численности незанятого населения к количеству заявленных свободных мест и вакансий.

При естественном уровне безработицы в 4% от численности рабочей силы говорят о полной занятости, т.е. когда занято 96% рабочей силы.

В поисках работы в органы службы занятости обращаются как занятые, так и незанятые трудовой деятельностью граждане. С позиции оценки ситуации на рынке труда, прежде всего, определяется численность зарегистрированных службой занятости РФ граждан, незанятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве.

Безработные - лица, достигшие определенного возраста, принятого в национальном законодательстве в качестве нижней границы трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском с помощью служб занятости или самостоятельно и были готовы приступить к работе незамедлительно или в течение периода, определенного национальным законодательством. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней [3].

Экономически неактивное население – лица, не отнесенные в рассматриваемый период ни к занятым, ни к безработным. Как и в случае с экономически активным населением, эта группа распределяется на неактивных в данный период и обычно неактивных (по аналогичным критериям). Численность экономически неактивных в данный период и причины их пассивности – предмет особого внимания в статистике, поскольку эта группа многочисленна (в России – несколько миллионов), и поведение ее в будущем на рынке труда может резко изменить складывающуюся здесь конъюнктуру.

Одной из важнейших задач анализа рынка труда является оценка степени и возможностей трудоустройства населения, изучение эффективности работы служб занятости.

В поисках работы в органы Федеральной службы занятости обращаются как занятые, так и незанятые трудовой деятельностью граждане. С позиции оценки ситуации на рынке труда, прежде всего, определяется численность зарегистрированных Государственной службой занятости Российской Федерации граждан, не занятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве.

При изучении ситуации на рынке труда определяется численность и состав зарегистрированных государственной службой занятости граждан. Первичные данные обобщаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации в форме 2-т «Сведения о составе граждан, обратившихся в органы службы занятости» [2].

Статистика изучает не только численность, но и структуру обратившихся в Государственную службу занятости Российской Федерации за помощью в трудоустройстве по следующим категориям:

- занятые трудовой деятельностью;

- учащиеся;

- не занятые трудовой деятельностью;

- пенсионеры.

С ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Соответственно, может возрастать и доля пенсионеров, желающих на ниве труда улучшить свое материальное положение.

Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию. В общей численности обратившихся более половины женщины, при этом наиболее высока их доля среди лиц, не занятых трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет, среди которой преобладает доля женщин.

Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. В настоящее время наблюдается рост доли трудоустроенных граждан среди обратившихся в поисках работы в службу занятости, особенно среди учащихся.

Информация о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложение рабочей силы: межотраслевое и межсекторное. Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.

В органы Государственной службой занятости Российской Федерации чаще обращаются граждане, работавшие ранее в государственном и частном секторах экономики, что обусловлено доминированием предприятий этих форм собственности в национальной экономике. Абсолютное большинство из работавших ранее в государственном секторе трудоустраивается через службу занятости также в государственный сектор. Иными словами, структура трудоустроенных по секторам экономики мало дифференцирована по местам прежней трудовой деятельности граждан.

В отчете о трудоустройстве граждан фиксируется численность направленных на профессиональное обучение из числа не занятых трудовой деятельностью и еще нетрудоустроенных, а также численность лиц, получивших консультации: по выбору профессии, по профессиональному обучению, по перемене места работы, по законодательству о труде и занятости и др.

Статистика изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу (1.2):


, (1.2)
где - средняя продолжительность трудоустройства граждан (дней);

- общая продолжительность трудоустройства граждан за год (человеко-дней);

- общее число трудоустроенных граждан в отчетном году.

Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (1.3):


, (1.3)
где - уровень обращаемости населения в органы службы занятости;

- численность обратившихся за трудоустройством граждан за год;

- среднегодовая численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Результативность работы органов служб занятости по трудоустройству населения во многом зависит от достоверности и своевременности информации от предприятий о потребности в рабочей силе, о вакансиях на рабочие места. В настоящее время определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию (1.4):


, (1.4)
где - нагрузка незанятого населения на одну вакансию;

- численность незанятых, обратившихся в службы занятости на конец периода;

- число вакансий на конец периода.

Для характеристики работы органов службы занятости в качестве обобщающего показателя используется уровень трудоустройства, представляющий собой число трудоустроенных безработных, приходящееся на одного обратившегося в органы службы занятости (1.5):


, (1.5)
где - уровень трудоустройства;

- численность трудоустроенных граждан;

- численность обратившихся в службу занятости.

В настоящее время признается, что чем успешнее будет политика государства, направленная на поддержание безинфляционного экономического роста, тем лучше перспективы развития рынка труда. В рекомендациях МОТ указывается, что содействие полной и продуктивной занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государства.


2.1 Адаптация молодежи на рынке труда

Важнейшей сферой любого рынка труда является занятость рабочей силы и, прежде всего, занятость молодежи, как основного звена в системе воспроизводства трудового потенциала национальной экономики.

При избытке рабочей силы, повышении требований работодателей к квалификации работников и в связи с отменой государственного распределения выпускников учебных заведений трудоустроиться молодому человеку сложно.

Традиционно среди всех способов поиска работы на первом месте остается обращение к друзьям, родственникам, знакомым (74%), на втором месте – обращение в государственную службу занятости населения (14%), на третьем месте – непосредственное обращение к работодателю (12%).

Снижение роли органов службы занятости обуславливается рядом причин. Во-первых, стремлением безработных самостоятельно действовать на рынке труда и использовать современные альтернативные формы поиска работы (прежде всего через средства массовой информации). Во-вторых, внесением в 1999 г. поправок в Закон о занятости, которые ужесточили условия получения статуса безработного и права на пособие, сократили период выплаты пособия для определенных категорий безработных (высвобожденных работников, лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, и т.д.). В-третьих, усложнением процедуры подтверждения статуса безработного в период безработицы (введение плана поиска работы).

При изучении молодежи необходима ее группировка по возрасту и социальному статусу. Исходя из этого, для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным выделить следующие категории молодежи:

- трудоспособная молодежь в возрасте 16-29 лет;

- и несовершеннолетние 14-17 лет.

Молодежь на рынке труда Республики Мордовия – категория многочисленная. Число юношей и девушек в возрасте 15-29 лет превышает 20% численности постоянного населения республики. Учитывая, что группа 10-14-летних не намного меньше, в ближайшей перспективе рынок труда будет прирастать именно за счет этой категории населения.

Готовность молодежи к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития общества в будущем. Значимость этого ресурса неуклонно возрастет. В то же время те, кому кроме молодости и амбициозности зачастую нечего предложить работодателю, испытывают острую потребность в особом внимании со стороны общественных и государственных структур.

Количество молодых людей, обращающихся в органы службы занятости населения республики, ежегодно увеличивается. Так, среди граждан, обратившихся в органы службы занятости, молодежь в 2005 г. составила 38,8%. В течение года за информацией, консультацией, трудоустройством обратилось 25,5 тыс. молодых людей (что на 3,4 тыс. человек или 15,6% больше по сравнению с 2004 годом). Из них в 2005 г 11,6 тыс. молодых людей (45,3%) было зарегистрировано в качестве ищущих работу против 11,9 тыс. человек (53,4%) в 2004 г. Следовательно, увеличение количества обратившейся в органы службы занятости молодежи обусловлено ростом числа молодых людей, обратившихся за информацией или консультацией.

На регистрируемом рынке труда Республики Мордовия сложилась довольно сложные условия с востребованностью молодых граждан (таблица 1).


Таблица 1 - Ситуация на регистрируемом рынке труда РМ

Категория молодежи

2004

2005

Поставлено на учет

Трудо-устроено

Поставлено на учет

Трудо-устроено

Молодежь в возрасте

16-29 лет



11931

8574

11550

8880

Несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет

9005

8752

9174

8953

Опираясь на данные таблицы, 1 выявили, что для рассматриваемых возрастных категорий молодежи 2005 г. по сравнению с 2004 г. оказался более результативным. В 2005 г. помощь в трудоустройстве от органов службы занятости получили 8,9 тыс. молодых людей в возрасте 16-29 лет, что на 3,6% больше по сравнению с 2004 г., при снижении на 3,2% общего числа поставленных на учет молодых людей данного возраста. В возрастной категории 14-17 лет помощь в трудоустройстве в 2005 г. получили более 8,9 тыс. несовершеннолетних, что на 2,3% больше по сравнению с 2004 г.

Повысился и общий уровень трудоустройства молодежи: в 2005 г. нашли работу 76,9% молодых людей 16-29 лет из обратившихся в органы службы занятости против 71,9%. в 2004 г.; общий уровень трудоустройства несовершеннолетних 2005 г. остался на том же уровне и составил 97,6%..

Ориентируясь на результаты 2005 г. в связи с последним заключением лишь 2,4% несовершеннолетних, обратившихся в органы службы занятости, не находят подходящей работы, тогда как данная ситуация в возрастной категории от 16 до 29 лет более сложная – не трудоустраивается 23,1% молодых людей, обратившихся в органы службы занятости.

Обращает на себя внимание тот факт, что удельный вес безработной молодежи в общем числе безработных, состоящих на учете в центре занятости, год от года снижается. По состоянию на 1 января 2005 г. на учете в ГУ центра занятости населения состояло 2498 безработных в возрасте 16-29 лет (29% от всех безработных, состоящих на учете в центре занятости). На 1 января 2006 г. удельный вес данной категории населения составил 1460 человек или 23% от общей численности безработных. То есть, несмотря на снижение удельного веса безработной молодежи на данный момент среди официально зарегистрированных безработных – каждый четвертый в возрасте 16-29 лет.

В течение 2005 г. было признано безработными 3,7 тыс. человек молодежи в возрасте 16-29 лет, что на 26% меньше по сравнению с 2004 г. В среднем ежеквартально получали статус безработного 927 молодых людей и 1175 человек снимались с учета. Снято с учета в течение 2005 г. 4,7 тыс. безработной молодежи по причинам: нахождения работы (доходного занятия) - 1776 молодых человека (37,8% от снятой с учета безработной молодежи); направления на профессиональное обучение – 943 человека (20,1%); по другим причинам – 1981 человек (42,1%). Объем регистрируемой безработицы меняется под влиянием двух потоков: входа в число безработных и выход из числа безработных. При этом результативным считается такой «выход», когда безработный теряет свой статус, получая занятие, то есть получает работу или учебу. 2005 г. оказался менее результативным по сравнению с 2004 годом: органы службы занятости помогли 57,9% безработной молодежи из числа снятых с учета адаптироваться и вернуться на работу и учебу, против 60,6% в предыдущем году.

Динамика численности регистрируемых безработных граждан в возрасте 16-29 лет поквартально за 2004-2005 гг. представлена на рисунке 1.



Рисунок 1 - Динамика численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет за 2004-2005 гг.


Заметим, что численность регистрируемой безработной молодежи в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизилась (в среднем на 20%).

Численность безработной молодежи, зарегистрированной в органах службы занятости, как в 2005, так и в 2004 гг., изменялась следующим образом: с начала I до конца III квартала прослеживается снижение численности безработных граждан, а с октября наблюдается незначительное увеличение. Существенное снижение численности регистрируемых безработных во II и III кварталах обосновано активизацией деятельности органов службы занятости по организации временных рабочих мест для незанятых граждан.



Необходимо отметить, что продолжительность безработицы молодежи отличается от длительности безработицы населения в целом (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение безработных по продолжительности безработицы на 1.01.06 г.

Продолжительность безработицы

2004

2005

Всего безработных

Молодежь в возрасте 16-29 лет

Всего безработных

Молодежь в возрасте 16-29 лет

 

чел.

в %

чел.

в %

чел.

в %

чел.

в %

до 1 месяца

669

7,9

208

8,3

780

11,8

207

13,7

от 1 до 4 месяцев

4561

53,7

1474

59,0

2448

37,2

702

46,5

от 4 до 8 месяцев

1832

21,6

530

21,2

1514

23,0

353

23,4

от 8 месяцев до 1 года

682

8,0

155

6,2

1131

17,2

151

10,0

более 1 года

748

8,8

131

5,2

715

10,9

96

6,4

 

8492

100,0

2498

100,0

6588

100,0

1509

100,0

Используя данные таблицы 2, можем отметить, что показатель продолжительности безработицы по молодежи ниже, чем по безработным в целом. Так, в 2004 г. 67,3% молодежи 16-29 лет трудоустраивались в течение первых 4-х месяцев после регистрации в органах службы занятости, тогда как по населению в целом – 61,6%. В 2005 г. прослеживалась аналогичная ситуация – 60,2% и 49,0% соответственно.

Обнаруженная пропорция, безусловно, касается и средней продолжительности безработицы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Средняя продолжительность безработицы в 2005 г.


В 2005 г. средний период продолжительности безработицы молодежи был ниже, чем по безработным в целом в среднем на 12%.

Следует отметить, что в 2005 г. увеличились сроки трудоустройства молодежи (рисунок 3).



Рисунок 3 - Средний период продолжительности безработицы молодежи за 2004-2005 гг.

При сравнении среднего периода продолжительности безработицы молодежи в 2004-2005 гг. (рисунок 3) приходим к выводу о его повышении в среднем на 4,8%.

В территориальном разрезе в 2005 г. (рисунок 4) средняя продолжительность безработицы молодежи находилась в диапазоне от 2,6 до 8,0 месяцев, тогда как продолжительность безработицы в целом – от 2,8 до 8,1 месяца. То есть сохраняется значительная дифференциация районов по среднему периоду безработицы.



Рисунок 4 - Средняя продолжительность безработицы молодежи в 2005 г. в территориальном разрезе


Судя по рисунку 4, средняя продолжительность безработицы молодежи в 2005 г. практически во всех районах республики не превосходила среднюю продолжительность безработицы по населению в целом (исключение составил лишь Ельниковский район).

Рассмотрим состав безработной молодежи по возрастным группам (таблица 3).


Таблица 3 – Состав безработной молодежи по возрасту на 1.01.06 г.

Возраст

Молодежь 16-29 лет, всего

из них проживающих в сельской местности

человек

в %

человек

в %

16-17

13

0,9

4

1,0

18-24

969

64,2

239

58,6

25-29

527

34,9

165

40,4

Итого

1509

100,0

408

100,0

Из данных таблицы 3 следует, что на начало 2006 г. в структуре безработной молодежи наибольший удельный вес занимает молодежь в возрасте 18-24 лет (64,2% от общей численности молодежи, признанной безработной), тогда как несовершеннолетние – менее 1%. Аналогичная ситуация наблюдается в сельской местности: молодежь в возрасте 18-24 лет составляют 58,6%, а молодежь в возрасте 25-29 лет – 40,4%. Различия между последними возрастными группами обусловлены неравными возрастными интервалами. Наименьшее число молодежи в возрасте 16-17 лет среди безработной молодежи объясняется тем, что основная часть желающих найти работу граждан данного возраста проходят очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения и не могут быть признаны безработными.

В настоящее время одной из важнейших социально-экономических проблем, связанных с изменениями на рынке труда, является угроза безработицы для молодых специалистов, окончивших вузы, техникумы, училища. Несмотря на ряд преимуществ по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения (самый длительный период работоспособности, лучшие показатели физического здоровья, наибольшая подвижность, проявляющаяся как в миграционной мобильности, так и в овладении новыми знаниями и умениями), конкурентоспособность выпускников учебных заведений на рынке труда довольно низка. Основными причинами этого являются такие объективные факторы, как отсутствие практического опыта трудовой деятельности и достаточной квалификации после окончания учебного заведения, неподготовленность к производственным отношениям. Проблема конкурентоспособности молодежи усугубляется их идеалистическими представлениями о жизни и работе, завышенные требования к условиям труда и первоначальному размеру заработной платы. Все это мешает их социальной адаптации на рынке труда.

На 1 января 2006 года доля выпускников учебных заведений составила в общей численности безработных 8,3% (или 31,5% в общей численности безработной молодежи).

Структура безработных выпускников существенно не меняется и на начало 2006 г. имела следующий вид (рисунок 5).

Рисунок 5 – Структура безработных выпускников на 1.01.06 г.
Согласно рисунку 5 наибольший удельный вес среди безработных выпускников занимают выпускники СПТУ (39,9%) и ВУЗов (36,8%), что свидетельствует о проблемах с трудоустройством данных групп выпускников. Профессиональный состав выпускников не отвечает в полной мере потребностям работодателей.

В структуре подготовки кадров преобладают специалисты с высшим профессиональным образованием, тогда как среди предприятий, заявивших в органы службы занятости о потребности в рабочей силе, доминирует спрос на рабочие специальности (порядка 90%). Наибольшим спросом пользуются рабочие специальности, требующие от соискателя высокой квалификации. Тогда как в органы службы занятости чаще всего обращаются граждане с высшим образованием, но без стажа (молодые специалисты), рабочие, не имеющие квалификации. Налицо отсутствие четкого механизма регулирования спроса и предложения в сфере занятости.

Несбалансированность – основная проблема современного рынка труда. К примеру, на 1.01.06 г. на 4,5 тыс. безработных, состоящих на учете в центре занятости, приходилось 3,4 тыс. вакансий. При этом максимально возможное заполнение вакансий в соответствии со спросом на них составило менее 2 тыс. мест. Все более возрастают профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы: сохраняется преобладание в структуре безработных специалистов экономического, юридического, инженерного и общего офисного профиля (бухгалтер, менеджер, учителя начальных классов и др.). В то время как на рынке труда постоянством и большим количеством отличаются вакансии по рабочим специальностям (токари, сварщики, фрезеровщики), а также вакансии наименее престижных профессий уборщика, повара, воспитателя и др.

Парадокс заключается в том, что в жизни высоко престижные сегодня специальности далеко не всегда отражают наибольшую социальную потребность. Они, скорее всего, плод «романтических» представлений и ориентации на современный стиль жизни, рекламу и т.д. Общество нуждается в такого рода специалистах в гораздо меньшей степени, чем в других, которые в молодежном сознании оцениваются намного хуже.

Так, например, на 1.01.06 г. по экономическим специальностям на 125 безработных приходится 14 вакансий, по профессии юриста – 91 безработных на 1 вакансию, по специальности учителя начальных классов – 74 безработных при полном отсутствии вакансий. В то время как спрос на труд на каменщика составляет 209 заявленных в органы службы занятости вакансий при наличии 17 безработных данной профессии, столяра – 80 вакансий при 11 безработных, слесаря-сантехника – 75 вакансий при 23 безработных.

Список используемой литературы.



1. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.08.2004 №122-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации».

  1. Ефимова, М.Р. Социальная статистика: учебное пособие / М.Р. Ефимова, С.Г. Бычкова; под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

  2. Занятость, безработица, служба занятости. толковый словарь терминов и понятий: более 1100 слов и словосочетаний / под науч. ред. Ю.В. Колесникова; Рос. учеб. центр федер. службы занятости России. – М.: изд-во Всерос. газеты «Нива России», 1996. – 288 с.