Занятия «Основные стили руководства» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Занятия «Основные стили руководства» - страница №1/3

Элективный курс «В мире юридических профессий»

Тема занятия «Основные стили руководства»

Цели занятия: .

Сформировать представление о основных стилях делового общения, как одной из главных составляющих для работников юридических профессий.

Задачи:

Ознакомить учащихся с видами стилей руководства: либеральный, демократический, авторитарны



Развитие навыков работы с дополнительной литературой и выполнения презентаций

Закрепление полученных знаний практическим путём.



Ход занятия

I. Организационная часть ( слайд 1-2 ) – 5 мин



Вводное слово учителя. Сегодня на нашем занятие мы с вами познакомимся с одной из важных составляющих любой профессии, в том числе и юридической, как стиль руководства.

Но, в начале вспомним, какие юридические профессии вы знаете:



Учащиеся дают краткую характеристику ( слайд 3):

  • Прокурор

  • Адвокат

  • Нотариус

  • Судья

  • Судебный пристав

  • Следователь

Учитель. Актуализация темы – В профессии юриста очень важную роль играет, то какими качествами он обладает, как управленец ( слайд 4) – 5 мин

Презентация «Профессия юриста и важность стиля руководства» ( слайд – 5-8)

              Юрист как должностное лицо ( слайд 5) - специалист по управлению в юридической сфере, занимающий юридическую должность в государственном органе, предприятии, учреждении, коммерческой организации, который постоянно или временно исполняет организационно-распорядительные и другие функции, связанные с властным влиянием на подчиненных данной сферы и с осуществлением юридически значимых действий, направленных на порождение, изменение или прекращение правоотношений.



Началами юридической деятельности являются управленческие. Будучи должностным лицом, осуществляя руководство коллективом (группой), юрист выступает как управленец. Здесь линия взаимоотношений: "руководитель - подчиненный".

                Эффективное руководство юриста как должностного лица зависит от подбора и расстановки кадров, умении работать с людьми. Оно предполагает ( слайд 6):



- распределение функций между работниками, делегировании им полномочий;

- способы включения работников в данную организационную систему с учётом их коммуникабельности, темперамента;

- выработку у работников чувства ответственности за порученное дело.

              Руководитель организует деятельность коллектива, направляет его на выполнение законов в соответствии со служебными полномочиями, принимает управленческие решения, контролирует их выполнение, имеет собственные обязанности и права, несет персональную ответственность за ведение юридического дела и др. Руководитель взаимодействует с рабочей (формальной) группой, т.е. с лицами, объединенными внутри данной организации на определенной основе соответственно официальному положению.

                Результаты работы такой группы зависят прежде всего ( слайд 7):

- от методов руководства группой со стороны руководителя,

- от совокупности практических приемов его поведения и отношений с подчиненными в процессе руководства (управления), которые определяют стиль руководства.

                От стиля управления руководителя зависит психологический и деловой климат в коллективе (слайд 8).

                Стиль руководства - это определенная система постоянно применяемых методов руководства, рабочих приемов поведения руководителя и его отношений с подчиненными в процессе управления (разработке, принятии решений, организации их выполнения и контроля).

Учитель: Учащимся были даны индивидуальные задания по исследованию вопросов о стилях руководства.

Знакомство учащихся со стилями руководства – теоретическая часть ( 15 мин)

Авторитарный - презентация 2

Демократический – презентация 3

Либеральный презентация 4

Практическая часть – работа в группах ( 3 группы по 4 учащихся со своими стилями руководства и группа экспертов) по решению проблемных задач. – 10 – 15 мин
После работы учащиеся поднимают таблички с разным цветом:

Красный- работа была не комфортной

Зелёный – работа очень понравилась

Жёлтый – ощущался некоторый дискомфорт в работе.
Экспертная группа даёт оценку работе каждой из 3 групп по правильности решения проблемной задачи.

III. Подведение итогов. 5 мин



Учитель. Взаимоотношения руководителя и сотрудников (подчиненных) должны быть построены на доверии. Если сотрудники почувствуют полное доверие и готовность руководителя добросовестно ценить их помощь, они отдадут в распоряжение руководителя все свои способности. "Взаимное доверие - это общая основа передачи части своих полномочий", - говорится в американском "Курсе для высшего управленческого персонала".

В школе на основе опытно – экспериментальной площадке есть 3 профиля. Одним из них является социально – гуманитарный (10Б, 11 классы). В рамках профильного обучения преподаётся предмет право, элективные курсы. Социально – гуманитарный профиль позволяет расширить и углубить знания по профильным предметам, подготовить учащихся к ЕГЭ. В рамках профильного обучения выбрана следующие приоритеты в работе:

- исследовательская деятельность;

- проектная работа.

Эти направления работы дали хорошие результаты:

Призёры районной олимпиады – 6 учащихся ( 2 первых места);

Призёры областной олимпиады по избирательному праву ( 2 учащихся);

Призёры НПК «Старт в науку» - 1 учащийся ( 2 место)

Участники районной краеведческой конференции ( 2 учащихся награждены дипломом);

Победитель районного конкурса кроссвордов по избирательному праву – 1 учащийся;

Победитель районного тура конкурса «Молодёжь выбирает будущее» - 1 учащийся;

Победители районного тура литературных работ по избирательному праву – 4 учащихся.
Участники III Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению – 3 работы;

Участники областного заочного конкурса исследовательских краеведческих работ туристско-краеведческого движения «ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России» - 2 работы;

Участники XI ЕЖЕГОДНОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК» - 3 УЧАЩИХСЯ.

Участники олимпиады «Покори Воробьёвы горы» - 2 учащихся.

.

              Юрист как должностное лицо - специалист по управлению в юридической сфере, занимающий юридическую должность в государственном органе, предприятии, учреждении, коммерческой организации, который постоянно или временно исполняет организационно-распорядительные и другие функции, связанные с властным влиянием на подчиненных данной сферы и с осуществлением юридически значимых действий, направленных на порождение, изменение или прекращение правоотношений.



Началами юридической деятельности являются управленческие. Будучи должностным лицом, осуществляя руководство коллективом (группой), юрист выступает как управленец. Здесь линия взаимоотношений: "руководитель - подчиненный".

                Эффективное руководство юриста как должностного лица зависит от подбора и расстановки кадров, умении работать с людьми. Оно предполагает:

распределение функций между работниками, делегировании им полномочий;

способы включения работников в данную организационную систему с учётом их коммуникабельности, темперамента;

выработку у работников чувства ответственности за порученное дело.

              Руководитель организует деятельность коллектива, направляет его на выполнение законов в соответствии со служебными полномочиями, принимает управленческие решения, контролирует их выполнение, имеет собственные обязанности и права, несет персональную ответственность за ведение юридического дела и др. При этом он сам должен отвечать конкретным требованиям, брать на себя функции управления, иметь определенный стиль управления. Руководитель взаимодействует с рабочей (формальной) группой, т.е. с лицами, объединенными внутри данной организации на определенной формальной основе (соответственно официальному положению).

                Результаты работы такой группы зависят прежде всего от методов руководства группой со стороны руководителя, от совокупности практических приемов его поведения и отношений с подчиненными в процессе руководства (управления), которые определяют стиль руководства.

                От стиля управления руководителя зависит психологический и деловой климат в коллективе. Взаимоотношения руководителя и сотрудников (подчиненных) должны быть построены на доверии. Если сотрудники почувствуют полное доверие и готовность руководителя добросовестно ценить их помощь, они отдадут в распоряжение руководителя все свои способности. "Взаимное доверие - это общая основа передачи части своих полномочий", - говорится в американском "Курсе для высшего управленческого персонала".

                Стиль руководства - это определенная система постоянно применяемых методов руководства, рабочих приемов поведения руководителя и его отношений с подчиненными в процессе управления (разработке, принятии решений, организации их выполнения и контроля).

                Различают три основные общие стили руководства (или группы трёх основных видов руководства):

авторитарный (директивный, автократический);

демократический;

либеральный.

                Авторитарный (автократический) стиль руководства характеризуется чётким проявлением личности руководителя, концентрирующим власть в одних руках, и формальными отношениями между ним и сотрудниками (подчиненными). Он проявляется в том, что руководитель:

вмешивается в решение большинства вопросов;

проявляет личную активность и самостоятельность в решении вопросов;

даёт указания и императивным (повелительным) тоном, тоном команд, запрашивает нужную информацию;

не принимает во внимание личность сотрудника и его мнение; подавляет активность сотрудника, и если считается с чужим мнением, то лишь настолько, насколько удаётся его убедить;

осуществляет всеохватывающий контроль и мелочную регламентацию.

                Такое поведение руководителя ведёт к неустойчивости группы, тайному несогласию или безразличию с решением руководителя, неудовлетворенности своим положением в связи с невостребованностью способностей, сокрытию информации, необходимой для качественного выполнения работы. При наличии позитивных элементов (глубокое знание дела руководителем, его умение прогнозировать возможные последствия принятых решений, строгая субординация, чёткая дисциплина, ответственность) при авторитарном стиле руководства превалируют названные негативные элементы, превращающие человека в винтик административной машины и подавляющие его профессионально-правовую инициативу. Все это отрицательно сказывается на результатах юридического дела.

                Нельзя не отметить, что в некоторых экстремальных ситуациях, ориентированных на выполнение глобальной задачи, авторитарный (особенно благосклонно-авторитарный, применяемый у высокообразованных подчиненных) стиль руководства может сыграть положительную роль (задержание вооруженного преступника, погашение пожара и др.), но его нецелесообразно применять постоянно и повсеместно.

                Важно помнить, что руководитель, как правило, вынужден применять авторитарный стиль руководства в двух случаях:

когда его профессионализм ниже общей и профессиональной культуры руководимой им группы (тогда он не в состоянии глубоко постичь дело и прогнозировать возможные последствия принятых решений, но желает "подавить" подчиненных своей властью и мешает делу, провоцирует конфликты в группе);

когда руководимая им группа (подчиненные) имеет низкую общую и профессиональную культуру, лишена профессионализма и целеустремленности (тогда его профессионализм, безукоризненная справедливость и предвидение последствий принятых решений "вытаскивают" работу всего коллектива, но порождают иждивенчество его членов).

                И в первом, и во втором случаях авторитарный стиль руководства является следствием плохой расстановки кадров.

                Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется наименьшей степенью проявления власти и личного влияния руководителя, основывается на полном доверии к исполнителям, на их самостоятельных действиях в пределах их полномочий, невмешательстве в дела подчиненных, вплоть до заигрывания с ними.

                Либеральный стиль руководства заключается в том, что руководитель:

1.считает подчиненных равными партнерами в процессе подготовки и принятия решений по наиболее важным вопросам;

2.доверяет своим подчиненным, может принять решение, предложенное группой, даже если оно не совпадает с его собственным;

3.не демонстрирует своей власти в процессе рассмотрения юридического дела, предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, действовать от случая к случаю или когда на него оказывают давление либо сверху либо снизу;

4.способствует развитию широких контактов в группе, что дает возможность полного использования способностей каждого члена группы, предоставляет подчиненных самим себе;

5.не является координатором действий группы, общение с подчиненными ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживанием личных контактов, что снижает сплоченность группы и развивает индивидуализм;

6.дает возможность неформальным лидерам сильно влиять на решение вопросов и развиться неформальным отношениям в поведении группы, что ослабляет его личную позицию и провоцирует конфликты;

7. не контролирует деятельность подчиненных, потакает им, что ведет к нагромождению ошибок и нерешенных проблем.

                Разумеется, либеральный стиль руководства имеет положительные черты, однако в конечном итоге он приводит к нездоровому соперничеству в группе и к неэффективности работы - ожиданию указаний сверху, избежание инициатив. Либеральный стиль руководства в чистом виде встречается редко. Таких руководителей специально не готовят, они - плод слабости волевых качеств личности как руководителя. Группы, руководимые такими руководителями, как правило, быстро расформировываются и руководство ими передаётся руководителю, стиль руководства которого - авторитарный либо демократический.

                Демократический (коллегиальный) стиль руководства - наиболее распространенный, поскольку он способствует формированию более совершенной формы организации юридической деятельности, где руководитель и коллектив строят свои отношения на доверии, сотрудничестве и сопереживании за порученное дело, где учитываются возможности подчиненных и имеет место терпеливое отношение к их недостаткам.

                Положение демократического стиля среди видов стилей руководства (авторитарного и либерального) является промежуточным: он вбирает позитивные качества и того и другого, отбрасывая негативные. В коллективе  с демократическим стилем руководства устанавливается атмосфера взаимопонимания, здоровый психологический климат.

                Руководитель: 1.считается с мнением подчиненных и обеспечивает их участие (не индивидуальное, а коллективное - совместное) в принятии решений, вплоть до права вето, когда речь идёт о ключевых вопросах рассматриваемого юридического дела;

2.проводит совещания с участием всех членов группы с целью решения наиболее важных вопросов, кающихся всех или большинства участников дела; регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам;

3.привлекает членов группы к обсуждению, обмену мнениями и информацией, имеющейся в их распоряжении (обмен мнениями становится основной формой рабочих взаимоотношений); стимулирует инициативу со стороны подчиненных - выдвижение новых альтернативных решений дела;

4.принимает решение единолично и несёт полную ответственность за него, даже если оно основывалось на неудачных советах подчиненных;

5.обладает широким кругозором в специальной области знаний, умением работать с людьми и практическими профессиональными навыками (точная передача распоряжений, официальной информации, умение отвечать на вопросы коллег, обеспечивать и защищать интересы группы), что позволяет ему завоевать авторитет и добиваться эффективности при решении сложных юридических дел.

При наличии целого ряда позитивных моментов, их преобладании, демократический стиль руководства не лишен недостатков. К числу основных недостатков можно отнести следующие:

1) низкая оперативность обмена информацией и принятия решений, поскольку тратится немало времени на коллегиальное обсуждение вопроса;

2) стремление ряда руководителей уйти от ответственности и переложить ее на коллектив (особенно при решении вопросов, связанных с риском).

                Имеется классификация стилей руководства по наклонности руководителя либо к юридической работе либо к работе коллектива:

руководитель учитывает прежде всего интересы юридической деятельности и сосредоточивается на работе и предстоящих задачах;

руководитель отдаёт приоритет работе с коллективом, интересам подчиненных при учете выполнения задач и целей юридической деятельности.

                Возникает вопрос, какому из двух вариантов следует отдать предпочтение. Ответ не может быть простым, поскольку он зависит от положения дел в юридической практике и в коллективе, от профессионализма кадров, от степени их ответственности и др. Постоянной зависимости между стилем руководства и производительностью труда не существует.

                Ни один из приведенных стилей руководства (авторитарный, либеральный, демократический) не может быть универсальным на все случаи. В том и состоит мудрость руководителя, что он анализирует и учитывает ситуацию, чтобы определить соответствующий курс действия. Наиболее оптимальный - "адаптивный" стиль руководства. Он проявляется в сочетании всех стилей, максимально подходящих для данной ситуации, для решения конкретного юридического дела. Адаптивный стиль руководства позволяет руководителю повысить эффективность руководства и психологическую совместимость с коллективом следующими путями:

1. переформировать группы;

2. перепроектировать задачи, чтобы сделать группу более структурированной;

модифицировать должностные полномочия со стороны вышестоящего руководства.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования старшеклассников относится их социально-речевая подготовка к жизни вне школьных стен.

         Введение элективного курса «Искусство делового общения», как вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обусловлено тем, что, во-первых, ведущей   деятельностью   периода   ранней   юности, рамки которого ограничены 14-15 и 18 годами, Д.Б. Эльконин называет учебно-профессиональную деятельность, благодаря которой формируются определённые познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные штаны, нравственные и гражданские качества личности, основы мировоззрения; во-вторых, ученики мало знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений.

Особый акцент в программе элективных курсов сделан на использование различных методов постижения старшеклассниками своих личностных особенностей, способностей, возможностей, в том числе и недостатков и ограничений, и развитие первых.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык, литература, технология, психология

Программа адресована учащимся 10-11 классов, а также может быть частично использована в 9-х классах.

Она построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку.

В  результате  прохождения  программного  материала  обучающийся  имеет представление  о :                                                                                                              1.Нормах  и  правилах  поведения  среди  сверстников  и  преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать;                                                           2.Языковых особенностях официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях;                                                     3.Вариантных (или вариативных) нормах в русском языке на различных его уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом;         знает:                                                                                                                4.Языковые нормы и правила согласования и словоупотребления;                      5.Правила построения синтаксических конструкций разного вида;


умеет:                                                                                                                     6.Составлять и оформлять деловые документы, такие, как автобиография,
заявление, доверенность, резюме, апелляция и другие.

 

4



7.Отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи, избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с      трудом воспринимаемых конструкций;                                                                                                                       владеет:                                                                                                                     8.Навыками лексической, фразеологической, грамматической и стилистической зоркости;                                                                                                                        9.Навыками устного и письменного этикета;                                                          10.Навыками культуры служебных отношений.

     В соответствии с этим целью прохождения настоящего курса является содействие формированию целостного представления о вербальных и невербальных средствах общения деловых людей,ознакомление с нормами и правилами делового общения, создание условий для оценки учащимися своих способностей и деловых качеств.

В ходе её достижения решаются задачи :                                                                              1 .Формировать у  учащихся  систему  норм  служебного этикета, призванных регламентировать отношения между людьми, занятыми совместной деятельно-стью.                                                                                                        2.Способствовать овладению учащимися культурой делового общения, его вербальными и невербальными средствами;                                                              3.Создавать основу для понимания важности умения правильно составлять различные типы документов в практике делового общения;                               4.Помогать учащимся в выборе будущей профессии;                                                   5.Формировать потребность и умение учащихся поддерживать своё физическое и психическое здоровье, профессиональную работоспособность в условиях конкуренции;                                                                                                                   6.Приобщать учащихся на уровне знаний,умений,ценностных установок к непрерывному общекультурному, научному и профессиональному совершенствованию.

   В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:                                                                                                                                                 1. «Культура делового общения»;                                                                                                2. «Деловой стиль речи»;                                                                                                                     3. «Деловые бумаги». 

   Программа предусматривает проведение традиционных уроков,чтение установочных лекций, проведение практических занятий,обобщающих уроков.

   В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в практических занятиях, занимаются индивидуально, отвечая на вопросы тестов, подготавливая сообщения по микротемам.

   Курс завершается итоговой зачётной работой в конце полугодия. При этом обучающийся должен представить проект «Настольная книга делового человека».

 

 



5

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 


Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

лекции

практика

Раздел 1. Культура делового общения.

1.1.                        Служебная этика и служебный этикет.

1.2.                        Познай самого себя.

1.3.                        Деловые качества.

1.4.                        Человек и его дело.


5

2

3

Зачёт

Раздел 2. Деловой стиль речи.

2

1

1

 

Раздел 3. Деловые бумаги.

3.1. Автобиография.

3.2. Заявление.   

3.3.Личный листок по учёту кадров.

3.4. Доверенность.

3.5. Деловая переписка.

 3.6. Характеристика.

3.7. Резюме.

3.8. Расписка.

3.9. Апелляция.  



7

2

5

Зачёт

Раздел 4. Настольная книга делового человека.

2

 

2

Проект

                      Всего

16

5

11

 

следующая страница >>