Занятие №6 Тема: «Сегментирование рынка» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Занятие №6 Тема: «Сегментирование рынка» - страница №1/1

Занятие № 6

Тема: «Сегментирование рынка»

Теория

Сегментирование рынка – это процесс разбивки всего рынка на группы потребителей со схожими характеристиками, поведением, а также потребностями в отношении товара.
Сегмент рынка – большая, определенная по каким-либо признакам группа потребителей внутри рынка.
Рыночная ниша – более узкая группа потребителей, потребности которых удовлетворяются в недостаточной степени.
Индивидуальный маркетинг – разработка и реализация маркетинговых программ по отношению к отдельным потребителям.
1. Критерии сегментирования потребительского рынка:

  • географические критерии: разбивка рынка на географические единицы, особенности климата, рельеф, плотность населения, городское и сельское население, и т.д.;

  • демографические критерии: пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, национальности;

  • психографические критерии: принадлежность к общественному классу, стиль жизни, характеристики личности;

  • поведенческие критерии: повод к совершению покупки, искомые выгоды, статус пользователя, степень интенсивности потребления, степень приверженности к товару, готовности к его восприятию и отношение к нему.


2. Требования, предъявляемые к сегментам рынка:

  • измеряемость (предприятие должно иметь возможность оценить размеры, покупательскую способность и другие характеристики сегмента);

  • значимость (сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения прибыли);

  • доступность (продавцы должны иметь возможность выхода на сегменты в целях их обслуживания);

  • отличительные черты.


3. Выбор целевых сегментов рынка.

Стратегия массового маркетинга.

Концентрированный маркетинг.

Дифференцированный маркетинг.


Практика.

Задание 1. Некоторые владельцы кафе стремятся разработать концепцию кафе, удовлетворяющего любой спрос. Почему эта политика опасна?

Задание 2. Какие критерии используются при сегментировании рынка потребителей видео кассет? Используются ли те же самые критерии и для сегментирования потребителей художественных книг?

Задание3. Разработайте возможно более полный перечень критериев сегментирования потребителей, которые целесообразно учитывать для успешного бизнеса производителю домашней обуви.

Маркетинговый анализ.

Ситуация для анализа: сегментирование и выбор целевых рынков концерном «Калина».

Российская компания концерн «Калина» является одним из лидеров российского рынка косметических средств, на отечественном рынке она представляет достаточно широкий их выбор. Концерн «Калина» выпускает известную серию по уходу за кожей лица и рук «Черный жемчуг», шампуни «Чистая линия», крем «Чистая линия», защитный крем для рук, питательный крем для детей, средства по уходу за молодой кожей и другие косметические средства. Более того, многие из перечисленных товарных марок предлагаются в нескольких разновидностях и разнообразной фасовке. Компания использует оригинальную упаковку, красочную и привлекательную для покупателей.

Для обслуживания европейского (более конкурентного) рынка компания использует еще больше своих марок, создает все новую и новую продукцию.

Зачастую получается так, что товары компании конкурируют друг с другом на одних и тех же полках магазинов. Возникает вопрос: почему компания «Калина», вместо того чтобы сконцентрировать свои ресурсы на выпуске какой-то одной лидирующей серии, представляет на выбор несколько товарных марок, относящихся к одной категории?

Ответ заключается в том, что разные потребители желают, чтобы приобретенный ими товар обладал некоторым отличным от других набором полезных качеств. Возьмем, к примеру, средства по уходу за кожей лица или для очищения кожи. Выбирая крем, одна потребительница ищет именно то, что действительно подходит ее типу кожи, другая прислушивается к мнению подруг, а для некоторых самыми важными будут сиюминутные ощущения – приятный запах или оригинальная упаковка. Таким образом, мы имеем группы (сегменты) покупателей косметических средств, которые отличаются друг от друга искомыми выгодами от приобретения товаров.

1. «Черный жемчуг» - комплекс для ежедневного ухода за кожей и, в частности, для ее очищения. Включает в себя:



  • мягкое очищающее молочко, которое бережно очищает кожу, удаляя следы макияжа, пыли и загрязнений;

  • лосьоны-тоники «Черный жемчуг», которые используются для очистки лица, они успокаивают и освежают сухую кожу;

  • кремы «Черный жемчуг» для любого типа кожи.

2. «Чистая линия» - косметика российских трав:

  • шампуни «Чистая линия» содержат растительные компоненты для здоровья волос, шампуни выпускаются тонизирующие, успокаивающие, с экстрактом различных трав;

  • тонизирующий крем для лица «Чистая линия», выпускается для разных типов кожи: сухой и нормальной, жирной и комбинированной.

3. Детский крем для ухода за чувствительной кожей малыша.

4. Крем «МИА», разработанный специально для ухода за молодой кожей.

5. Защитные косметические средства для защиты кожи от непогоды и холода.

Сегментируя рынок и имея в своем распоряжении целый ряд марок и серий косметических средств, компания «Калина» в состоянии обеспечить предложения, привлекательные для потребителей всех основных групп предпочтений. Компания «Калина» предлагает свою продукцию для всех возрастных категорий. Сочетание всех товарных марок позволяет компании удерживать долю рынка, намного большую, чем можно было бы завоевать, имея в распоряжении только одну-единственную марку.


Вопросы и задания для анализа.

  1. Почему концерн «Калина» распределяет свои усилия в сфере маркетинга между таким разнообразием товарных марок, вместо того чтобы сосредоточиться на одной из них?

  2. Какие критерии сегментирования потребительского рынка использует компания «Калина»? Можно ли было бы использовать другие критерии?

  3. Используете ли вы косметические средства компании? Если используете, каково ваше мнение о ее продукции? К какому из выделенных «Калиной» сегментов вы отнесете себя?

  4. Представьте, что вы конкурент этой компании. Какую тактику вам лучше выбрать: состязаться с каждой из выпускаемых ею марок, сосредоточить свои усилия на меньшем количестве сегментов рынка или попытаться найти новые рыночные сегменты?

  5. Почему конкуренты, работающие в одном и том же сегменте рынка, действуют на нем по-разному?

  6. Многие люди, не имеющие детей, тем не менее, покупают и используют детские кремы. Как вы думаете, почему это происходит, и стали бы вы поощрять подобное «нецелевое» потребление?

  7. Предложите альтернативный рыночный сегмент для концерна «Калина», а также способы стимулирования сбыта тех марок, которые подходят для данного сегмента.