Занятие №3. Обеспечение судна электроэнергией - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Навигация, лоция и гидрометеорологическое обеспечение судовождения... 22 1666.65kb.
Называется способность судна плавать по определен­ную ватерлинию... 1 28.65kb.
Контрольная работа №1 за IV курс по предмету: «Теория и устройство... 1 77.3kb.
Подготовка воспитательного занятия Воспитательное занятие 1 78.99kb.
Одесская государственная морская академия центр подготовки и аттестации... 5 849.12kb.
Статья 41. Финансовое обеспечение образовательной деятельности 1 64.52kb.
Электросети выполняют проводниками, изолированными друг от друга... 1 248.6kb.
Занятие №5 Занятие № Тема: Понятие случайной величины. Дискретные... 1 221.42kb.
Плавание судна в районе со стесненными условиями 1 76.95kb.
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992 4 397.94kb.
Рекомендации по организации штурманской службы на судах минморфлота... 2 815.62kb.
Шкаф управлениЯ электроприводом и автоматикой 5 924.54kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Занятие №3. Обеспечение судна электроэнергией - страница №1/3




Занятие №3.




Обеспечение судна электроэнергией.





    1. Режим работы судовой электростанции.

      1. Требования к судовым электростанциям.

      2. Принципы построения СЭC.

      3. Требования Регистра РФ к СЭС.

      4. Потребители электроэнергии, получающие питание от АРЩ.

      5. Анализ нагрузок САЭЭС тренажера «Дизель–Сим» на основных режимах работы СЭУ.

    1. Управление САЭЭС с ГРЩ.

      1. Описание блоков управления ГРЩ.

      2. Соединение электрогенератора с сетью.

      3. Автоматическое управление электроэнергетической установкой.

      4. Подготовка к пуску и пуск дизель – генератора. Подключение к ГРЩ.

    2. Упражнение №4: Подготовка к пуску и пуск дизель – генератора.

    3. Упражнение №5: Пуск и синхронизация ДГ №2.

    4. Упражнение №6: Дизель–генераторы с неправильно настроенным регулятором частоты вращения.




    1. Режим работы судовой электростанции.

      1. Требования к судовым электростанциям.

К исходным данным, которые влияют на выбор функциональных схем СЭС, относят количество работающих генераторов в возможных режимах работы судна; состав и мощность потребителей; возможность пуска мощных электродвигателей и соблюдения норм на допустимое значение провала напряжения и длительность переходного процесса.

При разработке схем СЭС исходят из того, что они должны удовлетворять требованиям надежности, живучести, гибкости, удобства эксплуатации и экономичности.

Надежность и живучесть СЭС должны соответствовать ее назначению и значению потребителей, получающих электроэнергию от СЭС. Для обеспечения надежности и живучести СЭС в любом режиме работы судна предусматривают:


  • резервирование отдельных элементов (генераторов, линий электропередачи и др);

  • деление ГРЩ на несколько секций, каждая из которых при необходимости может работать без связи с другими секциями;

  • упрощение СЭС путем включения в нее минимального числа необходимых аппаратов;

  • ГА, аварийное автоматическое включение резерва (резервного ГА, резервной линии и др.);

  • автоматическое снижение нагрузки генераторов при токах, превышающих допустимое значение, а так же при частоте ниже допустимой;

  • применение селективно работающих аппаратов защиты с возможно меньшим временем срабатывания.

Гибкость в работе СЭС должна быть такой, чтобы СЭС удовлетворяла своему назначению (обеспечивала ход судна, выполнение грузовых операций и др.) не только в нормальных режимах ее работы, но и при повреждении отдельных элементов системы.

Комплектация СЭС и ее схема должны допускать устранение повреждений и выполнение профилактируемого элемента. При этом снятие напряжения не должно нарушать работу основного оборудования, обеспечивающего ход судна или перегрузочные операции.

Гибкость СЭС должна обеспечиваться секционированием сборных шин ГРЩ, резервированием линий, рациональным подключением потребителей к различным секциям шин ГРЩ, применением параллельной работы ГА, трансформаторов и др.

Удобство эксплуатации СЭС обеспечивают:


  • выбором возможно более простой схемы;

  • выбором комплектации электростанции, уменьшающей объем профилактических и ремонтных работ и увеличивающей периоды между этими работами;

  • широким применением систем ДАУ;

  • применением систем автоматического управления режимами работы оборудования и контроля за его работой;

  • применением устройств контроля и защиты, облегчающих и ускоряющих поиск неисправностей, прогнозирующих появление неисправностей, улучшающих условия электробезопасности при эксплуатации СЭС.

Экономичности эксплуатации СЭС достигают путем выбора рационального объема автоматизации СЭС с учетом объема автоматизации ГЭУ и судна в целом, а также применением такой комплектации СЭС, которая обеспечивает наименьшие годовые эксплуатационные расходы по электроснабжению с учетом возможностей, открываемых широким применением на стоянке электроснабжения судов с берега, а на ходу судна – УТГ и ВГ.

Однолинейная схема САЭЭС тренажера «Дизель – Сим», изображенная на рис.3.1. разработана с соблюдением всех выше и нижеизложенных требований.




      1. Принципы построения СЭС.

Разработка схем СЭС при заданном составе источников и приемников электроэнергии должна сводиться к выбору необходимой схемы из типовых схем. Для выбора типовой схемы необходимо располагать исходными данными, включающими тип судна и его энергетической установки, тип количество и мощность ГА, режимы работы судна и мощность, потребляемую в этих режимах.

В типовых схемах СЭС необходимо как правило предусматривать параллельную работу (длительную или кратковременную на время перевода нагрузки) FA; возможность комплектации генераторами с различными приводными двигателями; секционирования шин для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на ГРЩ.

Все схемы СЭС должны иметь две секции пониженного напряжения, что обеспечивает разделение приемников электроэнергии, имеющих низкое сопротивление изоляции. Допускается питание групп приемников электроэнергии напряжением 220 В от собственных трансформаторов с учетом специфики судна, состава, мощности и расположения двух щитов электроснабжения с берега и двух фидеров АРЩ. Распределение приемников электроэнергии по секциям ГРЩ должно выполняться с учетом равномерности распределения нагрузки вдоль шин и специфики судна.

Для конкретной схемы СЭС коммутационно-защитную аппаратуру генераторов выбирают на номинальные токи. Рекомендуется предусматривать дистанционное управление АВ генераторов. Для коммутации шин ГРЩ следует использовать разъединители, выбор которых необходимо выполнять из фактического распределения потоков электроэнергии вдоль шин ГРЩ. Для коммутации перемычек следует использовать АВ. Выбор АВ перемычек необходимо осуществлять с учетом наибольшей расчетной нагрузки.




      1. Требования Регистра РФ к СЭС.

Питание ответственных потребителей.

От шин ГРЩ должны получать питание по отдельным фидерам следующие потребители:



  • Электроприводы рулевых устройств (главный электрический или электрогидравлический рулевой привод, состоящий из одного или более силовых агрегатов, должен получать питание по двум отдельным фидерам, проложенным непосредственно от ГРЩ разными трассами, в случае применения в ГРЩ секционированных сборных или питания каждого фидера должно осуществляться от разных секций, один из фидеров может получать питание от АРЩ);

  • Электроприводы якорного устройства;

  • Электроприводы пожарных насосов;

  • Электроприводы осушительных насосов;

  • Электроприводы компрессоров и насосов спринклерной системы;

  • гирокомпас;

  • щит холодильной установки грузовых трюмов;

  • щит радиостанции;

  • щит навигационных приборов;

  • щит сигнально-отличительных огней;

  • секционные щиты и распределительные устройства питания других потребителей ответственного назначения, объединенных по принципу однородности выполнения функций;

  • щит станции автоматической сигнализации обнаружения пожара;

  • электроприводы механизмов, обеспечивающих работу ГЭУ;

  • щиты электроприводов грузовых, швартовных, шлюпочных и других устройств, вентиляции и нагревательных приборов;

  • зарядные устройства стартерных аккумуляторных батарей и батарея, питающих ответственные устройства;

  • другие, не перечисленные выше потребители – по требованию Регистра.

Если механизмы одного назначения с электрическими приводами установлены в двойном или большем количестве, за исключением предусмотренных, то по крайней мере один из этих электроприводов должен получать питание по отдельному фидеру от ГРЩ. На остальные электроприводы таких механизмов допускается подавать напряжение от секционных щитов или специальных распределительных устройств, предназначенных для питания ответственных потребителей.

Если сборные шины на ГРЩ разделены на секции, имеющие межсекционные разъединительные устройства, то электроприводы, секционные щиты, специальные распределительные устройства или пульты, установленные в двойном или большем количестве или питаемые по двум фидерам, должны быть подключены к разным секциям ГРЩ. При нормальной работе АРЩ должен питаться от ГРЩ.


      1. Потребители электроэнергии, получающие питание от АРЩ.

Аварийные источники на грузовых судах неограниченного и ограниченного района плавания, валовой вместимостью 300 рег.тонн и более должны обеспечивать питание в течение 18 ч. следующих потребителей:

  • аварийного освещения;

  • сигнально-отличительных фонарей;

  • радио и навигационного оборудования;

  • системы сигнализации обнаружения пожара;

  • лампы дневной сигнализации, звуковых сигнальных средств, призывной ручной сигнализации и остальных видов сигнализации, требуемых в аварийных состояниях;

  • одного из пожарных насосов и электрооборудования, обеспечивающего работу пеногенераторов;

  • рулевого устройства.




      1. Анализ нагрузок САЭЭС тренажера «ДИЗЕЛЬ – СИМ» на основных режимах работы СЭУ.

Расчёт нагрузки САЭЭС.

Для расчета нагрузки САЭЭС используем аналитический метод постоянных нагрузок, основанный на составлении табличных моделей, отражающих изменение нагрузок отдельных приемников электроэнергии в различных режимах эксплуатации судна. Таблич






НАЙТИ И ВСТАВИТЬ

Однолинейная схема САЭЭС тренажера "ДИЗЕЛЬ-СИМ


Рис.3.1.

ная модель электрических нагрузок генераторов по данному методу расчета представлена графами 1÷31 таблицы № 3.1.

В графах 1÷7 указывают соответствующие количественные значения всех непрерывно и периодически работающих в данном эксплуатационном режиме приемников электроэнергии. Если приемники не работают или эпизодически работают в данном режиме, то в соответствующих строках делают прочерки.

Номинальная потребляемая мощность приемника, значение которой указывается в графе 6, определяется по формуле:


(1)
Где: РНУ, кВт – номинальная установленная мощность (на волу) приемника (из графы 3);

η – к.п.д. приемника (из графы 4).


В графах 8, 14, 20, 26 указывают условные обозначения графика работы приемников в рассматриваемом эксплуатационном режиме (НР – непрерывная работа, ПР – периодическая работа).

Непрерывно работающими (НР) являются однократно подключаемые приемники, время работы которых соответствует продолжительности рассматриваемого эксплуатационного режима и находится в пределах 70÷100% общей продолжительности режима (17÷24 ч. в сутки).

Периодически работающими (ПР) являются многократно подключаемые приемники, суммарное время которых находится в пределах 15÷70% продолжительности режима (3,5÷17 ч. в сутки).

Значение коэффициента загрузки КЗ приемника электроэнергии, указываемое в графах 10, 16, 22, 28:


(2)
Где: РФП, кВт – мощность фактически потребляемая приемником электроэнергии в данном эксплуатационном режиме.

Значение РФП и КЗ определяют на основании всестороннего анализа режимов работы приемников электроэнергии. Ориентировочно значение КЗ приемников электроэнергии механизмов и устройств судовых энергетических установок и судовых систем находится в пределах 0,7÷0,9; палубных механизмов 0,3÷0,9; бытовых приемников 0,5÷0,9; преобразователей электроэнергии 0,6÷0,9.

Коэффициент загрузки электродвигателей насосов, вентиляторов и компрессоров можно представить в виде произведения коэффициента использования двигателя КИД и коэффициента загрузки механизма КЗМ:
(3)

(4)

(5)
Где: РНМ, кВт – номинальная мощность механизма (со стороны привода);

РФМ, кВт – фактическая мощность механизма в данном режиме работы.



Значения РФМ и КЗМ определяют на основе анализа режимов работы соответствующих насосов, вентиляторов, компрессоров. Значение коэффициента КИД находится в пределах 0,85÷0,90 так как мощность электродвигателей выбирают с некоторым запасом.

Значение коэффициента мощности cos φ, указываемое в графах 11, 17, 23, 29 определяем с помощью кривых, приведенных на Рис.3.2.(Л(1)).



ВСТАВИТЬ КРИВЫЕ С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕМ КОЭФФИЦИЕНТ МОЩНОСТИ

COS 

Рис.3.2.


Значение активной потребляемой мощности РР, указываемое в графах 12, 18, 24, 30, определяем:

(6)
Где: η – к.п.д. потребителя электроэнергии в соответствующем режиме.
Значение реактивной потребляемой мощности QР, указываемое в графах 13, 19, 25, 31, определяем:

(7)
Где: tg φ – коэффициент, определяемый по cos φ в заданном режиме.
После заполнения таблицы определяем потребляемую активную и реактивную мощность с учетом коэффициента одновременности КО = 0,9.

Далее находим суммарную потребляемую мощность в данном режиме с учетом 3% потерь электроэнергии в сети.

Активную:

ΣР = 1,03 ∙ (ΣРНР + ΣРПР), кВт (8)

Реактивную:

ΣQ = 1,03 ∙ (ΣQНР+ ΣQПР), кВт (9)


Затем находим общую мощность:
, кВт (10)
средневзвешенный коэффициент:

(11)

В нашем случае расчет нагрузки САЭЭС тренажера «Дизель – Сим» производился для 4-х режимов:



  • 1 – ый режим: Стояночный режим с разгрузочно-погрузочными операциями;

  • 2 – ой режим: Стояночный режим без разгрузочно-погрузочных операций;

  • 3 – ий режим: Ходовой режим;

  • 4 – ый режим: Аварийный режим.

Результаты расчета показали, что мощности генераторов данного тренажера полностью соответствуют потребляемой мощности потребителей электроэнергии во всех режимах работы данного тренажера и составляют для:



  • 1 – го режима: 1 генератор мощностью 600 кВт. Потребляемая мощность потребителя в этом режиме – 574,23 кВт;

  • 2 – го режима: 1 генератор мощностью 600 кВт. Потребляемая мощность потребителей в этом режиме – 327,97 кВт;

  • 3 – го режима: 2 генератора мощностью по 600 кВт каждый. Потребляемая мощность потребителей в этом режиме – 1172,67 кВт;

  • 4 – го режима: 1 генератор мощностью 200 кВт. Потребляемая мощность потребителей в этом режиме – 151,25 кВт.




    1. Управление САЭЭС с ГРЩ.

      1. Описание блоков управления ГРЩ.

Главный распределительный щит судовой автоматизированной электроэнергетической системы тренажера «Дизель – Сим» состоит из семи секций изображенных ниже на рисунках:

  • валогенераторная секция ГРЩ, рис.3.3.(а);

  • секция ГРЩ дизель – генератора №1, рис.3.3.(б);

  • секция ГРЩ синхронизации, synchronizing рис.3.3.(в);

  • секция ГРЩ дизель – генератора №2, рис.3.3.(г);

  • секция ГРЩ турбогенератора, рис.3.3.(д);

  • секция ГРЩ аварийного дизель-генератора, рис.3.3.(е);

  • секция ГРЩ различных потребителей, рис.3.3.(ж).

На секции каждого генератора расположены (Рис.3.3.(а)÷3.3.(ж)):



    1. Показывающие приборы:

  • Позиция U1 – вольтметр (В), показывающий напряжение в сети;

  • Позиция U2 – амперметр (А), показывающий силу тока в цепи;

  • Позиция U3 – кило-ваттметр (кВт), показывающий активную нагрузку в цепи;

  • Позиция U4 – частотомер, показывающий частоту тока в цепи;

  • Позиция U5 – кило-ВАР-метр, показывающий реактивную нагрузку в цепи.




  • Позиция 0 – проверка исправности ламп данной секции;

  • Позиция 1 – переключатель фаз, дающий возможность измерить напряжение, силу тока, активную и реактивную мощность, частоту тока в каждой из фаз цепи;




    1. Органы запуска ДГ, регулирования его частоты тока и напряжения:

  • Позиция 2 «START» – дистанционный пуск электрогенератора (дистанционный пуск ДГ-ров №1 и №2 и аварийного ДГ рис.3.3.(б), (г) и (е); дистанционное подключение муфты ВГ рис.3.3.(а));

  • Позиция 3 – орган регулирования частоты вращения генераторов, а следовательно частоты тока при работе генераторов на ХХ, а также распределения активной нагрузки в ручном режиме между параллельно работающими генераторами подключёнными к судовой сети;




  • Позиция L2 «LOWER» и «RAISE» – лампы индикации регулирования (повышения или уменьшения) частоты вращения генераторов;

  • Позиция 4 «MAGNETIZATION» – включатель «ON» органа регулирования напряжения возбуждения генераторов, следовательно и регулирования напряжения генератора, а также распределения реактивной нагрузки между двумя параллельно работающими генераторами;

  • Позиция P1 – потенциометр органа регулирования напряжения возбуждения генераторов;




    1. Кнопки подключения и отключения электрогенератора к судовой сети:

  • Позиция 5 «CIRCUIT BREAKER» – автомат подключения «CONN» и отключения «DISCONN» электрогенератора к/от судовой сети;




  • Позиция L3 «IN» – лампа индикации присоединения генератора к шинам;

  • Позиция L1 «READY» – лампа индикации готовности электрогенератора к управлению системой «Power Chief», которая наступает при выполнении следующих условий:

  1. на местном посту управления электрогенератор переведен на дистанционное управление «REMOTE»;

  2. включен масляный насос предварительной прокачки ДГ;

  3. в системе ДГ отсутствуют аварийные параметры;

  • Позиция L4 «SG MODE RPM SIM» – лампа индикации режима работы СЭУ с валогенератором и ВРШ (Валогенераторная секция ГРЩ рис.3.3.(а));

  • Позиция L8 «START» – лампа индикации работающего генератора (Секция ГРЩ турбогенератора рис.3.3.(д));





  • Позиция L9 «IN» – лампа индикации подачи электропитания от общей судовой сети на автоматику запуска АДГ.

На секции синхронизации ГРЩ (Рис.3.3(в)) расположены:



    1. Показывающие приборы:

  • Позиция U1 – вольтметр (В), показывающий напряжение в сети;

  • Позиция U4 – частотомер, показывающий частоту тока в цепи;

  • Позиция U6 – синхроноскоп (фазоуказатель), служащий для определения чередования фаз подключаемого электрогенератора и его совпадения с уже работающими электрогенератороми;

  • Позиция U7 – Мега-омметр для измерения сопротивления изоляции в каждой из фаз цепи выбранного генератора или судовой цепи в целом;

  • Позиция 6 – переключатель выбора генератора вводимого в параллельную работу;

  • Позиция 7 – переключатель фаз, дающий возможность измерить сопротивление изоляции в каждой из фаз цепи выбранного генератора;




    1. Кнопки подключения и отключения береговой сети к/от судовой сети:

  • Позиция L5 «SHORE CONN» – включатель моделирования берегового электропитания;

  • Позиция L6 – ламповый фазоуказатель, служащий для определения несовпадения фаз береговой сети с судовой сетью;

  • Позиция L7 «WRONG ROTAT» – включатель моделирования несовпадения фаз береговой сети с судовой сетью;

  • Позиция 5 – автомат подключения «CONN» и отключения «DISCONN» береговой сети к/от судовой сети;

  • Позиция L3 «CONN» – лампа индикации присоединённой береговой сети к шинам;

На секции ГРЩ различных потребителей (Рис.3.3(ж)) расположены:



  • Позиция U8 и U9 – «AIR TEMP CONTROL ROOM» и «AIR TEMP ENGINE ROOM» – приборы измерения температуры воздуха в ЦПУ и МО соответственно;

  • Позиция U3 – кило-ваттметр, измеряющий активную нагрузку одного из включенных насосов с данной секции ГРЩ, выбранного с помощью переключателей «PUMP» и «PUMP №» (Позиции 8 и 9);

  • Позиция 8 – переключатель выбора насоса (SW, HTFW, LTFW и LO PUMPS);

  • Позиция 9 – переключатель выбора номера насоса (PUMP №1 или №2);

  • Позиция 10 – подключатель «CONN» статического преобразователя тока «STATIC CONVERTER SUPPLY» для регулирования частоты тока выбранного насоса;

  • Позиция P1 – потенциометр регулирования частоты тока (частоты вращения) выбранного насоса;

  • Позиция 11 – включатель «ON» моделирования изолированного электро-обеспечения, т.е. при включении этой позиции судно будет обеспечено электро-энергией независимо от состояния систем ДГ-ров и ГРЩ.

А также секция ГРЩ различных потребителей обеспечивает дистанционный пуск и остановку различных потребителей, наименование которых согласно их позиций на рис.3.3.(ж) дано в таблице №3.2.

Таблица №3.2.


Поз.



Наименование агрегата

Русский текст

Английский текст

12

Насос рулевой машины №1

Steering gear pump №1

13

Насос рулевой машины №2

Steering gear pump №2

14

Вентилятор МО №1

Engine room ventilation №1

15

Вентилятор МО №2

Engine room ventilation №2

16

Вспом. воздуходувка ГД №1

Main engine aux blower №1

17

Вспом. воздуходувка ГД №2

Main engine aux blower №2

18

Рефрижераторная установка

Refrigeration

19

СКВ ЦПУ

Control room air condition

20

СИГ

Inert gas system

21

Насос забортной воды №1

SW pump №1

22

Насос забортной воды №2

SW pump №2

23

Насос пресной воды №1 низкотемператур.контура

LTFW pump №1

24

Насос пресной воды №2 низкотемператур. контура

LTFW pump №2

25

Насос пресной воды №1 высокотемперат. контура

HTFW pump №1

26

Насос пресной воды №2 высокотемперат. контура

HTFW pump №2

27

Главный масляный насос №1

Main LO pump №1

28

Главный масляный насос №2

Main LO pump №2

29

Вентилятор вспом. котла

Boiler combustion air fan

30

Вспом. питательный насос

Aux feed water pump

31

Подруливающее устройство

bow thruster

32

Палубные механизмы

Deck machinery




      1. Соединение электрогенератора с сетью.

    1. Соединение электрогенератора с сетью в случае полного обесточивания и в работе находится АДГ:

  • Включить возбуждение электрогенератора (Позиция 4 рис.3.3.(б) и (г));

  • Подстроить регулятор частоты вращения (Позиция 3 рис.3.3.(б) и (г)) таким образом, чтобы частота генератора была немного выше 60 Гц;

  • Выставить возбуждение электрогенератора (Позиция Р1 рис.3.3.(б) и (г)) тем самым добиться напряжения генератора 440 В;

  • Подсоединить электрогенератор к сети (Позиция 5 рис.3.3.(б) и (г));

  • С помощью лампы индикации (Позиция L3 рис.3.3.(б) и (г)) убедится в том, что генератор подсоединился к судовой сети, в этом случае АДГ отключится от судовой сети автоматически;

  • Выставить частоту тока 60 Гц (Позиция 3 рис.3.3.(б) и (г)) воздействием на задание регулятора частоты вращения генератора;




    1. Соединение электрогенератора с сетью при вводе его в параллельную работу с другим генератором:

  • Включить возбуждение электрогенератора (Позиция 4 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д));

  • Подстроить регулятор частоты вращения (Позиция 3 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д)) таким образом, чтобы частота генератора была немного выше 60 Гц;

  • Выставить возбуждение электрогенератора (Позиция Р1 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д)) тем самым добиться напряжения генератора 440 В;

  • Выставить переключатель (Позиция 6 рис.3.3.(в)) в положение генератора вводимого в параллель;

  • Подстроить регулятор частоты вращения (Позиция 3 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д)) таким образом, чтобы частота генератора была немного выше частоты тока сети. В этом случае синхронизирующее световое колесо синхроноскопа будет медленно вращаться по часовой стрелке;

  • Подсоединить электрогенератор к сети (Позиция 5 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д)), когда синхронизирующий свет находится в одной или двух позициях перед верхним центральным индикатором (Позиция U6 рис.3.3.(в));

  • Увеличить нагрузку электрогенератора введённого в параллельную работу воздействием на задания регуляторов частоты вращения обоих генераторов (уменьшая на нагруженном генераторе «LOWER» и увеличивая на введённом в параллель генераторе «RAISE» одновременно позициями 3 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д));

  • Отрегулировать частоту тока в сети воздействием на задания регуляторов частоты вращения обоих генераторов (уменьшая «LOWER» или увеличивая «RAISE» одновременно на обоих генераторах позициями 3 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д));

  • Выровнять распределение реактивной нагрузки (Позиция Р1 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д)).




    1. Вывод электрогенератора из параллельной работы и отключение его от судовой сети:

  • Уменьшить нагрузку электрогенератора выводимого из параллельной работы воздействием на задания регуляторов частоты вращения обоих генераторов (уменьшая на выводимом из параллели генераторе «LOWER» и увеличивая на остающемся в работе генераторе «RAISE» одновременно позициями 3 рис.3.3. (а),(б),(г) и (д));

  • Нужно следить, чтобы электрогенератор, остающийся в работе, не был перегружен;

  • Когда активная мощность электрогенератора выводимого из параллельной работы уменьшится до нуля, нужно подстроить возбуждение так, чтобы реактивная нагрузка уменьшилась до нуля (Позиция Р1 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д));

  • Отключить электрогенератор от сети (Позиция 5 рис.3.3.(а), (б), (г) и (д)).




    1. Защита электрогенераторов.

Электрогенераторы отключаются (т.е. включается защита электрогенераторов) автоматически от сети по следующим причинам:

  • низкое напряжение в сети;

  • низкая частота тока в сети;

  • перегрузка по силе тока;

  • обратный ток.

Защита по обратному току срабатывает, если приводной двигатель электрогенератора (дизель или турбина) аварийно останавливается. Если электрогенератор не отключить от сети, то он будет работать как электродвигатель и приводить в движение приводной двигатель (дизель или турбину).




      1. Автоматическое управление электроэнергетической установкой.

Электроэнергетическая установка управляется с секции «POWER CHIEF» главного пульта управления. Система «POVER CHIEF» в дистанционном режиме выполняет следующие функции:



  • Пуск/остановка, подключение/отключение электроге­нераторов к/от сети;

  • Задание режима работы и приоритета электрогенераторов;

  • Пуск/остановка насосов;

  • Пуск/остановка компрессоров;

  • Выбор ручного или автоматического управления.

Система «POWER CHIEF» постоянно управляет производством электрической энергии в соответствии с сопутствующими требованиями. Панель управления электро­генераторами показана на рис.3.4. Требуемая мощность СЭС сравнивается с суммарной мощностью, которую могут обеспечить работающие электро­генераторы.

В случае излишка располагаемой мощности электрогенераторов сис­тема автоматически остановит один из них. Если эта мощность ниже допустимого предела, резервный электрогенератор запускается, син­хронизируется и подключается к судовой сети.

Также система «POWER CHIEF» распределяет электронагрузку между работающими генераторами в соответствии с режимом распределения нагрузки, которые выбирается механиком. Вынужденная остановка, работающего элект­рогенератора задерживается до ввода в действие и подключения к сети резервного генератора. Если включен режим «POWER LOG», каждая опе­рация, выполняемая системой «POWER CHIEF», выводится на печатающее устройство.

Режим работы САЭЭУ определяется вахтенным механиком путем выбора позиции селектора на вертикальной панели, которая задает режим функционирования системы «POWER CHIEF» (рис.3.4.):


  • равная нагрузка «EQUAL LOAD» (Позиция 9) означает равное распределение нагрузки между параллельно работающими генераторами;

  • оптимальная нагрузка «OPTIMAL LOAD» (Позиция 10) означает, что генератор с высшим приоритетом (основной) будет брать 70 % от всей номинальной судовой нагрузки, а остальное – вспомогательный генератор;

  • циклическая нагрузка «CYCLE LOAD» (Позиция 11) означает, что после определенного времени основной и вспомогательный генераторы будут меняться приоритетами;

  • регулирование частоты тока «FREQ CONTROL» (Позиция 12) означает, что система «DATA POWER» управляет частотой электрического тока и удерживает ее на значении 60 Гц.

На вертикальной панели, кроме того, размещены кнопки управления, сигнальные лампы и амперметры контроля тока нагрузки всех генераторов САЭЭУ (см. таблицу 3.3.)
Таблица 3.3.

Таблица контроля сигнальных ламп на панели POWERCHIEF



Поз.



Наименование позиции

Русский текст

Английский текст

U2

Амперметр нагрузки генератора




L1

Лампа индикации работающего генератора

RUN

L2

Лампа индикации подключённого к судовой сети генератора

IN

L3

Лампа индикации готовности работы генератора в режиме «AUTO»

READY

L4

Лампа индикации несущественной неисправности генератора

NON ESSENT TRIP

L5

Лампа индикации высокой нагрузки (перегрузки) генератора

HIGH POWER

L6

Лампа индикации запроса системы «DATA POWER» на запуск генератора стоящего в резерве «STAND – BY» в случае перегрузки работающего генератора, т.е. его нагрузка выше, чем номинальная эксплуатационная мощность

GEN S/S REQUEST

1

Дистанционный пуск генератора

START

2

Дистанционная остановка генератора

STOP

3

Дистанционное подключение генератора к шинам ГРЩ. Система «DATA POWER» будет автоматически синхронизировать генератор, подсоединять его к шинам ГРЩ и распределять нагрузку между генераторами в соответствии с позицией выбранного режима (Позиция 9, 10 и 11)

CONN

4

Дистанционное отключение генератора от шин ГРЩ. Система «DATA POWER» будет автоматически снижать нагрузку генератора с высшим приоритетом и отсоединять его от шин ГРЩ

DISCON

5

Ввод генератора в режим работы «AUTO». Система «DATA POWER» будет контролировать пуск/остановку, подсоединение к шинам/отсоединение от шин и распределение нагрузки между генераторами. Мигание лампы в позиции «AUTO» означает отмену режима «AUTO»

AUTO

6

Приоритет №1. Генератор с данным приоритетом будет первым присоединятся к шинам ГРЩ и последним отсоединятся от шин

PRIOR1

7

Приоритет №2. Генератор с данным приоритетом будет присоединятся к шинам ГРЩ позже первого и отсоединятся от шин раньше первого

PRIOR2

8

Приоритет №3. Генератор с данным приоритетом будет присоединятся к шинам ГРЩ позже второго и отсоединятся от шин раньше второго

PRIOR3

13

Дистанционный пуск насоса забортной воды №1

SW PUMP №1 Start

14

Дистанционный пуск насоса забортной воды №2

SW PUMP №2 Start

15

Дистанционный пуск насоса низкотемпературного контура пресной воды №1

LTFW PUMP №1 Start

16

Дистанционный пуск насоса низкотемпературного контура пресной воды №2

LTFW PUMP №2 Start

17

Дистанционный пуск насоса высокотемпературного контура пресной воды №1

HTFW PUMP №1 Start

18

Дистанционный пуск насоса высокотемпературного контура пресной воды №2

HTFW PUMP №2 Start

19

Дистанционный пуск топливоподкачивающего насоса ГД №1

FO BOOSTER PUMP №1 Start

20

Дистанционный пуск топливоподкачивающего насоса ГД №2

FO BOOSTER PUMP №2 Start

21

Дистанционный пуск главного масляного насоса ГД №1

MAIN LO PUMP №1 Start

22

Дистанционный пуск главного масляного насоса ГД №2

MAIN LO PUMP №2 Start

23

Дистанционный пуск насоса смазки распредвала ГД №1

CAMSHAFT LO PUMP №1 Start

24

Дистанционный пуск насоса смазки распредвала ГД №2

CAMSHAFT LO PUMP №2 Start

25

Дистанционный пуск вспомогательной воздуходувки ГД №1

ME AUX BLOWER №1 Start

26

Дистанционный пуск вспомогательной воздуходувки ГД №2

ME AUX BLOWER №2 Start

27

Дистанционный пуск насоса гидропривода МИШа №1

PROP SERVO PUMP №1 Start

28

Дистанционный пуск насоса гидропривода МИШа №2

PROP SERVO PUMP №2 Start

29

Дистанционный пуск насоса рулевой машины №1

STEERING GEAR PUMP №1 Start

30

Дистанционный пуск насоса рулевой машины №2

STEERING GEAR PUMP №2 Start

31

Дистанционный пуск компрессора пускового воздуха №1

START AIR COMPR1 START

32

Дистанционный пуск компрессора пускового воздуха №2

START AIR COMPR2 START

33

Дистанционный пуск компрессора воздуха хознужд

SERVICE AIR COMPR START

34

Ввод насоса в режим работы «AUTO»

AUTO

35

Ввод воздуходувок ГД в режим работы «AUTO»

AUTO

36

Ввод компрессора в режим работы «AUTO»

AUTO


Рис. 3.4.

Горизонтальная панель пульта управления «POWER CHIEF» (рис.3.4.) обеспечивает дистанционный пуск и остановку, а также автоматический режим работы насосов и компрессоров. Наименование агрегатов согласно их позиции, даны в таблице 3.1.




    1. Управление насосами.

Все насосы указанные на пульте управления «POWER CHIEF» (рис.3.4.) могут быть запущены или остановлены как с местного поста управления «LOCAL» в МО так и дистанционно с пульта управления «POWER CHIEF», как в ручном режиме так и автоматическом «AUTO».

В автоматическом режиме «AUTO» (позиция 34 рис.3.4) насосы автоматически запускаются и останавливаются с помощью функций системы «DATA SAFE», которые включают:



  • Запуск резервного насоса при малом давлении нагнетания работающего насоса;

  • Запуск резервного насоса в случае неисправности электропривода работающего насоса;

  • перезапуск насоса после обесточивания;

  • проверка потребляемой мощности на мощных потребителях;

  • производство информации о запуске/остановке.

Когда давления нагнетания ниже давления «нижнего предела включения», включение резервного агрегата будет производиться автоматически. Пределы включения могут быть изменены инструктором.

После восстановления обеспечения судна электроэнергией после обесточивания, система «DATA SAFE» перезапускает все агрегаты, работавшие до обесточивания в режиме «AUTO». Состоянию запуска соответствует позиция «AUTO», нет задействования сигнализации, применяемой для этого запуска.

При ручном управлении (лампа индикации «AUTO» не активизированна) запуск и остановка насосов будет производиться вручную.

Если система установлена в режим «AUTO», то запуск/остановка насоса вручную отключит функцию режима «AUTO» и лампа индикации «AUTO» будет давать мигание.


  1. Управление компрессорами.

Управление компрессорами основано на некоторых принципах системы управления насосами.

В автоматическом режиме «AUTO» (позиция 36 рис.3.4) компрессор автоматически запускается и останавливается системой «DATA SAFE». Автоматический запуск имеет место, когда давление воздуха в баллоне ниже давления «нижнего предела включения». Компрессоры также автоматически подключены к системе проверки мощности и пуск их может быть задержан до пуска генераторов из-за недостаточной имеющейся мощности. Компрессор запустится автоматически, как только резервный генератор подключится к шинам ГРЩ. Если лампы индикации «AUTO» и «START» мигают, это будет иметь место




к распределению в системе. Для сброса неисправности необходимо нажать клавишу «START» для проверки работы компрессора, затем нажать клавишу «AUTO» чтобы вернуть его в режим «AUTO».

При ручном управлении (лампа индикации «AUTO» не активизированна) запуск и остановка компрессоров будет производиться дистанционно вручную с пульта управления «POWER CHIEF» или с местного поста управления «LOCAL» в МО.




      1. Подготовка к пуску и пуск дизель – генераторов. Подключение их к шинам ГРЩ.

  1. Подготовка к пуску и пуск ДГ–ров:

  • Подготовить системы забортной воды «SW», низкотемпературного «LTFW» и высокотемпературного «HTFW» контуров пресной воды, системы пускового воздуха «START AIR SYSTEM», воздуха хознужд «SERVICE AIR SYSTEM», воздуха пневматики АСУ «CONTROL AIR SYSTEM» и систему СКВ ЦПУ «CONTROL ROOM AIR CONDTION» (как указано в Занятии 2, пп. 2.2.1. и 2.2.2.);

  • Запустить вспомогательные насосы забортной воды «AUX SW PUMP», низкотемпературного и высокотемпературного контуров пресной воды «AUX LTFW PUMP and AUX HTFW PUMP», компрессоры пускового воздуха «START AIR COMPESSORS №1 and №2» (т.к. АДГ не обеспечивает работу основных насосов охлаждения и компрессора воздуха хознужд) нажатием соответствующих пускателей на мнемосхеме (Рис.);

  • Произвести наружный осмотр ДГ–ров (на тренажёре не моделируется);

  • Провернуть ДГ–ры валоповортным устройством при открытых индикаторных кранах (на тренажёре не моделируется);

  • Закрыть индикаторные краны ДГ–ров (на тренажёре не моделируется);

  • Проверить уровень воды в расширительном бачке пресной воды «FW EXP TANK» (MP1; L01353) и если требуется пополнить его с помощью насоса «FW EXP TANK TRANSFER PUMP»;

  • Проверить уровень масла в циркуляционной цистерне ДГ№1 и №2 (DG№1–MP802, L01032; DG№2–MP902, L01215), если требуется пополнить их открытием клапанов LO MAKE UP VALVE (DG№1–MP802, V03260 и DG№2–MP902, V03270);

  • Открыть клапан подачи масла после фильтра (один из двух) на масляный холодильник ДГ№1 (DG№1–MP802, V03266, V03267) и на масляный холодильник ДГ№2 (DG№2–MP902, V03276, V03277);

  • Включить маслопрокачивающие насосы ДГ№1 и ДГ№2 (DG№1–MP802, R04110; DG№2–MP902, R04120);

  • Открыть клапаны подачи пускового воздуха на ДГ–ры (MP1600–V03321 и V03322) а так же убедится что давление воздуха в пусковом баллоне соответствует 12÷30 бар (При не достаточном давлении, требуется запустить компрессор);

  • Открыть клапан подачи пресной воды низкотемпературного контура «LTFW SUPPLY» на холодильники масла «LO COOLER» и надувочного воздуха «SC AIR COOLER» ДГ–ров (DG№1–MP801, V03021; DG№2–901, V03023);

  • Открыть клапаны подачи топлива на фильтры перед ДГ–рами (DG№1–MP800, V03262; DG№2–MP900, V03272), а так же убедиться в том, что открыты клапаны с расходной цистерны дизельного топлива «DO SERVICE TANK» (MP406; DG№1–V03130; DG№1–V03131);

  • Произвести запуск ДГ–ров с помощью подачи пускового воздуха на цилиндры (DG№1–MP800, V03264; DG№2–MP900, V03274);

  • После запуска ДГ–ров перевести управление маслеными насосами на режим «AUTO» (DG№1–MP800, X04111; DG№2–MP900, X04112) и остановить маслопрокачивающие насосы;

  • Перевести ДГ–ры на дистанционное управление «REMOTE» (DG№1–MP800, X02215; DG№2–MP900, X02216);

  • Закрыть клапаны для перепуска пресной воды высокотемпературного контура HTFW отводящей тепло от ДГ–ров (MP105, V03031,V03032) на прогрев ГД.



  1. Ручное подключение ДГ№1 к шинам ГРЩ:

  • Включить возбуждение электрогенератора нажатием кнопки «ON» (Позиция 4 рис.3.3.(б));

  • Подстроить регулятор частоты вращения органом регулирования (Позиция 3 рис.3.3.(б)) таким образом, чтобы частота генератора была немного выше 60 Гц (Позиция U4 рис.3.3.(б));

  • Выставить возбуждение электрогенератора потенциометром (Позиция Р1 рис.3.3.(б)) тем самым добиться напряжение генератора 440 В;

  • Подсоединить электрогенератор к сети нажатием кнопки «CONN» (Позиция 5 рис.3.3.(б));

  • С помощью лампы индикации «IN» (Позиция L3 рис.3.3.(б)) убедится в том, что генератор подсоединился к судовой сети, в этом случае АДГ отключится от судовой сети автоматически;

  • Выставить частоту тока 60 Гц органом регулирования (Позиция 3 рис.3.3.(б)) воздействуя на задание регулятора частоты вращения генератора;




  1. Запуск механизмов, обеспечивающих работу ДГ–ров и общесудовых систем:

  • Запустить основные насосы охлаждения забортной воды «SW PUMP №1» (или №2), низкотемпературного и высокотемпературного контуров пресной воды «LTFW PUMP №1» (или №2) и «HTFW PUMP №1» (или №2), компрессор воздуха хознужд «SERVICE AIR COMPESSOR» нажатием соответствующих пускателей на мнемосхеме (Рис.). Поставить их и компрессоры пускового воздуха «START AIR COMPESSORS №1 and №2» в режим работы «AUTO» с пульта управления «POWER CHIEF» (Позиции 34 и 36 Рис.3.4.);

  • Остановить вспомогательные насосы забортной воды «AUX SW PUMP», низкотемпературного и высокотемпературного контуров пресной воды «AUX LTFW PUMP and AUX HTFW PUMP» нажатием соответствующих пускателей на мнемосхеме (Рис.);

  • Запустить в работу вентиляторы МО «ENGINE ROOM VENTILATION №1 and №2» (Позиция №14 и №15 Рис.3.3.(ж)), рефустановку провизионных камер «REFRIGERATION» нажатием кнопки «ON» (Позиция 18 Рис.3.3.(ж)), и СКВ нажатием кнопки «ON» (Позиция 19 Рис.3.3.(ж));




  1. Ввод в параллельную работу ДГ№2:

  • Включить возбуждение электрогенератора №2 нажатием кнопки «ON» (Позиция 4 рис.3.3. (г));

  • Подстроить регулятор частоты вращения электрогенератора №2 органом регулирования (Позиция 3 рис.3.3.(г)) таким образом, чтобы частота генератора была немного выше 60 Гц (Позиция U4 рис.3.3.(г));

  • Выставить возбуждение электрогенератора №2 потенциометром (Позиция Р1 рис.3.3.(г)) тем самым добиться напряжение генератора 440 В;

  • Выставить переключатель на секции синхронизации ГРЩ (Позиция 6 рис.3.3.(в)) в положение генератора «DG2» вводимого в параллель;

  • Подстроить регулятор частоты вращения электрогенератора №2 органом регулирования (Позиция 3 рис.3.3.(г)) таким образом, чтобы частота генератора была немного выше частоты тока сети. В этом случае синхронизирующее световое колесо синхроноскопа будет медленно вращаться по часовой стрелке;

  • Подсоединить электрогенератор №2 к сети нажатием кнопки «CONN» (Позиция 5 рис.3.3.(г)), когда синхронизирующий свет находится в одной или двух позициях перед верхним центральным индикатором (Позиция U6 рис.3.3.(в));

  • С помощью лампы индикации «IN» (Позиция L3 рис.3.3.(г)) убедится в том, что генератор №2 подсоединился к судовой сети;

  • Выставить переключатель на секции синхронизации ГРЩ (Позиция 6 рис.3.3.(в)) в положение «OFF»;

  • Увеличить нагрузку электрогенератора введённого в параллельную работу воздействием на задания регуляторов частоты вращения обоих генераторов уменьшая на нагруженном генераторе ДГ№1 «LOWER» (Позиция 3 Рис.3.3.(б)) и увеличивая на введённом в параллель генераторе ДГ№2 «RAISE» (Позиция 3 Рис.3.3.(г)) одновременно;

  • Отрегулировать частоту тока немного выше 60 Гц в сети воздействием на задания регуляторов частоты вращения обоих генераторов (уменьшая «LOWER» или увеличивая «RAISE» одновременно на обоих генераторах позициями 3 рис.3.3.(б) и (г));

  • Выровнять распределение реактивной нагрузки между двумя генераторами потенциометрами (Позиция Р1 рис.3.3.(б) и (г)) наблюдая за приборами реактивной нагрузки (Позиция U5 Рис.3.3.(б) и (г)) и за вольтметрами (U1 Рис.3.3.(б) и (г)) выставив всё те же 440 В;

  • Перевести работу ДГ–ров в режим работы «AUTO» с пульта управления «POWER CHIEF» (Позиции 5 Рис.3.4.), установить им приоритет «PRIOR1» или «PRIOR2» и выбрать им режим работы САЭЭУ (равная нагрузка «EQUAL LOAD» - Позиция 9 Рис.3.4.; оптимальная нагрузка «OPTIMAL LOAD» - Позиция 10 Рис.3.4.; циклическая нагрузка «CYCLE LOAD» - Позиция 11 Рис.3.4.).



    1. следующая страница >>