Закон активности. • Закон «Я-высказывания» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон возвышения потребностей экономический закон, согласно которому... 1 15.53kb.
Закон Паскаля. Закон Архимеда. Законы сообщающихся сосудов 1 96.44kb.
Вопросы для подготовки к экзамену 1 32.62kb.
Важнейшие химические понятия и законы (3 ч) 1 214.43kb.
Президент Азербайджанской Республики А. Муталибов организация: верховный... 2 268.57kb.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г 1 258.91kb.
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-фз 1 112.03kb.
Закон Украины об инновационной деятельности с изменениями от 08. 1 279.63kb.
Закон денежного обращения, инфляция и история жизни экономиста Джона Ло 1 190.87kb.
Закон «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях... 1 27.62kb.
Закон возрастающих альтернативных издержек. Кривая производственных... 1 38.58kb.
Как помочь тревожному ребенку 1 91.49kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Закон активности. • Закон «Я-высказывания» - страница №1/2



О.ГОРБУШИНА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» ПИТЕР.2007.

Приложение. УПРАЖНЕНИЯ НА КАРТОЧКАХ
ШПАРГАЛКА 1 ДЛЯ ВЕДУЩЕГО (общая для любого тренинга)

Законы тренинга для организации групповой работы:

• Закон «00».

• Закон микрофона.

• Закон активности.

• Закон «Я-высказывания».

• Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы.

• Закон имени: 1) называть свое имя перед каждым высказы­ванием; 2) всех участников называть желаемыми для них именами.

• Закон «Здесь и сейчас».

• Закон конфиденциальности.

• Закон предложения в участники только себя.
ШПАРГАЛКА 2 ДЛЯ ВЕДУЩЕГО (для тренинга с подростками 12-14 лет)

Законы тренинга для участников:

1. Кто больше дает — больше получает.

2. Одновременно говорит только один человек: из уважения к себе и говорящему мы не перебиваем.

3. Вежливость — привилегия королей.

4. И последние станут первыми.

5. Мы не учителя и не на уроке, поэтому оценок никому не ставим.

6. Каждый имеет право на свое мнение.

7. Предлагать в добровольцы только себя!
ШПАРГАЛКА 3 ДЛЯ ВЕДУЩЕГО (для детей 5-6 лет)

Чтобы было весело играть — пять правил нужно выполнять:

1)игру всем вместе начинать;

2) по очереди отвечать, друг друга не перебивать;

3) активным быть, все выполнять;

4) по имени всех называть;

5) друг над другом не смеяться, а лучше чаще улыбаться.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ»

Возрастная групп:. 7-11 лет.

Цель: представление себя и развитие ассоциативного мышле­ния.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий просит участни­ков представиться особым способом. Например: «Представьтесь не своим именем, а названием того растения или цветка, которое вам больше всего нравится».
УПРАЖНЕНИЕ «ДОТРОНЬСЯ ДО ЦВЕТА»

Возрастная группа: 5-8 лет.

Цель: развитие внимания, поднятие эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий говорит предложе­ния, в которых есть слова, обозначающие названия какого-либо цвета. Задача участников — глазами быстро найти предмет такого же цвета и на счет «раз-два-три» дотронуться до него.

1. Заяц белый в лесу бегал.

2. В космос полетела ракета серого цвета.

3. Зимой и летом строимой оранжевой была.

4. Ярко светит в небе зеленое солнце.

5. Снесла курочка яичко не простое, а красное.

6. В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, но розовый он был.
УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАННОЕ СЛОВО»

Возрастная группа: 13-17 лет.

Цель: поднятие эмоционального фона, а также развитие ассо­циативного мышления и умения обобщать.

Порядок выполнения и инструкция. Первый участник называет любое слово, которое может обозначать предмет, явление, поня­тие. Второй участник называет свое слово. Задача третьего участ­ника — объединить эти два слова. Игра продолжается со второго участника.
УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА»

Возрастная группа: 12-15 лет.

Цель: развитие умения понимать другого, творческого мышле­ния и воображения.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий рассказывает:

«Жили король и королева: Творец и Муза. Долго не было у них детей. Наконец, у них родилась дочь Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и вскоре скульпто­ры узнали, что у Творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорча­лась, а Творец отвечал: "Они любят себя, свой талант, а не ее". Од­нажды приехал в город молодой скульптор. Увидел Глину и был пленен ее пластичностью, грацией. Глина спросила у скульптора:

"Ты хочешь быть королем?" "Нет, мне нравится твоя мягкость, не­повторимость, пластика. Я вижу твой образ", — ответил скульп­тор. И Глина стала его женой».

После рассказа ведущий обращается к группе: «Встаньте друг напротив друга, лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг — это "скульпторы", внешний — "глина '.

Затем роли меняются. Задача "скульптора" — вылепить лю­бой образ, который вам напоминает ваша "глина". Время на ра­боту 3 минуты».
УПРАЖНЕНИЕ «КОСТЕР ПРОБЛЕМ»

Возрастная группа: 6-18 лет.

Цель: сформировать установку на возможность внутреннего са­мосовершенствования, снижения тревожности и повышения уров­ня безопасности.

Порядок выполнения и инструкция. Раздать полоски бумаги. На полосках бумаги написать проблемы, от которых хотелось бы избавиться. Затем ведущий собирает «проблемы» участников и железную посуду, поджигает их и говорит: «Это горит не бумага, а проблемы. Их больше нет, развейте пепел».
УПРАЖНЕНИЕ «ИНТЕРВЬЮ»

Возрастная группа: 13-17 лет.

Цель: развитие умения почувствовать другого, перевоплотить­ся в него.

Порядок выполнения и инструкция. Участники должны разде­литься на пары, повернуться лицом друг к другу и но очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участ­ника — рассказать от своего имени все, что он запомнил о парт­нере.

После рассказа о своем собеседнике от своего имени осталь­ные участники тренинга могут задавать ему дополнительные во­просы, обращаясь к нему по имени его визави.

Последующее обсуждение предполагает ответы на следующие вопросы:

• Когда вам было комфортное, когда слушал о себе или гово­рил за другого?

• Согласны ли вы с представлением о вас другого человека?
УПРАЖНЕНИЕ «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»

Возрастная группа: 7-11 лет.

Цель: выравнивание эмоционального фона, релаксация.

Порядок выполнения и инструкция. Вообразите с закрытыми глазами, что каждый из вас - красивый, сильный олень с высоко поднятой головой. На левой ноге- серебряное копытце. Удар копытцем но земле не принесет сказочных монет, но сделает зо­лотым ваше сердце.

Его нежность и доброту должны почувствовать все, кто нахо­дится вокруг. Повернитесь направо, положите руки на плечи со­седу впереди и помассируйте их.


УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТЕР ДУЕТ НА...»

Возрастная группа: 7-13 лет.

Цель: получить больше информации друг о друге.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...». Нужно, чтобы участники игры больше узнали друг о друге. Вопросы, например, могут быть следующие;

«Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые собираются в центр круга. После этого жмут друг другу руки и рас­ходятся по свободным местам.

Возможные варианты:

• Ветер дует на того, кто любит мороженое.

• Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

• Ветер дует на того, у кого есть заколки или другие украше­ния.

• Ветер дует на того, кто любит манную кашу.

• Ветер дует на того, у кого есть сестра.

• Ветер дует на того, кто любит петь.

• Ветер дует на того, кто любит танцевать.

• Ветер дует на того, у кого есть друзья.

• Ветер дует на того, у кого мало друзей.
УПРАЖНЕНИЕ «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

Возрастная группа: 6-10 лет.

Цель: поднятие эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция. Перед упражнением веду­щий настраивает группу на необходимый для дальнейшей работы лад следующими словами: «Конечно же, все смотрели мульт­фильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражение в реке».

Инструкция для участников. Сидящие в круге берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча, по очереди самую доб­рую свою улыбку.

После выполнения упражнения рекомендуется поблагодарить и похвалить всех участников: «Ну что же, замечательно, спасибо вам за улыбки».


УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»

Возрастная группа: старшин подростковый возраст.

Цель: развитие умения видеть достоинства других людей.

Порядок выполнения и инструкция. Из группы выбираются два человека. Остальные — зрители. Один из выбранных — «Тот, кто дарит комплимент» (но желанию), другой — заказывает ему свои портрет. После выполнения задания участники могут поменять­ся местами. «Тот, кто дарит комплимент» внимательно смотрит на своего партнера (1-2 минуты). Затем отворачивается и гово­рит ему комплименты. При этом перед каждым комплиментом произносит: «Сейчас я тебя не вижу, но я помню...» и продолжает эту фразу каким-либо комплиментом:

1) как мне понравились твои волосы;

2) какой у тебя добрый взгляд и т. п.

В этом упражнении ведущий не только следит за тем, чтобы оно проходило в доброжелательной обстановке, но активно стре­мится помочь, акцентируя внимание на определенных аспектах. Например: «А как характер твоего партнера выражен через его одежду или украшения?»


УПРАЖНЕНИЕ «БРАЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ»

Возрастная группа: 13-17 лет.

Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного по­ведения, осмысление положительного образа «Я», развитие спо­собности понимать партнера.

Порядок выполнения и инструкция. Каждому участнику пред­лагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Объявления участников собираются в шапку. Далее ведущий за­читывает по очереди объявления. После упражнения рекоменду­ется проводить обсуждение.
УПРАЖНЕНИЕ «ВМЕСТО ССОРЫ - ПОМИРИЛИСЬ»

Возрастная группа: 7-11 лет.

Цель: разрядить напряженную атмосферу в группе.

Порядок выполнения и инструкция. «Разбейтесь на пары, по­вернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссо­рились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки. Глу­боко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к своему визави и пальцами "сдуйте" его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга».

Для этого упражнения можно предложить выбрать себе в парт­неры наименее привлекательного для данного участника челове­ка из группы.


УПРАЖНЕНИЕ «ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ»

Возрастном группа: 14-22 года.

Цель: восстановление работоспособности, структурирование опыта, выравнивание эмоционального состояния.

Порядок выполнения и инструкция. «Сядьте удобно. Закроите глаза и вспомните все в обратном порядке, начиная с того момен­та, как я закончу говорить. Вспомните все, как можно подробнее, что происходило на сегодняшнем тренинге, ничего не поясняя и не интерпретируя».

В конце участники делятся мнениями о том, что с каждым из них происходило. В частности, им предлагается рассказать о сле­дующем:

1)об общем впечатлении от тренинга;

2) о том, что открыл в себе с помощью группы:

3) о своих пожеланиях ведущему тренинга.
УПРАЖНЕНИЕ «ЩЕПКИ НА РЕКЕ»

Возрастная группа: 7-10 лет (младший школьный возраст). Цели: сплочение группы, установление тактильного контакта. Порядок выполнения и инструкция. Дети становятся в два ряда, друг напротив друга, на расстоянии вытянутых рук. Таким обра­зом создается «коридор». В данном упражнении «коридор» — это русло реки. Река может изогнуть свое русло в любом месте. Пер­вый из участников закрывает глаза и становится в начале реки. Когда все готовы, он начинает «плыть». Одна щенка плывет, а во­да помогает проплыть но реке, то есть остальные участники, при­касаясь к нему руками, направляют его движение. Щепка останав­ливается в конце, превращаясь в реку, а другой ребенок становится щепкой и проходит по лабиринту реки. Так все по очереди.
УПРАЖНЕНИЕ «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»

Возрастная группа: 5-12 лет.

Цели: сплочение группы, выравнивание эмоционального фона. Порядок выполнения и инструкция. Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А те­перь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают два шага вперед, выдох — все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад».
УПРАЖНЕНИЕ «ЗМЕЙКА»

Возрастная группа: 7-10 лет.

Цель: развитие умения следовать правилам игры и действовать сообща.

Порядок выполнения и инструкция. Путем считалки выбирается «голова змейки». После этого «голова змейки» становится первым за ведущим, а остальным ребятам предлагается стать за ним друг за другом, держась за талию. «Змейка» двигается, делая по­пороты, то вправо, то влево. Затем роли меняются, пока каждый из участников не побудет в роли головы и хвоста.

Конечно, следует обратить внимание на количество участни­ков в группе. Если общее количество участников превышает 10, то эта игра в данном варианте не имеет смысла.

В конце игры каждый участник проговаривает, кем ему боль­ше понравилось быть: головой или хвостом.
УПРАЖНЕНИЕ "ПОХВАСТАЙСЯ СОСЕДОМ»

Возрастная группа: 7-10 лет.

Цель: развитие навыков общения, внимания, наблюдательнос­ти, умения выражать словами симпатию другому ребенку.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий говорит: «Всем счет» нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиг­раем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие по­ступки он совершал? Чем он может понравиться?»

Далее ведущий может дать образец подобного «хвастовства».



Вариант: игра в виде конкурса хвастунов. Кто больше всех по­хвастается — получит приз.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОРУГАЙСЯ ОВОЩАМИ»

Возрастная группа: 6-9 лет.

Цель: формирование умения выражать свои чувства, эмоции через определенные правила. Научить понимать шутку в различ­ных ситуациях общения, объяснять свои чувства, развить комму­никативные навыки, научить выражать негативные эмоции кон­структивными способами.

Порядок выполнения и инструкция. Иногда дети ссорятся и го­ворят друг другу обидные слова— ругаются. Сегодня я предла­гаю вам поругаться необычными словами. Мы будем говорить не обидные слова, а названия овощей.

В конце игры каждый ребенок говорит, какие чувства испыты­вал, когда его ругали «овощами».


УПРАЖНЕНИЕ «ПОССОРИЛИСЬ»

Возрастная группа: 6-10 лет.

Цель: научить детей передавать эмоции (злость, гнев, обиду) с помощью невербальных средств общения - мимики, а также управлять своими эмоциями.

Порядок выполнения и инструкция. Детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно-сильно щеки. Далее ведущий говорит: «Вы поссорились. Вам не хватает об­щения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы вам по­мириться, нужно повернуться лицом друг к другу. Осторожно "сдуть" надутые щеки обиженного, обида и злость лопнут как воз­душный шарик. Засмеяться и обняться».
УПРАЖНЕНИЕ «ЛУЧИКИ СОЛНЫШКА»

Возрастная группа: 7-10 лет.

Цель: релаксация, выравнивание эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция. Детям предлагается по­строить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится во главе созданного коридора и превращается в солнышко. Дети превращаются в лучики.

Участники вытягивают руки вперед, их руки символизируют лучи солнышка. Один из участников проходит внутри ряда с за­крытыми глазами но направлению к ведущему, а дети-лучики гладят и ласкают его своими лучами-руками. Ведущий все время тихо говорит участникам, настраивая их на необходимый лад:

«Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим иду­щего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обни­мает и ребенок сам становится солнышком.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗДОРОВАТЬСЯ ЧАСТЯМИ ТЕЛА»

Возрастная группа: подростковый возраст.

Цель: повышение эмоционального фона, установление тактиль­ного контакта, психосексуальная разгрузка.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий говорит: «Ну что ж, словами мы с вами поздоровались, а теперь поздороваемся частя­ми тела».

Здесь лучше всего использовать игровой момент. Поэтому пре­дупредите участников, что необходимо поздороваться со всеми участниками, и сделать это следует как можно быстрее.



Предлагаемая последовательность: ладонь–локоть—плечо-стопа—колено—бедро—спина—живот—ухо—нос.
УПРАЖНЕНИЕ «ФУТБОЛКА С НАДПИСЬЮ»

Возрастная группа: 12-17 лет.

Цели: знакомство, самовыражение, фиксирование настроения на начало тренинга.

Порядок выполнения и инструкция. Участникам предлагается придумать, представить себя в футболке. Фасон футболки, цвет, фактуру ткани и надпись на ней придумывает каждый участник для себя сам. Надпись на футболке — своеобразный жизненный девиз участника. Каждый, по кругу, рассказывает окружающим фасон, цвет и «говорящую» надпись на своей футболке, тем са­мым представляя себя группе.
УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»

Возрастная группа: старший подростковый возраст (14-17 лет).

Цель: дать возможность участникам группы посмотреть па себя со стороны, развитие интуиции.

Порядок выполнения и инструкция. Один из участников стано­вится ведущим. Он выходит из комнаты. Группа загадывает од­ного из участников, оставшихся в комнате. Задача ведущего отга­дать с помощью ассоциативных вопросов, кого загадали. При этом ведущий может задавать вопросы, сравнивающие загаданного с любым предметом, а участники отвечают, проговаривая свои ас­социации. Например: «Если бы этот человек был книгой, дере­вом, мебелью, то какими?»
УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕБЯ»

Возрастная группа: 14-17 лет.

Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я», развитие спо­собности понимать партнера.

Порядок выполнения и инструкция. Каждому участнику пред­лагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Объявления участников собираются в шапку. Далее ведущий за­читывает по очереди объявления. После упражнения рекоменду­ется проводить обсуждение.
УПРАЖНЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА»

Возрастная группа: 13-18 лет.

Цель: дать возможность участникам группы осознать свои от­рицательные черты, развить умение оказания психологической поддержки другому человеку, сформировать положительную са­мооценку.

Порядок выполнения и инструкция. Участникам предлагается за­кончить предложение: «Меня могут не любить люди за...». Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты моло­дец, потому что...». Таким образом, называя положительные черты этого участника, он оказывает психологическую поддержку.

Ведущий задает следующие вопросы:

1. Какая часть задания была для вас наиболее приятной, пер­вая или вторая?

2. Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные ка­чества?

3. Что вы чувствовали, когда слышали от другого свои поло­жительные качества?
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕТЫРЕ УГЛА»

Возрастная группа: 7-10 лет.

Цель: изучение интересов группы, самопрезентация участников. Порядок выполнения и инструкция. Ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определенного цвета: синий, зеле­ный, красный или желтый.

Ведущий объявляет, что после того, как он задаст вопрос, каж­дому нужно будет встать к выбранному цвету, в зависимости от того, какой ответ выбирают участники. Если участник не может определиться с выбором, то он остается в центре.



Первый вопрос. Какой из этих цветов для вас наиболее приятный? Далее вопросы составляются согласно цели тренинга. Например, можно задать следующие вопросы.

• Кто что любит есть (овощи — зеленый цвет, фрукты — си­ний, мясо — красный, сладости — желтый)?

• Кто кого боится (змеи, пауки, лягушки, собаки)?

• Кто какие фильмы любит (комедии, боевики, мультфильмы, ужастики)?


УПРАЖНЕНИЕ «МЯЧИК»

Возрастная группа. 7-11 лет.

Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.

Порядок выполнения и инструкция. Участники становятся в круг. Все держат руки впереди себя «ковшиком». Ведущий бросает кому-нибудь из круга мячик, называя его имя. Получив мяч и бросив его другому, игрок убирает руки за спину, чтобы каждый полу­чил мяч только один раз. Последним бросает мячик ведущему. Ведущий опять бросает мяч в такой же очередности по кругу, что­бы воспроизвелась цепочка бросков заново.

Можно бросать мяч в обратной последовательности.


УПРАЖНЕНИЕ «ПАРОВОЗИК Я ХОРОШИЙ»

Возрастная группа: 5-11 лет.

Цель: поднятие самооценки каждого участника и общего эмо­ционального фона группы.

Порядок выполнения и инструкция. Всем встать друг за другом и положить друг другу руки на плечи. Первым встает ведущий тренинга. «Паровозик» начинает двигаться но комнате. Ведущий первый говорит: «Я (называет свое имя) хороший». Все хором, громко повторяют за ним: «Ты (его имя) хороший». Так продол­жается дальше, пока каждый из участников не назовет себя хоро­шим и не получит подтверждение от группы.

Главное условие упражнения — говорят все и громко.


УПРАЖНЕНИЕ «ПЕСЕНКА КОЛОКОЛЬЧИКА»

Возрастная группа: 5-8 -чет.

Цель: прийти к согласованности действий, почувствовать себя в коллективном творчестве.

Порядок выполнения и инструкция. Детям по очереди предла­гается спеть песенку колокольчика. Например: первый участник начинает: «Дин-дон» и продолжает петь в том же ритме. По ко­манде ведущего вступает второй участник, но уже с другим моти­вом: «Тили-тили-дон-дон», потом третий и т. д., пока каждый из участников не вступит в общий хор колокольчиков
УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЕ ЧИСЛО»

Возрастная группа: 12-19 лет.

Цель: сплочение участников группы, повышение эмоциональ­ного фона.

Порядок выполнения и инструкция. Сейчас мы проверим, на­сколько организованно и согласованно вы умеете работать в ко­манде, сообща. Работая плечом к плечу, очень важно понимать друг друга без слов. Все сели поудобней. По команде ведущего «однн-два-три» все участники показывают на пальцах какое-ни­будь число от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем не переговариваясь, не жести­кулируя. Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.
УПРАЖНЕНИЕ «УЗНАЙ СЕБЯ»

Возрастная группа: 10-18 лет.

Цель: формирование и развитие умения задавать вопросы, слу­шать ответы и составлять единый образ.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий прикрепляет на спину каждому участнику листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни. Нужно угадать, кем ты стал. Разреша­ется задавать но три вопроса закрытого тина (на которые можно получить ответ только «да» или «нет» от любого выбранного участника группы). Задав три вопроса и получив ответы, можно зада­вать вопросы следующему человеку, пока игрок не определит, кто он. Возможные герои: Колобок, Алла Пугачева, Золушка, Чебураш­ка, Илья Муромец,, Буратино, Дед Мороз, Кармен и т. д.

При подведении итогов участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Трудно ли было себя отгадать?

2. Как происходило осознание, кто ты?

3. Что вы поняли?

4. Что взяли полезного для себя?

В процессе ответа на вопросы участники группы высказывают свое мнение об условиях успешности общения.
УПРАЖНЕНИЕ «МОЛВА»

Возрастная группа: 13-22 года.

Цель: развитие умения слушать и передавать информацию точно.

Порядок выполнения и инструкция. Выбирается пять желаю­щих принять участие в игре. Ведущий предлагает четырем из них выйти за дверь и находиться там, пока их не позовут. Первому участнику ведущий читает рассказ, предупредив его о том, что этот же рассказ ему придется передать следующему игроку. После прочтения рассказа приглашается из-за двери следующий участ­ник, и тот, кто слушал, передает ему содержание. Последний рас­сказывает свой вариант истории группе. После этого зачитывается первоначальным текст, чтобы все участники услышали оригинал и сравнили его со своим рассказом. Группа анализирует, на пере­сказе которого из участников текст был наиболее искажен. Участ­никам предлагается ответить на вопросы:

1. С какими трудностями вы столкнулись при передаче и по­лучении информации?

2. Что происходит с общением людей в случае искажения ин­формации?
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАВАНИЕ»

Возрастная группа: 4-12 лет.

Цель: телесное расслабление, освобождение от усталости по­сле долгого сидения на стуле.

Порядок выполнения и инструкция. «Сядьте на стул так, чтобы не касаться спинки стула, руки поставьте локтями на колени, сей­час мы будем имитировать движения пловца. Плавать мы будем брассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук впе­ред спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, при дви­жении рук назад позвоночник разгибается. Движения при плава­нии легкие, грациозные, изящные. Понаблюдайте за красотой и стремительностью ваших движении. Итак имитируем плавание стилем брасс. Начали! Закончили заплыв».
УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Возрастная группа: 17-35 лет.

Цель: релаксация, сплочение, выравнивание эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция. Звучит музыка. Участники закрывают глаза. Ведущий начинает описывать картину, а участ­никам предлагается продолжить за ведущим «рисование» карти­ны, добавляя к ней по одному-два элемента.
УПРАЖНЕНИЕ «Я ДАРЮ ТЕБЕ»

Возрастная группа: 7-18 лет.

Цель: рефлексия, выражение эмоции.

Порядок выполнения и инструкция. Участникам предлагается поблагодарить соседа за участие в упражнении и подарить ему какой-либо подарок (нематериальный) с пожеланиями.

Таким подарком может стать удачный комплимент, теплое по­жатие руки или объятие, предложение дружбы, стихотворение или песня в честь того человека, которому предназначен подарок.


УПРАЖНЕНИЕ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Возрастная группа: 5-7 лет.

Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.

Порядок выполнения и инструкция. Каждому ребенку предла­гается назвать свое имя; то, как его ласково называют родители дома, а также свое любимое занятие.

Для этого ведущий вразнобой кидает всем участникам мячик. Их задача - поймать мячик, назвать свое имя и вернуть мячик обратно ведущему.


УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСЕЛАЯ СЕМЕЙКА»

Возрастная группа: 8--14 лет.

Цель: развитие невербальных способов общения.

Порядок выполнения и инструкция. Для этого упражнения ве­дущему понадобятся заранее приготовленные карточки. Число карточек равно или больше числа участников. С одной стороны карточек написаны названия животных по следующему прин­ципу: волк—волчица—волчонок; селезень— утка— утенок; слон— слониха—слоненок и т. д. На одной карточке - одно название жи­вотного в том или ином качестве.

Правила игры: участники получают карточки. Никому их не показывая, читают про себя, что на них написано. По команде ве­дущего все начинают показывать мимикой, жестами и пантомимикой то, что написано на карточке. Обратите внимание участ­ников, что при выполнении упражнения нельзя произносить ни звука. Задача каждого участника — найти свою «семью» и выст­роиться так, чтобы было понятно, кто пана, кто мама, кто ребенок в «семье».
УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ ДРУЖБЫ»

Возрастная группа: 10-15 лет.

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта. Порядок выполнения и инструкция. Перед упражнением веду­щий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спа­стись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета».
УПРАЖНЕНИЕ «Я - ЗВЕЗДА»

Возрастная группа: 13-18 лет.

Цель: самовыражение через пластику, развитие невербальных способов общения.

Порядок выполнения и инструкция. Каждому участнику груп­пы предлагается на время перевоплотиться в «звезду эстрады».

Для этого упражнения ведущему понадобятся заранее при­готовленные карточки. Число карточек равно или больше числа участников. С одной стороны карточек написаны имена люби­мых исполнителей участников группы.

Каждый участник вытаскивает карточку и читает про себя, не показывая ее никому.

Участники по очереди показывают группе своего исполните­ля, не произнося при этом ни звука. Тот из группы, кто первым отгадает, какого исполнителя показывают, сам становится в роли ведущего и начинает показывать своего исполнителя. Так до тех пор, пока каждый не примет участие в упражнении.


УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСТИК»

Возрастная группа: 13-18 лет.

Цель: развитие внимания и самоконтроля, формирование уме­ния владеть ситуацией.

Порядок выполнения и инструкция. Для этого упражнения вам понадобится ластик или любой другой заменяющий его предмет. Ведущий говорит: «Сейчас все выйдут за дверь, Я положу ластик па самое видное место. Его можно будет заметить глазами. После этого все входят по очереди, молча в кабинет и глазами отыски­вают ластик. Кто увидел его, садится па свое место, не показывая своих эмоций. Если после вас ластик заметили остальные участ­ники группы, то вы проиграли».

Ластик действительно кладется на видное место, чтобы его лег­ко можно было заметить.


УПРАЖНЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ»

Возрастная группа: 13-17 лет.

Цель: познание себя и своего умения сотрудничать в паре.

Порядок выполнения и инструкция. Участники группы или не­которые из них (в зависимости от количества членов группы) разбиваются на пары.

Для упражнения понадобятся: ластик (или заменяющий его плоский, небольшой предмет) и ведро (можно заменить другим предметом, могущим служить «собирателем»).

Участники в паре становятся друг напротив друга. Вытягива­ют навстречу друг другу ладони (один — правую, другой — ле­вую), между ладонями помещают ластик. На счет «один-два-три» участники бросают ластик в ведро. Дается три попытки. Задача участников скоординировать свои действия и попасть в ведро.
УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ПОТОМКАМ ПРАВОГО СОСЕДА»

Возрастная группа: 12-17 лет.

Цель: развитие навыков рефлексии, анализа, создание поло­жительного настроя, прогнозирование благоприятного будуще­го (рекомендуется проводить после упражнений-«катастроф»).

Порядок выполнения и инструкция. Каждому участнику дается листок бумаги, ручка. Участники могут отсесть друг от друга, как им удобно.

Предлагается представить, что археологи будущего найдут по­слания, которые участники сейчас напишут и отдадут их адреса­ту. Предлагается написать письмо не своим потомкам, а потом­кам правого соседа. Написать о нем все, что посчитают важным.

После выполнения задания письмо отдается человеку, потом­кам которого они адресованы. После прочтения предложите же­лающим зачитать свои письма вслух.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕСАДКИ, ИЛИ УГАДАЙ, ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ»

Возрастная группа: 7-18 лет.

Цель: создание положительного эмоционального фона, знаком­ство с предпочтениями участников, создание ощущения сопри­частности к другим участникам тренинга.

Порядок выполнения и инструкция. Перед упражнением один стул из круга убирается так, чтобы в кругу осталось стульев на один меньше числа участников. Первым проводит упражнение сам ведущий. Он становится на освободившееся от стула место и гром­ко называет признак, объединяющий всех или какую-то группу участников. Например: «пересаживаются все те, кто живет на пла­нете Земля». Задача участников определить, относится ли сказан­ное к ним, и если да, то быстро пересесть с одного места на другое. Причем пересаживаться на соседнее место нельзя. Задача ведуще­го — занять любое освободившееся место. Следующим ведущим в упражнении становится тот, кто остался без стула.

Если названное ведущим качество присуще только одному участнику, то он меняется местами с ведущим и сам называет сле­дующее качество.


УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО»

Возрастная группа: от 13 лет.

Цель: научиться замечать достоинства окружающих и уметь преподносить их в самом выгодном свете.

Порядок выполнения и инструкция. Вначале все участники груп­пы делятся но парам. Далее первые участники (например, все те, кто в паре сидит слева но часовой стрелке) начинают брать интер­вью у своих вторых.

Задача: в течение 1,5 минут выяснить как мож­но больше интересных подробностей о предпочтениях, жизни и характере (хобби, любимых животных, увлечениях, любимом времяпрепровождении, отдыхе и работе) своего партнера по игре.

Через 1,5 минуты (время начала и окончания интервью контро­лирует ведущий) участники меняются местами и теперь тот, кто за­давал вопросы, начинает отвечать на вопросы второго участника.

После того как первая часть упражнения выполнена, дается полминутки всем, чтобы собраться с мыслями, а затем но кругу каждый участник пары рассказывает о своем партнере наиболее привлекательные, интересные моменты. Поощряются самые ин­тересные рассказы (красноречие) и рассказы наиболее информа­тивные (качество получения информации).
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПУТАЙ МЕНЯ, ИЛИ КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ»

Возрастная группа: 14-25 лет.

Цель: развитие способности улавливать и удерживать основ­ную мысль текста или разговора.

Порядок выполнения и инструкция. Игра проходит в два этапа. Во время первого этана всем участникам предлагается сочинить коллективную сказку. Для этого каждый участник по кругу может сказать два предложения из сказки. Участников надо предуп­редить, что желательно, чтобы в сказке были неожиданные пово­роты сюжета, много подробностей, волшебство и запутанность. После того как участники пройдут один или два круга и сложится мозаика сказки, предлагается пересказать эту сказку, не опуская ни одной значимой детали. Выигрывает тот, кто наиболее полно, подробно перескажет всю сказку от начала до конца. Пересказ выполняется но желанию или но рекомендации ведущего.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЙ СООБЩЕНИЕ»

Возрастная группа: от 14 лет.

Цель: развитие умения отделять существенное от второстепен­ного.

Порядок выполнения и инструкция. Группа делится па тропки. Первому человеку из тропки выдается лист, па котором написа­но сообщение. Сообщения для каждой тропки разные, по каждое отличается сумбурностью в изложении информации.

Например: передан правому человеку во второй тропке, что я хочу узнать, знает ли он, что сегодня на ужин у участника, сидяще­го через два человека слева от пего.

После прочтения первый участник излагает то, что запомнил, второму участнику, тот, в свою очередь, трансформирует послание в конкретное требование и обращается с ним к третьему участни­ку. Третий участник обязан выполнить требование, как его попро­сили это сделать, но имеет право, прежде чем приступить к дей­ствию, задавать уточняющие вопросы.

Оценивается, насколько каждый участник качественно выпол­нил свои обязанности, от которых зависит результат работы всей тройки.

Чтобы облегчить задачу, можно распределить роли и участво­вать в данной игре исходя из социальной роли. Например. Первый участник — «секретарь», второй — «начальник», третий - «подчи­ненный».


УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКАТИ МЯЧ»

Возрастная группа: старший подростковый возраст (14 - 17 лет).

Цель: сплочение, поднятие эмоционального фона, установле­ние тактильного контакта.

Порядок выполнения и инструкция. Участникам предлагается,

стоя в кругу, вытянув руки вперед, ладонями вниз, перекатить

небольшой мячик но кругу, не уронив его.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПУТАННЫЙ РАЗГОВОР»

Возрастная группа: от 14 лет.

Цель: развитие способности улавливать и запоминать ключе­вые моменты разговора.

Порядок выполнения и инструкция. Участники но кругу начи­нают сочинять историю. Основное требование, чтобы история по­лучилась со множеством поворотов сюжета. Для этого участники могут продолжать историю, «ухватившись» за любое слово в пре­дыдущем рассказе, и продолжать дальше, высказывая свои ассо­циации на него; или просто запутывать рассказ по своему усмот­рению.

После того как рассказ составлен, то есть все участники внес­ли свою ленту в историю, ведущий спрашивает: «Кто может пе­ресказать историю от начала до конца, не пропуская ни единого момента?» Если желающие есть, то они рассказывают. Любые за­мечания и дополнения но рассказу группа делает только после того, как рассказчик закончил свое повествование.

Далее ведущий просит перечислить основные сюжетные ли­нии рассказа и обозначить единую структуры истории:

• О чем она?

• О ком она?

• Кто главные герои?

• Что можно выбросить из истории, не нарушая единого кон­текста?
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЙЧИК-ХВАСТУН»

Возрастная группа: 9-21 год.

Цель: эмоционально поощрить или наградить кого-нибудь из участников или нескольких участников.

Порядок выполнения и инструкция. Предложить участнику встать на стул или любую другую возвышенность и рассказать всем о любых трех своих положительных качествах. Можно пред­ложить участнику рассказать о своих достижениях или радост­ных событиях, случившихся с ним.
УПРАЖНЕНИЕ «ОДЕНЬ КРАСАВИЦУ, ИЛИ ПОМОГИ ГОЛОМУ»

Возрастная группа: от 13 лет.

Цель: развитие воображения, способности чувствовать идеи дру­гого, следовать в едином командном ритме.

Порядок выполнения и инструкция. Если количество участни­ков в группе позволяет, то группа делится на две части но 10 че­ловек, но можно проводить упражнение и не деля участников на подгруппы. Каждой группе дается следующее задание. Перед вами голый человек. Он мечтает, чтобы его нарядно и со вкусом одели (таким человеком может стать бизнесмен, политик, манекенщица, женщина-руководитель, работник офиса, подросток и т. н.).

Каждым из участников называет только один элемент одежды, его фасон, цвет и фактуру ткани. Например, колготки эластич­ные, черные, с лайкрой, без рисунка.

Важно, чтобы воображаемый человек был одет не только соглас­но его запросу, но и последовательно (вначале штаны, а затем уже шляпа), и чтобы элементы одежды гармонировали друге другом.
УПРАЖНЕНИЕ «ПУСТЬ МОЯ ПРАВАЯ РУКА НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЕВАЯ»

Возрастная группа: от 13 лет.

Цель: релаксация, развитие воображения, самопознание.

Порядок выполнения и инструкция. Выберите левой рукой лю­бой понравившийся цвет карандаша (маркера или фломастера). Затем выберите любой понравившийся цвет карандаша (маркера или фломастера) правой рукой, так чтобы для правой и для левой руки были выбраны разные цвета, то есть для каждой руки свой. Закрыв или завязав глаза, рисуйте па листе все, что хотите (напри­мер, каракули). Рисуйте каракули двумя руками, затем (после того как почувствуете, что для вас достаточно) откройте глаза. Не задумываясь о значении линий н переплетений на листке, возьми­те какой-нибудь один цвет (либо из тех, которые вы уже использо­вали, либо любой другой) и сформируйте любые образы и фигу­ры на основе полученных «каракулей».

Дальше можно провести обсуждение или составить из отдель­ных рисунков совместную творческую картину группы. При этом дополнять рисунки или переделывать нельзя. Из готовых рисун­ков можно только составить общую картинку!


УПРАЖНЕНИЕ «ГЛИНЯНАЯ РАПСОДИЯ»

Возрастная группа: 3-7 лет.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Порядок выполнения и инструкция. 1. Предоставляем участ­никам возможность ощутить податливость глины путем ее сжи­мания, разглаживания и покатывания. 2. Затем участники изго­товляют шарики из глины. После чего, закрыв глаза, пытаются вылепить из них то, что захотят. Полученный продукт показыва­ется остальным участникам, ему присваивается название. 3. Участ­ники тренинга придумывают и рассказывают от первого лица ле­генду о происхождении глины и ее жизни в земле, среди людей, а также истории, случающиеся с ней. 4. На последнем этапе рабо­ты из глины изготавливаются фигурки для групповой компози­ции.

Это же упражнение можно использовать в группе 13-18 лет в следующей версии. Участникам тренинга предлагается:

а) создать отпечатки разных предметов и частей тела (как сво­их, так и участников группы), чтобы получилась единая гли­няная фотография группы, на которой были бы четко отра­жены наиболее характерные особенности всех участников группы;

б) вылепить любой сосуд из глины. Далее рассмотреть вместе все сосуды и постараться выяснить, как форма, гладкость или шершавость, тщательность или небрежность и т. д. мо­гут характеризовать того или иного мастера, сотворившего сосуд. Ведущий рекомендует во время выполнения данного упражнения сохранять всем участникам благожелательность.


УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО "ДА"»

Цель: работа с личными стереотипами, выход из привычного отношения к себе.

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами). Например:

1) У тебя есть миллион рублей?

2) Тебе нравится океан?

3) Ты творческий человек?

4) Ты добрый?

5) У тебя бывают рваные носки?

6) Тебе правится танцевать?

7) Ты любить кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильнос­ти» ответа, каждый из участников должен ответить «ДА». Это уп­ражнение, с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой — посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.
УПРАЖНЕНИЕ «МАСКА»

Возрастная группа: 14-25 лет.

Цель: проиграть сложившиеся у каждого участника социальные роли и посмотреть со стороны на особенности своего стиля пове­дения.

Порядок выполнения и инструкция. Каждый участник берет цветную бумагу, картон, ножницы и клей (в другом варианте мож­но использовать глину или пластилин, но их понадобится очень много — упаковка на каждого участника).

Перед началом упражнения участниками оговариваются все социальные роли, в которых они задействованы. Ведущий синте­зирует информацию и помогает каждому участнику выбрать наи­более любимые ими роли, наиболее тягостные для них роли и желаемую роль, то, какими они представляют себя в идеале. За­тем участники делают маски для каждой из трех выбранных но указанным выше темам-ролям и показывают окружающим. Идет обсуждение. Как продолжение можно добавить элемент психо­драмы. Данное упражнение требует от тренера предварительной подготовки и фундаментального психологического образования.


УПРАЖНЕНИЕ «ПОСМОТРИ НА ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Возрастная группа: 12-35 лет.

Цель: повышение самооценки, осознание каждым участником себя в новом качестве.

Порядок выполнения и инструкция. Для этого упражнения по­надобится сумочка и зеркальце (6-9 см). Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него.

Участники интригуются словами о том, что у ведущего в су­мочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпа­тичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участ­никам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предположения и аргументация иссякнут, участникам предла­гается но очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные участники раньше времени не догадались, чей портрет там изоб­ражен.

Получится, что каждый из участников увидит собственное от­ражение в зеркале, а значит самого себя.

После проведения упражнения обязательно проводится обсуж­дение с помощью следующих вопросов:

а) Кто (не) согласен с увиденным?

б) Какие чувства у вас вызвало увиденное?


УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Возрастная группа: 10-19 лет.

Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творче­ство.

Порядок выполнения и инструкция. Участник выбирает лист цветной бумаги любого цвета. Вырезает из него любую фигуру, наиболее емко отражающую его в данный момент. После оконча­ния работы всеми участниками составляется коллективная кар­тинка (можно все (фигуры наклеить на ватман и повесить в ком­нате).

Желательно после упражнения обсудить и проговорить свои чувства и ощущения до, после и во время работы.


УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЛАЖ»

Возрастная группа: 14-18 лет.

Цель: работа с образом «Я», самопознание, возможность узнать новое о других членах группы.

Порядок выполнения и инструкция. Участники на занятие при­носят любые журналы, которые можно резать. Понадобят­ся; клен, ножницы, листы бумаги формата АЗ.

В течение 30-40 минут участники составляют индивидуаль­ные коллажи. Для этого им необходимо сесть так, чтобы никто не видел их работу. Цель составления коллажа — ответы на вопросы: «Кто я? Ка­кой я?»



Способ работы. Участники вырезают из журналов картинки и заглавия статей, которые наиболее ярко отражают их качества и их восприятие мира. Затем в произвольном порядке наклеи­вают их на листе бумаги. После окончания работы участник от­даст свои коллаж ведущему и выходит на перерыв.

После того как все работы сданы и участники вышли из каби­нета, ведущий тренинга расставляет работы в стиле оформления картинной галереи.

Ведущий приглашает всех посетить выставку выдающихся ху­дожников XXI века. Напоминает о правилах поведения на вы­ставке. Каждый участник смотрит молча, анализирует и пытает­ся угадать, кому какая картина принадлежит. Обсуждение будет позже, сейчас созерцание. В данном случае пафос в словах веду­щего полезен.

Обсуждение строится но следующей схеме:

а) каждому участнику предоставляется возможность выйти и рас­сказать остальным о своем коллаже;

б) при этом ему рекомендуется сосредоточиться на таких вопросах:

1) Какие чувства он испытывал, создавая его?

2) Какие чувства он испытывал, когда на его произведение смот­рели другие?

3) Что он почувствовал, когда видел другие коллажи и сравни­вал их со своим?

4) Всегда ли совпадали его представления об авторе коллажа с тем, кем он оказывался на самом деле?

5) Что нового узнал о себе?

6) Что нового узнал о других?


УПРАЖНЕНИЕ «ВКУСНЫЙ ТЕАТР»

Возрастная группа: 14-20 лет.

Цель: формирование навыков совместных действии, возмож­ность посмотреть со стороны, групповое сплочение.

Порядок выполнения и инструкция. Перед тренингом участни­ки лепят и пекут (можно из слоеного теста, можно купить гото­вое) различные фигурки, это могут быть люди, дома, животные.

На тренинге с помощью вылепленных фигур разыгрываются сценки. Это могут быть реальные сценки из жизни или фантазийные сюжеты. Это может быть просто игра без сценария. В игре без заранее оговоренного сценария есть следующие преимущества:

• возможность ведущему осуществлять психологическую диаг­ностику путем наблюдения;

• но ходу игры участники начинают раскрываться и проигры­вать серьезные для них ситуации;

• но ходу игры ведущий может давать подсказки и делать коммен­тарии, позволяющие участникам расширить свои диапазон дей­ствий, поднять самооценку, помочь задуматься над чем-либо.
УПРАЖНЕНИЕ «ФРЕСКА "ЖИВОТНЫЕ"»

Возрастная группа: 14-25 лет.

Цель: выразить себя через животное, проиграть ситуации стра­ха к определенным животным.

Порядок выполнения и инструкция. Каждый участник рисует и вырезает из цветной или белой бумаги несколько животных, а потом раскрашивает их (любимое, нелюбимое, то, которое бо­юсь, то, которое может защитит!). Далее участники проигрывают с вы резанным и животными разные сценки. Как один из вариантов:

каждый участник может просто положить вырезанные фигуры на своем листе. Главное, чтобы каждый участник сказал, какое жи­вотное, что собой символизирует. В этом упражнении можно под­сказать участникам, что каждое из животных символизирует суб­личность, которая уже есть у участника: «страшное животное» -страх, «защищающее животное» — это та защита, которая есть у человека внутри. Рассмотрите всех животных внимательно и об­судите все эмоции и чувства, которые возникали у частников во время игры. Ведущий может делать свои комментарии в очень тактичной форме, а лучше задавать участникам наводящие вопросы.


следующая страница >>