Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Московская область – 2010-11 уч год - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Задания теоретического тура заключительного этапа XXV всероссийской... 2 348.05kb.
Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников... 1 146.66kb.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике... 1 80.05kb.
Задания для муниципального этапа олимпиады школьников по русскому... 1 51.23kb.
«Мой сосед по парте» 1 37.71kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 96.68kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 1 172.97kb.
I этап всероссийской олимпиады школьников «шаг в будущее» Тестовые... 1 30.83kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в... 1 74.62kb.
Г третья секция – тестирование 4 861.48kb.
Муниципальный этап Всероссийской Олимпиады научно-исследовательских 1 149.58kb.
Маркировка товара Пр р.: Определение гарантийности качества товара... 1 59.53kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников - страница №1/1

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________

Школа __________________________

Класс ___________________________

Шифр ___________________________
Задания
теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Московская область – 2010-11 уч. год


10-11 класс
Организмы и среды их обитания
1. Экологическая ниша:


  1. Территория, которую занимает популяция;

  2. Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция;

  3. Природное сообщество, в котором существует популяция;

  4. Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.


2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:

  1. Скорость ветра;

  2. Запах хищника;

  3. Влажность воздуха;

  4. Температура почвы.


3. Многие пресмыкающиеся для повышения температуры тела выбирают каменистые склоны южной экспозиции – это пример:

  1. Этологической адаптации;

  2. Физиологической адаптации;

  3. Популяционной адаптации;

  4. Морфологической адаптации.


4. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

  1. Биотическим факторам;

  2. Абиотическим факторам;

  3. Антропогенным факторам;

  4. Географическим факторам.


5. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:

  1. Минимальных;

  2. Максимальных;

  3. Оптимальных;

  4. Минимальных и максимальных.


6. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

  1. Одновременно и совместно друг с другом;

  2. Одновременно и изолированно друг от друга;

  3. Совместно друг с другом, но в определенной последовательности;

  4. Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.




  1. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:

    1. Оцепенение;

    2. Запасание корма;

    3. Перемещение в теплые районы;

    4. Изменение окраски.

Экология популяций


8. Наиболее опасным для существования популяции птиц является:

  1. Появление нового паразита;

  2. Уменьшение количества корма на данной территории;

  3. Увеличения численности хищника;

  4. Наводнение.


9. В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от:

  1. Чрезмерного перенаселения

  2. Повышения гетерозиготности популяции;

  3. Слишком малой численности и родственных скрещиваний;

  4. Снижение численности насекомых.


10. Процессы притока, вселения особей называют:

  1. Конкуренцией;

  2. Эмиграцией;

  3. Иммиграцией;

  4. Трансплантацией.


11. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:

  1. Экспоненциальной кривой;

  2. Логистической кривой;

  3. Прямой линии;

  4. Синусоиды.


12. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:

  1. 10 особей;

  2. 10 штук●год-1

  3. 10 особей/м2

  4. 10 тонн/га в год


13.Возрастная структура популяции характеризуется:

  1. Соотношением женских и мужских особей;

  2. Численностью особей;

  3. Соотношением молодых и половозрелых особей;

  4. Ее плотностью.


14.Увеличению численности популяции жертв способствует:

  1. Сокращение численности хищников;

  2. Увеличение численности паразитов;

  3. увеличение численности конкурентов;

  4. уменьшение численности симбиотов.

Организация и функционирование сообществ


15. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

  1. Нейтрализм

  2. Аменсализм

  3. Мутуализм

  4. Протокооперация


16. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:

  1. Протокооперация

  2. Мутуализм

  3. Комменсализм

  4. Аменсализм


17. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:

  1. Росянки и насекомых;

  2. Вороны и галки;

  3. Муравьев и божьих коровок;

  4. Рыжего и черного тараканов.


18. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:

  1. Биогеоценоз;

  2. Биотоп;

  3. Биоценоз;

  4. Экосистема.


19. Способны к фиксации азота атмосферы:

  1. Цианобактерии

  2. Нитрифицирующие бактерии

  3. Аммонифицирующие бактерии

  4. Денитрифицирующие бактерии


20. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:

  1. Дубравы

  2. Тайги

  3. Пустыни

  4. Степи.


21. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):

  1. Уменьшается;

  2. Увеличивается;

  3. Не изменяется;

  4. В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.


22. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:

  1. пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава;

  2. скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

  3. вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

  4. пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.


23. Жизнь можно обнаружить:

  1. В любой точке биосферы;

  2. В любой точке Земли;

  3. В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;

  4. В биосфере и за её пределами.


24. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:

  1. Бактерий;

  2. Моллюсков;

  3. Грибов;

  4. Рыб.

Антропогенное воздействие на биосферу


25. Пестициды не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:

  1. Очень дорогостоящие;

  2. Разрушают структуру почвы;

  3. Обладают малой избирательностью действия;

  4. Снижают продукцию агроценоза.


26. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:

  1. Образование озоновых дыр;

  2. Климатические сдвиги;

  3. Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;

  4. Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.


27. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?

  1. Засоление почв;

  2. Распространение ветровой эрозии;

  3. Образование глеевого горизонта в почве;

  4. Образование глубоких оврагов.


28. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:

  1. Д. Медоуз;

  2. Ю.Одум;

  3. Д. Перотти;

  4. А. Печчеи

29. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:

  1. Прямое истребление;

  2. Химическое загрязнение среды;

  3. Физическое загрязнение среды;

  4. Разрушение мест обитания


30. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов называется:

  1. Экологическим консалтингом;

  2. Экологической биоиндикацией;

  3. Экологическим мониторингом;

  4. Экологическим аудитом.


31. По В.И. Вернадскому «совокупность организмов, сведенная к весу, к элементарному составу и к энергии»- это:

  1. Биосфера;

  2. Ноосфера;

  3. Биокостное вещество;

  4. Живое вещество.

Окружающая среда и здоровье человека


32. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.

  1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;

  2. Растительная пища должна приниматься отдельно от животной;

  3. Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи;

  4. Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.


33. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D, чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.

  1. Животные получают более сочную и свежую траву;

  2. Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа;

  3. Кожа получает большую дозу ультрафиолетовых лучей;

  4. Животные испытывают больше положительных эмоций.


34. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:

  1. Пить воду, лучше дистиллированную;

  2. Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки;

  3. Терпеть жажду;

  4. Употреблять энергетические напитки.


35. Объясните, почему курорты для некоторых категорий почечных больных устраиваются в местностях с жарким климатом:

  1. Высокая температура обеспечивает прогревание больного органа;

  2. В связи с обильным выделением пота уменьшается нагрузка на почки;

  3. Обильное питье при жаре «промывает» почки;

  4. Повышение температуры ускоряет мочеобразование.


36. Емкость мозгового отдела черепа составляет у мужчин в среднем 1450 см3, а у женщин– 1300см3. Назовите причину разницы.

  1. Разная степень развития головного мозга;

  2. Разная степень двигательной активности, связанной с речью;

  3. Разный уровень интеллекта;

  4. Разные общие размеры тела.


37.Термин «Экология человека» предложили:

  1. М. Соре

  2. Р.Е. Парк и Э.В. Берджес

  3. В.И. Вернадский

  4. Дж. Уотсон, Ф. Крик


38. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:

  1. Несоответствие парты длине тела;

  2. Неправильное положение тела при сидении за партой;

  3. Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы;

  4. Всё верно.

Экология для устойчивого развития.


39. Индекс живой планеты – показатель, который количественно характеризует тенденции изменения биологического разнообразия Земли. За период 1970-2009 гг. индекс живой планеты снизился примерно на:

  1. 10%

  2. 30%

  3. 45%

  4. 50%


40. Стандарт Евро-4, введенный в 2005 году в Евросоюзе для автомобильной техники, жестче уровня стандарта Евро -3 по показателю:

  1. Уровень шума, производимый автомобилем;

  2. Уровень вибрации внутри автомобиля;

  3. Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах;

  4. Уровень безопасности пассажиров.


41. Рисайклинг (recycling) – это:

  1. Круговорот вещества и энергии в биосфере;

  2. Переработка утиля или бывших в употреблении материалов для нового их использования;

  3. Строительство велосипедных дорожек в Европе;

  4. Жизненные циклы растений и животных.


42. Среди изображенных знаков экомаркировки найдите российский символ.

A. B. C. D.




Задание 2

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным
43. Охарактеризуйте взаимодействие человека с видами фитоценоза при вытаптывании трав в походе как:

  1. Хищничество;

  2. Аменсализм;

  3. Паразитизм;

  4. Симбиотрофия с элементами травоядения.


44. Объясните причины по которым воды открытого моря тропического пояса беднее живыми организмами, чем полярные воды.

  1. В тропическом поясе лучше развито судоходство;

  2. В полярных водах больше растворенного кислорода;

  3. Замедление теплых течений;

  4. Тектоническая активность.


Задание 3

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных Вам вариантов ответа.
45. Восстановительное природопользование – это:

а) экономически эффективное природопользование, с учётом охраны природы;

б) разработка системы мер и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы, включая биоразнообразие;

в) защита, восстановление, преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;

г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.



Задание 4

Решите экологическую задачу.
Мария Ивановна хочет завести в квартире слона. Рассчитайте, сможет ли она это сделать если известно, что слона нужно кормить яблоками, капустой, морковью и другим растительным кормом, исходя из того, что суточные энергетические траты слона составляют 40000 ккал, средняя калорийность растительного корма равна 4,0 ккал/г абсолютно сухой массы. Среднее содержание влаги в растительном корме – 90%. КПД ассимиляции пищи слоном = 40% от абсолютно сухой массы. Кроме того, лечащий врач Марии Ивановны запретил ей поднимать более 5 кг., а путь от дома до ближайшего магазина составляет 15 минут. Что окажется лимитирующим фактором для Марии Ивановны?