Задачи физического воспитания детей в семье - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Познавательно-речевое и социально-личностное развитие 1 60.52kb.
Овцынова О. В., учитель начальных классов маоу «сош №2 с уиоп» Задачи... 1 24.63kb.
Ценность физического воспитания 1 256.2kb.
10 лет с правом переписки Основные моменты биографии А. Я. Устинова 1 253.62kb.
Футбол очень популярная и массовая игра у детей и подростков 1 453.86kb.
Крупный ученый-анатом, антрополог, биолог, врач, видный общественный... 1 23.29kb.
Предварительная подготовка: дети пишут сочинение «Что я знаю об истории... 1 52.05kb.
С. П. Королева кадис Комплексы Автоматизированных Дидактических Средств... 3 485.71kb.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых... 2 318.89kb.
Исследование эффективности использования домашних заданий в процессе... 1 433.26kb.
Государство уделяет большое внимание устройству детей-сирот и детей... 1 93.38kb.
Организация интерактивного обучения на уроках математики 1 132.08kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Задачи физического воспитания детей в семье - страница №1/3

Задачи физического воспитания детей в семье

Задачи физического воспитания детей многогранны. В их решении принимают участие спортивные организации, школа, специальные средние учебные заведения, дошкольные детские учреждения и конечно же семья. На семью же возлагается наибольшая ответственность за воспитание здоровых, физически развитых детей. Так как именно в семье закладываются важнейшие основы для дальнейшего развития и социализации ребенка. Физическое воспитание не отличается от остальных основ, таких как манеры поведения, простейшие навыки, позволяющие делать ребенку выбор и в дальнейшем познавать мир самостоятельно.

Физическое воспитание в семье предусматривает решение следующих задач:


  1. Сохранение и укрепление здоровья;

  2. Повышение работоспособности. Важным условием высокой работоспособности организма является его тренированность;

  3. Закаливание организма, повышение его адаптационных возможностей к различным температурным условиям;

  4. Всестороннее физическое развитие. Оно является критерием качества и эффективности всей системы физического воспитания детей;

  5. Подготовка детей к сдаче норм комплекса ГТО. Эта задача решается и в школе, и в семье путем использования упражнений из ГТО (плавание, бег, прыжки, метания, стрельба, езда на велосипеде, выполнение комплексов упражнений утренней гимнастики и др);

  6. Развитие у детей двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) за счет систематического выполнения специальных комплексов упражнений;

  7. Вооружение детей теоретическими сведениями по вопросам физической культуры и спорта (содержание и методика занятий отдельными видами физических упражнений, гигиена сна, питания, закаливания и др.);

  8. Воспитание у детей устойчивого интереса, потребности к систематическим занятиям;

  9. Формирование у детей среднего и старшего возраста навыков организации и проведения занятий в семье с младшими детьми (проведение утренней гигиенической гимнастики, физкультупауз, подвижных игр, обучение плаванию и др);

  10. Устранение недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, тугоподвижность и др.) Эта задача решается в тесном контакте родителей с соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями путем систематического применения специальных физических упражнений. Эта задача решается в тесном контакте родителей с соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями путем физических упражнений.

Задачи воспитания могут успешно решаться только при условии совместной работы школы и семьи. Воспитание детей – это не личное дело родителей, это их гражданский долг. Обществу не безразлично, какими вырастут дети: здоровыми, сильными, трудолюбивыми гражданами или людьми с ослабленным здоровьем, с низким уровнем работоспособности. Родители в ответе перед государством за физическое и нравственное воспитание детей. Они должны создавать детям благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, их нормального физического развития и профилактики заболеваний, ежедневно руководить физическим воспитанием своих детей. Детям нужна помощь родителей в приобретении спортивного инвентаря, оборудования, в выборе мест занятий, в составлении программ, тренировок, в оценке физического развития и физической подготовленности по доступным тестам, в проведении семейных и межсемейных соревнований, в организации экскурсий и туристских путешествий, обучении плаванию, организации утренней гимнастики и др.

Не во всех семьях уровень организации физической культуры соответствует требованиям времени. К сожалению, многие родители считают занятия физическими упражнениями и спортом пустой тратой времени. Они радуются, если их ребенок с утра до вечера занят умственным трудом, музыкой, рисованием. А ведь недостаточность двигательной активности создает предпосылки к ослаблению организма, к развитию всевозможных заболеваний. Обычно это сказывается на здоровье позднее, после 25-30 лет, когда исправить положение бывает значительно труднее. Родители ошибочно считают, что ребенок должен обучаться физической культурой в школе, на различных секциях, но никак ни дома, что именно на школе лежит главная задача воспитания и развития физических показателей ребенка, тем самым снимая с себя ответственность за дальнейшее ослабление здоровья своего ребенка. Когда же родители понимают, что допустили ошибку, бывает порой слишком поздно.

При рациональной организации суточного режима ребенка можно найти время для занятий различными видами деятельности. Но чем бы ни занимался и чем бы не увлекался ребенок (музыка, живопись, литература, техника), занятия физическими упражнениями должны найти место в его режиме дня.

Возможности использования физических упражнений для укрепления здоровья и устранения недостатков физического развития детей определяются важной ролью мышечной системы во всей жизнедеятельности детского организма. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования сердца, дыхательного аппарата, других внутренних органов. Движение – источник здоровья, работоспособности и трудовой активности детей.

Природа наделила человеческий организм большими резервами, но они идут в ход только тогда, когда в них есть нужда. При выполнении физической работы нагрузку получают и внутренние органы, прежде всего сердце, дыхательный аппарат и др. При этом их работоспособность повышается.

Замечено, что при систематических занятиях физическими упражнениями частота сердечных сообщений (ЧСС) и частота дыхания (ЧД) в покое снижаются, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности, а работоспособность сердца и дыхательного аппарата при выполнении физической или трудовой нагрузки повышается. Например, у человека, не занимающегося спортом, ЧСС в покое составляет 80 в 1 мин, при работе она увеличивается до 160-180, а у систематически занимающегося спортом ЧСС составляет соответственно 40 и 240 в 1 мин. Следовательно, у человека, не занимающегося спортом, имеется 2-кратный, а у занимающегося спортом – 6-кратный запас сердечной деятельности. Первый в состоянии выполнить без вреда для здоровья физическую нагрузку средней интенсивности, а спортсмен – более интенсивную и длительную физическую или трудовую нагрузку.

Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями способствуют увеличению резервов детского организма.

Движение – это естественная потребность детей, обусловленная самой природой живого организма, для которого движение является формой существования. «Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниет» - писал ученый-медик XVIII века Н. Максимович-Амбодик.

В московском зоопарке был проведен опыт: молодых зайчат, тетерева и соловья лишили возможности двигаться – их содержали в маленьких клетках. Когда животные и птицы выросли, их выпустили на простор. Зайчата сделали несколько прыжков и упали замертво. Тетерев поднялся в воздух, пролетел полтора круга и тоже упал замертво. Соловей запел и тут же умер. Внутренние органы животных, лишенных движения, не были тренированы и поэтому не выдерживали даже незначительной нагрузки. Зайчата и соловей умерли от разрыва сердца, а тетерев – от разрыва аорты.

Академик Н.М. Амосов пишет: «Цивилизация не должна привести к физическому ослаблению человека. Если отпадает необходимость в тяжелой физической работе, ее должен заменить спорт. Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в школе, семье. Активный двигательный режим – единственное средство, способное «нейтрализовать» последствия часов напряженной учебы».

При недостаточном объеме двигательной активности детей резко ослабляется деятельность мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других важных физиологических систем организма.

Следовательно, имеется возможность, повышая функциональное состояние мышечной системы детей, направленно влиять на деятельность других систем организма.

Физические упражнения основаны на одном из основных биологических влечений – влечении к движению (кинезофилияи), негативным отражением которого является гипокинезия.

Многие ученые предполагают, что при различных заболеваниях организм детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения функции какого-либо органа, вызванного патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии. Больные дети не получают необходимой ежедневной порции движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболевания. Создается порочный круг: болезнь ведет к ограничению двигательной активности детей, а это в свою очередь ухудшает течение болезни. Указанный патологический круг может быть ликвидирован своевременным и систематическим применением физиологически обоснованных физических нагрузок.
Что же касается родителей, то они иной раз практически не обращают внимания на физическое развитие своего малыша, растущего прямо-таки на глазах. В первые годы жизни родители думают, что их ребенок еще мал, что ему нужно подрасти и только потом они начнут заниматься его здоровьем и физическим воспитанием. Но позже проблема физического развития становится для родителей более ощутима: что-то сделано уже не так и надо переделывать или наверстывать упущенное. Ни для кого не секрет, что малыш в первый год к определенному времени должен научиться сидеть, стоять, ползать, ходить. Ему помогают в этом, беспокоятся, если он плохо делает то, что ему положено. Но в то же время частенько родители делают все, чтобы малыш двигался как можно меньше: перекутывают, надевают неудобную обувь с негнущейся подошвой, подолгу держат в кроватке или манеже, а на улице сплошь и рядом возят в коляске, не давая самому ребенку и шагу лишнего ступить. Спокойный ребенок радует: «Никаких с ним хлопот!» Подвижный же иногда считается бедствием. Взрослых подчас раздражает детская безудержная подвижность, они стараются пресечь ее окриками, приказами, а иногда и с применением силы. В некоторых семьях даже практикуется особого рода наказание для провинившихся детей – «ставить в угол». Ребенка заставляют определенное время стоять или сидеть в углу неподвижно. Родители, применяющие этот метод, даже не представляют насколько этот метод жесток. Ведь детский организм требует постоянного движения. Наказывать лишением движений – это все равно, что не дать провинившемуся ребенку еды или воды.

При этом естественная потребность ребенка в движении не только не удовлетворяется, не развивается, но, наоборот, как бы притупляется, сходит на нет. К тому же почему-то на первом году жизни следят главным образом лишь за ростом и весом и только по ним судят об уровне физического развития ребенка. И совсем не обращают внимания на крепость его мышц, на подвижность, ловкость, координацию движений. Когда позже, уже в школе, обнаруживается плоскостопие, искривление позвоночника, общая мышечная слабость, ожирение, слабое сердце и другие неприятности – вот тогда родители начинают беспокоиться: что делать, если сынишка не любит физкультуру? Как быть, если он такой неловкий?

Дети глубоко и болезненно переживают недостатки и дефекты своего физического развития: косолапость, плоскостопие, неправильную осанку и др. Они становятся застенчивыми, малообщительными, неуверенными в себе. И здесь большую помощь могут оказать физкультура и спорт – надежные средства совершенства и красоты тела.

А начало всем этим неприятностям закладывается, оказывается, в том самом возрасте, когда еще никто и не думает о них: ни мать, ни отец. С рождения ребенка. Более того, еще до появления на свет.




Гимнастика до рождения
Ну какое, например, может иметь значение, много ли шевелится малыш у матери до рождения или мало? Многие родители удивляются, что их малыши или очень сильно шевелятся или наоборот, не проявляют особой активности. Их активность, как было доказано, напрямую зависит от матери. Если мать постоянно занимается физической работой, много и энергично двигается, то у нее снижается насыщенность крови кислородом. Она, естественно, начинает усиленно дышать, а сердце чаще биться. А что делать ребенку, ведь и он ощущает нехватку кислорода? Тогда он начинает «брыкаться», шевелиться, его сердечко бьется чаще, и это сразу увеличивает количество крови, которое поступает к нему от матери. И кислорода добывается столько, сколь ему необходимо.

Точно такая же картина получается, если в крови матери снижается содержание питательных веществ (это когда мать хочет есть). Малыш и тут начинает двигаться и тем самым добывает себе пропитание. Исследователями было подсчитано, что через 1,5-2 часа после обеда он делает только 3-4 шевеления в час, а если мать не ела 10 часов, то 50-90. Разница громадная – в 20-30 раз. И при этом, как и при всякой тренировке, происходит развитие, совершенствование и укрепление его мышц, сердца и всего организма. Если же матери посоветовать есть за двоих, меньше двигаться, то ребенок будет шевелиться меньше, а значит возникает определенная доля риска, что он родится физически ослабленным.



Без специальных занятий
Но вот новорожденный уже дома. Когда же начинать его физическое развитие, если к нему и прикоснуться-то страшно в первые дни? На самом деле, младенец намного крепче, чем это принято считать. Оказывается, что немалую роль в развитии мышц играет легкая одежда. Шутка ли, пока малыш не спит, он голенький или в одной распашонке. Ему прохладно, и, чтобы больше вырабатывалось тепла, у него сильно напружинены все мышцы. Врачи называют это «гипертонией мышц новорожденных». А стоит завернуть ребенка потеплее, как это тонус сразу же снижается, мышцы расслабляются. Значит, в первый месяц благодаря прохладе тренируется и мускулатура.

Физическим воспитанием ребенка как это уже говорилось нужно заниматься с первых его месяцев. И чем энергичнее мама или папа будет обращаться с малышом, тем больше и быстрее у него будут развиваться все группы мышц.

Ну вот, ребенок начинает ползать, а потом и встает на ножки. Здесь важно помнить, что не следует ограничивать его в естественной потребности двигаться. Конечно, это не значит, что ребенку нужно дать полную свободу своих действий, нет, за ним нужно смотреть чуть ли не каждую минуту. Но главное, не ограничивать его в движениях, и не стоит бояться, что ребенок, не совсем хорошо еще ходит, или не слишком устойчив. Это говорит о том, что пока его мышцы ног развиты не очень хорошо. Это должно послужить сигналом для родителей, чтобы они давали ребенку больше ходить самостоятельно, нежели носить его на руках или катать в коляске, как это не редко и бывает. Здесь нужно быть твердым и решительным: даже если ребенок, встав на ноги, не желает совсем ходить, а тянется к родителям, чтобы уместиться на руках одного из них, не стоит сразу сдаваться.

Чем старше становится ребенок, тем более активный образ жизни у него должен быть, так как это обусловлено его физиологическим развитием. Но не только активный образ жизни, но и здоровый (правильное питание, здоровый сон и т.д.). О чем заботиться в первые годы жизни ребенка заботиться должны именно родители и не кто иной, так как пока они не приучат ребенка соблюдать режим дня, следить самостоятельно за собой, он без их контроля не будет соблюдать практически ничего. Но вот когда он для себя осознает, что это необходимо ему, он начинает самостоятельно регулировать свой образ жизни, свою нагрузку, свой режим дня.

Родителям необходимо разговаривать с ребенком о спорте и полезности физической культуры в его жизни, о том, что он должен развиваться равномерно, чтобы не вызвать диспропорцию тела, показывать на примерах, насколько хорошо быть человеком, у которого всесторонне и гармонично развивается организм: быть гибким, выносливым, иметь красивое тело и силу.

Если ребенку не привить в детстве необходимость занятия физической культурой и спортом, то и дальше, как правило, у него не возникнет большого желания начать заниматься собой, своим телом, здоровьем. Что конечно же может привести со временем к ослаблению иммунитета, физического состояния и другим проблемам


Занятия физическими упражнениями активизируют деятельность мозга. Известный философ античного мира Аристотель использовал движения как метод активизации процесса обучения. Он проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой», - считал Аристотель. Примерно так же говорил Жан Жак Руссо.

Многие великие ученые, деятели искусства, писатели неоднократно подчеркивали благотворное влияние физических упражнений на умственную работоспособность. Л.Н. Толстой как-то признался: «При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы единого дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна». Здесь уместно напомнить, что великий писатель в 65 лет научился ездить на велосипеде, в 75 лет хорошо катался на коньках, соревновался с молодежью и добивался побед. В возрасте 60 лет он за 6 дней прошел 200 км от Москвы до Тулы. В Ясной Поляне, где жил Л.Н. Толстой, до сих пор сохранился замечательный гимнастический городок, в котором писатель занимался до последних дней своей жизни.

Физические упражнения заряжают энергией центры положительных эмоций, благодаря чему дети, занимающиеся физкультурой и спортом, отличаются оптимизмом, жизнерадостностью, повышенной работоспособностью, в том числе и умственной.

На снижение умственной работоспособности влияет недостаточное снабжение мозга кислородом. Дело в том, что мозг, масса которого в среднем составляет 1550 г, потребляет почти третью часть кислорода, поступающего в организм. Его запасы можно пополнить во время занятий физическими упражнениями на свежем воздухе. Кроме того, существуют специальные физические упражнения, улучшающие кровоснабжение мозга, ускоряющие доставку к нему кислорода. К ним относятся разнообразные движения головой: наклоны, повороты, круговые движения. Полезны так же комбинированные упражнения, когда движения головой сочетаются с движениями рук. Такие упражнения при умственной работе рекомендуется выполнять каждые 1,5-2 ч в течение 2-3 минут.

Через семейное воспитание мы можем охватить практическими упражнениями. Родители могут научить детей плавать ходить на лыжах, кататься на коньках, бегать, выработать правильную осанку и др.

В физическом воспитании детей в семье могут быть использованы различные формы занятий физическими упражнениями – от простых (утренняя гимнастика) до сложных (тренировка в избранном виде спорта).

Можно рекомендовать следующие формы занятий физическими упражнениями детей в семье: 1) утренняя гигиеническая гимнастика; 2) утренняя специализированная гимнастика; 3) физкультминутки; 4) занятия по общей физической подготовке; 5) самостоятельные тренировочный занятия; 6) участие в соревнованиях; 7) прогулки (пешие, велосипедные, лыжные); 8) закаливающие процедуры; 9) туризм; 10) подвижные и спортивные игры.

Выбор форм физического воспитания детей в семье зависит от их возраста, пола, здоровья и физической подготовленности.

Следует выделить обязательные для каждого ребенка формы занятий физическими упражнениями в семье и формы занятий по выбору. К обязательным формам занятий можно отнести: утреннюю гимнастику, физкультпаузы, занятия по общей физической подготовке, прогулки, плавание, закаливающие процедуры, занятий по подготовке и к сдаче норм комплекса ГТО, участие в соревнованиях, туризм, подвижные и спортивные игры. К занятиям по выбору относятся: утренняя специализированная гимнастика (зарядка), тренировка в избранном виде спорта.

Выполнение программы в процессе физического воспитания детей в семье способствует: а) обучению детей новым видам двигательных действий и совершенствованию выполнения ранее изученных физических упражнений; б) воспитанию двигательных качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты); в) устранению недостатков физического развития и физической подготовленности.

Занимаясь физическими упражнениями в семье, дети должны овладеть следующими умениями и навыки, а также выполнить нормативные требования комплекса ГТО в соответствующих возрастных группах:


  1. Научиться плавать двумя спортивными способами (кроль на груди и спине и брасс). Уметь проплыть 500-1000 м любым из указанных способов;

  2. Уметь управлять лодкой;

  3. Уметь пробежать «трусцой» в течение 20-3- минут (девушки) и 30-40 минут (юноши);

  4. Овладеть двумя спортивными играми по выбору: футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон или хоккей, баскетбол;

  5. Уметь кататься на велосипеде (до 60-90 мин);

  6. Овладеть техникой прыжков в длину и высоту с разбега, метания малого мяча и набивных мячей, бега на короткие и длинные дистанции;

  7. Овладеть простейшими приемами борьбы и самообороны;

  8. Овладеть навыками туриста;

  9. Уметь выполнять простейшие акробатические упражнения: стойка на голове и руках, перевороты боком, вперед и назад, гимнастический «мост», кувырки вперед и назад, «ласточка»;

  10. Иметь высокий уровень развития силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты.



Определение физической подготовленности детей в семье
С чего же начинать физическое воспитание детей в семье? Прежде всего необходимо определить уровень их физического развития.

Объективная оценка состояния здоровья и физических возможностей детей может быть получена только при условии систематического использования всех форм контроля.

Для этого в каждой семье необходимо иметь простейшее оборудование для оценки физического и функционального развития, а также физической подготовленности всех членов семьи.

Одним из объективных показателей физического развития служит масса тела. Определить ее удобнее всего на напольных весах. Взвешиваться нужно утром, после опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Ориентировочно нормальной массой можно считать величину, получаемую при вычитании из длины тела (в сантиметрах) цифры 100. Например, если рост равен 170 см, то масса должна составлять приблизительно 70 кг. Показатели массы тела могут отклоняться от средней нормы на 4-6 кг в ту или другую сторону. Если отклонение составляет более трети нормальной массы, то следует думать об ожирении или, наоборот, об истощении организма.

О массе тела можно судить также по показателю, который определяет, сколько граммов массы приходится на каждый сантиметр роста. Для этого нужно массу тела в килограммах разделить на рост в сантиметрах. Показатель менее 200 г для детей 12-15 лет свидетельствует о недостаточной массе, а показатель более 400 – об избыточной.

Рост легко определить в домашних условиях. Для этого к стене или косяку двери прикрепляют сантиметровую ленту длиной 2 м (нулевая отметка должна быть на полу). Затем нужно встать без обуви спиной вплотную к разметке, касаясь ее пятками, спиной и межлопаточной областью спины. При этом голову следует держать прямо, подбородок слегка опущен, так, чтобы линия, соединяющая козелок уха с наружным краем глазницы, была горизонтальной. Затем на голову кладут лист картона и производят отсчет.

Утром человек всегда выше, чем после трудового дня ( в течение суток рост колеблется в пределах 2-3 см).

Окружность грудной клетки определяют сантиметровой лентой. Ее накладывают сзади под нижними углами лопаток, а спереди – по нижнему краю околососковых кружков у мальчиков и по ходу четвертого ребра (при развитой грудной железе - под ней) у девочек. Измерение делают в положении полного вдоха, затем при глубоком выдохе и в спокойном состоянии. Разница между окружностью грудной клетки при вдохе и выдохе составляет экскурсию грудной клетки.

Оценку физической подготовленности детей (их силы, выносливости, быстроты, прыгучести, функции равновесия и т.д.) можно проводить, пользуясь описанными ниже простыми тестами.

Мышечную силу определяют методом кистевой и становой динамометрии. О степени развития силы различных мышечных групп можно также судить по результатам отжимания в упоре на руках, подтягивание на перекладине, гимнастической стенке.

Главным показателем статической выносливости служит время удержания соответствующей позы. Допускаемое отклонение от исходного положения не должно превышать 10 градусов. При большом отклонении регистрация времени прекращается. Например, школьнику предлагают взять в обе руки по гантели массой 1 кг и удерживать их на вытянутых горизонтально руках как можно дольше. Таким образом оценивается статическая выносливость мышц верхней конечности. По времени поддержания угла на гимнастической стенке можно судить о статической выносливости мышц живота. Если ребенок не может выполнить угол на гимнастической стенке, его можно заменить углом в упоре сидя.

Прыгучесть определяют по дальности прыжка в длину с места или тройного, а также по результату прыжка вверх или подскока. Высоту подскока очень просто определить у стены: ребенок поднимает руку, и на стенке на этом уровне делается отметка. Затем ему предлагают выпрыгнуть как можно выше. Расстояние от начерченной линии до отметки максимального прыжка и будет составлять показатель прыгучести.

О гибкости ребенка судят по возможности выполнять движения с большим размахом, амплитудой. Для определения гибкости позвоночного столба ребенку нужно встать на скамейку и наклониться до предела, не сгибая ног в коленях. Расстояние от края скамейки до третьего пальца руки является показателем гибкости. Если ребенок может коснуться скамейки или наклониться еще ниже, то у него хорошая гибкость позвоночного столба, если не может достать скамейку, то это качество нужно развивать и совершенствовать. О гибкости плечевого сустава судят по возможности сделать «выкрут». Для этого в руки нужно взять гимнастическую палку и выполнить выкрут в плечевом суставе. Чем уже хват гимнастической палки, тем больше гибкость у ребенка. Хорошим показателем подвижности в тазобедренном суставе может служить поднимание вверх до предела прямой ноги. Если ребенок может поднять не сгибая ногу выше 90 градусов, то он обладает хорошим показателем гибкости этого сустава. Кроме того, детей нужно учить делать «шпагат» - разведение ног в передне-заднем направлении. Чем меньше расстояние от таза до пола, тем выше подвижность в тазобедренном суставе. Хорошим показателем гибкости позвоночного столба является умение сделать «мост».

О быстроте судят по времени пробегания отрезков 30, 60, 100 м (в соответствии с нормативным комплексом ГТО), а также максимально возможной частоте рук или ног за 5 с.

Выносливость определяют по времени пробегания дистанции 500, 1000 м, а также с помощью специальных тренажеров. Дети дошкольного возраста еще не могут выполнять длительный непрерывный бег, но это не значит, что выносливость развивать им не нужно. Вместо бега сегодня можно использовать в условиях современной квартиры тренажеры, которые не чуть не уступают упражнениям без них.

О состоянии равновесия у детей можно судить по результатам различных специальных проб.

Проба Ромберга (усложненная) заключается в том, что ребенку предлагают, стоя на одной ноге, другая согнута, пятка опирается на коленный сустав опорной ноги, руки вытянуты перед собой с раздвинутыми пальцами, глаза закрыты, удерживать устойчивое равновесие как можно дольше. Оценка «хорошо» - твердая устойчивость более 15 с, тремор пальцев отсутствует; «удовлетворительно» - устойчивость 15 с, с небольшим тремором век и пальцев; «неудовлетворительно» - удержание позы менее 15 с.

Проба Яроцкого. Стоя с закрытыми глазами выполнять непрерывные круговые движения головой в одну сторону (2 оборота в 1 с) до удержания устойчивого равновесия. Норма- удержание равновесия не менее 28 с. Обязательно нужно страховать ребенка от возможного падения.

Для оценки динамического равновесия по Бондаревскому детям предлагают пройти по линии длиной в 15 м сначала с открытыми, а затем закрытыми глазами. Оценивается величина отклонения от прямой (в сантиметрах). Чем меньше отклонение, тем совершенней функция равновесия у ребенка.

Все полученные результаты нужно сопоставить с ориентировочными нормами. Если родители выявляют у своего ребенка отставание по каким-либо показателям, то на совершенствование данной функции или двигательной способности нужно будет обратить особое внимание. Исходя из показателей можно выстраивать занятий физической культурой, нагрузки на те или иные группы мышц, количество подходов, количество минут и так далее. Ведь самое важное, чтобы в процессе занятий физической культурой не перегрузить организм, мышцы, иначе эффект от занятий в семье будет прямо противоположный.

А далее мне хотелось бы рассказать о некоторых физических занятиях дома, которые могут быть выполнены в любой квартире, не зависимо от площади или еще каких-то условий.



следующая страница >>