«я личность» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«я личность» - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

Ульяновская средняя общеобразовательная школа

 

Утверждаю:



____________________________                                        

«_____»______________2008г.



Воспитательная программа

«Я - ЛИЧНОСТЬ»

разработанная и подготовленная

классным руководителем Улановой Е.В.

2008 год

Содержание:

1.

Концептуальные основы программы

Стр.3.

2.

Анализ социально-педагогической ситуации

Стр.9.

3.

Цели и задачи программы

Стр.13.

4.

Содержание воспитания

Стр.15.

5.

Предполагаемые результаты

Стр.16.

6.

Механизм реализации

Стр.18.

7.

Используемая литература

Стр.23.

8.

Приложения

Стр.24.


Концептуальные основы программы

Способность стать счастливым – способность стать и быть самим собой.

«Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают»

А.Г. Асмолова

Каждый человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Помочь определить свою индивидуальность как самобытность, способность стать и быть самим собой – составляет смысл моей воспитательной деятельности.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.» - сказал когда-то К.Д.Ушинский.

По определению В.А.Караковского воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике, оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

Воспитание в узком смысле рассматривается как социально организованная деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание – целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу, самоанализу, контролю и самоконтролю.

Многие ученые, такие как Рожков М.И., Байбородова Л.В., Таланчук Н.М. главным принципом воспитания считают социализацию ребенка и, как предполагаемый результат они видят - умение ребенка ориентироваться в социальной среде, быть полноценной личностью социума. Но в данной ситуации главным мне видится воспитание не «стадного» качества ребенка, а воспитание индивидуальности способной адаптироваться в коллективе.



Б.Г.Ананьев выделяет четыре ключевых аспекта, характеризующих сущность характера индивидуальности:

  • Индивидуальность как уникальность, неповторимость, нечто особенное в человеке. Индивидуальность дана от природы, так как наследственность, темперамент, характер, окружающая природная и социальная среда, активность самого человека даёт огромное количество отличительных черт по отношению к другим людям. Но эти отличительные черты не являются самоценностью для большинства детей, считается это мнимая индивидуальность.

  • Индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика человека. Если личность, по мнению Б.Г.Анавьева, «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность- это «глубина» личности и субъекта деятельности.

  • Индивидуальность - уровень развития человека. Это очень длительный процесс, где идет поиск способов и средств реализации своих способностей. Важно чтобы воспитатель смог умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы.

  • Индивидуальность - это способность быть самим собой, то есть самовыражение. Я согласна с представителями гуманистического направления в педагогике, в том, что в самоутверждении и заключается полное счастье человека, предназначение его бытия.

Приоритетными аспектами процесса воспитания являются общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, которые развивают в ребенке положительные качества, высоконравственные потребности и желание совершать добрые поступки.

В основу данной воспитательной системы взяты принципы (по В.А.Караковскому):

  • Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.

  • Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

  • Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

  • Принцип средового подхода – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.

  • Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.

  • Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

  • Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

  • Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества.

У любого педагога рано или поздно вырисовывается своя система общения с ребенком и детским коллективом. Из опыта работы у меня сложилась своя определенная система воспитательной работы с классом. Система достаточно динамична, легко меняется и дополняется с учетом возрастных особенностей детей на разных ступенях обучения и воспитания.

На основе своего опыта работы со старшеклассниками я пришла к выводу, что план воспитательной работы, ежегодно составляемый, в старшей школе целесообразно заменить несколько расширенным аналогом, охватывая сразу три года обучения. Поэтому основной возрастной состав участников, на который ориентирована данная программа, составляет период от 10 до 14 лет, а так же на коллектив педагогов работающих с данными детьми и родителей.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Участники воспитательного процесса.




Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, с учетом социометрических диагностик коллективных и личностных, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.

При построении воспитательной системы класса использую опыт известных педагогов практиков В.А Караковского, И.П. Иванова, а так же воспитательную прграмму школы.

Концептуальные основы


  • формирование ведущих качеств личности;

  • непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;

  • практическую деятельность педагогов и воспитанников;

  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

  • неразрывную связь с воспитательными субъектами: родителями, внешколь­ными воспитательными учреждениями, производственными и обслу­живающими объектами микрорайона; связь с воспитательными факторами среды: условиями школы, микрорайона и прочее.


Анализ социально-педагогической ситуации

Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объёмна. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведёт к уменьшению числа учащихся, увеличению количества малокомплектных  школ, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности. Микросоциум (т.е. сельские жители), с одной стороны притязают на более высокий уровень образования и воспитания на селе, с другой - очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской школы. Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой. 

Социально-экономические и политические реформы оказали негативное воздействие на российскую семью, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Произошли резкая дифференциация доходов семьи, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие их правовой, моральной, экономической незащищенности.

В семьях ухудшается нравственно-психологический климат, нарастают отчужденность между детьми и родителями, все более широкие масштабы приобретает социальное сиротство.

Отрицательно влияет на развитие и воспитание личности, продолжающееся ухудшение состояния здоровья детей. Высокие нагрузки испытывает психическое здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие ребенка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, освоение новых социальных ролей, приводит к стрессам, неврозам, агрессивности.

В результате развития средств массовой информации и коммуникации, отсутствия общественного контроля за их деятельностью значительно расширилось и качественно изменилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс, резко возросла доступность материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные сети, в том числе и тех, которые наносят вред благополучию детей (пропагандирующих секс, насилие, идеализирующих преступность, наркоманию, проституцию).

Все эти процессы наблюдаются и в нашем микросоциуме.

Поэтому стало очевидным, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать.

Исходя из этого, следует, что назрело время, когда личностно-отчужденную парадигму должны сменить личностно-ориентированная и социально-ориентированная.

Необходимость создания данной программы воспитания вызвана в первую очередь с тем, что наша школа расположена в селе и удалена от районного центра на 7 километров. Поэтому школа является основным источником, как основного, так и дополнительного образования детей. Школа расположена в частном секторе близ микрорайона, при отсутствии очага культуры. В микрорайоне есть Дом школьника и библиотека, которые активно сотрудничают со школой и в частности с детьми, обучающимися в классе. Но этого далеко не достаточно чтобы организовать послеурочный досуг учащихся и привлечь какой-либо деятельности всех учащихся. Поэтому перед классным руководителем встает задача организации досуга учеников.

Кроме того, необходимость создания данной программы так же вызвана тем, что классный коллектив достаточно большой и на переходном этапе (переход в среднее звено) перед школой и классным руководителем стоит задача как можно безболезненнее организовать адаптационный период учащихся.

В классе, на который ориентирована данная программа, обучается 26 человек. Класс сложный, разделен на мини группы с явными претендентами на лидерство. Психологи отмечают, что если в группе находится 7 и более человек, то неизбежно возникновение конфликтных ситуаций. Поэтому встает необходимость разбить класс на группы по интересам, сплотить детей при выполнении общих поручений. При этом надо создать условия для самореализации каждого ребенка на основе его природосообразности.

В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением, уменьшается его зависимость от непосредственно окружающей его действительности. Ребенок переходит от неосознанного миродействия к осознанию своего “Я”, своего внутреннего мира и к формированию устойчивого и сознательного отношения к окружающему и к другим людям.

Данная программа составлена в соответствии с психолого-возростными особенностями детей этого возраста и является сугубо индивидуальной для этого коллектива, для этих детей, так как в основу было положены результаты социометрических исследований проводимых психологом-педагогом школы, социальным педагогом и классным руководителем.

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, направлен на создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которые сводится урочная и внеурочная жизнь.

В основу программы положены:


  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";

  • Семейный Кодекс РФ;

  • Трудовой Кодекс РФ;

  • Закон РФ "Об образовании";

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.;

  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

  • Национальный проект «Образование»;

  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»;

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики беднадзорности и правонарушений несовершеннолетними»;

  • Закон 2004г. «Об организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите в Нижегородской области»;

  • основы воспитательной программы школы;

  • Устав школы и локальные акты.

На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.

Обновление содержания образования направлено на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).



Цели и задачи программы

Цели и задачи программы составлены в соответствии с проведенными в классе социометрическими исследованиями и диагностиками (методикаи Л.В.Байбородовой, А.Н. Лутошкина, С.М. Петровой и других). В связи с проведенными исследованиями была выявлена необходимость развития личностных ориентиров учащихся.

Что есть личность? Личность – человек, который может управлять и управляет своим поведением и своими психическими процессами, занимает в обществе определенное место, достойное его способностей.

Таким образом, на основе проведенных исследований в классе была определена основная цель.



ЦЕЛЬ: создание условий для воспитания нравственно и физически здоровой, интеллектуальной, творческой личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих ЗАДАЧ:



  • Воспитать чувство ответственности и осознанного отношения детей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

  • Создать условия формирования «успешной личности».

  • Максимально вовлечь учащегося в систему дополнительного образования, в организацию внешкольных и внеклассных мероприятий с целью обеспечения самореализации личности.

  • Развивать чувство ответственности за порученное дело, чувство самостоятельности учащихся в делах и поступках; развивать систему самоуправления в классе.

  • Приобщать воспитанников к ценностям общественной и национальной культуры, воспитание высоконравственной, культурной личности, настоящего гражданина своего Отечества.

  • Создать условия для участия родителей в воспитательном процессе.


Задачи выстраиваются на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
Для прослеживания результативности реализации данной программы были установлены критерии идеальной личности, взятой за основу воспитания, как образца, к которому необходимо стремиться.

Интеллектуальная личность – личность, усвоившая школьный объем знаний, способная к творческому самообразованию и саморазвитию;

Нравственная личность – личность, способная ответственно выбирать духовно-нравственные формы самореализации и самовыражения, т.е. внутренне готова к самосозидательной деятельности;

Личность, готовая к успешной социализации, по моему убеждению, должна:

  • уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;

  • видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей;

  • уметь объективно анализировать достигнутые результаты;

  • владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта;

  • быть готовой к профессиональному самоопределению в непрерывно меняющихся условиях;

  • стремиться к достижению успеха;

  • иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность в своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.

Таким образом, необходимостью развития личностных качеств были выбраны следующие:
Качества личности


Мыслительные

-интеллект

-интеллигентность

-самостоятельность

-независимость

Социодинамические

-реализм


-активность

-разнообразие

-предприимчивость

Психические

-коммуникативность

-уверенность в себе

-тактичность

-рассудительность

Субъект культуры

-творчество

-свобода


Содержание воспитания

Программа реализуется через систему определенных мероприятий, выстроенных с учётом преемственности и возрастных особенностей учащихся. В ходе её реализации предполагается дать учащемуся определенный набор знаний, а также оценить, что усвоил ребёнок, определить уровень его личностных достижений. Для того чтобы прослеживать результативность личностных достижений для каждого учащегося были созданы портфолио, где прослеживаются стадии личностного роста.

На основании проведенного социометрического исследования, на основе теоретически прогнозируемого результата становления личности была выявлена необходимость организации деятельности коллектива по следующим направлениям:


  1. «Я - гражданин»;

  2. «Я - хозяин»;

  3. «Я - ученик»;

  4. «Я - профессионал»;

  5. «Я – моя семья»;

  6. «Я - творец».

Внутренняя структура каждого воспитательного направления представлена



тремя блоками:

«Я познающий» - ребёнок как субъект познания мира, общества и себя в этом мире (набор знаний умений и навыков, которые должен приобрести ученик к окончанию возрастного периода).

«Я созидающий» - ребёнок как субъект самосозидания и преобразования (возможные формы работы с детьми, мероприятия, которые позволят учащимся данной возрастной группы более эффективно усвоить программный материал).

«Я осознающий» - ребёнок как субъект, выражающий своё отношение к миру, обществу и самому себе (изменения, которые должны произойти у учащегося на личностном уровне).

Предполагаемый результат

Предполагается, что в ходе реализации данной программы ожидается присутствие промежуточных и конечных результатов. Промежуточные результаты реализации данной программы выявляются при помощи диагностик, тренингов, социометрических исследований учащихся, участие детей в общешкольной деятельности. Окончательный результат реализации программы – определяется уровнем сформированности личности согласно возрасту (13 – 14 лет).



У каждого воспитуемого в итоге реализации программы в достаточной мере должны быть развиты:

  • чувство ценности своего здоровья и здоровья окружающих;

  • личностные качества;

  • нравственные нормы поведения;

  • культура общения в коллективе;

  • потребность в труде;

  • первоначальные профессиональные навыки;

  • способность рационально организовывать деятельность;

  • способность к сотрудничеству;

  • сформированность познавательных навыков.

Для оценки результативности созданной воспитательной программы, ее звеньев, с целью выявления проблем, недостатков в коллективе определены следующие критерии и показатели:

  1. отслеживание уровня личностного развития и воспитанности учащихся (классным руководителем ведется дневник наблюдений);

  2. мониторинг деятельности учащихся, ведение личностных портфолио;

  1. удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в школе (итоги многоступенчатых анкет, опросников специалистами школы:

методика «Пословицы» С.М.Петровой;

тест «Размышляем о жизненном опыте» методика Н.Е.Щурковой;

методика изучения мотивов участия школьников в деятельности Л.В.Байбородовой;

методика «Ситуация выбора» Л.В.Байбородовой;

методика «Акт добровольцев» Л.В.Байбородовой;

методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В.Овчаровой;

методика диагностики уровня творческой активности учащихся М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Валовича;

методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова;

методика «Игра в магазин»О.В.Соловьева;

методика «Мы- коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» М.Г.Казакиной;

методика «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкиной;

методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г.Жедуновой;

методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе М.И.Рожкова;

методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А.Андреева;

комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения А.А.Андреева);


  1. творчество учащихся на уровне школы, города;

  1. мониторинг преступлений и правонарушений по годам (или их отсутствие);

  2. удовлетворённость детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью в классе, школе;

  3. анализ результатов учебно- воспитательного процесса на основе изменений, происходящих в классе, сравнение их с достижениями других классов.


Механизм реализации

Для реализации данной программы были выбраны, на мой взгляд, наиболее эффективные механизмы реализации.



Это активная деятельность по выбранным направлениям, создание самоуправления в классе, мероприятия и акции направленные на реализацию поставленных задач.

Деятельность по направлениям.


Направление

Воспитательная цель

Формы и методы реализации

«Я - гражданин»

  • Создание условий для формирования интереса к общественной работе;

  • привитие любви и уважения к природе, жизни людей, к традициям своей Родины;

  • воспитание принадлежности к традициям и обрядам народностей, населяющим Россию, область, район;

  • формирование чувства коллективизма;

  • формирование социальной направленности личности, чувства ответственности за свои дела и поступки, уважения к окружающим.

  • Деловая игра «Выборы»;

  • Классный час «Устав школы соблюдаем!»;

  • Круглый стол»Я гражданин Мира»;

  • Классный час «Я и мои права»;

  • Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы;

  • Возрождение и развитие культурных традиций русского народа, своего края.




«Я - хозяин»

  • Воспитание ответственности за выполнение порученного дела;

  • рачительного отношения к себе, своему здоровью, школе, селу, району, краю.

  • Дежурство по классу, школе;

  • Уборка пришкольной территории;

  • Участие в общешкольных трудовых субботниках;

  • Участие в Днях Здоровья;

  • Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей;

  • генеральные уборки классных комнат, школы;

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;

  • профилактические беседы по правилам поведении на дороге, в экстремальных ситуациях и т.д.

«Я - ученик»

  • Воспитание уверенности в своих силах и возможности, способности к самосовершенствованию, открытости для новых идей и знаний, ответственности за свою жизненную проекцию.

  • Тренинги по итогам окончания четвертей, полугодий, года;

  • Интеллектуальный марафон;

  • Тест «Мотивация к учению»;

  • Участие в школьных и районных олимпиадах; Проведение классных часов «Учись – учиться».

«Я - профессионал»

  • Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, ответственности за выбор своих действий, поступков;

  • воспитание стремления к самореализации.

  • Тренинг «Умете ли вы слушать»;

  • Тренинг «Зачем Я»;

  • Выяснение интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов»;

  • Конкурс «Лучшей ученик»(по результатам обучения и творческой деятельности в течение года).




«Я – моя семья»

  • Воспитание ответственности за микроклимат в семье и коллективе;

  • ответственности за подрастающее поколение; чувства причастности к успехам своей семьи;

  • воспитание уважительному отношению к членам семьи и к членам коллектива.

  • Классный час «Моя семья – моя опора»;

  • Взаимопонимание общих проблем и совместное их решение;

  • Привлечение родителей к активному участию в жизни коллектива;

  • беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

«Я - творец»

  • Воспитание гордости за достигнутые успехи и стремления к достижению успехов в творческой деятельности;

  • Воспитание креативного мышления, способствующего развитию творческого потенциала.

  • Празднование Дня Именинника;

  • Новогодний праздник;

  • «Мастерская Деда Мороза»;

  • Конкурс «Новогодний сувенир»;

  • Годовой творческий отчет «Чему мы научились»;

  • Участие в общешкольных мероприятиях;

  • Привлечение учащихся в кружки и факультативы;

  • Приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях;

  • Вернисаж портретов «Мой папа», «Моя мама»;

  • Проведение родительских собраний.

*Наиболее развернутый план мероприятий на год см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Создание самоуправления в классе.

Цель самоуправления – способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования личности, общества, Отечества.



Предварительно были разработаны основные принципы самоуправления и кодексы коллектива (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), проведена деловая игра «Выборы», установлены главные принципы деятельности членов самоуправления.


















Совет города «Непоседы»

Мэр города «Непоседы»








Цветовод

Санитар

Арбитражная комиссия


Должность

Функциональные обязанности

Мэр города

Отвечает за:

  • создание условий для положительной работы городского самоуправления;

  • сбор городского собрания, на котором рассматривается и утверждается план работы города на год, полугодие, четверть, осуществляет выборы ученического актива.

Совет города

Отвечает за:

  • Обсуждения всех вопросов жизнедеятельности города и принимает соответствующие решения;

  • Подготавливает проекты и планы работы в городе.

Совет Мудрецов

Отвечает за:

  • создание условий для учебной деятельности школьников;

  • сбор информации об учебном процессе;

  • проверку дневников, учебников;

  • проведение интеллектуального марафона.

Отдел культуры и досуга

Отвечает за подготовку и проведение:

  • вечеров отдыха, праздников, фестивалей;

  • интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.

Отдел физкультуры и спорта

Отвечает за:

  • подготовку и проведение спортивных соревнований;

  • сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.

Отдел чистоты и порядка

Отвечает за:

  • уборку помещений класса в конце четверти;

  • проведение субботников;

  • оказание помощи младшим, заботу о ветеранах ВОВ и пенсионеров-

  • педагогов.

Художественный отдел

Отвечает за:

  • формирование имиджа класса;

  • выпуск классных газет и бюллетеней;

  • оформительскую деятельность в классе.

Отдел полиции нравов

Отвечает за:

  • дежурство по классу;

  • охрану порядка на классных мероприятиях;

  • ознакомление учащихся класса с правилами безопасного поведения;

  • осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

Отдел связей с общественностью

Отвечает за:

  • обмен информацией с другими организациями;

  • осуществляет взаимосвязь с органами школьного самоуправления.

Арбитражная комиссия

Отвечает за:

  • разрешение конфликтных и спорных ситуаций в классе.
Рабочие органы самоуправления планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.
Используемая литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 1996.

  2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1997.

  3. Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

  4. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

  5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  7. Классный руководитель в воспитательной системе школы: Материалы журнала «Проблемы школьного воспитания». – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.

  8. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ин-та, 1980.

  9. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997.

  10. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986

  11. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

Приложения

Приложение 1.Принципы самоуправления в классе:
Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем

здоровый образ жизни



Активная жизненная позиция

Максимум усилий для нового начинания

Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе

Участвуем в общешкольных благотворительных акциях

Представители класса входят в состав школьного совета

самоуправления



Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела

Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности

Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне

сотрудничества



Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться

Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами,

педагогами



Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение

Ищем выход из любого положения

Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию
Приложение 2. Кодексы коллектива:


  1. Учись учиться, учись памяти, учись совести.

  1. Стремись трудиться, добивайся успеха с помощью собственного ума и труда.

  1. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

  1. Будь жизнерадостным, верь в свои силы и никогда не падай духом.

  1. Люби и береги родную школу.

  1. Не нарушай распорядок и Закон.

  1. Верь в Россию, люби Россию, помогай России.