Взгляд на французские фотоагентства - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Зарождение экономической науки 1 73.68kb.
Доклад по истории культуры Западной Европы «Французские импрессионисты»... 1 231.03kb.
Культуры и тема христианства на первый взгляд имеют мало точек соприкосновения… 1 220.6kb.
Наталья Федорова Литература после седьмого дня 1 130.09kb.
Гарольд был коронован в день похорон Эдуарда Исповедника 1 88.45kb.
Имени я. М. Неверова: взгляд в прошлое, настоящее и будущее 1 166.38kb.
Вернуться к этой теме заставили публикации в «ВК» №15 и №19 за 2006... 1 69.34kb.
Эмигрант из Алжира Абдельхамид Хаккар, постоянно проживавший во Франции... 1 76.63kb.
Анисимов А. П 1 167.93kb.
Статья тульского ученого Сергея Рифатовича Аблеева еще один взгляд... 4 424.35kb.
Роль и положение руководителя в религиозном народовластии, сравнение... 4 1645.46kb.
Гсэ цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин 1 23.53kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Взгляд на французские фотоагентства - страница №1/1

Взгляд на французские фотоагентства

Французские фотоагентства, созданные в период послевоенной эйфории, когда журналы требовали от авторов небольших иллюстрированных репортажей, рассказывавших об обновлении страны, - создали собственный стиль, распространившийся во всем мире. Небольшие агентства, объединения фотографов или компании более традиционного типа, в наши дни фотоагентства стоят перед срочным выбором: или оцифровывание всех архивов и создание доступа к ним через Интернет, или постепенное сведение деятельности к музеографии


Основа репортажа: быть в гуще событий. Фото: война в Бейруте (Ливан) в 1978 году. Раймон Депардон (Магнум)

Американский фотограф Роберт Капа прошел все фронты Второй мировой войны. Начиная с 1935 г. он следит за важнейшими вооруженными конфликтами планеты и работает для крупнейших журналов, таких как Life или Look. Живое воплощение шарма, любитель женщин и застолий, всегда безупречно одетый, он в любой момент готов отправиться на другой конец планеты, рискуя жизнью, и привести оттуда фотографии, правдиво рассказывающие о событиях. Несколькими годами позже он погибнет на войне в Индокитае.
Ученик художника Андре Лота и ассистент режиссера Жана Ренуара, Анри Картье-Бретон начинает с реализации документального фильма о республиканцах во время войны в Испании, а затем, во время освобождения Парижа, постепенно склоняется к фотографии. Его отличает эстетическое отношение к фотографии, основанное на "решающем моменте". Его "Лейка"* становится орудием, позволяющим точнее увидеть те детали мира, которые достойны остаться в вечности и не могут быть ни отретушированы, ни скадрированы заново. Картье-Брессон и Капа хорошо знакомы друг с другом и неоднократно встречались в различных редакциях Парижа и Нью-Йорка.

Мечта о свободе и независимости

Фотография Марка Рибу (Магнум) обошла все журналы мира и стала символом борьбы американской молодежи против войны во Вьетнаме

Вместе с двумя другими фотографами, американцем Дэвидом Сеймуром и англичанином Джорджем Роджером, они задумывают создание независимого объединения международных репортеров, которое будет достаточно сильным, чтобы суметь завоевать журнальные страницы и обеспечить моральную и материальную свободу фотографов, позволяя им сохранить права на свои произведения.


С окончанием войны пресса начинает ускоренно развиваться. Распространяются новые средства печати - такие как офсет, - позволяющие уменьшить себестоимость издания текстов и фотографий. Улучшается и техника цветоделения, появляются пленки с повышенной чувствительностью, позволяющие фотографировать в любых условиях, Подобные репортажи привлекают читателя и придают статьям вкус настоящего приключения и открытия новых земель. Тем не менее, журналов, которые могут позволить себе оплачивать постоянную команду репортеров, не так много, а события, происходящие в мире, должны доходить до читательской аудитории все быстрее и быстрее, так что работа с фотографиями совершается в спешке, подчас небрежно... Ясно, что во всем этом нужно навести порядок, одновременно отвечая на все возрастающий спрос со стороны журнальных и книжных издательств.

Фотография является одновременно свидетелем социальной реальности и художественного поиска. Работа, посвященная бедности во Франции, одной из основательниц агентства Метис Мари-Поль Негр


Капа и Картье-Брессон хорошо знакомы с агентством Рафо, новая жизнь которого началась в 1946 г. благодаря Раймону Гроссе, В нем работают такие талантливые фотографы, как Савитри, Брассай и уроженка Венгрии Эржи Ландо. Вскоре к ним присоединятся Робер Дуано, Эдуар Буба, Сабина Вейс (Швейцария) и Вилли Рони, работающие для иллюстрированных изданий.
В то же время начали появляться на свет объединения фотографов-любителей, наиболее значительным из которых была "Группа XV", в 1946 г. ставившая себе целью вернуть фотографии причитающееся ей место посредством устройства выставок. Объединение основывалось на строгой концепции, согласно которой фотография являлась искусством, находящимся на границе иллюстрации, репортажа, рекламы и моды.

Создание Магнума и воссоздание Рафо


12 мая 1947 г. состоялось официальное рождение фотографического кооператива Магнум. Название не случайно: в этот день основатели агентства выпили немало шампанского! Капа мечтал о создании настоящего братства, которое позволит держаться независимо от цензуры издателей. Кроме того, члены агентства являлись хозяевами своих негативов, ранее принадлежавших журналам. До сих пор фотографы не могли осуществлять никакого контроля за тем, как в будущем будут употреблены сделанные ими снимки.

Красота композиции, гуманистические ценности и точность взгляда характеризуют творчество одного из основателей агентства Магнум Анри Картье-Брессона. На фото: Кашмир (Индия), 1948


В группу вскоре входят и другие фотографы, такие как Марк Рибу и Брюно Барбе (Франция), Вернер Бишоф (Швейцария), Эрнст Хаас (Австрия). Парижский офис дополняется офисами в Нью-Йорке, Лондоне и Токио. A в наши дни фотографы являются единственными хозяевами агентства, в 2000 г. купившего себе собственное здание в Париже. Их талант и особый стиль, известный во всем мире, служат примером для многих фотографов в разных странах, которые, в свою очередь, мечтают вступить в агентство, а также для других объединений, мечтающих достичь подобного же долголетия и экономической независимости.


В настоящее время в Магнум входит 56 фотографов. Основным финансовым источником их существования является пресса, но Магнум также организует крупные международные выставки и издает книги. Именно книжные издания являются целью каждого фотографа Магнума, даже если от них нельзя ждать материальной рентабельности.
В этом году агентство Рафо начало новую страницу своей истории. Ушел из жизни его основатель Раймон Гроссе, оставив будущее агентства в руках своих детей. В стратегически важный для развития агентства момент Рафо также лишилось своих крупнейших фотографов Эдуара Буба и Робера Дуано. Все современные фотографические агентства в некоторой степени вышли из Магнума и Рафо, а также из агентства Гамма, которое было создано в 1967 г. Юбером Энроттом, Хьюгом Вассалом и Раймоном Депардоном. Агентство выдвинулось в первые ряды в связи с событиями, происходившими в мае 1968 г. в разных странах мира (Париж, Биафра, Прага и др.), и через три года стало третьим по значению новостным агентством мира. Каждый года Гамма получает от своих корреспондентов более миллиона снимков, выбирает из них около ста тысяч и готовит около десяти тысяч репортажей, которые отправляет в тридцать различных стран в разных концах света.
Некоторые фотографы Гаммы погибли при выполнении репортажей: Жиль Карон погиб в Камбодже в 1970 г., став известным благодаря удивительным фотографиям, сделанным им во Вьетнаме, а Мишель Лоран, получивший в 1972 г. Пулитцеровскую премию, был убит в 1975 во Вьетнаме. Гамма послужила примером для многих других агентств, которые стали открываться в то время, в том числе и бывшими членами Гаммы, как например, Сигма и Сипа. В наше время эти агентства вышли на международный уровень и готовят множество сюжетов как для прессы, так и для телевидения.

Обновленное искусство портрета. Режиссер Петер Селлар глазами Лорана Монло (Рафо)


Гамма была также местом творческого рождения для таких фотографов, как Мартина Франк, Ришар Кальвар, Франсуа Эрс, Эрве Глоагуен, Клод-Раймон Дитивон и др., ушедших из Гаммы в 1972 г. и основавших агентство Вива. Этот уход явился реакцией на политику прессы, упрощенно относившейся к фотоискусству и предпочитавшей широкоугольные кадры для драматизации событий. По примеру своих шведских коллег эти фотографы работали над углубленным видением жизни, обращая внимание прежде всего на повседневную жизнь (в том числе коллективный семейный труд во Франции). Ими был введен в практику формальный поиск, вдохновленный американской школой, согласно которой вопрос репортажа ставится уже внутри самого изображения. Агентство прекратило свою деятельность в начале 1980-х гг.

Агентства авторской фотографии

Современный взгляд на повседневную жизнь. М. Аккерман (Вю)

В 1986 г. Кристиан Кожоль, бывший фотокритик в газете "Либерасьон", благодаря которой на свет появилось новое поколение фотографов, в первую очередь защищавших авторский взгляд, а не репортажную сторону фотографии (то есть наиболее законченную, по их мнению, сторону журнализма), основал агентство Вю в новом помещении газеты. Там же он открыл галерею для проведения выставок членов агентства. Здесь можно было встретить Паскаля Долемье, Люка Шоке, Бернара Декампа и Ксавье Ламбура. Группой этих фотографов через три года, в 1989, было основано агентство Метис, куда, в частности, вошли две женщины-фотографа: Мари-Поль Негр и Мартина Вуайе. это было совершенно иное объединение, учитывающее разницу в творческом подходе и многогранность личностей своих членов, работавших в самых разных стилях современного фотоискусства.


В 1988 г. Серж Шаллон и его коллеги по фотослужбе газеты "Лион Либерасьон" создали Эдитинг, - первое агентство, обосновавшееся не в Париже и работавшее для провинциальных журналов, которым подчас не хватало фотоматериалов, особенно в области социальной, политической и экономической документации.
Одновременно с этими знаменитыми агентствами, работавшими в области прессы, издательской сфере и рекламе, а также на таких новых рынках, как государственный заказ, биржа и выставки, во Франции существует целый ряд объединений фотографов, специализирующихся в самых разных областях, таких как спорт (Вандистад), экономика (Реа), путешествия (Эксплорер), природа и животные (Жакана), кулинарное искусство (Топ), искусство сцены (Энгеран), джаз (Мефисто) и др.
Некоторые из агентств основаны на творчестве только одного фотографа, чья деятельность и известность обеспечивают существование целой организации. Это относится, в частности, к Атитюд, распространяющему фотографии Янна Артюс-Бертрана, автора знаменитой книги "Вид с неба на Землю", разошедшейся по всему миру тиражом более в 500 000 экземпляров. Весь коллектив этого агентства работает над аэрофотосъемкой, которая часто становится материалом для книг.
Себастьяно Сальгадо, бывший член агентства Магнум, выходец из Бразилии, известный благодаря фотографиям беженцев и крестьян, создал вместе со своей женой Лелией агентство из пяти человек, которое позволяет фотографу существовать независимо, занимается его негативами и выставками. Ни одно другое агентство в мире не могло бы уделить столько времени и внимания фотографу, чье творчество столь плодовито!

В электронную эру


Новаторский стиль испанского фотографа-колориста Ука Леле (Вю) лежит между фотографией и иллюстрацией


Благодаря всей этой деятельности Париж, несомненно, является столицей фотоагентств, которые одновременно производят, хранят и распространяют изображения, являющиеся и документами, и результатом размышления о мире многочисленных корреспондентов. Эти структуры не слишком прочны, себестоимость продолжает возрастать, а авторское право и гонорары стоят на том же месте, что и много лет тому назад. Более того, в ход вошли CD-Rom с фотографиями, не защищенными авторским правом, анонимными снимками, вносящими сумятицу в агентства, привыкшие бороться за защиту авторских прав.
Несколько лет тому назад фотографы использовали технический процесс экспонирования пленки, которая после проявления могла быть использована для тиражирования бумажных отпечатков. Через некоторое время фотографы начали оцифровывать изображения и использовать струйные принтеры. Затем снимки стали распространяться посредством CD-Rom и через Интернет.
Агентства стоят в центре этих перемен и чувствуют необходимость полностью перейти к электронной версии, что предполагает серьезные финансовые инвестиции, которые они не могут поднять в одиночку. Вот почему в последнее время агентства стали привлекать внимание крупных групп прессы.
Во Франции это касается трех групп, американской компании Corbis, принадлежащей Биллу Гейтсу и купившей агентство Сигма, ныне руководимое бывшим директором Магнума, французской издательской компании Нachette, в чьи приобретения входят Гамма и Эксплорер (существуют и другие проекты) и американского гиганта Getty, выставившего свою кандидатуру на покупку Имаж Банк.

Образ Марокко, далекий от стереотипа. Брюно Барбе (Магнум)


Серж Шаллон, в свою очередь, решил сгруппировать несколько средних и небольших агентств (Эдитинг, Метис, Вю) для переговоров с инвесторами с целью создания единого портала, куда вошли бы все фотографические фонды. При этом каждое агентство было бы четко идентифицировано и имело бы возможность производить новые изображения, что особенно важно. Для того, чтобы французские агентства уверенно вошли в будущее и смогли, благодаря легким структурам, обеспечить свою независимость, требуются инвестиции в размере 4.57 млн. евро (30 млн. фр. фр.).


Клод Нори

Директор фестиваля в Биаррице

Земля изображений

главный редактор журнала Фото Нувель


* Знаменитая немецкая марка фотоаппаратов.
Советуем прочитать
• Серия Фотопош. Изд. Натан. Париж. 9.15 евро (60 фр. фр.). Доступные, популярные и качественные издания, посвященные фотографии в мире от основания до наших дней. 80 книг, в том числе о творчестве Картье-Брессона, Брассая, Дуано, Буба, Рони, Депардона, Эрвитта, Сальгадо и др.

• Магнум. Магнум фото. Изд. Файдон. Лондон. 2000.

• Янн Артюс-Бертран. Вид с неба на Землю. Изд. Ля Мартиньер. Париж. 1999.

• Клод Нори. Французская фотография от основания до наших дней. Изд. Контржур. Париж. Переизд. 1988.



• На сайте Министерства иностранных дел:

Фотография во Франции: 1970-1995