«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Особенности организации работы классного руководителя в современной... 1 77.8kb.
Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности... 1 474.45kb.
Классный час одна из основных форм воспитания в классном коллективе... 1 131.05kb.
Административным основанием для работы классного руководителя и любого... 4 1373.87kb.
Концепция воспитания классного руководителя 1 46.47kb.
Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы 6 552.58kb.
Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения... 4 593.65kb.
Воспитательная система училища способствует не только развитию личности... 1 159kb.
Курсы повышения квалификации по вопросам «Федеральный государственный... 1 350.36kb.
В. Л. Тамбовцев, М. А. Марушкина инновационная система: проблемы... 1 170kb.
«золотое» правило нравственности 1 75.66kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведен учителем начальных классов... 1 68.61kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие - страница №1/1

Педагогический совет

«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»

С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Хотя сложившееся положение вещей зачастую не удовлетворяет педагогов школы, воспринимается как непреодолимая проблема. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, просчеты, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.

Поэтому перед данным педагогическим советом стоят достаточно сложные задачи:

- актуализировать существующие проблемы в профессиональном взаимодействии классных руководителей и учителей предметников,

- содействовать формированию своеобразной профессиональной конвенции (договора) педагогов школы о порядке взаимодействия в системе «классный руководитель – учителя предметники»,

- спроектировать на основе конвенции корректировку сложившейся практики работы и организационные схемы, поддерживающие изменения.

Для решения названных задач необходимо провести подготовительную работу:

- анкетирование классных руководителей и учителей предметников, анализ полученных данных - выявление наиболее острых трудностей взаимодействия,

- изучение научной литературы, освещающей пути решения проблемы,

- разработка схемы проведения педагогического совета, решения организационных вопросов



  1. Выступление заместителя директора по воспитательной работе на тему «Роль взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками в управлении образовательным процессом в школе, проблемы взаимодействия классных руководителей и учителей предметников» - анализ результатов анкетирования классных руководителей и учителей – предметников (15 минут).

  2. Инструктаж по организации работы проектно-аналитических групп (3 минуты).

  3. Аналитическая работа по группам «Оценка сложившейся практики работы взаимодействия классных руководителей и учителей – предметников» (10 минут).

  4. Выступление проектно-аналитических групп (4 группы по 2 минуты).

  5. Сообщение руководителя методического объединения классных руководителей на тему «Возможности построения взаимодействия классных руководителей и учителей – предметников по модели «команда» (10 минут).

  6. Проектная работа по группам «Корректировка сложившейся практики работы и разработка организационных схем, поддерживающих изменения» (15 минут).

  7. Выступление проектно-аналитических групп (4 группы по 3 -5 минут).

  8. Анализ и рефлексия педагогического совета – выступление редакционной группы, секретарей, принятие решения (10 минут).

Общая длительность педагогического совета 1,5 часа

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи классного руководителя: создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

Функции классного руководителя:



  • Обеспечение жизни и здоровья обучающихся

  • Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями

  • Содействие освоению школьниками образовательных программ

  • Воспитание у обучающихся патриотических чувств

  • Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения

  • Развитие социальной компетентности учащихся

  • Программирование воспитательной работы с классом

  • Профилактическая работа

Пути повышения эффективности взаимодействия классных руководителей

и учителей-предметников


Классный руководитель и учителя-предметники

  • Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

  • Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

  • Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

  • Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

  • Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, проводит совместную работу с учителями по развитию познавательных и профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

  • Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.



  • Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

Оно необходимо для:



  • Помощи в работе по развитию познавательных интересов;

  • Содействия при контакте с родителями учащихся;

  • Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;

При взаимодействии с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы:

  • Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);

  • Отслеживание выполнения классом контрольных работ;

  • Организация малых педсоветов;

  • Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом;

  • Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение);

  • Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;

  • Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.

Анализ результатов анкетирования классных руководителей и учителей предметников. Задача этого выступления состоит в том, чтобы охарактеризовать положение дел и обозначить наиболее существенные проблемы взаимодействия, зафиксировать имеющийся в школе положительный опыт.

Анализ анкетирования учителей-предметников

Инструктаж проектно-аналитических групп: «Уважаемые коллеги! Мы объединены с вами в 4 проектно-аналитические группы:

1 группа:

  1. Цыганова О.П.,

  2. Волченкова А.В.,

  3. Андриянова Л.Н.,

  4. Девятаева Т.А.,

  5. Харлашкина Н.А.,

  6. Ратушная И.Г.,

  7. Троицкий Ю.В.,

  8. Кожечкин А.И.


2 группа:

  1. Немкова Т.В.,

  2. Обушникова О.Е.,

  3. Зубанкова В.А.,

  4. Митрохина О.Г.,

  5. Коршунова Л.Н.,

  6. Нечаев В.М.,

  7. Кандаловская Е.В.,

  8. Лушникова О.А.



3 группа:

  1. Калитурина С.А.,

  2. Шкалова Е.А.,

  3. Контишев П.Е.,

  4. Еремина Г.М.,

  5. Лекаркина Н.В.,

  6. Княжева Н.Д.,

  7. Макарова М.В.,

  8. Абрамова Л.С.,

  9. Незгода Е.А.

4 группа:

  1. Волчкова И.Ю.,

  2. Будникова Н.В.,

  3. Прохорова Н.И.,

  4. Андрева Н.А.,

  5. Лукьяновец Л.И.,

  6. Безбокова Н.Е.,

  7. Ежова И.В.,

  8. Осипова Т.С.


Резюмируя все, сказанное выше, и принимая во внимание ваш педагогический опыт, я прошу обсудить ряд проблем (они представлены на листах на каждом столе):

- состояние межличностных взаимоотношений классных руководителей и учителей предметников в нашей школе оцениваем как (продуктивные – можно работать, не достаточно продуктивные – надо немного корректировать, не продуктивные – необходимо существенно корректировать);

- классному руководителю необходимо информировать учителей предметников по следующим вопросам ________ и получать такую информацию от них как _________________;

- существующие в школе организационные формы обмена информацией между классными руководителями и учителями- предметниками могут быть признаны (достаточными, недостаточными, малоэффективными), следует добавить такие еще организационные формы как _______________;

- существующая практика взаимного информирования может быть признана (регулярной, не регулярной, стихийной)

- перспективы создания команд из педагогов, работающих в классе во главе с классным руководителем в качестве лидера следует оценить (фантастичной для практически всех классов нашей школы, реальной для небольшой группы, реальной для более чем половины классов, и т.д.).

За каждым столом находится секретари, которые будут фиксировать все идеи, высказанные участниками обсуждения, вести разговор будут ведущие (классные руководители). На обсуждение и фиксирование ответов группе дается 25 минут».

Схема работы в проектно-аналитической группе.

1 шаг. Объяснение правил работы в группе.

2 шаг. Ведущий или классный руководитель просит всех (кроме секретаря) по очереди высказать кратко свое мнение, затем объявляет голосование и фиксирует его результаты.

Коллеги! Мы поработали в группах, попытались оценить существующее положение дел, я попрошу представителей групп выйти сюда и коротко (2 минуты) представить результаты обсуждения, прошу редакционную группу фиксировать оценочные суждения, чтобы внести их в проект решения. Секретарей прошу не назначать выступающими от групп у них немного другая задача.



(представители проектно-аналитических групп выступают).

Теперь можно перейти к конструктивной деятельности, поэтому предоставляю слово руководителю методическому объединению классных руководителей Андрияновой Л.Н.



  • Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения. Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников входят такие вопросы как:

- экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и проч. специфические черты коллектива и личности),

– организованность (обеспечение дисциплины и самодисциплины, самоорганизации класса),

- дифференциация и индивидуализация (учет особенностей при определении ориентиров воспитания и обучения школьников, адресность педагогических вмешательств),

- последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.

Наиболее распространенными формами организации взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:

1) совещание классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе,

2) посещение классным руководителем уроков,

3) приглашение учителей – предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями - предметниками,

4) индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.

Годовая логика организации взаимодействия должна учитывать: адаптационные проблемы (сентябрь), завершение учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май).

Сегодня особенно важно находить неиспользованные резервы, которые могут прийти на помощь классному руководителю. Одним из таких резервов может являться команда педагогов класса . Рассматривая эту проблему, Д.В.Григорьев, научный сотрудник Научного центра современных проблем воспитания ИТОП РАО, пришел к разработке проекта «Классный руководитель – лидер команды педагогов класса». Взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к решению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей вопросы их собственной воспитательной деятельности, а классному руководителю – освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».

По мнению Д.В. Григорьева, потенциал команды педагогов класса складывается из следующих составляющих:

• согласия педагогов относительно значения воспитания и его места в структуре педагогической деятельности вообще; целей, ценностей, содержания воспитания в современных условиях; принимаемых образах «идеального воспитанника» и «идеального воспитателя»; социально-психологического портрета всего класса и каждого учащегося в отдельности; использования тех или иных форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса.

• характера и уровня развития профессиональных отношений членов педагогической команды класса, складывающихся в процессе партнерского взаимодействия в решении проблем воспитания и обучения; профессионального самообразования и саморазвития; формирования и реализации корпоративной системы прав и обязанностей, поощрений и санкций.

• характера и уровня развития межличностных отношений педагогов.

• способности классного руководителя занять лидерскую позицию в педагогической команде.

Общешкольный уровень реализации проекта «Классный руководитель – лидер команды педагогов класса» предполагает, с одной стороны, открытость для школьного сообщества сложившихся классных педагогических команд, с другой стороны – специальную подготовку классных руководителей, способных собрать вокруг себя педагогов своего класса.

Инструктаж проектно-аналитических групп проводит заместитель директора по воспитательной работе: «Коллеги! Мы с вами оценили существующее положение дел, теперь можно приступать к проектированию.

На каждом столе разложены таблицы «Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников» здесь по вертикали перечислены месяцы учебного года, а с верху по горизонтали – основные организационные формы совместной работы. Предлагается заполнить их исходя из оптимальной организации взаимодействия в том классе, в котором вы работаете, хорошо было бы, если в пустых графах было не просто отмечены крестиками когда, следует проводить работ в той или иной форме, а главным образом содержание взаимодействия (тема, задача, проблема). На эту работу планируетсяь потратить 10 минут.



Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников

Месяцы

Совещание классного руководителя с учителями – предметниками

Индивидуальные беседы с учителями предметниками

Приглашение учителей предметников на родительские собрания

посещение уроков классным руководителем


Сентябрь













Октябрь













Ноябрь













Декабрь













Январь













Февраль













Март













Апрель













Май













Июнь













Уважаемые коллеги! Мы завершили проектную работу, можно послушать к чему пришли наши группы. Регламент выступления 2-3 минуты. Прошу после выступления таблицы сдать редакционной группе.

Подведение итогов (анализ и рефлексия) ведет заместитель директора школы по воспитательной работе:



Дорогие друзья, мы переходим с вами к последней части нашей работы - подведение итогов педагогического совета «Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы».

Проект решения педагогического совета

  1. Оценивая положение дел в сфере взаимодействия кл. рук. и учителей-предметников, принять к сведению следующее:

  • В практике нашей школы сложились продуктивные межличностные взаимоотношения классных руководителей и учителей-предметников. Учителя ожидают от классных руководителей информирования по таким вопросам как: состояние здоровья, позиция родителей относительно взаимодействия семьи и школы, об индивидуальных особенностях ребенка.

  • Существующие в школе организационные формы обмена информацией между кл. рук. и учителями-предметниками могут быть признаны достаточными, особенно хорошо зарекомендовали себя такие организационные формы, как совместные мероприятия интегрированные уроки, родительские собрания с учителями - предметниками, индивидуальные беседы.

  • Существующая практика взаимного информирования может быть признана регулярной.

  1. В годовом цикле взаимодействия кл. рук. и учителей - предметников для повышения эффективности воспитательного процесса можно рекомендовать такие формы взаимодействия как

  • Совещание классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе,

  • Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);

  • Отслеживание выполнения классом контрольных работ;

  • Организация малых педсоветов;

  • Организация педагогических консилиумов;

  • Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания;

  • Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;

  • Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель, НПК, конкурсов проектов.

  • Осуществление преемственности,

  • Проведение дней открытых дверей для родителей.

  1. Педагогам-психологам школы Макаровой М.В., Осиповой Т.С. в апреле 2009 года разработать анкеты для классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся по вопросам взаимодействия для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

  2. Классным руководителям провести мониторинг родителей учащихся 1-11 классов на итоговых родительских собраниях в мае 2009 года.

  3. Заместителю директора по ВР Калитуриной С.А. провести анкетирование педагогов дополнительного образования на заседании МО в мае 2009 года, классных руководителей 1-11 классов и учителей-предметников на заседании МО классных руководителей в октябре 2009 года

  4. Организовать экспериментальную работу сроком на год по организации педагогической команды в 4а, 5а, 7б, 10а классах. Ответственность возложить на классных руководителей заместителя директора по воспитательной работе Результаты работы доложить на январском педсовете.