«Введение в органическую химию» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Введение в органическую химию» - страница №1/1

Тема урока: «Введение в органическую химию»

Предмет: Химия Класс: 9

Микина Юлия Николаевна, учитель химии высшей

категории, Почётный работник общего образования РФ,

МБОУ СОШ №1 г. Кашина Тверской области.

Цель урока: Создание условий для «погружения» в органическую химию.

Задачи урока:

Образовательные. Изучить химический состав органических веществ, выявить отличие органических веществ от неорганических, определить предмет изучения органической химии, цели и задачи органической химии.

Развивающие. Развивать умение работать с первоисточником и дополнительной информацией: выделять главное и составлять опорный конспект. Формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать память, логическое мышление, внимание.

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.



Тип урока: Урок изучения нового материала.

Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента.

Ожидаемый результат:

- определять понятия: предмет органической химии, органические вещества

- сравнивать органические и неорганические вещества

- знать цели и задачи органической химии,

- называть имена учёных – органиков

- уметь определять органические вещества в растительных объекта.


План урок:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Целеполагание

4. Изложение нового материала

5. Закрепление

6. Задание на дом.

Конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь, приготовьте для работы на уроке тетрадь, учебник, ручку и карандаш.

Готовят всё необходимое для работы.

Актуализация знаний

Для того, чтобы успешно провести этот урок надо вспомнить что изучает наука химия? Какую большую группу веществ мы изучили?

Отвечают на поставленные вопросы. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. На предыдущих уроках мы изучали неорганические вещества.

Целеполагание

Вы правильно ответили на вопросы. Прочитайте тему урока и скажите, какой раздел химии мы начинаем изучать и что по вашему мнению мы сегодня узнаем на уроке?

Совершенно верно, и ещё мы узнаем, какое значение имеет органическая химия, какие цели и задачи ставит.



Ответ: Мы начинаем изучать органическую химию. Должны узнать предмет изучения органической химии, какие вещества относятся к органическим, чем отличаются органические вещества от неорганических.

Изложение нового материала

а) историческая справка

б) лабораторная работа. Определение органических веществ в продуктах питания

в) предмет органической химии

г) сравнение органических и неорганических веществ

д) классификация органических веществ

е) значение органической химии

ж) вывод


С органическими веществами человек знаком давно: он употребляет их в пищу, шьёт из них одежду, строит жилища. Первые попытки классификации веществ на органические и неорганические были предприняты ещё в 9-10 веках. Арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази впервые разделил вещества на минерального, растительного и животного царства. Такая классификация просуществовала до 19 века. В 19 веке шведский химик Якоб Берцелиус предложил делить вещества на органические и неорганические и предложил раздел химии , изучающий эти вещества назвать органической химией . Подумаем почему он так назвал вещества? Берцелиус был представителем виталистического направления, сторонники этого направления считали, что органические вещества создаются только в живых организмах под действием особой « жизненной силы», получить их в лаборатории нельзя, такие взгляды тормозили развитие науки, но они не могли остановить поступательного процесса познания природы.

В 1828 году немецкий учёный Ф. Вёлер - ученик Берцелиуса, синтезировал из неорганических веществ мочевину. В 1845 г. немецкий химик А. Кольбе искусственным путём получает уксусную кислоту. В 1854 г. французский химик М. Бертло синезирует жиры, а русский ученый А.М. Бутлеров в 1861 году синтезирует сахаристое вещество. В настоящее время синтезировано огромное количество органических веществ, которые в природе не встречаются, а название раздела химии, которая их изучает, и название самих веществ сохранилось.

Ребята, можно ли обнаружить органические вещества, входящие в состав нашей пищи?

Ребята, мы с вами научились выделять органические вещества и определять их.

Какой же химический состав имеют эти вещества?

Вы правильно дали определение, что является предметом изучения органической химии, а теперь сравним органические и неорганические вещества. Для этого прочитайте текст в учебнике и заполните таблицу (таблица демонстрируется на слайде). Проверяем работу.

При помощи опыта убедимся в том, что органические вещества легко обугливаются при нагревании.

Демонстрирует опыт «Обугливание органических веществ». Приложение 2

Мы с вами выяснили, что органических веществ, очень много. Чтобы навести порядок в таком многообразии веществ, учёные провели классификацию органических веществ. Рассмотрим рис.115 в учебнике и подготовим рассказ.

Ребята, какое же значение имеет органическая химия для человека?

Органическая химия – это наука, изучающая соединения углерода, их состав, строение и свойства. Органическая химия – это отрасль народного хозяйства, которая занимается синтезом органических веществ, необходимых человеку. По уровню развития химической промышленности судят об уровне развития государства.


Слушают учителя и смотрят презентацию, на слайдах которой показаны портреты учёных, о которых говорит учитель, даты открытий, которые они сделали в науке.

Выполняют лабораторную работу по обнаружению жира в семенах подсолнечника, крахмала в клубнях картофеля, белка и крахмала в пшеничной муке. Наблюдения заносят в таблицу. Приложение1.

На слайде изображены химические формулы органических веществ, делают вывод о том, что все органические вещества в своём составе содержат углерод. Дают определение: органическая химия изучает соединения углерода.

Читают текст параграфа 32, стр. 194 – 195, О.С. Габриелян Химия 9, оформляют таблицу 2. Приложение 2

Сравнивают свою работу с таблицей, которая демонстрируется на слайде.

Рассматривают рис.115, стр.194,[1] записывают схему классификации веществ в тетрадь. Рассказывают, используя схему и рисунок.

Читают текст стр.193. [1]

Отвечают на поставленный вопрос



Закрепление

Ребята, используя конспект урока и текст параграфа, составьте, пожалуйста, вопросы и задайте их друг другу .

Составляют вопросы по уроку, задают их друг другу.

Итог урока.

Выставляются оценки наиболее активным участникам урока.




Домашнее задание

Читаете внимательно «Предмет органической химии» в пар. 32, стр193 -195, упр. 5 (у) стр. 200, составляете рассказ, используя опорный конспект, учите определения




Список литературы.



  1. Химия 9 О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2008. – 267 с.

  2. Настольная книга учителя химии 9 класс О.С.Габриелян – М.: «Блик и К», 2001, 398 с.

  3. Поурочные разработки по химии 10 класс М.Ю. Горковенко – М.: «Вако» 2008, 319 с.

Приложение 1.

Методика выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа. Выделение органических веществ из продуктов питания. Определение органических веществ.

1.Выделение жира.

На фильтровальную бумагу положите очищенные семена подсолнечника, накройте их другим листом фильтрованной бумаги и нажмите фарфоровым пестиком. Что наблюдаете?

2.Определение крахмала в клубнях картофеля.

На свежий срез картофеля поместите при помощи пипетки каплю йода. Что наблюдаете?

3.Определение клейковины и крахмала в пшеничной муке.

Небольшое количество теста положите в марлю, и промойте его в стакане с водой. В стакан добавьте каплю йода. Что наблюдаете? Раскройте марлю, клейкое вещество, оставшееся после промывания, растительный белок – клейковина. Наблюдения занесите в таблицу

Таблица 1

Объект исследования

Реактив

Признак реакции

Определяемое вещество

Семена подсолнечника

Фильтровальная бумага

Масляные пятна

Жир

Клубень картофеля

Раствор йода

Окрашивание йода в синий цвет

Крахмал

Тесто из пшеничной муки

Раствор йода


Окрашивание йода в синий цвет

Клейкое вещество



Крахмал

Растительный белок клейковина




.

Приложение 2

Сравнение органических и неорганических веществ

Признак

Органические вещества

Неорганические вещества

Химический состав

С Н S P N O

Разнообразный. Вся Периодическая система химических элементов

Химическое строение

Более сложное, ковалентная связь

Все виды связи: ионная, ковалентная, металлическая

Количество

27 миллионов

500 тыс.

Относительная молекулярная масса

Может достигать очень большой величины (полимеры)

Небольшая

Химические свойства

Обугливаются (выделяется углерод), горят с выделением углекислого газа и воды.

Не горят и не обугливаются.



Методика демонстрационного эксперимента.

Обугливание органических веществ.

В пробирку положите 1 – 2 г крахмала, закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Трубку опускают в пробирку с баритовой водой. Нагревают пробирку, наблюдая за обугливанием крахмала и помутнением баритовой воды в результате выделения углекислого газа. На холодных стенка пробирки конденсируются капельки воды.

Уравнения реакций.



СуНхОz + О2 ------ СО2 + Н2О

Ва(ОН)2 + СО2 ----- ВаСО3 + Н2О