Вопросы к зачёту по дисциплине "менеджмент" для студентов II курса ф-та мэо 2005-2006 уч г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу «мэо» для студентов 3 курса ф-та мэо... 6 1304.46kb.
Вопросы к зачёту по дисциплине «Концепции современного естествознания» 1 13.33kb.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Менеджмент» для специальности... 1 20.73kb.
Вопросы для подготовки к зачету для 1 курса заочного обучения по... 1 114.25kb.
План занятий по курсу «общая химия» для студентов 1 курса до физического... 1 34.83kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «маркетинг» для студентов 3 курса... 1 16.49kb.
Вопросы к зачёту по дисциплине "менеджмент" 3 617.63kb.
Вопросы по лфк к устному зачету в весеннем семестре 2005 2006 г 1 31.46kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине... 1 117.41kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине... 1 141.14kb.
Т. Д. Трамбачева 2013 г вопросы к зачету по «римскому частному праву»... 1 24.75kb.
Закона РФ «Об образовании» 1 90.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Вопросы к зачёту по дисциплине "менеджмент" для студентов II курса ф-та мэо 2005-2006 - страница №1/2

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МЕНЕДЖМЕНТ"

для студентов II курса ф-та МЭО 2005–2006 уч.г. (зимняя сессия)
1. Сущность менеджмента.

2. Содержание понятия "менеджмент".

3. Менеджмент как наука и практика управления.

4. Менеджер и его функции.

5. Суть и содержание понятий "предпринимательство", "бизнес", "предпринимательская структура".

6. Классификация фирм по виду и характеру деятельности.

7. Классификация фирм по правовому положению.

8. Классификация фирм по характеру собственности.

9. Классификация фирм по капиталу и контролю.

10. Классификация фирм по сфере деятельности.

11. Методика изучения фирм. Источники информации о фирмах.

12. Организационная структура крупной промышленной фирмы.

13. Материнская компания как организационно-экономический центр управления.

14. Важнейшие уровни аппарата управления и их функции.

15. Место и роль производственного отделения в структуре фирмы.

16. Формирование и ранжирование целей.

17. Выработка стратегий: путей и методов достижения целей. Виды разрабатываемых стратегий.

18. Производственно-хозяйственные группы (стратегические хозяйственные центры) в структуре фирмы.

19. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений.

20. Содержание информации и функции внутрифирменной системы информации.

21. Основные принципы менеджмента.

22. Содержание централизованной и децентрализованной форм управления.

23. Сочетание централизации и децентрализации в управлении крупными промышленными фирмами.

24. Демократизация управления. Участие работников в управлении.

25. Суть и назначение основных функций управления.

26. Маркетинг как специфическая функция управления.

27. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, виды планов.

28. Перспективное внутрифирменное планирование, его виды и цели, среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование.

29. Организационные формы внутрифирменного планирования.
Вопрос № 1. Сущность менеджмента.

Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – управление в условиях рынка, означает:

1. Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль.

2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами.

3. Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и её подразделений.

4. Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.

5. Выявление конечного результата деятельности фирмы или её хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена.

6. Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов пр принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин менеджмент аналог «управления», но управ-е намного шире, т.к. применяется к различным видам человеческой деятельности. «Менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой работает. Может владеть или нет акциями. Обеспечивает связь и единство всего производственного процесса.

Субъект – специалист менеджер и объект – хозяйственная деятельность фирмы в целом или её сфера. Хозяйственная деятельность- деятельность фирмы в любой отрасли экономики(торговля, промышленность, строительство, банковское, страховое дело); в любой сфере деятельности фирмы (НИОКР, производство, финансы, сбыт), если она направлена не получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы. Хоз. деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.

Определение целей деятельности фирмы - Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и её обеспеченности соответствующими ресурсами. (Цели: общие - концепция в целом, специфические- по основным видам деятельности.) Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Менеджмент имеет свой экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия и реализации задач, возникающих в процессе деятельности. Эк. мех-м состоит из 3 блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом.

Вопрос № 2. Содержание понятия "менеджмент".

Содержание понятия менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления (№ 3), как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. (Достижение определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности). Цели: преобразование ресурсов(капитал, информация, т.д.) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности - функций. В зависимости от целей организация делится на подразделения (группы людей, деятельность которых координируется и направляется для достижения общей цели).

М. как организация управления. Организация - структура, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Организация-орган, субъект управления - руководство.

М. как различные уровни аппарата управления:top management, middle m., lower m. М. как организация работы людей, для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом.

М. как система управления, в которой фирма или её подразделение выступают как управляемый объект. Совокупность объектов-система. Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и др. ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Наличие информации о внешней среде и выводы о её влиянии на систему управления повышают эффективность системы, т.к. позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды.

М. как управление любой организацией независимо от целей их деятельности. Любая ситуация требует принятия решений. Всякое управленческое решение- результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое решение конкретизируется для исполнителей и контроля за исполнением. Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Процесс функцион-ния системы управления включает работу по её совершенствованию и рационализации.

Вопрос № 3. Менеджмент как наука и практика управления


Под научными основами понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства.

4 концепции (заруб. практика):



  1. Научного управления.

  2. Административного управления.

  3. Управления с позиции психологии и человеческих отношений.

  4. Управления с позиции науки о поведении. 3

Три подхода (соврем.):

  1. Подход к управлению как к процессу.

  2. Системный подход.

  3. Ситуационный подход.

  1. Концепция научного управления. Развитие в США с начала XX в. Основоположник Ф.Тейлор, книга «Принципы научного управления». Считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Работа по управлению – определенная специальность и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Благодаря данной концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей. Авторы данной концепции посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством.

  2. Концепция административного управления. Направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках нее в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Организация – замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Организацией можно управлять систематизировано. Концепция получила название классической теории управления. Представитель А.Файоль. Управлять-предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Рассматривал управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как план-ие, организация. контроль. Разработка принципов построения струк. орган-ии и управ. производством.

  3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. Определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. А. Маслоу. Мотивами поступков людей являются не экономические силы, и различные потребности, которые могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. 30-50е годы, применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

  4. Концепция управления с позиций науки о поведении. Современная теория, 60е годы. Повышение эффективности организации в результате повышения эффективности её человеческих ресурсов. Исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти, содержания работы, качества трудовой жизни. Цель: Оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производ-сти труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

  1. Подход к управлению как к процессу. Определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.(Планирование, организация, командование. мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок).

  2. Системный подход. Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

  3. Ситуационный подход. Пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Т.к. существует много факторов как в самой организации так и в окр. среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самый эффективный в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуация-набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функц-ние организаций в данное время.

следующая страница >>