Вопросы к экзамену по курсу «мэо» для студентов 3 курса ф-та мэо за 2006-2007 уч год - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачёту по дисциплине "менеджмент" для студентов II курса... 2 482.96kb.
Вопросы к экзамену по курсу "мэо" для студентов 2 курса факультета... 1 22.45kb.
Вопросы к экзамену по курсу политологии 2006 год 1 22.21kb.
По своей сути, мэо являются механизмом функционирования мэ (мировая... 1 73.12kb.
1. Международные экономические отношения (мэо) в условиях рыночного... 1 36.83kb.
2008 г. Долбина И. Г. Язык профессии –Wirtschaftsdeutsch Практикум... 7 450.54kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Политология» для студентов 2 курса дневного... 1 44.64kb.
Вопросы для подготовки к зачету для 1 курса заочного обучения по... 1 114.25kb.
Календарный тематический план лекций на осенний семестр 2009-2010... 1 36.99kb.
План занятий по курсу «общая химия» для студентов 1 курса до физического... 1 34.83kb.
Экзаменационные вопросы для студентов 3 курса стоматологического... 1 52.82kb.
Политика качества образования – основа образовательной политики 1 59.71kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Вопросы к экзамену по курсу «мэо» для студентов 3 курса ф-та мэо за 2006-2007 уч - страница №2/6

Размер пошлин с 45% до 4% в 1947-2003


Пошлина- денежный сбор, взимаемый государственными таможенными органами при провозе товаров через таможенную границу. Выполняет две функции – фискальную и торгово-политическую.

В зависимости от объекта обложения различают



  • Импортные пошлины

  • Экспортные пошлины (регулируют объем экспорта стратегически важных товаров)

  • Транзитные пошлины

По способу взимания пошлины делятся на:

  • Адвалорные- взимаются с цены товара в форме процента (эффективность растет при росте цен и снижается при их падении)

  • Специфические- взимаются с единицы веса или объема товара в форме фиксированной суммы, размер которой не зависит от динамики цен (эффективны при падении цен, чаще всего с/х продукция)

  • Комбинированные (указание в тарифе обоих видов пошлин, выбор более эффективной)

В зависимости от страны происхождения:

  • Максимальные- применяются при отсутствии режима наибольшего благоприятствования (РНБ) (обычно в два раза больше базовых)

  • Минимальные или базовые- на основе РНБ

  • Преференциальные- применяются в рамках общей системы невзаимных преференций, в 2 раза ниже базовых пошлин

По характеру торгово-политических отношений

  • Автономные- при отсутствии договора, определяющего режим взаимной торговли

  • Конвенционные- на основе двухсторонней договоренности о применении РНБ

Таможенный тариф- детальный перечень подлежащих таможенному обложению товаров с указанием ставок пошлин:

  • Одноколонный- указана одна ставка пошлины независимо от страны происхождения товара

  • Многоколонный- несколько ставок пошлин на одну тарифную позицию в зависимости от страны происхождения.

Принцип тарифной эскалации- повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара (ср. принцип тарифной деэскалации)

Ставка эффективного тарифа – усиление тарифной защиты при увеличении стоимости товара в процессе производства.



Причины снижения роли пошлин в качестве средства торговой политики:

  1. деятельность ГАТТ-ВТО по сокращению ставок пошлин и их ликвидации по некоторым группам товаров

  2. действие РНБ

  3. возможность замены экспорта товаров вывозом прямых зарубежных инвестиций, которые не знают таможенных границ

  4. распространение преференциальных отношений, 50% импорта – беспошлинное.

  5. функционированию интеграционных группировок

  6. применение принципа «связывания» тарифов.

Высокие пошлины ведут к обострению проблемы «тарифных пиков»- ставок пошлин, превышающих 15% добавленной стоимости товара (характерны для: продуктов питания, с/х продукции, текстиля и одежды, высокотехнологичных товаров, автомобилей).

Общая система невзаимных преференций – действует в отношении товаров из РС, реализуемым на рынках ПРС. Решение об ОСП было принято в 1970 г. на конференции ЮНКТАД. Наиболее активно применяется в ЕС, в рамках ОСП ввезено 65 млрд. долл. товаров, в США – 14 млрд., в Япония – 15.

По некоторым товарам таможенные пошлины остаются значительными – текстиль, одежда, кожа, каучук, обувь, с/х



5. Средства стимулирования экспорта (с.127)

1) Ценовые:



  • субсидирование

- прямое- правительственная поддержка национальных экспортеров в форме дотирования производства или экспорта товаров. Экспортные субсидии удешевляют покупку иностранных товаров в стране, стимулируют диверсификацию национального экспорта. Вообще, прямое субсидирование экспорта не допускается, за исключением с/х продукции, продукции лесного хоз-ва и рыболовства. Определить факт субсидирования крайне трудно. В развивающихся странах- «развязывающая оговорка», ВВП не более 1000 долл./годд.

- косвенное: налоговые льготы экспортерам в форме ранее уплаченных пошлин, снижение ставок прямых налогов с предпринимателей для компенсации части издержек экспортеров, отсрочка от уплаты налогов на несколько лет («налоговые каникулы»), исключение из налоговой базы расходов на НИОКР. Самая распространенная практика- возврат при экспорте товаров ранее уплаченного НДС (уплаченного за товары, используемый при производстве продукции на экспорт).



  • Демпинг (продажа товаров одной страны на рынке другой по заниженным ценам)

Товарный демпинг- продажа товаров по ценам ниже внутренних, ценам ниже издержек производства (сбыт товаров крупными партиями, уникальных по техническим свойствам товаров). Обычно практикуется крупными компаниями-монополистами.

Валютный демпинг- девальвация национальной валюты страны-экспортера и снижение экспортных цен. Может иметь место только в течение ограниченного периода времени- он действует до тех пор, пока цены на внутреннем рынке страны-экспортера не поднимутся до уровня обесценения национальной денежной единицы. При этом необходимо: 1)отсутствие девальвации в стране-импортере; 2)благоприятная эк. ситуация в стране-импортере; 3)наличие фирм-конкурентов.

Демпинг бывает постоянный (или агрессивный; нацелен на вытеснение с рынка конкурентов) и разовый (или пассивный; применяется для реализации временно образовавшегося излишка товара).



  • Скидки с цены товара

2) Неценовые средства не влияют на цену экспортируемого товара

  • Конкуренция качества

  • Кредитование экспорта- финансирование, гарантирование и страхование зарубежного покупателя товаров и услуг с рассрочкой платежа на определенный период времени. Организации экспортного кредитования объединены в Бернский союз.

  • Сдача оборудования в аренду

  • Послепродажное обслуживание машинотехнических товаров

  • Оказание технической помощи и проведение подготовки специалистов

  • Оказание инжиниринговых и консультационных услуг по проектированию новых предприятий

  • Маркетинг

  • создание экспортно-производственных зон (КНР, Индия, Малайзия)

  • создание организаций содействия экспорту.


6. Создание, основные принципы и проблемы деятельности ГАТТ/ВТО (с.490)

Организация была создана в соответствии с соглашением, подписанным в 1994г. В Марракеше участниками Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Официально функционирует с 1995 г. В ВТО входят 147 страны, их доля в мировом товарообороте = 96%. ВТО не просто заменила ГАТТ, но включила это соглашение в качестве своей интегральной части. Правовой базой ВТО является ГАТТ, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (+ ряд соглашений по торговле текстилем и одеждой, с/х, гражданской авиации, по торговым аспктам инвестиционных мер (ТРИМС)).



Цели ВТО:

  • укрепление и развитие мировой экономики;

  • сосредоточение усилий по расширению торговли, росту капиталовложений,

  • увеличению занятости и повышению уровня доходов во всем мире.

Главный принцип деятельности ВТО - принцип недискриминации в торговле, предполагающий, с одной стороны, предоставление РНБ в отношении экспортных, импортных и транзитных пошлин, а с другой- национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в том, что касается внутренних налогов и сборов.

Основные принципы деятельности:

1. Принцип наибольшего благоприятствовани в отношении торговли. Он означает: все льготы и привелегии предоставляемые 1-ой из договаривающихся стороне должны быть предоставлены и др. стороне, на которых распрорстраняется этот принцип.

Есть исключения:

- возможности использования преференций (льгот), существовавших на момент создания ГАТТ.

- соображения гос. безопасности

- образование таможенных союзов и зон свободной торговли( т. е. на ЕС не распространяется (иногда))

- разрешающая оговорка, принятая на токио раунде (7-ой)

2. Принцип национального режима. Товарам импортного и нац-ого пр-ва должен предоставляется одинаковый режим (те же налоги и те же льготы, что и национальный товар).

3. Принцип преимущественного использования таможенных тарифов для защиты для защиты внутреннего рынка (запрещено использования колличественных определений и ряда др-их ограничений).

4. Принцип постепенного снижения таможенных тарифов в ходе раунда меж-ых переговоров.

5. Принцип взаимозависимости при предоставлении торгово-политических уступок.

6. Принцип обязательства стран-членов проводить консультации и переговоры при решении споров и проведении мероприятий, связанных с торговой политикой страны



Функции ВТО:

  • Осуществление административной и организационной деятельности, направленной на обеспечение выполнения многосторонних соглашений;

  • Роль форума для проведения многосторонних торговых переговоров стран-членов;

  • Содействие разрешению торговых споров, возникающих между членами ВТО;

  • Осуществление мониторинга за торговой политикой членов ВТО;

  • Развитие сотрудничества с другими международными организациями и институтами.

Структура ВТО:

Высший орган- конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Собирается не реже раза в 2 года. За повседневную деятельность ВТО отвечает Генеральный совет. Также в ВТО действует целый ряд вспомогательных органов, в который входят различные комитеты и советы. Секретариат (во главе Гнеральный и директор + 4 заместителя) отвечает за обеспечение деятельности ВТО и ее органов в вопросах ведения переговоров, реализации соглашений и оказания помощи развивающимся странам.

+ Комитеты по торговле товарами , услугами, торговым аспектам ЗПИС, Комитет по региональным торговым соглашениям (следит за ЗСТ и тамож. союзами)

Основные задачи ВТО на современном этапе:


  • Содействие интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли

  • Расширение областей и форм регулирования МТ и внешнеэкономической деят-ти на многосторонней основе

  • Принятие мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, что позволило бы ограничить нарушение принципов свободной конкуренции при выдаче заказов приоритетным поставщикам

  • Решение вопроса о регулировании электронной торговли

  • Принятие в организацию новых членов, в том числе и Россию


7. Особенности внешнеэкономической политики США (из и-нета)

Ключевая задача Соединенных Штатов в области внешнеэкономической политики -- использовать свое большое влияние для того, чтобы обеспечить открытую и процветающую мировую экономику, углубить и расширить преимущества глобализации.. Процветание Америки неразрывно связано с процветанием всего мира. Объем и темпы роста международной торговли и инвестиций резко увеличиваются.. Интеграция производства и реализации товаров и услуг через межгосударственные границы меняет структуру частного сектора. Ежедневно возникают новые международные образования, структуры и альянсы.



Главные задачи внешнеэкономической политики США на современном этапе:

  • поощрение экспорта и содействие закреплению лидирующих позиций в области науки и информационных технологий путем массированных инвестиций в НИОКР.

  • борьба за свободные рынки и открытую торговлю, создавая более эффективные международные экономические институты. Устранение барьеров на пути торговли обеспечивает рост, способствует интеграции национальных экономик и стимулирует международное политическое сотрудничество.

  • укрепление Всемирной торговой организации, делая ее более ответственной, прозрачной и учитывающей широкий спектр экономических забот.

  • Создание более прочной международной финансовой системы, способной предотвращать кризисы и реагировать на них.

  • вложение средств в устойчивое развитие, образование и обеспечение законности в более бедных странах, а также в странах, осуществляющих переход к свободному рынку и демократии.

Один из регионов мира, где экономическая политика США может принести потенциально более широкий внешнеполитический эффект, -это Африка.Американские компании при наличии подобающего политического климата и поддержки могли бы извлечь существенную прибыль из инвестиций в развитие современных средств связи и транспортных систем в Африке.

Соединенным Штатам нужен согласованный и унифицированный политический аппарат, позволяющий проводить такую многогранную внешнеэкономическую политику, какой требует нынешняя сложная международная обстановка.



Регулирование торговли сталью

  • В 2002 году правительство США приступило к воплощению концепции мер по защите отечественной стальной отрасли.

  • Для защиты своей промышленности США ввели тарифы на ввоз различным стальных изделий в размере от 8 до 30%.

Эти меры не распространялись на ряд продуктов, важных для американского импорта, и на продукцию развивающихся стран и стран, с которыми США имеют договоры о свободной торговле. ВТО заявила, что меры противоречат правилам организации. По прошествии 21 месяца, в декабре 2003 президент Дж.Буш прекратил такую политику. Это время было необходимо уязвимым отраслям для реструктуризации и консолидации, повышения производительности и снижения издержек.

Участие США в региональных организациях

  • НАФТА (North Atlantic Free trade Area) – 1994 г. (самая крупная в мире ЗСТ, охватывает 427 млн. чел., суммарный ВВП более 11 трлн. долл., Трехсторонняя торговля оценивается в 621 млрд. долл. (2003 г.), практически полностью отменены там. пошлины на взаимную торговлю, экспорт в страны НАФТА составляет 37% всего экспорта США, ПЗИ в НАФТА достигли 299,2 млрд. долл. (2000г.))

  • Американская зона свободной торговли (Free Trade Area of the Americas) – не позднее конца 2005 г.

  • ЦАФТА (Central American Free Trade Area) – 2003 г. (США, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа (Дом. Республика), объем ВТ равен торговле с Россией, Индией и Индонезией вместе взятыми – Э11,5 млрд. долл., И13 млрд.)

  • Договор о свободной торговле между США и Южноафриканским таможенным союзом (Southern Africa Customs Union) – 2003 г. (США, Ботсвана, Лесото, Намибия, ЮАР, Свазиленд; экспорт США = 2,5 млрд. долл.)

  • АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, Asia-Pacific Economic Cooperation) – 1989 г.

  • МЕФТА (Middle East Free Trade Area) Средне-Восточная зона свободной торговли

  • Трансатлантическое сотрудничество с ЕС

Объем ВТ 2,8 трлн. долл. – Э1,22, И1,65

Основные торговые партнеры:

  1. Экспорт – Канада (23%), Мексика (14%), Япония (7,3%), Германия, ВБ , КНР

  2. Импорт – Канада (17,5%), Мексика (11,5%), Япония (10,4%), Германия, ВБ, Китай (10,7%)



8. Особенности внешнеэкономической политики Японии (инфо из и-нета)
Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

На протяжении длительного времени в стратегии развития внешних связей Япония делала основной упор на создание многосторонних (планетарных) систем торгового и инвестиционного обмена. В отличие от большинства стран—членов АТЭС и ВТО, Япония отказывалась от подписания двусторонних и субрегиональных соглашений о свободной торговле, отдавая предпочтение созданию механизмов многостороннего регулирования.

В мае 2000 г. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) в своем официальном докладе впервые за многие годы заявило о переориентации своей политики на заключение двусторонних торговых соглашений с установлением значительных взаимных преференций. В числе первых кандидатов на заключение подобного рода соглашений были названы Республика Корея и Сингапур. При этом МВТП также заявило, что выполнение обязательств в рамках региональных инициатив будет носить вторичный и дополняющий характер. Такой сдвиг во многом объясняется неоднозначными итогами саммита ВТО в Сиэтле, возникновением существенного элемента неопределенности в отношении будущего этой организации, а также давлением со стороны азиатских стран, стремящихся форсировать азиатскую интеграцию.

Следует особо подчеркнуть, что под азиатской интеграцией подразумевается не только и не столько сотрудничество в рамках АТЭС, сколько развитие экономического взаимодействия в составе других группировок, пока еще носящих гипотетический характер (Восточноазиатский экономический союз, Азиатский валютный фонд и др.).

При смене курса во внешнеэкономической политике государственными органами страны, очевидно, был учтен прогноз, согласно которому в ближайшей перспективе ожидается бурный рост внутриазиатской торговли. В последние два-три года товарообменные операции Японии с партнерами из Восточной Азии заметно активизировались, в том числе благодаря ликвидации последствий кризиса 1997—1998 гг. При этом стратегической целью Японии продолжает оставаться сохранение своего экономического лидерства в Азии и противодействие стремлению Китая выйти на первые позиции в регионе.

Следует отметить, что выполняя международные договоренности в рамках ГАТТ/ВТО о “взаимном тарифном разоружении”, Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д.

В 2000 г. Э тов.=479 млрд. долл. (3м в мире), И тов.=379,5 млрд. долл.

В обороте мир торговли на долю Японии приходится 7,3%. Э. квота = 10,5% ВВП. И квота = 7,5% ВВП.

В Э снижается значение пром полуфабрикатов – 18%. Бытовая электротехника и электроника, легковые автомобили больше не определяют лицо японской внешней торговли: их место заняло производственное оборудование – 60%. Снижение доли импорта сырья и топлива связано с тем, что Япония все меньше нуждается в необработанном сырье (43%). Япония увеличила импорт продовольствия (14), а также готовых изделий, конкурирующих с ее собств продукцией.

Главный торговый партнер Японии – США (Э 28% И 22%). В прошлом крупными партнерами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала до 6,4%. Вырос совокупный вес растущих рынков Азии — ЮКореи, Тайваня, Малайзии, Таиланда (Э 39% И 35%). В этом регионе сосредотачиваются кооперационные связи японских ТНК. Поднялось также значение рынков стран с переходной экономикой (Э 9% И 12%).

Япония сводит баланс движ. кап-тов с постоянныи отриц. сальдо, кот. компенсирует положит. бал. по торговле. Отток кап-ла идет в форме влож. в ц.б. Это свид-во недостаточн. откр. страны. Я. – мощн. центр притяжения для азиатск. стран, источник технологии и кап-лов. Это крупн. рынок для динамичн. стран.

9. Либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран в 90-2000-е годы (с.145)

Большинство развивающихся стран придерживается ограничительного торгового режима, при котором средневзвешенные ставки пошлин национального таможенного тарифа превышают 25%.

За 1985-2000 гг. они снизились с 25 до 15%, наиболее прогрессивны в этом отношении КНР, Сингапур, Гонконг.

По решению Уругвайского раунда переговоров ГАТТ РС провели связывание тарифов (более половины стран связали менее 50% тарифных позиций). Наиболее подвинулись здесь страны ЛА, связавшие почти 100% позиций.



Максимальные ставки пошлин в РС: 55% в Бразилии, 71% в КНР, 260% в Мексике, 210% в Индии, 917% в Корее. Высока доля тарифных пиков – 86% в Индии, 30% в КНР, 54% в Мексике.

Нетарифные барьеры:

  1. неавтоматическое лицензирование – 10% импорта РС;

  2. импортные квоты в отношении 1% тарифных позиций;

  3. импортные налоги и минимальные цены (1% поз.)

  4. тарифные квоты – 3%

  5. защитные меры – антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Латинская Америка: наибольшие успехи в проведении односторонней либерализации. В 70-х гг. либерализация шла по 2 направлениям- сокращение нетарифных барьеров и снижение ставок таможенных пошлин. В конце 90-х-начале 2000-х гг. ставки пошлин были сокращены в среднем более чем на 50% до 10-15%.

Юго-Восточная и Восточная Азия: либерализация торговой политики направлена на снижение ставок пошлин. В Индонезии, Малайзии, Корее пошлины были снижены с 20% до 10%. Уровень нетарифных же ограничений практически не изменился в отношении с/х продукции, прогресс достигнут лишь в отношении промышленных товаров. Жесткие ограничения в отношении допуска ПЗИ.

Южная Азия: внешнеторговое регулирование в целом остается протекционистским. Высокие таможенные пошлины (Индия-35%), практика применения количественных ограничений и прочих НТО.

Африка: реформы внешнеторговых систем начались позже всего. Начало 90-х гг.- 75% стран имели ограничительный режим, конец 90-х- уже 28%. Средние ставки пошлин-20%.

Сейчас 15 стран из 89 развивающихся имеют открытый внешнеторговый режим, что благоприятно сказывается на экономике стран и на темпах роста среднедушевых доходов.


10. Особенности внешнеторговой политики НИС
11. Масштабы операций и основные сферы деятельности ТНК на современном этапе (с.246)

Сейчас в мире действует более 65 тыс. ТНК, владеющих более чем 850 тыс. филиалов. Доля ТНК в МТ составляет 2/3, из них 1/3 – внутрифирменная торговля.

ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме ПЗИ. К 1998 г. было вывезено капитала на сумму 4,8 трлн. долл., к 2000 – около 7 трлн. Большая часть накопленных инвестиций в развитых странах переместилась в сферу услуг, в то время как в развивающихся странах доминирует обрабатывающая промышленность.

ТНК являются основным генератором базы современных конкурентных преимуществ- передовой технологии. Расходы на НИОКР концентрируются в развитых странах-членах ОЭСР (более 90% общемировых расходов). Лидером по расходам на НИОКР является США.

Ведущую роль в мировой экономике продолжает играть 100 крупнейших ТНК. На них приходится 4-5% мирового ВНП. Общая сумма их зарубежных активов- более 2 трлн. долл. По составу список остается почти неизменным с 1990-х гг., 85-87% в нем составляют страны «триады».

Главные усилия лидирующих ТНК сосредоточены в 4 отраслях – автомобильной, электроники и электронного оборудования, нефти и фармацевтики. Пищевая промышленность также является одной из приоритетных отраслей.

«Индекс транснациональности» исчисляется на базе 3-х показателей – доли зарубежных активов, продаж и занятости по отношению ко всей деятельности компании. Самым высоким индексом транснациональности обладают компании из малых развитых стран, где менее емкий внутренний рынок, а также Канады (92-98%). Наиболее «транснациональные» отрасли- продовольствие, строительство, средства информации, химия, электроника.

В ТНК развивающихся стран отраслевой состав немного отличается от общемирового- преобладают диверсифицированные компании, продовольствие и напитки, нефтяная промышленность и строительство.

В странах с переходной экономикой ТНК обладают низким уровнем транснациональности. Доминирующие отрасли- транспорт, химия и фармацевтика, нефтепереработка.
12. Современные стратегии ТНК и их влияние на основные формы МЭО. (с. 254)

Основные стратегии ТНК:



  • Единичная (stand alone) фирма. В прошлом функции между материнской компанией и филиалами были строго разграничены. Иностранные филиалы, как правило, проводили так называемые stand alone стратегии, когда филиал практически дублировал всю стоимостную цепочку материнской компании (кроме технологии и финансов)

  • Простая интеграция. Со временем ТНК стали сочетать экономию на масштабах с организацией сети поставщиков с низкими издержками по всему миру. Это привело к применению стратегии «простой интеграции», когда филиалы осуществляют ограниченный диапазон видов деятельности для поставки этой фирме специфических компонентов, где они обладают конкурентным преимуществом в производстве. (аэрокосмическая промышленность, электроника). Это породило новые формы трансграничных связей (например, субподряд) и позволило осуществлять больший обмен информацией и технологией между материнской компанией и ее филиалами.

  • Комплексная интеграционная стратегия. В условиях либерализации МТ и ужесточения конкуренции ТНК начали реорганизацию способов управления своими активами. В рамках данной стратегии ТНК превращают свои географически разбросанные филиалы и фрагментированные системы произ-ва в сети производства и сбыта, интегрированные глобально и регионально. Данная стратегия значительно расширяет объем корпорационных функций, осуществляемых через границы, и таким образом ТНК вносят новые особенности в процесс международной экономической интеграции.

Тенденции среди ТНК:

    1. Усиливается олигополистическая конкуренция между компаниями.

    2. ТНК вынуждены быстро адаптироваться к техническому прогрессу – координировать элементы своих стоимостных цепочек.

    3. Внимание от издержек производства перешло к дифференциации по средством качества, дизайна и более тесных до- и послепродажных отношений.

    4. ТНК ищут более эффективные способы организации и управления активами – располагают отдельные элементы там, где их функции могут быть осуществлены наиболее эффективно.

    5. Разница между материнской компанией и филиалами исчезает – в результате ТНК больше напоминает сеть, а не иерархическую структуру.

    6. Стратегические альянсы (в форме кооперационных соглашений) между ТНК приобретают особую важность.

Влияние на формы МЭО:

  1. ТНК и торговля – растет доля внутрифирменных поставок в мировой торговле. При этом во внутрифирменной торговле на первое место выходит торговля полуфабрикатами, а не сырьем, как это было раньше. ПРС концентрируют у себя производство конечных стадий, завозя промежуточную продукцию.

  2. ТНК и ПЗИ. ТНК предпочитают инвестиции торговле и, учитывая их влияние, объем ПЗИ постоянно растет. Парадигма OLI.

  3. ТНК и инновации. 70% пром. пр-ва обеспечивается за счет интеллектуального капитала. Все больше ТНК занимаются НИОКР за пределами стран базирования. Главным определяющим фактором при размещении НИОКР в той или иной стране, является наличие в ней собственных исследовательских мощностей. Сама природа технологии (наличие в ней элементов уникальных для каждой компании) делает невозможных простое копирование технологий.


13. Эклектическая парадигма “OLI” (ОЛИ) Даннинга (стр. 224)

Эклектическая теория прямых иностранных инвестиций впервые была сформулирована в 1977 году известным экономистом Реддингского университета Дж. Даннингом. Эта теория - своего рода синтез всех существовавших ранее концепций ПЗИ. В соответствии с определением, целью эклектической теории стал выбор наилучших методов, подходов, доктрин и объединение отдельных элементов, взятых из разных моделей.

Концепция ОЛИ лежит в основе факторов инвестиционной привлекательности страны и состоит из 3-х элементов: собственности (ownership-specific advantages); размещения производства принимающей экономики (location-specific variables); интернализации (internalization advantage)- OLI. Эта концепция предполагает:


  • Наличие сравнительных преимуществ в области права собственности, в частности, собственной технологии или преимуществ, связанных с управлением. Фирма обладает преимуществами владения по отношению к другим предприятиям, обслуживающим определенный рынок. Эти преимущества являются следствием обладания материальными и нематериальными активами, менее доступными для других фирм. Преимущества владения являются следствием размера фирмы, монополистического положения, лучших ресурсных возможностей (материальные ресурсы, торговые марки, патенты и проч.).

  • Наличие местных преимуществ в стране, например, емкий внутренний рынок, более низкие издержки производства, высокоразвитая инфраструктура, уровень квалификации и стоимость рабочей силы. При наличии преимуществ владения компания должна обладать некоторыми преимуществами, исходящими из характеристик экономики другого государства (преимуществами местоположения), иначе иностранный рынок обслуживался бы путем экспорта продукции. Преимущества местоположения определяют место размещения инвестиций и являются следствием различной стоимости факторов производства.

  • Наличие максимальных преимуществ во внутрифирменных связях, конкуренции между независимыми инвесторами и реципиентами. Реализация первых двух условий должна стать причиной выполнения данной операции внутри фирмы (преимущества интернализации). При отсутствии таких преимуществ фирма может экстенализировать операцию, например, выдать лицензию на производство своей продукции другому предприятию.

Первое и третье условия характеризуют специфику фирмы, а второе- особенности страны в целом (поэтому концепция и называется «эклектической») Именно баланс этих трех типов факторов в эклектической теории воздействует на склонность страны быть чистым источником инвестиций или их реципиентом", то есть фирма, обладающая преимуществом 1, будет продавать лицензии и патенты, обладающая же 1 и 3 преимуществами, или всеми тремя, будет делать прямые зарубежные инвестиции. Эклектическая парадигма помогает проанализировать то, как страна проходит путь инвестиционного развития, становясь источником ПЗИ.



14. Основные стадии и траектории инвестиционного развития

Положение о том, что ввоз и вывоз капитала определенной страны находятся в прямой связи с уровнем ее экономического развития, было выдвинуто Даннингом в 1979 г. С тех пор эта концепция, получившая название «Траектория инвестиционного развития»



( Investment Development Path- ИДП) была развита и дополнена. Концепция предполагает, что страны проходят 5 стадий инвестиционного развития, которые можно классифицировать в зависимости от того, в какой степени эти страны способны быть импортерами или экспортерами капитала.

1 стадия: на этой стадии сравнительные преимущества страны недостаточны для привлечения ПЗИ, за искл инвестиций в природные ресурсы. Узость внутренних рынков, недостаток созданных активов, неудовлетворительная экономическая политика гос-ва, неразвитость инфраструктуры, недостаточно квалифицированная рабочая сила. Капитал на этой стадии также не вывозится. Вмешательство гос-ва на этой стадии носит двойной характер. Во-первых, оно может участвовать в создании основы инфраструктуры и повышении уровня образования. Во-вторых, оно осуществляет некоторые виды экономической и социальной политики, направленные на изменение структуры рынка: протекционизм, экспортные субсидии, требование «местного компонента».

2 стадия: Импорт капитала начинает расти, в то время как экспорт остается на незначительном уровне. Внутренний рынок постепенно растет. Импорт капитала в основном происходит в природные ресурсы и сырьевые товары, в трудоемкие производства и легкую промышленность. Инвестиции носят импортозамещающий характер. Формирование кластера поддерживающих отраслей вокруг сырьевого сектора. К концу стадии темпы роста импорта и экспорта начинают сближаться.

3 стадия. Постепенное снижение темпов роста импорта капитала и повышение темпов его вывоза. Технологические ресурсы сосредоточены на производстве стандартной продукции. Местные фирмы начинают приобретать собственные конкурентные преимущества, а иностранные вынуждены совершенствовать свои конкур преимущества. Преимущества в виде более емкого рынка и лучшей нац инновационной базы. Рост заплаты стимулирует переход к более интенсивному производству. Растет вывоз капитала в страны, находящиеся на более низких стадиях, капитал также вывозится в страны на более выскокй стадии с целью завоевания доли рынка и приобретения стратегических активов. Гос-во старается привлечь капитал в те отрасли, где слабее всего конкурентные преимущества фирм, но сильны сравнительные преимущества привязанных к стране базирования активов. Также гос-во может стимулировать вывоз капитала из отраслей, где собственные фирмы обладают конкур. преимуществом, но сравнит. преимущ. страны слабы.

<< предыдущая страница   следующая страница >>