Вопросы к экзамену по Конституционному праву Зарубежных стран - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по конституционному (государственному) 1 24.64kb.
Вопросы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран 1 54.43kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «история государства и права зарубежных... 1 28.6kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Новая и новейшая история зарубежных... 1 19.65kb.
Кафедра теории и истории государства и права 1 20.77kb.
Вопросы по конституционному праву россии для гак на 2012 1 29.6kb.
Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная 1 294.73kb.
Приложение отдельные вопросы организации учебного процесса по муниципальному... 1 340.38kb.
История государства и права зарубежных стран 21 7572.46kb.
Вопросы для подготовки к государственному экзамену по уголовному... 1 70.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права... 5 1160.95kb.
Имеется плавательный бассейн, где обучаются плаванию в течение всего... 1 114.26kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Вопросы к экзамену по Конституционному праву Зарубежных стран - страница №1/2

Вопросы к экзамену по Конституционному праву Зарубежных стран.

Вопрос 1: Понятие и предмет отрасли КП.

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государ­ственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах (конституциях, за­конах, декретах президента и т.д.) и регулируют определенную группу общественных отношений (основы устройства общества и государства, правового положения личности и др.).



Предметы изучения конституционного права — общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государ­ства, коллектива, личности. К ним относятся:

1) в экономической сфере — основы отно­шений собственности;

2) в социальной сфере — основы социальной роли государства;

3) в политической сфере — создание и роль политических партий, организация государ­ства и т.д.;

4) в идеологической сфере — плюрализм идео­логий или существование одной из них в качест­ве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в КНР).

2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.



3. Источники конституционного права.

Источники конституционного права в зару­бежных странах — нормативные акты, содержа­щие нормы, регулирующие конституционно-право­вые отношения. Главный источник—конституция (за исключением некоторых мусульманских госу­дарств). К другим источникам относятся;

1)законы — конституционные, органические (ре­гулируют институт в целом), обыкновенные (ре­шают отдельные вопросы), чрезвычайные (действуют в особых сложившихся условиях в течение короткого срока), внутригосудар­ственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и их палат — орга­низация и процедура работы парламентов;

3) акты главы государства и исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля — официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты — решения судов высо­ких инстанций, публикуемые ими и становящие­ся основой для принятия другими судами ана­логичных решений по подобным делам;

6) конституционный обычай — сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой и случае его нарушения (Великобритэния, Новая Зеландия);

7) религиозные источники (в некоторых мусуль­манских странах — Коран);

8) правовая доктрина (решения по конституцион­ным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

9) международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источ­ники конституционного права (конституции шта­тов в США, Конституция Занзибара в Танзании), в городах — свои городские уставы, хартии го­родов, регулирующие местное самоуправление.

4. Конституционно-правовые отношения, их особенности.

В предмете конституционного права просматриваются два блока общественных отношений.

Во-первых, это отношения, регулируемые конституцией того или иного государства, включающие основы всех сфер общественного

бытия:


• правового статуса человека и гражданина;

• устройства гражданского общества;

• организации государственного механизма;

• территориального устройства государства.

Во-вторых, это отношения, регулируемые иными источниками конституционного права, причем не только в основном (как это дела­ет конституция), а подробно. В их число входят отношения:

• связанные с приобретением, прекращением и иными вопроса­ми гражданства и осуществлением политических прав;

• возникающие в связи с образованием и деятельностью полити­ческих партий и иных политических общественных объединений;

• складывающиеся при осуществлении народных голосований и иных форм непосредственной демократии;

• связанные с деятельностью парламента;

• связанные с осуществлением конституционного контроля;

• касающиеся организации и деятельности местного самоуправ­ления.

Поскольку система любой правовой отрасли определяется ее предметом, система конституционного права также включает два блока наиболее крупных институтов: содержащиеся и конституции государства и содержащиеся и иных источниках прана

5. Субъекты конституционно-правовых отношений.

6. Понятие и классификация конституций.

Термин «конституция» имеет два значения:

1)фактическая конституция—реально существую­щие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране;

2)юридическая конституция—это документ, основ­ной закон (или несколько основных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, регулирующий основы социально-эконо­мического строя, политической системы, право­вого статуса личности, духовной жизни общества. Виды конституций:

1)по социальным признакам различаются консти­туции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные ксоциалистическому типу (в рево­люционно-демократических государствах, в том числе встранах социалистической ориентации);

2)с точки зрения социальной сущности различа­ются полуфеодально-теократические консти­туции (например, конституции Брунея, Катара, Саудовской Аравии), конституции развитого ка­питалистического общества {США, Франции, Японии), конституции тоталитарного социализ­ма (КНДР, Кубы) и посгсоциалистические кон­ституции (Румынии, Украины), а также демократические, авторитарные и тоталитарные | конституции;

3) с точки зрения структуры конституции делят­ся на консолидированные, неконсолидиро­ванные и комбинированные;

4) по юридическому содержанию различают ин­струментальные и социальные конституции;

5) в зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция—это особый законодательный акт или нередко несколько разновременных актов, которые официально провозглашены основны­ми законами данной страны. Неписаная кон­ституция — это совокупность различных зако­нов, судебных прецедентов и обычаев;

6) по порядку издания выделяются конституцииок роированные (дарованные), принятые предста­вительным органом (учредительным собранием, парламентом), одобренные на референдуме;

7) по способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкие» изменяются в том же порядке, что и другие законы. Для вне­сения изменений в «жесткие» конституции тре­буются особые условия;

8) в зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными;

9) с точки зрения целеполагания различают консти­туции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалисти­ческие конституции, определяющие цели строи­тельства социализма и коммунизма. Констати­рующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества;

10)с точки зрения территориальных масштабов действия и форм государственности различа­ют конституции федеративных государств, уни­тарных государств, субъектов федераций.



7. Структура и функции конституций.

Структура Конституции – это логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.

В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей – преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти институты.

К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности, тем самым конституция подчеркивает незыблемость государственности, несмотря ни на какие революции, государственные перевороты или перестройки. В нынешней российской Конституции эта функция выражена в двух аспектах - в преамбуле говорится о сохранении исторически сложившегося государственного единства и о возрождении суверенной государственности России.



8. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.

Способы принятия конституции:

1) принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно однопалатный орган (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламен­ту, избранному на основе новой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качест­ве обычного парламента. Учредительное собра­ние не всегда формируется только путем выбо­ров, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных);

2) принятие конституции парламентом;

3) принятие конституции надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (напри­мер, Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.);

4) принятие путем референдума — общегосу­дарственного голосования избирателей (в 1958г. во Франции, в 1999 г. в Швейцарии);

5) принятие военными властями, провозгла­сившими переход таким путем к гражданско­му правлению;

6) принятие высшими партийными органами — съездами или исполнительными комитетами партии;

7)принятие на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения;

8)договорное принятие конституции в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглаше­ний нередко весьма своеобразна;

9) октроирование конституции: она даровалась «хо­рошим» монархом своему «верному народу»1;

10) принятие основного закона в новой редакции.

Поправки в конституцию вносятся по решению парламента или на основании итогов референ­дума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:

1) проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определен­ной группой депутатов, субъектами федерации;

2) поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном засе­дании палат. Часто необходимо, чтобы она была принята парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только пос­ле избрания нового состава парламента;

3) после того как парламент принял поправку к кон­ституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) опре­деленным большинством субъектов федерации. Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы. При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены консти­туции: военные советы отменяют или приостанавли­вают некоторые ее главы или статьи, а порой и весь текст.

9. Конституционные основы правового положения личности в зарубежных странах.

Права человека — естественные, неотчуждае­мые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К их числу относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и не­которые права «третьего» и «четвертого» поколе­ний, например, право на использование достиже­ний культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина вытекают из факта граждан­ства, юридической связи лица с определенным государством, политическим сообществом.

Это права личности как члена политического сообщества. К их числу относятся избиратель­ные права, право на объединение, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-эконо­мические права (например, на бесплатное обу­чение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание).

В странах тоталитарного социализма приво­дится другое разделение — права граждан и права трудящихся. В некоторых конституциях (например, в Конституции КНР) отдельные со­циально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. В современных условиях некоторые основы правового статуса личности (а в определенных аспектах и гражданина) определяются между­народным правом, его общепризнанными прин­ципами и нормами.

Международное право устанавливает:

1) внутреннее конституционное законодатель­ство должно включать тот объем основных прав и свобод человека и гражданина, кото­рый соответствует международным стандар­там;

2)внутреннее законодательство не может про­тиворечить зафиксированным в международ­ных актах основным правам человека и обще­человеческим ценностям;

3) абсолютная свобода и абсолютное право не­возможны; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права, при­чем в точно определенных целях (как то обес­печение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.);

4) злоупотребление правами запрещено, т. е. использование их с целью нанесения ущер­ба правам и законным интересам других фи­зических или юридических лиц;

5) права личности ограничены правами других лиц;

6} права и свободы должны быть обеспечены га­рантиями {юридическими, а также материаль­ными) в той мере, в какой это позволяют усло­вия страны. Правам и свободам должны соответствовать обязанности человека и граж­данина перед обществом, государством, кол­лективом, другими людьми.



10. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Три группы основных прав и свобод гражда­нина:

1)личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимо­сти от того, является он гражданином данной страны или нет. К их числу относятся право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию, право на свободу, неприкосновенность жилища, на тайну пе­реписки, свободу передвижения и выбор место­жительства. Неприкосновенность жилища предполагает защиту не только от произволь­ных обысков выемок, постоя солдат, полицей­ских вторжений, но и защиту от произвольных действий со стороны отдельных лиц.

Тайна переписки и телефонных разговоров в зна­чительной мере обеспечивается закрепленным законом требованием в отношении правоохра­нительных органов получать специальное раз­решение суда для перлюстрации писем и про­слушивания телефонных разговоров. Важнейшими личными правами человека являются свобода передвижения и выбора местожительства, свобода от произвольного ареста и необоснованной уголовной репрес­сии, право на свободное заключение брака, запрещение пыток;

2)политическими правами и свободами гражданин государства наделяется как член политической общности. Важнейшим политическим правом является избирательное право - субъектность гражданина, состоящая из ак­тивного и пассивного избирательного права, •открывающая для граждан возможность не только участвовать в формировании предста­вительных учреждений, но и проводить в них своих представителей. Также сюда относятся свобода слова, печа­ти, право на получение информации, свобо­да распространения информации, свобода совести, свобода союзов и ассоциаций, сво­бода шествий и свобода собраний;

3) социально-экономические права и сво­боды. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это право обеспечено все­ми средствами юридической защиты от по­сягательства со стороны как отдельных лиц, так и органов самого государства. В новых конституциях закреплена возможность от­чуждения частной собственности в интере­сах общества.

После Второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провозглашено право на труд.

Некоторые послевоенные конституции про­возглашают также право на равную плату за рав­ный труд и право на отдых, которые иногда рас­сматриваются как органическое продолжение права на труд.

В числе экономических завоеваний трудящих­ся можно назвать также страхование в связи с безработицей, пенсионирование престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда.

11. Понятие и правовое регулирование гражданства в зарубежных странах.

Гражданство — взаимосвязь лица и государ­ства, порождающая с обеих сторон определенные права и обязанности. Граждане данного государ­ства пользуются наиболее широкими правами, они же несут и наибольшие обязанности.

Иностранцы не обладают многими полити­ческими правами, хотя они обладают правом соб­ственности, могут получать муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым ви­дам работ ограничен и т.д. Положение лиц без граж­данства во многом аналогично положению иностран­цев. Однако они, в отличие от иностранцев, не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию.

Лица с множественным гражданством обла­дают правами и исполняют обязанности в соот­ветствии с законодательством всех тех госу­дарств, гражданами которых они являются.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанно­сти лица по отношению к государству, а с другой — права и обязанности государства по отношению к гражданину. Подданство отражает качества при­надлежности, личную связь человека с монархом.

Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане — принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. Способы приобретения гражданства:

1) филиация (получение гражданства по рождению);

2) натурализация (прием в гражданство уполно­моченными на то органами государства;

обычно это делается от имени главы государ­ства (президента, монарха));

3)признание гражданства (все жители территории, если они не отказываются от этого, на день образования нового государства при­знаются его гражданами);

4)оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провоз­глашением части территории прежнего госу­дарства новым независимым государством);

5)трансферт (переход территории сопровож­дается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после Второй ми­ровой войны);

6)регистрация (она предполагает упрощенный порядок приобретения гражданства, напри­мер, если родители данного лица были или яв­ляются гражданами страны или лицо служит в вооруженных силах, занимает государ­ственную должность);

7) восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства).

Утрата гражданства:

1)выход из гражданства (отказ от гражданства) осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом;

2)лишение гражданства осуществляется упол­номоченными на то органами государства вопреки желанию лица;

3) высылка граждан из страны;

4) экстрадиция (выдача иностранному государ­ству лиц, нарушивших закон этого государ­ства, для следствия и суда).

12. Сущность государства. Значение конституционных характеристик государства как демократического, правового, социального, светского.

Государство— это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и при­нуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства— наличие собственной территории, суверени­тета, аппарата управления и принуждения, правотворчества, главные принципы организации и деятельности государства, его внутренней и внешней политики, а также основы его устройства, т.е. структуры государственного механизма и территории.

Конституционные принципы организации и деятельности госу­дарства— это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях западной! модели (ФРГ, Испания, Италия, Франция и др.). принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское.

Социальное государство— это государство, которое служит обществу и стремится минимизировать социальные конфликты, создать всем членам общества условия для достойной жизни.

Правовое государство— это государство, признающее верховенство права, в том числе над собой, причем права как в позитивном так и в естественном понимании, права не только внутреннего, н< и международного. Данную характеристику государства одним и:' первых включил в свой текст Основной закон ФРГ, и до сих порет трактовка правового государства считается наиболее удачной. Статья 20 Основного закона гласит: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие— законом и правом».

Демократическое государство— это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и эффективное влияние на власть, на содержание и исполнение управленческих решений государства, в котором действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Демократическое государств может функционировать только в рамках демократического политического режима в целом. Конституционными характеристикам! демократического государства являются: провозглашение принцип народного суверенитета, а также механизмов его реализации; закрепление за гражданами широкого крута политических прав, а также гарантий их осуществления; установление возможностей использования институтов непосредственной демократии для участия населения в осуществлении политической власти; представительное правление; разделение властей; регламентация основ участия политических партий и других общественных объединений в политическом процессе; обеспечение гласности государственной деятельности и т.д.

Светское государство— это государство, от которого отделена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Данный прин­цип закреплен, например, в ст. 29 Конституции Румынии: «Религиоз­ные культы автономны по отношению к государству».

13. Понятие и признаки органа государственной власти.

14. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти.

15. Конституционные основы системы органов государственной власти.

16. Понятие и классификация форм правления.

Форма правления— это установленная конституцией конкретной страны юридическая модель организации взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Существуют две основные формы правления: монархия и респуб­лика. Они различаются прежде всего статусом главы государства. В монархиях глава государства (король, царь, султан, эмир и т.д.) полу­чает полномочия по наследству, занимает должность пожизненно и является юридически не ответственным лицом, что означает невоз­можность его смещения с должности законным путем. В республи­ках глава государства, как правило, именуется президентом (хотя его функции в отдельных странах выполняет коллегиальный орган), который получает полномочия в результате выборов, занимает долж­ность в течение определенного срока (от одного года в Швейцарии [до семи лет в Италии) и несет юридическую ответственность перед тарламентом в форме импичмента.

Монархия и республика— это две основные, классические формы правления. Наряду с ними истории известны и некоторые гибридные формы правления, например республики с пожизненным президент­ством (бывшая социалистическая Югославия, Уганда, Тунис, Мала­ви) и монархии с элементами выборности (ОАЭ, Саудовская Аравия). Например, в ОАЭ правитель страны избирается сроком на пять лет из числа эмиров — наследных правителей субъектов федерации.

17. Монархия: понятие и виды.

Существует два вида монархии. Это абсолютная и ограниченная монархия. Ограниченная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Абсолютная монархия характе­ризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, принцип разделения властей отрицается, в чистом виде практически не существует. Ограниченной же монархии свой­ственно проявление таких институтов, как парламент и конститу­ция. Именно они выступают ограничителями власти монарха. Уч­реждение парламента и других ограничителей монархической власти предусмотрено конституцией (вспомним, что сама идея конституци­онализма появилась как идея ограничения произвола государства, первоначально — в лице монарха).

Основные виды конституционной монархии — дуалистическая и парламентская — отличаются тем, что при дуалистической монархии монарх сохраняет свое значение лидера государства: он единолично армирует правительство, возглавляет его и отправляет в отставку, г.е. правительство ответственно за свою деятельность только перед монархом. Для парламентской монархии характерно наличие поста премьер-министра, возглавляющего правительство, политическую ответственность правительство несет не перед монархом, а перед пар­ламентом, который может выразить ему вотум недоверия или отка­зать в доверии.

В настоящее время абсолютных монархий в чистом виде практи­чески не существует. Близкая к ним форма правления установлена, например, в Омане, Саудовской Аравии. Дуалистическая монархия существует в Марокко, Кувейте, Иордании и некоторых других раз­вивающихся странах. Парламентарная же монархия характерна для многих демократических государств: Великобритании, Испании, Японии, Швеции, Дании и т.д.



18. Республика: понятие, признаки республиканской формы правления, виды.

Республика - такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенацио­нальным представительным учреждением.

Президентская республика представляет собой такую республиканскую форму правления, ко­торая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, отсутствием должности премьер-министра, внепарламентским методом избрания президента, внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием ин­ститута парламентской ответственности, отсут­ствием у президента права роспуска парламента.

Парламентарная республика характери­зуется:

1) провозглашением принципа верховенства пар­ламента, перед которым правительство несет по­литическую ответственность за свою деятель­ность;

2) наличием должности премьер-министра;

3) формирование правительства только парламент­ским путем из числа лидеров партии, распола­гающей большинством в нижней палате;

4) смешанной формой правления. В них сочета­ются различные элементы, порой крайне проти­воречивые.

19. Избирательное право: понятие, сущность и принципы.

Избирательная система в широком смыс­ле — совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов, в узком смысле — способ подведения итогов голосова­ния и подсчета голосов. Термин «избиратель­ное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право — раздел конституционного права. Нормы, регу­лирующие избирательное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы из­бирательного права), в законах о выборах (иног­да эти законы весьма пространные, и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политических автоно­миях могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государствен­ных образований.

В субъективном смысле избирательное право — право конкретного лица участвовать в выборах, а также в референдуме, голосовании при отзыве избранного представителя, в народ­ной законодательной инициативе.

Обычно для этого необходимо иметь граждан­ство данного государства, определенный возраст, быть вменяемым.

Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное избирательное право изби­рать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов, Пассивное избирательное право - право быть избранным, например в парламент, на долж­ность президента, в орган местного самоуправ­ления. Лицо может иметь активное избиратель­ное право, но не обладать пассивным.

Принципы избирательного права:

1) всеобщее избирательное право. Оно не означает, что все жители страны могут участво­вать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, про­живающие в стране, где проводятся выборы, не участвуют такие граждане, как дети, душевнобольные. В большинстве стран для участия в голосовании установлен определенный воз­раст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для 11ас-сивно1о избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходи­мостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел;

2) равное избирательное право установлен­ные законом равные возможности для избира­теля влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона;

3)прямые выборы — непосредственное избра­ние гражданами своих представителей в орга­ны государства, отдельных должностных лиц;

4) тайное и открытое голосование. При тай­ном голосовании избиратель подает свой го­лос без ведома других лиц путем заполнений избирательного бюллетеня, использования избирательной машины, с помощью элект­ронной карточки избирателя. Нарушение тай­ны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обыч­но в низовом звене представительных орга­нов путем поднятия руки.


20. Избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды.

Выборы объявляются указом главы государ­ства, и с предусмотренного в этом акте срока на­чинается избирательная кампания, которая за­вершается в день, предшествующий дню голосования. Выборы проводятся по избиратель­ным округам. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандат­ным, а если несколько депутатов — многоман­датным. Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляю­щие собой территориальные единицы, обслужи­ваемые одним пунктом для голосования.

По избирательным участкам проводится ре­гистрация избирателей. Для осуществления дей­ствий, связанных с избирательной кампанией, учреждаются органы по проведению выборов.

Регистрация избирателей и составление избирательных списков. Есть две системы ре­гистрации избирателей.

При постоянной системе регистрации из­биратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации.

При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избира­тельные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь, составляются новые изби­рательные списки.

Выдвижение кандидатов в депутаты — определение круга лиц, из числа которых будут из­браны депутаты. Способы:

1) для регистрации в качестве кандидата необ­ходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иног­да требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей;

2) выдвижение кандидата осуществляется по­средством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, под­писанной определенным числом избирателей;

3) выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения канди­датов называется первичными выборами — праймеризом.

Голосование — подача голосов за выдвину­тых кандидатов, обычно осуществляется лично. Законодательство отдельных стран допускает в некоторых случаях голосование по почте, по до­веренности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмот­ных и больных.

Важнейшей гарантией свободного воле­изъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну.

В настоящее время тайное голосование вве­дено во всех демократических странах.

Голосование является этапом, завершаю­щим избирательную кампанию, после чего при­ступают к подсчету голосов и определению ре­зультатов выборов. Результаты голосования определяются по мажоритарной системе абсо­лютного большинства, относительного боль­шинства или пропорциональной избирательной системе.



21. Референдум в зарубежных странах: понятие, классификация.

Референдум (от лат. ге(егепс/ит—«то, что долж­но быть сообщено») — голосование избирателей, посредством которого принимается решение го- государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.

Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон, принятый парламентом (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

На референдум выносится вопрос, предполагающий положительный или отрицательный

ответ избирателя. Возможен и иной вариант с несколькими альтернативными ответами, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений.



Организуется референдум так же, как и выборы (создаются списки избирателей, из­бирательные комиссии или комиссии по рефе­рендуму, регулируются пропаганда и агитация по вопросам референдума, подводятся итоги и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список канди­датов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие большинство за­регистрированных избирателей, а решение счи­тается принятым, если большинство из них (50 % плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для при­нятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 го­лосов с положительными ответами.

Виды референдума:

1) общегосударственный и местный референ­думы (последний проводится на территории субъекта федерации, автономного образова­ния, одной или нескольких административно-территориальных единиц);

2) обязательный и факультативный референдумы (петиционный). Последний проводится по ини­циативе избирателей со сбором подписей;

3) конституционный и обыкновенный референду­мы , В первом случае на референдум выносит­ся проект конституции или поправка к конститу­ции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционно­го значения;

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский референдумы;

5) утверждающий (или ратифицирующий) и от­меняющий референдумы. При проведении первого референдума избиратели утвержда­ют решение парламента;

6) решающий и консультативный референдумы. В последнем случае путем голосования вы­является мнение избирателей, которое пар­ламент учитывает, (а может и не учесть), на­пример при принятии закона.

По иной классификации выделяют консти­туционный, законодательный, международно-правовой, административный референдум.

22. Место и роль главы государства в системе власти.

Глава государства — единоличный, высший, государственный, конституционный орган и од­новременно высшее должностное лицо государ­ства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности на­рода.

Глава государства бывает единоличным (мо­нарх или президент) и коллегиальным (постоян­но действующий орган парламента).



Полномочия главы государства в отно­шении парламента — созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда — право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально го утверждает), обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в от­ставку, назначать судей, предоставлять граж­данство и право убежища, заключать и ратифи­цировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических пред­ставителей, награждать, помиловать осужденных и др. Но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализо­вывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение пар­ламента или даже правительства.

В парламентарных республиках и монархиях, во многих в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые (не все) акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью {так назы­ваемая контрасигнатура).

23. Монарх. Характерные черты правового положения.

Монарх (король, султан и др.) является гла­вой государства и одновременно главой испол­нительной власти. Вся полнота власти ему при­надлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы испол­нительной власти он пользуется в дуалистиче­ской монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию прави­тельства. Монарх имеет право на особый титул.

24. Институт президента: основные черты.

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства, одновремен­но главой государства и главой исполнительной власти, главой государства и фактическим руко­водителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра.

Президент избирается на определенный срок.

Способы избрания президента:

1) голосование в парламенте;

2)голосование выборщиков. Избиратели голо­суют за выборщиков, а последние, не соби­раясь вместе, избирают президента из чис­ла кандидатов, выдвинутых партиями;

3} избрание президента специальной избира­тельной коллегией (федеральным собрани­ем в Германии);

4) избрание непосредственно избирателями.

25. Компетенция главы государства. Порядок осуществления полномочий главой государства при различных формах правления.

Глава государства— это должностное лицо или реже коллегиаль­ный орган, выступающий символом единства нации, а также офи­циальным представителем государства внутри страны и в междуна­родных отношениях. В большинстве стран мира главой государства является одно лицо— монарх или президент. Однако в ряде стран функции главы государства выполняет коллегиальный орган, избранный парламентом на определенный срок. Это, например, Госу­дарственный совет Кубы. Глава государства может принадлежать ко всем трем ветвям власти (Великобритания), к законодательной и ис­полнительной ее ветвям (Греция, Индия), только к исполнительной (США, Бразилия) или ни к одной из них (ФРГ, Италия, Испания, Япония). Реальная роль главы государства в механизме публичной власти в различных государствах определяется формой правления. Так, в аб­солютных монархиях, как уже отмечалось, он является единоличным правителем, которому принадлежит вся полнота государственной власти. В дуалистических монархиях и президентских республиках глава государства является весьма сильной политической фигурой и фактическим лидером страны, поскольку он одновременно с функци­ями главы государства выполняет функции главы исполнительной власти. В суперпрезидентских республиках роль главы государства является еще более сильной в ущерб парламенту как органу законо­дательной власти. Нередко и в смешанных полупрезидентских рес­публиках центр тяжести государственной власти смещен в сторону президента. Наконец, в парламентарных странах глава государства в обычных политических условиях выступает слабой политической фигурой, играя резервную роль гаранта политической стабильности и демократизма.



26. Основания и порядок приобретения и прекращения полномочий главы государства.

Основания и процедура приобретения полномочий главы госу­дарства, как было отмечено, во многом зависят от формы правления. Монарх— невыборный глава государства, получающий свои полно­мочия по наследству, т.е. по праву рождения. В зависимости от со­отношения прав мужчин и женщин на занятие престола различают несколько систем престолонаследия: салическую, при которой пре­стол могут наследовать исключительно мужчины (Япония, Бельгия); кастильскую, при которой трон наследует старший сын монарха, чьи полномочия прекратились, и только если сыновей у него нет, пост главы государства наследует старшая дочь (Испания, Великобрита­ния); австрийскую, допускающую наследование престола женщиной только при полном отсутствии мужских линий наследования; швед­скую, устанавливающую равные шансы для мужчин и женщин, т.е. значение имеет не пол, а степень родства с умершим или отрекшимся монархом и возраст претендентов на престол.

В случаях отсутствия законного наследника вопрос о преемнике монарха нередко решается парламентом. Президенты как главы республиканских государств обычно изби­раются. Порядок избрания определяется тем, какая разновидность республики существует в том или ином государстве. В президент­ских, суперпрезидентских, а нередко и смешанных республиках президенты избираются непарламентским путем, т.е. либо непосред­ственно населением (Бразилия, Франция), либо коллегией выбор­щиков (США). В парламентарных, а иногда и в смешанных респуб­ликах президент избирается парламентом (Чехия) или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллеги­альных органов регионов и мест (ФРГ, Италия). Президенты избира­ются на срок от 1 года (Швейцария) до 7 (Италия) лет.

Конституции предъявляют к кандидатам в президенты определен­ные требования: достижение установленного возраста (в США— 35, в ФРГ— 40, в Италии— 50 лет); наличие гражданства данного госу­дарства, причем иногда— только по рождению (США); постоянное проживание в стране в течение определенного времени (в Болгарии — 5 лет, в США— 10). Конституции многих стран запрещают совмеще­ние с президентским мандатом любых государственных должностей, а также избрание президентом одного лица более чем на два срока подряд. Так, в соответствии с Конституцией Польской Республики «Президент Республики избирается на пятилетний срок полномочий и может быть избран повторно только один раз» (ст. 128). При этом «Президент Республики не может занимать какую-либо иную долж­ность или выполнять какую-либо публичную функцию, за исключе­нием тех, которые связаны с исполняемой должностью» (ст. 132).

Полномочия президента прекращаются в обычном порядке с ис­течением срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента. Но возможно и досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате при­менения процедуры импичмента или подобной ему процедуры пар­ламентской ответственности, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия. Отрешение президента от должности осуществляется парламентом либо с участием парламен­та. Правовым последствием применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры является отрешение президента от дол­жности — как правило, без права занимать ее в будущем. При этом в некоторых странах одновременно с импичментом президент может | быть привлечен к уголовной ответственности (Франция), в других уголовная ответственность возможна после отрешения (ФРГ), а в ряде государств лицо вообще не может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения президентских полномочий (Чехия).

27. Место и роль правительства в системе органов государственной власти.

Правительство— это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство текущим управле­нием страной в соответствии с ее законодательством. В некоторых странах правительства как коллегиального органа (т.е. органа, принимающего решения путем голосования) не существует. Например, в президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях все решения в сфере руководства повседневным государственным)! управлением принимаются главой государства единолично, т.е. без голосования министров, которые выполняют при нем лишь совещательные функции. Поэтому о правительстве в таких странах можно! говорить лишь условно, имея в виду президента или монарха как главу исполнительной власти и ответственных перед ним министров.

Официальные наименования правительства в разных странах неодинаковы: например, Федеральное правительство— в Германии Совет министров (Правительство) — во Франции, Государственный совет— в Китае, Федеральный совет— в Швейцарии и т.д.

Положение правительства в системе органов государственной власти характеризуется его функциями. Главная — это многогранная деятельность по текущему управлению государством. Следует отметить, что управленческой деятельностью так или иначе занимаются все органы государственной власти. Но если парламент, например, разрабатывает стратегию управления государством, выражая ее в законах, а судебная власть разрешает споры, имеющие юридическое значение, то правительство осуществляет текущее повседневное управление всеми вопросами государственной важности: под его руководством находятся вооруженные силы, иностранные дела, разработка и исполнение государственного бюджета. При этом деятельности правительства носит распорядительный характер, т.е. осуществляется в форме руководства целым комплексом органов и учреждении специальной компетенции, занимающихся вопросами управления

отдельными отраслями экономики и иными сферами общественных отношений. Вместе с тем деятельность правительства является подзаконной. Поэтому одной из важнейших функций правительства следует считать организацию исполнения принятых парламентом законов в процессе осуществления государственного управления.

28. Компетенция, состав и формирование правительства.

Функции правительства реализуются через его компетенцию, В конституциях большинства стран полномочия правительства определяются самым общим образом, из чего можно сделать вывод: правительство занимается всеми вопросами управления, но при эти компетентно лишь исполнять законы по любым вопросам, само, же оно осуществлять нормативное регулирование не вправе. Если же правительство в той или иной стране наделено правом осуществляет нормативное регулирование, оно характеризуется в конституции как орган не только исполнительной, но и регламентарной власти. Например, Конституция Франции 1958 г., наделяя Правительство правом самостоятельно регулировать вопросы, не отнесенные Кон­ституцией к области законодательства, характеризует его как орган регламентарной власти (ст. 37). Как видно, и здесь компетенция пра­вительства не определена конкретно, а имеет остаточный характер.

Тем не менее имеются конституции, в которых компетенция пра­вительства определена более или менее детально (ст. 73 Конституции Японии). Подробная регламентация полномочий правительства ха­рактерна для социалистических, а также, вероятно по традиции, — по­стсоциалистических конституций. Например, компетенция Государ­ственного совета КНР включает согласно ст. 89 Конституции Китая 18 позиций.

Состав правительства включает его главу (в президентских рес­публиках это президент, в дуалистических монархиях— монарх, а в парламентарных странах, полупрезидентских, советских и некото­рых суперпрезидентских республиках— премьер-министр); замести­телей главы правительства; министров, т.е. руководителей наиболее значительных органов центральной администрации— министерств; I! некоторых странах— министров без портфеля, т.е. членов прави­тельства, не возглавляющих органы исполнительной власти специ­альной компетенции; парламентских секретарей, обеспечивающих взаимодействие правительства с парламентом, некоторых других должностных лиц, а иногда и представителей нижестоящей адми­нистрации. Например, Государственный совет Китая согласно Кон­ституции страны состоит из Премьера, заместителей Премьера, ми­нистров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата (ст. 86).

Должность премьер-министра в конституциях разных стран име­нуется неодинаково. В Италии это председатель Совета министров, II Китае — Премьер Государственного совета, в Испании — Председа­тель Правительства, в Болгарии— министр-председатель, в ФРГ- Федеральный канцлер, во Франции— Премьер-министр и т.п. Глава правительства имеет в нем особый статус. Он предлагает парламенту или главе государства кандидатуры министров, ставит вопрос об их освобождении от должности, а в президентских респуб­ликах сам прекращает их полномочия. Он руководит деятельностью правительства и по ряду вопросов олицетворяет его. Например, в президентских республиках президент единолично принимает важ­ные решения в сфере исполнительной власти, а в парламентарных странах премьер-министр ставит вопрос о доверии правительству. 1'сли премьер-министр уходит в отставку, то в отставку, как правило, должно уйти все правительство. Особый статус премьер-министра в правительстве все чаще получает отражение в конституциях зару­бежных стран. Например, в ст. 21 Конституции Франции говорится, что «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов... и назначает на гражданские и военные долж­ности. Он может делегировать некоторые свои полномочия мини­страм».

29. Конституционный статус парламента. Виды парламентов.

В большинстве стран законодательная власть осуществляется пар­ламентом— общенациональным представительным выборным коллегиаль­ным органом, работающим на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. В некоторых странах, прежде всего социалистических, законодательную власть осуществляют органы непарламентского (советского) типа, хотя называются они в разных странах по-разному— эпизодически действующие органы, которым формально принадлежит вся полнота государственной власти. На деле же они почти никакой властью не обладают. Классический парламент функционирует в условиях многопартийной системы при наличии в нем партийных фракций, в том числе оппозиционных. Существова­ние в мировой практике законодательных органов непарламентского типа делает условным употребление термина «парламент» как собира­тельного понятия для общего обозначения законодательных органов непарламентского типа делает условным для общего обозначения за­конодательных органов зарубежных стран. Тем не менее он представ­ляется вполне уместным, так как в большинстве стран мира существу­ют законодательные органы именно парламентского типа.

Парламент выполняет в государстве целый ряд функций: законо­творчество, представительство, выражение интересов широких слоев населения, а в итоге и воли всего народа; контроль за деятельностью государственного аппарата, прежде всего правительства; участие в формировании государственных органов, принятие бюджета и неко­торые другие.

Юридическое выражение функций парламента — его компетенция, т.е. совокупность его полномочий по определенным предметам веде­ния. Такая компетенция по-разному формулируется в конституциях зарубежных стран. Компетенция может быть неограниченной, при которой круг вопросов ведения парламента точно не очерчен (Вели­кобритания); относительно ограниченной, предполагающей суще­ствование лишь некоторых ограничений — как правило, со стороны субъектов федерации или автономных единиц (США) — и абсолют­но ограниченной, означающей существование строго определенного круга вопросов компетенции, выйти за пределы которого парламент не вправе (Франция).



30. Внутренняя структура парламента.

следующая страница >>