Вопрос 21. Отечественная культура конца XIX начала XX века - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Русская культура конца XIX – начала XX века. Цель урока: познакомить... 1 192.95kb.
1. Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века 1 91.04kb.
Русакова Александра Сергеевна роль художественной традиции в китайском... 1 320.84kb.
Студенты (10/09/ч. 2/р. 2/07) Mark V 1 183.44kb.
Оформление приказной системы отраслевого управления в ХVI веке 1 233.83kb.
В генезисе наций важную роль играл романтизм идей­ное и художественное... 1 249.28kb.
«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой... 1 118.94kb.
Стилистические особенности «лёгкой поэзии» начала XIX века на примере... 1 41.79kb.
Проблема переживания в европейской философии второй половины xix-начала... 2 722.98kb.
Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям... 1 39.19kb.
История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Н. 1 263.83kb.
Методические указания по подготовке к практическому занятию Тема... 1 307.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Вопрос 21. Отечественная культура конца XIX начала XX века - страница №1/1



Вопрос 21. Отечественная культура конца XIX - начала XX века.

Этот временной период известен в истории русской культуры под названием Серебряный век.

Хронологические рамки его приходятся на 1880-е XIX века – рубеж 10-х - 20-х ХХ века.

Период рубежа веков получил такое название уже после своего завершения. Одним из первых эту формулу в применении к эпохе рубежа веков использовал поэт и критик Н. А. Оцуп в статье «Серебряный век» и художественный критик С. К. Маковский, выпустивший мемуары «На Парнасе Серебряного века».

Если обратиться к типологическим особенностям культуры «серебряного века», то прежде всего стоит отметить ее ренессансный характер. В одно время в России появилось очень много передовых, талантливых, универсальных личностей. Как никогда много внимания стало уделяться вопросам личности, ее возможностям, вопросам творчества, что позволяет говорить об антроцентричности культуры серебряного века.

Еще одна черта «серебряного века» – стремительность его развития. Как целое, как доминирующее культурное движение эпохи, серебряный век был столь недолог, что его пережило большинство его творцов.

К особенностям следует отнести и невиданную ранее в русской культуре интенсивность творческой жизни. Течения, творческие направления с удивительной стремительностью сменяли друг друга, как в литературе, так и в живописи. Такая стремительность самосуществования культуры уже сама по себе говорит о ее неустойчивости, об очень кратких отмеренных ей сроках. Все течения, получившие развитие в это время в культуре, возникли на почве разочарования в позитивистской и материалистической идеологии и художественной практике второй половины 19 столетия. Технический прогресс не принес людям счастья, был часто несовместим с духовностью и гуманизмом. Человеческая жизнь стала мыслиться как хрупкая и уязвимая. Подобное разочарование и пугающая неуверенность в будущем были характерны не только для российской интеллигенции и культуры – то же самое переживал Запад, где технический прогресс был на порядок выше, чем в России. Отсюда еще одна отличительная особенность «серебряного века» – это единственная, пожалуй, эпоха, когда русская культура развивалась в одном русле в европейской - то же ощущение конца века, упаднические и декадантские настроения, тотальная переоценка ценностей, фатализм, параллельное развитие и у нас и на западе стилей в искусстве – символизма, модерна, переработанных и переосмысленных в России в соответствии с реалиями русской жизни.

Уже само название эпохи - «серебряный век» указывает на преемственность этого периода культуры по отношению к «золотому», Пушкинскому веку. «Серебряный век» создавался духовными наследниками последнего. Поэтому,оглядываясь на классическую эпоху 19 века, художники «серебряного века» стремились создать ценности, по масштабу и весу сопоставимые с «золотым» веком.

Вершиной золотого века русской культуры была, прежде всего, словесность, тогда как применительно к серебряного веку практически невозможно отдать приоритет какой-нибудь одной сфере в культуре. Расцвет наблюдался одновременно в литературе, изобразительном искусстве, театральном искусстве, музыке, общественной мысли.

Однако творцы серебряного века чувствовали себя прямыми наследниками не только золотого века русской культуры, но и всего отечественного и мирового опыта, осмыслив его и умело «играя» в своем творчестве эпохами и стилями.

Обладая к концу 19 века огромным количеством источников и интеллектуальных ресурсов, представители серебряного века отрефлектировали русскую культуру - от архаических истоков до конца 19 века. В связи с этим происходит активное обращение к прошлому, прежде всего к собственной истории. Архитектура и прикладное искусство периода Киевской и Московской Руси перестают быть чем-то неведомым и чуждым, а начинают вызывать неподдельный интерес у профессионалов, потом и у обывателей. Идет возрождение народных промыслов и ремесел, для чего были созданы художественные центры - Абрамцево под Москвой и Талашкино под Смоленском, где работали многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты, интересовавшиеся народной культурой Древней Руси (В.М.Васнецов, Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, М.А.Врубель).

В этот период русская икона «вышла» за круг предметов культа и стала рассматриваться как предмет искусства. Первым научным собирателем и толкователем русской иконы по праву модно назвать попечителя Третьяковской галереи И.С.Остроухова. Кондаков написал ряд трудов, посвященных русской иконе, он же стал основоположником науки о византийской культуре и искусстве (византология), существенно продвинув вперед отечественное искусствознание того времени. Было опубликовано много научных трудов, посвященных древнерусскому костюму, оружию, церковной утвари; предприняты первые научно-реставрационные работы в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевском монастыре, в Ипатьевском монастыре. Началось изучение истории провинциальных усадеб, в губерниях развернули работу краеведческие музеи. Именно в это время осознается место А.С.Пушкина в истории нашей культуры, значение Н.В.Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого. Заново происходит открытие художественной культуры 18 века – портретов Левицкого, Рокотова, Венецианова, Кипренского и осмысление этой части русского культурного наследия. Восемнадцатый век, культ Петра Великого и Петербурга стаи образцом для подражания в творчестве объединения «Мир искусства».

«Серебряный век» не просто выступил преемником «золотого века» русской культуры и многих других эпох, но одновременно стал временем новаторства, постоянного творческого поиска новых форм, идей, направлений.

Культура «серебряного века» была в основе своей аполитична, сосредоточена на поиске красоты, эстетизации жизни. Именно в этот период родился принцип «искусство для искусства», последнее объявлялось самоценностью, его старались «очистить» от социального и политического контекста, утилитаризма, к которым тяготели в свое время представители русской демократической культуры .

На рассматриваемый период приходится настоящий культ творчества, которому придавался характер религиозного, мистического действа. Особую ценность приобрела свобода творчества и самореализации, стало подчеркиваться противостояние гениальной личности косной массе - толпе, которая не в состоянии творить, а может лишь копировать и воспроизводить уже готовые образцы. Изменилось представление об этике художника, а том, как соотносятся жизнь и творчество. В «золотой век» русской культуры для творческой личности творчество и личная жизнь существовали параллельно, не пересекаясь. Художники же «серебряного века» не разделяли этих понятий, часто превращая в объект творчества саму жизнь.

Среди значительной части научной и художественной интеллигенции «серебряного века» шли активные религиозные искания, в том числе вне обретения Бога, распространилось увлечение мистицизмом, оккультизмом, теософией. Творцы культуры искали духовную опору и не находили ее в официальном православии. Упорные религиозные искания привели к расцвету русской религиозной философии, которая в это время вышла на новый уровень своего развития и стала одним из проявлений духовного ренессанса «серебряного века», оказав влияние на многие области культуры. Распространились идеи «нового религиозного сознания», которое возникло на стыке философии и богословия, литературы и нравственности и допускало возможность синтеза религий, культур и победы всемирной теократии. Новая религия должна была стать основой для нравственного обновления человека. Новое религиозное сознание было создано группой мыслителей конца 19 века - Флоренским, Федоровым, Федотовым, Булгаковым и др.

Важной тенденцией в культуре «серебряного века» стал синтез всех искусств. Изменились формы творчества, его содержание, постоянно шли эксперименты, осуществлялись новаторские преобразования, часто на грани «вызова». Сложилось огромное количество течений, стилей, школ, объединений.

Художественная культура рубежа веков - одна из самых ярких в истории русской культуры. В 90–е возникла реакция на господство реализма в искусстве в течение второй половины 19 века. Она проявилась в виде появления модернистских течений в искусстве, литературе, архитектуре, театральном искусстве. Однако реализм как направление не сдал своих позиций и продолжил развитие.

Литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Новым явлением стала пролетарская поэзия, полная романтического пафоса и социального оптимизма. «Серебряный век» очень ярко проявился в поэзии, где течения постоянно сменяли друг друга - символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

Эпоха «серебряного века» - время массового увлечения театром. Событием большого культурного значения стало открытие общедоступного Московского Художественного театра (МХТ), идеологами которого были К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко, выступавшие за демократизацию театра, сближение театра с жизнью, сформировавшие новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей. Их деятельность оказала большое влияние на театральную жизнь России и во всем мире в целом. Примерно в это же время формируется эстетика условного театра, идеологом которой стал В.Э.Мейерхольд. Открывались и частные музыкальные театры, наибольшую известность приобрела Частная опера С.И.Мамонтова, на сцене которой был открыт музыкальный гений Ф.И.Шаляпина. Для постановок спектаклей в Мамонтовской опере привлекались лучшие художники - Васнецов, Поленов, Левинтан, Коровин.

Что касается живописи, то хотя и продолжали устраиваться выставки передвижников (до 1924г.), этом виде искусства также происходили заметные изменения и велись активные творческие поиски. Большой вклад в историю культуры «серебряного века» принадлежит объединению «Мир искусства», возникшему в Петербурге в конце 90-х XIX века, в сферу интересов которого входила живопись, скульптура, оперное и балетное искусство, художественная критика и искусствознание (А.Н. Бенуа, К.А.Сомов, М.В. Добужинский, Л. С. Бакст, Е.Е. Лансере, Д.В. Философов, С.П.Дягилев). Художниками «Мир искусства» была провозглашена свобода от академизма и тенденциозности передвижничества, стремление преобразить жизнь посредством искусства. Кроме «Мира искусства» появились другие модернистские объединения – «Голубая роза», «Бубновый валет»», «Ослиный хвост», которые объединили очень разноплановых художников –М.С. Сарьяна, Н.С. Гончарову, М.Ф. Ларионова, П.П. Кончаловского и др. 10-е XX века стали временем рождения русского авангарда, которому суждено было оказать огромное влияние на развитие мировой живописи, раздвинув рамки традиционного понимания живописи (К.Малевич, Р.Фальк, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов, К.Петров-Водкин).

В архитектуре появились новые стили - модерн, новый русский стиль, неоклассицизм. В архитектуру активно входят элементы живописи, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, что опять же говорит о стремлении к синтезу искусств. В частности, в архитектуре работали художники Н.Рерих, М.Врубель, И.Грабарь, В.Васнецов, С. Милютин.

Именно в эпоху «серебряного века» русское искусство получает широкое международное признание. С.П.Дягилевым были организованы русские сезоны, имевшие за границей грандиозный успех. В 1906г. на выставке в Париже западу была открыта русская иконопись.

В конце 19 - начале 20 века продолжили развиваться научные знания. Появились новые отрасли науки – воздухоплавание, электротехника, сейсмология, биохимия, биогеохимия. Циолковским были заложены теоретические основы полетов в космос. Мировое признание получили работы ученого - физиолога – И.П. Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и давшего объяснение нервной деятельности человека и животных.

На «серебряный век» пришелся расцвет меценатства, которым занимались именитые купеческие династии - Морозовы, Рябушинские, Бахрушины, Алексеевы и многие другие, вкладывая деньги в перспективные отрасли науки, создавая художественные центры, галереи, музеи, театры, открывали больницы, приюты, бесплатные библиотеки - читальни.

Произошли существенные изменения в быту. Изменился облик крупных российских городов –на улицах появились первые трамваи, автомобили, на главных проспектах зажглись электрические фонари. Темп городской жизни стал нервным и торопливым из-за увеличения числа служащих, посыльных, из-за наплыва автомобилей, трамваев. В домах появилась канализация и водопровод. В 90-е 19 века в России появился кинематограф.

В культуре «серебряного века» было заключено немало противоречий. Основное противоречие русского серебряного века – ориентация на вершины культуры 19 века и в тоже время стремление пересмотреть, модернизировать ценности прошлого, выработать новый модернистский поход к культуре, что часто приводило к низвержению этих самых ценностей прошлого (творчество футуристов). Т.о. культура «серебряного века» и классична, и неоклассична одновременно.

Отечественная культура рубежа веков была итогом сложного исторического пути, прошедшего Россией за два предшествующих века. Стране удалось аккумулировать богатейшее наследие, создать ценности мирового масштаба. Но имелось противоречие между созданным культурным богатством и возможностью овладения им широкими слоями населения. Наблюдался разрыв между духовным ренессансом и повседневной реальностью, в которую был вовлечен народ. Большинство творцов духовного ренессанса того времени были очень далеки от социальных движений, революции. Т.о. налицо была «этажность» русской культуры «серебряного века», раскол и разрыв в русской культурной жизни.



Однако многие представители интеллигенции все же тяжело переживали отдаление и отчуждение интеллигенции и народа друг от друга. В 1909г. появился сборник статей о русской интеллигенции под названием «Вехи», где было переосмыслено место интеллигенции в истории и культуре России, отношение интеллигенции к народу, было предложено отказаться от народолюбия и уравнительных идеалов (социализма в различных его вариациях), звучали предостережения от нигилизма, анархизма, революции. «Вехи» имели огромный резонанс, вскоре появились рецензии на сборник, критика, контрвеховские сборники, публичные диспуты.

«Серебряный век» в России завершился социокультурным расколом, революцией и длительным противостоянием “двух культур” в рамках одной национальной культуры - с одной стороны, советской тоталитарной культуры, непримиримой к любому, даже очень незначительному, инакомыслию. С другой стороны, культуры русского зарубежья. Вскоре обе русские культуры, отделившись друг от друга территориально, полностью автономизировались и отделились друг от друга непреодолимой ценностно-смысловой границей.