страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Внешняя политика России в 1801-1812 гг - страница №1/1
![]() Внешняя политика России в 1801–1812 гг.Баканова О.Н., учитель истории ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
План урока: I. Проверка домашнего задания. II. Актуализация знаний. III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление материала. V. Домашнее задание. VI. Выставление оценок. Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; восточный вопрос; сейм. Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. – формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. – война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией. Оборудование: ММК (проектор - 1 шт., экран., компьютер - 1 шт.), рабочие листы ученика. Используемый медиа-ресурс: Microsoft Word , PowerPoint. I. Проверка домашнего задания. 1. Понятийная мозаика. Проверка усвоения новых понятий производится в форме взаимопроверки. Задание выполняется на отдельных листах или же включается в рабочий лист ученика. Приложение 1. Задание 1.
- Итак, мы выяснили, какими были первые шаги Александра I во внутренней политике. Сегодня мы ознакомимся с направлениями его деятельности во внешней политике. Приложение 2. (Слайд 1) - Вспомните, что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами) Работа с картой. Приложение 2. (Слайд 2) Обведите границы Франции к концу XVIII века. - Как они изменились в первое десятилетие XIX века? (Территория Франции расширилась, под ее контроль попали многие государства Европы вследствие захватнической внешней политике Франции, возглавляемой Наполеоном) - Вспомните, как складывались отношения между Россией и европейскими державами в период царствования Павла I? (Первоначально, Россия входила во II антифранцузскую коалицию и провела ряд успешных военных операций. Но вследствие обострения отношений с союзниками (Австрия, Англия) вышла из воны и заключила мир с Францией). III. Изучение нового материала. Слово учителя - Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали во внешней политике Александра I. (Объявляется задание на урок, объясняется технология работы с листом ученика). Задание на урок. Выделить основные направления внешней политики. Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям. Определить степень реализации поставленных задач. В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист, последовательно выполняя задания и заполняя составные части конспекта- схемы. Приложение 2. (Слайд 3, 4) Работа с текстом учебника. §2, п. 1 , абзац 1. - Каковы были первые внешнеполитические шаги Александра I? (Возобновилась торговля с Англией, отозваны казачьи части, отправленные в Индию) Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя. Приложение 3. Слово учителя - Одновременно ухудшаются взаимоотношения России и Франции. В 1804 г. Россия вступает в III антифранцузскую коалицию. В не входили Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Апогеем ее деятельности стало сражение под Аустерлицем в декабре 1805 г. Приложение 2. (Слайд 5)
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.) - Определите итоги и последствия данного сражения? (Большие потери союзников. Распад коалиции) Приложение 4. Текст 1. Слово учителя - В 1806 г. Была создана IV антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. В ответ Наполеон объявил о “ континентальной блокаде Англии – запрете на всякие связи между ней и странами Европейского континента”. Боевые действия не принесли успеха коалиции. После разгрома Пруссии Франция оказалась у границ России. Принимая во внимание истощение материальных, военных и людских ресурсов Александр I пошёл на переговоры с Наполеоном. Подписанный императорами в июне 1807 г. договор назван Тельзитским , т.к. был подписан в г. Тельзит. Рассказ учителя. Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите. (Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464) Приложение 4. Текст 2.
Приложение 3. Работа с текстом учебника. §2,п. 4. - Выделите основные пункты данного договора, разделите их на имеющие положительные и отрицательные последствия для России. (Примерный ответ – Приложение 5) Приложение 2. (Слайд 6) - Какие направления стали главными для России после заключения Тельзитского мира? (Борьба с Турцией, Ираном, Швецией) Работа с текстом учебника по рядам. 1 ряд - §2 п. 5.,2 ряд - §2 п. 3,6. 3 ряд - §2 п. 3, 7. Заслушивание ответов. Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя. Приложение 3. Приложение 2. (Слайд 7) Слово учителя - Тельзитский мир был недолгим. Россия терпела из-за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России. Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне Франции. Стало ясным, что война неизбежна. - На основании заполненного Вами конспекта –схемы прошу Вас выполнить на задания поставленные в начале урока и записать ответы. (Примерный ответ – Приложение 6) Заслушивание ответов. Приложение 2. (Слайд 8) IV. Закрепление материала. Работа с картой. - Укажите на карте направления и места основных внешнеполитических событий. Приложение 2. (Слайд 9) - Работа с текстом. Приложение 1. Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.
§2. Вопросы к параграфу. Работа с конспектом-схемой. Приложение 2. (Слайд 10) VI. Выставление оценок. После выполнения задания, учащиеся сдают листы с заданиями 1 и 2. По усмотрению учителя он может оценить или вместе или по отдельности оба задания. Работая в ходе урока, у интерактивной доски учащийся также может получить оценку. При желании учитель может вывести среднеарифметическую оценку. Литература
Приложения Ф.И. ученика__________________________________ класс ___________ Задание 1. Понятийная мозаика. Соотнесите понятия и определения
Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I На внешнюю политику России в начале XIX в. большое влияние оказала революция, произошедшая (во Франции, в Англии, в Пруссии). Первоначально Александр I пытался сохранить нейтралитет в борьбе ряда европейских государств с (Францией, Англией, Пруссией). Эту борьбу возглавляла (Россия, Англия, Франция). В (1801, 1803, 1804) году Наполеон провозгласил себя (императором, королем, директором). Он вел (захватническую, миролюбивую) внешнюю политику. России пришлось вести войны с (Францией, Англией, Пруссией) в союзе с (Англией и Австрией, Англией и Францией, Турцией и Пруссией). Эти войны оказались (удачными, неудачными) для России, поэтому царское правительство заключило 1807 г. в (Тильзите, Аустерлице, Эрфурте) мир с (Францией, Англией, Пруссией). По договору (Наполеон, Александр) получал свободу действий (в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке), а (Наполеон, Александр) — (на севере и юго-востоке Европы, на севере Соединенных Штатов Америки, в Индии). В целом договор был (выгоден, не выгоден) для России, так как она обязывалась присоединиться к континентальной блокаде, направленной против (США, Англии, Японии). В 1806—1812 гг. Россия вела (русско-иранскую, русско-турецкую, русско-шведскую) войну, которая завершилась подписанием мира в (Гюлистане, Бухаресте, Фридрихсгаме). Россия присоединила к себе (Финляндию до реки Торнео; Ганджийское, Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское ханства; Бессарабию). В 1813 г. (русско-иранская, русско-турецкая, русско-шведская) война закончилась подписанием мирного договора в (Гюлистане, Бухаресте, Фридрихсгаме), по которому к России были присоединены (Бессарабия; Гандоквйекое,—Карабахское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское ханства; Финляндия до реки Торнео).
Цель:
![]() ![]() Итог, последствия. .
IV коалиция (состав, год): Цель: ![]() ![]() Итог, последствия:
«-» ![]() Русско –шведская война (даты, итоги). В состав России вошли (даты)
сфера интересов: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
186-1812 – . Название : Задачи _Итог.___________________________ Название Задачи Итог.______________________________ Текст I. Сражение под Аустерлицем. 2 декабря 1805 г. недалеко от деревни Аустерлиц ив 120 км севернее Вены произошла кровавая битва. Наполеон лично руководил сражением с начала и до конца. При нем были все его маршалы, четко и быстро исполнявшие указания своего полководца. Поражение союзников определилось с первых же утренних часов боя. Умело спланировав свои действия и использовав, уязвимые стороны союзнической армии, Наполеон сумел оттеснить её к замерзшим прудам и дал приказ артиллерии бить ядрами, а лед. Лед трескался, солдаты тонули в ледяной воде. Под Аустерлицем русско - австрийская армия потерпела не просто поражение, а полный разгром. Союзники потеряли 15 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными. Остатки армии, побросав почти вся артиллерию, весь обоз с провиантом и боевыми запасами, бежали. Французы из 80 тыс. потеряли меньше 9 тыс. человек. Оба императора, Франц и Александр, покинули поле битвы задолго до 1 окончательной катастрофы. Свита, спасаясь, бросила своих высокочтимых государей. Перепуганные монархи скоро разлучились, унесенные лошадьми в разные стороны. «Короткий зимний день склонялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Александр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв самообладание. Его быстрое бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый Кутузов едва спасся от плена».
заходить на русскую территорию, а Александру не появляться в лагере французов, посередине Немана у Тильзита был установлен огромный плот, на нем сооружен обтянутый белым полотном павильон с фронтонами, украшенными вензелями Александра и Наполеона. Во втором часу дня к плоту от противоположных берегов реки одновременно причалили две лодки, из которых вышли Александр, нарядившийся в этот знаменательный день с особой изысканностью, и Наполеон в скромном мундире и треуголке. Императоры скрылись в павильоне и в течение двух часов вели беседу наедине. О содержании их разговора современники могли только догадываться. На другой день Александр I по приглашению Наполеона посетил Тельзит. Днем оба монарха принимали парады, совершали конные прогулки и давали торжественные обеды, а вечером до глубокой ночи без свидетелей и даже без секретарей вели переговоры о судьбах своих империй и всей Европы. Объективности ради следует заметить, что при этой Дипломатической дуэли расчетливый и скрытный Александр показал себя более сильным противником, чем первоначально думал о нем Наполеон.
1804г. Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Цель: Борьба с Францией ![]() ![]() Итог, последствия. Поражение коалиции при Аустерлице,1805г. Распад коалиции.
IV коалиция (состав, год): 1806г. Англии, России, Пруссии и Швеции Цель: Борьба с Францией ![]() ![]() Итог, последствия: Распад коалиции. Тельзитский мир Тельзитский мир (дата, стороны пункты). 1807г. Россия и Франция ![]() ![]() «+»
«-»
![]() Русско –шведская война (даты, итоги). 1808-1809гг. Получение Россией Финляндии и Аландских островов. В состав России вошли Восточная Грузия 1804г., Западная Грузия1803-1804гг. (даты)
Закавказье сфера интересов: ![]() ![]()
Турция
![]() Россия
![]() ![]() ![]() ![]() 1804-1813 – Русско – иранская война. Итог.
1813г. Гюлистанский мир К России присоединен Северный Азербайджан 186-1812 – Русско- турецкая война Итог. 1812г. Бухарестский мир Россия получила Бессарабию.
О Название : Европейское Западное
Задачи Борьба с Францией _Итог.___________________________ Не реализовано. Подготовка к войне Название Восточное Задачи Укрепление позиций в Закавказье, на Черном море, Балканах Итог.______________________________ Полностью реализовано. Прирост территорий. ![]() ![]() |