Внеклассное мероприятие или классный час Игра Класс делится на три группы, каждая из которых будет получать задания, на выполнение к - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Внеклассное мероприятие или классный час Игра Класс делится на три группы, каждая - страница №1/1

НЕОБЫЧНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

(Внеклассное мероприятие или классный час)
Игра

Класс делится на три группы, каждая из которых будет получать задания, на выполнение которых у них будет 1-2 минуты. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Русский язык в умелых руках и в

опытных устах красив, певуч, выразителен,

гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн
ЭТИМОЛОГИЯ

1.Загадочная наглость

Наглый – значит вызывающий, нахальный, дерзкий. Известно также, что «наглая смерть» означала когда-то насильственную смерть, гибель.

В церковном произведении XI века «Четьи Минеи» сказано:



«Мчаша кони нагло»,

«Реки потопят я нагло».

Задание: Как нужно понимать такое употребление слова «нагло»?

Ответ: В церковном произведении XI века «Четьи Минеи» сказано: «Мчаша кони нагло», «Реки потопят я нагло», то есть быстро. «Нагло» в 1096 году значило «быстро».

2. Зараза

Очень интересно проследить, как менялось слово зараза. Как вы поймёте сейчас строку из произведения поэта XVIII века А.П. Сумарокова «О благородстве»?



Когда прекрасна мать, а дочь её урод,

Полюбишь ли ты дочь, узришь ли в ней заразы,

Хотя ты по уши её зарой в алмазы?

Ну, ясно, больна была, да ещё заразной болезнью! Может быть, дифтерией или оспой. А понравится ли девушке, если её назовут заразой?



Задание: Объясните, что же имел в виду Сумароков, употребляя слово «зараза»?

Ответ:Ещё во времена Сумарокова одно из значений заразы было «прелесть», «очарование».
3. Болван и свинья

Слово болван восходит ко временам язычества, идолопоклонства на Руси.

Болваном, болванкой или чушкой также называют слиток чугуна или свинца, но чушка значит ещё и «свинья». Свиньёй у нас ругают грязного, нечистоплотного человека; в быту слово у нас не считается очень оскорбительным. Выражение «подложить свинью» в смысле «напакостить кому-нибудь» к живой свиное никакого отношения не имеет.

Задание: А какая свинья имелась в виду?

Ответ: Свиньёй назывался в Древней Руси военный строй клином, который, как тараном, пробивал неприятельский фронт. Вспомните Ледовое побоище 1242 года на Чудском озере, когда немцы «подложили свинью» русским, но Александр Невский разгромил псов-рыцарей.
4. Барбар

Вопрос: Как правильно звучат в русском языке следующие слова:

Балтазар, Базилевс, Бенедикт, Ребекка, Бабилон, Себастополис, Бизантия?

Объясните причину такого звучания?

Ответ: В Древней Руси греческую букву ß (бета) читали как русское «ВА (вэ)». Поэтому такие греческие имена, как Барбара у нас произносится Варвара, Балтазар – Валтазар. Наш Василий по-древнегречески Базилевс, что значит «царственный». Ребекка превратилась в Ревеку, а Бенедикт – в Венедикта, Бабилон – Вавилон, Себастополис – Севастополь, а Бизантия – Византия. Древние греки всех чужеземцев называли варварами – barbaros. Это слово было заимствовано римлянами, производное от него barbaria стало означать: «грубость», «необразованность». Греческое barbaros дало в русском «варвар»: «невежественный, жестокий, озверевший человек».
5. Яблоко

Простое яблоко. Такой обыкновенный плод, а сколько интересного можно сказать о нём!

Яблоко упоминается в древней легенде об Адаме и Еве: по преданию, именно яблоко сорвала Ева с древа познания.

Знаменитая война между Троей и Спартой, по древнегреческим мифам, разгорелась из-за золотого яблока, «яблока раздора», которое богиня раздора Эрида дала молодому Парису, сыну троянского царя Приама.

До странности много вещей называют яблоками.

Задание: Назовите хотя бы 3 или 4 вещи, которые называют яблоками.

Ответ:


  1. Сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко.

  2. Кадык – адамово яблоко … очевидно, потому, что Адам в Эдемском саду со страху подавился, проглатывая украденное Евой яблоко. И до сих пор у всех мужчин это яблоко выпячивается из горла.

  3. Яблоко на шпилях башен, на котором укрепляются флюгер или громоотвод.

  4. Мелкие райские яблочки

  5. Гранатовое яблоко – хотя это совершенно другой плод.

  6. Картошку у нас называют земляным яблоком.

  7. О конской масти говорят – в яблоках.

Многообразие значения и употребления слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле и растёт почти повсюду.
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА
1. Медвежья услуга

Иронически – искренняя, но неумелая, нелепая услуга, которая приносит не пользу, а только огорчения, вред, вызывает досаду. Выражение возникло из басни И.А. Крылова «Пустынник и медведь» (1807 г.).



Вопрос: О чём говорится в этой басне?

Ответ: В басне рассказывается, как медведь, желая согнать муху со лба своего друга пустынника, ударил его камнем по голове.
2. На лбу написано

Смысл выражения: недостатки, достойные осуждения и порицания, которые невозможно скрыть.



Вопрос: Откуда пришло к нам это выражение?

Ответ: В старину перед ссылкой осужденных преступников клеймили. На лбу и щеках особым штемпелем выбивали буквы: «В» - на лбу и «О» и «Р» - на щеках (вор). В клеймо втирали порох, и тогда буквы невозможно было вытравить: они чётко выступали на коже. Первоначально преступников клеймили для того, чтобы они не могли бежать из ссылки и скрыться.
ЗВУКИ, БУКВЫ, СЛОВА

1. Кроссворд «Всё о звуках»

Задание: Если правильно вписать слова по горизонтали, то в выделенных клетках можно будет прочитать название раздела языкознания, изучающего языковой строй языка.

  1. Единица языка, звук речи в языковой системе.

  2. Звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума.

  3. Согласные звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом.

  4. Выделение слога или слова силой голоса или повышением тона.

  5. Повышение или понижение тона голоса при произношении.

  6. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.

  7. Членораздельный элемент человеческой произносимой речи.

  8. Звуки речи, состоящие из голосового тона.

Ответы:

По горизонтали: 1. Фонема. 2. Согласные. 3. Сонорные. 4. Ударение. 5. Интонация. 6. Омонимы. 7. Звук. 8. Гласные.

По вертикали: Фонетика.
2. Найдите «лишнее» слово


  1. Конечно, нарочно, игрушечный, скучно, яичница.

  2. Что, кое-что, чтобы, нечто.

  3. Чувство, баловство, здравствуйте, безмолвствовать

Задание: Определите, какое слово «лишнее». Объясните, почему?

Ответ: «Лишние» слова:

  1. Игрушечный (произносится [чн], а не [шн], как в остальных случаях).

  2. Нечто (произносится [чт], а не [шт].

  3. Баловство (звук [ф], произносится, а в других словах данного ряда выпадает).


3. Звуковые игры
Задание: Найдите и исправьте нелепости в данном стихотворении.
Закричал охотник: – Ой!

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.



А. Шибаев
Ответ:

Закричал охотник: – Ой!

Звери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Маки выросли на грядке!

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно грачей.

Старый дедушка Пахом

На коне скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лес свою листву.

Мама с дочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают чайки над волнами.

А. Шибаев
4. Шарады

Шарады – это одна из форм языковых игр, в которой слово угадывается «по частям».

1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Пирог)
2. Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.



(Мина)

3. Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

(Сочинение)

4. Две буквы вы возьмите в танце,

Прибавьте кресло во дворце –

Я у солдата буду в ранце,

У проводов же на конце.

(Патрон)

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.



(Мина)

3. Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

(Сочинение)

4. Две буквы вы возьмите в танце,

Прибавьте кресло во дворце –

Я у солдата буду в ранце,

У проводов же на конце.

(Патрон)
5. Одно из двух

Задание: Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые.

Кипа очки

Бал яр

Гриб овод



Вино кон

Приз ода


Сено град

Стол вал


Хор ежи

Пол рис


Зал рак

Воз оса


Бор глас
Ответ: Кипарис, грибочки, балкон, виноград, призрак, сеновал, столяр, хоровод, борода, полоса, залежи, возглас.
6. Приставки пре- и при-

Задание: Вставьте в тексты пропущенные приставки пре- и при- .

  1. Погода была ужасная,

Принцесса была …красная.

Р. Сеф

  1. Городничий между тем

Наказал …строго всем,

Чтоб коней не покупали …



П. Ершов

  1. …длинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать.

И. Крылов

  1. Пушки с …стани палят,

Кораблю …стать велят.

А. Пушкин

  1. Я на первый твой …каз

…бегу к тебе как раз.

П. Ершов

  1. Вдруг откуда-то шакал

На кобыле …скакал.

К. Чуковский

  1. Только поп один Балду не любит,

Никогда его не …голубит.

А. Пушкин

  1. Петин папа был …важный,

Дом имел пятиэтажный.

В. Маяковский
Ответы:

  1. Погода была ужасная,

Принцесса была прекрасная.

Р. Сеф

  1. Городничий между тем

Наказал престрого всем,

Чтоб коней не покупали …



П. Ершов

  1. Предлинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать.

И. Крылов

  1. Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

А. Пушкин

  1. Я на первый твой приказ

Прибегу к тебе как раз.

П. Ершов

  1. Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал.

К. Чуковский

  1. Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит.

А. Пушкин

  1. Петин папа был преважный,

Дом имел пятиэтажный.

В. Маяковский

7. Чужие слова

Задание: Определите, из какого языка пришли к нам данные слова.

Английский, французский, итальянский, немецкий, тюркские языки, латинский



  1. Аплодировать, брюнет, вуаль, ложа, костюм, пальто, такси, шофёр.

  2. Галстук, контора, лампа, секретарь, шкаф.

  3. Базар, башмак, деньги, сундук, изюм.

  4. Автор, глобус, литература, комната, градус, республика.

  5. Спорт, хоккей, жокей, яхта, бокс, гол, аут.

  6. Бас, кантата, опера, тенор.

Ответы: 1 – фр; 2 – нем; 3 – тюр; 4 – лат; 5 – анг; 6 – итал.
ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Бессловесная переписка

Известен такой факт. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов.



Вопрос: Как ответил издатель?

Ответ: По логике вы могли предположить, что издатель ответил либо «!» (то есть одобряю рукопись), либо «?» (непонятно), либо «…» (затрудняюсь оценить). В данном случае издатель ответил письмом без слов: «!».
2. Пунктуационные парадоксы

Задание: Помните мультфильм, в котором судьба одного нерадивого ученика зависела от того, как он поставит запятую в предложении: Казнить нельзя помиловать. Вот и вам предстоит выяснить, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.

1. Анатомически-арифметический парадокс

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. Рогатый скот?

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Есть одобряю рукопись), либо «?» (непонятно), либо «…» (затрудняюсь оценить). В данном случае издатель ответил письмом без слов: «!».


2. Пунктуационные парадоксы

Задание: Помните мультфильм, в котором судьба одного нерадивого ученика зависела от того, как он поставит запятую в предложении: Казнить нельзя помиловать. Вот и вам предстоит выяснить, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.

1. Анатомически-арифметический парадокс

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. Рогатый скот?

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3. Охотники и рябчики

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

4. Солнце блеяло?

Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

5. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Ответы:

1. Анатомически-арифметический парадокс

Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать.

2. Рогатый скот?

В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.

3. Охотники и рябчики

Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях.

4. Солнце блеяло?

Когда солнце село, с блеяньем и рёвом прошло стадо.

5. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.
3. Проверьте свою эрудицию

Задание: Очень быстро, почти не задумываясь, закончите пословицы.

  1. Волков бояться – в лес не ходить.

  2. На безрыбье и рак рыба.

  3. Не гордись званием, а гордись знанием.

  4. Какова пряха, такова и рубаха.

  5. Не спрашивай старого, а спрашивай бывалого.

  6. Близок локоть, да не укусишь.

  7. Снявши голову, по волосам не плачут.

  8. Неладно скроен, да крепко сшит.

  9. Кому много дано, с того много и спросится.

  10. Дружба дружбой, а служба службой.

  11. Делу врем – потехе час.

  12. По одёжке встречают, по уму провожают.


Подведение итогов игры. Награждение победителей воздушными шарами.
Литература:

  1. Энциклопедия. Проверьте свои знания. Т1. (Составитель Вадченко Н.Л.) Д.: «Сталкер». 1996.

  2. Энциклопедия. Проверьте свои знания. Т.2. (Составитель Вадченко Н.Л.) Д.: «Сталкер». 1996.

  3. Энциклопедия. Проверьте свои знания. Т.10. (Составитель Вадченко Н.Л.) Д.: «Сталкер». 1997.


Данные об авторе

1

Фамилия, имя, отчество

Воронкова Татьяна Евгеньевна

2

Дата рождения

11 сентября 1966 г., г. Куйбышев

3

Паспортные данные

Серия 36 02 № 079636, выдан 07.03.2002 г. Промышленным РУВД г. Самары

4

Домашний адрес

443022 г. Самара, проспект Кирова, дом 24, кв.17, Промышленный район

Тел. Дом. (8462) 997-83-85,

оман. 89033081102


5

№ пенсионного страхового свид-ва

012 – 190 – 191 – 95



6

ИНН

631904192889

7

Образование

Высшее, Куйбышевский государственный университет, факультет омано-германской филологии в 1988 г.

8

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа № 133 с углублённым изучением отдельных предметов, учитель немецкого языка.

Адрес: 443034, Самара, пр. Металлургов 52,

тел. (8462)978-30-18, 958-52-86


9

Стаж работы

16 лет

10

Разряд по ЕТС, наличие квалификационной категории

Высшая категория

11

Участие в профсоюзном движении и других общественных организациях

Член экспертного совета методического объединения учителей иностранного языка Кировского района,

Член общественного совета по образованию при министерстве образования и науки Самарской области




12

Звания, награды, научные степени

Лауреат областного конкурса «Учитель года – 2003», лауреат I городского конкурса «Лидер самарского образования – 2004», победитель областного конкурса «Учитель Самарской области – 2004», лауреат Президентской премии конкурса «Учитель года России – 2004»,

награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, медалью «За заслуги перед городом» III степени,




13

Публикации

В журнале «Иностранные языки в школе»

№ 6/ 2002 г., № 2/ 2004 г., № 7/ 2004 г, №1/ 2006, №1/ 2007



14

Другие сведения

В 1985-1986 гг. училась в университете им.

Гумбольдта в Берлине (Германия). Имею авторские программы по страноведению Германии для 8 и 9 классов. Являюсь руководителем проекта «Международный обмен школьниками Самара-Штутгарт» (Германии) и «Обмен школьниками Самара-Хеннигсдорф» (Германия)



15

Электронный адрес

voronkova66@inbox.ru


Карточка автора № (издательский) ______________

Я, Воронкова Татьяна Евгеньевна,

передаю в НОУ Центр «Педагогический поиск» редакции журнала «Классный руководитель» № ______ 2007 г. своё произведение.

Авторское название материала «Классный час, посвящённый Дню народного единства»_______________________________________



Редакционное название материала (заполняет зав. редакцией журнала)______

___________________________________________________________________

1. Даю согласие на публикацию и распространение в любом виде своего произведения в изданиях Центра «Педагогический поиск» с выплатой гонорара в соответствии со ставками, утверждёнными в издательстве. (По всем вопросам, связанным с начислением и выплатой гонорара, обращайтесь в Центр «Педагогический поиск»).

2. Я подтверждаю, что данная статья (отметить «v»):

н
Х


игде не публиковалась ; публиковалась .

3. Я подтверждаю, что авторство данной статьи принадлежит мне.

Я, Воронкова Татьяна Евгеньевна, сообщаю, что моё долевое участие в данной статье составляет 100%.

4. Я даю согласие на изменение названия и объёма предоставленного материала.

5. Данные автора:

Ф.И.О. автора Воронкова Татьяна Евгеньевна

Место работы: МОУ СОШ № 133 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Самара

Направление деятельности: классный руководитель

Должность, регалии: учитель немецкого языка, победитель областного конкурса «Учитель Самарской области – 2004», победитель национального проекта «Образование» - 2007, награждена грамотой Министерства Образования РФ.

Дата рождения: 11 число сентября месяц 1966 г. год

Паспорт: серия: 36 02 079636 Дата выдачи: «07» 03 2002 г.

Кем выдан: Промышленным РУВД г. Самары

Адрес прописки: индекс: 443022 Самара, проспект Кирова, дом 24, кв. 17

Адрес фактического проживания: индекс: 443022 Самара, проспект Кирова,



дом 24, кв. 17

Телефон: 8-462 домашний телефон: 997-83-85 рабочий телефон 978-30-18, 958-52-86

Ваш электронный адрес: voronkova66@inbox.ru; voronkova66@mail.ru;

ИНН: 631904192889 № страхового св-ва Пенсионного фонда: 012 – 190 – 191 – 95

5. Ксерокопии прилагаю (отметить «v»):


Х


Х

Страхового св-ва пенсионного фонда Свидетельства ИНН


Подпись автора: Воронкова