Высшая школа экономики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Высшая школа экономики - страница №1/1



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА

эссе

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА»
ПО ТЕМЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРВОАНИЕ

коммерческой тайны

Выполнила:

студентка 1 курса

гр. № 153

Бурэ К.С.
Проверил:

Гасанов Э.В.

МОСКВА

2005


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
СУЩНОСТЬ ВОПРОСА…………………………………………………….4
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ СЕГОДНЯ…………………………………………………………………….6
ЗАКОН С ГОРЬКОЙ УЧАСТЬЮ…………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..13

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………..14




ВВЕДЕНИЕ


Вопрос о законодательстве, регулирующем правовой статус коммерческой тайны активно обсуждается уже давно. Эта проблема до сих пор открыта, ведь даже сегодня уже по прошествии более 10 лет после распада Советского Союза и появления нового государства не принято закона, регламентирующего вопросы связанные с коммерческой тайной. Попытки принятия такого закона были впервые предприняты в 1999 году, когда Государственной Думой уже был принят Федеральный закон «О коммерческой тайне», который затем даже без рассмотрения на пленарном заседании Советом Федераций был направлен Президенту на подпись, однако был им отклонен. В качестве обоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона "О коммерческой тайне" Президент Российской Федерации высказал ряд замечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.

Президент Российской Федерации отметил, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ (статьи 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации. По мнению Президента Российской Федерации, включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, является излишним. Например, ст. 139 ГК РФ устанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений, которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи с чем подход законодателя в рассматриваемом Федеральном законе, как указывает Президент Российской Федерации, неправомерен. Президенту Российской Федерации представляется также неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации разделение в Федеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, на собственно такую информацию и "ноу-хау" с установлением в отношении последнего специального правового режима.

     По мнению Президента РФ, Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра некоторых его положений и детальной доработки. В частности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречат ГК РФ и иным законодательным актам РФ.

СУЩНОСТЬ ВОПРОСА


Сегодня практические нужды вынуждают возвращаться к работе над законодательством о коммерческой тайне, так как дальнейшее развитие ряда областей права, в частности предпринимательского права, не представляется возможным без всестороннего регулирования правового статуса коммерческой тайны. Но что же из себя представляет эта коммерческая тайна, что конкретно нуждается в регулировании?

Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних. Содержание режима коммерческой тайны можно представить как право обладателя информации на защиту от постороннего вмешательства в ее использование.

     Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование.

     Необходимо учесть, что формирование перечня и содержания сведений, попадающих под правовое регулирование в режиме коммерческой тайны, не могут быть в полном ведении собственника или обладателя сведений. Законом необходимо установить перечень сведений, по отношению к которым режим коммерческой тайны неправомерен. Поэтому необходимо уделить особое внимание порядку формирования и условиям создания перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, а также установлению мер ответственности за неправомерное расширение обозначенного перечня. Действующими нормативными правовыми актами указанный перечень сведений к настоящему времени не определен. Значит, о субъектах права законодательной инициативы и о представителях органов государственной власти тоже можно сказать, что ими не выработан единый подход в обсуждаемой проблеме. Например, большинство замечаний к разрабатывавшимся вариантам законопроектов о коммерческой тайне были сделаны к положениям, касавшимся перечня сведений, не подлежащих охране в режиме коммерческой тайны. При этом субъекты права законодательной инициативы, направившие свои предложения к законопроекту о коммерческой тайне, не были единодушны. Можно смело сделать вывод, что существует заметный интерес к данной проблеме, написано множество публикаций, посвященных этой проблеме, однако одной единственной общепринятой точки зрения относительно данного вопроса не сложилось.

   При создании правовых конструкций для текста федерального законодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как сам набор сведений, входящих в состав "коммерческой тайны", так и режим доступа к ней устанавливает физическое лицо, организация или ведомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируя защиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информации на устанавливаемый ими способ обращения с тайной.

Ответственность и объем компенсации за разглашение сведений, представляющих коммерческую тайну, в большинстве случаев связаны с упущенной выгодой или с оценкой морального вреда. Поэтому меры воздействия за нарушение коммерческой тайны чаще всего относятся к области административного права, но допускают и уголовную ответственность.

Руководствуясь сказанным выше, можно предположить, что предмет правового регулирования, обозначаемый термином "коммерческая тайна", крайне многозначен в своих проявлениях. Рассматриваемая в качестве объекта правового регулирования, "коммерческая тайна" может быть представлена как многофункциональная правовая конструкция, находящая свое проявление в различных отраслях права. Поэтому необходимо использовать такую правовую идеологию при разработке концепции законодательства о коммерческой тайне, которая бы учитывала обозначенные свойства и особенности правоотношений.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ СЕГОДНЯ

В отсутствии Федерального закона «О коммерческой тайне», имевшего столь горькую участь, регулирование вопросов, связанных с коммерческой тайной ложится на другие нормативно-правовые акты. В первую очередь на Гражданский кодекс Российской Федерации. Так, правовой институт "коммерческая тайна" в общем виде определен Гражданским кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 1995 г. Статьей 139 данного Кодекса установлены понятия, права и условия, при удовлетворении которых информация составляет коммерческую тайну ее обладателя. Статья 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик в действующей части определяет понятие "секреты производства (ноу-хау)". Однако, важно отметить, что ГК все же не содержит определения коммерческой тайны, не раскрывает содержание сведений, составляющих коммерческую тайну, не приводит их перечень, а ставит условия, при которых информация может считаться коммерческой тайной.

Несмотря на некоторые различия между существующими определениями коммерческой тайны и "секретов производства" по существу речь идет об одних и тех же правах, механизме их возникновения и объектах. Такой подход характерен и для мировой практики, когда термины "коммерческая тайна", "секреты производства" в аспекте правовых категорий рассматриваются в основном как синонимы. Следует иметь в виду, что режим коммерческой тайны распространяется на научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую, организационную и иную информацию.

Большое количество действующих законов и иных правовых актов Российской Федерации содержит разрозненные нормы, касающиеся вопросов коммерческой тайны. В основном эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и лиц, занимающихся соответствующими видами деятельности, соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной. Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны установлена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудового кодекса Российской Федерации. Наличие значительного количества принятых декларативных норм и их противоречивость создает возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике.

Законодательного акта прямого действия, систематизирующего положения действующего законодательства Российской Федерации и регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, до настоящего времени нет. Его отсутствие способствует нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, не позволяет создать эффективный действующий механизм хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности и благоприятный климат для предпринимательской деятельности. До сих пор не имеют однозначного правового разрешения вопросы, касающиеся законных оснований отнесения информации к коммерческой тайне; определения прав обладателя коммерческой тайной; регулирования отношений работодателя и работника в области охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; прав органов государственной власти, суда и прокуратуры на получение информации, составляющей коммерческую тайну ее обладателя; определение обладателя коммерческой тайны, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд, возникновения имущественных прав на информацию, составляющую коммерческую тайну.

Проблема правового регулирования коммерческой тайны не является новой для российского законодательства. В качестве термина коммерческая тайна упоминается (изредка раскрывается) почти в полусотне законов, в кодексах, а также в подзаконных актах, которых насчитывается около двухсот. Однако можно утверждать, что правовой институт коммерческой тайны в России пока не сложился. Законодательство противоречиво и не достаточно.

Так, в ряде федеральных законов результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них априори не входят в понятие коммерческой тайны (например, ст. 4 и ст. 27 Федерального закона "О космической деятельности"). В других федеральных законах коммерческая тайна упоминается наряду с конфиденциальной информацией (например, ст. 15 Федерального закона "Об экспортном контроле" и ст. 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), что демонстрирует отсутствие единого понимания структуры информации, доступ к которой ограничен законом.

Некоторые федеральные законы не ограничиваются положением об охране коммерческой тайны, а конкретизируют сведения, которые могут или не могут быть предметом коммерческой тайны. Например, ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" запрещает относить к коммерческой тайне размеры и структуру доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" в ст. 10, напротив, устанавливает, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" также определяет в самостоятельной статье сведения, составляющие коммерческую тайну: информация о состоянии пенсионных счетов и производимых фондом выплатах негосударственных пенсий.

Отсутствие общей нормы об административной ответственности за разглашение коммерческой тайны побуждает законодателей вводить этот вид ответственности непосредственно в федеральных законах. Так, в статье 19 Федерального закона "О естественных монополиях" установлена административная ответственность должностных лиц органов регулирования естественных монополий в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, существующие нормы федерального законодательства не определяют меры защиты коммерческой тайны, законные (и не законные) способы ее получения, не устанавливают ответственности лиц, которым она стала известна в силу различных обстоятельств, то есть не создают конкретные механизмы реализации прав обладателей коммерческой тайны. Отсутствие правовых механизмов охраны коммерческой тайны (включая ноу-хау) ставит российских участников международных товарных рынков в неравные условия по отношению к иностранным партнерам, не позволяет защищать интересы иностранных производителей на российском рынке, ограничивает возможности реализации прав граждан на информацию, создаваемую в предпринимательских структурах, и, в то же время, не создает условий для охраны коммерческой тайны органами государственной власти.

Несмотря на внушительный массив нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус коммерческой тайны, существует острая необходимость принятия одного единственного закона, который бы систематизировал и упорядочивал весь материал, изданный законодателем ранее, а также вносил бы новые нормы относительно случаев, не урегулированных ныне действующим в той области законодательством.

ЗАКОН С ГОРЬКОЙ УЧАСТЬЮ
Обсуждение отклоненного и не принятого закона, так и оставшегося законопроектом кому-то может показаться бессмысленным. Однако мне бы хотелось подробней остановиться на этом вопросе, чтобы рассмотреть существенные положения данного акта и причины его непринятия. После проекта 1999-го года был также предложен проект 2004-го, основные положения которого я и предлагаю рассмотреть.

Актуальность законопроекта не вызывает сомнений ни у кого. Отсутствие единообразного правового регулирования защиты коммерческой тайны наносит ощутимый ущерб интересам бизнеса, а также создает угрозу интересам государства при неправомерном использовании ноу-хау, полученных в рамках выполнения контрактов для государственных нужд.

Законопроект был направлен на регулирование комплекса отношений, связанных с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, что предполагает определение объекта правоотношений (информации, составляющей коммерческую тайну) либо установление принципов отнесения информации к этой категории, а также определение порядка закрепления и передачи прав на этот объект при включении его в хозяйственный оборот. Однако понятийный аппарата, предлагаемый законопроектом, не содержал базового понятия "информация, составляющая коммерческую тайну" (в п. 1 ст. 4 определены лишь условия отнесения информации к коммерческой тайне, но не само понятие).

Вызывает сомнения правомерность ограничения законодательства о коммерческой тайне федеральными законами и Гражданским кодексом РФ, указанное в законопроекте, поскольку в соответствие с ними уже приняты иные нормативные правовые акты, например, постановления Правительства РФ (более 50). Кроме того, законопроект предусматривает возможность и необходимость разработки иных нормативных правовых актов. Одним из концептуальных положений законопроекта является определение прав обладателя коммерческой тайны, однако в ст. 7 они сформулированы неоднозначно. Так обладатель вправе как "передавать полностью или частично имущественные права на информацию, составляющую коммерческую тайну, по договорам", так и передавать такую информацию "на основании договоров". В связи с этим не ясно, передаются ли в последнем случае вместе с информацией какие-либо имущественные права на нее и почему при этом не устанавливается требование обеспечения ее конфиденциальности.

В законопроекте не получила последовательного развития и закрепления позиция Правительства РФ относительно защиты ноу-хау в режиме коммерческой тайны.

Согласно Пояснительной записке к законопроекту правовые категории "коммерческая тайна" и "ноу-хау" рассматриваются как синонимы. Это утверждение в достаточной степени не аргументировано. Вместе с тем, редакция п. 1 ст. 4 свидетельствует об обратном: секреты производства (ноу-хау) составляют лишь часть научно-технической, технологической, производственной информации, относимой к коммерческой тайне, помимо которой в эту правовую категорию авторы включают "финансово-экономическую и иную информацию". Идея об идентичности коммерческой тайны и ноу-хау не находит также подтверждения в статьях 6, 8, 9, 12–14.

Вызывает принципиальные возражения обязанность работника сообщать работодателю о фактах разглашения коммерческой тайны (ч. 4 п. 2 ст. 12). Можно утверждать о появлении так называемого института «Павлика Морозова», что отбрасывает нас на много лет назад. За несоблюдение этой обязанности работник должен нести ответственность, однако законопроектом она не установлена (ст. 15).

Обязанность работника возместить в полном объеме причиненные убытки (ч. 5 п. 2 ст. 12) противоречит ст. 243 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник возмещает в полном размере только причиненный ущерб.

Нельзя согласиться с положениями п. 2 ст. 11, где сформулированы "разумно достаточные меры" по защите коммерческой тайны как меры, исключающие "доступ к этой информации любых лиц без согласия обладателя коммерческой тайны". Меры по защите конфиденциальной информации самостоятельно определяет лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, при этом совокупность мер и затраты на их осуществление должны разумно соотноситься с ценностью защищаемой информации. Защита, абсолютно исключающая доступ к этой информации, может быть намного дороже ее стоимости, поэтому целесообразно говорить об адекватности мер защиты.

При защите в судебном порядке прав обладателя коммерческой тайны целесообразно предусмотреть судебный запрет на использование нарушителем информации, составляющей коммерческую тайну; возможность по решению суда замены возмещения убытков определенной компенсацией в случаях, когда определить размер убытков не представляется возможным, а также иные способы защиты.

В проекте идет речь о "коммерческой тайне", как объекте оборота (см. статья 3 – обладатель коммерческой тайны, передача коммерческой тайны, статья 4, пункт 5 – права обладателя коммерческой тайны и др.). Если обратиться к статье 139 ГК РФ, то "коммерческая тайна" (отождествляемая в ней информация) рассматривается не в качестве объекта гражданских прав, а в качестве правового режима информации, поскольку любая тайна это не объект права, а правовой режим объекта. Объектом же гражданских прав и гражданского оборота, если исходить из статей 128, 129 ГК РФ, является информация. Информация, составляющая коммерческую тайну, является одним из видов информации. Поэтому соответственно в статье 139 ГК РФ идет речь о мерах по охране конфиденциальности информации, о ее защите способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами, об ответственности за незаконное получение информации. То есть здесь мы сталкиваемся с несовпадением понятий, что сильно затрудняет применение законодательства.

В проекте мы встречаемся с отождествлением информации, составляющей коммерческую тайну и информацию, составляющую государственную тайну, поскольку в отношении последней установлен особый режим регулирования специальным законом (Закон Российской Федерации "О государственной тайне"). Правильнее было бы вести речь о том, что настоящий закон не распространяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, т.к. она регулируется совсем другим законом.

Статья 5 проекта определяет перечень сведений, которые не могут быть составлять коммерческую тайну. Известно, что в настоящее время данный вопрос регулируется, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.91 г. № 35. Приведенный в проекте закона перечень таких сведений отличается по объему от ныне действующего, и требует дополнительной проработки, как с точки зрения полноты этого перечня, так и необходимости более четкого изложения его позиций.

Существует предложение о внесении в законопроект степеней конфиденциальности коммерческой тайны (ведь, например, государственная тайна, имеет различные виды секретности), т.е. классифицировать ее, например: "Строго Конфиденциально"; "Конфиденциально" и "Внутреннего пользования". И соответственно должен быть ограничен доступ персонала к каждому виду коммерческой информации введением процедуры допуска к ней исходя из степеней конфиденциальности. Работник должен получать только часть коммерческой информации, которая необходима для нормального выполнения должностных обязанностей. Если это прописать в законе, то собственнику коммерческой тайны будет легче выстраивать механизм ее защиты административными и процедурными методами.

Как видим, законопроект содержал ряд спорных положений, с которыми трудно согласиться, ввиду чего не вызывает вопросов факт нахождения его в статусе законопроекта, а не полноценного Федерального закона, которого нам так не хватает :(

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема регулирования коммерческой тайны приобрела особую актуальность в последние годы. В свете изложенного выше можно следующим образом представить работу, необходимую для совершенствования законодательства в области установления правового регулирования коммерческой тайны. Во-первых, существует объективная необходимость конкретного уточнения сведений, не подлежащих отнесению к режиму коммерческой тайны. Во-вторых, необходимо четко отделить понятие коммерческой тайны от всех других видов и различных типов «тайн». Одновременно подобное разграничение будет служить основанием для определения и вычленения правового статуса коммерческой тайны. Наконец, необходимо установить ответственность за нарушение режима коммерческой тайны. Вид и форма ответственности должны устанавливаться в зависимости от конкретного деяния субъекта, чьи действия способствуют нарушению правомерного доступа к коммерческой тайне или, к примеру, от размера упущенной выгоды и морального вреда.

При работе над законопроектом также следует обратить особое внимание на то, что ответственность должна наступать для субъекта, когда его действия связаны с неправомерным нарушением процедуры защиты коммерческой тайны либо с причинением ущерба только в случае, если коммерческая тайна была задокументирована на материальном носителе, а сам нарушитель был заранее предупрежден о неправомерности своих действий. Умысел должен являться главным доказательством вины. Нельзя налагать ответственность за нарушение режима коммерческой тайны, если это было связано с неосторожностью или небрежностью.

На сегодняшний день так и не принят Федеральный Закон, который бы наиболее полно и всесторонне регулировал бы правовой режим коммерческой тайны. Некоторые считают, что на данный момент это не так актуально, так как ряд вопрос регулируются Гражданским кодексом и другими Федеральными Законами. Однако важность того явления, которое мы условно именуем «коммерческой тайной» вынуждает не соглашаться с этой позицией. Сейчас, когда в России существует и активно развивается рыночная экономика детальное регулирование статуса коммерческой тайны необходимо как никогда. По окончании написания данной работы выражаю надежду, что в ближайшее время к массе существующих законов добавится еще один со скромным названием «О коммерческой тайне». Да будет так…



БИБЛИОГРАФИЯ:


  1. Проект Федерального закона «О коммерческой тайне».

  2. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О коммерческой тайне».

  3. Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству по проекту федерального закона "О коммерческой тайне» Председатель Комитета Г.А. Томчин.

  4. Заключение Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям по проекту федерального закона "О коммерческой тайне».

  5. Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности по проекту Федерального закона «О коммерческой тайне».

  6. Заключение Комитета Государственной Думы по образованию и науке по проекту федерального закона "О коммерческой тайне" Председатель Комитета А.В. Шишлов.

  7. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона "О коммерческой тайне" Заместитель Начальника управления.