Выпускная работа по «Основам информационных технологий» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 176.56kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 3 371.75kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 222.86kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант 1 184.94kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта... 1 256.44kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант... 1 238.3kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Аспирант... 1 430.25kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантки... 1 258.67kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» магистрант... 1 206.56kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 228.93kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта... 7 1022.66kb.
Эфир неисчерпаемый источник энергии 1 72.4kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» - страница №1/1



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 56.24.(01)

Синяк


Дарья Александровна

Применение технологий электронной почты в формировании документальных фондов организаций Республики Беларусь

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»


Аспирантки

учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»

Специальность 05.25.02 −

документалистика, документоведение, архивоведение (исторические науки)

Научный руководитель:

Апанасевич Т.А.



Минск 2012

Оглавление

Список обозначений 4

Введение 5

Глава 1. Обзор литературы 8

Глава 2. Методика использования технологий электронной почты в формировании документальных фондов организаций Республики Беларусь 11

2.1. Практика и проблемы обеспечение информационной безопасности 12

2.2. Учёт электронных документов 13

2.3. Технология обработки сообщений электронной почты 15

2.4. Системы электронного документооборота 15

2.5. Электронная цифровая подпись 16

Глава 3. Научно-методические аспекты использования электронной почты в документационном обеспечении управления организаций 17

Заключение 21

Список литературы 23

Приложение А 29

Предметный указатель 29

Приложение Б 30

Интернет ресурсы в предметной области исследования 30

Приложение В 33

Личный сайт 33

Приложение Г 34

Граф научных интересов 34

Приложение Д 35

Презентация диссертационного исследования 35





Список обозначений


АСДОУ

Автоматизированная Система Документационного Обеспечения Управления

ДОУ

Документационное Обеспечение Управления

МЧД

Машиночитаемый Документ

ЭД

Электронный Документ

ЭЦД

Электронно-Цифровой Документ

ЭЦП

Электронная Цифровая Подпись


Введение


Информация, закрепленная в документах, является одним из важнейших ресурсов, используемых в деятельности организаций. Документированная информация составляет основу управления, а его эффективность в значительной степени базируется на рациональном и эффективном документационном обеспечении управлении (далее − ДОУ).

Традиционно документы были материальными объектами. Информация документов рассматривалась в неразрывном единстве с материальным носителем (обычно бумажным), на котором она была закреплена при помощи символов (букв, цифр и др.), доступных для непосредственного восприятия и понимания человеком. Применение новых информационно-коммуникационных технологий в сфере управленческой деятельности привело к появлению документов, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и может быть воспринята человеком только при помощи соответствующих программных и технических средств, интерпретирующих закодированные символы. Такие документы в отличие от традиционных (бумажных) документов не привязаны жестко к определенному материальному носителю.

Электронная форма документирования и работы с документами постепенно становится превалирующей во многих организациях. Значительное число документов в настоящее время первоначально создается в электронно-цифровой форме, а ряд из них продолжает существовать и использоваться в такой форме на постоянной основе.

Перевод значительного массива документов организаций в электронную форму вызывает необходимость определения методов работы с ними, способов их использования и сохранения как для нужд текущей деятельности, так и в целях ретроспективного использования в будущем. В настоящее время в организациях создается все большее количество документов в электронной форме, подлежащих передаче на постоянное архивное хранение. В будущем подобные документы будут занимать значительное место в источниковой базе исследований по истории XXI века. В полной мере это относится и к документам, пересылаемым посредством электронной почты. В связи с этим грамотная организация работы с электронной почтой в ДОУ позволит в перспективе сохранить пересылаемую посредством ее информацию в качестве важного исторического источника. Как отмечает директор Национального архива Великобритании О. Морли, есть большая вероятность того, что над образующейся сегодня электронной перепиской государственных органов и организаций уже через 20 лет будут корпеть ученые и орды любознательных журналистов [1].

Возможность документирования деятельности организации и обмена документами без использования бумажных носителей приводит к тому, что во многих организациях электронная почта постепенно вытесняет иные средства документированных коммуникаций (в первую очередь – бумажную переписку). При этом, рассматривая электронную почту в качестве средства обеспечения деловой деятельности, следует учитывать, что она используется не только для замены традиционной (бумажной) переписки, но и как инструмент деловых коммуникаций, выступающий в качестве альтернативы телефонной и иной оперативной документируемой и недокументируемой связи.

Одной из наиболее распространенных разновидностей информационно-коммуникационных технологий является электронная почта. Как инструмент деловых коммуникаций в Республике Беларусь она стала применяться сравнительно недавно. Однако можно констатировать, что на сегодняшний день электронная переписка является неотъемлемым атрибутом деловой деятельности всех организаций и постепенно занимает все более весомое место в документообороте.

Удобство пересылки документированной информации в электронной форме сделало электронную почту популярной во многих организациях. Как отмечают некоторые исследователи, в ряде организаций электронная почта вытеснила бумажную переписку [12, с.4]. По справедливому мнению О.И. Рыскова электронная почта может представлять собой важное средство электронных документированных коммуникаций между государственными органами, организациями и гражданами. Помимо этого оптимизация использования электронной почты является одним из обязательных условий оптимизации использования ЭД в деятельности организаций [35].

Методы работы с бумажными документами организаций в достаточной степени разработаны и закреплены в различных актах законодательства и методических документах. В то же время методы работы с документами, представленными в электронно-цифровой форме, изучены в недостаточной степени и только проходят стадию разработки и апробации. Кроме того, действующие нормативные и методические документы в сфере делопроизводства и архивного дела в недостаточной степени учитывают природу таких документов, не всегда соответствуют реалиям работы с такими документами на практике и, в определенных случаях, препятствуют применению новых информационных технологий. В том числе это проявляется при работе с электронной почтой.

Использование электронной почты предоставляет возможность транспортировки документов по телекоммуникационным каналам связи. Вместе с тем, в отличие от обычной почты, использование ее электронного эквивалента влечет за собой определенные качественные изменения, которым подвергаются пересылаемые документы. В процессе пересылки документов при помощи электронной почты и их последующего хранения происходит изменение формы хранения документов, они приобретают ряд реквизитов, правильное сохранение и управление которыми становится важным с точки зрения оперативного использования, доказательности и юридической силы, а также с точки зрения их архивного хранения и использования, в т.ч. в качестве исторических источников.

Глава 1. Обзор литературы


Возможности применения в деятельности организаций технологий безбумажного документирования и обмена документированной информацией изучались и продолжают изучаться широким кругом исследователей. В поле зрения исследователей находятся документоведческие, архивоведческие, исторические, правовые, технические, экономические и иные аспекты применения информационных технологий в деятельности организаций. При этом постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к качественным изменениям в содержании проводимых исследований.

В 1970-1980-х гг. на развитие документоведения все большее влияние стали оказывать специалисты в области информационно-коммуникационных технологий и автоматизиро­ванных систем управления, привнося свое понимание порядка работы с документами и, в целом, автоматизации документационных процессов в организациях. Осмысливая новые технологии безбумажного обмена информацией, различные исследователи стремились их классифицировать, определить место среди иных коммуникационных технологий, а также способы применения на практике.

Одна из первых попыток комплексно и системно рассмотреть вопросы передачи документов по сетям электросвязи, была предпринята В.О. Шварцманом [57]. Исследователем было введено понятие электронной почты в отношении ряда технологий передачи документированной информации по сетям электросвязи, а также раскрыты предпосылки и причины появления электронной почты, ее преимущества и недостатки перед традиционной почтой, влияние на процессы управления в организациях, социально-экономические последствия ее использования.

Идеи В.О. Шварцмана получили развитие в работе А.В. Петракова [30], который использовал теоретико-методологические подходы В.О. Шварцмана к классификации технологий передачи документов средствами электросвязи, способам использования электронных технологий передачи документов, их совершенствования и внедрения в практику деятельности организаций. При рассмотрении вопросов автоматизации документирования и документооборота А.В. Петраков уделял отдельное внимание не только техническим возможностям средств и технологий передачи информации, но также их совместимости с требованиями отечественного делопроизводства к порядку оформления и работы с управленческой документацией [30, с.34–50].

Публикации Д. Гиббонса, П. МакФедриса по вопросам использования электронной почты начала 1990-х годов в большинстве случае представляли переводы работ зарубежных авторов, в которых рассматривались, как правило, различные организационно-технические аспекты использования конкретного программного обеспечения для работы с электронными почтовыми сервисами, описывались преимущества и недостатки электронной почты по сравнению с другими средствами коммуникации, анализировались возможности использования электронной почты как средства повышения эффективности деятельности организации (работа с клиентами, реклама, коллективная работа территориально удаленных работников и т.д.) [5; 14; 31].

Начиная со второй половины 1990-х годов внимание ученых-документоведов к вопросам электронных документов (далее − ЭД) и, в частности, использования электронной почты (далее − э-почты) в ДОУ, возросло. Активизация исследований проблематики применения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ организаций в этот период наблюдается и в Республике Беларусь. В середине 1990-х годов появились отдельные нормативно-методические разработки по использованию машиночитаемых документов (далее − МЧД) (ЭД) в деятельности организаций [32; 33]. Вместе с тем специальные исследования по вопросам использования электронной почты в управленческой деятельности белорусские исследователи не проводили.

Среди белорусских исследователей, которые в период с 1991 по 2012 гг. изучали вопросы использования ЭД в ДОУ, применения электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий в ДОУ организаций необходимо отметить В.Л. Носевича [16-26], С.В. Силкова [36-38], А.Н. Сукача [42-45].

Учитывая общие научные традиции, обусловленные историческим прошлым и тесными социально-культурными связями, обращают на себя внимания исследования теоретико-методологических, а также практических аспектов использования информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, проводимые учеными Российской Федерации и Украины. Не менее важными представляются работы ведущих исследователей стран дальнего зарубежья, отражающие выработанные ими подходы к оперативному использованию и архивному хранению ЭД.

Проблемы определения понятия ЭД, соотношения ЭД и бумажных документов, классификации ЭД, определения места ЭД в документальных фондах организаций рассматриваются в работах М.В. Ларина [10;11], А.Н.Соковой [40;41], О.И. Рыскова [34; 35], М.П. Бобылевой [2], Н.Б. Зиновьевой [7], В.И. Тихонова [46; 47], Е.Н. Филенко [50], В.А. Гадасина и В.А. Конявского [8].

С вопросами использования ЭД в ДОУ организаций тесно связана проблема применения электронно-цифровой подписи (далее − ЭЦП) как наиболее распространенного средства обеспечения подлинности и целостности ЭД. Исследования проблем применения ЭЦП отражены в работах М.В. Ларина [13], О.И. Рыскова [34], Е.Н. Филенко [48; 49], Н.А. Храмцовской [52; 53]. Ими рассмотрены документоведческие, архивоведческие, правовые аспекты использования ЭЦП.

Теория и практика ведения деловой переписки, осуществляемой с использованием электронной почты, отражены в работах В.Ф. Янковой и А.Ю. Чуковенкова [54; 55; 56; 58].

Таким образом, рост внимания научного сообщества к электронной почте как средству деловых коммуникаций с целью осмысления не только практических, но и теоретических аспектов использования электронной почты в деятельности организаций наблюдается с середины 1990 х годов, что было связано в целом с ростом интереса к проблематике ЭД и использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности организаций.




Глава 2. Методика использования технологий электронной почты в формировании документальных фондов организаций Республики Беларусь


Изучение понятия электронной почты, нормативно-методического обеспечения ее использования в деятельности организаций, а также взаимосвязанных понятий и явлений в их историческом развитии позволило проследить эволюцию объекта и предмета исследования и правовой среды их использования.

Метод сравнительного анализа (компаративистики) позволил выявить сходство и различия в отечественной и зарубежной нормативно-методической базе, а также пути применения зарубежного опыта нормативно-методического регулирования использования электронной почты в Республике Беларусь.

Метод анкетирования использовался при сборе и обработке фактологических данных в целях выявления сложившейся в организациях Республики Беларусь практики использования электронной почты. В дополнение к этому проводились устные опросы работников организаций.

В 2009 году Белорусским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела было проведено исследование практики использования электронной почты (Рис.1) в деятельности организаций Республики Беларусь.





Рисунок 1 − Окно исходящего письма электронной почты
В процессе исследования методом анкетирования было опрошено 75 государственных органов и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм из более чем двадцати отраслей экономики и сфер деятельности.

Проведенное исследование выявило следующие факты и тенденции в использовании электронной почты в деятельности организаций Республики Беларусь.

Несмотря на широкое использование электронной почты документальное закрепление порядка работы с ней осуществляется не во всех организациях. Около 16% респондентов отметили, что порядок работы с электронной почтой в организации вообще не регламентирован, а в 19% случаев определяется лишь устными указаниями руководства

2.1. Практика и проблемы обеспечение информационной безопасности


В организациях, стремящихся регламентировать порядок использования электронной почты, его документальное закрепление осуществляется в различных локальных правовых актах: инструкции по делопроизводству, инструкции по работе с электронной почтой, инструкции по информационной безопасности, приказах руководителя и т.д. При этом нередко порядок использования электронной почты закрепляется не в одном документе, а в нескольких (разные по характеру вопросы отражаются в разных документах).

Электронная почта используется организациями для пересылки различных категорий информации и документов. Среди них: организационные и распорядительные документы, договорная документация, плановая и отчетная документация, информация справочного характера, электронные копии бумажных документов и др. Реже всего при помощи электронной почты пересылается финансовая и бухгалтерская документация. При этом в организациях, где это происходит, для этого чаще всего используются защищенные сети (например, Mail.gov.by в госорганах (minzdrav@mail.gov.by, pros@mail.gov.by,) или система «Клиент-Банк» (Рис. 2)).






Рисунок 2 − Рабочие окна системы «Клиент-Банк»
Официальная (т.е. юридически значимая) электронная переписка ведется в большинстве случаев в системе органов государственного управления и/или между соподчиненными организациями и их филиалами, а также структурными подразделениями организаций. Следует отметить, что в государственных органах официальной перепиской по электронной почте признается лишь та, которая ведется с использованием межведомственной системы электронной почты Mail.gov.by. Вместе с тем в государственных органах система так называемой открытой электронной почты (Интернет-почты) используется параллельно для ведения электронной переписки с гражданами и организациями, не подключенными к системе Mail.gov.by.

Несмотря на наличие в большинстве организаций системы электронной почты, а также официального адреса (нескольких официальных адресов) электронной почты, более половины респондентов разрешают работникам использовать личные (неслужебные) ящики электронной почты для ведения служебной электронной переписки. В дополнение к этому во многих организациях, несмотря на внутреннюю регламентацию, продуманный комплекс ограничений на использование работниками электронной почты отсутствует либо же данный вопрос регламентируется устными указаниями руководства. Там, где подобные ограничения существуют и закрепляются документально, чаще всего они связаны с техническими особенностями (например, устанавливаются предельный объем и количество пересылаемых сообщений, ограничения на типы пересылаемых файлов), с вопросами информационной безопасности (например, ограничиваются допускаемые к пересылке категории информации), а также организационно-правовыми аспектами (например, допускается использование только для ведения переписки в рамках выполнения служебных обязанностей) и этикой деловой переписки.



2.2. Учёт электронных документов


В отношении правил этикета деловой переписки следует отметить, что они документально закреплены лишь у трети респондентов, тогда как у большинства организаций данный вопрос не регламентирован или же регламентируется только устными указаниями руководства.

При оформлении документов, пересылаемых посредством электронной почты, чуть более трети организаций стремятся применять те же правила, что и при оформлении бумажных писем, тогда как почти половина респондентов отметила, что порядок оформления сообщений электронной почты в организации не установлен.

Регистрация электронной корреспонденции в большинстве случаев осуществляется вместе с бумажными или другими электронными документами в единых регистрационных формах или автоматизированной системе. При этом около 19% респондентов отметили, что сообщения электронной почты регистрируются в специальной регистрационной форме или базе данных, предназначенной для регистрации только сообщений электронной почты. В 13% случаев электронная переписка вообще не регистрируется и не учитывается.

Значительное большинство (около 80%) респондентов использует в делопроизводстве перечни документов, не подлежащих регистрации. Чаще всего эти перечни используются и при работе с электронной почтой.

Некоторые организации отметили, что регистрируют входящие сообщения электронной почты, содержащие информацию, получение которой планируется в виде официальных бумажных документов.

В половине случаев в организациях используется порядок, при котором сообщения электронной почты распечатываются и группируются в дела вместе с бумажными документами или же в отдельные дела, предназначенные исключительно для распечаток электронной переписки. Примерно треть респондентов отметила, что группировка электронных сообщений в дела по номенклатуре дел вообще не производится. И только около 15% респондентов осуществляет хранение и группировку документов, поступивших по электронной почте, в электронном виде.

В некоторых организациях используется смешанный порядок, при котором сообщения электронной почты распечатываются и формируются в бумажные дела либо хранятся только в электронном виде, в т.ч. в автоматизированных системах ДОУ. При этом сотрудники многих организаций, распечатывающие сообщения электронной почты, чаще всего продолжают хранить их электронные оригиналы в почтовой системе (на почтовом сервере и/или в служебных почтовых ящиках).

Следует отметить, что в случае распечатки помимо основного содержимого распечатывается достаточно ограниченный «стандартный» состав дополнительной информации: адреса отправителя и получателя, дата отправки, тема сообщения и сведения о прикрепленных к сообщению файлах.

Даже в тех организациях, где внедрены и активно используются автоматизированные системы ДОУ, в силу различных причин параллельно с применением автоматизированной регистрации и учета документов продолжают широко использоваться бумажные журналы и, в отдельных случаях, регистрационные карточки.

2.3. Технология обработки сообщений электронной почты


Помимо проблем юридического характера, существует ряд вопросов, связанных с технологией обработки сообщений электронной почты в ДОУ.

В ходе ведения традиционной (бумажной) переписки документы проходят ряд процедур и приобретают ряд реквизитов, отражение которых при работе с электронной почтой далеко не всегда имеет место.

Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству в сфере делопроизводства и архивного дела любой официальный документ должен быть подписан и зарегистрирован (ему должен быть присвоен уникальный индекс и проставлена дата). Если вопросам подписания ЭЦД (применения ЭЦП) сейчас уделяется достаточно внимания, то технологическим и методическим вопросам осуществления с ЭД (ЭЦД) других делопроизводственных процедур – нет. Как правило, такие вопросы решаются средствами автоматизированной системы ДОУ (далее – АСДОУ), внедренной в организации и позволяющей «связывать» ЭД (ЭЦД) и регистрационную карточку, содержащую все необходимые делопроизводственные реквизиты. Однако как быть, если в организации такая система не внедрена, а по каналам электронной почты она получает и отправляет документы? Каким образом следует учитывать такие документы, формировать их в логические комплексы (дела) и т.д.? В настоящее время в Республике Беларусь данные вопросы не решены ни нормативным, ни методическим путем.

Кроме решения технологических проблем обработки сообщений электронной почты в ДОУ важно разработать методику решения вопросов организационного характера. Так, например, при использовании в организации электронной почты возможность работы с ней получают практически все сотрудники (как минимум, те, кто работает за компьютером, имеющем выход в Интернет через локальную сеть или модем). В связи с этим нередки ситуации, когда такие работники начинают осуществлять переписку с другими организациями, используя свои личные ящики. В результате часть писем, которые при обычном порядке работы с бумажными документами были бы учтены в делопроизводстве, остаются вне поля зрения службы ДОУ.


2.4. Системы электронного документооборота


Около 40% участвовавших в анкетировании организаций при работе с документами используют системы электронного документооборота (далее – СЭД). Примерно столько же планируют их внедрение.

Среди используемых СЭД большинство – системы белорусского или российского производства либо же собственные разработки организаций. Чаще всего СЭД используются организациям для внутреннего (внутриведомственного) электронного документооборота, тогда как для внешних коммуникаций применяется Интернет-почта (в государственных органах – почта Mail.gov.by).

Среди тех организаций, которые используют СЭД, около трети имеют возможность работать с электронной почтой, используя функционал СЭД и не прибегая к иному программному обеспечению и почти половина организаций с помощью СЭД осуществляет управление сообщениями электронной почты (их регистрацию и учет, наложение резолюций, виз и т.д.).

2.5. Электронная цифровая подпись


Удостоверение электронной почты при помощи электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) на постоянной основе осуществляет достаточно небольшое количество организаций. Около трети респондентов используют ЭЦП «по случаю» (для подписания отдельных категорий документов). Чаще всего ЭЦП используется в организациях, подключенных к ведомственным (корпоративным) системам электронного документооборота или к специализированным системам межведомственного электронного документооборота (Mail.gov.by, система «Клиент-Банк» и т.д.). Аналогичным образом обстоит дело и с использованием шифрования при пересылке сообщений электронной почты. Около четверти респондентов отметили, что ЭЦП для удостоверения сообщений электронной почты они применять вообще не планируют.

Глава 3. Научно-методические аспекты использования электронной почты в документационном обеспечении управления организаций


Электронная почта на сегодняшний день является одним из самых популярных средств связи, используемых как физическими лицами в ходе ведения частной переписки, так и организациями для пересылки деловых документов и различного рода сообщений.

Популярность электронной почты обусловлена рядом причин. Среди них:



  • оперативность передачи сообщений;

  • сравнительно невысокая стоимость их пересылки;

  • достаточно высокая надежность передачи данных.

Вместе с перечисленными плюсами использование электронной почты имеет ряд проблем и недостатков.

Распространенными проблемами использования электронной почты являются проблемы спама (массовых незапрашиваемых рассылок, как правило, рекламного характера), возможности заражения компьютера вредоносными программами, пересылаемыми в электронных письмах и т.д. Помимо решения данных проблем возникает необходимость определения технологии работы с электронной почтой в ДОУ организаций.

В Республике Беларусь разработан ряд нормативных и методических документов, определяющих понятия машиночитаемого и ЭД, процедуры удостоверения ЭД, передачи их в архив, организации архивного хранения ЭД и т.д. Среди них:


  1. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 357-З «Об электронном документе» [29],

  2. Государственный стандарт Республики Беларусь 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения» [6],

  3. Примерная инструкция по работе с машиночитаемыми документами в организациях, на предприятиях и в ведомственных архивах Республики Беларусь [33],

  4. Методические рекомендации «Архивное хранение электронных документов» [15] и др. [3].

Большинство существующих нормативных и методических документов, определяющих правила работы с электронными документами, касаются следующих вопросов:

    • правовые основы применения ЭД;

    • основные требования, предъявляемые к составу и структуре ЭД;

    • права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения ЭД;

    • определение понятий, используемых в сфере применения ЭД;

    • общие требования к порядку создания, обращения и архивного хранения официальных ЭД;

    • планирование жизненного цикла ЭД;

    • требования к удостоверению подлинности ЭД;

    • правила и порядок проведения экспертизы ценности ЭД и иных информационных ресурсов;

    • порядок передачи ЭД на архивное хранение (из структурных подразделений в архив организации и из организаций на государственное хранение);

    • организация архивного хранения ЭД;

    • порядок создания архивных копий ЭД;

    • правила учета ЭД и работы с ними в архиве.

Как видно, отечественная нормативно-методическая база не охватывает все теоретические и практические аспекты работы в ДОУ с документами, представленными в электронно-цифровой форме. В частности, не описываются особенности технологии обработки в ДОУ документов, пересылаемых по каналам электронной почты, и включения их в документооборот организации.

При попытке решения указанной задачи на практике возникает ряд препятствий и вопросов.

Основным препятствием, на наш взгляд, для включения сообщений электронной почты в документооборот организации является вопрос их юридической силы. Согласно Закону Республики Беларусь «Об электронном документе» документ, представленный в электронно-цифровой форме только тогда можно назвать электронным, если он удостоверен ЭЦП. Государственный стандарт Республики Беларусь 1221-2000 допускает удостоверять ЭД не только с помощью ЭЦП, но и с помощью удостоверяющего листа (сопроводительного бумажного документа, предназначенного для подтверждения подлинности одного или нескольких электронных документов). В случае с передачей документов на архивное хранение применение удостоверяющего листа вполне оправдано, однако очевидно, что при работе с электронной почтой его использование нивелирует идею оперативного безбумажного обмена документами.

В связи с этим возникает вопрос: как быть тем организациям, которые не имеют средств ЭЦП, однако стремятся использовать в своей деятельности электронную почту? Такая ситуация может быть характерна для небольших организаций, в которых делопроизводственные функции выполняет один, максимум – два человека. Приобретение систем электронного документооборота для них нецелесообразно, а приобретение средств ЭЦП недешево и они, как правило, не совместимы между собой. К тому же может возникнуть ситуация, когда в организации – отправителе сообщения электронной почты используются средства ЭЦП, а в организации-получателе – нет (или же наоборот).

Если следовать букве Закона, то все документы, пересылаемые по электронной почте и не удостоверенные ЭЦП, электронными документами назвать нельзя. Однако, несмотря на проблемы придания юридической силы документам, представленным в электронной форме, на наш взгляд, сообщения электронной почты также следует считать документами (чтобы отличать от ЭД, будем их называть «электронно-цифровые документы» (далее − ЭЦД)). Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об информатизации» от 6 сентября 1995г. №3850-XII (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З) [27] документ (документированная информация) – это «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Таким образом, сообщения электронной почты, которые можно идентифицировать как самостоятельный информационный объект, наравне с бумажными документами также могут быть объектом работы в ДОУ. Основным принципом здесь, по нашему мнению, может служить следующее: если бы бумажный документ, содержащий информацию, которую содержит сообщение электронной почты, был зарегистрирован в службе ДОУ, с ним проводилась работа и он проходил бы все необходимые делопроизводственные стадии, то данный ЭЦД также должен быть зарегистрирован и использоваться в работе организации наравне с традиционными бумажными документами.

Стоит отметить, что формулировкой, в наибольшей степени, отражающей сложившееся на практике понимание электронного документа, на наш взгляд является та, которая зафиксирована в Законе Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ [28]. Согласно данному закону электронный документ – это документ, в котором информация отражена в электронно-цифровом виде.

Представляет интерес и то, что в международном стандарте ИСО 15489 «Информация и документация. Управление документами» документ определен как «информация, создаваемая, получаемая и сохраняемая в качестве свидетельства, обеспечивающая юридические взаимоотношения или деловую сделку» [34, с. 94]. Как видно, международный стандарт не делает никаких различий между ЭЦД, удостоверенными ЭЦП и не удостоверенными ей.

Говоря об ЭЦД, в т.ч. о тех, которые пересылаются по каналам электронной почты, большинство специалистов-документоведов подчеркивает, что по своей информационной сущности это такие же документы, как и те, которые зафиксированы на бумаге. В частности, М.В. Ларин отмечает, что «ЭД – это, прежде всего, документ. Его информация представлена в электронно-цифровом виде. Отсюда можно сделать вывод, что в случае с ЭД речь идет, прежде всего, об особенном носителе информации. Это не бумага, на которую нанесен текст, это особая физическая среда, материальный носитель информации со специфическими свойствами, которые дают возможность фиксировать, хранить, передавать и идентифицировать информацию» [9, с. 30-31].

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что документы, представленные в электронно-цифровой форме, в т.ч. сообщения электронной почты, также могут содержать информацию, имеющую важное управленческое, историческое (перспективное) и иное значение. Вследствие этого наравне с бумажными документами их следует включать в документооборот организации и впоследствии передавать на архивное хранение.

Одним словом, де-факто документы, пересылаемые по электронной почте, являются неотъемлемой частью документооборота многих организаций. И несмотря на отсутствие универсального решения вопроса придания таким документам юридической силы и существующих сложностей в применении ЭЦП эти документы должны учитываться и обрабатываться в ДОУ организаций с целью сохранения содержащейся в них информации.

Таким образом, пути решения организационно-технологических вопросов работы с электронной почтой в ДОУ организаций нуждаются в исследовании. Необходимо разработать соответствующие нормативные и/или методические документы, описывающие возможные механизмы обработки в ДОУ организаций документов, пересылаемых по каналам электронной почты. Соответствующие нормативно-методические документы будут способствовать повышению культуры работы с документами, позволяя учесть и сохранить всю необходимую информацию, пересылаемую между организациями в электронном виде.

Заключение


Понятие «электронная почта» в отечественной историографии на протяжении 1980-х – начала 1990-х гг. прошло трансформацию, обозначая собой различные технологии передачи документированной информации

В настоящее время несмотря на активное использование понятия «электронная почта» в законодательстве Республики Беларусь, определение данного понятия и соотнесение его с конкретными технологиями нормативно не закреплены.

С учетом разнообразия используемых понятий для обозначения документированной информации, пересылаемой посредством технологии электронной почты, целесообразно использовать обобщающее понятие «сообщение электронной почты», включающее как само пересылаемое текстовое сообщение, так и прикрепляемые к нему документы (электронные файлы). Сообщения электронной почты, независимо от их юридического статуса следует рассматривать как разновидность ЭД (документов в электронном виде), представляющих собой документированную информацию в электронном виде, характеризующуюся наличием идентифицирующих реквизитов (метаданных). В зависимости от содержания пересылаемых сообщений и контекста их использования официальный статус таких сообщений может различаться.

Проведенное анкетирование выявило, что в подавляющем большинстве организаций происходит рост объемов электронной переписки. При этом подобный рост неравномерен для различных организаций и может колебаться от 1-2% до 200% в год. В государственных органах объем ежедневно отправляемой и получаемой электронной почты как минимум в 2 раза превышает объем бумажной корреспонденции. Небольшие объемы электронной переписки, в т.ч. по сравнению с бумажной перепиской, чаще всего характерны для небольших организаций.

Для снижения потенциальных рисков злоупотребления и неправомерного использования системы электронной почты организации такая система должна рассматриваться как инструмент деловых (служебных) коммуникаций, заменяющей работникам переписку в бумажном виде и при необходимости иные средства деловых коммуникаций. Это позволит рассматривать сообщения электронной почты как неотъемлемую часть документального фонда организации. Правила работы с электронной почтой должны быть тесно связаны с иными локальными нормами, определяющими порядок работы с документами (в т.ч. на бумажных носителях), а также порядок обеспечения информационной безопасности, использования иных компьютерных технологий и т.д.

Наиболее приемлемым способом оперативного хранения сообщений электронной почты является их экспорт из почтовой системы в АСДОУ или иную специализированную автоматизированную систему управления документами. Непосредственно в электронной почтовой системе целесообразно хранить лишь сообщения, не подлежащие регистрации, учету и включению в дела по номенклатуре дел организации.



Независимо от выбранного способа хранения сообщений электронной почты должна сохраняться их логическая связь с другими документами. В случае формирования сообщений электронной почты в «гибридные» дела должно сохраняться логическое единство таких дел, а также возможность определения и нахождения всех документов, включенных в такие дела, и работы с ними. Наличие бумажных или электронных копий в «гибридных» делах не отменяет необходимости хранения оригиналов документов в течение установленных сроков хранения.

Список литературы


  1. Profile : Oliver Morley // Civil Service Live Network [Electronic resource]. – Mode of access : http://network.civilservicelive.com/pg/pages/ view/59273. – Date of access : 05.01.2012.

  2. Бобылева, М.П. Вопросы ведения номенклатуры дел в условиях автоматизации документооборота / М.П. Бобылева // Делопроизводство. – 1999. – № 1. – С. 38–40.

  3. Более подробно см.: Жук, О. Обзор нормативно-правовой базы Республики Беларусь в области создания, использования и хранения электронных документов / О. Жук // Архiвы i справаводства. – 2007. – № 1. – С. 67-73.

  4. Галяткина, Н.А. Электронные сообщения: зарубежный опыт, проблемы и решения / Н.А. Галяткина // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2004. – № 5. – С. 34-40.

  5. Гиббонс, Д. Работа в E-mail / Д. Гиббонс [и др.]; под. ред. А. Тихонова. – М. : БИНОМ, 1996. – 336 с.

  6. Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения: Государственный стандарт Республики Беларусь 1221-2000. – Введ. 01.09.2000. – Минск: Госстандарт, 2000. – 12 с.

  7. Зиновьева, Н.Б. Электронный документ : понятие, специфика, и классификация / Н.Б. Зиновьева // Документация в информационном обществе : законодательство и стандарты : Доклады и сообщения на XII Международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2005 г. / Росархив. ВНИИДАД. – М., 2006. – С. 186–190.

  8. Конявский, В.А. Основы понимания феномена электронного обмена информацией / В.А. Конявский, В.А. Гадасин. – Мн. : Беллитфонд, 2004. – 281 с.

  9. Ларин, М.В. Электронный документооборот: что мешает его внедрению / М.В. Ларин // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. – № 12. – С. 30-38.

  10. Ларин, M.B. Актуальные проблемы обмена документированной информацией в государственном управлении / М.В. Ларин // Делопроизводство. – 2003. – № 2. – С. 7–11.

  11. Ларин, M.B. Некоторые проблемы эволюции управленческого документа / М.В. Ларин // Документация в информационном обществе : электронное делопроизводство и электронный архив : докл. и сообщ. на VI междунар. науч.-практ. конф., 24–25 нояб. 1999 г., г. Москва / Росархив, ВНИИДАД, РОИА. – М., 2000. – С. 42–53.

  12. Ларин, М.В. Управление документацией в организациях : проблемы истории и методологии : автореф. дис. … докт. ист. наук. : 05.25.02 / М.В. Ларин, ВНИИДАД. – М., 2000. – 59 с.

  13. Ларин, М.В. Электронные документы в управлении : науч.-метод. пособие. 2-е изд., доп. / М.В. Ларин, О.И. Рысков. – М. : ВНИИДАД, 2008. – 208 с.

  14. МакФедрис, П. Internet Email / Пол МакФедрис. / Пер. с англ. В.Л.Григорьева. – М. : Компьютер, ЮНИТИ, 1996. – 271 с.

  15. Методические рекомендации «Архивное хранение электронных документов»: Утверждены Председателем Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 24 декабря 1998 г.

  16. Носевич, В.Л. Internet как исторический источник (к постановке проблемы) В.Л. Носевич // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі : Матэрыялы ІІІ Міжнар. навук. канф., 21–23 крас. 1997 г. / Уклад. Т.А. Джумантаева. – Полацк : ПДУ, 1998. – С. 198–204.

  17. Носевич, В.Л. Архивы в эпоху электронных документов / В.Л. Носевич // Архивы и делопроизводство. – 1999. – № 1. – С. 70–74.

  18. Носевич, В.Л. Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»: Комментарий специалиста / В.Л. Носевич // Архивы и делопроизводство. – 2010. – № 2. – С. 34–44.

  19. Носевич, В.Л. Цифровая подпись в современном делопроизводстве / В.Л. Носевич // Архiвы i справаводства. – 2002. – № 1. – С. 55-59. 110

  20. Носевич, В.Л. Документ и информация в системах электронного документооборота : размышления специалиста / В.Л. Носевич // Архивы и делопроизводство. – 2010. – № 4. – С. 88–100.

  21. Носевич, В.Л. Достоверность и доступность цифровой информации : два вызова информационной эры / В.Л. Носевич // Архивы и делопроизводство. – 2001. – № 2. – С. 53–60.

  22. Носевич, В.Л. Каким быть современному документообороту / В.Л. Носевич // Архивы и делопроизводство. – 2003. – № 1. – С. 12–16.

  23. Носевич, В.Л. Перспективы внедрения систем автоматизации документооборота в органах государственного управления Беларуси / В.Л. Носевич // Архивы и делопроизводство. – 2005. – № 2. – С. 14–19.

  24. Носевич, В.Л. Принципы и подходы к сохранению электронной документации в Республике Беларусь / В.Л. Носевич // Документация в информационном обществе : электронное делопроизводство и электронный архив : Доклады и сообщения на VI Международной научно-практической конференции, 24–25 ноября 1999 г. / Росархив, ВНИИДАД. – Москва, 2000. – С. 106–111.

  25. Носевич, В.Л. Цифровая подпись в современном делопроизводстве / В.Л. Носевич // Архивы и делопроизводство. – 2002. – № 1. – С. 55–59.

  26. Носевич, В.Л. Электронные документы и информационные ресурсы / В.Л. Носевич // Архiвы i справаводства. – 2000. – № 2. – С. 133–140.

  27. Об информатизации: Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995г. №3850-XII (с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»., Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007

  28. Об электронной цифровой подписи: Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 14 янв.

  29. Об электронном документе: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г. № 357-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/132.

  30. Петраков, А.В. Введение в электронную почту / А.В. Петраков. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 207 с.

  31. Подразделение Lotus. Руководство пользователя cc:Mail для Windows. Версия 2.0. Электронная почта для персональных компьютеров IBM и совместимых с ними. – М. : АО «Машимир», 1994. – 348 с.

  32. Правила учета и передачи электронных (машиночитаемых) документов на государственное хранение : утв. приказом председателя Государственного комитета по архивам и делопроизводству Респ. Беларусь от 03.04.1997 № 8. – Минск : БелНИИДАД, 1997. – 44 с.

  33. Примерная инструкция по работе с машиночитаемыми документами в организациях, на предприятиях и в ведомственных архивах Республики Беларусь : утв. Председателем Комитета по архивам и делопроизводству Респ. Беларусь 26.07.1996. – Минск : БелНИИДАД, 1996. – 72 с.

  34. Рысков, О.И. Исследование нормативно-методического обеспечения и практики применения электронных документов в деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (1993 - 2004 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 05.25.02 / О.И. Рысков. – М., 2004. – 204 л.

  35. Рысков, О.И. Нормативно-правовое и методическое обеспечение электронного документооборота : сравнение отечественного и зарубежного опыта / О.И. Рысков // Документация в информационном обществе : административная реформа и управление документацией : докл. и сообщ. на XI Междунар. науч.-практ. конф., 23–25 нояб. 2004 г., г. Москва / Росархив, ВНИИДАД. – М., 2005. – С. 51–59.

  36. Силков, С.В. Международные технические нормативные правовые акты, регулирующие управление документацией и ее безопасностью в организациях / С.В. Силков // Проблемы правовой информатизации. – 2007. – № 1 (13). – С. 65–70.

  37. Силков, С.В. Правовое регулирование электронного документооборота и электронных архивов в Республике Беларусь / С.В. Силков // Проблемы правовой информатизации. – 2006. – № 1 (11). – С. 83–87.

  38. Силков, С.В. Проблемы терминологии в нормативных правовых и технических нормативных правовых актах в области делопроизводства и электронного документооборота / С.В. Силков // Проблемы правовой информатизации. – 2007. – № 2. – С. 56–60.

  39. Синкевич, С.А. Применение электронной цифровой подписи : проблемы и решения / С.А. Синкевич // Право Беларуси. – 2005. – № 4. – С. 52–55.

  40. Сокова, А.Н. Электронные документы и электронные технологии в делопроизводстве / А.Н. Сокова // Делопроизводство. – 2001. – № 1. – С. 13–18.

  41. Сокова, А.Н. Электронный документ и электронный архив / А.Н. Сокова // Делопроизводство. – 1999. – № 1. – С. 6–10.

  42. Сукач, А.Н. Критерии выделения из массива электронной переписки документов, подлежащих включению в документную систему организации / А.Н. Сукач // Беларускі археаграфічны штогоднік. – Вып. 10. / рэд. кал. У.І. Адамушка [і інш.]. – Мінск : БелНДІДАС, 2011. – С. 70–85.

  43. Сукач, А.Н. Удостоверение документов, пересылаемых посредством электронной почты / А.Н. Сукач // Секретарское дело. – 2010. – № 10. – С. 42–44.

  44. Сукач, А.Н. Управление документами электронной почты в делопроизводстве : белорусский опыт применения теории на практике / А.Н. Сукач // Документация в информационном обществе : управление документацией как сфера профессиональной деятельности : Доклады и сообщения на XIV Международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2007 г. / Росархив, ВНИИДАД. – М., 2008. – С. 167–171.

  45. Сукач, А.Н. Электронная почта как инструмент документооборота : общие требования / А.Н. Сукач // Секретарское дело. – 2010. – № 12. – С. 38–40.

  46. Тихонов, В.И. Аутентичность и целостность электронных документов при долговременном хранении / В.И. Тихонов // Вестник архивиста. – 2002. – № 4–5. – С. 166–190.

  47. Тихонов, В.И. Сущностные характеристики, состав и классификация электронных документов / В.И. Тихонов // Делопроизводство. – 1999. – № 2. – С. 48–56.

  48. Филенко, Е.Н. Проблемы использования электронной цифровой подписи / Е.Н. Филенко // Секретарское дело. – 2007. – № 11. – С. 34–39.

  49. Филенко, Е.Н. Проблемы использования электронной цифровой подписи / Е.Н. Филенко // Делопроизводство. – 2007. – № 4. – С. 35–40.

  50. Филенко, Е.Н. Развитие понятия "документ" с внедрением информационных технологий / Е.Н. Филенко // Делопроизводство. – 2006. – № 2. – С. 59–66.

  51. Храмцовская, Н.А. Информационная безопасность документооборота с точки зрения специалиста ДОУ / Н.А. Храмцовская // Электронные офисные системы [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://eos.ru/eos/134718. – Дата доступа – 15.03.2007.

  52. Храмцовская, Н.А. Проблемы долговременного хранения документов, подписанных электронно-цифровой подписью или ее аналогами / Н.А. Храмцовская // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2005. – № 7. – С. 13–28.

  53. Храмцовская, Н.А. Проблемы использования электронно-цифровой подписи в оперативной работе организации / Н.А. Храмцовская // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2005. – № 6. – С. 52–64.

  54. Чуковенков, А.Ю. Практика ведения деловой переписки в англоговорящих странах / А.Ю. Чуковенков, В.Ф. Янковая // Секретарское дело. – 1998. – № 1. – С.31–39.

  55. Чуковенков, А.Ю. Виды служебных писем / А.Ю. Чуковенков, В.Ф. Янковая // Секретарь-референт. – 2007. – № 3. – С. 17–23.

  56. Чуковенков, А.Ю. Деловая переписка / А.Ю. Чуковенков, В.Ф. Янковая. – М. : Дело, 2004. – 432 

  57. Шварцман, В.О. Электронная почта / В.О. Шварцман. – М. : Радио и связь, 1986. – 84 с.

  58. Янковая, В.Ф. Деловая переписка : Уч.-практ. пос. / В.Ф. Янковая. – М. : ВНИИДАД, 2007. – 136 с.


Приложение А

Предметный указатель


д

документы 5, 6, 7, 12, 15, 19, 20, 21, 24, 25, 26

Д

ДОУ 4, 5, 9, 10, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 27



И

Информация 5, 19

Э

ЭД 4, 6, 9, 10, 15, 17, 18, 19, 21



э

электронная почта 6, 21

электронную почту 6, 18, 25

Э

ЭЦП 4, 10, 15, 16, 18, 19, 20





Приложение Б

Интернет ресурсы в предметной области исследования


http://edu.gov.by − официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь.

В связи с выбором в качестве объекта изучения учреждений высшего и среднего специального образования информация, размещенная на этом сайте будет носить весьма полезный характер. Сайт содержит обзоры законодательства по интересующим учреждениям образования, статистику, адреса и наименования всех вузов и ссузов Республики Беларусь.



http://www.nlb.by − официальный сайт Национальной библиотеки Республики Беларусь.

Через сайт существует возможность удаленного заказа из электронного каталога книг, периодических изданий, диссертаций, авторефератов и другой литературы, а это экономит время исследователя. Благодаря сайту можно найти необходимую литературу по предметной области исследования.



http://www.belniidad.by − официальный сайт Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела.

На сайте размещены публикации сотрудников в области документоведения и архивного дела, также есть ссылки на сайты подобных институтов за рубежом (Россия, Украина). Всегда в актуальном состоянии находятся новости отрасли.



http://www.ica.org − официальный сайт Международного совета архивов.

На сайте размещена актуальная информация о предстоящих международных конференциях в области документоведения и архивного дела, обучающих программах и тренингах. Бесспорным плюсом сайта является Словарь Международного совета архивов, содержащий названия журналов совета, его различных органов, понятий некоторых терминов и др.



http://www.library.ica-suv.org − Сайт одной из секций Международного совета архивов − Секции архивов университетов и исследовательских институтов.

На сайте содержится информация о предстоящих международных конференциях, посвященным экспертизе ценности документов, проблемам доступа к архивным документам. С сайта можно «скачать» материалы уже прошедших конференций.



http://www.vestarchive.ru – сайт Российского историко-архивоведческого журнала «Вестник архивиста».

На сайте представлены все рубрики журнала, а также сами статьи в электронном виде. Особенно интересны исследования ученых-практиков по экспертизе ценности документов. Также на сайте размещены новости архивной отрасли России и зарубежья, даты и темы предстоящих конференций, обзоры архивных фондов государственных архивов России и другая полезная информация.



http://www.rusarchives.ru – отраслевой портал "Архивы России".

На сайте выделены различные рубрики: Федеральное архивное агентство, Архивное законодательство, Федеральные архивы, Региональные архивы Музеи и библиотеки, Выставки, Конференции, Архивные справочники Базы данных, Архивные проекты, Издания и публикации и др. Этот сайт служит прекрасным проводником в теории и практике российского архивоведения, а зарубежный опыт всегда полезен.



http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «ГАРАНТ».

На этом портале дается правовая характеристика некоторых актов законодательства Российской Федерации, а также комментарии специалистов к ним. В частности интересен Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" как зарубежный аналог белорусского закона «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» от 25 ноября 2011 г. № 323-З.



http://www.narb.by – официальный сайт государственного учреждения «Национальный архив Республики Беларусь».

На сайте представлена отраслевая система фондов государственных органов и организаций Республики Беларусь, в том числе и фонды высших учебных заведений. Благодаря сайту можно узнать о фондах исследуемых учреждений.



http://www.edou.ru ­– официальный сайт Центра компетенции по вопросам документационного обеспечения управления.

Во вкладке «Энциклопедия делопроизводства» дается подробная теоретическая информация по вопросам оперативного хранения документов, в том числе проведения экспертизы ценности документов в организации.



http://www.nationalarchives.gov.uk − официальный сайт Национального архива Великобритании.

Во вкладке «Управление информацией» размещены интересные статьи о проведении экспертизы ценности документов, т.е. ее принципах, методах, критериях, в Великобритании. На сайте представлен интересный зарубежный опыт сохранения документов непреходящей ценности.



http://www.lsbu.ac.uk − официальный сайт Университета Южного банка Лондона.

Одним из подразделений этого университета является архив. На сайте приводится краткая история архива, описывается состав хранимых документов, описывается политика в области экспертизы ценности документов университета и комплектования ими архива.



http://www2.archivists.org − официальный сайт Общества американских архивистов.

Сайт насыщен разнообразной информацией из области архивного дела. Особенно интересны статьи американских исследователей, посвященные проблемам доступа к документам, которые хранятся в архивах университетов. Эта информация находится в открытом доступе и содержит крайне интересные положения по этому вопросу.




Приложение В

Личный сайт


Адрес: www.darina5638.narod.ru



Приложение Г

Граф научных интересов





Смежные специальности




Основная
специальность





Сопутствующие специальности

05.25.03 −
библиотековедение, библиографоведение и книговедение

1. Возможности и пути реализации в практической библиотечно-библиографической деятельности и книговедению различных парадигм (концепций)основные

2. Методологические подходы, которые используют ученые для разработки научно-практических проблем библиотечного дела, библиографии, книжного дела





05.25.02 – Документалистика, документоведение, архивоведение (исторические науки)

1. Свойства документа как источника и носителя информации

2. История делопроизводства и архивного дела

3. Организационные и методические основы управления архивами, функционирования служб документационного обеспечения управления







Отменено ВАК
















07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования

1. История исторической науки



2. Принципы и методы исторического исследования














Приложение Д

Презентация диссертационного исследования