Верования восточных славян - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тест Восточные славяне Вариант 1 какова была территория расселения... 1 29.51kb.
Происхождение и ранняя история восточных славян 19 5332.87kb.
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. 10 1663.02kb.
Предмет и структура курса истории экономических учений 1 54.96kb.
«Формирование Древнерусского государства» (2 урока) 1 90.86kb.
Образование государства у восточных славян 1 53.55kb.
На первый взгляд может показаться, что история развития письменности... 3 652.94kb.
Отражение элементов языческой религии в быту и культуре древних славян... 1 179.37kb.
Программа по изобразительному искусству для 5 класса 1 95.31kb.
«Составление глаголицы первой славянской азбуки. Почему равноапостольные... 1 43.62kb.
Индоевропейцы. Исторические корни славян 1 265.03kb.
Отражение элементов языческой религии в быту и культуре древних славян... 1 179.37kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Верования восточных славян - страница №1/1

ТЕМА: ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

ЦЕЛЬ: формировать представление об истории и культуре древних славян: показать живучесть в народе древних поверий и празднеств

ЗАДАЧИ

Образовательные: рассказать о традициях и верованиях восточных славян. Дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.

Коррекционно-развивающие: учить находить новые знания из дополнительной литературы, давать полные ответы.

Воспитательные: пробудить стремление размышлять о проблемах морали, вырабатывать в себе положительные моральные качества, воспитывать любовь к Родине и её истории через интерес к древним поверьям и праздникам

Основные знания


Традиции, верования

Основные термины и понятия


Каравай, оберег

Оборудование и материалы

Карточки «Земледелие», кроссворд «Обычай», презентация «Славянские истоки»


Тип урока

Комбинированный



ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Оргмомент


Ребята, проверили всё ли у вас готово для работы: тетради, ручки, карандаши, учебники.

Повторение пройденного материала

- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь на уроке?

  • Перечислите занятия восточных славян

  • Какое из перечисленных занятий считается основным? Почему?

В помощь предлагаются карточки с последовательностью возделывания земли.

  • Чем удобряли землю восточные славяне?

  • Почему славяне называли землю «земля- матушка», «мать-сыра земля»?

  • О каком занятии здесь идёт речь?

Славянин оставлял отметку на дереве с дуплом, чтобы затем вернуться.

  • Что собирали восточные славяне в лесу?

  • Как называлось это занятие?

  • К каким занятиям относятся слова « невод», «рогатина»?

  • Докажите, что содержание и разведение скота было очень важным занятием восточных славян.

- Какие ремёсла существовали у восточных славян?

- Поочерёдно расскажите о каком-либо ремесле.



Закрепление знаний о ремёслах. Работа по карточкам: заполни пропуски.

Каждая женщина умела пряжу, …полотно, …одежду.

Мужчины умели … сети для рыбной ловли, … земледельческие инструменты, … посуду из дерева.

Самыми уважаемыми мастерами были …, …, …

Актуализация знаний, объявление новой темы


Вводное слово

За многие годы жизни у восточных славян сложились верования и традиции. О них мы и поговорим.

Тема нашего урока: «Верования восточных славян»

Словарная работа:

«традиции», верования».


Изучение нового материала

Чтобы лучше разобраться в верованиях, обычаях и традициях восточных славян, мы с вами проведём игру «Славянские истоки»

1. Организационный момент.

В игре участвуют три команды. Предварительно им дано домашнее задание подготовить материал о славянских именах, суевериях, при­метах.



2. Введение (слайд 1)

В мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу (в виде аппликации изображены на школьной доске). Каждая команда выбирает дорогу, по которой от­правляется в путь. Правильно отвечая на вопросы учителя, команда получает оберег в виде кошечки. Один оберег обозначает 1 балл. После выполнения всех заданий жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.

3. Проведение игры.

Ребята, наша игра посвящена истории верований и традиций древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?

Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру - «Славянские истоки».

Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяли ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.

В игре участвует три команды.

Я называю их по ходу игры в задании №1

- Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то этот бог станет вашим покровителем.

Задание 1 (слайд 2)

Команда 1 представляет Бабу Ягу и ей вопрос.

Откуда пошло выражение: «Что на роду написано, того не миновать»?

(Род - бог-творец. По древнеславянским представлениям, при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

Команда №2 представляет Лешего и ей вопрос: (слайд3)

Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур, тебе на язык!»?

(Чур - божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», то есть «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!». Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», - и злое пожелание не сбудется.)

Команда №3 представляет Домового и ей вопрос: (слайд 4)

С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг»?

(Перун - Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели - четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

- И вот под покровительством древнеславянских богов мы начинаем наш путь.

И начинается наш путь в таинственном, лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

- Кто это? (слайд 5)

Баба Яга!



Давайте вспомним, как обращались путники к избушке?

(Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.)



Задание 2(слайд 6)

Вопрос команде Бабы Яги

А почему избушка стоит именно таким образом?

(Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей. Мертвым не нужен солнечный свет, а чтобы попасть в избушку, нужно произнести магическое заклинание.)

Вопрос команде Лешего. (слайд 7)

Почему Баба Яга встречает путников словами: «Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь»?

(Русский дух - запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошеные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще, стоял маленький домик («избушка на курьих ножках»). Его называли «домом мертвых». Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

Вопрос команде Домового: (слайд 8)

«Что это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не пой­маешь»? Как этот предмет связан с Бабой Ягой?

(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.) По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, то есть ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает дополнительный оберег.

Задание 3 (слайд 9)

Вопрос команде Бабы Яги

■ Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры? (Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с

левой ноги на правую, произнести заговор: «Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается.)

Вопрос команде Лешего: (слайд 10)

Древние славяне считали, что в каждом доме живет домовой. В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой боро­дой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

(Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

Вопрос команде Домового: (слайд 10)

Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горба­тым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

(С левой полы его одежды постоянно капает вода.)



Задание 4

- Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег.

Задание 5

- В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Команды по очереди называют известные им суеверия, за каждый получают оберег, последний получает два.

Задание 6

И вновь командам предлагаются вопросы:

Команде Бабы Яги (слайд11)

У древних славян существовали ритуальные танцы, испол­няемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

(Хоровод. Танцующие образуют круг - символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Команде Лешего

Почему розги на Руси делали из берёзы? (слайд 12)

(Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза - оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.) Команде Домового (слайд 13)

Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?

(Ложись спать, утро вечера мудренее.)

- Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Вы имеете возможность заработать дополнительные обереги для победы.

Какие праздники древних славян вы знаете?

Каждая из команд называет языческие праздники: Коляда, Масленица, Ивана Купалы.

Что же всё таки такое «оберег»?

Предмет, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастий.

Подведение итогов, награждение.

Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:

(слайд 14)



Прочь отступите, чудовища все,

Явится Русь перед вами в красе.

Вам ли, чудовища, наши сокровища

Молодость, силушку спрятать в земелюшку!,

Вам ли всю Русь погубить?

Вам ли свалить великана-гиганта?

Есть у него три бессмертных таланта:

Верить, терпеть... и любить!

Первичное зак- репление ново- го материала

Словарная работа «обереги»

Рассказ «Славянские обереги»



  • О чём сегодня на уроке мы говорили?

Для закрепления решите кроссворд.

  1. Песни, танцы, взявшись за руки, в круг.

  2. Прощальный пир.

  3. предмет или рисунок, обладающий , по представлениям восточных славян, чудодейственной силой.

  4. Круглый хлеб.

Подведение итогов

Комментарии и объявление оценок за работу.

Домашнее задание

Дополнительное чтение «Хлеб – всему голова»

Индивидуальное задание

Сообщение индивидуального задания: прочитать указанные абзацы (1-4) и дать ответы.