Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Мы выбираем радугу» II республиканская научно-практическая конференция... 1 21.07kb.
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного... 2 356.47kb.
Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания 3 472.41kb.
Конкурс «Права человека в современном мире» проводится в целях поддержки... 1 84.75kb.
Программа нравственно-экологического воспитания школьников 1 56.33kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Экологическая культура проблема, которая остро встала в связи с тем... 1 236.82kb.
Концепция развития школы Роль и значение школы в современном обществе 1 144.5kb.
Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения... 1 257.87kb.
Рабочая программа кружка ««Юный эколог»» для 1 класса Авраменко Елена... 1 198.43kb.
Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) 1 397.78kb.
Методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников 1 208.91kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить - страница №1/1

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ДЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАШИХСЯ 10-х КЛАССОВ
« ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
автор: Соколова А.А.

учитель географии

п.СПИРОВО, 2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно.

Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для Х или Х1 классов. В основе содержания курса лежат знания, уже усвоенные учащимися при изучении географии, биологии и других предметов, а также знаний о ПК по земному шару, базовых знаний об уровне развития государств и современных тенденциях развития общества.

Основа курса - теоретические знания о взаимоотношениях природы – человека – общества, а также рассмотрение проблемы единства человека и природы.

Главная идея курса – доказать учащимся, что все в природе взаимосвязано, помочь им понять, для чего человек должен изучить и знать природные связи.

Задачи курса:

- дать знания о единстве мира, о Земле как общечеловеческом доме;

- углубить теоретические знания учащихся в области экологии и охраны природы;

- развивать экологическое мышление, включающее установление причинно-следственных связей, осознание истоков, сущности и путей решения экологических проблем;

- формировать экологическую культуру подростков;

- воспитывать культуру чувств, сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма, культуры экологически оправданного поведения в природе и быту.

Методологической основой изучения вопросов взаимоотношения природы и общества являются ведущие идеи:


  1. идея целостности и единства природы Земля;

  2. идея постоянного изменения природы под влиянием деятельности человека;

  3. идея рационального природопользования;

  4. идея экологической целесообразности труда и поведения людей в окружающей среде.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:

- картографическими ( географическими картами, глобусом);

- текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой);

- диаграммами, рисунками, схемами и др.

Содержание тем элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. По мере расширения и углубления знаний, уровня понимания проблем и идей учащиеся овладевают теоретическими и практическими умениями, которые связаны с исследовательской природоохранной деятельностью. Задачи и основное содержание курса определяет и форму проведения занятий: деловые игры, круглые столы, пресс-конференции, семинары и т.д.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Название тем

курса


Всего

часов


Лекции/ семинары

Практические

работы


Форма

контроля


1.

2.


3.

4.

5.

6.


Введение. История развития экологии как науки. Знакомство с курсом.
Результаты взаимодействия природы и общества

Экологические проблемы России.

Рекреационная география

Урбоэкология (экология города)

Закрепление. Обобщение изученного


1

12


4

7


5

5


6 / 2

2 / 1


3 / 1

2 / 2


1 / 1

4

1

3


1

3


практическая работа, участие в семинаре, прове-рочная работа, тестирование


практическая работа, деловая игра участие в семинаре, самос-тоятельная рабо-та, практическая работа, игра
семинар, прак-тическая работа, игра, защита проекта
деловая игра, тестирование, защита проекта, турнир знатоков



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение ( 1 час)

Тема1: Введение в общую экологию. История развития экологии как науки. Система экологических наук. Знакомство с курсом.


На первом занятии целесообразно познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих работ, которые им предстоит выполнить в течение года. Следует также обсудить возможные темы самостоятельный (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму предоставления материалов и критерии их оценивания. Не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема ( до 10 страниц печатного шрифта).

ТЕМА 2: Результаты взаимодействия природы и общества (12 часов).

1. Лекция: Человек – часть природы ( 1 час).

2. Лекция: Горячие точки планеты (1 час)

Практическая работа №1: Определение территорий военных действий за Х1Х – ХХ1 века.

3. Лекция: Экологические болезни планеты (1 час)

Пресс-конференция «Знаки беды».

4. Лекция: Воздействие человека на литосферу (1 час).

5. Лекция: Процесс обезлесения – часть глобальной экологической проблемы. Лесопользование (1 час)

6. Практическая работа: Изучение лесной проблемы Спировского района (1 час)

7. Лекция: Проблемы пресной воды. Охрана вод. (1 час).

Самостоятельная работа: Выявление основных источников загрязнения пресной воды.

8. Лекция: Мировая энергетика: итоги развития в ХХ веке (1 час).

9. Семинар: Энергетика и окружающая среда (1 час).

10. Лекция: Антропогенное воздействие на биосферу (1 час)

Практическая работа: Виды вмешательства человека в биосферу.

11. Лекция: Глобальные проблемы человечества (1 час).

Практическая работа: Экологические преступления человечества

12. Лекция: Разрушение озонового слоя Земли (1 час).
ТЕМА 3. Экологические проблемы России ( 4 часа)
1.Лекция: Состояние окружающей среды в России до ХХ века (1 час).

2. Лекция: Экологическая обстановка в России (1 час).

3. Практическая работа: Выявление и нанесение на к/к регионов России с острой экологической ситуацией (1 час).

4. Деловая игра: Есть ли у России будущее? (1 час)


ТЕМА 4: Рекреационная география (7 часов).

  1. Лекция: Понятие о рекреационной географии. Виды рекреационной деятельности(1 час).

Самостоятельная работа: Составление плана схемы «Виды туризма».

  1. Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС) как объект изучения рекреационной географии (1 час).

Практическая работа: Составление классификации ТРС по различным признакам.

  1. Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час)

Самостоятельная работа: Составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха»

  1. Лекция: Рекреационные ресурсы мира и их характеристика (1 час)

  2. Урок-практикум: Выявление и нанесение на к/к регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха (1 час).

  3. Семинар: Здоровье человека и окружающая среда (1 час).

  4. Практическая работа: Экологический паспорт местности Спировского района (1 час).

ТЕМА 5: Урбоэкология (экология города) 5 часов.




  1. Лекция: Научные основы урбоэкологии (1 час).

  2. Семинар: Факторы формирования городской среды (1 час).

  3. Урок-практикум: Изучение экологии города (1 час).

  4. Лекция: Особенности планировки и застройки городов России (1 час).

  5. Семинар: Экспертиза (1 час).

Защита проекта: Города будущего.
ТЕМА 6: Закрепление. Обобщение изученного ( 5 часов)


  1. Лекция: Особо охраняемые природные территории (1 час)

  2. Деловая игра: Экологический мониторинг (1 час).

  3. Экологическое тестирование.

  4. Семинар: перенаселение планеты: беда или польза? (1 час)

  5. Экологический турнир знатоков природы (1 час).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Введение.

На первом занятии учащихся знакомят с новой наукой, рассматривают историю развития экологии и её значение на современном этапе; проводят общий экскурс по всему элективному курсу, разрабатывается критерий оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Обсуждаются возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму предоставленных материалов и критерии их оценивания.

В числе тем для самостоятельного исследования можно предложить следующие:

«Воздействие окружающей среды на здоровье человека»,

«Помоги себе сам» (как сберечь здоровье),

«Влияние человека на состояние лесов»,

«Освоение космоса и проблемы экологии»,

«Бизнес-план по решению экологических проблем вверенного Вам производства»,

«Геоэкология как наука» и др.

Итоговая работа может быть представлена учащимися в форме устного сообщения и (или) презентации.


ТЕМА 2: Результаты взаимодействия природы и общества.

В рамках содержания первой темы учащиеся обобщают и углубляют знания по проблемам взаимодействия общества и природы на современном этапе, формируются представления о сущности и причинах возникновения глобальных проблем человечества. Лекции носят установочный характер. Учащиеся получают основы теоретических знаний и необходимый и достаточный фактический материал для дальнейшей самостоятельной работы. На практических занятиях учащиеся выполняют задания по закреплению и дальнейшему осмыслению полученных знаний, а также применению этих знаний к своей местности.


ТЕМА 3: Экологические проблемы России.

Главная образовательно-воспитательная задача содержания этой темы заключается в формировании знаний об экологической ситуации в нашей стране. Лекции носят установочный характер и призваны подготовить учащихся к качественному выполнению практической работы. Во время выполнения практической работы учащиеся работают с историческими, экономическими картами, со статистическими материалами и дополнительной литературой. Во время деловой игры группы представляют результаты исследования по предложенной им проблеме.

ТЕМА 4: Рекреационная география.

Учащиеся знакомятся с рекреационной географией современной географической науки, появлением и становлением этой отрасли географии.

На лекции рассматривается соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Роль отдыха в жизни человека, виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха.

Наиболее общие свойства среды, соответствующие требованиям многих видов отдыха: комфортность, эстетичность качества, доступность, устойчивость, возможность для организации разнообразной рекреационной деятельности.

Особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: альпинизма, зимнего и водного спорта, восстановления здоровья и сил больных людей.

Туризм как особый вид активного отдыха, требования к среде для организации различных видов туризма, наличие экскурсионных объектов как одно из важных условий для организации туризма.

Во время самостоятельной работы составляется план-схема «Виды туризма», выступая в роли администрации туристических предприятий, а также разрабатываются комплексы организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.

Лекция: Территориальные рекреационные системы.

Раскрываются основные свойства ТРС. Комфортность как необходимое условие для людей во время отдыха. Понятие о физиологичной и психологической комфортности. Устойчивость среды к рекреационным воздействиям как одно из важных условий функционирования ТРС. Учащиеся знакомятся с методами определения рекреационных потребностей. Выявление и оценка существующей сети учреждений обслуживания отдыхающих и возможностей для расширения этой сети.

На практической работе учащиеся составляют классификацию ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.

Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС.

Раскрывается необходимость поддержания среды для отдыха в состоянии, обеспечивающем минимально возможный уровень вредных воздействий на человека. Воздействие человека на среду во время отдыха. Роль различных видов рекреационной деятельности в нарушении состояния природных территориальных комплексов. Нарушение естественного состояния природы в процессе формирования и функционирования ТРС.

Понятие о рекреационной дигрессии (ухудшении свойств) ПМК и ее стадиях. Методы определения стадии рекреационной дигрессии. Меры защиты ПМК. Создание культурных ландшафтов, их рациональное использование в рекреационных целях. Создание специальных рекреационных зон, экологических и туристических троп в пределах особо охраняемых территорий.

Во время самостоятельной работы учащиеся составляют карту-схему «Воздействие человека на среду во время отдыха», разрабатывают комплекс мер по улучшению рекреационных свойств среды.



Лекция: Рекреационные ресурсы мира.

Учащиеся узнают о главных рекреационных районах мира:

- побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, закономерности их распределения на земном шаре;

- доступность для отдыхающих разных континентов и стран;

- горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Проблемы, возникающие при организации отдыха в этих районах;

- рекреационные районы по берегам рек и озер;

- районы, богатые природными и культурными достопримечательностями. Их использование для организации туризма;

-экзотические условия, привлекающие людей во время отдыха;

- развитие туризма в труднодоступных районах континентов и регионов, в полярных странах и т.п.

На уроке-практикуме учащиеся выявляют и наносят на к/к районы, наиболее благоприятные для организации отдыха людей, а также разрабатывают рекомендации по рациональному природопользованию в пределах населенных пунктов.

На семинаре «Здоровье человека и окружающая среда» рассматриваются факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, а также влияние природных условий на состояние человека.

Во время урока-практикума учащиеся выявляют рекреационные ресурсы своей местности, дают оценку их состояния, наносят на карту-схему области, дают оценку рекреационного потенциала.

ТЕМА 5: Урбоэкология (экология города).

В рамках содержания данной темы учащиеся получают знания о городах, их типах, знакомятся с классификацией городов и основными стадиями роста. Основные понятия: город, мегаполис, урбанизация. Лекции носят установочный характер. Учащиеся получают основы теоретических знаний и необходимый и достаточный материал для дальнейшей самостоятельной работы.

На семинаре рассматривают факторы формирования городской среды и получают пространственные представления о развитии урбанизации в мире.

Экологические проблемы городов рассматриваются на уроке-практикуме, где на конкретном примере города учащиеся изучают экологическую ситуацию.

При проведении игры «Экспертиза» учащиеся планируют строительство города с учетом экологического вопроса.

В конце изучения темы проводится ролевая игра «Город будущего»,где учащиеся придумывают и защищают собственные проекты.


ТЕМА 6: Закрепление. Обобщение изученного.

На заключительном этапе подводятся итоги изучения элективного курса. Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, выясняются предложения и пожелания учащихся, проводится итоговое тестирование, а также защита самостоятельных (или коллективных) работ по темам, выбранным на первом занятии.