В современном обществе умение достигать успеха через сотрудничество, способность действовать в команде, является одним из наиболее в - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В современном обществе умение достигать успеха через сотрудничество, способность - страница №1/1

Асбестовское муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Разработка тренингого занятия

по развитию лидерских качеств у подростков

Белых Елена Сергеевна

педагог-психолог

контактный телефон:

89221405929


Асбест 2010

Тренинг по развитию лидерских качеств

у учащихся 6 «в» класса

В современном обществе умение достигать успеха через сотрудничество, способность действовать в команде, является одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с готовностью помочь, чуткостью, терпимостью. Эти качества необходимы всем, кто хочет быть конкурентоспособным в жизни, тому, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества. В настоящее время лидерские качества являются залогом достижения высокого социаль­ного статуса в обществе, будь то личная, профессиональная или социальная сферы. Не быть лидером - это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты.

Лидерство - это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью, что на сегодняшний день является приоритетной задачей образования. Все это объясняет стремление подростков развить у себя лидерские качества, по­скольку, с одной стороны, в данном возрасте начинает выступать на пер­вый план потребность в признании, потребность в доминировании, а с другой стороны, современные социально-экономические условия таковы, что человек, обладающий такими лидерскими качествами как активность, уверенность в себе, настой­чивость и другие имеет больше шансов занять лидерскую позицию в кол­лективе, сделать карьеру, получить общественное признание, то есть стать конкурентоспособным в современном обществе.

В связи с этим возникла идея создания и проведения тренинговой программы развития лидерских качеств для учащихся 6-го класса ССК НОД, поскольку именно данные учащиеся испытывают трудности в общении в силу ограниченных возможностей здоровья.

Цель занятий: формирование навыков эффективного взаимодействия в команде, осознание и развитие в себе лидерских качеств таких как «уверенность в себе», «настойчивость», «терпимость», «целеустремлен­ность» и т д.

В данной работе предлагается разработка 3 занятия из данной программы.

Занятие 3.

Цель: Познакомить участников с техниками убеждения, тренировка настойчивости.



№ п/п

Название уп­ражнения

Краткое описание

Цель упражнения

Время

1.

«Я отлича­юсь от дру­гих...»

Участник кидает мячик и го­ворит фразу: «Я отличаюсь от других...». Тот, кто его поймал, должен закончить фразу. А потом кинуть мя­чик следующему участнику и произнести: «Я отличаюсь от других. . . » и так далее.

Осуществить разогрев, настроить на работу.

5мин.

2.

«Техники убеждения»

Ведущий знакомит участни­ков с техниками убеждения.

Познакомить с техни­ками убеждения.

5мин.

3.

«Доверенное лицо».

Участникам раздаются кар­точки с именами членов группы. Задача каждого из участников, убедить группу в том, что человек, чье имя написано на карточке самый достойный претендент на звание «Душа компании». Для этого участники в тече­ние 3-4 минут составляют тезисы своего выступления, не используя такие штрихи, как настоящее имя, яркие внешние отличия. Далее ра­бота производится в микро­группах по 3 человека.

Тренировка умения убеждать людей.

15мин.

(10мин.- на рведение,5 - на обсуждение).



4.

«Управление беседой

Ведущий просит участников разбиться на пары. После этого каждый участник в те­чение двух минут должен сформулировать основную цель предстоящего разгово­ра. Партнёр по общению о цели разговора ничего не должен знать. Задача каждо­го участника во время диа­лога узнать то, что его инте­ресует.

Помочь участникам выявить эффективные приемы владения си­туацией во время раз­говора, отработать не­сколько тактик дейст­вия во время диалога.

15мин.(10 - на про­ведение, 5 - на обсу­ждение)

5.

«Мусорная корзина»

Подведение итогов. Ведущий просит участников подумать о занятии. Пред­ставить свои негативные впечатления в виде какого-то образа, и «выбросить» его в корзину.

Освободиться от нега­тивных впечатлений, полученных во время тренинга, если таковые были.

5 мин

На протяжении данного занятия у учащихся формировались следующие компетентности: учебно-познавательная, коммуникативная, компетентность личностного самосовершенствования. Данные компетентности позволяют учащимся овладеть креативными навыками продуктивной деятельности, сформировать психологическую грамотность, культуру мышления и поведения в коллективе. На протяжении тренинга учащиеся овладевали конкретными навыками убеждения, отрабатывали поведенческие реакции, через работу в группах, в парах, разыгрывали различные социальные роли (продавца, покупателя, родителя, представителя доверенного лица).

Данный тренинг обеспечил высокую познавательную активность участников в овладении необходимыми практическими знаниями и умениями через ролевую игру «Доверенное лицо». Это упражнение было направлено на апробирование техник убеждения .

Достижение цели тренинга обеспечивалось за счет целого ряда групповых феноменов:

- получения обратной связи и поддержки от участников тренинга, которые имеют об­щие цели, переживания, возникающие во время занятий.

- экспериментирования с различными стилями общения;

-отработки совершенно новых для учащегося умений и на­выков взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Карточки с именами




Алена С

Алена А

Алена М

Саша Ш

Влад

Данил

Настя

Саша Е

Миша

Игорь


Карточки с ситуациями

Ты - покупатель, который купил некачественный товар


Подросток, которому нужно разрешение родителей, что бы пойти на дискотеку



Твой сосед, включил музыку на полную громкость, убеди его сделать тише



Ты не выучил домашнее задание, убеди учителя не ставить тебе «2»



Подросток, которому нужно разрешение родителей, что бы пойти на дискотеку



Продавец, которому нужно продать залежавшийся товар


Тебе нужен конспект урока, убеди своего товарища в том, что бы он тебе его отдал


Тебе нужен конспект урока, убеди своего товарища в том, что бы он тебе его отдал



Ты не выучил домашнее задание, убеди учителя не ставить тебе «2»



Ты - покупатель, который купил некачественный товар



Программа тренинговых занятий по развитию лидерских качеств.

Цель тренинга: Развить лидерские качества, у учащихся. Сделать акцент на развитии таких качеств, как «уверенность в себе», «настойчивость», «терпимость», «целеустремлен­ность», так как данные качества учащиеся выделили как главные в ходе групповой дискуссии.

Занятие 1.

Цель: создать благоприятные условия для работы группы, принять правила работы данного коллектива, начать освоение приемов, самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и методов передачи и приема обратной связи.



№ п/п

Название уп­ражнения

Краткое описание

Цель упражнения

Время

1.

Знакомство

Первый участник называет своё имя и говорит своё жизненное кредо, второй участник повторяет слова первого участника, потом называет себя и своё кредо и так далее, последним назы­вает себя ведущий и повто­ряет имена всех участников.

Познакомить участни­ков группы друг с дру­гом и с ведущим.

10 мин.

2.

Правила на­шей группы

Ведущий знакомит участни­ков с основными правилами тренинга, затем идет приня­тие правил данной группы.

Изучить основные пра­вила тренинга, особен­ности данной формы общения.

10-15 мин.

3.


«Зачем я группе»

Участники стоят за кругом со стульями. Ведущий гово­рит, что для упражнения ему нужны несколько человек и просит войти желающих в круг и сесть на стулья. Все остальные по очереди дока­зывают свою нужность группе. Для этого каждый, войдя в круг должен ответить на вопрос: «чем я могу быть полезен группе?». В конце упражнения - обсуж­дение


Научить членов группы самостоятельно чётко и конкретно формулиро­вать свои цели.

З0мин.

4.

«Мои силь­ные сторо­ны»

Ведущий просит назвать 3 -5 сильных сторон своей лич­ности. Каждый из участни­ков называет, остальные -поддерживают, добавляя «А еще ты можешь, умеешь. . . ».

Определить свои силь­ные стороны; активи­зировать умение мыс­лить о себе в положи­тельном ключе

20-25 мин.

5.

«Мусорная корзина»

Ведущий просит участников подумать о занятии. Пред­ставить свои негативные впечатления в виде какого-то образа, и «выбросить» его в корзину.

Освободиться от нега­тивных впечатлений, полученных во время тренинга, если таковые были.

10 мин.

Занятие 2.

Цель: Закрепить навыки активного диалогового стиля общения, способ­ствовать самодиагностике и самораскрытию участников тренинга. Изу­чить и отработать навыки уверенного поведения.



№ п/п

Название уп­ражнения

Краткое описание

Цель упражнения

Время

1.

Приветствие

Каждый участник группы говорит: «Привет, сегодня я буду как» и называет какую-то ассоциацию.

Осуществить разогрев группы, настроить на следующее упражне­ние.

1 0 мин.

2.

«Уверенное, неуверенное и агрессив­ное поведе­ние».

Каждому участнику предла­гается продемонстрировать неуверенную поведенческую реакцию, агрессивную реак­цию и уверенную реакцию в различных гипотетических ситуациях.

Помочь участникам группы отличать уве­ренность от неуверен­ности и агрессивности.

50 мин.(25 мин.- на проведе­ние, 25- на обсужде­ние)

3.

«Трон»

Выбирается участник, он са­дится на стул-трон рядом с ведущим. Остальные по кру­гу говорят, что им нравиться в этом человеке, начиная фразу словами: «Мне нра­виться в тебе. . .». Последним произносит слова ведущий, усиливая положительный эффект.

Поддержать участни­ков; снять возможные негативные пережива­ния.

10 мин.

Занятие 3.

Цель: Познакомить участников с техниками убеждения, тренировка настойчивости.



№ п/п

Название уп­ражнения

Краткое описание

Цель упражнения

Время

1.

«Я отлича­юсь от дру­гих...»

Участник кидает мячик и го­ворит фразу: «Я отличаюсь от других...». Тот, кто его поймал, должен закончить фразу. А потом кинуть мя­чик следующему участнику и произнести: «Я отличаюсь от других. . . » и так далее.

Осуществить разогрев, настроить на работу.

5мин.

2.

«Техники убеждения»

Ведущий знакомит участни­ков с техниками убеждения.

Познакомить с техни­ками убеждения.

5мин.

3.

«Доверенное лицо».

Участникам раздаются кар­точки с именами членов группы. Задача каждого из участников, убедить группу в том, что человек, чье имя написано на карточке самый достойный претендент на звание «Душа компании». Для этого участники в тече­ние 3-4 минут составляют тезисы своего выступления, не используя такие штрихи, как настоящее имя, яркие внешние отличия. Далее ра­бота производится в микро­группах по 3 человека.

Тренировка умения убеждать людей.

15мин.

(10мин.- на рведение,5 - на обсуждение).



4.

«Управление беседой

Ведущий просит участников разбиться на пары. После этого каждый участник в те­чение двух минут должен сформулировать основную цель предстоящего разгово­ра. Партнёр по общению о цели разговора ничего не должен знать. Задача каждо­го участника во время диа­лога узнать то, что его инте­ресует.

Помочь участникам выявить эффективные приемы владения си­туацией во время раз­говора, отработать не­сколько тактик дейст­вия во время диалога.

15мин.(10 - на про­ведение, 5 - на обсу­ждение)

5.

«Мусорная корзина»

Подведение итогов. Ведущий просит участников подумать о занятии. Пред­ставить свои негативные впечатления в виде какого-то образа, и «выбросить» его в корзину.

Освободиться от нега­тивных впечатлений, полученных во время тренинга, если таковые были.

5 мин

Занятие 4.

Цель: Изучить и отработать навыки уверенного поведения.


№ п/п

Название уп­ражнения

Краткое описание

Цель упражнения

Время

1.

«Разогрев»

Каждый участник здоровает­ся, и говорит: «Сегодня я бу­ду самым (красивым, умным и так далее»


Осуществить разогрев, настроить на работу

10 мин

2.

«Деловая встреча»

Каждый участник проводит серии деловых встреч, при­чём каждый раз с новым че­ловеком который выполняет роль клиента, партнёра, за­казчика и так далее.


Научит участников умению устанавливать контакты, и решать во­прос в свою пользу.

30 мин.

3.

«Растопи круг»

Участники встают в круг и берутся за руки. Доброволец входит в круг. Он окружен, и его задача убедить круг в том, чтобы его выпустили.


Тренировка настойчи­вости.

20 мин.

4.

«Прыг, скок , табуретка.»

Участники встают «парово­зиком» прыгают и кричат: «Прыг, скок, табуретка».

Снять напряжение по­лученное в ходе заня­тия, избавиться от нега­тивных эмоций.

10 мин

Занятие 5.



Цель: Научиться быть терпимее, к партнерам по общению.


№ п/п

Название уп­ражнения

Краткое описание

Цель упражнения

Время

1.

«Нетрадици­онное при­ветствие»

Участники приветствуют друг друга нетрадиционно: - тыльной стороной ладони - коленями - плечами -лбами.

Осуществить разогрев, настроить на работу.

1 0 мин.

2.

«Заезженная пластинка»

Участники делятся на пары. Моделируется проблемная ситуация Один из участни­ков продавец, второй поку­патель. Покупатель просит обменять продавца некаче­ственный товар. Задача по­купателя ровным, спокой­ным голосом повторять одну и ту же просьбу, пока не убедишь продавца. Задача продавца не слушать поку­пателя.

Тренировка терпимого отношения к собесед­нику, выявление наи­более эффективных приёмов владения ситуацией во время раз­говора.

30-40 мин. (20 -30 минут на прове­дение, 10 на обсуждени

3.

«Налет орды, на отрешен­ных»

Участники делятся на две группы. 1 группа -отрешенные, 2-орда.Задача отрешенных погрузиться в себя, застыть .По сигналу ведущего на отрешённых налетает орда. Задача орды разморозить отрешенных, причем не дотрагиваясь до них. Игра - бой продолжает­ся 2 мин., потом команды меняются.

Тренировка терпимо­сти, целеустремленно­сти.

20 мин. (10- на проведе­ние, 10 на обсужде­ние).

4.

«Нетрадици­онное про­щание»

Участники прощаются друг с другом нетрадиционно: - стопами ног (тыльной сто­роной) - носами - спинами - глазами.

Снять напряжение по­лученное в ходе заня­тия, избавиться от нега­тивных эмоций.

10 мин.

Занятие 6.

Цель: Завершить работу тренинговой группы, оказать необходимую психологическую поддержку и настроить на будущее.

№ п/п

Название уп­ражнения

Краткое описание

Цель упражнения

Время

1.

«Кто Я»

Каждый участник говорит, что нового он приобрел во время тренинговых занятий, кем он стал.

Осуществить разогрев, настроить на работу.

20 мин.

2.

«Листок на спине»

Каждому из участников при­крепляется на спину лист бумаги, разделенный на две половины. Одна половина со знаком «+», другая со знаком «-».Участники должны на- писать друг другу на листах свои впечатления о данном человеке, его сильные и слабые стороны

Оставить участнику напутствие от группы, в котором сформулиро-

ваны общие выводы и впечатления друг о друге



30 мин.(20 - на проведение,

10- на об-суждение)



3.

« А, что дальше?»

Каждый участник высказы­вается о своих перспектив­ных целях, о том, как он планирует использовать по­лученные навыки в ходе тренинговых занятий.

Принять каждым ответ­ственность за свое ближайшее будущее

20 мин.

4.

«Прощаль­ный костер»

Каждому участнику даётся время подумать и записан, на листе бумаги те негатив­ные переживания, которые были получены в ходе тренинговых занятий. После этого данный листок сжига­ется.

Окончательно освободиться от негативных впечатлений, получен­ных во время тренинга.

10 мин