В современных условиях развития человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Да и не в состоянии никакая ме - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок. «Природная среда и болезни человека» 1 27.27kb.
Макет доклада управления народного образования администрации города... 1 60.98kb.
Укрепление здоровья школьников и оптимизация физического развития... 1 82.75kb.
Нет большего горя для родителей, чем потеря своего ребенка 1 467.96kb.
Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья... 1 59.73kb.
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия 1 225.04kb.
Рациональное питание, являющее­ся основным условием здоровья, невозможно... 2 847.83kb.
Методические рекомендации для педагогов тема: «оптимизация двигательной... 3 724.62kb.
«Качество воды и его влияние на здоровье человека» 1 375.17kb.
Программа развития муниципальной системы образования муниципального... 8 2429.06kb.
Программа Развития муниципальной системы образования муниципального... 7 970.39kb.
Путешествие по регионам Африки. Цель урока : обобщить и систематизировать... 1 40.7kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
В современных условиях развития человека невозможно без построения системы формирования - страница №1/1

Пояснительная записка

«Для того, чтобы человек мог соответствовать

своей роли венца природы и выполнять

историческую миссию на Земле

и в космосе, он должен быть здоровым»

. И.И.Брехман.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения понятие "здоровье" трактуется как состояние человека, которому свойственно не тoлько отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

В современных условиях развития человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо создавать болезни легче, чем лечить.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых было установлено, что здоровье человека зависит от успехов здравоохранения и от образа жизни. В то же время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем здоровых навыков в семье, дошкольном учреждении и школе по-настоящему никто не занимается.

Согласно существующим представлениям, здоровье - это способность адаптироваться к условиям окружающей среды. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что идеально здоровых детей очень немного. Если у таких детей не выработать навыков здорового образа жизни, то в дальнейшем маленькие нарушения в работе внутренних органов могут перерасти в большие, которые устранить намного сложнее.

Результаты комплексных изучений динамики состояния физического здоровья школьников, их работоспособности и утомления вызывали и вызывают тревогу. Таким образом, актуальность программы обусловлена тенденцией ухудшения здоровья подрастающего поколения в современных условиях. Сегодня требуются действенные меры со стороны не только врачей, но в равной степени и учителей, родителей, широкой общественности.

Младший школьный возраст - это период эталонно-образного воспитания мира возраст запечатления ребенком своего места в мире знаний и осознание ребенком своего ученичества и необходимости почитания взрослых, особенно учителя.

Ведущие идеи программы базируются на принципах личностно-ориентированной педагогики: природосообразности, культуросообразности, личностного подхода и предполагают:



  • активное взаимодействие субъектов образовательного процесса (учеников, педагогов, родителей);

  • формирование отношения учащегося к себе как ценности, эмоционально и социально значимой личности;

  • сохранение здоровья и психики школьника, формирующихся в условиях большого потока информации, стрессов, неблагоприятной экологической ситуации и тревожной социальной обстановки города;

  • широкая социализация на принципах валеологизации;

  • развитие "личностных функций" (В.В.Сериков) путем формирования здорового образа жизни учеников, родителей и педагогов.

Цель программы:

  • психолого-медико-педагогическая поддержка в самопознании, самоопределении учащихся по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, развитие положительного отношения к своему здоровью.

Исходя из вышесказанного, главными задачами для решения поставленной цели в укреплении и поддержке физического и психического здоровья учащихся являются:

  • предоставление школьнику разнообразных средств удовлетворения потребностей в свободной игровой деятельности с целью развития физических навыков;

  • формирование основных правил личной гигиены и безопасной жизни;

  • обучение умению управлять своим поведением.

Основным средством реализации программы является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, что включает в себя:

  • создание банка данных медицинского обследования учащихся с целью выявления групп риска и индивидуальных факторов риска;

  • создание условий для обучения основам здорового образа жизни;

  • обеспечение психологического настроя на здоровый образ жизни детей, учителей, родителей;

  • освоение новых педагогических технологий для реализации программы.

Учебная программа реализуется на занятиях групп продленного дня.

О наполняемости групп и классов, обучающихся по данной программе

а) предельная наполняемость объединения - 15 человек;

б) для обеспечения индивидуального подхода предполагается практиковать работу небольшими подгруппами.

Программа "Расти здоровым" предназначена для учащихся начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группах продленного дня.

Сформировать полезные привычки, обеспечить их в качестве норм, довести их до автоматизма.

Помочь в овладении детьми навыками общей культуры, в том числе культуры тела, жилища, санитарии и личной гигиены.

Развивать двигательную активность детей в течение учебного дня.

Научить детей выбирать оптимальную физическую нагрузку, снимать стресс простейшими приемами психотерапии.

Курс рассчитан на 105 часов.



Учебно-тематический план



Наименование темы

Общее количество часов

По классам

В том числе

1

2

3

4

теория

практика

1

Режим дня

4

1

1

1

1

2

2

2

Организм - физиологическая система

17

3

3

4

7

10

7

3

Закаливание организма

7

3

2

1

1

5

2

4

Гигиена организма. Детская косметика

10

4

4

1

1

6

4

5

Питание

12

3

1

1

7

9

3

6

Привычки

4

1

1

1

1

4

-

7

Правила безопасного поведения

24

6

8

6

2

20

4

8

Нравственно-этические беседы

7

1

3

1

2

5

7

9

Спорт и туризм

12

3

3

3

3

6

6

10

Первая помощь

10

1

3

3

3

1

9

11

Литература о медицине

5

1

1

2

2

5

-

12

Болезни и их лечение

15

5

5

4

1

12

3

13

Здоровый образ жизни

16

3

6

4

3

13

3


Содержание курса

1 класс

1. Режим дня первоклассника (1 час)



  • режим работы и отдыха

2. Организм - физиологическая система (3 часа)

  • Упражнения для мышц рук, улучшение осанки, упражнения для глаз, забота о глазах

Практическое занятие: упражнения для снятия усталости глаз.

3. Закаливание организма (3 часа)



  • Времена года

  • Беседа: здоровый образ жизни.

4. Гигиена организма (4 часа)

  • Уход за руками, ногами, зубами, ушами, волосами и кожей.

  • Практическое занятие: праздник чистоты и здоровья "В гостях у Мойдодыра"

5. Питание (3 часа)

  • Режим питания. Полезная и вредная пища

  • Практическое занятие: праздник леса: "Что лес нам дает?"

6. Привычки (1 час)

  • Хорошие и плохие привычки

7. Правила безопасного поведения (6 часов)

  • Общие правила безопасного поведения - в квартире, на улице, в транспорте, в лесу, с огнем

  • Практическое занятие: экскурсия по школе "Способы охраны здоровья в школе"

8. Нравственно-этические беседы (1 час)

  • Что меня радует и огорчает в школе

9. Спорт и туризм (3 часа)

  • Что такое туризм и виды туризма

  • «Веселые турстарты»

10. Первая помощь (1 час)

  • Экстренные службы и их телефоны

  • «Юный пожарный»

11. Литература о медицине(1 час)

12. Болезни и их лечение (5 часов)



  • Кладовая леса, лекарственные растении; болезнь лучше предупредить, чем лечить; прививки

  • Практическое занятие: праздник "Азбука Айболита"

13. Здоровый образ жизни (3 часа)

  • Формирование первоначального понятия о валеологии.

  • Практическое занятие: "Мойдодыр".


2 класс

1. Режим дня второклассника (1 час)



  • составление режима дня

2. Организм - физиологическая система (3 часа)

  • Я на солнышке лежу - СОН

  • Практическое занятие: КВН "Будь здоров!"

3. Закаливание организма (2 часа)

  • Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

4. Гигиена организма (4 часа)

  • Правила личной гигиены в походных условиях;

5. Питание (1 час)

  • Питание в походе

6. Привычки (2 часа)

  • Вредные привычки и как от них избавиться.

  • Вредные советы от Г. Остера

7. Правила безопасного поведения (8часов)

  • электричество

  • травмы

  • отравление

  • поведение на воде

  • правила поведения в общественном месте

8. Нравственно-этические беседы (3 часа)

  • нехорошие слова

  • дети-инвалиды

  • как помочь больным

9. Спорт и туризм (3 часа)

  • роль туризма и спорта в нашей жизни

  • личное и групповое снаряжение туриста

  • мини -слет

10. Первая помощь (3 часа)

  • Практическое занятие: первая помощь при: порезах, ушибах, переломах,отравлениях дымом, жидкостями, укусах насекомыми

11. Литература о медицине (1 час)

  • Книги о медицине для детей

12. Болезни и их лечение (5 часов)

  • болезнь лучше предупредить, чем лечить; правила сбора лекарственных трав; ядовитые растения

  • Практическое занятие: "У меня зазвонил телефон"

13. Здоровый образ жизни (6 часов)

  • Стрессы и здоровье; массажи и точки

  • Практическое занятие: экскурсионные походы.


3 класс

1. Режим дня (1 час)



  • Составление режима дня для третьеклассника

2. Организм - физиологическая система (4 часа)

  • работа мозга

  • наши нервы

  • работа органов чувств

  • сердце

3. Закаливание организма (1 час)

  • виды и способы закаливания

4. Гигиена организма (1 час)

  • Средства по уходу за кожей лица

5. Питание (1 час)

  • Витамины в продуктах питания

6. Привычки (1 час)

  • Компьютер- наш друг и враг

7. Правила безопасного поведения (6 часов)

  • игры на свежем воздухе (игры на воздухе)

  • как уберечься от травм на спортивной площадке?

8. Нравственно-этические беседы ( 2 часа)

  • будь внимательнее к старшим

  • «Беседа о дружбе» воспитательное мероприятие

9. Спорт и туризм (6 часов)

  • Что такое профессиональный спорт? Его виды

  • Переправы и правила их прохождения

10. Первая помощь (3 часа)

  • Оказание первой медицинской помощи

  • Практическое занятие: "Солнышко ..." (тепловой удар)

11. Литература о медицине (2 часа)

12. Болезни и их лечение (4 часа)



  • народная медицина

  • домашняя аптека (лекарственные травы)

13. Здоровый образ жизни (4 часа)

  • комнатные растения

  • уют в нашем доме


4 класс

1. Режим дня (1 час)



  • составление режима дня и его организация

2. Организм - физиологическая система (3 часа)

  • органы чувств

  • работа сердца, мозга

  • двигательная система организма

  • наши нервы, мышцы

3. Закаливание организма (1 час)

  • С чего начать?

4. Гигиена организма. Детская косметика

  • Средства по уходу за кожей лица и тела

5. Питание (7 часов)

  • Режим питания. Полезная пища.

  • Экскурсия в столовую. Как правильно готовить еду?

  • Организация питания в походе

6. Привычки (1 час)

  • Как избавиться от вредных привычек?

7. Правила безопасного поведения (2 часа)

  • Во время прогулок, походов

8. Нравственно-этические беседы (2 часа)

  • Что несет для меня радость и как избавиться от плохого?

9. Спорт и туризм (6 часов)

  • Какие виды спорта есть на О.И.

  • Беседа: Как стать спортсменом?

  • Виды костров

  • Способы ориентирования на местности

10. Первая помощь (3 часа)

  • Экстренные службы и телефоны их вызовов

  • Первая помощь при ожогах, при травмах

11. Литература о медицине (2 часа)

  • Книги о народной медицине Лекарственные травы

12. Болезни и их лечение (1 час)

  • Аллергия. Сегодняшние заботы медицины.

13. Здоровый образ жизни (3 часа)

  • «Путешествие на поезде здоровья»

  • Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь»


Список литературы

1. Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г. “Букварь здоровья”. Г.К. Зайцев, 1998 г. Программа “Расти здоровым”

2. И.В. Воронцов, А.В. Мазурин “Справочник по детской диетике” -Л.: Медицина, 1980 г.

3.Т.Г. Глушаков, Л.Н. Волкова. “Тайны здоровья ребенка” 1*994 г.

4. Мур Дж. “Принципы этики”. - М.: Наука 1984 г.

5. К.В. Кроун, Л.Р. Либерман, К.А. Пармз. “Знай свое тело”

6. С.Я. Соколов, И.П. Замотаев. “Справочник по лекарственным растениям”. - М.: Медицина, 1990 г.

7. Л.Г. Татарникова. “Валеология”



Тирикурал. Праведность, Мудрость, Любовь. - М.: Худ. литература, 1975 г.