В соответствии с миссией муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с углубленным и - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 2015.26kb.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней... 3 644.4kb.
Макет публичного отчета директора ново- харитоновской средней общеобразовательной... 1 109.25kb.
1 Положение устанавливает статус платных дополнительных образовательных... 1 97.3kb.
Из опыта работы учителя немецкого языка моу «сош с углубленным изучением... 2 395.44kb.
Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг... 1 132.24kb.
Щество учащихся муниципального образовательного учреждения средней... 1 175.76kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 3011.52kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... 5 1100.17kb.
Публичный доклад Муниципального общеобразовательного учреждения Магистральнинской... 4 719.97kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4456.64kb.
Программа защищена на заседании районного мс 1 220.01kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
В соответствии с миссией муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - страница №1/1

Инновационный проект

«Если ученик готов, учитель придет» - дистанционное обучение в едином образовательном пространстве школы


  1. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта

В соответствии с миссией муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №14 г.Химки (далее МБОУ СОШ №14), определенной как воспитание и развитие личности, мобильной в образовании, стремящейся к саморазвитию, самообучению, к высоким жизненным идеалам, в данном проекте индивидуализация потребностей в образовании в современной школе – основная решаемая проблема. Это позволяет сформулировать цели и задачи предлагаемого проекта.

Цель проекта: создание условий для реализации права всех учащихся на получение общедоступного, бесплатного и качественного образования с использованием дистанционных технологий (далее ДТ), позволяющих выбирать траекторию индивидуального развития с учетом потребностей сегодняшнего дня.

Задачи проекта:

  • Разработать организационную схему учебного процесса с использованием ДТ с опорой на рекомендуемые методические, дидактические, здоровьесберегающие и иные подходы.

  • Разработать модели дистанционного обучения для различных категорий учащихся.

  • Разработать модели систем мониторинга эффективности качества образования с использованием ДТ.

  • Создать методические рекомендации для организации обучения с использованием ДТ для всех учащихся в школах.

  • Создать организационную структуру межсетевого взаимодействия школ г.о. Химки для обеспечения удовлетворения потребностей в образовании учащихся.

  • Дать экономическое обоснование предлагаемых идей.

  1. Система показателей по достижению целей проекта:

Технология введения инноваций особенно важна. Ведь полноценный инновационный процесс рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.

Система показателей по достижению целей предлагаемого проекта будет формироваться исходя из следующих действий:



  • определение потребности в изменениях;

  • сбор информации и анализ ситуации;

  • разработка нововведения;

  • разработка плана внедрения;

  • принятие решения о внедрении (освоении);

  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

  • длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Тогда показателями достижения целей станут изложенные далее положения, заложенные в структуру проекта.

Во-первых, уже на этапе проектирования заранее закладываются системы мониторинга для отслеживания хода реализации предлагаемых идей, которые будут отражаться на публичном сайте учреждения.

Во-вторых, планируется создание Банка Желаемых Компетенций учащихся, что позволит оценивать реальные запросы основных потребителей услуг сферы образования и корректировать модели дистанционного обучения.

В-третьих, планируется создание Банка Педагогических Рекомендаций по проведению уроков, работе модулей в рамках дисциплин и т.д., что будет усовершенствовать процедуру дистанционного обучения и послужит основой для дальнейшего межсетевого взаимодействия педагогического корпуса школ города.

  1. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

  • Создание моделей ДО для различных категорий учащихся, а именно:

    1. Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

    2. Дистанционное обучение детей, которые переносят длительное заболевание;

    3. Дистанционное обучение детей, которые по семейным обстоятельствам вынуждены уехать на неопределенное время за пределы Российской Федерации, но желающие закончить российскую школу;

    4. Дистанционное обучение в рамках выбранных учащимися предметных модулей, дисциплин (включая контингент учащихся других школ г.о. Химки);

    5. Дистанционное обучение одаренных детей в рамках организации проектной деятельности;

    6. Дистанционные курсы в профильных классах;

    7. Дистанционное обучение в рамках межсетевого взаимодействия с другими школами г.о. Химки.

  • Привлечение передового педагогического корпуса города к работе школы.

  • Рост удовлетворенности населения работой ОУ.

  • Программы элективных курсов, проектной деятельности, кружковой деятельности, предметных модулей и др. с использованием ДТ.

  • Рост компетенций преподавательского корпуса в сфере использования современных ИКТ технологий в образовательном процессе.

  • Модели систем электронного мониторинга эффективности качества образования с использованием ДТ.

  1. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.

Сегодня перед отечественным школьным образованием стоит непростая задача – формирование личности, хорошо ориентирующейся в современном быстроменяющемся мире высоких технологий и ограниченных ресурсов, обладающей мобильностью, компетенциями, способностью к конкуренции и саморазвитию. Поэтому вопросы индивидуализации обучения и формирования этих качеств личности встают особо остро.

Проектирование индивидуальных учебных маршрутов актуально сегодня практически для любой дисциплины, а субъектом проектирования могут выступать как отдельные школы (предметные кафедры) и преподаватели, выбирающие ту или иную образовательную стратегию, так и сами учащиеся, определяющие наиболее оптимальную для себя учебную траекторию, дополнительную к основному общему образованию, получаемому в школе. 

В литературе [1] отмечается, что переход к системе многоуровневого образования, развитие мобильных образовательных программ и стандартов, достижение академической мобильности предполагают наличие альтернатив в образовательной сфере и заставляют обучающегося делать выбор, исходя из собственных возможностей. Применительно к школьному образованию это означает, что, в конечном итоге, выбор индивидуального маршрута обучения позволит каждому развить не только те качества личности, которые требуются «здесь и сейчас», но и сформирует у учащегося такие универсальные учебные действия, которые дадут ему возможность в дальнейшем ориентироваться и быстро обучаться в следующих интересных ему направлениях деятельности.

Разработка индивидуальных образовательных траекторий – многоплановый процесс [2], призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности,  возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной учебы в школе, ВУЗе и далее работы в профессиональной сфере. Современная школа готова реализовать данный процесс, благодаря бурному развитию компьютерных технологий, информационно-коммуникационных систем, успешно внедряющихся в систему образования. Так, среди прочих педагогических технологий особое место занимают дистанционные технологии и дистанционное обучение (далее по тексту ДТ и ДО).

МБОУ СОШ №14 имеет определенный опыт по внедрению и организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий, так как с 2011 года является пилотной школой г.о.Химки по реализации проекта дистанционного обучения детей-инвалидов. В учреждении имеется техническое, программное, лабораторное оборудование для проведения уроков с дистанционной составляющей по различным дисциплинам. Организована система подготовки педагогических и других кадров, внедряющих ДО. Проводятся мониторинги эффективности качества обучения с использованием ДТ. Налажено взаимодействие с родителями детей-инвалидов, что позволяет вовремя реагировать на запросы и пожелания потребителей образовательных услуг. Имеется высокоскоростной доступ к сети Интернет, обеспечивающий бесперебойную связь во время уроков, проходящих в режиме on-line.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 приказа Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (пункт 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137). Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца.

Для организации любой модели образовательного процесса с использованием дистанционных технологий реализуется определенный алгоритм действий:


  • формирование нормативной базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

  • формирование материально-технической базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

  • отработка моделей организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

  • подготовка кадров, владеющих методиками обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

  • обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Успешное прохождение всех указанных действий позволяет нам иметь определенные амбиции по дальнейшему расширению дистанционного обучения для всех учащихся и реально оценивать достижимость заявленных целей проекта.



  1. Сроки и этапы реализации проекта.

I этап – период с 01.09.2013г. по 31.05.2014г.

Разработка нормативной базы: изменения в Уставе учреждения, должностных обязанностях сотрудников учреждения, создание программы проекта

Уточнение круга решаемых проблем путем анализа ситуации и диагностирования необходимых нововведений и изменений в образовательный процесс

Формирование запросов учащихся (в том числе других школ) и создание Банка Желаемых Компетенций

Анализ материально-технической базы учреждения и вывод о необходимых закупках программного, лабораторного, технического инвентаря для организации новой формы образовательного процесса

Предварительная разработка учебных модулей, направлений обучения, оценка возможностей создания расписания учебного процесса, удобного для всех участников

Подготовка и привлечение кадров для проведения дистанционного обучения в рамках разработанных модулей

Организация Банка Педагогических Рекомендаций – дидактических, методических и иных при организации уроков с использованием ДТ



II этап – период с 01.09.2014г. по 31.05.2015г.

Разработка систем электронного мониторинга эффективности качества образования с использованием дистанционных технологий

Создание ресурсной базы педагогических разработок, видеотеки, методических пособий по различным направлениям внедрения проекта и их публикация на сайте учреждения

Коррекция моделей в соответствии с новыми запросами учащихся в Банке Желаемых компетенций

Организация Кредитно-Модульной системы обучения в межсетевом взаимодействии с другими школами г.о.Химки

Организация взаимодействия с родительским корпусом для определения социальной значимости и эффективности внедряемого проекта

Организация площадки на базе школы для проведения семинаров, конференций, круглых столов, фестивалей открытых уроков и иных мероприятий для демонстрации и распространения накопленного опыта

III этап – период с 01.09.2015г. по 31.05.2016г. (и далее)

Обобщающие мероприятия – отладка уязвимых мест проекта

Продолжение пополнения и обновления технического, программного и иного оборудования

Корректировка новых промежуточных целей для полноценного внедрения дистанционного обучения наряду с традиционным

Анализ эффективности с использованием систем мониторинга

Продолжение просветительской работы школы по обмену опытом



  1. Возможные способы внедрения проектной разработки

Общая концептуальная схема предлагаемого проекта представлена на схеме (Рис. 1).

Рис. 1. Концептуальная схема проекта





Основные модели, предлагаемые в проекте и возможность их реализации.


    1. Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Рис.2. Организационная схема дистанционного обучения детей-инвалидов

Нормативная база – полностью разработанная нормативно-правовая база документов, регламентирующих дистанционное обучение детей-инвалидов, система оплаты труда и поощрения работы педагогов, организация курсов повышения квалификации кадров, внедряющих дистанционное обучение.

Материально-техническая база – наличие программно-технического комплекса для работы педагога и ученика (программное обеспечение – операционные системы, офисные приложения, программы «Живая математика», «Живая физика», «Живая география», «ПервоЛого»), наличие лабораторного оборудования для проведения экспериментов по естественнонаучным дисциплинам, наличие высокоскоростного доступа к ресурсам сети Интернет у учащихся и учителей.

Методическая база – наличие рабочих программ по всем дисциплинам школьной программы с указанием дистанционной составляющей (контент, используемое программное и лабораторное оборудование), наличие разработок уроков с дистанционной составляющей, организация и участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях различного уровня с демонстрацией своего опыта.

Возможное направление дальнейшего развития – создание методических пособий по различным дисциплинам для проведения дистанционных уроков с учетом особенностей заболевания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание Банка Педагогических Рекомендации к организации и проведению дистанционных уроков.

    1. Дистанционное обучение одаренных детей в рамках организации проектной деятельности

Рис.3. Организационная схема модели дистанционного обучения одаренных детей

Педагоги школы давно и успешно используют в своей практике проектную технологию. Результаты работы наших учащихся оцениваются на конкурсах различного уровня по всем направлениям научных дисциплин, что отражено в Публичных отчетах учреждения на официальном сайте. Потенциал талантливых и одаренных учащихся по-прежнему высок и, поскольку в настоящее время приветствуется деятельностный подход в обучении, то именно использование дистанционного сопровождения проектной работы позволит максимально развить самостоятельность учащегося в разработке проектной работы, что выделит его четкую авторскую линию (главное для юного ученого) и консультационную работу педагога.



Возможное направление дальнейшего развития – для полноценного внедрения данной модели обучения с использованием дистанционных технологий, необходимо полное дооснащение всех кабинетов школы необходимым сетевым оборудованием (web-камеры, микрофоны, программное обеспечение – Skype (в том числе многопользовательский), специализированное программное обеспечение для создания и оформления проектных работ учащихся, исходя из их запросов).

    1. Дистанционные обучение в профильных классах

Рис.4. Организационная схема модели дистанционного обучения в профильных классах

В МБОУ СОШ №14 реализуются программы углубленного изучения математики, расширенного изучения физики и информатики, профильного изучения истории, литературы, права и обществознания. Учащиеся школы демонстрируют высокие результаты при итоговой аттестации, поступают в лучшие ВУЗы страны, становятся хорошими специалистами. Поэтому в школе организованы ежегодные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА по всем предметам (обязательным и по выбору учащихся).



Возможное направление дальнейшего развития – создание Ресурсного центра на базе сайта учреждения, где будут располагаться программы элективных курсов, материалы для подготовки к олимпиадам, для подготовки к итоговым экзаменам для учащихся. Т.е. организация off-line обучения – консультации с педагогами, отработка необходимых учебных действий и получение своевременной поддержки при решении практических задач.


    1. Дистанционное обучение детей, которые переносят длительное заболевание

Рис.5. Организационная схема модели дистанционного обучения детей, переносящих длительное заболевание




Обоснование проблемы и возможное направление решения – работа с родителями наиболее важна для образовательного учреждения, поскольку они представляют интересы учащихся. Дистанционная поддержка учащегося, переносящего длительное заболевание, обеспечит непрерывность его обучения, возможность находиться с классом согласно расписанию или индивидуально по договоренности с учителем. Это, несомненно, способствует росту удовлетворенности населения работой школы и послужит положительным примером для других образовательных учреждений.

    1. Дистанционное обучение детей, которые по семейным обстоятельствам вынуждены уехать на неопределенное время за пределы Российской Федерации, но желающие закончить российскую школу

Рис.6. Организационная схема модели дистанционного обучения детей, учащихся за пределами Российской Федерации

Жизненные ситуации учащихся постоянно меняются. Так, часто встречаются случаи, когда они вынуждены покинуть страну, но хотят продолжить учиться в нашем учреждении. Предлагаем модель дистанционного обучения для таких детей.



Возможное направление решения проблемы – разработка нормативной базы документов, организация уроков и вовлечение в проектную деятельность таких учащихся.


    1. Дистанционное обучение в рамках выбранных учащимися предметных модулей, дисциплин (включая контингент учащихся других школ г.о.Химки)

Модульное обучение – также современная технология, эффективность которой может быть подтверждена благодаря использованию дистанционного обучения. Поскольку именно модульное обучение может конкретизировать образовательные цели применительно к запросам сегодняшнего дня.

Рис.7. Организационная схема модели дистанционного обучения учащихся в рамках выбранных модулей





Возможное направление решения проблемы – разработка модулей программ по различным дисциплинам или разделам в рамках дисциплин, привлечение передового опыта сотрудников других учебных заведений, школ, ВУЗов, учреждений СПО. Это обеспечит взаимодействие всех участников образовательной системы города, сформирует их контингент.


    1. Дистанционное обучение в рамках межсетевого взаимодействия с другими школами г.о. Химки

Близость городского округа Химки к Москве приводит к дефициту педагогических кадров. Одновременно демографический рост приводит к тому, что у жителей микрорайонов города возникают запросы по организации профильного обучения учителями разных школ. В настоящее время, благодаря идее создания в г.о.Химки Единого Информационного Пространства, техническая реализация которого возложена на Информационно-Технический центр города, есть основание говорить о межсетевом обучении. К тому же, в городе уже работает система по подготовке одаренных детей к предметным олимпиадам в сетевом, но пока нецифровом режиме. Так, на базе МБОУ СОШ №14 осуществляется подготовка к олимпиаде по географии для учащихся школ города.

Рис.7. Организационная схема дистанционного обучения в рамках межсетевого взаимодействия


Возможное направление решения проблемы – определение запросов и установка сетевого оборудования, что в школе планируется сделать в течение 2013 – 2014 учебного года.

Подведем итог. Для того, чтобы предлагаемая идея организации дистанционного обучения претворилась в жизнь, требуется разработка критериев эффективности.

Эта идея представлена в Приложении №1 к тексту данного проекта.

Будущее неумолимо приближается к нам. И хочется не догонять, а опережать время. И, на наш взгляд, дистанционное обучение будет неотъемлемой частью любого образования.



  1. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения.

http://www.himki-school14.ucoz.ru

Литература



  1. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: Научная монография. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2008. – с. 343-344

Мирошникова О.Х. Педагогическое сопровождение студентов в реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе иноязычной подготовки в неязыковом ВУЗе