В работе определяется актуальность экологического проектирования как вида профессиональной деятельности в сфере защиты окружающей ср - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Защита окружающей среды и прав животных одна из самых насущных проблем... 1 96.54kb.
Урок-конференция по теме «Глобальный экологический кризис» 1 102.22kb.
Управление безопасностью в оу 1 51.42kb.
Задача: показать положительную роль химии в решении проблемы охраны... 1 96.25kb.
Учебно-методический научно-исследовательский комплекс 1 62.57kb.
Тест по географии на тему «Загрязнение и охрана окружающей среды. 1 32.87kb.
Вопросы к контрольной работе №1 по курсу «Организация, управление... 1 17.17kb.
Цель программ – дополнительная подготовка 1 66.88kb.
Коммуникативная компетенция рассматривается как одна из важнейших... 1 107.4kb.
«Развитие кадрового потенциала профессиональной среды оу в условиях... 1 281.94kb.
Экология как стратегия выживания. Глобальные проблемы экологии 1 291.96kb.
«Алмазодобывающая промышленность Якутии» 1 81.57kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
В работе определяется актуальность экологического проектирования как вида профессиональной - страница №1/4



УДК 502.3 : 504.75(075.8)
Проект федерального государственного образовательного

стандарта среднего профессионального образования

по специальности 280202 «Экологическое проектирование»

(квалификации «техник-проектировщик», «старший техник-проектировщик»)
Козачек А.В.
Тамбовский государственный технический университет
Аннотация
В работе определяется актуальность экологического проектирования как вида профессиональной деятельности в сфере защиты окружающей среды. Выявляются особенности и положительные стороны введения в штат организации должности техника- проектировщика по специальности 280202 «Экологическое проектирование». Определяются область, объекты и виды профессиональной деятельности техника-проектировщика. Анализируются отличия видов профессиональной деятельности техника-проектировщика и старшего техника-проектировщика. Предлагается перечень дидактических единиц в целях организации профессиональной подготовки по специальности «Экологическое проектирование». В Приложении к статье представлен полный текст проекта образовательного стандарта по специальности 280202 «Экологическое проектирование» направления 280200 «Защита окружающей среды».
Ключевые слова: экологическое проектирование, экологические проекты, защита окружающей среды, федеральный государственный образовательный стандарт, среднее профессиональное образование, техник-проектировщик, старший техник-проектировщик, эколог, ВУЗ, колледж, ПРЕДПРИЯТИЕ, РАБОТОДАТЕЛЬ, РЕГИОН, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

__________________________________________________________________


Описание проблемы и постановка задачи

Деятельность в сфере защиты окружающей среды подразумевает, в том числе, и проектирование необходимых мероприятий, оборудования и средств. Главную роль в таком проектировании играет инженер по охране окружающей среды (инженер-эколог) на предприятии, в научно-исследовательском институте, проектной организации. Однако инженер по охране окружающей среды в процессе проектирования решает более «глобальные» задачи, такие, как принятие решений на различных стадиях проектирования, выбор методов и средств проектирования, определение направлений проектирования, проектирование наиболее сложных и важных узлов и оборудования защиты окружающей среды. Что касается менее трудоемких задач, таких, как расчеты отдельных деталей и узлов, конструирование вспомогательного оборудования, проектирование несложных аппаратов и схем, то их решение может осуществлять и техник-проектировщик, имеющий профильное среднее профессиональное образование. Еще в Советском Союзе на машиностроительных предприятиях техники-проектировщики играли значительную роль в процессе проектирования оборудования.

Еще одним приложением знаний, умений и навыков техника-проектировщика может стать разработка так называемых экологических проектов, например, проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), проектов нормативно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты (НДС), проектов нормативов образования отходов, их размещения и ликвидации (НООРЛ) и т.д. Данные проекты разрабатываются предприятиями регулярно, спрос на услуги экологического проектирования высок и постоянен. При этом разработка экологических проектов в свете их высокой автоматизации, простоты и доступности для пользователя соответствующих программных продуктов не представляет большой сложности при условии знания общей терминологии, принципов и методов экологического проектирования. Поэтому нет необходимости возлагать обязанности по разработке экологических проектов непосредственно на инженера по охране окружающей среды, поскольку с данной задачей вполне способен справиться квалифицированный техник-проектировщик.

Наличие на предприятии техника-проектировщика позволяет также снизить рабочую нагрузку на инженера по охране окружающей среды, который может свое рабочее время использовать для реализации более важных и сложных видов профессиональной деятельности.

Тем не менее, в практике стандартизации среднего профессионального экологического образования до сих пор не было предложено ни одного государственного образовательного стандарта в сфере экологического проектирования. Специальность «Экологическое проектирование» отсутствовала во всех официальных перечнях специальностей нулевого [1], первого [2] и второго [3-5] поколений, так же, как нет данной специальности в Перечне третьего поколения [6]. В результате появляется противоречие между высоким спросом на услуги техников-проектировщиков в сфере защиты окружающей среды в современных условиях и отсутствием соответствующей специальности и образовательного стандарта профессиональной подготовки по данному виду профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость включить специальность «Экологическое проектирование» в Перечень специальностей среднего профессионального образования в рамках направления 280200 «Защита окружающей среды» и разработать соответствующий проект федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Автором разработан такой проект с кодом специальности 280202.

Основные особенности разработанного проекта стандарта по специальности 280202 «Экологическое проектирование» рассмотрены далее.
Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускников по специальности 280202 «Экологическое проектирование»

С учетом вышесказанного, можно считать, что область профессиональной деятельности выпускников по специальности 280202 «Экологическое проектирование» включает в себя выполнение работ в сфере разработки экологических проектов, проектирования технологических систем защиты окружающей среды, регулирования взаимоотношений технологических и экологических систем за счет оптимального использования современных методов и средств экологического проектирования.

По мнению автора, объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

– открытые, динамично развивающиеся экологические системы, их внутренние элементы и взаимосвязи между ними, физические, химические и биологические процессы в природе;

– технологические системы (в том числе технологии и производства) как природопользователи и источники образования загрязняющих веществ, вредных энергетических воздействий и другие факторы антропогенного воздействия на окружающую среду;

– физико-химические и биологические особенности процессов образования загрязняющих веществ, вредных энергетических воздействий, других факторов антропогенного воздействия на окружающую среду;

– мероприятия, методы, средства и оборудование минимизации и предотвращения негативного воздействия технологий и производств, загрязняющих веществ, вредных энергетических воздействий, других антропогенных факторов на окружающую среду, их физико-химические и биологические основы.

Основными видами профессиональной деятельности техника-проектировщика могут быть:

1) информационно-техническое сопровождение и выполнение проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды;

2) разработка экологических проектов;

3) проектирование деталей и узлов технологических систем защиты окружающей среды;

4) организация и управление деятельностью подчиненных в процессе экологического проектирования;

5) несложные научно-исследовательские работы и производственные испытания в сфере экологического проектирования.

Однако здесь необходимо определиться с квалификационными категориями техника-проектировщика. Очевидно, что процесс проектирования может иметь место как по отношению к простым объектам проектирования (например, расчет класса опасности отходов), так и по отношению к объектам проектирования средней сложности (например, проектирование радиального отстойника для очистки бытовых сточных вод) и высокой сложности (например, разработка технологической схемы хемосорбционной очистки загрязненного воздуха). Соответственно, понимание того, объекты проектирования какой сложности относятся к деятельности выпускника того или иного уровня профессиональной подготовки, позволит более четко выделить и виды его профессиональной деятельности.

Автором предлагается считать, что сложность объектов экологического проектирования (иначе говоря, сложность выполнения экологических проектов) соответствует следующим уровням профессиональной подготовки выпускников природозащитных специальностей:

1) экологические проекты небольшой сложности выполняет техник-проектировщик, имеющий среднее профессиональное образование базовой подготовки;

2) экологические проекты средней сложности выполняет старший техник-проектировщик, имеющий среднее профессиональное образование углубленной подготовки;

3) экологические проекты высокой сложности выполняет инженер по охране окружающей среды III категории (без категории), имеющий высшее профессиональное образование уровня бакалавриата (бакалавр-инженер).

Таким образом, по сложности экологического проектирования квалификации выпускников подразделяются на такие, как техник-проектировщик, старший техник-проектировщик и инженер по охране окружающей среды III категории (без категории) (бакалавр-инженер). Из указанных квалификационных категорий первые две относятся к квалификациям среднего профессионального образования. Соответственно, именно их автор и предлагает определять в образовательном стандарте профессиональной подготовки по специальности 280202 «Экологическое проектирование».

В результате перечисленные выше виды профессиональной деятельности выпускника (1-5) видоизменяются относительно его квалификационной категории. Основой такого видоизменения является сложность экологических проектов, а способами видоизменения становятся лексические обороты, определяющие большую самостоятельность и ответственно старшего техника-проектировщика по сравнению с техником-проектировщиком, например, «участие в разработке экологических проектов» для техника-проектировщика и «разработка экологических проектов» для старшего техника-проектировщика. В итоге можно получить перечни видов профессиональной деятельности выпускников специальности 280202 «Экологическое проектирование», представленные в таблице А.


Таблица А. Сравнительный перечень видов профессиональной деятельности выпускников специальности 280202 «Экологическое проектирование» направления 280200 «Защита окружающей среды»

Виды профессиональной деятельности

техника-проектировщика



Виды профессиональной деятельности старшего техника-проектировщика

1. Информационно-техническое сопровождение и выполнение проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды

1. Информационно-техническое сопровождение и выполнение проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды

2. Участие в разработке экологических проектов

2. Разработка экологических проектов

3. Проектирование деталей и узлов технологических систем защиты окружающей среды

3. Проектирование деталей, узлов оборудования и приборов в составе технологических систем защиты окружающей среды

4. Организация и управление деятельностью подчиненных рабочих в процессе экологического проектирования

4. Организация и управление деятельностью подчиненных технических исполнителей и рабочих в процессе экологического проектирования

5. Участие в несложных научно-исследовательских работах и производственных испытаниях в сфере экологического проектирования

5. Проведение несложных научно-исследовательских работ и производственных испытаний в сфере экологического проектирования

Как и для всех специальностей среднего профессионального образования, в рамках специальности 280202 «Экологическое проектирование» в числе видов профессиональной деятельности техника-проектировщика и старшего техника-проектировщика необходимо предусмотреть и выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Указанные профессии и должности приведены в приложении к проекту федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).



Дидактические единицы содержания профессиональной подготовки по проекту федерального государственного образовательного стандарта по специальности 280202 «Экологическое проектирование»

Дидактическими единицами содержания профессиональной подготовки по любому федеральному государственному образовательному стандарту на данный момент являются только учебные дисциплины и междисциплинарные курсы (МДК). Задачей учебной дисциплины является систематизация полученных ранее определенной отраслью науки знаний и трансформация их в учебном процессе в целях усвоения учащимся. Междисциплинарный курс играет роль интегративного комплекса научных знаний из различных научных отраслей, имеющих в такой совокупности важное значение для профессиональной деятельности выпускника, и является связующим звеном между различными областями учебных и научных знаний учащегося.

Автор считает необходимым в сфере экологического проектирования выделить следующие дидактические единицы:

1) учебные дисциплины:

- «Инженерная графика»;

- «Экологическое картографирование»;

- «Промышленная экология»;

- «Технологические системы защиты окружающей среды»;

- «Экологическое законодательство и нормативы»;

- «Экологические проекты»;

- «Информационные технологии в экологии»;

2) междисциплинарные курсы:

а) в рамках информационно-технического сопровождения и выполнения проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды:

- «Проектно-изыскательские работы в сфере защиты окружающей среды»;

- «Комплексное информационно-техническое сопровождение экологических проектов»;

б) в сфере разработки экологических проектов:

-«Законодательные и нормативные основы экологического проектирования»;

- «Технология экологического проектирования»;

- «Продвижение экологических проектов»;

в) в сфере проектирования деталей и узлов технологических систем защиты окружающей среды:

- «Расчет и проектирование технологических систем защиты окружающей среды»;

- «Разработка регламентов работы технологических систем защиты окружающей среды»;

- «Технико-экономическое обоснование проектных решений в сфере защиты окружающей среды».

По мнению автора, предложенный набор дисциплин и междисциплинарных курсов позволит обеспечить формирование необходимых выпускнику профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков.

Важной особенностью проекта федерального государственного образовательного стандарта по специальности 280202 «Экологическое проектирование» является то, что перечисленные дисциплины и междисциплинарные курсы в составе обязательной части его содержания занимают не более 70% учебного времени слушателя. Иначе говоря, любое учебное заведение среднего профессионального образования (колледж) может на оставшиеся 30% учебного времени разработать собственный дополнительный перечень учебных дисциплин и междисциплинарных курсов. Такой перечень создается, исходя из потребностей региональной экономики, требований работодателей и профессиональных сообществ, возможностей и имеющейся методической и технической базы самого учебного заведения.

В частности, промышленные колледжи могут предложить такие дополнительные учебные дисциплины, как «Проекты экологических нормативов промышленных предприятий», «Инженерно-графическое оформление машиностроительных чертежей в сфере защиты окружающей среды». В числе междисциплинарных курсов могут быть определены такие, как «Расчет и конструирование экологического оборудования», «Автоматизированное рабочее место экологического проектирования для техника-проектировщика» и т.д.

Радиотехнические колледжи получают возможность выделить свои дополнительные учебные дисциплины, например, «Нормативное экологическое проектирование в радиотехнике», «Проекты нормативов образования отходов радиотехнических и гальванических производств» и другие, а также междисциплинарные курсы, например, «Проектирование систем экологической защиты от воздействия электромагнитных полей», «Техника лабораторных и полупромышленных испытаний радиотехнических приборов экологического контроля» и т.д.
Выводы

Автором разработан проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280202 «Экологическое проектирование» направления 280200 «Защита окружающей среды». В рамках данного образовательного стандарта появляется возможность организовать профессиональную подготовку техников-проектировщиков в сфере экологического проектирования, что является важным моментом в условиях высокого спроса на услуги экологического проектирования, и более рационально распределить рабочее время инженера по охране окружающей среды на предприятии за счет введения в штатное расписание должности техника.

Полный текст проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280202 «Экологическое проектирование» направления 280200 «Защита окружающей среды» представлен в Приложении.
Список использованных источников
1. Перечень специальностей средних специальных учебных заведений СССР (утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 21 июля 1988 г. № 224) (утратил силу с 24 мая 1994 г.) (документ официально не опубликован) [Электронный текст] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=ESU;n=16172.

2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25 мая 1994 г. № 4) (в ред. от 19 июня 2000 г.) (утратил силу со 2 июля 2001 г.) // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. – 1994. – № 8.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования – Классификатор специальностей среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572) (в ред. от 16 апреля 2004 г.) (утратил силу со 1 июня 2005 г.) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2001. – № 9.

4. Перечень специальностей среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. № 112) (в ред. от 18 мая 2006 г.) (утратил силу с 1 сентября 2009 г.) // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. – 2005. – № 6.

5. Перечень специальностей среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. № 370) (в ред. от 3 февраля 2009 г.) (утратил силу с 27 августа 2009 г.) // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. – 2008. – № 4.

6. Перечень специальностей среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355) (в ред. от 26 ноября 2010 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009. – 30 ноября. – № 48.

7. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 28 июня 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – 30 марта. – № 13. – Ст. 1475.

8. Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 1 июля 2011 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – 30 июля. – № 30. – Ст. 1797.

9. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. № 367) (в ред. от 18 июля 2007 г.). – М.: ИПК Издательство стандартов, 1995.

__________________________________________________________________


Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по специальности
280202 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проект
Разработчик: Козачек Артемий Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ по специальности 280202 Экологическое проектирование всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

Общие сокращения:

МДК – междисциплинарный курс;

ОК – общая компетенция;

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОУ – образовательное учреждение;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

Профессиональные сокращения:

ЗСО – зона санитарной охраны вод (водоохранная зона);

НДС – нормативно допустимый сброс сточных вод в водные объекты;

НООРЛ – нормативы образования отходов, их размещения и ликвидации;

ОВОС – оценка воздействия антропогенных объектов и деятельности на окружающую среду;

ООС – охрана окружающей среды;

ОСС – отходы строительства и сноса;

ПДВ – предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

СЗЗ – санитарно-защитная зона;

ЭМРЗ – экологическая мелиорация и рекультивация земель.


III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Нормативные сроки освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1

Образовательная

база приема

Наименование

квалификации

базовой подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования

На базе среднего (полного) общего образования

Техник-проектировщик

2 года 10 месяцев

На базе основного общего образования

3 года 10 месяцев1


3.2. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Нормативные сроки освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2.


Таблица 2

Образовательная

база приема

Наименование квалификации углубленной подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования

На базе среднего (полного) общего образования

Старший техник-проектировщик

3 года 10 месяцев

На базе основного общего образования

4 года 10 месяцев1

Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года.

Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает в себя выполнение работ в сфере разработки экологических проектов, проектирования технологических систем защиты окружающей среды, регулирования взаимоотношений технологических и экологических систем за счет оптимального использования современных методов и средств экологического проектирования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

– открытые, динамично развивающиеся экологические системы, их внутренние элементы и взаимосвязи между ними, физические, химические и биологические процессы в природе;

– технологические системы (в том числе технологии и производства) как природопользователи и источники образования загрязняющих веществ, вредных энергетических воздействий и другие факторы антропогенного воздействия на окружающую среду;

– физико-химические и биологические особенности процессов образования загрязняющих веществ, вредных энергетических воздействий, других факторов антропогенного воздействия на окружающую среду;

– мероприятия, методы, средства и оборудование минимизации и предотвращения негативного воздействия технологий и производств, загрязняющих веществ, вредных энергетических воздействий, других антропогенных факторов на окружающую среду, их физико-химические и биологические основы.

4.3. Техник-проектировщик готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Информационно-техническое сопровождение и выполнение проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды.

4.3.2. Участие в разработке экологических проектов.

4.3.3. Проектирование деталей и узлов технологических систем защиты окружающей среды.

4.3.4. Организация и управление деятельностью подчиненных рабочих в процессе экологического проектирования.

4.3.5. Участие в несложных научно-исследовательских работах и производственных испытаниях в сфере экологического проектирования.

4.3.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

4.4. Старший техник-проектировщик готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Информационно-техническое сопровождение и выполнение проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды.

4.4.2. Разработка экологических проектов.

4.4.3. Проектирование деталей, узлов, оборудования и приборов в составе технологических систем защиты окружающей среды.

4.4.4. Организация и управление деятельностью подчиненных технических исполнителей и рабочих в процессе экологического проектирования.

4.4.5. Проведение несложных научно-исследовательских работ и производственных испытаний в сфере экологического проектирования.

4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Техник-проектировщик должен обладать следующими общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать значимость принципов устойчивого развития и защиты окружающей среды для экологической безопасности общества.

ОК 2. Ориентироваться на приоритеты сохранения жизни, экологические ценности общества и природы.

ОК 3. Воспринимать отношения между технологическими и экологическими системами в виде множества разнообразных элементов и связей.

ОК 4. Принимать и использовать существующие в обществе ценности, законодательные и морально-этические нормы, осуществлять свою профессиональную деятельность и выражать гражданскую позицию, не ущемляя прав и свобод других членов общества.

ОК 5. Критически мыслить и анализировать.

ОК 6. Работать самостоятельно, планировать и рационально организовывать свой труд.

ОК 7. Осуществлять самообучение и профессиональное самосовершенствование, расширять свой профессиональный кругозор.

ОК 8. Физически самосовершенствоваться и сохранять здоровье.

ОК 9. Использовать в профессиональной деятельности личный, производственный и научный опыт.

ОК 10. Руководить рабочими всех разрядов.

ОК 11. Анализировать результаты работы своей и подчиненных рабочих.

ОК 12. Правильно и своевременно оформлять необходимую профессиональную документацию в сфере защиты окружающей среды.

ОК 13. Использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии и программные продукты.

ОК 14. Правильно говорить на русском языке как государственном языке Российской Федерации и на языке обучения (если он не совпадает с русским языком), использовать соответствующие грамматические, орфографические и лексические принципы и правила при составлении устных и письменных текстов на указанных языках в научной и профессиональной деятельности.

ОК 15. Использовать один из иностранных языков для осуществления взаимодействия с партнерами по коллективу, команде, проекту в профессиональной деятельности.



5.2. Техник-проектировщик должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Информационно-техническое сопровождение и выполнение проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды:

ПК 1.1. Выполнять проектно-изыскательские работы в сфере защиты окружающей среды.

ПК 1.2. Осуществлять мониторинг экологической ситуации.

ПК 1.3. Осуществлять производственный экологический контроль, участвовать в контроле реализации экологических проектов и мероприятий защиты окружающей среды.



5.2.2. Участие в разработке экологических проектов:

ПК 2.1. Участвовать в разработке экологических проектов в различных сферах антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе проектов ПДВ, НДС, НООРЛ, СЗЗ, ЗСО, ОСС, ОВОС, ООС, ЭМРЗ и других, в том числе и с помощью специализированных компьютерных программ.

ПК 2.2. Выявлять и учитывать при разработке экологических проектов требования законодательства и нормативов в сфере защиты окружающей среды.

ПК 2.3. Участвовать в согласовании экологических проектов с инстанциями различного назначения и подчинения.



5.2.3. Проектирование деталей и узлов технологических систем защиты окружающей среды:

ПК 3.1. Участвовать в подборе и проектировании деталей и узлов технологических систем защиты окружающей среды.

ПК 3.2. Осуществлять необходимые конструкторские расчеты отдельных деталей и узлов технологических систем защиты окружающей среды, разработки соответствующих чертежей, в том числе и с помощью специализированных компьютерных программ.

ПК 3.3. Участвовать в разработке регламентов работы технологических систем защиты окружающей среды.



5.2.4. Организация и управление деятельностью подчиненных рабочих в процессе экологического проектирования:

ПК 4.1. Участвовать в управлении экологическими проектами и мероприятиями защиты окружающей среды.

ПК 4.2. Осуществлять организацию и управление деятельностью подчиненных рабочих.

ПК 4.3. Участвовать в продвижении и защите экологических проектов в различных сферах антропогенного воздействия на окружающую среду.



5.2.5. Участие в несложных научно-исследовательских работах и производственных испытаниях в сфере экологического проектирования:

ПК 5.1. Выполнять несложные работы и операции, отбор проб, измерения, лабораторные исследования в процессе научных исследований в области защиты окружающей среды.

ПК 5.2. Участвовать в научно-экспериментальной обработке результатов реализации экологических проектов.

ПК 5.3. Участвовать в оценке полученных результатов научных исследований.



5.2.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Старший техник-проектировщик должен обладать следующими общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать значимость принципов устойчивого развития и защиты окружающей среды для экологической безопасности общества.

ОК 2. Ориентироваться на приоритеты сохранения жизни, экологические ценности общества и природы.

ОК 3. Воспринимать отношения между технологическими и экологическими системами в виде множества разнообразных элементов и связей.

ОК 4. Принимать и использовать существующие в обществе ценности, законодательные и морально-этические нормы, осуществлять свою профессиональную деятельность и выражать гражданскую позицию, не ущемляя прав и свобод других членов общества.

ОК 5. Критически мыслить и анализировать.

ОК 6. Работать самостоятельно, планировать и рационально организовывать свой труд.

ОК 7. Эффективно работать в команде, проекте, поликультурной среде.

ОК 8. Правильно оценивать и учитывать в своей профессиональной деятельности требования работодателя, государственных органов и общественности.

ОК 9. Осуществлять самообучение и профессиональное самосовершенствование, расширять свой профессиональный кругозор.

ОК 10. Физически самосовершенствоваться и сохранять здоровье.

ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности личный, производственный и научный опыт.

ОК 12. Руководить техническими исполнителями более низких категорий и рабочими всех разрядов.

ОК 13. Осознавать ответственность и принимать на себя обязательства в рамках профессиональной деятельности, обосновывать их.

ОК 14. Анализировать результаты работы своей и подчиненных исполнителей.

ОК 15. Правильно и своевременно оформлять необходимую профессиональную документацию в сфере защиты окружающей среды.

ОК 16. Подбирать и использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии и программные продукты.

ОК 17. Правильно говорить на русском языке как государственном языке Российской Федерации и на языке обучения (если он не совпадает с русским языком), использовать соответствующие грамматические, орфографические и лексические принципы и правила при составлении устных и письменных текстов на указанных языках в научной и профессиональной деятельности.

ОК 18. Использовать один из иностранных языков для осуществления взаимодействия с партнерами по коллективу, команде, проекту в профессиональной деятельности.

5.4. Старший техник-проектировщик должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.4.1. Информационно-техническое сопровождение и выполнение проектно-изыскательских работ в сфере защиты окружающей среды:

ПК 1.1. Выполнять проектно-изыскательские работы в сфере защиты окружающей среды.

ПК 1.2. Осуществлять мониторинг экологической ситуации.

ПК 1.3. Осуществлять производственный экологический контроль, контроль реализации экологических проектов и мероприятий защиты окружающей среды.

ПК 1.4. Осуществлять информационно-техническое сопровождение экологических проектов и мероприятий.

5.4.2. Разработка экологических проектов:

ПК 2.1. Разрабатывать экологические проекты в различных сферах антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе проектов ПДВ, НДС, НООРЛ, СЗЗ, ЗСО, ОСС, ОВОС, ООС, ЭМРЗ и других, в том числе и с помощью специализированных компьютерных программ.

ПК 2.2. Выявлять и учитывать при разработке экологических проектов требования законодательства и нормативов в сфере защиты окружающей среды.

ПК 2.3. Участвовать в согласовании экологических проектов с инстанциями различного назначения и подчинения.

ПК 2.4. Участвовать в коммерциализации экологических проектов.


следующая страница >>