В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Любое сложное социальное явление имеет разные пути познания 1 64.05kb.
Проблема безработицы в России и Омской области 5 710.31kb.
Общество общество как сложная динамическая система Общество 7 2163.56kb.
Мировой литературный процесс ушедшего столетия явление чрезвычайно... 1 33.45kb.
И. А. Бондаренко Коррупция: экономический анализ на региональном... 1 64.47kb.
Управление персоналом сложное социально-экономическое, информационное... 1 18.18kb.
Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. 1 302.29kb.
Последнее десятилетие в России характеризуется, прежде всего, как... 1 317.24kb.
Я работаю учителем начальных классов в средней школе более 20 лет... 1 116.69kb.
I. система технической эксплуатации судовых энергетических установок § 1 2 370.98kb.
Спутник классного руководителя №1, 2011 г 8 1887.5kb.
Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее... 1 96.83kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный - страница №1/1

Конфликты в детском коллективе

В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.

В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.

Происходит это из-за особенностей нашей психики. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – это слова или действия, которые могут привести к конфликту.

Конфликты могут быть скрытыми или явлными, но в их основе лежит отсутствие согласия.

Конфликт (от лат. Conflictus – ссора, столкновение, спор) – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Причины возникновения конфликтов между детьми:


  • Разрушение игры;

  • Выбор общей темы игры;

  • Состав участников игры;

  • Роли в игре;

  • Игрушки;

  • Сюжет игры;

  • Правильность игровых действий.

Выявлено, что

  • У младших детей конфликты возникают из-за игрушек.

  • У детей среднего возраста – из-за ролей.

  • В более старшем возрасте – из-за правил игры.

Факторы, обостряющие конфликты:

  • Проявление страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

  • Безразличие взрослого на возникший конфликт;

  • Отсутствие попыток установить и поддержать отношения (со стороны взрослых и со стороны детей);

  • Тиражирование конфликта, увеличение числа детей – участников конфликта;

  • Вовлечение родителей.


Факторы, ослабляющие конфликты:

  • Уход на нейтральную сторону;

  • Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

  • Наличие и использование взрослыми и детьми коммуникативных навыков;

  • Сохранение и укрепление межличностных отношений.


Структура конфликта:

  • Проблема (противоречие);

  • Конфликтная ситуация;

  • Участники конфликта, их позиции;

  • Объект:

  • Материальная ценность – игрушка, книга, вещь;

  • Духовно-нравственная ценность – дружеские отношения, признание;

  • Инцидент (пусковой механизм, повод для выяснения отношений);

  • Конфликт (начало процесса, развитие, разрешение);


Конфликты:

    1. внутриличностные;

    2. межличностные;

    3. внутригрупповые.

Конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции.


Функции конфликтов:


Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности

Большие эмоциональные затраты

Получение новой информации (о другом ребенке, сверстнике)

Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата в коллективе

Стимулирование к изменениям через воспитание

Конфликтное взаимодействие вносит ущерб в воспитательно-образовательный процесс

Снятие агрессивности, осознание норм поведения

Дезорганизация совместной деятельности

Выработка решения проблемы

Уменьшение степени сотрудничества в продуктивной деятельности

Обогащение жизненного опыта в сфере межличностных отношений





Разрешение конфликтов

  • минимизация проблем, разделяющих стороны;

  • поиск компромисса, достижение согласия.


2 способа разрешения конфликтной ситуации:

    1. деструктивный

    2. конструктивный.

1. Деструктивный способ:



      • уход от ситуации («уйду и не буду с ним играть», «сам буду играть»),

      • агрессивное разрешение («всех побью и заставлю играть»),

      • привлечение внешних средств («позову воспитателя, она всех заставит играть»).

2. Конструктивный способ – разрешение конфликта («предложу другую игру», «договоримся с ребятами во что лучше поиграть»).


Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность.

Дети, предпочитающие разрешить конфликты конструктивным способом, более общительны, у них более благополучные отношения со сверстниками.

В любой конфликтной ситуации воспитателю рекомендуется высказать детям свое отношение через «я-сообщение»:

«Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся».

Затем следует спокойно обсудить проблему и попробовать мирно разрешить, важно давать детям возможность высказать свое отношение.

Разрешение конфликта всегда имеет воспитательный смысл и значение. Легче предупредить конфликт, чем разрешить.

В детском коллективе провоцируют конфликты трудные или конфликтные дети:


  1. агрессивисты – задирают других раздражаются сами, если их не слушают;

  2. жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблем;

  3. молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно;

  4. сверхпокладистые – со всеми соглашаются;

  5. всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство;

  6. нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

  7. максималисты – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

  8. скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;

  9. невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.


Роль педагога – посредник в конфликтной ситуации; переориентация поведения ребенка в конфликтной ситуации не просто запретом, окриком, замечанием, а позитивным сообщением, состоящим из:

    • описания произведенного им действия;

    • описания возможного результата этого действия;

    • предложение альтернативного варианта поведения.


Методы разрешения конфликта.

Активное слушание.

Активно слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Выслушать нужно каждую из сторон-участников конфликта. Слушая одного, дать понять другому, что его так же выслушают.

Обсуждается следующее:


  1. Что произошло? (суть конфликта)

  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (причины конфликта)

  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников (назвать чувства)

  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Рекомендуемая техника предполагает, что если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

По принципу: разгневанному человеку нужно дать выразить свои эмоции словами и дать понять, что ему выражается доля сочувствия.
Профилактика конфликтов.

Развитие навыков общения детей со сверстниками.



В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способом разрешения конфликтов используются:

  1. сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

  2. имитационные игры (имитация человеческого процесса);

  3. интерактивные игры (игры на взаимодействие);

  4. социально-поведенческие тренинги (обучение конструктивному поведению в конфликтной ситуации);

  5. обыгрывание конфликтных ситуаций и моделировании выхода из них;

  6. психогимнастика;

  7. чтение художественных произведений и их обсуждение;

  8. просмотр и обсуждение мультфильмов;

  9. дискуссии;

  10. беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д.


Примеры:

  1. интерактивные игры (с. 83);

  2. тренинги (стр. 87);

  3. снятие конфликтности

  4. этюды (стр. 91, игры с 92)