В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» 1 276.06kb.
В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» 1 272.54kb.
Конкурса журналистов «Экология России» 1 276.32kb.
Конкурса журналистов «Экология России» 1 252.29kb.
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности... 5 664.63kb.
Программа четвёртого Всероссийского совещания Меловая система России... 1 175.37kb.
1. В чем заключалось образование всероссийского рынка в хул в. 1 96.24kb.
Этапы развития экономической географии 1 117.67kb.
Россия на рубеже XVII xviii вв 1 141.1kb.
Экология в современном мире 1 236.81kb.
В саранске стартует «Конкурс Энергетического Сотрудничества» 2011... 1 41.98kb.
Публичный доклад о состоянии и развитии муниципального общеобразовательного... 4 433.47kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» - страница №1/1



В

Е С Т Н И К



Лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России»
Уральского экологического союза

9(110) Сентябрь 2004 г. г. Екатеринбург





В

этом


номере:

О.А.Подосенова, координатор Движения «Поможем Исети!» «Три метра ниже уровня моря…» Этапы реализации российско-голландского проекта по развитию Российской Сети Рек, в котором участвуют неправительственная организация Мильеконтакт Ост-Европа (Нидерланды), Движение «Поможем реке» (Нижний Новгород), Движение «Поможем Исети!» (Екатеринбург) и Общество охраны природы Сибири (Омск)

«Ваше место на Земле». Экологический тест

«Уральские предприятия попали в «зеленые» рейтинги. Проект «За чистый бизнес» Международного Социально-экологического союза и Независимого экологического рейтингового агентства

Экология человека в поэтических строках. Стихи Владимира Рощупкина (г.Сорочинск Оренбургской области)

«Экологические продукты питания в России: зарождающийся рынок или новая маркетинговая стратегия?





ТРИ МЕТРА НИЖЕ УРОВНЯ МОРЯ…

То, что половина этой страны находится ниже уровня моря – факт общеизвестный. Но то, что это – повод для некого специфичного национального мироощущения, вначале удивило. Не сыр, не тюльпаны, не деревянные башмаки, а трехметровая линейка с пометкой вверху – «Здесь должно находиться море» стала для меня главным символом Нидерландов.

Вода: благо и беда…

В Голландии граница между водой и сушей весьма условна. Здешнее население полностью зависит от своих дамб и шлюзов, береговых дюн, которые защищают страну от наводнений. Без этих сооружений полстраны просто исчезло бы под водой. Столетиями отношения голландцев с водой ограничивались противостоянием: люди создавали все более технологичные инструменты борьбы со стихией: более высокие, более мощные и более эффективные гидротехничес-кие сооружения. Реки были канализированы и направлены по вычерченному по линейке руслу между высоких дамб, природные ландшафты застроены с учетом впитывания излишних дождевых вод. Результат многолетних технологичес-ких усилий оказался неожиданным для сильно обводненной страны: некоторые районы настолько высохли, что и без того низкие земли начали опускаться еще ниже. Пригодная для использования вода становилась редкостью и очень востребо-ванным товаром. Сама ситуация поставила жителей Нидерлан-дов перед необходимостью менять прежние подходы к решению водных проблем: перейти от противостояния к сотрудничеству. Продуманное планирование с учетом глобаль-ных и локальных интересов на всех уровнях от общеевропей-ского до местного получило название «интегрированное управление водными ресурсами». Что же подразумевается под этой формулировкой? Разобраться в этом помогли встречи в Голландии.



Маленькая организация с большими связями

Офис общественной организации Мильеконтакт Ост-Европа находится в буквальном смысле слова в экологическом центре Амстердама. Рядом с зоосадом. Из некоторых окон рабочих кабинетов можно наблюдать за группой розовых фламинго, важно прогуливающихся по берегу небольшого пруда. Бок о бок с Мильеконтактом живут еще несколько общественных организаций, занимающихся проблемами защи-ты окружающей среды.

Около десятка штатных сотрудников Мильеконтакта ведут партнерские проекты с 20-ю странами в 4 основных регионах – России, Центральной Азии, Юго-Восточной и Центральной Европе. У МК есть офисы в 4 странах, однако в отличие от большинства западных организаций, офисы состоят из местных экологов.



По словам директора Мильеконтакта Джерфаса Доннера, опыт организации показывает, что наиболее эффективный метод работы – сеть общественных организаций. Сегодняшний МК – горизонтальная организация, практически -группа экспертов, которая помогает партнерам административно, в организации тренингов и поддерживая международные и национальные обмены опытом.

Одно из последних направлений работы МК – составление «зеленой повестки дня». По мнению голландских активистов, обязательным ее элементом является процесс вовлечения в процесс решения проблем окружающей среды всех заинтересованных сторон. А успешным «зеленый план» станет, как считают в МК, в случае, если он будет рассчитан так, что не повлечет негативных последствий.



Джерфас Доннер, директор Мильеконтакт Ост-Европа:

Голландское общественное движение потеряло демократичность. Не знаю, такой ли уж хороший этот процесс: появление большого количества экспертов?…Наиболее важным в своей работе мы считаем работу с людьми. Экологическое движение во всем мире – это передовая часть общества: опытная, со сложными мотивами деятельности. Мы убедились на собственном опыте: хорошие люди заставят любую структуру работать, плохие – развалят любое хорошее дело.

«В Голландии государство платит тем, кто его критикует…»

Залог успеха общественности – убежденность, целеустремленность и творческий подход – считает руководитель проектов по водному менеджменту Фонда Чистой воды Тинко Ликлама. Когда общественность Европы поднялась на защиту европейских рек, показалось, что сама природа стала помогать «зеленым». Тогда страницы изданий всего мира обошел уникальный случай: северный кит, проплыв через пол Европы, проделал путь из Северного моря в Рейн. Кит буквально стал символом спасения Рейна: образом, символизи-рующим отсутствие границ экологических проблем, демонстрирующим безумное отношение людей к природе, чреватое непредсказуемыми последствиями…

Фонд Чистой воды был создан двадцать лет назад. Первым громким «делом» организации был судебный процесс против правительства Франции, сквозь пальцы смотревшего на выбросы пестицидов с французских предприятий и сельхозполей в Рейн. Энергичным экологам тогда удалось дойти до Европейского суда, признавшего их правоту. Результат сказался через несколько лет – выбросы стали минимальными…

Финансируется Фонд чистой воды только частично из пожертвований частных фондов, большая часть средств приходит из государствен-ных бюджетных фондов...

Сейчас у Фонда чистой воды есть собственный корабль с неплохой лабораторией по анализу воды. Экологическое судно бороздит вдоль и поперек европейские реки с образовательными программами для взрослых и детей. Большую ставку сотрудники фонда делают на пропагандистский эффект от своих мероприятий: не так давно завершилась акция «Усынови пробу!» - любому желающему предлагалось заплатить определенную сумму, необходимую на проведение анализа. В результате, как в русской пословице получилось: с миру по ЕВРО – полноценный мониторинг качества воды в реке.

Тинко Ликлама, руководитель проектов по водному менеджменту Фонда Чистой воды: Мы доказали, что общественность может разговаривать на равных с правительством и своей страны, и другого государства. Иногда оказывается, что договориться с правительс-твом проще, чем с двумя-тремя фермерами. Почему вас удивляет, что в Голландии прави-тельство платит тем, кто его критикует? Это нормальная ситуация: Здоровое общество необходимо держать в тонусе…

«Держать ноги сухими, а растения – мокрыми»

Так в упрощенной форме выглядит миссия четырех десятков Водных советов – организаций, которые являются главным инструментом «интегрированного управления водными ресурсами» Нидерландов. Об этой уникальной организационной форме рассказывают три эколога провинции Дрэнт: менеджер Государственной лесной комиссии Хэнк Пост, и общественники – члены Водного совета Юко Фехтер и Питер Шхелема.

Зона ответственности государственной Лесной комиссии и Водного совета в Дрэнте совпадает. По словам менеджера Государственной лесной комиссии Хэнка Поста, и интересы этих очень разных по специфике служб тоже сходные: устойчивая окружающая среда для людей, животных и растений.

Ситуация в Дрэнте очень типична: «всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». Около 150 лет назад река Дрэнцаа имела исток в озере. Сейчас и озера как такового не осталось, и реки – одни каналы. Причем параллельно с процессом «канализации» водных объектов происходило обеднение почв и вымирание всего живого. Сейчас, на третьем десятке лет продвижения экологических реформ, заповедная территория Дрэнцаа пригревает под свои крылом половину всех видов биологического разнообразия Нидерландов…

Конечно, наша имперская избалованность травками-муравками, тайгой и бескрайними просторами не позволила восхищаться уникальностью видов растений, однако просто покорило трогательное отношение местных жителей к своей природе: искреннее, неподдельное, бережное.

Хэнк Пост, менеджер Государственной лесной комиссии: Мы стараемся восстановить утраченное, восстановить истоки. Очень важно знать историю наших долин, представлять, какие процессы здесь происходили раньше. Конечно, невозможно полностью воссоздать прежний природный ландшафт, но приблизить его к тому, что было раньше, дать больше места природе – наша задача.
Лирическое отступление. Цапля над замком. В первое утро в Амстердаме меня разбудила песня соловья. Не поверила: центр огромной европейской столицы: откуда? Выглянула в окно и увидела цаплю, стремительно пролетающую над старинным замком. Нет, конечно, я очень горжусь широкими просторами свой страны, ее живописными пейзажами и тиграми, живущими в далекой уссурийской тайге. Но обилие явно недомашних животных, спокойно расхаживающих, плавающих и летающих по улицам мегаполиса, не может не удивлять…

Водные комитеты: выбирает тот, кто платит

Несмотря на жесткость формулировки, эта формула – не совсем то, о чем вы, наверное, подумали. Платят, а соответственно и выбирают в Голландии все, кто является потребителем воды – квартиросъемщики, фермеры, бизнесмены. Вспомните в ЖКХ-шных квитанциях статью «холодная вода», «канализация» и прочие водные прелести. Именно внесение платы за эти услуги и дает жителям Голландии право избирать и быть избранным в Водный совет.

Странная, знаете, для нашего восприятия вещь, эти их водные советы! Избранным может быть каждый, не важно – домохозяйка, профессор или бизнесмен. Хотя каждый Водный совет в зависимости от региональной специфики имеет свои квоты на количество участников от государства, промышленности, сельского хозяйства, муниципалитета, организованной и неорганизованной общественности. Выбирается этот орган раз в 4 года и основная цель подобной модели интегрированного управления – учет интересов всех сторон. Нештатная для Голландии ситуация, если какие-то водные решение начнут воплощаться, а допустим, представители фермерства – против. Такое просто невозможно: конфликты должны быть сняты на начальной стадии, стадии обсуждения.

Каждая проблема, в особенности, экологическая, неизбежно вскрывает разные, порою взаимоисключающие интересы. У каждой стороны при этом имеется «своя правда». В такой ситуации иногда сложно заставить стороны даже выслушать аргументы противостоящей стороны. Понятно, что ни о каких сдвигах в решении проблемы речи быть не может. Вот тут-то на помощь и приходит широко распространенное в Голландии «интегрированное управление»: обсуждение конфликтных водных вопросов здесь в результате работы водных комитетов стало обычным процессом с определенными процедура-ми и правилами.

Было бы неправдой сказать, что методы интегрированного управления стали для российских участников стажировки откровением. К примеру, председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга Людмила Дмитриевна Васильева отметила, что метод стратегического планирования определенных планов, учитываю-щих аналитический анализ ситуации, основные тенденции, учет мнения граждан уже начал «свою победную поступь» в Екатеринбурге. Екатерин-бург оказался первым российским городом, принявшим Стратегический план развития города, в котором учтены не только производи-тельные силы, но и экология, здоровье, экологическое образование и просвещение…

Начинающий свою работу Водный совет составляет план, по которому будет функционировать все местное водное хозяйство, свои пожелания в план в принципе может внести каждый, но остается в плане только то, что одобрено всеми.

Интересно, что решения водных советов принимаются не путем голосования, или демократического централизма какого-нибудь, а путем консенсуса, то есть пока все члены комитета (а их 31 человек) поставят под документом свои «согласительные» подписи.

Интересно также, что Водный совет - это некая вневедомственная, не подчиняющаяся ни государству, ни муниципалитету, ни кому бы то ни было структура. Еще более интересно, что при этом все члены совета получают стипендию от государства и в помощники им полагается целый штат из 350 сотрудников, занимающихся техническим оформлением и обеспечением всех решений Водного комитета.

Конечно, есть у членов Водного совета Дрэнта ответственность: водное хозяйство вверенной им провинции должно функционировать нормально: без сбоев и накладок: все 250 км каналов, 28 км морских дамб, 50 шлюзов, 135 насосных станций.

Питер Шхелема, член Водного совета провинции Дрэнт. Самое сложное – договориться. Фермеры хотят мало воды (им нужно сохранить урожай), жители домов хотят воды еще меньше – их ноги должны оставаться сухими, а природе надо больше воды. Наша цель - учесть интересы людей, но при этом максимально соблюсти все требования природы.

Вода нужна всем, даже бегемотам

«Наша вода – сама дешевая в Голландии» – заявляет Петра Холхаус, менеджер Компании по водоснабжению Дрэнта. Компанию, в которой она работает, по стилю работы уместно назвать коммерческой, хотя 50% акций принадлежит муниципалитету.

Питьевая вода достойного качества – вот еще одна цель работы всей системы интегрированного управления водными ресурсами. Если учесть, что 20% поверхностных вод даже после массированной атаки экологов на власти и загрязнителей и восстановления водоемов находятся под угрозой серьезного загрязнения, то становится понятно, почему 65% питьевой воды в Европе берется из подземных источников.

Когда Голландия столкнулась с проблемой ухудшения качества питьевой воды, вариантов решения было много. Один из них – разделить поставки воды на воду высокого и низкого качества. Известно, что по-настоящему чистой воды человеку нужно не так уж много – на утоление жажды, приготовление пищи, умывание, ну ведь не обязательно все сотни литров ежедневно для этого очищать: стирать, мыть пол, поливать огород можно и не кристально чистой водой. По этому пути пошли в городе Утрехте, но после того, как там произошла авария, перемешавшая воды разного качества, голландцы решили: будем делать чистой всю воду!

Компания по водоснабжению делает это в совершенстве (проверено на себе!), хотя ее хозяйство довольно крупное: 4 тысячи км труб и обеспечение питьевой водой разных видов (от бутылированной до воды из-под крана) всего населения провинции Дрэнт.

Воду добывают с глубины 150 м: четко следят за ее составом – стараются не забирать необходимые организму элементы, но и не пропускать яды.

Водная компания следит за чистотой своего экологического имиджа: реализует проект «Вода для Индонезии», поставляет бесплатно воду бегемотам и пингвинам в местный зоопарк.

Некоторые PR-акции компании реально экологичны -она выкупает по 200 гектаров земли около каждой скважины для восстановления природных свойств дренажной системы. Это важно, потому что в Голландии нет понятия водоохранной зоны. Для производства компания по водоснабжению

использует в основном «зеленую энергию» - получаемую из возобновляемых источников. Кстати, в Голландии это уже скорее вынужденная необходимость – к 2010 году каждое предприятие страны должно не менее трети своих энергозатрат покрывать за счет альтернативных источников энергии.

Интересно, что выбирать поставщика воды (кроме бутылированной) голландский потребитель не может, то есть реально (то есть деньгами) оценить зеленый имидж социально безответственного или социально ответственного производителя –возможности нет, но обманывать потребителя и быть загрязнителем в Европе сегодня - дурной тон…



Петра Холхаус, Глава департамента Компании по водоснабжению Дрэнта. Вода в кране такая же, как в бутылках, но люди предпочитают воду в бутылках….

Лирические отступления короткой строкой. За рубежом грибные леса есть! Нашла в небольшом (в три деревца) лесочке сыроежки. Спросила у местных: почему не собираете? Оказалось, не могут отличить съедобные от несъедобных – когда-то были приняты законы, запрещающие выносить из лесу все, включая просто веточки и цветочки. За время действия закона народ утерял культуру сбора даров леса. И не видно, чтобы он об этом жалел.

  • Большая проблема, о которой говорят голландские экологи – растет поколение, совершенно удаленное от природы и естественности, даже в самых простейших проявлениях. Дети в школе не могут сказать, откуда берется молоко. Считают, что из магазина.

  • В Голландии практически нет колодцев. Нет, делать их можно, но это невыгодно – окупится не раньше чем через 20 лет.

  • На одном из домов в городке – желтый флаг с изображенным на нем зеленым корытцем. Оказалось, не предвыборная агитация – знак, что здесь продаются органические- экологически чистые товары, которые, кстати, минимум на 25% дороже обычных аналогов.

  • В гостинице – табличка на 4 языках, призывающая экономить воду. На русском – текста нет. Нас бесполезно призывать?

Больше пространства для воды!

В Голландии все специалисты говорят лозунгами. Но если из уст общественности это достаточно привычно, то для научного учреждения государственного уровня по нашим меркам это немного удивило. Так уж повелось у нас - обычно наука только запутывает и без того слабое массовое понимание проблемы.

Институт водного менеджмента и защиты поверхностных вод (RIZA) многие годы выполняет государственные заказы по обеспечению интегрированного управления водными ресурсами.

Лозунг «Больше пространства для воды!» здесь возведен в ранг концепции. На самом деле при внешней простоте лозунга все позиции государственной водной политики выверены с академической наукой, проверены прикладной наукой и временем. Именно наука предлагает новые направления и формы улучшения водной политики, новые варианты документов и принципы, которым следуют все участники процесса интегрированного управления водными ресурсами.



Тон Гарритсен, сотрудник Института RIZA: Было время, когда мы делали со своими водными источниками очень плохие вещи и думали, что это хорошо. Надеюсь, это время прошло… Интегрированное управление для нас – это, в первую очередь, учет интересов всех сторон с учетом последствий для биосистемы и окружающей среды на локальном и глобальном уровнях. Многие считают воду экономическим товаром, но право на нее имеет каждый. И эта особенность придает ей социальную значимость…

История возрождения Рейна стала почти хрестоматийным примером того, каких успехов может добиться человеческое сообщество. В бывшей сточной канаве Европы теперь водится лосось. Рейнская история некоторое время служила некими розовыми очками – продолжая загрязнять свои реки, мы могли тешить себя тем, что обратная дорога имеется – технологии, позволяющие это сделать, в руках человеческих. Но когда головокружение от технологических успехов прошло, оказалось, – канал не лучшая оболочка для реки. Ничего совершеннее, чем естественное русло и созданная природой экосистема человек придумать не смог. Загнав реку в каменные тиски, человек сумел очистить воду по многим показателям, но не смог вернуть ей естественные самоочищающие свойства, формирующиеся не в последнюю очередь за счет природных заводей, болот, изгибов реки.

Уже несколько лет ряд стран работают над новым общеевропейским проектом по созданию так называемой «непрерывной экологической зоны». Выглядеть это будет примерно так: очищенные реки будут освобождены от каменных тисков и возвращены к их первозданному облику. Причем не только сами реки, но и пойменные территории, где будет созданы максимально приближенные к естественным условия для обитания животных и птиц. Затем все эти зоны будут соединены между собой для удобного перемещения живущей в поймах рек живности. Таким образом европейские экологи надеются смоделировать и создать природный ландшафт, естественный для этой территории…

Голландские специалисты часто повторяют: «Важно знать ситуацию, не менее важно видеть цель». И добавляют: «Но победителем будет тот, кто быстрее достигнет цели с наименьшими потерями».

Мы не любим учиться на чужих ошибках и мечемся между слепым копированием и поисками собственной самобытности. И все же, кажется, Россия находится в выигрышной ситуации – мы еще не создали столько искусственного, чтобы имитировать естественность. Мы знаем ситуацию, мы знаем цель, и обозримый путь у нас может быть короче западного…
О.А.Подосенова, координатор Движения «Поможем Исети!»




Ваше место на Земле

Экологический тест

«Жилплощадь» на Земле нужна каждому из нас не толь­ко для жизни, но и для производства продуктов питания, сырья для бумажной промышленности, для добычи по­лезных ископаемых, захоронения отходов. Экологический тест, предложенный английским журналом New Scientist, дает возможность, пусть и приблизительно, представить, какая поверхность нашей планеты занята вашим жизне­обеспечением. Суммируйте баллы, стоящие после каж­дого утверждения, соответствующего вашему образу жиз­ни. Кое-где придется вычитать, умножать и делить, так что запаситесь карандашом и листком бумаги.

• Вы принимаете ванну ежедневно — 14

• Вы принимаете ванну один-два раза в неделю — 2

• Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ — 4

• Вы принимаете душ только раз в неделю — 1

• Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль водой из шланга — 4

• В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты местного производства, из которых сами готовите обед — 2

• Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полу­фабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждаю­щиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены — 14

• В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому — 5

• Вы едите мясо три раза в день — 85

• Предпочитаете вегетарианскую пищу — 30

Следующие четыре вопроса касаются вашего жилья. Полученные за них очки разделите на то количество людей, которое живет в вашей квартире или в вашем доме.

• Площадь вашего жилья такая, что можно держать кош­ку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато — 7

• Большая, просторная квартира — 12

• Коттедж на две семьи — 23

• Особняк — 33

Дальнейший подсчет опять идет индивидуально.

• В последний отпуск вы летели самолетом — 85

• В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов — 10

• Более 12 часов на поезде — 20

• Для отопления вашего дома используются нефть, природный газ или уголь — 45

• Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами — вычесть 5

• Отопление вашего дома устрое­но так, что вы можете его регули­ровать в зависимости от погоды

вычесть 10

• Если электроэнергия, которой вы пользуетесь, вырабатывается си­лой воды на ГЭС или другими во­зобновляемыми источниками (ветер, солнце), — добавьте 2 очка и пропустите следующие три пункта.

• Большинство из нас получает элек­троэнергию из горючих ископаемы:

добавьте 75 очков

• Если, выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет, — вычтите 10 очков. Многие приборы бытовой электроники сейчас зачастую не выключают, а оставля­ют в дежурном режиме, благодаря чему при включении им почти не требуется времени на разогрев.

• Если вы всегда выключаете свои приборы, — вычти­те 10 очков

• Если на работу вы ездите на малолитражке типа «Оки» или «Запорожца», — добавьте 40 очков

• Если используете большой и мощный автомобиль с полным приводом, — добавьте 75 очков

• Если ваш автомобиль представляет собой нечто среднее между этими крайностями, — добавьте 50 очков

• На работу вы ездите городским транспортом — 25

• На работу идете пешком или едете на велосипеде — 3

• Книги вы берете в библиотеке или одалживаете у зна­комых — О

• Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее — 2

• Одинаково часто бывает и так, и так — 1

• Прочитав газету, вы ее выбрасываете — 10

• Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то — 5

• Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому сра­зу добавьте 100 очков

• Если за последний месяц вы хоть раз сдавали бутыл­ки, — вычтите 15 очков

• Если, выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру, — вычтите 17

• Если вы сдаете пустые банки из-под напитков и кон­сервов, — вычтите 10

• Если вы выбрасываете в отдельный контейнер пласти­ковую упаковку, — вычтите 8

• Если вы стараетесь покупать в основном не фасованые, а развесные товары, приходя за ними со своей тарой, а полученные в магазине баночки, коробочки, пакетики и бутылки стараетесь использовать, — вычтите 15

• Если из домашних отходов вы делаете компост для удоб­рения своего участка, — вычтите 5

• Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, — умножьте ваш общий результат на 2

Подводим итоги. Разделите полученный резуль­тат на сто — и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га, средний европеец — 6,3 га, а средний житель Бурунди — всего 1,5 га. ИА Regions.ru

Понятно, что разработчикам этого теста приходилось пользоваться усредненными данными, каким-то пара­метрам придавалось большее значение, чем они того заслуживали. Что-то, возможно, не было учтено. Но ло­гика здесь определенно присутствует. И если даже аб­солютные цифры не совсем соответствуют действитель­ности, то в качестве ориентира их, безусловно, можно использовать. Чем мы и займемся. Площадь суши на планете Земля — всей, включая горы и пустыни, тун­дру и тайгу, — составляет 149 млн кв. км. Это 14,9 млрд га. Населе­ние Земли на сегодняшний день приближается к 6,5 млрд. Таким образом, на одного жителя планеты приходится около 2,3 га. О чем это говорит? Например, если все чело­вечество будет жить, как средний житель Бурунди, то у нас еще есть резерв. Если стремиться к уровню жизни среднего амери­канца, то матушка-Земля сможет «вынести» только 1,2 млрд особей. Можно при­кинуть, на сколько человек и с каким образом жизни рассчита­на наша или любая другая страна.





УРАЛЬСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПОПАЛИ В «ЗЕЛЕНЫЕ» РЕЙТИНГИ

Представители Нижнетагильского металлургического комбината изъявили желание подвести экологический баланс своей компании

Международный Социально-экологический Союз (МСоЭС) и Независимое экологическое рейтинговое агентство (НЭРА) приступили к новому этапу инициативы "За чистый бизнес". Он предполагает большее и добровольное участие бизнес-структур в работе по составлению рейтингов социальных и экологических издержек деятельности.

Проект осуществляется при поддержке Московского представительства Всемирного Банка, Союза промышленников и предпринимателей, объединений изготовителей рекламы и Министерства экономического развития РФ. Составление рейтингов социальных и экологических издержек деятельности предполагает участие самих бизнес-структур, добровольно откликнувшихся на предложение МСоЭС и НЭРА. На первом этапе осуществления проекта предложение общественных организаций было разослано в 50 крупнейших российских компаний (по рейтингу агентства AK&M), в числе которых Нижнетагильский металлургический комбинат, ГМК «Норильский никель», ОАО «Газпром», ОАО «Уралэлектромедь», РАО ЕЭС, «Лукойл», ТНК, Магнитогорский металлургический комбинат, СУАЛ-холдинг, Уралвагонзавод, Верхнесалдинское металлургическое предприятие.

Экологи призвали крупные компании обнародовать свои экологические и социальные показатели, которые попадают в официальную государственную статистику, но свидетельствуют о социально-экологических показателях каждой конкретной компании. "Мы убеждены, что в России найдется достаточное число компаний заинтересованных в объективном освещении своей деятельности и демонстрации инвесторам прозрачности своей экологической и социальной отчетности, - считает Александр Мартынов (Независимое экологическое рейтинговое агентство), один из инициаторов проекта и авторов методики. - Очевидно, что такой обзор позволит системно формировать позицию банков и привлечь внимание общественности к социально-экологическим аспектам деятельности отдельных компаний, минимизирует влияние на рынки случайных, а иногда и предвзято поданных, событий и фактов".

Ранее экологическую часть информации уже представили компании "Славнефть", "Алроса", "Норильский никель", "Северсталь", "Магнитогорский МК" и "Мечел", КАМАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ. Не так давно свою готовность подвести экологический баланс компании выразило руководство Нижнетагильского металлургического комбината.

Авторы рейтингов подчеркивают, что экологические и социальные рейтинги компаний это не перечисление "самых грязных" или "самых безответственных". Это будет список самых крупных, а кто из них окажется "экологичнее" или социально ответственнее - покажет сравнение. Помимо тяжеловесов российского бизнеса МСоЭС готов разместить в справочнике информацию тех компаний, которые по своей инициативе предоставят необходимые сведения.


При составлении рейтинга учитываются простые показатели - сколько сточных вод сливает в реки один работающий в компании сотрудник, на сколько больше земли требуется ему по сравнению со средним россиянином, какую зарплату официально платят людям, скольким инвалидам и другим социально уязвимым группам людей нашлось место в компании. Все эти цифры можно проверить, повторить расчет среднего арифметического значения и вывести рейтинг каждой представленной в справочнике компании. Помимо собственно рейтинговой информации в справочник будет включен анализ рисков и барьеров, связанных с открытием социально-экологической информации в России.

«Опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики убеждает, что сегодня необходимо кардинально пересмотреть существующую систему природоохранных санкций и напрямую увязать прибыль компаний, отраслей, регионов с тем ущербом, который наносит природе их хозяйственная деятельность – считает координатор программ Уральского экологического союза Ольга Подосенова. - Именно на это нацелена система рейтингов экологических издержек. Социально-экологическая ответственность уже стала своеобразным "входным билетом" в международное деловое сообщество».

Однако всякий рейтинг, рассчитанный по известным статистическим показателям, является изначально неточным, особенно с учетом того, что большинство даже крупных компаний сегодня скрывают свою отчетность, поэтому в общественном экологическом рейтинге есть раздел народного мониторинга, где любой желающий может поделиться с общественностью информацией о том, какие предприятия, фирмы, компании разрушают природу в его родном регионе и как именно.

Сводные результаты общественного мониторинга по Свердловской области: http://www.biodat.ru/db/mon/mon.php

Дополнительные сведения о проекте на сайте в разделе НЭРА: http://www.biodat.ru/db/mon/rating.htm
Пресс-центр Уральского экологического союза


Стихи Владимира Рощупкина




Кукушка

Грусть вошла, как гость знакомый,

Тоска вымучила слезы.

Я приехал в лес зеленый

К роднику, где клен, березы.
Старый клен свое молчанье

В утешение мне дарит,

Тут кукушкино гаданье

Больно по сердцу ударит.


Зря гадать стараешься,

Я не уплачу.

Сколько жить осталося,

Знать я не хочу.


Не гадай, касатка,

Песнь свою уйми.

Мне и так не сладко,

Ты меня пойми.


Хоть твое гаданье,

Несомненно, ложь.

Все ж уйми старанье,

Сердце не тревожь.


Если ты была бы феей,

Исполняла все желанья,

Я б просил тебя скорее

Разогнать мои страданья.


Но тебе, гадалка леса,

Не прогнать мою тоску,

Ты ответь мне, только честно!

А в ответ: «Ку-ку, ку-ку»...


Плакучая Ива

Склонилась роскошная Ива

Над плавно бегущей рекой,

Похлопал ее я игриво

Своей непутевой рукой.

Ну, как ты тут, Ива зеленая,

Одна шелестишь на ветру,

Рекой от подруг отделенная,

Встречаешь восход по утру?
Наверное, ждешь, что с рассветом

Когда-нибудь чудо придет;

И рядом с тобой теплым летом

Подружка Лозой прорастет?


Одной тяжело и тоскливо,

И не с кем листвою шуметь.

Позволь мне, прекрасная Ива,

В тени под тобой посидеть.


Тебя, как никто, понимаю,

Такое бывает со мной...

А Ива в ответ мне: «Я знаю», -

Шепнула зеленой листвой.


- Я вижу, ты тоже скучаешь,

Сиди, сколько хочешь, со мной,

Вдвоем веселее, ведь знаешь,

От солнца прикрою собой.


- Добра ты, мила и красива,

Не плачь, мы сегодня вдвоем!

- Я, братец, — плакучая Ива,

И плачу и ночью, и днем...


Что в жизни ее слезы значат,

То мне не узнать никогда.

А Ива все плачет и плачет,

Как будто случилась беда.



В ночном

На лугу в июле

Лошади в ночном.

Звезды утонули

В омуте речном.
Тополей макушки

Трогают луну;

Звонкие лягушки

Режут тишину.


Вот лесная птица

Жалобно кричит,

Что-то ей не спится,

Мается в ночи.


Тихо плещет речка,

Псина воду пьет.

Екает сердечко,

А душа — поет.


Костерочек жгучий

С треском лижет ночь,

Сон за лес дремучий

Улетает прочь.


Варится ушица,

Булькает, кипит;

Рядом кобылица

Гривой шелестит.


Трется жеребенок

О ее бока,

Как малой ребенок

Просит молока.


Ночь как «феникс»- птица

Шепчет: «Спать пора».

Только мне не спится,

Сидя у костра.


Города уснули,

Я не лягу спать.

Эта ночь в июле —

Просто благодать.






Экологические продукты питания в России: зарождающийся рынок или новая маркетинговая стратегия?

Ответ на этот вопрос был дан в ходе конференции  «Перспективы развития российского рынка экологических продуктов питания в условиях экспансии современных технологий» , которая прошла 8 сентября 2004 года в отеле  Олимпик Пента Ренессанс  в Москве. Конференция организована агентством CVS Consulting при поддержке Российского зернового союза. В мероприятии приняли участие руководители и маркетологи более 100 компаний.

Участники встречи обсудили проблемы развития отечественного продовольственного рынка, в том числе появления его нового сегмента-рынка экологических продуктов питания.

Плотная конкурентная борьба на потребительском рынке заставляет производителей создавать новые ниши. На сегодняшний день многие рыночные игроки, опираясь на зарубежный опыт, позиционируют свою продукцию как  натуральную  или  экологически чистую , притом, что в России отсутствует законодательная база, определяющая понятие  экологический  (органический ,  био ,  эко ) продукт, и регламентирующая отношения в сфере его производства, сертификации и продвижения. На этом фоне массовое использование российскими производителями подобной маркировки, зачастую явно не соответствующей качественными показателям продукции, грозит серьезно подорвать потребительскую лояльность.

Организаторы конференции ставили задачу выяснить, существует ли в России реальный рынок экологических продуктов или же это все-таки маркетинговая уловка. Данный вопрос становится особенно актуальным при экстраполяции на отечественный рынок зарубежного опыта. Как известно, в западных странах  потребительский рынок  в сегменте экологических (органических) продуктов питания динамично развивается. Ежегодный темп его роста  превышает 20% и, по данным экспертов, в 2003 году его объем составил 26 млрд. долларов. Основная часть прироста приходится на рынки Западной Европы, где лидерами по объемам продаж органических продуктов являются Германия, Италия, Франция и Великобритания. Во всех этих странах, за исключением Великобритании, рост продаж связывают с переходом от маркетинга через специализированные каналы к продажам через обычные супермаркеты и розничную сеть. В Париже, например, существуют 23 сети органических магазинов. В Швейцарии около 60% открывающихся супермаркетов входят в органические торговые сети. В 2003 году в этой стране было открыто 26 органических магазинов общей площадью 13000 кв. м., общий объем продаж органических продуктов питания составил 726 млн. евро (7% от общего оборота продуктов питания).
«Эко-Согласие»










Вице-президент

Хачин Василий

Иванович, директор предприятия “Уралмонтаж - СВ”, академик Российской экологической академии,

тел. 371-67-22


Исполнительный

директор

Ращупкин Геннадий Владимирович, кандидат химических наук,

тел. 374-82-40

Общественная неком­мерческая организа­ция. Образован в 1989 г. Объединяет из­вестных на Урале уче­ных, общественных деятелей, педагогов, юристов, журналис­тов, предпринимателей, экономистов, чья профессиональная деятельность связана с экологией.

Миссия Союза - содействие оздоровлению экологической обстановки на Урале, поиски путей устойчивого развития региона посредством экологического просвещения населения, реализации социально - значимых экологических проектов, проведения независимых экспертиз, законотворческой деятельности, лоббирования республиканских и местных органов власти по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Важное место в деятельности Союза занимает развитие взаимодействия между общественными объединениями и повышение их значения в жизни общества.
Вестник Уральского экологического

союза выходит 1 раз в месяц. Тираж 500 экз. Распространяется бесплатно


Компьютерная верстка И.В.Муштак

Редактор Г.В.Ращупкин


Редакционный

совет
Е.Б.Амирова, Ассоциация педагогов-экологов «ЭКУРС»

Л.Е.Волков, Уральская государственная медицинская академия

Ю.А.Нестерова, Этно-культурный центр «Многая лета»

О.А.Подосенова, Уральский экологический союз

К.П.Порожский, Клуб здоровья «ВИТА»

Г.В.Талалаева, Институт экологии растений и животных УрО РАН

Г.С.Чеурин, Центр экологического выживания и безопасности

А.И.Юнязов, Свердловское региональное движение «Звенящие кедры»
Наш адрес:

620049, г. Екатеринбург,

ул. Мира, 23, к.305
Тел.: (343) 374 - 82 - 40

E-mail: eco@ural.ru



http://ecoural.narod.ru

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов

При перепечатке материалов ссылка на Вестник УЭС и авторов обязательна

Деятельность Центра ноосферного просвещения и издание Вестника осуществляется при поддержке Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов и Информационно-правозащитного центра “Мемориал”