В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» 1 276.06kb.
В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» 1 284.12kb.
Конкурса журналистов «Экология России» 1 276.32kb.
Конкурса журналистов «Экология России» 1 252.29kb.
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности... 5 664.63kb.
Программа четвёртого Всероссийского совещания Меловая система России... 1 175.37kb.
1. В чем заключалось образование всероссийского рынка в хул в. 1 96.24kb.
Этапы развития экономической географии 1 117.67kb.
Россия на рубеже XVII xviii вв 1 141.1kb.
Экология в современном мире 1 236.81kb.
В саранске стартует «Конкурс Энергетического Сотрудничества» 2011... 1 41.98kb.
Пояснительная записка для председателя мкур секретарь Председателя... 2 579.45kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
В естни к лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России» - страница №1/1



В

Е С Т Н И К



Лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России»
Уральского экологического союза

12(125)Декабрь 2005 г. г. Екатеринбург





В

этом


номере:
«Экологическая культура как основа ноосферного общества». Интервью с Г.Ю.Пахальчак, заместителем министра природных ресурсов Свердловской области

О.А.Подосенова, координатор программ Уральского экологического союза «Экосистемы. Платить нельзя использовать». Впечатления по итогам семинара «Экологические услуги и финансирование охраны и устойчивого использования экосистем» Конвенции по водным ресурсам Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, Женева (Швейцария), 10-11 октября 2005г.


«Председатель партии зеленых России встретился с уральскими экологами». О визите А.В.Яблокова, председателя партии «Зеленая Россия» в Екатеринбург
«Марш парков-2006» в Свердловской области». Центр экологического обучения и информации и Министерство природных ресурсов Свердловской области приглашают принять участие в традиционной международной акции «Марш парков – 2006»
С.В.Комов, профессор кафедры экологии Уральского государственного университета «Система как противоядие»
Владимир Захаров, координатор Лесной кампании Международного Социально-экологического союза «Желуди московских парков – для дубрав Козельских засек»





Экологическая культура как основа ноосферного общества

Интервью с Г.Ю.Пахальчак, заместителем министра природных ресурсов Свердловской области

- Уважаемая Галина Юрь­евна! Вы работаете эко­логом с самого начала по­явления в структуре исполнительной власти Свердловской области должности с таким назва­нием. Как за эти годы из­менилось Ваше понимание причин возникновения эко­логических проблем и пу­тей их решения?

- Причинами возникновения экологических проблем является нерациональное природопользование, применение ресурсо-затратных и отходообразующих технологий, значительный моральный и физический износ основного оборудования, несовершенство природоохранного законодательства, средств и методов защиты окружающей среды, экологичес-кая безответственность собственников и отдельных руководителей предприятий, недостаточная экологическая грамотность большинства граждан. За годы своей работы я поняла, что экологическое неблагополучие в нашей области, да и в России в целом, в первую очередь обусловлено отсутствием экологической культуры и правильной оценки своей роли в сохранении природных комплексов и среды собственного обитания у большинства граждан нашей страны.



- Критерием внимания власти к какой-то сфере деятельности является уровень финансирования. Как изменилось финансирование, направленное на решение экологических проблем из областного и федерального бюджета за эти годы?

- За последние 5 лет объем инвестиций в охрану окружающей среды за счет всех источников финансирования значительно вырос (с 1053 млн. рублей в 2000 году до 4895 млн. рублей в 2004 году). В том числе вырос и объем средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию областной экологической программы, соответственно с 32,6 млн. рублей до 229 млн. рублей. В 2005 году эта сумма составит 265 млн. рублей. Из федерального бюджета на реализацию природоохранных мероприятий ежегодно выделялось 4 – 4,5 млн. рублей. В 2005 году Правительство России выделило 10 млн. рублей на реконструкцию Верхнее – Выйского гидроузла в г. Нижний Тагил. Однако по непонятным для нас причинам финансовое управление Ростехнадзора до настоящего времени не подписало направленный Правительством Свердловской области договор.





- Каков рейтинг влияния у Министерства природных ресурсов в Правительстве Свердловской области! В чем это влияние выражается?

- Министерство природных ресурсов Свердловской области – исполнительный орган власти Свердлов-ской области и выполняет возложенные на него Правительством области функции. Несмотря на то, что численность нашего министерства мала (34 человека), количество решаемых нами задач велико и разнообразно. Основные из них – управление в сфере недропользования, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства животного мира, лесных ресурсов, водных ресурсов в пределах полномочий субъекта федерации. В понятие «управление» входят разработка областных законов, целевых программ, выдача лицензий, осуществление государственного экологического контроля и мониторинга и т.д. Поскольку замечаний от Правительства Свердлов-ской области в наш адрес не было, а иногда нас даже хвалят, мы надеемся, что деятельность Министерства природных ресурсов оценивается со знаком плюс. И будем стараться в дальнейшем сохранять авторитет нашего министерства и совершенствовать методы его работы.



- На протяжении трех столетий на Урале проводилась масштабная эксплуатация природ-ных ресурсов, в результате которой выработано большинство месторождений полезных ископаемых, на значительной территории вырублены леса, отравлены реки, промышленными и бытовыми отходами заняты огромные площади, а большинство уральских городов из-за неблагоприятной экологической и социальной обстановки превратились в «усталые» города, заболеваемость в них растет, а продолжитель-ность жизни падает. Сама жизнь заставляет нас формировать систему неразрушающего природо-пользования в регионе. Что для этого предпринимается Министерством природных ресурсов Свердловской области?

- Министерством природных ресурсов совместно с областным центром санэпиднадзора и другими заинтересованными организациями разработана Концепция экологической безопасности на период до 2015 года, которая одобрена Правительством Свердловской области и для реализации которой утвержден соответствующий план мероприятий. Желающие могут ознакомиться с этими стратегическими документами на нашем сайте www.mprso.ru. Так вот в этих документах определены задачи, направления деятельности, конкретные мероприятия и результаты их реализации, которые необходимо достигнуть для нормализации экологической обстановки в области и, в первую очередь, в экологически неблагополучных городах. Назову несколько цифр: к 2015 году продолжительность жизни населения области должна увеличиться на 5,3 года и составить 69 лет, все предприятия должны достигнуть нормативов вредных выбросов в атмосферный воздух, все 13 экологически неблагополучных городов должны быть исключены из этой категории с учетом достижения в них нормативов качества окружающей среды.



- За последние годы государственные природоохранные органы неоднократно реформировались. Говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Ростех-надзор – в названии этих структур нет слова «экология» и «охрана окружающей среды». Хотя, к примеру, в структуре Администрации Пермской области есть Управление по охране окружающей среды, а в нем – отдел экологического просвещения и информации. Что получилось в результате этих реформ? Насколько эффективно действуют сегодня государственные природоохранные струк-туры?

- Реформирование федеральных природоохранных органов, по моему мнению, нанесло серьезный урон делу охраны окружающей среды в России и я в такой оценке не одинока. Об этом говорят и пишут и сами экологи, и даже представители организаций – загрязнителей окружающей среды. С одной стороны, в результате сокращения численности и потери значительной части наиболее квалифицированных специалистов, ослаблен контроль за деятельностью предприятий по соблюдению природоохранного законодательства, что порождает ощущение вседо-зволенности и безответственность руководителей и специалистов, принимающих решения, которые могут оказать негативное воздействие на окружа-ющую среду. С другой стороны, реформирование осложнило природоохранную деятельность предприятий, т.к. разделение Минприроды РФ на отдельные агентства, службы, передача экологи-ческих вопросов в ведение Ростехнадзора удлинило процедуру согласования разрешительных документов (раньше экологическая экспертиза проводилась территориальными органами Минприроды РФ в течение срока до 4 месяцев, а сейчас ее проводят 2 организации – Управление Росприроднадзора и Ростехнадзора по Свердловской области, а это значит, что срок может увеличиться в два раза), отсутствует ряд важных нормативных документов в части осуществления экологического мониторинга, лицензирования, обращения с опасными отходами, экономического стимулирования природоохранной деятельности, ведения кадастра отходов и других. При существующей правовой базе навряд ли мы сможем решить проблему переработки и безопасного размещения отходов, особенно отходов потребления. А самое главное - в стране не стало органа, определяющего единую государственную политику в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В тоже время я хочу выразить благодарность сотрудникам территории-альных структур федеральных органов власти, уполномоченных в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Свердловской области, за совместную конструктивную работу и взаимодей-ствие при решении экологических проблем на территории нашей области.



- Сегодня в общественном мнении экологов воспринимают в первую очередь как что-то вроде мусорщиков, которые изучают негативные последствия хозяйственной деятельности человека, ликвидирует их, и без особого успеха борятся с ними. Это, конечно, важная сфера деятельности, но бороться с последствиями – дело неперспективное. Перспектива за теми, кто знает и любит природу, ведет экологичный и экономичный образ жизни, разъясняет людям истинные причины экологических проблем, организует экологические лагеря и экспедиции, строят экодома и создает экологические поселения, разрабатывает и внедряет экологически чистые технологии. Как Вы считаете, каким образом можно изменить сформированные стереотипы общественного мнения в сторону понимания истинной миссии экологов – построения экологичного (ноосферного) общества?

- Я согласна, что бороться с последствиями для построения ноосферного общества недостаточно. Необходим комплексный подход к решению этого вопроса, который включает в себя реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение производства, внедрение экологически чистых технологий, экономичное расходование электро-энергии, воды и других природных ресурсов, а также совершенствование самого человека, который одновременно является и виновником и жертвой загрязнения окружающей среды. Роль экологов я вижу как раз в том, чтобы донести до людей причины и последствия экологических проблем, убедить их в необходимости коренного изменения своего отношения к природе и потреблению ее ресурсов, создать такие экономические и социальные стимулы, которые сделали бы экономически выгодным и престижным вложение инвестиций в охрану окружающей среды, осуществление хозяйственной деятельности с соблюдением природоохранных норм и требований, рациональное использование природ-ных ресурсов.



- Каким Вы видите экологическое сообщество Свердловской области? Кто его составляет, как оно изменилось, какое имеет влияние?

- Несмотря на перманентную реорганизацию федеральных природоохранных органов на протяжении последних 5 лет, основной костяк профессионалов – экологов в нашей области сохранился, и это здорово. Потому, что именно эти люди, на мой взгляд, являются основой экологического сообщества в нашей области. А вообще в это сообщество входит достаточно широкий круг специалистов и энтузиастов, работающих в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учебных и научных учреждениях, состоящих в общественных организациях, обучающихся в образовательных учреждениях, да и просто людей, неравнодушных и имеющих свою гражданскую позицию.

К сожалению, из нашего сообщества ушли такие замечательные экологи, как Харлампович Г.Д., Сафронов Е.В., Черняев А.М., Березюк В.Г. – вечная им память.

Радует то, что в это сообщество вливаются свежие молодые силы и наша задача поддержать их энтузиазм и веру в экологически безопасное будущее.



- Сегодня много говорят о построении гражданского общества в России Общепризнанно, что самыми профессиональными, активными и эффективными структурами гражданского общества в России являются общественные экологические организации, такие, как Международный Социально – экологический союз, Всероссийское общество охраны природы, Центр экологической политики России, Союз «За химическую безопасность», Международная группа «Экозащита», Центр охраны дикой природы (Москва), Экологический центр «Дронт» (Нижний Новгород), «Байкальская экологическая волна» (Иркутск), Информационное экологическое агентство» (Новокузнецк), Ассоциация «зеленых» Карелии (Петрозаводск), клуб «Экология» (Великий Новгород), Фонд «Алтай ХХ1 век» (Барнаул) и многие другие. Вместе с тем позиция общественных экологических организаций по различным вопросам часто не совпадает с позицией органов власти, особенно, когда дело касается защиты интересов людей и природы. Как складываются отношения Министерства природных ресурсов с профессиональными общественными экологическими организациями Свердловской области?

- Министерство природных ресурсов Свердловской области строит свои отношения со всеми организациями, включая и общественные, на основе партнерства, сотрудничества и взаимодействия в работе по достижению общей цели – обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, сохранения и восстановления природных комплексов, экологическое просвещение населения Свердловской области. Мы поддерживаем организационно и материально проведение общественными организациями молодежных эколо-гических акций (экспедиции, форумы, слеты и т.д.), издание экологической печатной продукции, обустройство родников и колодцев. В ближайшее время мы планируем провести совместно с общественными организациями экологический форум, на котором надеемся определить наши дальнейшие совместные действия по решению областных экологических проблем. Еще раз хочу подчеркнуть нашу готовность к диалогу и сотрудничеству со всеми общественными органи-зациями, настроенными на конструктивную работу.



- Какой Вы видите Свердловскую область через 10-15 лет, с экологической точки зрения?

- Я уже говорила, что в Концепции экологической безопасности определено, какой должна быть наша область на конец 2015 года. Я надеюсь, что совместными усилиями всего экологического сообщества, в которое со временем вольются все граждане нашей области, мы добьемся предусмотренных результатов и создадим благопри-ятную среду обитания не только для людей, но и для субъектов животного и растительного мира Свердловской области.

Вопросы задавал Г.В.Ращупкин


ЭКОСИСТЕМЫ. ПЛАТИТЬ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

или когда человечество начнет жить по средствам

Окружающая среда постепенно становится полноправным участником экономических отношений. Вокруг этого возникает много дискуссий, споров: какова реальная цена услуг экосистемы, имеет ли кто-то право ее оценивать, а главное – есть ли вообще возможность восполнить и восстановить утраченные экосистемы?

В середине октября в Женеве прошел семинар «Экологические услуги и финансирование охраны и устойчивого использования экосистем», организованный секретариатом Конвенции по водным ресурсам Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) при поддержке Правительства Швейцарии, Швейцарского управления по окружающей среде, лесам и ландшафту. В работе семинара приняли участие правительственные и общественные делегации большинства стран Европы, Азии и Америки. Участником международного совещания от России стала региональная общественная организация «Уральский экологический союз».

Семинар о финансировании устойчивого использования экосистем стал продолжением работы по подготовке рабочих документов Конвенции ЕЭК ООН по водным ресурсам. На прошлогодних встречах стран-участников конвенции (в число которых, входит, кстати, и Россия) было решено провести дополнительную работу именно в этом направлении. Страны-участники водной конвенции отметили, что в последнее десятилетие в водохозяйственной деятельности все шире используется экосистемный подход, охватывающий и внутренние водные ресурсы, и прибрежную растительность, водно-болотные угодья, речные поймы и связанные с ними флору и фауну, а также среду обитания людей.

В прошлом водохозяйственная деятельность обычно замыкалась на охране, восстановлении и использовании водных экосистем. Сейчас идея о том, что водными ресурсами нельзя управлять в отрыве от других экосистемных компонентов (земли, воздуха, лесов, животных и людей) уже прочно входит в практику стран Европейского Союза. Однако привычная модель и стереотипы, рассматривающие поддержание экосистем как антипод экономическому развитию до сих пор является серьезным препятствием для так называемого устойчивого развития.

На практике же оказывается, что поддержание экосистемных услуг зачастую обходится дешевле, чем строительство, например, водохозяйственных объектов, которые должны замещать собой функции экосистем – водоочистка, регулирование воды. К примеру, в краткосрочном плане заготовка лесоматериалов может обеспечить местным жителям ресурсы для удовлетворения текущих потребностей, однако в дальнейшем разрушение экосистемы может обойтись настолько дорого, что проживающим в ней людям придется переселяться или терпеть экологические катаклизмы в результате утраты экосистемы.

Участникам семинара был представлен доклад об оценке экосистем на рубеже тысячелетия с говорящим за себя названием «Жизнь не по средствам: природные блага и благополучие людей. Заключение Совета по оценке экосистем на рубеже тысячелетия». В этом документе подчеркиваются последствия изменения экосистем для уровня жизни людей и варианты ответных мер на эти изменения, дается количественное определение стоимости отдельных экосистем и услуг, которые они обеспечивают. Там же отражены три ключевые идеи, высказанные экспертами:

- Каждый человек зависит от природы и экосистемных услуг, которые обеспечивают условия для достойной, здоровой и безопасной жизни.

- В последние десятилетия в целях удовлетворения растущего спроса на продовольствие, пресную воду, энергоресурсы люди небывало изменили экосистемы.

- Утрата услуг, обеспечиваемых экосистемами, является существенным препятствием для обеспечения достаточного уровня жизни людей (сокращения масштабов нищеты, голода и болезней).

По сути, авторитетное научное сообщество в очередной раз признало, что продолжающаяся эксплуатация экосистем - тупиковый путь развития человечества.

По мнению организаторов семинара, одним из вариантов выхода из этой ситуации может стать введение ПЭУ – экономических механизмов оплаты за экологические услуги. Обычно услуги экосистемы рассматриваются как само собой разумеющиеся и, как следствие, считаются бесплатными. В лучшем случае, их стоимость занижается. И хотя именно от них зависят многие виды экономической деятельности, аналитики рынков обычно их игнорируют. Экономику интересует главным образом сырьевые материалы и продукты, которые представляют собой лишь малую долю от общей стоимости экосистем. В этой ситуации определение стоимости экосистемных услуг является необходимым условием для выбора правильных вариантов их охраны и устойчивого использования, включая сохранение, нежели преобразование. Это подчеркивает их важность для различных видов экономической деятельности, которые от них зависят.

В рамках традиционной экономической теории показатели экономической стоимости опираются на желания или предпочтения людей: максимальное количество чего-то одного, чем человек может поступиться ради того, чтобы получить другое. Это и считается справедливым показателем относительной ценности. Это явление называют «готовностью платить». Например, люди могли бы платить за воду больше, если бы она была чистой… Однако оценка стоимости экосистемных услуг – дело непростое и противоречивое. При обычных расчетах учитываются только экономические аспекты (в большинстве «экологи-ческих» ситуаций обычно не самые приемлемые), е недооцениваются аспекты социальные и экологические.

По мнению ученых-экономистов, термин «экосистемные услуги» должен означать целый ряд условия и процессов, с помощью которых природные экосистемы способствуют поддержанию жизни людей и удовлетворению их жизненных потребностей. Эти услуги являются своего рода регулятором создания экосистемных благ, причем, не только природных продуктов (которые у нас принято называть «дарами леса»). Главное – экосистема является главным фактором поддержания жизни людей за счет регулирования основных процессов - очистки воздуха и воды, опыления сельскохозяй-ственных культур, кругооборота питательных веществ, разложения отходов и восстановление почв, снижения опасности экстремальных погодных явлений, уменьшение масштабов засух, наводнений и т.п.

Участники женевского семинара получили возможность познакомиться с опытом работы таких механизмов в Европе и Америке: механизмы ПЭУ успешно внедряются в Нидерландах, Австрии, Дании, Ирландии, Канаде и других странах.

Участники семинара сошлись во мнении, что пока в социально-политической сфере экосистемные процессы недооцениваются. Само понятие «экосистема» пока существует в основном в обороте ученых. Мало кто осознает, что жизнь существует в достаточно небольшом диапазоне температуры, влажности, давления и других факторов окружающей среды. Именно они обеспечивают все остальные отношения. Создать такой диапазон человеку не под силу, а вот разрушить – очень просто. Если эти условия будут утрачены, не будет возможности для жизни и экономических отношений.

Поскольку есть различные органы, отстаивающие экономические интересы различных групп, поступило даже предложение создать Представительство экосистем на международном уровне.

Семинар выявил большое количество дискуссионных тем. Например, возникла дискуссия о том, можно ли считать экосистемой реку с водохранилищами и дамбами, ведь это, по сути, уже не эко-, а техносистема. Парадокс ситуации в том, что естественные природные экосистемы сохранились главным образом в странах с переходной экономикой. Но именно в этих странах сейчас плачевное состояние с финансированием экологической сферы и сильный натиск на природные ресурсы экосистем со стороны бизнеса.

Участники семинара сошлись во мнении, что вода – в первую очередь, наше общее наследие, а уже во вторую - коммерческий товар. В докладе, представленном секретариатом Конвенции по водным ресурсам ЕЭК ООН, были отмечены препятствия, возникающие на пути внедрения механизмов ПЭУ в странах с переходной экономикой. В большинстве случаев главным барьером являются преобладающие директивно-административные методы управления водным хозяйством. По словам секретаря Конвенции мистера Эндерлэйна, в этих странах «легко тратятся деньги на оценку, мониторинг, а потом все разработанные механизмы остаются на бумаге. Пора понять, что не политики формируют жизнь. Если идеи не станут достоянием общественности, никаких изменений не будет». И именно от представителей общественности на семинаре было внесено предложение о принятии международного моратория на освоение нетронутых экосистем…. В целом же, в решениях семинара была закреплена решимость участников мероприятия продолжать продвигать экономические механизмы оплаты услуг экосистем, однако, не забывая об особом месте воды для человека и жизни на Земле в целом…



До сих пор не расставлены знаки препинания и понимания в вопросе, какие из стран являются настоящими донорами – те, кто являются основными держателями денежных капиталов или те, кто хранит экосистемные резервы человечества. Но самый главный вопрос: когда же человечество начнет жить по средствам. А пока экономические и экологические интересы увязываются в известной фразе «казнить нельзя помиловать». От того, в каком месте поставишь запятую, может получиться или «Платить нельзя. Использовать» или «Платить! Нельзя использовать!».
О.А.Подосенова, координатор программ Уральского экологического союза




ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ ВСТРЕТИЛСЯ С УРАЛЬСКИМИ ЭКОЛОГАМИ

31 октября Екатеринбург посетил А.В Яблоков, президент Центра экологической политики России, председатель партии «Зеленая Россия», член-корреспондент РАН. Он выступил с лекцией перед студентами Уральского государственного педагоги-ческого факультета, а затем в Уральском экологи-ческом союзе встретился с экологической общес-твенностью Екатеринбурга и сторонниками партии «Зеленая Россия».

А.В.Яблоков – ученый с мировым именем, известный общественный деятель, был депутатом Верховного Совета СССР, советником президента России, председателем комиссии по экологии и здоровью Совета безопасности РФ. В настоящее время он возглавляет партию «Зеленая Россия» и является вице-президентом самой авторитетной международной природоохранной организации «Всемирный союз охраны природы».

Екатеринбург для Алексея Владимировича памятен особо - во время путча в 1991 году он был назначен заместителем председателя «подпольного» Правительства России и находился в подземном бункере в Сысертском районе вместе с О.И.Лобовым, председателем Правительства.

Темы его выступления: «Экологическая политика России», «Нельзя быть здоровым в больной среде», «Процесс формирования деятельности партии «Зеленая Россия»

А.В.Яблоков рассказал об экологической ситуации в России и влиянии химического и радиоактивного загрязнения на здоровье людей, особенно в промышленных городах. Продолжитель-ность жизни людей в России падает, смертность возрастает и ежегодно население России уменьшается почти на миллион человек. Влияние экологического фактора на эти процессы весьма значительно.

Вместе с тем продолжается деэкологизация политики России. Экономический рост планируется в первую очередь за счет интенсивного использования природных ресурсов, невзирая на экологические и социальные последствия. При такой политике экология и экологи являются помехой. Поэтому происходит постоянное реформирование государ-ственных природоохранных структур, несоблюдение природоохранных законов, снижение финансиро-вания на решение экологических проблем. Предмет «Экология» исключен из федерального списка обязательных для преподавания в школе. Единая государственная экологическая экспертиза разделена на два ведомства – Росприроднадзор и Ростехнадзор.

Мировая практика показывает, что для стабилизации экологической ситуации в стране необходимо тратить на экологию 2% национального бюджета. Япония для решения этих проблем выделяла 5,8%, и тогда ситуация улучшается. В России максимальное финансирование на экологию было в 1995 году и составило 0,5%. По оценкам ученых, сегодня в России на экологию выделяется всего 0,03-0,05%. Такое же положение и на региональном и местном уровнях. При таком финансировании экологическая обстановка продолжает постоянно ухудшаться.

Ни одна политическая партия в России не занимается решением экологических проблем. Поэтому общественные экологические организации решили создать партию «Зеленая Россия» и предложили А.В.Яблокову возглавить её.

Учредительный съезд партии состоялся 5 июня 2005г., и за 4 месяца партия организовала свои отделения в 50 субъектах РФ, а общая численность членов партии «Зеленая Россия» составила более 12 тысяч членов. Такого результата за такой короткий срок в современной России не добивалась ни одна партия. В Московской и Челябинской областях региональные отделения партии насчитывают более 1000 членов.

А.В.Яблоков ответил на многочисленные вопросы собравшихся и обратился к присутствующим с предложением о поддержке в формировании Свердловского регионального отделения партии «Зеленая Россия».

Координатором партии «Зеленая Россия» в Свердловской области является Сикорская Галина Петровна, профессор, доктор педагогических наук. Для контактов: тел. (343) 376-23-50.
Пресс-центр Уральского экологического союза






«Марш парков - 2006» в Свердловской области

Приглашаем всех желающих принять участие в традиционной акции «Марш парков-2006»
Стало доброй традицией ежегодно проводить Международную природоохранную акцию «Марш парков». Цель «Марша» - привлечение внимания властей, средств массовой информации, бизнеса, власти и всего общества к проблемам Особо Охранямых Природных Территорий (ООПТ), оказание им практической помощи, пробуждение в сознании соотечественников чувства гордости за наше природное и культурное достояние.

На территории Свердловской области «Марш парков» стартовал в 2000 г., а в 2005 уже около 150 тысяч человек, в основном дети и молодежь, приняли участие в мероприятиях в помощь и поддержку ООПТ Урала. Это экскурсии на природу, встречи со специалистами, работающими в природных парках и заповедниках области, трудовые десанты.

Традиционно «Марш парков» проводится в несколько этапов: по школам, учреждениям дополнительного образования, затем по Управленческим округам – на этом этапе детские коллективы соревнуются в представлении содержательной части своей природоохранной деятельности в творческой форме. И, наконец, лучшие команды от каждого округа попадают на финальный фестиваль, который проходит удивительно ярко, весело и в полной мере демонстрирует насколько неравнодушно подрастающее поколение к родной природе, и как велико стремление ребят знать как можно больше об окружаем мире и жить с ним в гармонии. Ребята устраивают театрализованные представления своего коллектива, города или района и, конечно же, того природного объекта, в поддержку которого они работали.

Так же в рамках акции проходят конкурсы рисунков, сказок, стихотворений на тему охраны природы, пропаганды бережного и разумного отношения к ней человека, красоты мест родного Урала и его культурных традиций. Ребята, которые на протяжении года работали на территории ООПТ, парков и скверов в своих городах и поселках, участвуют в конкурсе на лучший отчет о природоохранной деятельности. Для тех, у кого есть идеи о том, как сохранить и приумножить красоту заповедных мест, городских парков или своих дворов, проводится конкурс на лучший проект по созданию, сохранению и развитию ООПТ. Ежегодно в конкурсах принимает участие более 800 ребят со всех уголков Свердловской области.

Награждение победителей проходит в Министерстве природных ресурсов Свердловской области, которое вот уже пять лет оказывает организационную и финансовую поддержку «Маршу парков». На ежегодном подведении итогов акции перед ребятами выступают представители Министерства природных ресурсов, Министерства образования Свердловской области, руководители и сотрудники Особо охраняемых природных территорий и Музея природы Урала. Участники имеют возможность задать интересующие их вопросы, пообщаться со специалистами, которые профессионально занимаются вопросами охраны природы и экологическим образованием. Торжественная часть проходит интересно еще и потому, что здесь же выставляются работы победителей конкурса рисунков, а авторы наиболее удачных стихов и сказок имеют возможность прочитать их со сцены.

Можно смело сказать, что акция «Марш парков» становится одной из новых традиций, которая не только улучшает экологическую ситуацию в области, но и повышает уровень экологической культуры населения, особенно подрастающего поколения.

Мы благодарим всех участников акции «Марш парков» за важный вклад в дело сохранения и поддержки, развития и процветания Особо охраняемых природный территорий Урала. И приглашаем всех желающих принять активное участие в предлагаемых конкурсах и природоохранных акциях.

В рамках акции «Марш парков-2006» объявляются конкурсы:


  • рисунка на тему «Птицы - наши верные друзья!»;

  • проектов по сохранению, развитию и созданию новых особо охраняемых природных территорий в Свердловской области «Сохраним и приумножим!» (две номинации: создание новых ООПТ, сохранение и развитие существующих ООПТ ; “Дубрава Урала” – проекты по исследованию дубрав на Урале, сбор информации о произрастании дубов, выращивании и распространении этого дерева.);

  • конкурс стихотворений «Живая вода»;

  • фоторабот «В объективе – заповедная природа»;

  • отчетов о природоохранной деятельности детских коллективов.

Подробнее об условиях участия в конкурсах Вы сможете узнать в Центре экологического обучения и информации.

Работы принимаются до 15 марта 2006г. По каждому конкурсу предусмотрены подарки и поощрительные призы.


НАШИ КООРДИНАТЫ:

Центр экологического обучения и информации

620075, Екатеринбург, ул. Пушкина, 9а, к. 402; Тел. (343) 371-02-11; e-mail: ceti@mail.e-burg.ru



Струкова Лариса Викторовна – Директор ЦЭОИ; Горчакова Екатерина Евгеньевна - Координатор проекта



Система как противоядие


Необходимость уменьшения доли негативной информации и увеличения позитивной, созидательной в содержании всех учебных предметов становится задачей краткосрочной перс­пективы. С этим неразрывно связано ускорение процесса осознания уникальности (единственности) экологических от­ношений человека с окружающим миром и особенности их проявлений в виде духовных, социальных, производственных и т. п. процессов как основы формирования новых типов поведения людей.

Образование как процесс раз­вития и саморазвития личности всегда осуществляется в рамках того эмоционально-ценностного отношения к миру, которое при­нято в данный момент на уровне цивилизации в целом, суперэтно­са, этноса, конкретной группы лю­дей в определенном местообита­нии- Степень совпадения ценнос­тных оценок взаимоотношений личности с окружающим миром, на всех ступенях данной иерархии, лежит в основе формирования сте­реотипа поведения стреднестатистического индивидуума.

Не требуется больших иссле­довательских усилий для установ­ления факта того, что в России в настоящее время активно реализу­ется идея обогащения, которая и определяет идеологическое про­странство средств массовой инфор­мации и системы образования. «Обогащайтесь» - вот идеологичес­кий лозунг современной России. Какое место экологического обра­зования в этом идеологическом пространстве?

В качестве стратегической уста­новки изменения содержания об­разования необходима идея равноположенности живой и неживой компоненты реального мира. Наи­более полно данному требованию отвечает понятие экоцентризма, как наиболее доступная для пони­мания форма выражения экосистемного представления природных тел, процессов, явлений.

Россия исторически готова к та­кому переходу. Однако на совре­менном этапе усиленное навязыва­ние средствами массовой информа­ции народам нашей страны идеалов западного суперэт-носа, рассматри­вание ее как неразумной дочери западной истории, яростная пропаганда нигилизма к собственной истории является самым боль­шим препятствием на пути реали­зации сформулированных выше идеологических установок про­цесса экологического содержания образования.

Мировосприятие и мироощу­щение коренных народов России всегда характеризовалось поиска­ми универсального смысла бы­тия, что порождало поразитель­ную способность выстаивать в ис­пытаниях. Россия - не Запад и не Восток. Россия - Север, с соответ­ствующим отношением к окружа­ющему миру. В сфере образова­ния непонимание этого различия приводит к безумному следова­нию образовательным стандартам Запада. Региональные системы экологического образования тес­но связаны с проблемами конк­ретных российских территорий, и поэтому их следует рассматривать как самое действенное противо­ядие всем негативным процессам.


С.В.КОМОВ, профессор кафедры экологии

Уральского государственного университета




ЖЕЛУДИ МОСКОВСКИХ ПАРКОВ - ДЛЯ ДУБРАВ КОЗЕЛЬСКИХ ЗАСЕК

Около   50   килограммов   желудей   передали   московские   активисты специалистам  национального  парка  "Угра".  В  национальном парке уже несколько  лет  реализуется программа по восстановлению дубрав бывшей Заокской Засечной черты. Программа    "Дубы    Евразии"    по   сохранению   и   восстановлению широколиственных   лесов  средней  полосы  основана  Лесной  кампанией Международного  Социально-экологического  Союза  в 2000 году. Эксперты Лесной  кампании, проанализровав ситуацию с состоянием дубрав и других широколиственных   лесов   в  Европе,  сделали  неутешительный  вывод: скорость   исчезновения   дубрав   аналогична   скорости  исчезновения тропических   лесов.  Однако  широколиственных  лесов,  в  особенности дубрав, осталось значительно меньше.

Программа  "Дубы  Евразии"  уникальна  тем, что опирается не только на специалистов  лесного хозяйства, но вовлекает в процесс восстановления широколиственных лесов активистов и энтузиастов, неравнодушных к малой Родине.  Именно  энтузиасты,  будь  то лесники или просто активисты, и помогают  преодолеть  существующие  в  лесном хозяйстве стеротипы и не самые  лучшие традиции - сажать исключительно сосну и ель, мало уделяя внимания широколиственным породам, в первую очередь, дубу.

Работы  по возрождению дубрав на территории национального парка "Угра" ведутся   несколько   лет,   и  уже  имеются  первые  результаты.  Под руководством  лесничего  Дмитрия  Павлова  на  территории Березичского лесничества  созданы  лесные  культуры  как под пологом леса, так и на сплошных вырубках.

К сожалению, в Калужской области четыре года подряд отмечался неурожай желудей,  и  питомники  остались  без  посадочного  материала дуба. На призыв   Международного  Социально-экологического  Союза  откликнулись простые  москвичи, взрослые и школьники, собравшие желуди в московских парках.   Теперь  потомки  московских  дубрав  будут  возрождать  мощь Козельских засек.

Владимир Захаров, «Программа  "Дубы  Евразии"», http://oaks.forest.ru












Президент

Уральского экологического союза

Прохорова Надежда

Борисовна, профессор, доктор экономических наук, заслуженный эколог РФ,

тел. 374-26-79


Вице-президент

Хачин Василий

Иванович, директор предприятия “Уралмонтаж - СВ”, академик Российской экологической академии,

тел. 371-67-22


Исполнительный

директор

Ращупкин Геннадий Владимирович, кандидат химических наук,

тел. 374-28-00

Общественная неком­мерческая организа­ция. Образован в 1989 г. Объединяет из­вестных на Урале уче­ных, общественных деятелей, педагогов, юристов, журналис­тов, предпринимателей, экономистов, чья профессиональная деятельность связана с экологией.

Миссия Союза - содействие оздоровлению экологической обстановки на Урале, поиски путей устойчивого развития региона посредством экологического просвещения населения, реализации социально - значимых экологических проектов, проведения независимых экспертиз, законотворческой деятельности, лоббирования республиканских и местных органов власти по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Важное место в деятельности Союза занимает развитие взаимодействия между общественными объединениями и повышение их значения в жизни общества.
Вестник Уральского экологического

союза выходит 1 раз в месяц. Тираж 500 экз. Распространяется бесплатно


Компьютерная верстка И.В.Муштак

Редактор Г.В.Ращупкин


Редакционный

совет
Е.Б.Амирова, Ассоциация педагогов-экологов «ЭКУРС»

А.Л.Ближенская, газета «Берегиня» (Нижний Новгород)

Л.Д.Васильева, Комитет по экологии и природополь-зованию Администрации Екатеринбурга

Э.Ф.Емлин, Уральский государственный горно-геологический университет

С.И.Забелин, Международный Социально-экологический союз (Москва)

С.В.Комов, Уральский государственный университет

И.В.Муштак, Уральский экологический союз

О.А.Подосенова, Уральский экологический союз

А.И.Юнязов, Свердловское региональное движение «Звенящие кедры»
Наш адрес:

620049, г. Екатеринбург,

ул. Мира, 23, к.1007

Тел.: (343) 374 - 28 - 00

E-mail: eco@ural.ru

http://ecoural.narod.ru


Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов

При перепечатке материалов ссылка на Вестник УЭС и авторов обязательна

Деятельность Центра ноосферного просвещения и издание Вестника осуществляется при поддержке Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов и Министерства природных ресурсов Свердловской области