В 32 Журба Н. Н. Организация работы педагога воспитателя с одаренными детьми : учебно методическое пособие /. Челябинск: Изд-во ииум - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением... 8 1649.05kb.
Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению... 19 1238.03kb.
Поднималась актуальная. Организация работы с одаренными детьми, опыт... 1 55.88kb.
Работа педагога с одарёнными детьми первичная диагностика, выбор... 1 50.37kb.
Учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта Одобрено... 1 249.58kb.
Уголовный процесс 3 500.9kb.
Подготовка учителя-тьютора для работы с одаренными детьми 1 67.32kb.
№1. Введение в общую рецептуру 5 1449.9kb.
Учебное пособие Челябинск 2015 11 923.8kb.
Методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013... 1 113.73kb.
Учебно-методическое пособие. Серпухов.: Моудпо «Учебно-методический... 7 880.76kb.
Семинар №1 феномен культуры 1 39.05kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
В 32 Журба Н. Н. Организация работы педагога воспитателя с одаренными детьми : учебно - страница №1/6


УДК 37.04

ББК 74.200

В 32


Печатается по решению Учебно-методической комиссии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»



В 32 Журба Н.Н. Организация работы педагога - воспитателя с одаренными детьми: учебно - методическое пособие /.– Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2012. – 168 с.
ISBN 978-5-98314-417-0 УДК 37.04

ББК 74.200


В учебно-методическом пособии рассматриваются современные взгляды и подходы в решении проблем развития одаренности в России на современном этапе; основные категории, объекты, предметы изучаемой дисциплины, основные понятия, связанные с проблемой одаренности, основные теории, объясняющие механизмы формирования одаренности, факторы, влияющие на ее развитие, теоретико-методологические и практические аспекты одаренности, методы диагностики, идентификации одаренной личности. Представлены программы по работе с одаренными детьми тех образовательных учреждений, с которыми тесно сотрудничает ГБОУ ДПО ЧИППКРО.

Учебно–методическое пособие позволит читателям перейти от общих теоретических проблем при организации работы педагога с одаренными детьми к практико– ориентированной методике организации работы по данному направлению, предложены авторские разработки технологии портфолио одаренных детей и их классификация.

Пособие содержит вопросы и задания для организации самостоятельной работы слушателей в курсовой и межкурсовой периоды. Адресовано заместителям директоров по воспитательной работе, методистам и классным руководителям образовательных учреждений.


Рецензенты:

А.В. Щербаков, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель отдела по связям с общественностью и маркетингу, ГБОУ ДПО ЧИППКРО;



Г.А. Синтяева, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГАКИ.
ISBN 978-5-98314-417-0
© Журба Н.Н., 2012

Оглавление

Предисловие

4

ВВЕДЕНИЕ

5

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты изучения детской одаренности

10

1.1. Немного истории

10

1.2. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

12

1.3. Признаки одаренности

16

1.4. Виды одаренности

18

1.5. Современные концепции одаренности

22

1.6. Способности выше среднего уровня

30

1.7. Рабочая концепция одаренности

31

1.8. Факторы, влияющие на развитие одаренности

33

Практическое задание по разделу

48

РАЗДЕЛ II. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними

2.1. Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися

51
51

2.2. Условия успешной работы с одаренными учащимися

53

2.3. Виды, формы и уровни дифференциации обучения

54

2.4. Требования к учителю

57

2.5. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

59

2.6. Диагностика детской одаренности

61

2.7. Принципы и методы выявления одаренных детей

71

Практическое задание по разделу

74

РАЗДЕЛ III. Воспитательный потенциал семьи одаренного ребенка

3.1. Общие характеристики родителей одаренных детей.



77
77

3. 2. Типы родительских отношений

81

3.3. Общие рекомендации по работе с родителями

84

3.4. Влияние семьи на одаренного ребенка

88

Практическое задание по разделу

93

Глоссарий

97

Приложение 1. Программа «Одаренные дети» МОУ СОШ № 106 г. Трехгорного

98

Приложение 2. Программа работы с одаренными детьми «Наша надежда»

133

Приложение 3. Программа деятельности педагогического коллектива с  одаренными детьми 

144

Приложение 4. Образовательная технология "Портфолио" и возможность ее применения в обучении

155

Библиографический список

167

Путь в тысячу верст начинается

с одного небольшого шага.

Конфуций


УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Обучение становится частью нашей повседневной жизни, поскольку, к сожалению или счастью, полученного однажды диплома на всю жизнь не хватает. Это еще раз подтверждает мысль о том, что современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные педагогические проблемы, использовать разнообразные источники для их решения, постоянно приобретать дополнительные знания, реализуя требования современной концепции образования.

Для обучения и повышения собственной квалификации мы тратим, как правило, личное время, естественно, хочется, чтобы это время было потрачено не зря. Именно поэтому работа с учебно-методическим пособием предполагает знакомство не только с теоретическими материалами в контексте их современного прочтения, методическими рекомендациями по работе с одаренными детьми, но и с практическими разработками.

Мы надеемся, что новые знания, помноженные на потенциал нетрадиционных подходов в работе с данной категорией детей, дадут вам дополнительные конкурентные преимущества.

Целью учебно – методического пособия является формирование необходимого уровня профессиональной компетентности в области теории и практики при организации деятельности педагога-воспитателя с одаренными детьми и их родителями.

Определим круг задач, которые нам вместе предстоит решать:


  • изучение теоретических основ педагогической работы с одаренными детьми;

  • знакомство с методами исследования одаренной личности и технологией ее развития;

  • анализ опыта работы образовательных учреждений с одаренными детьми и их родителями;

  • повышение педагогической компетентности педагогов в области взаимодействия с одаренными детьми;

  • совершенствование умений и навыков проектирования, организации и рефлексии при работе с одаренными детьми.

Мы надеемся, что после знакомства с учебно-методическим пособием, педагоги будут иметь представление о современных взглядах на решение проблемы развития одаренности в современной России; будут знать основные понятия, связанные с проблемой одаренности, ознакомятся с основными теориями, объясняющими механизмы формирования одаренности, факторами, влияющими на ее развитие; будут легко ориентироваться в теоретико-методологических и практических аспектах одаренности, овладеют методами диагностики, идентификации одаренной личности, приемами психологического сопровождения ее развития.
ВВЕДЕНИЕ
О недавно покрывшемся листьями растении мы знаем, что через некоторое время на стебле появятся цветы и плоды. В растении уже теперь скрыто присутствует предрасположенность к этим цветам и плодам. Но как описать будущие цветы и плоды тому, кто исследует лишь то, что можно наблюдать в настоящий момент?

Рудольф Штайнер


Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" подчеркивает исключительную роль общеобразовательной школы в выявлении особо одаренных ребят, их развитии и создании творческой среды для каждого из них. Актуальность данной темы прослеживается и в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской федерации, где говорится, что одной из стратегических целей государственной политики в области образования является создание системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей и педагогов чувство тревоги, внутреннего напряжения. Одаренные дети выделяются из среды своих сверстников, прежде всего, высоким уровнем активности, любознательностью, повышенной сообразительностью.

В педагогическом процессе развитие одаренного ребенка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цели, искать способы ее достижения, быть способным к свободному ответственному выбору, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. По мнению многих ученых к ним требуется особый подход, а вопросы, возникающие у родителей и педагогов при работе с одаренными детьми, психолого-педагогического осмысления и комплексного решения.

Несколько лет назад, самым важным в воспитании и обучении считалось, чтобы ребенок соответствовал установленным нормам. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. В последние годы положение изменилось: единая государственная программа воспитания и обучения перестала быть обязательной для всех детских учреждений. Равные исходные возможности – это «аксиома» прошлого – уступает место всеобщему признанию того, что эти дети исходно разные и потенциал у них тоже различен. В настоящее время создаются педагогические программы для одаренных детей, обладающими высоким уровнем умственного и творческого развития. Несмотря на попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме и обеспечить координацию усилий по ее практическому решению, среди специалистов, как в зарубежной, так и в отечественной науке, наблюдаются различные мнения по вопросу определения подходов и принципов, разработке механизмов, критериального и понятийного аппарата к системе развития и воспитания одаренных детей в условиях общего образования.

Российское образование последних лет подвергается реформированию. Вместе с тем, в большинстве своем учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка. По данным ВЦИОМ, которые созвучны с нашими региональными показателями, 62,3% учителей и 68,6% родителей считают, что «школа находится в глубоком кризисе» и в ней требуются коренные преобразования. 71,5% родителей считают, что в школе в первую очередь необходимо изменить отношение к ученику. Лишь 16,2% учителей отмечают, что за последние годы процессы, происходящие в школе, касаются оптимизации развития ребенка. В такой обстановке сложно говорить об особой системе работы школы с категорией одаренных детей. Ситуация усугубляется и накопившимися к настоящему времени противоречиями между:


  • всё более возрастающими требованиями социума, к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему;

  • коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в школе и индивидуальным, дифференцированным подходом к обучению;

  • недостаточным уровнем подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении и требованиями государственного заказа в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и в рамках проекта «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.

Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени исследована природа одаренности (В. Александер, Г. Вебб, Д. Векслер, Дж. Миллер, Д. Хендриксон, Р. Хэттел, Е. Шафер и др.); определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность»; выявлены специфические особенности одаренного ребенка (Д.Б. Богоявленская, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, В.И. Панов, К. Перлет, А.И. Савенков, К.А. Хеллер, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.); рассмотрены фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.); изучена структура конкретных способностей (В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов и др.); выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.), предложены способы изучения одаренности (А. Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс и др.); предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.). Значительный интерес для педагогов имеют труды, в которых раскрываются вопросы практического изучения проблемы одаренности (Ю.Д. Бабаева, Л.М. Долгополова, А.В. Жигайлов, И.М. Никольская, В.А. Орлов В.И. Панов, Т.А. Поярова, А.И. Савенков, Т.В. Хромова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева, В.А. Ясвин и др.).

Разрешение указанных и других противоречий невозможно осуществить только усилиями школы. Необходим комплексный подход к решению проблемы. Существенную роль в этом процессе может сыграть система взаимодействия школы (конкретно, классного руководителя) и семьи, имеющего одаренного ребенка, в основе которого лежит умение наблюдать и выявлять проявление указанных выше качеств у ребенка, помогать, поддерживать. Способность творить, безусловно, дар природы, но кто, как не семья в содружестве со школой, должен этот дар беречь, сохранять и развивать способности ребенка, помогать ему проявлять и совершенствовать их.

В последние годы в рамках целевой федеральной программы «Дети России» была создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей.

Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре общего образования, остаются недостаточно изученными. Это касается психолого-педагогической диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально-психологических факторов на проявление и развитие умственной одаренности. Требуют своего решения вопросы специфики педагогической работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования, содержания, форм и методов их развития, выявления наиболее эффективных педагогических технологий и др. Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов ее исследования, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.

Анализируя современные тенденции изучения проблемы «одаренности», приходим к выводам, что, на первый взгляд, поддержка «одаренного ребенка» во всех стратегических документах федерального уровня последних лет провозглашается приоритетной государственной задачей. Другое дело, что талант, по определению, находится за рамками «нормативной культуры», «выбивается из общего строя» и т.п. О ком тогда ведет речь государство? О тех, кто будет нарушать «систему» и творить «иное»? Или о тех, кто просто обладает «навыками креативности», компетентностью работать в условиях неопределенности и создавать условия следующего шага (эта одаренность хорошо социализируется). Но инновации (инновационное поведение) на поток не поставишь. Никакими личностно ориентированными технологиями в массовом порядке это внедрить невозможно.

Наиболее остро эта проблема проявляется в школе в отношении детей с высокими интеллектуальными способностями, т.к. их запросы и возможности (чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления и др.) отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение. Вряд ли традиционные учебные программы и методы преподавания могут все «учесть». В результате происходит снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс, может стать непреодолимым препятствием для их дальнейшего развития. Необходимо простраивать позицию одаренного ребенка в его индивидуальной траектории развития, «сертифицировать талант» (иногда просто материально поддерживать семью через образовательные сертификаты, позволяющие оплатить услуги тьютора), «создавать площадки реализации» (краткосрочные школы, мастер-классы) для проб каждого ребенка, «обучать педагога работать не с массой, не со «средним» ребенком, а в горизонтах саморазвития каждого». Ведь «…потерять интеллектуальных и творческих детей для страны страшнее, чем потерять 100 миллиардов долларов…» (В.Н. Дружинин).

Любая детская одаренность нуждается в развитии, педагогической поддержке, в деятельности. Наглядный пример – спортсмены, которые «сходят с дистанции» при отсутствии длительных и мощных тренировок и тренера-профессионала.

Даже, если есть выверенная система работы с одаренными детьми в отдельно взятой школе в теории, на практике – решают её чаще всего отдельно взятые учителя, причем, интуитивно. Многое зависит от личности учителя, его заинтересованности в успехе ученика, внутренней профессиональной позиции, компетентностых амбиций и, конечно, ответственности родителей.

Системный характер феномена одаренности обусловливает и системность факторов его поддержки и развития. В этой системе можно выделить не только значимость взаимодействия всех «компонентов», но и великую заинтересованность общества к феномену одаренности и ее проявлениями на всех этапах детства и взрослости.

Протоирей Артемий Владимиров сравнивает развитие таланта ребенка с огранкой алмаза. Несколько расширяя контекст этого сравнения, можно сказать, что только то общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов по всей стране.





РАЗДЕЛ 1

Теоретические аспекты изучения детской одаренности
План раздела

1.1. Немного истории.



1.2. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».

1.3. Признаки одаренности.

1.4. Виды одаренности.

1.5. Современные концепции одаренности.

1.6. Способности выше среднего уровня.

1.7. Рабочая концепция одаренности.

1.8. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
1.1. Немного истории

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, М. Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные, ибо никто не жалуется на их недостаток.

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в психолого-педагогической литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

В последнее время многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь стал использоваться в психолого-педагогической литературе. Для выяснения сути понятия «одаренность» кратко остановимся на истории его становления. Отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а, следовательно, на судьбы детей.

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что «...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения».

В середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек – «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят, в первую очередь, от наследственности.

Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице или Коту в сапогах, как, например, в знаменитой сказке Ш. Перро.

Остановимся на этом подробнее несколько позже. А пока отметим важную веху в истории изучения проблемы одаренности – Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблем одаренности идет в другом, естественно научном русле.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине «tabula rasa» (лат. «чистая доска»). Ребенок подобен «чистой доске», без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк – от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.


следующая страница >>