Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких техноло - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профессор Федорченко А. В 1 269.66kb.
Управление финансовыми средствами в образовательных учреждениях 1 102.7kb.
Программа курса "Концепции современного естествознания" 1 36.14kb.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 1 12.99kb.
I. Россия в мировом сообществе Положение в мире характеризуется динамичной... 2 299.6kb.
«Современная стратегия раннего языкового образования» 1 66.17kb.
I. Россия в мировом сообществе Положение в мире характеризуется динамичной... 1 182.18kb.
Гендина, Н. И. Деятельность учителей и школьных библиотекарей по... 1 131.61kb.
Международная передача технологий способствует повышению конкурентоспособности... 1 60.82kb.
Зимина А. И. Подготовка к олимпиаде по основам православной культуры 3 844.9kb.
Сайт как эффективный управленческий ресурс в современном педагогическом... 1 164.5kb.
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами»... 1 486.81kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования - страница №1/1

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Введение

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - Доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:



  • преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

  • утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики;

  • создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается. Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:



  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формирование культуры мира и межличностных отношений;

  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  • организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

  • непрерывность образования в течение всей жизни человека;

  • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

  • преемственность уровней и ступеней образования;

  • создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие дистанционного обучения;

  • академическую мобильность обучающихся;

  • развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

  • подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

  • воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

  • экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования

Образование является сферой ответственности и интересов всего государства и его институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить:



  • реализацию конституционного права и равные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

  • сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

  • участие органов государственной власти в деятельности муниципальных образовательных учреждений;

  • формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

  • светский характер образования;

  • условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

  • всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

  • ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за детей, не получающих основного общего образования;

  • ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

  • воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

  • создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

  • нормативное финансирование образовательных учреждений;

  • стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

  • привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

  • доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

  • предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;

  • высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

  • правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

  • законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;

  • гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

  • сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

  • сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

  • развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

  • сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;

  • качественное образование в сельской общеобразовательной школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

  • государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

  • создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся, предприятий и организаций;

  • создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

  • развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

  • интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

  • создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

  • поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

  • активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

  • доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

  • интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций;

  • активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство должно обеспечить:



  • дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;

  • условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;

  • привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;

  • ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;

  • условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;

  • условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Ожидаемые результаты реализации Доктрины

Качество образования

  • создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

  • индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

  • конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:



  • общедоступное и бесплатное школьное образование;

  • обязательное и бесплатное основное общее образование;

  • общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

  • общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

  • общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование;

  • бесплатное высшее профессиональное образование на конкурсной основе;

  • бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

  • дополнительное образование, для детей - на бесплатной основе;

  • общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Финансирование системы образования

Для реализации целей и задач, определяемых Доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования: На первом этапе (до 2003 года) - не ниже 6% от валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе на финансирование образовательных учреждений федерального подчинения не ниже 1% от ВВП. На втором этапе (до 2010 года) - не ниже 8% от ВВП, в том числе на финансирование образовательных учреждений федерального подчинения не ниже 1,2% от ВВП. На третьем этапе (до 2025 года) - не ниже 10% от ВВП, в том числе на финансирование образовательных учреждений федерального подчинения не ниже 1,5% от ВВП. В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, предусматривать средства в объемах, необходимых для реализации положений Национальной доктрины образования в Российской Федерации.



Оплата труда педагогических работников

На первом этапе (до 2003 года) - повышение размеров ставок и должностных окладов работников образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». На последующих этапах - законодательное увеличение размеров заработной платы педагогических работников до уровня соответствующих показателей экономически развитых стран.



Пенсионное обеспечение

  • предоставление всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, права на получение государственной пенсии за выслугу лет, в том числе при продолжении ими педагогической деятельности;

  • создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования;

  • поэтапное введение для профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов пенсии по возрасту в размере не ниже 75% среднего размера оплаты труда по основному месту работы.

Социальное обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов

  • защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;

  • дифференцированное по уровням образования, поэтапное стипендиальное обеспечение, предусматривающее установление стипендий учащимся начального профессионального и студентам среднего и высшего профессионального образования в среднем в размере не менее 40% и аспирантам - не менее 70% от величины прожиточного минимума в Российской Федерации, оказание других форм социальной защиты и поддержки обучающихся;

  • содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

* * *

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому Доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. Опережающее развитие образования на основе настоящей Доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.