Уроков по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс) 1 урок. История «невозможного» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 88.94kb.
Текст дипломной работы 60 с., 26 источников.(16 609 слов) 2 688.56kb.
«Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» 1 107.88kb.
Исследовательская работа Тема: Значение имен в романе М. А. 5 628.52kb.
Урок по литературе в 11 классе. 22. 12. 2009 г 1 86.53kb.
Повелитель тьмы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 148.53kb.
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей... 1 127.14kb.
«диалог культур» как прием реализации принципа историзма на уроках... 1 100.44kb.
История России 11 класс, 36 часов (второе полугодие,два часа в неделю) 1 279.32kb.
Мастер спорта, директор гуо сош №223 г. Минска 1 349.1kb.
Урок по курсу «История древнего мира», 5 класс Тема: «Города-государства. 1 34.33kb.
Проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 88.94kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Уроков по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс) 1 урок. История - страница №1/1

Система уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

(11 класс)



1 урок. История «невозможного» романа.

Булгаков – мастер слова.

Сюжетные линии романа.
2 урок – 3 урок. Роль библейских (ершалаимских) глав в романе «Мастер и Маргарита». Философско-эстетические проблемы, поднятые в этих главах.
4 урок – 5 урок. «Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели».

6 урок. Проблемы творчества и судьбы художника – мастера.

Любовь на страницах романа.



Цели: 1) познакомить учащихся со сложным многопроблемным романом, подводящим итог развитию условной, гротескной повествовательной линии русского реализма.

2) показать, как М.А. Булгакову удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику.

3) помочь учащимся осмыслить внутрижанровый синтез элементов сатирического, трагического, философского в рамках русского философского романа - формы художественной действительности духа, движения мысли, религиозных и нравственных идей, интеллектуальной активности героев и автора.

Урок 1.

Тема: «И родилось творение необыкновенное!»

Цель: 1. Дать информацию о фактическом материале создания романа, показать, что заставило писателя обратиться к столь необычному сюжету, какие чувства водили пером Булгакова? (личность, биография писателя как одна из «разгадок» тайны романа – материал предыдущих уроков смотрите);

2. на тексте произведения показать своеобразие художественной манеры писателя;

3. определить сюжетные линии романа.

Ход урока.


  1. Оргмомент. Ставлю тему и цель урока.

  2. План урока (запись на доске)

  1. Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг Булгакова, творение необыкновенное.

  1. Жанр романа. | Словарная работа

  2. Тема романа. | 1.Евангелие –(греч.) = радостная весть

  3. Стиль булгаковского письма. | 2.Новелла = небольшая повесть, рассказ

  4. Сюжетные линии романа. | 3.Парафраз = выражение, являющееся передачей

смысла другого выражения.

  1. Работа над домашним заданием.

Тема домашнего задания сформулирована была таким образом: передайте ваши впечатления (первичные) о прочитанном романе «Мастер и Маргарита» (ответы учащихся).

Слово учителя: (как итог домашнего задания).

Есть верный способ получить об этой чрезвычайно сложной, как утверждают все исследователи, вещи, максимум того, что каждый из нас в меру своих интеллектуальных и духовных сил в состоянии освоить. Надо, не пытаясь «разбирать» и препарировать роман, просто отдаться во власть мысли, чувства, фантазии автора. Лишь в этом случае сможешь ощутить силу света, идущего от легендарного бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. И заразиться упоительным чувством свободы, которым охвачена Маргарита, невидимкой парящая над землей по пути на Великий Бал Сатаны. И почувствовать поистине сатанинскую красоту и таинственность лунных весенних ночей. И осознать убожество того быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви, подлинного добра. И вдруг испытать вместе с Мастером страх, которым он заболел, когда вышел к людям со своим светлым и мудрым творением и был встречен не поддающимися объяснению злобой и яростью. И вместе с озорными ассистентами Воланда позабавиться над «подведомственными» Сатане большими и мелкими пакостниками: мошенниками, взяточниками, заскорузлыми бюрократами и чинодралами. И открыть для себя многое-многое другое.



  1. Слово учителя. Переходим к теме сегодняшнего урока.

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет (с 1928-1940 г.г.) он работал над ним. Теперь, когда открыты архивные материалы писателя, можем судить о той колоссальной работе, которую проделал писатель: менялись замысел, сюжет, композиция, система образов, заглавие… То есть было потрачено много сил, чтобы художественное произведение приобрело законченность и художественное совершенство.

Первые наброски романа были сделаны еще в |

1928-29 г.г. | И родилось

Запрет на все сочинения Булгакова остановил | творение

продолжение работы. | необыкновенное!

А задумал писатель роман о Христе и |

дьяволе, который |

первоначально назывался «Инженер с копытом». Но все наброски уничтожил. В 1931 г. продолжил работу, потом перерыв на 3 года, в 1934 г. вернулся и завершил черновой вариант. На три года похоронил его в ящике письменного стола: надежд на публикацию не было никаких. В 1937 г. вновь вернулся к роману, который теперь стал именоваться «Мастер и Маргарита», чтобы уже не расставаться с ним до последнего дыхания. Все, что пережил автор за свою жизнь, - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу, весь талант отдал Булгаков этому роману. И родилось творение необыкновенное.

Писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Это ведь было время сталинской диктатуры, господство вульгарно-социологической критики, и чуда он не ждал (впрочем, как и его герой – Мастер). Из трехсот рецензий 298 были разгромными. А.А.Ахматова сказала, прочитав рукопись: «Он гений».

Роман сложный, многопроблемный, но можно жанр | Жанр романа

определить так: сатирико-философский, |

хотя и бытовой план объемный |роман-притча

(то есть сатирико-бытовой пласт). |мистерия, роман-

|утопия, сатирический

| Некоторые литерату-

| роведы определяют

|жанр романа

|Булгакова как роман - миф



Тема романа| Может быть, и преждевременно, но хочется уточнить ваше

| понимание темы. Итак, с вашей точки зрения, о чем роман



(о чем?) | Булгакова? (ответы уч-ся).

Слово учителя. Однозначно ответить трудно. Во-первых, это роман о современной писателю действительности (30-е годы 20-го столетия), о сложном и противоречивом времени, называемом теперь периодом укрепления культа личности Сталина. Ну а как же быть с ершалаимскими главами? Ведь они не о 30-х годах 20-го века! Да, Булгаков пытается разобраться в сложном мире, в котором живет. Но разбираться во времени и его проблемах можно по-разному: на бытовом, повседневном уровне (на кухне дома), на «газетном», а можно на уровне вечных, непреходящих ценностей, вечных нравственных принципов – что и делает М.А.Булгаков. То есть автор пытается проанализировать, как вечные нравственные категории – совесть, долг, честь, ответственность, свобода личности «живут», «действуют» в его время. А может быть, они изменились, трансформировались?

Вопрос классу.

- А где написаны эти нравственные принципы?



Слово учителя. В Евангелиях. О чем рассказывают Евангелия (их четыре, их написали 4 ученика Иисуса Христа: Матфей, Лука, Марк, Иоанн)? О жизни Иисуса Христа, сына Божьего, которого Бог послал для спасения людей от пороков, для искупления их грехов.

Вывод (запись в тетради учащихся). О чем роман? Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки (в любое время, в любой период истории).

Выразить невыразимое Булгакову помог выработанный им стиль письма | Стиль письма

| Булгакова

У него удивительная продуманность соединения коротких и длинных предложений.

Например, Дисмас умолк. Иешуа оторвался от губки и, стараясь, чтобы голос его звучал ласково и убедительно, и, не добившись этого, хрипло попросил палача:

- Дай попить ему.

Становилось все темнее. Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму,белые,

, кипящие облака неслись впереди наполненной черной влагой и огнем тучи».

Такое «соседство» предложений дает отражение стремительных перемен в мироощущении писателя и его героев. Причем Булгаков всегда мелодичен. Прочитаем первую фразу главы «Понтий Пилат»: «В белом плаще с кровавым подбоем//, шаркающей кавалерийской походкой//, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана// в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел// прокуратор Иудеи// Понтий Пилат». Значительность, весомость, особая эмоциональная наполненность фразы ощущается и в зрительном, и особенно в слуховом восприятии. Фраза ритмична, она отчетливо делится на 6 равновеликих отрезков, которые хочется произнести, делая большие паузы, как при чтении стихов. Каждое слово весомо и значительно, и даже без обширного описания создается образ человека, наделенного большой властью, не лишенного государственной мудрости, вызывающего трепет и уважение.

А вот следующая фраза: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с самого рассвета». И эта фраза сразу же снимает ореол значительности с образа героя, подчеркивает его земные слабости, приземляет образ. Таким образом, Булгаков владел тайной художественного слова.

Сюжетные |С моей точки зрения, в романе «Мастер и Маргарита»

можно выделить



линии романа | три сюжетные линии:

| 1. Иешуа Га-Ноцри – Понтий Пилат

| 2. Воланд (его свита) – москвичи

| 3. Мастер – Маргарита

В следующие уроки мы и рассмотрим каждую из сюжетных линий.

Домашнее задание:


  1. прочитать ершалаимские главы романа; подумать, какие проблемы поставлены в них (главы 2, 16, 25, 26).

  2. заполнить таблицу (см. приложение).

Уроки 2, 3

Тема: Роль библейских (ершалаимских) глав. Философско-этические проблемы романа.

Цель: 1. Прокомментировать фрагменты романа, провести параллель в изображении Ершалаима 30-х г.г. I века н.э. и Москвы 30-х г.г. ХХ века, тем самым показать связь ершалаимских глав со всем романом.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Ставлю тему и цель урока.

  2. Словарная работа 1).парафраз – выражение, являющееся передачей смысла другого выражения.

2).истина – то, что существует в действительности, отражает действительность, правда.

Слово учителя. Сегодня мы работаем над 1 сюжетной линией романа «Мастер и Маргарита» - ершалаимские главы. Вопросы будут основаны на знании художественного текста. Но не только. Сейчас прозвучат сообщения учеников, состоящие из 2-х частей:

1). Выразительное чтение глав 27, 28 из Евангелия от Матфея (см. приложение).

2). Небольшой комментарий по 2-ой главе романа Булгакова (с цитированием).



Сообщение учащегося.

Понтий Пилат.

Евангелийский образ. (Зачитать из Евангелия от Матфея сцену «Суд Пилата»). Фигура Понтия Пилата представляет для писателей с философской и психологической точек зрения особый интерес, и каждый писатель стремится по-своему истолковать странное для привыкшего к жестокости римского гегемона стремление спасти Иисуса от тяжелой и позорной казни, которой требовали и старейшины Синедриона, и ведомый ими народ. Гегемон остался Судией, который не хотел казнить Спасителя, и в знак этого публично «умыл руки», сказав: «Невиновен я в крови Праведника сего, вы сами решили». В ответ гегемон услышал из толпы некие слова, страшный смысл которых не понял тогда никто. Иудеи закричали: «Кровь его на нас и на детях наших»! Этих роковых слов Булгаков словно не слышит, он избегает их. Однако предстоящее разрушение Иерусалима римлянами и расселение евреев по всему миру Булгаков напрямую связывает с тем, что иудеи в праздник своей Пасхи помиловали убийцу и убили невинного, но он обвиняет не народ, с которым в романе, вопреки всем Евангелиям, Пилат встречается только для объявления приговора, - нет, Булгаков обвиняет проповедника – мудреца первосвященника Каиафу. Сегодня можно понять и доказать, что Булгаков в конце 30-х годов имел только одну возможность выйти в своем остросовременном романе на проблему власти: через евангельский сюжет «Суд Пилата», который он развернул как глубоко зашифрованную притчу о современных ему судах, в том числе над писателями, да и над ним самим. Писатель слишком хорошо знал по опыту своего века, что за толпами народа, требующего расстрелять «врагов народа», стоял советский Синедрион ХХ века. Если это так, то надо признать, что лично Сталину писатель отводил роль Пилата. Остается гадать, кого же он видел за Каиафой: Кагановича? Берию? Ежова? Молотова? Кандидатов немало, Синедрион есть Синедрион. Что касается толпы, то она, как всегда, не знает ничего, кроме того, что ей внушают руководители. Глас толпы играет как бы решающую роль, именно ему уступает гегемон, но толпа виновата – и не виновата. Народ виновен – и не виноват! Абсолютная вина – на власть имущих! Так или иначе, но свое представление о власти и народе, об отношении властей к неформальному духовному лидеру Булгакову пришлось выразить, используя прием вставной новеллы, позволившей ему глубоко зашифровать свои мысли и чувства, свой горький жизненный опыт независимого художника в стране «победившего социализма».

Только на первый взгляд может показаться, что ершалаимские главы – парафраз евангелийской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за ним казни, происшедшей почти 2 тысячи лет назад, в начале новой эры истории человечества.

Сопоставим евангелийские основы с булгаковским текстом и выявим сходство и различие.



Иисус Христос Иешуа Га-Ноцри

1.возраст 33 года 1.возраст 27 лет

2.происхождение: 2.происхождение:

мать – дева Мария, мать – женщина сомнительного

дух святой, Бог. поведения, отец–сириец.

3.ученики – 12 апостолов 3.Левий Матвей, неумело и неточно

записывающий некоторые

слова и мысли учителя

4.популярность в народе. 4.никто в городе не знает его.

5.нагорная проповедь 5.из проповедей только одно поло-

жение: «Все люди добрые».

6.после смерти воскрешение 6.после смерти тело его похищает

Левий Матвей и предает земле.

7.Иуда повесился. 7.Иуда из Кариафа убит по приказу

Понтия Пилата, который хочет ус-

покоить свою совесть.

8.лексика: «крест», «распятие» 8.«столб», «повесить».

9.сюжет состоит их событий жизни 9.ершалаимские главы скрепляют


Иисуса Христа прокуратор, как главный герой

этих глав.

Значит, герои не тождественны. Да, Булгаков по-своему рассказывает. Иешуа – обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, он воплощение чистой идеи, высокий нравственный идеал. Ничто: ни страх, ни боль, ни наказание, ни смерть – не могут заставить его изменить идеалам добра, милосердия, умению сочувствовать, сопереживать.

Итак, вновь обращаемся к художественному тексту.

К мучающемуся гемикрамией (болит полголовы) прокуратору привели обвиняемого. В разговоре Понтия Пилата с Иешуа можно выделить 3 вопроса:


  1. Что проповедует Иешуа?

  2. Что есть истина?

  3. Почему Пилат, желая спасти Иешуа, все же приговаривает его к смерти? Как он наказан за это?

Вопрос классу: Что хотел сделать с арестантом Пилат сразу? («Повесить его!», не обременяя себя допросом, но чувство долга заставило его задать обвиняемому вопросы, хотя прокуратор и понимал их бессмысленность).

- Зачитайте первые слова Иешуа, обращенные к Пилату.

(-Добрый человек! Поверь мне… (реакция Понтия Пилата)

- Это меня ты называешь добрым человеком?

……………………………………………………………………………..

- Ты всех что ли так называешь?

- Всех, злых людей нет на свете.

Итак, все люди добры. А доставлен сюда Иешуа по доносу «доброго и любознательного» человека – Иуды из Кариафы!

- Действительно ли, что все люди добры? Откуда тогда зло?

Иешуа точно знает, что Понтий Пилат не настолько зол, только зло его идет от несвободы, внутренней несвободы. Это одна из важнейших проблем романа, и к ней мы возвратимся при рассмотрении 3-го вопроса. А пока проповедь положения Иешуа, что все люди добрые, что-то пошатнула в мире Пилата, привыкшего к жестокости, знающего, что его в народе называют «свирепое чудовище».

Следующий вопрос разговора коснулся понятия «истина» (см. словарную работу). Человечеству не дано знать, что такое истина. И если спросить каждого из вас, то получим поток туманных, отвлеченных понятий. (чтение эпизода из романа – спор об истине).

Вопрос классу: чем поразителен ответ Иешуа?

(Тем, что неземное, далекое понятие – «истина» - вдруг оказывается человеческим понятием. Посмотрите на последнее предложение: «Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет» (внушение). Чудо? Нет. Исцеление словом (это делают хорошие психотерапевты). В основе слова – внушение и проницательность, и ум, и наблюдательность, и главное, сострадательность. Она и лечит П.Пилата.



Сострадание избавило человека от страдания. Не таинственная магия, а простое человеческое участие. Обратите внимание, какова реакция секретаря (см.текст). Далее Иешуа говорит: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Не веры, а истины! Истина есть правда (у Горького в пьесе «На дне» звучат слова: «Правда – Бог свободного человека!») Вера может быть слепа, истина – правда – нет. Правду – истину легко говорить человеку свободному от пут зависти, денежных пут, от карьеры, от зла, от лжи, от равнодушия, от чинопочитания… Значит, вновь выходим на проблему свободы – несвободы (внутренней). Следовательно, Иешуа проповедует одно: «Идите, люди, от зла к добру, от веры - к истине». Это и есть путь человечества: к внутренней свободе!

И третий вопрос, возникший из диалога Пилата с Иешуа. Гегемон убежден в невиновности бродячего философа, нет у Пилата желания погубить его жизнь, он снисходительно смотрит на его чудачество, она безвредно … пока! Но подают новое обвинение (см. гл.2). оскорбление величества, верховной власти. И Пилата пронзил острый страх. Сразу перед ним нарисовался отвратительный портрет Тиверия (см. текст). И в мыслях пронеслось: «Погиб!», потом «Погибли!»



Вопрос классу: Почему «Погибли!» (мн.число). Это Понтий Пилат гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Он, ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОКУРАТОР, НЕНАВИДЯ Тиверия, римского императора, боится его и возможного доноса, боится погубить карьеру. Это трусость. Он пытается склонить Иешуа к компромиссу, старается подсказать ему спасительные ответы, но Иешуа не может лукавить (см. худ. текст). И тогда П.Пилат кричит, кричит от страха за себя (см. худ. текст). Он пытается склонить Иешуа к конформизму (сделке), а тот не только не идет на соглашательство, но еще продолжает развивать свои безумные идеи. Тогда все решено. Пилат идет против голоса человечности, против совести, обрекая невиновного на заклание. В основе предательства лежит трусость.

Вопрос классу: так неужели Понтий Пилат, Всадник Золотое Копьё, трус, он же бесстрашный воин?

Обратимся к главе 26 (сон Пилата).

- Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.

- Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Да, Понтий Пилат – раб кесаря, раб своей должности, раб своей карьеры, а значит, внутренне несвободен. Страшно то, что П.Пилат умен, понимает зло, может его пресечь, но не делает этого из боязни лишиться собственного комфорта, лишиться карьеры.

Вопрос классу: Как наказан П.Пилат? (см. гл.32)

Наказан страшными муками совести. Двенадцать тысяч лун он мучается, терзается тем, чего тогда не договорил, что не пошел «на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». Но его прощает в итоге Мастер (см. гл.32).

Только человек способен понять, испытав сострадание к чужому человеку, трагедию Пилата, да и любого другого, чья жизнь – арена борьбы добра и зла.

Слово учителя. Запишем выводы по первой сюжетной линии романа.


  1. Булгаков переосмысливает евангельский сюжет: Иешуа не Иисус Христос, он сын человеческий, несущий идеалы добра, сострадательности, истины и внутренней свободы.

  2. Главный герой – Понтий Пилат, с образом которого связана проблема ответственности человека за свои поступки.

  3. Самый большой порок – трусость.

Домашнее задание:

1) Перечитать московские главы романа (гл. 1, 3, 4-15, 17-24, 27-32)

2) Воланд. Его предшественники в литературе (сообщение учащегося)

3) Воланд и его свита. Приёмы создания образов:

а) портреты;

б) яркие эпизоды «московской дьяволиады»

- знакомство с Берлиозом, Иваном Бездомным;

- сеанс черной маги;

- Великий Бал Сатаны

4) Кого и за что наказывают Воланд и его свита? (индивидуальные задания)

- Берлиоза |

- Лиходеева |

- Варенуху | записать фамилию учащегося

- Босого |

- Сокова |

- членов зрелищной комиссии

5) Сатира в романе (на членов Моссолита) – доклад учащегося)

6) Ответить на вопросы:

Как связаны ершалаимские главы с московскими?

Уроки 4-5



Тема: «Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели».

Цель: 1. работая над московскими главами, получить ответы (но не окончательные) на вопросы, вставшие на предыдущем уроке;

2. обратить внимание учащегося на общую интонацию, атмосферу московских сцен;

3. мотив человеческого прощения в московских главах как основной вывод.



Словарная работа 1). миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

2). догма – положение, принимаемое за истину, неизменную при любых обстоятельствах, не подлежащее критике, слепо принимаемое на веру.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Ставлю тему и цель урока.

Слово учителя. На предыдущем уроке мы выделили три смысловых «ключа», три утверждения: не зло, а добро; не вера, а истина; не власть, а свобода. Мы также говорили о трёх сюжетных линиях романа, сегодня мы и будем работать над второй сюжетной линией Воланд, его свита – москвичи, а тема урока сформулирована так: «Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели». Какой цели? Это определим в конце уроков.

- Вопрос классу! С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Здесь цель визита свою Воланд выражает четко)

Итак, каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир? Люди?

Прослушаем небольшое сообщение ученика по теме «Мифологическая культура» (см. приложение).

Воланд – антитеза Иешуа, как противопоставление добра и зла? Нет. «Faland» (нем)= черт. Воланд вобрал в себя черты многих духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея, гетевского Мефистофеля (см. эпиграф к роману). Но Воланд не сеет беспричинно зла, может быть, он ближе к лермонтовскому Демону? Критики сошлись на том, что однозначно оценить образ нельзя.



Лакшин: «…палач порока», «карающий меч в руках правосудия».

Яновская: «сила, вскрывающая, разоблачающая зло».

Доманский: «Это дух иронии, сомнения и отрицания»

Мир Воланду открыт без грима и маски. Ирония Воланда сродни иронии автора. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокие идеалы. Образ Воланда труднопонимаем по той причине, что он наделен совершенно реальными подробностями, вплоть до больной ноги, которую свита натирает разными вонючими мазями. И в то же время это существо потустороннего, фантастического мира. Он единственный герой, кто обладает сверхчеловеческим знанием и проницательностью, способен незаметно внушать и читать чужие мысли. Как «дух зла и повелитель теней», Воланд в булгаковском романе не подвластен неумолимым законам времени и пространства и не подвержен смерти.



- Вопросы классу.

Зачем Булгаков обратился к этому образу? К его свите?

Какова их роль?

Воланд и его помощники не наказывают людей (это не их область), они стремятся и не вмешиваться в жизнь людскую, почти не влияют на текущие события людской жизни. А роль их в том, чтобы высветить, обнажить, усилить сущность явления, сделать зримым то, что скрыто от глаз. То есть Воланд нужен автору для того, чтобы провести своеобразную ревизию общества, моральную состоятельность эпохи проверить. А мораль – категория, скрытая от наших глаз, и потому нужна сила сверхъестественная, чтобы раскрыть «нутрь» человека.



- Вопрос классу.

Каково ваше отношение к Воланду и его свите? (мрачное обаяние, неторопливость, гордость, мудрость, спокойствие, то есть привлекает читателя)

Обратимся к сатирико- бытовому пласту романа.

- Кого и за что наказывает Воланд и свита?

Сатана и его подручные действуют там, где бессильно добро, где зло не может быть исправлено, а может быть только обнажено. Какое же зло обнажает нечистая сила? Ложь, жадность, эгоизм, равнодушие, нежелание заниматься делом…

Воланда (см. главу 12) интересует одно: «изменились ли эти горожане внутренне?» И вот опыт, эксперимент на человечнось – бесчеловечность, жадность, жестокость. Итак, рухнул ли храм старой веры, пришел ли человеческий мир в царство справедливости, счастья, истины? Именно в этой стране, претендующей на мессианскую роль? Есть ли в натуре человека хоть надежда на изменение мира, не погиб ли ген добра за века, прошедшие со дня гибели Иисуса Христа? И вот они, искушения. (см. главу 12)



- Вопрос классу.

Так что же, изменились ли люди внутренне? (см. главу 12 – «резюме» Воланда)

(«Ну что же…они – люди как люди…)

А теперь обратимся к героям второго плана, которые не столько наказаны, сколько их внутренние пороки доведены до видимого явного результата, обнажены. (ответы учащегося)



Степа Лиходеев, директор Варьете, погряз в пьянстве, разврате и выброшен из квартиры в Ялту.

Босой, управдом, взяточник, получает дьявольский подарок за незаконную временную прописку Воланда в квартире №50 Берлиоза, а обернулось это ему арестом: «рублевая пачка сама вползла ему в портфель».

М.А. Поплавский, «умный дядя Берлиоза, развенчан по «уму» и выгнан в Киев.

Поэт Рюхин, завистливый и бездарный, полностью лишен воли что-нибудь «исправить» в своей жизни.

Тимофей Квасцов, сосед Берлиоза, за чрезмерное любопытство поплатился свободой.

Варенуха, администратор Варьере, превращен в вампира за вечное враньё.

Римский, фининспектор Варьете, поплатился безмерным испугом за свое равнодушие.

Соков, буфетчик, скопидом, вор, мошенник, накопивший денег обманом клиентов, добровольно лишает себя естественных радостей жизни. Поплатился за чрезмерное скупердяйство.

Николай Иванович, сосед Маргариты, подкаблучник, даже во время полета на шабаш ведьм в качестве «перевозного средства» - борова не расстается с портфелем: «Я бумаги важные могу растерять», - а по окончании просит справочку для жены, подтверждающую, где он был. («Я не намерен лететь на незаконное собрание»).

Латунский, критик, поплатился за гонения на литераторов.

- Вопрос классу:

Какие приемы использует Булгаков в изображении москвичей тридцатых годов 20 века? (иронию, сатиру, гротеск, гиперболу, пародию)

Например, когда речь идет в романе об арестах, доносах, допросах писатель использовал прием пародии; допросы Никанора Босого и Чумы Аннушки – анекдотичны. Гротескные сцены: превращение лжеязычного Варенухи в вампира; замена в начальственном кресле пустым костюмом председателя Зрелищной комиссии Прохора Петровича; служащие Управления Зрелищ, загнанные начальством в хоровой кружок против воли, надрывают глотки «Священным Байкалом (вот здесь–то как раз нетрудно вспомнить мысль профессора Преображенского, героя повести Булгакова «Собачье сердце»: «Нужно заниматься своим делом»)

Вывод. Подавляющее большинство этих персонажей – люди несвободные, колодники, окованные путами инструкций, догм, установлений. Например, трамвайная кондукторша твердо знает, что можно, что не положено, и, когда кот Бегемот садится в трамвай и сует ей 10 копеек на билет, она видит в этом только нарушение порядка, предписания Инструкции: «Котам нельзя! С котом нельзя!». Слезай, а то милицию позову!».

- Вопрос классу:

Почему Воланд и свита особенно строги к Берлиозу? (Для Булгакова Берлиоз – самая отвратительная фигура. Человек эрудированный, начитанный и ….неисправимый догматик. Наставник молодых, отучающий эту молодежь мыслить самостоятельно. Внушаются только новые, смутные, не принятые сердцем лозунги. Берлиоз первым появляется на страницах романа, с полным перечислением своих титулов, чинов, званий. (см. главу 1)

- О чем диалог Берлиоза и Ивана Бездомного? (идет разговор по поводу антирелигиозной поэмы, которую редактор заказал поэту; тот написал, но поэма не устроила Берлиоза. Он начинает учить Ивана, как надо написать.

- Вопрос классу:

- Что вносит в разговор Берлиоза и Бездомного появление Воланда? (своими вопросами Сатана обнажает искусственность тех догм, которые проповедует Берлиоз).



- Вопрос классу:

Чем же опасен Берлиоз и берлиозы? (Подобные ему внушают определенные истины, не сомневаясь в них, воздействуют на сознание людей, берут их в духовный плен. Берлиоз не только сам проповедует официально утвержденные истины, но и требует этого от подчиненных. Значит, именно председатель МАССОЛИТ(А) является идейным вдохновителем ариманов, латунских, лавровичей; именно под его руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие идеалы. Иван Бездомный не имеет большого жизненного опыта, не очень образован, он не в состоянии понять ложность внушаемых ему тезисов и их подоплеку, но сам – то Берлиоз образован, но каждая его фраза взвешивается с позиций внушенных и внушаемых идеологических положений: «Надо будет возразить ему так…». Теперь становится понятно, почему Воланд по отношению к Берлиозу – единственному – изменяет своему правилу – не вмешиваться в дела людей, а лишь способствовать проявлению их нравственного стержня (у трупа Берлиоза исчезает голова, чтобы появиться вновь на Великом Бале Сатаны). Берлиоз тоже колодник, догматик, он тоже внутренне несвободен. А несвобода (от пороков таких, как ложь, мошенничество, лицемерие, самоуправство, заносчивость, насилие, пьянство, разврат, доносительство, бестолковщина, лукавство, жадность, лесть…) рождает зло, а свобода – добро! Вот в этом и есть связь ершалаимских глав с московскими.

Несомненно, есть параллели, что связывают Ершалаим I в. н.э. с Москвой тридцатых годов 20 века. (см. гл. 25, гл. 29)

Не так просто Булгаков повторяет удачно найденные образы, детали, например, «вечные» символы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния, что присутствуют при описании и тех, и других глав (день казни Иешуа – последний день пребывания Мастера и Воланда в Москве. Но главное даже не в сходных сценах, а в идее!

В евангелийской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Писатель убежден: в основе любого общества должны лежать не материальные, не классовые, не политические основания, а нравственные. И герои ершалаимских глав, и московских глав несут в себе некую «внутреннюю подчиненность», «несвободу духа», а это главная причина социальных подлостей на земле.

- Сейчас мы прослушаем сообщение по теме: «Сатирическое изображение членов писательской организации».



Д/З.

  1. Перечитать главы, посвященные истории Мастера и Маргариты

  2. Подготовить сообщение по теме «Маргарита на страницах романа».

Урок 6

Тема: Проблема творчества и судьбы художника. Любовь на страницах романа.

Цель: 1. проследить изображенную в романе историю художника и его произведения.

2. определить по ходу беседы, в чем, по мнению М.А. Булгакова, назначение художника – мастера.

3. показать неразрывность любви и творчества в проблематике романе.

Методы: 1. коллективная беседа

2. сообщения учащихся

Ход урока:


  1. Оргмомент. Ставлю тему и цель урока.

Мы подошли с вами к анализу третьей сюжетной линии – линии Мастера и Маргариты. С их именами связаны важнейшие проблемы романа:

  1. проблема творчества и судьбы художника и его творения в тоталитарном государстве;

  2. проблема истинного назначения художника;

  3. проблема назначения спутницы (или спутника) большого таланта, яркой, творческой личности;

  4. проблема личного счастья.

Прежде чем мы обратимся к образам тех, чьими именами назван роман, мы послушаем небольшое сообщение по теме: «Биографическая основа истории Мастера и Маргариты (писатель и Елена Сергеевна).

А теперь вернемся непосредственно к теме. Герой романа Мастер, появляется лишь в 13 главе.



- Вопрос классу:

Напомните ситуацию появления Мастера, зачитаем описание героя, перечитаем диалог двух пациентов психиатрической клиники.

(гл.13) Здесь впервые прозвучало слово, заменившее герою имя – Мастер.

- Вы – писатель? – с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

- Я Мастер …



- Вопрос классу:

Почему Мастер? Почему не писатель?

В словаре дано такое толкование слова «мастер»: «человек, в высшей степени владеющий делом».

Но в романе Булгакова слово «мастер» шире, чем в словаре. По мнению писателя, Мастер – человек, наделенный не только силой слова, но и великим пониманием жизни, верный своему предназначению. В устах героя слова «Мастер» и «писатель» противопоставляются.



- Вопрос классу:

Почему столь негативное отношение вызывает у героя слово «писатель», к которому мы привыкли относиться с уважением?

Во-первых, слово «писатель» скомпрометировано теми, кто без всякого права называл себя так, а на деле был лишь обладателем членского билета МАССОЛИТ(а), посетителем ресторана «Грибоедов» да имел право стать на очередь для получения дачи. Да, штурманы жоржи, рюхины опошляют высокое звание «писатель», видят в праве называться писателем возможность сытно и праздно пожить.

- Вопрос классу:

Почему не увидела свет рукопись Мастера, гениально угадавшего прошлое и пролившего свет на настоящее? (Нетрадиционность темы и героя и независимость Мастера от идеологии. Роман оказался враждебным литературному миру 30-х годов. История с романом, который написал он, - это в какой-то мере и история романа Булгакова. Булгаков сознательно подчеркивает автобиографичность образа Мастера, но при многочисленных сходствах их судеб, есть и разница. Попробуем определить сходства и различия личностей Мастера и Булгакова.

Автор Мастер


  1. понимают высокое предназначение литературы;

  2. внутренняя независимость, свобода;

  3. высокая образованность;

  4. талантливы;

  5. мастерски владеют словом;

  6. никогда не прекращал борьбы сломлен, устал, отказался от романа

за свой роман;

Правда, автор не осуждает своего героя, уставшего, сломленного, отсюда становится понятной загадочная фраза Левия Матвея: (см. гл. 29). «Он не заслужил света, он заслужил покой».



- Почему покой? Что значит, с вашей точки зрения? Много споров по этой фразе. Покой – это несуетность, мудрость, тишина, уединение, возможность свободно творить. Некоторые критики считают, что не свет, а покой дается Мастеру потому, что он прибег к помощи Сатаны. Нет, на сделку с Сатаной идет Маргарита, идет ради любви, а Мастер здесь личность пассивная. Но, может быть, Мастеру, сломленному, и нужен покой, ведь покоя достоин тот, кто честно прожил жизнь, кому не за что упрекнуть свою совесть?

Справка. Загробное царство изображено у Булгакова так: оно делится на:



  1. «свет» (область Иешуа, некое подобие христианского рая, куда, вероятно, попадают те, кто нес Добро и Истину);

  2. «покой» - здесь получают независимость, уединение и условия для творчества;

  3. Третья область, представленная Великим Балом у Сатаны, это тоже своеобразный «рай», так как его обитатели ведут в нем то существование, к которому стремились при жизни.

- Вопрос классу:

Воланд сказал: «Рукописи не горят». Как вы понимаете смысл этой фразы?

(По мысли автора, писательский долг – вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда рукописЮь не сгорит никогда!

И еще один персонаж романа – Маргарита (см. приложение) сообщение учащегося)



Заключение. В своем романе – завещании Булгаков поднял глубокие философские и нравственные вопросы, и я не берусь утверждать, что на нескольких уроках мы рассмотрели все и вся. За пестротой фантасмагорических и сатирических сцен, буффонадой и иронией, за реалиями быта начала 30-х годов ясно просматривается общечеловеческая проблематика. Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, вечность, милосердие, прощение, выбор и личная ответственность за него – таковы основные темы романа «Мастер и Маргарита». Именно в этой плоскости и лежит объединяющее начало всех сюжетных линий. Автор показывает личность в условиях тоталитарного режима: будь то римская империя или сталинский Советский Союз. Нравственные вопросы времени перетекают в общечеловеческий, вечный аспект.