Уроках технологии Программой "Технология" для городских и сельских школ в каждом классе предусмотрено изучение темы " - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы здоровья на уроках технологии 1 104.72kb.
Металлы в окружающей среде и здоровье человека 1 79.96kb.
Анисимов А. П. Зонирование территорий городских и сельских поселений... 1 208.36kb.
Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные... 4 1359.38kb.
Рабочая программа по обслуживающему труду «народное искусство россии... 5 742.31kb.
Экзаменационные билеты по информатике в 10-11 классе 1 60.84kb.
Программа базового уровня составлена из расчета 70 ч на изучение... 1 78.5kb.
Ознакомление с программой 1 144.81kb.
A. M. Лелюхнна Учебное пособие Технология оценки городских земель... 3 827.32kb.
Программа составлена в соответствии с программой по технологии под... 4 849.84kb.
Изобразительное искусство 1 103.75kb.
"Комплекс по производству конструкционных материалов и химических... 1 52.16kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Уроках технологии Программой "Технология" для городских и сельских школ в каждом - страница №1/1

Волоцкой В А МОУ СОШ№23

Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии


Программой "Технология" для городских и сельских школ в каждом классе предусмотрено изучение темы "Проект" в объеме 11 часов. Под проектом понимается: обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Она включает в себя выбор цели (что и почему надо сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта; осуществляется также экономическая и экологическая оценка выполненной работы, проводится работа по маркетингу" Программными установками на выполнение проектных работ являются те, чтобы при выполнении учебных проектов школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии, изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации. Тематика ученических проектов определяется содержанием учебного материала в каждом классе, но может охватывать материал за весь курс обучения "Технологии". Проектная деятельность учащихся включает в себя выбор цели (что и почему надо сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта; осуществляется также экономическая и экологическая оценка выполненной работы, проводится работа по маркетингу. Педагогическая теория и существующая практика доказали, что эффективность системы обучения выше, если ученик сам становится субъектом обучения, поэтому учителю технологии следует при любой форме организации проектной деятельности учащихся учитывать тот факт, что активная позиция ученика и реализация принципа "учиться, делая" являются отличительной особенностью проектной работы. Проектная деятельность учащихся при изучении предмета "Технология" может осуществляться в различных организационных формах (Л.М.Иляева, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын, Г.И.Кругликов, Е.Н.Муравьев, П.С.Лернер и др.). Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы и руководства деятельностью обучаемых, а также структуру построения учебных занятий. Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством обучаемых, особенностями содержания конкретных разделов программы по "Технологии", материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов, и только учитель технологии принимает решение, каким образом будет организована работа учащихся на данном занятии. При выборе формы организации проектной деятельности учащихся на уроке "Технологии" следует учитывать, что урок технологии - сложное педагогическое явление. С одной стороны это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой - управление этой деятельностью учителем. В практике организации проектной деятельности учащихся возможно использование традиционных форм: фронтальной, бригадно-звеньевой и индивидуальной. Фронтальная форма организации проектной деятельности учащихся заключается в том, что все ученики выполняют одинаковое задание. Фронтальную форму организации проектной деятельности учащихся можно применить при объяснении им этапов проектирования и разработке каждым из них содержания предстоящих работ по этапам проектирования, предложив им в качестве примера, примерный вариант календарного плана работы учащегося над проектом. Этапы проектирования Сроки исполнения Содержание работ Ожидаемый результат

I. Поисково-исследовательский:

Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).

Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.

Планирование проектной деятельности:

а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;

б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;

в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

II. Технологический:

1. Составление конструкторской и технологической документации.

2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.

3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.




III. Заключительный:

1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.

2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).

3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.



Фронтальная форма организации проектной деятельности учащихся вполне приемлема в проектном обучении. Но учитель ее может применять с учетом того, что эта форма обучения не учитывает в подготовленности отдельных учащихся к теме, вследствие чего нарушается общий темп работы на уроке. При этой форме учитель имеет возможность оказать помощь каждому учащемуся при обходе рабочих мест, прервать их работу в случае необходимости и вновь что-то разъяснить (правила оформления литературы того или иного вида, понятия о целевых установках проектной темы и т.д.). Положительной формой фронтальной организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет свое задание, работает над своей темой, овладевая при этом общими приемами работы над проектом. Вместе с тем, фронтальная организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии имеет свои недостатки. Как уже отмечалось, ее нельзя организовывать, если нет возможности обеспечить всех необходимым оборудованием и инструментами . К тому же индивидуальные особенности и познавательные различные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий. Возможна и организация проектной деятельности учащихся в бригадно-звеньевой форме. Бригадно-звеньевая форма организации проектной работы предполагает деление учащихся на звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, если специфика проектной работы требует выполнения заданий или упражнений по технологии обработки на токарном станке, то звено учащихся в составе 3-4 человек работает на токарных станках. Другое же звено может выполнять ручные работы, третье - декоративные и отделочные работы В бригадах чаще всего выполняют работу с разделением труда, то есть, каждый делает часть общей работы. Бригадно-звеньевую форму организации проектной работы учащихся целесообразно оптимально менять на технологическом этапе проектирования. Индивидуальная форма проектной деятельности учащихся в проектном обучении используется наиболее чаще, так именно эта форма организации труда учащихся связана с выполнением каждым из них различных заданий. Она позволяет в наибольшей мере учитывать уровень подготовленности и другие особенности обучаемых, создает условия для успеха и удовлетворения от результата своего труда, помогает освоить учебную программу без психологического травмирования. Сложность в работе учителя составляет то, что ему значительно труднее обеспечить руководство большим количеством различных работ. Индивидуальная форма организации проектной деятельности учащихся требует от учителя глубокой подготовки, высокого профессионализма и мастерства, продуманности до мелочей индивидуальных заданий для каждого учащихся. Организация проектной деятельности учащихся может быть основана на активном использовании элементов игры. В этом случае существует реальная свобода проявления и выбора, когда человек имеет возможность сам задавать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, людьми, отношениями. Какую игру можно использовать, например, при организации проектной деятельности учащихся "Выставка-продажа", "Аукцион идей" с последующей презентацией выполненных изделий и комментариями. Таковы существенные моменты, которые необходимо учитывать при выборе организационных форм руководства проектной деятельностью учащихся и рассмотрении учебного проекта по технологии как формы учебной деятельности. Подводя итоги сказанному, отметим: учитывая важность проектной деятельности учащихся в развитии личности каждого ученика, а также специфику проектной работы как формы учебной деятельности большое значение имеет организация работы учащегося, как на уроках технологии, так и во внеурочное время дети работают в основном самостоятельно, а учитель может периодически проводить консультации, то на уроках технологии возможна применение всех традиционных форм организации деятельности учащихся: фронтальной, бригадно-звеньевой и индивидуальной учетом целевых установок каждого отдельно взятого урока технологии, что созвучно с целевыми установками проектного обучения. Только в проектном обучении эти формы обучения должны обязательно сочетаться с внеурочной деятельностью учащихся: индивидуальными консультациями для каждого, предварительными просмотрами работ, самостоятельные работы, кружковой или клубной работы, встреч по интересам и др.