Уроках географии» Учитель географии Евдакова Л. Г. 2012 год Тема: «Развитие познавательного интереса на уроках географии» План Введе - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Уроках географии» Учитель географии Евдакова Л. Г. 2012 год Тема: «Развитие познавательного - страница №1/2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Село Александровское Ставропольского края

Из опыта работы по теме:

«Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Учитель географии

Евдакова Л.Г.

2012 год
Тема: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

План

Введение


Ι.Теоретическая интерпретация опыта.

1. Активность ребенка и его развитие.

2. Познавательный интерес как способ формирование интереса к предмету.

II. Формы и методы формирования познавательного интереса.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ


Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процесс обучения интересным и содержательным. Именно поэтому, тема представляемого мною опыта «Развитие познавательного интереса на уроках географии». Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Практика показала, что достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности.

Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Для развития учащихся я использую активные методы обучения, учитывая имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.

Поэтому, целью моей работы является:

- Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.

Главные задачи, отсюда вытекающие:

- показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;

- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности.

Применительно к школьнику зафиксировано три уровня его активности:

1.Репродуктивно-подражательная активность - генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. Ее проявления у детей вполне естественны и даже необходимы, хотя в психолого-педагогических не подвергают ее основательному анализу, высказывая тем самым пренебрежение. Однако справедливости ради нужно сказать о том, что для развития школьников она имеет определенную ценность.

Овладение всякой более сложной формой развития осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это и означает, что в сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

Кроме того, репродуктивно-подражательную активность нельзя считать механическим следованием за принимаемыми образами.

2.Поисково-исполнительная активность обладает в этом отношении более значительными ресурсами. В этих условиях школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель, мастер, взрослый человек.

3.Уровень творческой активности наиболее высокий. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника.

Ее показателями являются: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес.

На мой взгляд, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.

Нередко ставлю перед учащимися научную проблему, вовлекая их в размышления ученого, исследователя, у которого возник научный вопрос.

Познавательная задача охотнее принимается учащимися, если всем ходом предшествующей работы подготовлена соответствующая почва – созданы положительное отношение к учебе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Коллективность решения задачи, ее совместное обсуждение также способствуют активизации умственного поиска учащихся.

Убеждена, что познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний.

Я пришла к выводу, что, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ

Опыт позволил мне убедиться, что для развития мышления очень удобна учебная модель:

ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ.

Например: На уроке « Путешествия и географические открытия»,6 класс

До начала лекции я прошу учащихся составить список предметов и существ, которые пересекли Атлантику после 1492 года, я тем самым вызываю на поверхность их памяти ранее полученные знания. Попросив их сверить этот список (свои предыдущие знания) с тем, что прозвучит в лекции, и дописать идеи, которые им раньше не приходили в голову, я побуждаю их осмыслить услышанное. Прерывая лекцию для ответов на вопросы самостоятельно (в парах) на класс, я стимулирую их подытожить узнанное и поразмышлять над тем, что является наиболее важным. Десятиминутное эссе побудило учащихся к дальнейшему размышлению, в котором они соединили ранее полученные знания о Колумбе с новообретенными.

Данный пример показывает, что ключевым моментом является увязка конкретного приема с определенной стадией модели: вызов – осмысление – размышление.

Для стадии ВЫЗОВА я использую приемы, направленные на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Вот некоторые из них:

Парная мозговая атака:

Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.



Ключевые термины:

Можно выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, прошу их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.



Разбивка на кластеры (блоки идей):

Для начала пишем тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. К примеру: «Марко Поло». Можно продемонстрировать, как появляется идея-спутник: допустим, «что он сделал». Пишем это справа от « Марко Поло», обводим в кружочек и соединяем с «Марко Поло» прямой линией. Теперь я приглашаю учащихся высказать свои предположения о том, что он сделал. Эти идеи помещаются в кружочках вокруг кружочка «что он сделал» и соединяются с ним. Если ученик говорит «он был путешественником», слово «путешественник» записывается в кружочек. Если появляются новые детали о его путешествиях (куда ездил и т. д.), они будут уже словами-спутниками, «вращающимися» вокруг слова «путешественник». Когда учащиеся разместили кластера, я прошу их указать, где оказалось маловато информации. Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится большой вопросительный знак. Затем предлагаю учащимся обратить особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе.



Знаем, хотим узнать, узнаем:

Этот прием применяю для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней.

Разделяю доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагаю воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.

Затем называю темы и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их я заношу в колонку «Знаем» (и прошу учащихся то же самое сделать в тетрадях).

Прошу учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предлагаю учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи.

Для стадии ОСМЫСЛЕНИЯ

я применяю несколько методических приемов, например:

а) Система маркировки текста

Учащимся предлагаю систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:



– галочкой помечается то, что им уже известно;

– знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;

– знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.

– вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.



б) Взаимоопрос

Этот методический прием применяю так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

Для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ

Многие приемы, которыми пользуюсь на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.

Например:

Парная мозговая атака (парное подведение итогов). Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста.

Работая над формированием познавательного интереса школьников я убедилась, что можно выделить три этапа:

1.Любопытство (ситуативный интерес), 2.Любознательность (неустойчивый интерес), 3. Устойчивый познавательный интерес.

Задача в данном случае состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету.

Одним из способов формирования познавательной активности учащихся является использование проблемного подхода на уроках географии

Проблемная ситуация – позволяет создать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу.

Предлагаю проблемные ситуации, используемые мной на практике:

1. Практические - в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации (требуются практические усилия).

2. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания).

3. Художественные - в которых неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия.

А поставленные проблемные ситуации решаю несколькими способами:

1. ПЕРВЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ. Сюда отношу случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. 2. ВТОРОЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ. К нему отношу такие ситуации, относительно которых у учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример - решение проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений.

3.ТРЕТИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ. Заключается в том, что у учащихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.

Предлагаю конкретные примеры.



следующая страница >>