Урока: "Петербургские повести" - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Носырина О. А 1 128.78kb.
Художественные особенности повести н. В. Гоголя «тарас бульба» 1 38.24kb.
Разработка урока Две Катерины русской литературы. (По повести Лескова... 1 125.64kb.
Место повести “Непокоренные” 1 200.05kb.
1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» Мастером... 4 1215.31kb.
Учебно-методический комплекс: учебник Новейшая история, презентация... 1 144.22kb.
Сравнительный анализ: отрывка из «Повести временных лет» "Смерть... 1 126.25kb.
Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна суждена долгая... 1 38.86kb.
Конспект урока по предмету информационно-коммуникационные технологии... 1 37.6kb.
№ урока Тема Тип урока План урока Требования к уровню подготовки... 1 216.92kb.
Тема урока: Наследственные болезни человека Цели урока: Учебная цель 1 164.74kb.
Творческая работа представляет собой собственный вариант сайта о... 1 8.91kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урока: "Петербургские повести" - страница №1/1

Тема урока: "Петербургские повести" Н.В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
Цели урока:

сопоставить изображение картин петербургской жизни в произведениях Н. В. Гоголя;

помочь учащимся увидеть основные средства эпического изображения в повестях «Невский проспект» и «Шинель»: переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости.
Тип урока: комбинированный;
Метод: репродуктивный;
Приемы: индивидуальное сообщение; анализ эпизода, аналитическое чтение, беседа.
Формы: коллективная, групповая
Оборудование: использование ИКТ
Ход урока:
I. Орг.момент. Рефлексия.
II. Актуализация опорных знаний

.

1. Вступительное слово учителя



– Мы изучили комедию Н. В. Гоголя «Ревизор» Каким же предстает в вашем представлении Петербург гоголевской поры? Вспомните фрагменты болтовни Хлестакова, элегические воспоминания Осипа, мечты городничего и его семейства о петербургской жизни,

(сообщение ученицы об изображении города в повести «Ночь перед рождеством»)


Городничий говорит: «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора?». Что же было? – петербургский дух. Словно сам этот обманный город в лице чиновника-вертопраха явился в дальний уезд где-то на полпути в Саратовскую губернию. И весьма знаменательно, что из хлестаковских фантазий наиболее обстоятельно разработана «литературная».
Резкая особенность манеры Гоголя – комизм, который и в «Ревизоре» и в «Петербургских повестях» примешана к психологическим наблюдениям, лирическим размышлениям, фантастическим видениям...

2. Беседа с классом

Повторение определения повести:

Повесть – это эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом с ограниченным числом действующих лиц, объемом и охватом жизненных явлений.

– Когда же Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей? – «Невский проспект» – 1835, «Записки сумасшедшего» – 1835, «Нос» – 1836, «Портрет» –1835-1842, «Шинель» – 1842. Этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губящий человеческие души.
III. Работа по теме урока.
Чтение начала и конца «Невский проспект». Как вы думаете, что сюжетно пролегает между восторгом начала и ироническим разочарованием конца? Как изменились авторский голос и оценка?
2. Как две истории (Пискарева и Пирогова) подтверждают авторский возглас в конце: «Все происходит наоборот!»
3. Какие события, факты, лица-перевертыши можно обнаружить в этой истории?
4. Почему все видимое оказывается смещено и взорвано?
5. Прообразом чего становится Невский проспект?
Аналитическое чтение повести.
- Назовите героев повести «Невский проспект». (Обратить внимание, что повесть не только о Пискареве и Пирогове, что она начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.)
- Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта? (Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев)
- В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта? Почему автор восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта», но дальше не показывает его достопримечательностей? На чем он сосредоточил свое внимание и внимание читателей?
Чтение текста с начала повести до слов: «Стой! – закричал поручик Пирогов»
- Перед нами проходит своеобразный парад частей тела и деталей одежды вместо людей. Как называется этот прием и зачем автор его использует? (Метонимия помогает показать бездуховность обитателей проспекта).
3. Образы Пискарева и Пирогова.
На экране слайд №14. Иллюстрации к повести «Невский проспект». Художник Д.Н. Кардовский. 1905 год.
Сообщения учащихся (домашнее задание – пересказ истории Пирогова и Пискарева)

- Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?


4. Беседа с учащимися.
- Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?
- Какова художественная функция снов Пискарева в повести? (мечты героя, его внутренний мир)
- Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности)
- Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей? (Тема столкновения мечты и реальности.)

Вывод. Юная красавица с божественными чертами и голосом, подобным звуку арфы, оказывается продажной: высокая страсть губительна, а пошлость неуязвима. Пошлость   это мелочность. У пошлости одна мысль – о себе. У пошлости нет доброты, нет идеальных устремлений, нет искусства, нет боли. Гоголь чувствует ужасную тягость от безвыходной пошлости в окружающем. Но он выносит ей приговор. Но приговор этот не «скучно» как в повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче – на этот раз он скажет «Страшно».


Читая повесть «Шинель», мы с первой страницы испытываем чувство несправедливости от того, как глохнет в Акакии Акакиевиче Башмачкине всякий жизненный интерес от того, как относятся к нему люди и общество.

3. Вопросы для выяснения восприятия повести «Шинель» (работа в группах)

1. Сюжет «Шипели» прост: у чиновника украли пальто. Что встает за этим?
2. Другие чиновники в повести. Их роль и значение.
3. Зачем понадобилось воскрешение Акакия Акакиевича.
4. Как вы объясняете фантастический финал повести?
5. Как автор показывает пошлость и мелочность существа Башмачкина?
6. Что нового в человеке открыл Гоголь?
7. Давайте предположим, что с этого времени станет традиционным в русской литературе? Какая тема? (Тема «маленького человека»).
IV. Подведение итогов урока
– Кажется, никто до Гоголя не соединял в одном образе ничтожное и возвышенное, как это сделано в «Шинели». Жалкий Акакий Акакиевич Башмачкин, которого судьба обделила уже при крещении, наградив неблагозвучным именем, над которым в департаменте подсмеивались «во сколько хватало канцелярского остроумия». В ходе повествования, он ни на вершок не прибавляя в росте, меняется на наших глазах. В заботах о будущей шинели, в несчастье ее утраты, в хождениях по холодным канцеляриям, наконец, проявляет такую терпеливую стойкость и даже отвагу, открывая в нем новые человеческие возможности.
«Зачем же изображать бедность и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдаленных закоулков государства?» – спрашивал Гоголь. И отвечал на него: «Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости!»
V. Вывод учителя
– Петербургские повести соединили в себе фантастическое и реальное, сатирическое и лирическое. Гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погруженный в пошлую, смешную, страшную обыденность, все же не лишен своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением, и это противоборство, приводя к гибели героев петербургских повестей Гоголя художника Пискарева («Невский проспект»), чиновника Поприщина («Записки сумасшедшего»), чиновника Башмачкина («Шинель»), все-таки освещают город ярче, чем лампы, которые на Невском зажигает сам демон.

Ученик рассказывает о петербургских адресах Н. В. Гоголя.



VI. Домашнее задание:

письменно ответить на вопрос: «Почему Гоголь заклинает читателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»?