Урока для желающих «Ловушка занятости» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Государственная служба занятости населения 1 30.09kb.
Учебная программа курса "Бухгалтерия на пк" 1 84.44kb.
Президент Азербайджанской Республики А. Муталибов организация: верховный... 2 268.57kb.
Викторина проводится для учащихся, интересующихся историей и функционированием... 1 24.01kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 10 класса Тема... 1 115.71kb.
Учебная программа курса "Настройка, ремонт и обслуживание пк" 1 35.38kb.
Урока по физике и биологии «Тепловые двигатели и охрана окружающей... 1 245.99kb.
Учебно-методический комплекс: учебник Новейшая история, презентация... 1 144.22kb.
Информация о занятости выпускников 11-х классов «Выпускник 2012»... 1 127.96kb.
Признаки безработного 1 27.09kb.
Конспект урока по предмету информационно-коммуникационные технологии... 1 37.6kb.
1. Понятие недвижимости 2 444.24kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урока для желающих «Ловушка занятости» - страница №1/2

Слово к выпускникам о подготовке к экзамену


(четыре виртуальных урока для желающих)
«Ловушка занятости» – когда смешиваются понятия
«быть занятым» и «заниматься делом».


Пока есть возможность выбора, у вас есть шанс добиться успеха.
Урок 1. Как перестать беспокоиться и расправиться с ЕГЭ.

I. Давайте исходить из того, что есть такие случаи в жизни, которых никак не избежать, с каким бы эмоциональным напряжением и страхом они не были сопряжены. Экзамены – один из тех, от которого никуда не деться.


Вам кажется, что тут совсем нет никакого выбора.

Напрасно. Он есть: вам решать, на что потратить все свои силы и


эмоции.

Непонятно, в чем же выбор?

Вот смотрите:

- можно целыми днями бояться, переживать, ныть и всем жаловаться (поводов достаточно);

- можно постараться взвесить все, что именно вас пугает и расстраивает, а потом искать пути выхода, чтобы этого не произошло;

- можно вообще думать не о плохом, а о том, что же необходимо сделать во-первых, во-вторых, в-третьих, и какие есть варианты, чтобы выйти победителем;

- можно не раздумывая скорее бросаться действовать в разных направлениях, как лебедь, рак и щука в одном лице;

- можно называть и чувствовать себя «неспособным», «неудачником», «слабым и больным» (если вы считаете, что вас это украшает и делает лучше);

- можно зарыться головой в песок, забыться и уснуть, «не быть», короче;

- можно взывать о помощи и ждать, что кто-то за вас все сделает;

- а можно верить в себя и свои силы и делать все возможное (у всех силы разные, но вам же не обязательно сравнивать себя с академиком Ландау, и даже с Ленкой Ивановой тоже сравнивать себя не надо);

- можно планировать, собираться, обещать и грозиться сдвинуть горы, но полениться даже повторить пройденный урок;

- а можно тихо и спокойно, но упорно и постоянно таскать по одному камешку и выбраться из замка Иф, или построить из них что-нибудь.

Итак, видите, сколько, оказывается, у вас выборов. Мало? Хорошо, допишите еще все возможные варианты. Мы для них место оставили:

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________
– А можно совсем не готовиться к экзамену и наплевать на все?

– Можно. Но тогда дальше ваш выбор будет не велик.

– А можно совсем ничего не выбирать?

– Тоже можно, тогда делайте все так, как вам советуем мы и ваши учителя и родители. Но тогда – стараться и не пищать!


Хотите сами? Пожалуйста! Мы на это и рассчитывали.

Итак, из списочка выше выбирайте самый, на ваш взгляд, правильный и подходящий вам путь.

Теперь вы его выбрали. Сами. Те, которые зарылись головой в песок и решили, что интереснее всего бояться и считать себя неудачником или надеяться на чудо, остались в предыдущем абзаце. Вместе с вами, кто решил бесстрашно идти вперед и таскать камни, двигаемся дальше. Но предупреждаем, что и дальше все время придется выбирать.
II. Конечно, идти вперед и вперед далеко не всегда легко и безопасно. Но что именно нас пугает? Трудности? Нет таких трудностей, которые бы не мог преодолеть человек разумный. Кстати, человек не-разумный способен замахнуться даже на то, что ему явно не по плечу. Икар, например, но он герой. Или ногу сломать. Вы хотите сломать ногу? Правильно. Значит, вы человек разумный, и действовать будем тоже так – рационально. Значит, и бояться не будем. Пугает ведь только то, что неизвестно. Но если хорошенько обо всем разузнать, то

1) оно оказывается не таким страшным, как мы себе напридумывали;

2) все действительно страшное (если оно еще осталось после п.1) можно как-то побороть – обязательно найдется способ.

Кстати, вы слыхали про Дракона? А фильм смотрели режиссера М.Захарова? Посмотрите обязательно. Дракон, оказывается, живет в нас самих. Он прямо изнутри может сожрать: страх, лень, паника, подлость… Что там внутри у нас живет? Неизвестное? Это повод опасаться. Повод? Нет. Просто, значит, разузнать надо и о себе теперь побольше, чтобы без неожиданностей.

А что вам может быть неизвестно об экзамене? Вопросы или задания? Экзаменаторы? За что какой балл ставят? Что случится, если…? В какой аудитории?

На все эти вопросы можно заблаговременно получить ответы (и, представьте, не страшные).

Даже про это «если». Потому что оно уже случалось с кем-то. И все живы-здоровы, и может быть, именно сейчас едят апельсин и улыбаются. Чему? Да просто. Жизни. Солнце светит, птички щебечут. Хорошо!

Ага, – скажете, – это им сейчас хорошо, а вот когда они были на нашем месте…

А вы точно хотите на их место? Ну, тогда и не волнуйтесь зря.

Не можете? Правильно и даже хорошо: ведь вам не все равно!

Волноваться можно, но… НО ТОЛЬКО ЕСЛИ

1) этому есть повод;

2) на это есть время;

3) есть смысл

– и все это случилось одновременно. Все остальное ЗРЯ.

Теперь о ЕГЭ. Тут одно из двух: или у вас есть время, значит, до экзаменов далеко (и какой тогда повод волноваться заранее?), или до экзамена считанные дни остались (тогда откуда время, чтобы волноваться?).

О смысле уже не говорим. Это только некоторые симпатичны и милы, когда разволновались: щеки розовые, глаза блестят, тонкие ноздри трепещут. А обычно что хорошего? Потеешь, трясешься, во рту пересохли слюна и словарный запас, взгляд затравленный, сердце выскакивает, в ушах шумит, на лице – тоска и обморок. И это еще не полный портрет Взволнованного Зря: плохо видит, не сразу слышит, соображает еще хуже, долговременная память оперативно отказала – не вовремя, зато сразу. Галочки ставит не туда.

В этом, что ли, смысл, вы говорите? Вот то-то же.

Выходит, что если разрешите себе разволноваться, значит сдаетесь. Представьте российского биатлониста какого-нибудь на зимней Олимпиаде. Потому что у него это тоже ответственно! Может быть даже посильнее, чем у вас. За ним стоит вся страна, и тоже – родители, тренеры, собственное «Я». У него есть повод. Но нет времени. И в цель попасть надо – какой смысл дрожать-то? То есть смысла нет.

А вы сами сидите у телевизора и болеете, чтобы он не промахнулся, и желаете ему: «Не волнуйся! Соберись!»

И ведь соберется и мускулом не дрогнет, потому что волнение – враг, а ему победить надо! И не подведет. Прямо в цель твердой рукой и намерением.

Ага, – скажете, – он-то умеет, он привык к этому, а мы...

Значит, именно так и нужно. Так можно. Этому можно научиться – не волноваться зря. У него же вышло. Тренироваться надо.
III. Давайте потренируемся оценивать опасность. Она может быть реальной и мнимой. Розетка на стене опасна? Пока вы туда не сунете что-нибудь не то, нарушив технику безопасности, безопасна и не агрессивна. Забудете о правилах – каааааак шарахнет! Потому что изучать надо предмет. Любой.

Чем больше о нем знаем, тем больше понимаем, как работает, и чего от него можно ожидать, а где и предохраниться от риска. От математики, например, можно ждать такого!.. Царица наук.

А вот шпаргалка весьма двуличная. Вроде, для помощи создана, а никакой надежды. Ну ее. Хотя, пока она пишется, только пользу приносит – работает на тебя. Ну, и греет потом где-то в кармане: «если что, то…». А потом предательски подводит. Значит, писать их – безопасно и полезно, а доставать на экзаменах – рискованно. А уж на ЕГЭ и вовсе не стоит, чтобы потом ей не ждать следующего года.
Расправимся теперь с ЕГЭ. Пока мысленно. В чем риск и опасность? В чем польза?

Посмотрите на него именно так, как он видится вам сейчас (возможно даже страшным монстром), и скажите свое категорическое «да» или «нет» в ответ на следующие утверждения.

1. Я не смогу его победить.

2. Я все знаю, как с ним правильно себя вести.

3. Победив его, я получу новые возможности.

Вся проблема только во втором утверждении – «нет»?

Кто не видит новых возможностей из третьего утверждения, тот слишком сильно ответил «нет» во втором.

Ну а кто ответил «да» в первом утверждении, тот явно хочет, чтобы его сейчас пожалели и посочувствовали ему. Правда, его жалко! Трудно ему будет – он ведь думает стать редким исключением из миллиона выпускников. Мы его не только пожалеем, погладим по плечу, успокаивая, но и кусок шоколадки дадим – она счастью способствует. Пусть доест ее уже и присоединяется лучше к нам, чем к тем «исключительным».

Итак, свалим, победим, сдадим! Только узнать о нем надо получше: опасность в незнании (во всех смыслах). Но знания-то по предмету вы несколько лет копили, даже если делали вид, что вам они не нужны. А знания о ЕГЭ у вас будут. Вот и здесь их можно найти на других страницах. И по ссылкам.

О повадках КИМов на экзамене лучше всего знают учителя. Но если они молчат об этом (может быть тетрадки проверяют), то лучше конкретно их спросить. Как только вы обо всем узнаете теоретически, пробуйте себя в бою. Нет лучше способа почувствовать силы противника и изучить его, чем ввязаться в близкий бой. Не бойтесь! Это же еще не по-настоящему. Первобытные люди, прежде чем идти воевать или охотиться на крупного зверя, тренировались на наскальной живописи. А у вас есть огромная куча учебных материалов – на дворе все-таки XXI век. Тренируйтесь в интернете, тренируйтесь по сборникам. Чем меньше «спишь», тем больше знаешь. А чем больше узнаешь, тем спокойнее на душе и крепче спишь.


IV. Ну, вот вам и первое домашнее задание.

  1. Разузнать о ЕГЭ все, что поможет вам хорошо понимать, как готовиться к встрече и как обернуть ее в свою пользу.

  2. Купить черную гелевую или капиллярную ручку.

  3. Найти тестовые материалы (см. Список электронных ресурсов).

  4. Тренироваться.

  5. Не проспать завтра в школу.

  6. Мысленно написать свой автопортрет: насколько вы упорный и старательный ученик, и как выглядит ваш Дракон.

  7. Как только разузнаете о ЕГЭ побольше, продумайте, как лично вы можете с ним справиться.


Урок 2. Технология преодоления.
Готовимся к экзаменам.

Давайте опишем технологию успешной сдачи ЕГЭ, тем более, если вы собираете поступать в вуз, и уже в январе снова начнется сессия и опять – экзамены.

У нас получится. Мы часто бываем настолько успешны, что наши б знания обобщить и делиться ими с миром. Да и почаще использовать в собственной практике. Порой даже не нужны специальные умные книжки, ведь все необходимое уже есть – наш опыт. Вот и будем опираться на него.

1. Что такое технология?

Технология – это своеобразный рецепт, или алгоритм действий, необходимых для получения нужного результата. Возьмем, к примеру, кулинарный рецепт или статью в журнале по вязанию крючком. Или инструкцию по сборке корпусной мебели, или рекомендации, как самим сделать и запустить воздушного змея. Это, по сути, и есть технологии – описанные точные шаги и требования, как надо действовать, чтобы у вас получилось то, что надо. Во всевозможных рецептах обязательно указано «что», «зачем», «что за чем» (это не повтор и не ошибка, а разные вещи – цель действий и их последовательность!), «когда», «как» и «при помощи чего (каких инструментов)» необходимо сделать, чтобы ничего не испортить и добиться нужного результата. Запомним все эти составляющие, чтобы разработать свою технологию. У нас должна получиться технология успешной подготовки к ЕГЭ. Технология преодоления.
Два маленьких секрета.

Уже не одним поколением замечено, что часто в каком-то уже готовом наборе с «Инструкцией, как сделать ЭТО» непременно останется какая-нибудь странная лишняя штучка, которая никуда не лезет. Или которую случайно забыли поставить на место. И, о чудо – без нее все замечательно получилось и работает. Или даже окажется, что теперь все заработало НАМНОГО лучше.

Странно. Если порядок и без нее, значит она точно лишняя. Как же так выходит?

А возможно, автору конструктора просто не хватило опыта или времени, чтобы подумать подольше, попробовать и так и сяк. Или может, он любит такие штучки – и все тут! Просто жить без них не может – ему они почему-то даже важнее, чем то, как все работает.

Вот в таком случае уже лично вам нужно решить, чего вы сами хотите: чтобы хорошо работало или всяких лишних штучек?

А бывает наоборот – закатится какой-нибудь шпунтик под ковер или сломается, и пиши пропало! Без такой безделицы, сущей ерунды, хоть все теперь выбрасывай – не полетит! Хорошо, если похожий шпунтик у вас самих найдется или его можно чем-то заменить. А если он какой-нибудь совершенно уникальный?

Секрет первый в том, что каждый пунктик, каждая деталь для технологии или принципиально важны (а хотя бы и для эстетики), или совершено не от этого «набора». Тогда нечего на них время терять.

Секрет второй в том, что не каждый рецепт в исполнении другого дает тот же результат. Есть в любом живом процессе что-то такое, что «от автора», и только из его рук выходит так гладко и замечательно. Значит надо или разгадать секрет мастерства и ту особенность, которая не сразу заметна глазу, или стать автором своей собственной технологии «с секретом».

Общие рецепты подготовки к ЕГЭ есть на других страницах этой книги. А вы попробуйте научиться создавать свой «шедевр», подходящий вашей индивидуальности. А то мы начнем вас учить, как правильно делать, а вы станете говорить, что это вам не подходит, а лучше бы вот так, или наоборот. И выполнять ничего не станете. Лучше сами для себя любимых конструируйте так, как вам понравится.
Вы теперь знаете, что нужно описать в рецепте, чтобы получилось правильное блюдо. И чем подробнее и точнее будут последовательные действия, тем меньше риска сделать что-нибудь не то.

Определитесь с материалом (задачи, темы, даты, правила, алгоритмы, законы, даты, факты, лексика и др.). Решите, что с этим нужно делать (прочитать, понять, выучить наизусть, найти применение, научиться находить, уметь использовать, преобразовать). Обоснуйте логику и спланируйте последовательность всех действий от начала до конца. Обозначьте необходимые средства и инструменты (что вам понадобится, с помощью чего и как вы будете действовать каждый раз).

Но самое главное – это четко и точно представить себе конечный результат. Что должно получиться, как это должно выглядеть. И промежуточные результаты тоже надо обозначить.

По каким предметам вам необходимо сдать ЕГЭ, и какой для этого объем материала необходимо освоить (на уровне повторения и закрепления, на уровне новых знаний и умений)?

На сколько баллов вам достаточно сдать (соответственно, насколько хорошо и глубоко необходимо проработать материал)?

За какой срок вам надо получить нужный результат (сколько у вас времени осталось, или сколько вы собираетесь его посвятить подготовке к ЕГЭ)?

Все это одновременно определит необходимое для подготовки время, объем, степень прилагаемых усилий и желательное границы качества получаемого «продукта».

Выполняйте.


2. Результат у вас получится довольно объемный, а потому, чтобы он не пугал вас своим размахом, поделите его на задачи (конкретные, со сроками их выполнения, а потому – достижимые).

«ЦР-З-С»



ЦЕЛЬ=РЕЗУЛЬТАТ

Задачи:

Сроки:






А также необходимо разобраться и оценить, что у вас уже есть из необходимого, а что придется еще найти и обеспечить, а что вам будет мешать, тормозить, отвлекать.



«Р-Н-М»

Ресурс (имеем)

Необходимо найти

Мешает









Обычно более всего человеку мешает его Дракон. Вот и настало время вытащить его наружу.



«ВИ-ВГ»

Мои возможности, ресурсы и помощники

(личные «инструменты»)



Мои внутренние враги

(личные грабли)








Чем более заполненной врагами оказалась у вас правая колонка, тем скорее надо браться за дело и расправляться с ними. А иначе – никак! А чем более заполнена левая, тем легче вам будет с такими союзниками.

Еще одна глобальная задача встала: победить правые силы левыми. Если не справляетесь сами, не видите своих возможностей, идите к учителю, к школьному психологу, к друзьям, к родителям, соседям, репетиторам, собеседникам на форумах и просите совета, помощи. Вот это нисколько не стыдно и не неудобно. Потому что они тоже ваши «ресурсы», а в борьбе за правое дело все правильные средства хороши. Но не ждите, что они все сделают за вас. Они только лишь помогут вам лучше видеть.

Помните, что вперед продвигается лишь тот, кто умеет заметить препятствие, вовремя остановиться и выработать в новой ситуации способ действия более эффективный, чем был у него прежде1.

Двигаемся дальше.

А вот теперь надо ВИ (возможности-инструменты) слить с Р (ресурсами), а ВГ – с М. Заодно это хорошее упражнение на внимательность при чтении заданий.

Теперь у вас обозначились 1) цели; 2) известные и возможные средства (внутренние и внешние); 3) мешающие факторы (внутренние и внешние) и индивидуальные способы их преодоления (должны появиться!); 4) сроки ожидаемых результатов. А из домашнего задания прошлого урока у вас должны были появиться нужные материалы для подготовки.
3. Обобщим полученные результаты. Вот основа нашей технологии.
Цель → задачи → сроки →

план действий, включающий также п. 6 -использование известных и полезных ресурсов (знаний и умений, времени, собственных возможностей, возможностей, предоставляемых школой, информации, помощи родителей, учителей, товарищей, собственной внутренней установки на успех и четкого образа уверенного и счастливого будущего), п. 21 - обнаружение и преодоление возникающих препятствий, п. 24 - поиск и приобретение недостающих, но необходимых внутренних ресурсов и инструментов, п. 332 - оценку промежуточных результатов и коррекцию действий →

образ приемлемого и желательного результата ЕГЭ →

действия → анализ и оценка промежуточных результатов →

коррекция планов и действий → результат
Осторожно! Необходимо все спланировать так, чтобы имеющиеся ресурсы не превратились в упущенные возможности. И помните, что вы не только к ЕГЭ готовитесь, вы стараетесь преодолеть в себе – свои оставшиеся страхи и неуверенность, свое недостаточное знание, несовершенство умения организовать время, словом, все, что может помешать не дрогнуть в ответственный момент и уверенно реализовать то, чему вы учились так долго. Но чтобы справиться с трудностями (а они есть и будут), необходимо, во-первых, быть уверенным в своих силах, во-вторых, делать дело, в-третьих, делать дело постепенно, но постоянно и неуклонно. И никак иначе!

Работа по борьбе с Драконом уже кое-какая проведена, он притих, а время пошло. И настает момент начинать активные действия.

Но это вы будете делать уже на следующих уроках и с другими учителями. А пока домашнее задание:


  1. Разработайте план подготовки к ЕГЭ («П»), учитывая все, о чем вы только что узнали.

  2. Вспомните про себя, что у вас лучше всего получается, а что получается еще неважно: например, как лучше выходит запоминать, перерабатывать тексты, как готовиться к урокам, как сосредоточиваться, когда вам мешают, как действовать совершенно самостоятельно без чьей-либо помощи, как писать без ошибок, как работать по утрам или по вечерам… Включите все эффективные приемы в свою подготовку и подумайте, какие полезные качества вы можете приобрести еще, чтобы легче было готовиться к ЕГЭ.

  3. Разработайте алгоритм освоения недостающих знаний.

И снова выбирайте: вы можете сами себе помогать, а можете с собой постоянно бороться. Во втором случае у вас останется меньше сил на подготовку к ЕГЭ. В зависимости от вашего выбора, в конечном итоге, будет определяться достижение выбранной цели.

Мы уверены, что когда

вы точно расставите все по своим местам, определитесь с нужными шагами и действиями, ведущими к нужному результату,

вам (и всем – вашим родителям и учителям) станет ясно, что ваш путь обязательно ведет к задуманному результату,

– вот тогда вы сами поймете, что, несмотря на чьи-то страхи перед ЕГЭ (ведь у вас их уже почти нет, правда?), вы обладаете чудесной авторской технологией преодоления, которая гарантирует вам успех!

Чего и всем желаем.
Урок 3. Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку и победить, или Рецепт от Н.С. Тихоновой.

Чтобы перестать беспокоиться и начать жить, нужно… немного побеспокоиться, а для этого представить себе, что будет происходить на экзамене, начиная с момента получения варианта КИМов.

Страхи известны:


  1. не успею;

  2. не смогу (не найду, не справлюсь, не определю).

С первым из них легко расправиться на так называемых «пробных»: засеките время, необходимое на выполнение части С. Допустим, 1,5 часа. И поровну поделите оставшиеся 90 минут (два урока!) на решение А и Б. Успеете!

По поводу «не смогу»…

Правильно: сможете! Если четко будете представлять себе,

ЧТО ОТ ВАС ТРЕБУЕТСЯ. Для этого

1) ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ЗАДАНИЕ – половина ваших ошибок объясняется тем, что вы, оказывается, «думали, что надо найти, где пишется слитно (НН, И), а не раздельно (Н, Е)»;

2) ПОЛЬЗУЙТЕСЬ «ОБРАЗЦАМИ» – заранее заготовленными примерами, помогающими выполнить то или иное задание: бег, синь – примеры бессуффиксного способа образования слова – следовательно, в тексте указанного предложения ищем существительное, образованное от прилагательного или глагола. «Лучи любви» – метафора, следовательно, и «король сцены» тоже. «Горького читал», «три тарелки съел» – метонимия. А что же тогда «вся школа знала»? И так на каждое задание!

3) КОНКРЕТИЗИРУЙТЕ ОБЪЕКТ ПОИСКА, например: не «подчинительное словосочетание со связью примыкание», а зависимые наречия и деепричастия, не «определенно-личное односоставное предложение», а глагол в 1 лице («Люблю грозу в начале мая» – «образец», который легко запомнить), только потом не забудьте проверить!

4) ДОЧИТЫВАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДО КОНЦА! Там может таиться много интересного: несогласованное приложение, придаточное цели, односоставное безличное и пр.

Вы сможете справиться с заданием, если будете ДУМАТЬ!

Тогда основу «воздушные массы пришли в движение» вы не сократите до слов «массы пришли». Смысл-то другой!

А как полезно думать, выделяя основы, и на ЭТОМ основании расставляя знаки препинания в заданиях А24 и А25!

Думайте – и «несмотря на осадки» напишете слитно: вы ведь не отворачивались от них, не отводили и не опускали глаз. Я уж и не говорю, как полезно просто подумать, выполняя задания А2, А6, А7, А18.

Слова «за-пальчиво» и «за-явление», безусловно, содержат приставку, но не она образует новое слово! Подумайте и запомните: существительные на –ение и наречия на –о всегда образованы соответственно от глаголов и прилагательных.

Думайте!


Вы сможете также (и так же успешно) выполнить и задание части С по формулировке основной проблемы текста, если представите себе, что вам довелось брать интервью у его автора. Представьте, КАКОЙ ВОПРОС ВЫ ЕМУ ЗАДАЛИ, что он так пространно (образно, замысловато, опосредованно и пр.) на него ответил. Вопрос запишите – это и будет одной из проблем текста. А короткий ответ на этот вопрос, как правило, имеющийся в тексте, смело можете называть авторской позицией.

А пока еще есть время до экзамена, постарайтесь любой его (времени) отрезок использовать для тренировки и упражнений. Например, читая учебник, поставьте цель определить, к каким частям речи относятся слова в том или ином абзаце. А в очень длинных предложениях попробуйте найти все основы и средства связи между ними. Еще интересно делить предложения на словосочетания, поставив задачу найти пару для ВСЕХ слов: так и вводные слова вспомните, и частицы сами напомнят о себе, ибо никак вы к ним вопрос не зададите.

Кстати, а вот частицы и местоимения надо просто выучить. НАИЗУСТЬ!

Наталья Сергеевна Тихонова, учитель русского языка, методист ВОИПКиПРО
Интернет тоже предлагает большие возможности для самоподготовки. Вот наиболее удачные сайты.
http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm ЕГЭ 2011 - русский язык. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2011 и др. ГИА; материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Экзамены, вопросы, ответы по русскому языку. Варианты выпускных изложений. Полезное: Скачать учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm Уроки по русскому языку. Правила русского языка. Учебники по русскому языку, специализированные сайты. Все правила русского языка: морфология, орфография, синтаксис.

http://e-ypok.ru/content/подготовка-учащихся-11-классов-к-егэ-по-русскому-языку-в-2011-году Консультация, посвященная подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по русскому языку в 2011 году (можно скачать видео). Полезная информация: изменения, имеющиеся в демоверсии контрольно-измерительных материалах ЕГЭ-2011, изменения в заданиях, система оценивания отдельных заданий и работы в целом, изменения в оценивании орфографической и пунктуационной грамотности.

Урок 4. Решая задачи, сдадим математику, или Рецепт от
И.А. Каминской.

Во-первых, надо определиться, каких результатов вы ждете на ЕГЭ. Одно дело, если экзамен по математике вам нужен только для получения аттестата, и совсем другое – если это профильный экзамен в выбранный вами вуз. В соответствии со своими амбициями вы и выстраиваете стратегию подготовки.

В любом случае, сперва надо оценить собственный уровень владения математическим аппаратом и умение решать задачи. Для этого можно взять любой КИМ по математике прошлых лет (а лучше демонстрационный вариант этого года) и попробовать решить его. Таким образом, вы сможете выяснить, какие темы школьного курса усвоены вами хуже всего, какой тип задач вызывает наибольшую трудность. Будет понятнее, на что обратить наибольшее внимание при подготовке.

Сразу хочу сказать, что готовиться только по тестам прошлых лет – не выход. Содержание тестов каждый год терпит изменения и поэтому только систематические и осознанные занятия математикой приведут к успеху. Поэтому первый пункт в списке мероприятий по подготовке к ЕГЭ – выполнение каждого домашнего задания, которое вы получаете в школе.


Если вы ходите на специальные курсы – хорошо. Если у вас отличный учитель математики – прекрасно. Но ни одни суперкурсы и ни один, даже самый замечательный, учитель не заменят вам себя самого – вашей самоорганизации, собственного труда, пота и бессонных ночей.

Итак, вы внимательны на уроках, вы добросовестны в выполнении домашнего задания. Достаточно ли этого? К сожалению, нет. Как вы знаете, экзаменационные задания по математике предполагают проверку знаний, полученных за весь период обучения в школе, а не только за 11 класс. Значит, кроме глубокого изучения текущих тем необходимо и повторение пройденного.

Советую начать с планиметрии и текстовых задач. В настоящее время содержание КИМов по математике становится направленным больше на умение применять полученные математические знания на практике. А значит – решаем огромное количество задач про оклейку обоями комнаты, про банковские вклады, про рост или падение курса акций, про графики температур и диаграммы, отражающие результаты выборов и т.д. Самая большая трудность в таких задачах заключается в их непривычной формулировке и большом объеме вычислений. А там, где много вычислений – там велика вероятность арифметической ошибки. Поэтому и нужно постоянно решать эти задачки, чтобы довести вычислительный навык до автоматизма.

Если ЕГЭ по математике – это не выбор вашей доброй воли, а необходимое мероприятие для получения аттестата, и вы не претендуете на высокий тестовый балл, то свои усилия по подготовке следует ограничить только тщательной отработкой части В (напоминаю, что с 2010 года часть А в экзаменационных материалах по математике отсутствует). Для начала прорешайте несколько тренировочных или диагностических вариантов и определите круг из 7-9 заданий, которые удаются вам лучше всего. Затем надо научиться решать задачи этого типа почти идеально. То есть, решая набор из этих 9 задач, можно ошибаться не более чем в одной. После этого можно добавить еще 1-2 типа задач и проделать с ними ту же процедуру. Не думаю, что для сдачи ЕГЭ «для аттестата» так уж необходимо уметь решать задания части С. Лучше все силы и время направить на совершенствование умения решать простые задачи.

Вообще, стратегию подготовки к любому экзамену, в том числе к ЕГЭ, можно описать словами известного математика Д. Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи – решайте их». Закон перехода количества в качество и здесь справедлив.

Безусловно, для подготовки к экзамену можно и нужно использовать различные учебники, справочники, интернет-ресурсы. Хороши в этом плане сборники тестов (тематические и составленные по плану ЕГЭ) под редакцией Ф.Ф. Лысенко (издательство «Легион»). Там есть и ответы (вы всегда можете проверить себя) и решения некоторых вариантов и заданий (можно получить ключ к решению). Для тех, кому результаты ЕГЭ по математике важны для поступления в вуз, могу порекомендовать классические учебные пособия для поступающих: И.Ф. Шарыгин «Решение задач», В.В.Ткачук «Математика – абитуриенту», М.К. Потапов, С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко «Конкурсные задачи по математике», сборник задач под редакцией М.И. Сканави,


П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир «Задачи с параметром».

Интернет тоже предлагает большие возможности для самоподготовки. Вот наиболее удачные сайты.



www.ege-trener.ru – виртуальный ЕГЭ-тренер по математике. Осуществляет подготовку по разделам математики, входящим в ЕГЭ. После прохождения тестов выстраивается рейтинг, который поможет определить свой уровень подготовки.

http://webmath.exponenta.ru – виртуальный помощник для подготовки к ЕГЭ по математике. Содержит условия и обоснованные решения многих вариантов ЕГЭ 2009 года, справочник по разным темам, а также интерактивные модели ЕГЭ, позволяющие проверить себя.

http://www.mathege.ru – открытый банк заданий ЕГЭ по математике. Настоящий клад для выпускника, особенно, если он не учится в физико-математическом классе. Содержит демонстрационный вариант текущего учебного года, а главное – прототипы всех заданий части В. Как утверждают составители, «задачи В1–В12 представлены заданиями, аналогичными экзаменационным (отличия только в числовых параметрах), кроме того, на каждой позиции представлены задания и попроще, и посложнее реальных».

И последний совет. Помните, что в отличие от задач, которые иногда ставит перед нами жизнь, экзаменационная задача всегда имеет решение. И, как правило, одно. А значит, если хорошенечко поискать, решение обязательно найдется.

Удачи всем выпускникам!

Ирина Анатольевна Каминская,

учитель математики гимназии
им. Н.Г. Басова, эксперт по проверке ЕГЭ



следующая страница >>