Урока : «ради жизни на земле» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека 1 343.96kb.
Тема урока: «Трудные времена на Русской земле». Цели урока: Образовательные 1 102.44kb.
Красным цветом выделены фамилии студентов, выбравших вопрос. 1 56.75kb.
Урока: «Почему мы часто слышим слово 1 44.45kb.
Презентации «Формирование здорового образа жизни учащихся через здоровьесберегающие... 1 94.56kb.
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Бобова Елена Александровна... 1 51.2kb.
Конспект открытого урока основ регионального развития, проведенного... 1 37kb.
«Происхождение жизни на Земле» 1 14.33kb.
Тема урока: «Строение тканей человеческого организма» 1 37.12kb.
Учебно-методический комплекс: учебник Новейшая история, презентация... 1 144.22kb.
«жизнь и любовь» след на земле иеслинелюбов ь, чтомыстобой 2 764.06kb.
Война ведь вроде просто слово 1 123.53kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урока : «ради жизни на земле» - страница №1/1

Тема урока: «РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

(8 класс)

(По поэме «Василий Теркин» А. Твардовского)

Цели урока:

1) Показать правдивость и глубину изображения войны и мира;

раскрыть актуальность проблемы в иллюстрациях русских художников.

2) Закрепить умение учащихся работать с поэтическим текстом, определять сюжет и композицию.

3) Патриотическое воспитание учащихся.

Наглядность:


  1. Иллюстрации О. Верейского и др. художников;

  2. Раздаточно-иллюстративный материал;

  3. Карточки: «ЛОТО», «МОЗАИКА».

ТСО:

Телевизор (Видеофрагмент о Твардовском)

Проигрыватель (Мелодия «Грустного вальса» Сибелиуса)

ХОД УРОКА.

Бой идет — святой и правый.


Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
1. ОРГМОМЕНТ.

2. НОВАЯ ТЕМА. Изображение войны и мира в поэме «Василий Теркин».

План урока (запись в тетрадь)

1. Композиция и сюжет.

2. Иллюстрации О. Верейского к поэме.

3. Горькая правда о войне. (Глава «Переправа»).

4. Своеобразие поэтического языка.

5. Противопоставление войны и мира. (Глава «О награде»)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» раскрывается правдивая картина тяжелого военного времени и картина жизни простого русского народа. Это великое произведение, с музыкально-песенной основой и особой эмоциональной окрашенностью. Книга эта необычна уже по своему рождению: начатая на газетном листе, она шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Поэт сумел в образе Василия Теркина создать образ положительного героя, выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты.



ВИДЕОФРАГМЕНТ.

Слово учителя:

- В главе «О себе» читаем:

И скажу тебе, не скрою, —
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
- От чьего лица ведется повествование?

Вывод. Еще один герой появляется на страницах поэмы – сам поэт. Это помогает Твардовскому выразить свое восприятие военных событий, свое отношение к ним, свои переживания.

1. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

- Каков сюжет и композиция поэмы?

Друг-читатель, я ли спорю,

Что войны милее жизнь?

Да война ревет, как море,

Грозно в дамбу упершись.

Я одно скажу, что нам бы

Поуправиться с войной,

Отодвинуть эту дамбу

За предел земли родной.

А покуда край обширный

Той земли родной - в плену,

Я – любитель жизни мирной –

Н а войне пою войну.

Что ж еще? И все, пожалуй,

Т а же книга про бойца.

Без начала и конца,

Без особого сюжета,

Впрочем, правде не во вред.

На войне сюжета нету.

- Как так нету?

-Так вот, нет.



(Композиция поэмы такова, что произведение состоит из 30 глав. Связующим звеном является главный герой – Василий Теркин. Сюжет «Книги про бойца» носит необычный характер. Хотя эпизоды Великой Отечественной войны ярко очерчены, хронологически расположены и взаимосвязаны, но каждая глава существует как бы отдельно, имеет свое начало и конец).

- Как это объясняет сам Твардовский в статье «Как был написан «Василий Теркин»?

( «Первое, что я принял за принцип композиции и стиля, это стремление к известной законченности каждой отдельной главы, а внутри главы — каждого периода, даже строфы, я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете, нечто целое, округленное. Этой примерной завершенностью каждой главы я и был более всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь при каждом случае — отдельной главе — до конца, полностью выразить свежее впечатление, возникшую мысль, мотив, образ»).



2. ИЛЛЮСТРАЦИИ О. ВЕРЕЙСКОГО.

- Просмотр иллюстраций.

- Биография О. Верейского (сообщение).

- Дружба поэта и художника (сообщение).

- Раздаточно-иллюстративный материал.

3. ГОРЬКАЯ ПРАВДА ВОЙНЫ.

Слово учителя. Горькая правда войны – в неизбежности утрат, тяжкого труда, страданий и смерти. Нелегко признать эту неизбежность, но она оправдана великой целью – защитой Родины. Трагизм «Переправы» - переправа сорвалась; гибель людей – один из жестоких законов страны. Мы чувствуем драматизм рассказа о трудных днях отступления. Первые главы поэмы Твардовского (например, «Переправа») появились в то время, когда в стране происходили определенные исторические события.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

К осени 1942 года на всем фронте, от Сталинграда до кавказских гор, русские войска терпели поражение.

В это тяжелейшее время военных действий, когда враг рвался к Волге, вышел знаменитый сталинский приказ. Приказ N 227 звучал так: «Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину… Ни шагу назад!»

Драматизм ситуации побудил Сталина к такому жесткому приказу.

Эти слова зачитывались во всех частях, но так и не были нигде напечатаны при жизни Сталина. Приказ Верховного Главнокомандующего диктовал суровой военной необходимостью, но все же был написан в тоне грубого, оскорбительного окрика на отступающих, обвинял солдат за их отступление.


Но Твардовский не укорял в своем произведении тружеников войны, он славил их, как героев, как мучеников, расплачивающихся не только за свою неопытность, за свои ошибки, но и за ошибки высокого начальства.

(На фоне «Грустного вальса»)



- Глава «ПЕРЕПРАВА» (Выразительное чтение отрывка)

- Словарная работа: лейтмотив, пафос, патетика, понтоны.

Понтоны – 1) плоскодонное несамоходное судно, служащее опорой временного моста, временных сооружений для каких-нибудь работ на воде. - 2)Плавучий мост (навести понтоны через реку).

- Анализ главы «Переправа». Работа по карточкам.

- Перечитаем строки:

Переправа, переправа!


Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,—
Ни приметы, ни следа...
При анализе главы «Переправа» сразу бросается в глаза название. Переправа — попробуем вернуть этому слову его простой мирный смысл. Столько в нем поэзии — спокойствия, широты российских рек. Но в данном случае это слово несет трагический смысл. Это вырисовывается из вступления к главе:
- Такова «завязка» действия в данной главе. Как же развиваются дальше сюжет?

Ночью, первым из колонны,


Обломав у края лед, -
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
- Какая строчка вносит ощущение реальности события?

(Правдоподобность описания обусловлено художественной деталью (обломав у края лед»), позволяющей увидеть все, как есть, поверить в увиденное. Кроме того, дополнительный оттенок несет слово первый — не просто порядковый номер взвода, а первый — передовой, — этот смысл подчеркнут и определением «первым из колонны».



- Что помогает автору передать движение на берегу?

(Движение и быструю смену действий автор показывает наличием глаголов: «Погрузился, оттолкнулся и пошел, (пауза). Второй за ним (пауза). Приготовился, пригнулся /Третий следом за вторым»)



- Какими словами автор озвучивает картину происходящего?(Затем мы слышим звук понтона; услышать его помогают, во-первых, слова громыхнул, басовым, железным тоном; во-вторых, удачно найденное сравнение: точно крыша под ногой (звук пустого железа в воде). Это передает особое чувство опасности).

- Как меняется тон повествования дальше?

(А затем — со строки «И плывут бойцы куда-то» — совершенно меняется тон повествования. Чувство автора — лиризм — окрашивает все следующие шесть строф. В нем — и человеческая любовь автора к этим своим ребятам — бойцам», и чувство истории — размышления о преемственности поколений (не случайно сравнение: «как когда-нибудь в двадцатом / Их товарищи — отцы» — здесь, на переправе, встретились два поколения, а история недавнего прошлого, в свою очередь, перекликается с историей всей тысячелетней России).



- Согласны ли вы с тем, что здесь показаны философские раздумья поэта о молодости, о жизни и смерти:
Мимо их висков вихрастых,
возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?


- Какими словами автор рисует реку как враждебную силу, враждебную стихию, которая довершает общую картину условий переправы?

А вода ревет правее —


Под подорванным мостом...
…А вода ревет в теснине,
Жухлый лед в куски крошит,
Меж погнутых балок фермы
Бьется в пене и в пыли.

- Можно ли сказать, что напряжение растет, нагнетается?
Позади шумит протока,
И кругом — чужая ночь.
И уже он так далеко,
Что ни крикнуть, ни помочь.
- Выразительно описание вражеского берега, назовите эпитеты.
И чернеет там зубчатый.
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый,
Лес над черною водой.
(Холодная черта — черта берега или черта между жизнью и смертью?!) Почему зубчатый? Потому что — как крепость. В русской литературе уже было нечто подобное - в поэме Лермонтова «Мцыри» «зубчатая стена» монастыря. «Берег правый — как стена» - подтверждает нашу догадку поэта.

- Какова развязка?

Берег правый — как стена... — строка оборвана (в конце ее многоточие), потому что следующая строка уже не последовательное описание переправы, а ее итог:


Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Картина военной обстановки, немецкий прожектор, обшаривающий реку... и глубоко взволнованное описание гибели наших солдат:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
- Что является лейтмотивом этой главы?

(Как своеобразный лейтмотив главы, звучит повтор, несущий в себе очень разные чувства: «Переправа, переправа... Темень, холод. Ночь как год». )



- Можно ли сказать, что здесь звучит тема вины перед солдатами, не вернувшимися с войны?

Но вцепился в берег правый,


Там остался первый взвод.
...И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
- Прочитать отрывок, где трагические нотки сменяются шутливыми эпизодами с участием Теркина? Можно ли его назвать балагуром и весельчаком?

(Теркин - завзятый балагур и весельчак; а также это солдат с того берега, где вцепился в землю первый взвод. Теркин - вполне реальный солдат первого взвода, брошенного на штурм правого берега, смелый и стойкий боец Советской Армии; но также и русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. С помощью своих шуток он помогает солдатам выжить в этих нечеловеческих условиях, поверить в свои силы, отогреться душой. Все это делается «ради жизни на земле».


Переправа, переправа!


Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

4. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПОЭМЫ.

- Литературная мозаика (Повторение художественно-выразительных средств)

Привести примеры из главы «Переправа».



5. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ВОЙНЫ И МИРА.

Работа над главой «Награда»:

а) чтение наизусть отрывка;

б) анализ содержания.

Вывод. У Твардовского солдат и на войне не только воюет, но и «работает», хозяйствует, живет: ремонтирует пилу и часы, играет на гармони, поет мирные песни, рассказывает, шутит, заботится, мечтает о встрече с любимой, семьей, детьми… Как ни страшна, как ни трагична война, жизнь сильнее ее, и она победит. Война ведется «ради жизни на земле», за труд, за счастье Родины и семьи, дома и отчего края.

Домашнее задание: ответить на вопросы 5 и 6 в учебнике, прочитать к внеклассному чтению главы из поэмы «Василий Теркин» (по своему выбору).