Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой... 1 118.94kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Тяжёлое бремя эмиграции» 1 156.49kb.
Вопросы по курсу «История русской литературы 19 века (2 половина) 1 14.84kb.
Конспект открытого урока в 8 классе по литературе. Урок внеклассного... 1 52.95kb.
План-конспект урока литературы в 9 классе Осень в произведениях русской... 1 137.63kb.
История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Н. 1 263.83kb.
"Механика". Это создает основу для формирования мировоззрения, переводит... 1 141.25kb.
Древнерусская литература: начальный этап развития русской литературы. 1 38.03kb.
Ученики 5 класса переходят от литературного чтения к изучению русской... 1 258.55kb.
Л. Н. Толстой «Косточка» (урок литературного чтения в 1 классе) 1 65.69kb.
представитель Веймарской классики (1786 -1805) и Просвещения в Герм... 1 211.59kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и - страница №1/1


Чурилова Ольга Васильевна. МОУ «Лицей» г. Новотроицка Оренбургской области



Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях русской и зарубежной литературы» в 10 классе – урок-сопоставление. Сравнивая образы героев произведений Пушкина, Гоголя, Бальзака, учащиеся должны осознать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает все остальное. Одной из целей урока является формирование у учащихся отрицательного отношения к бездуховности, философии «наживы ради наживы».

Тема «Губительная сила власти денег» в произведениях русской и зарубежной литературы».

(Урок внеклассного чтения. 10 класс)



Цели урока:

  1. Выявить, как проблема, определенная в теме урока, звучит в произведениях «Гобсек» Бальзака, «Портрет» Гоголя, «Скупой рыцарь» Пушкина;

  2. Развивать устную монологическую речь учащихся, умение работать с художественными текстами; развивать мыслительную деятельность (умение анализировать, систематизировать, обобщать); обогащать речь учащихся;

  3. Воспитывать негативное отношение к пагубным страстям; нравственные качества личности.



Оборудование. Портреты А. С. Пушкина; Н. В. Гоголя; высказывания известных людей; рисунки учащихся.

Литература. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголь «Портрет», Оноре де Бальзак Гобсек».

Эпиграфы к уроку

.

Для страсти нет святых мест.

У искусства широкие двери, но войти в них можно лишь с чистым сердцем и чистыми руками.

Деньги способны только покупать.

Талант дан Богом, никто не в силах отнять его, если сам человек не заглушит его.
Организация урока. Приветствие. Сообщение целей урока.
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

- С тех пор как на Земле появился человек, появились и искушения, и страсти. Нам часто приходится слышать такие выражения, как: страсть к познанию, страсть к музыке, любовные страсти, страсть к игре, страсть к деньгам.

-А каково же значение слова «страсть»?

- Послушаем ребят. Что им удалось узнать об этом слове?

(Выступления группы учащихся, которые проводили лингвистическую работу со словом).

- Страсть: 1. Сильно выраженное чувство; крайнее увлечение. 2. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.)

- Каково ваше понимание этого слова? (Ответы детей)

- Как относится, по-вашему, к человеческим страстям церковь? И почему? (Ответы детей)

- Тема нашего урока предполагает осмысление того, как страсть к деньгам, к накопительству может воздействовать на человеческую душу. Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к произведениям гениальных мастеров слова Пушкина, Гоголя, Бальзака.

(Выступления учащихся, которые готовили библиографическую справку.)


Слово учителя.
- Что объединяет этих авторов? (Ответы детей)

Несомненно, эти авторы в своих произведениях смогли отразить « нерв жизни», «духовную сущность общества», одновременно Зло и Божество мира, выраженного в денежных отношениях, господствующего над всем.




  1. Работа над текстами произведений.

- Какими предстают перед нами герои этих произведений?

- Какова, на ваш взгляд, их жизненная философия?

- Обратите внимание на портреты этих героев. В чем их сходство?

- Можем ли мы дать однозначную оценку этим героям? Почему?

- Заслушайте выступления учащихся в защиту этих героев.

- Согласны ли вы с выступающими? (Ответы неоднозначны. Возможна дискуссия.)
- Вывод учителя по произведению «Гобсек».
Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся «на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие», не хотел «расстаться с малейшей частицей своих богатств». Его дом стал складом гниющих продуктов… Старик все сумел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.
- Вывод учителя по произведению «Портрет».
Всякое талантливое произведение предполагает некую полноту самоотдачи художника…

Образно говоря, художник начинается тогда, когда он дает больше, чем у нег просили. Искусство – дело щедрых…

…Художник всегда творит в двух направлениях. Он творец своих произведений и своей жизни одновременно.

Сравнительно мелкие падения в своей жизни художник может преодолеть творческим покаянием.

…Но настоящее, серьезное падение в жизни никто еще не мог творчески преодолеть.

Муза брезглива, она отворачивается от испакощенной жизни. (Фазиль Искандер)


Вывод учащихся. Жизнь героев трагична.
Вопросы учителя.
- В чем же трагедия этих героев?

- Кто виноват в их духовной смерти?

- Можно ли дать однозначный ответ - деньги? Почему?

- Обратимся к афоризмам, записанным на доске. Отражают ли они проблемы, поднятые на уроке?

- Какие же нравственные уроки преподнесли нам авторы

произведений?




  1. Итоги урока.


Заключительное слово учителя.
- Итак, все эти герои погубили собственную душу. Отказ от собственной души приводит человека к автономии совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна.

Почему всегда? Непреступная цель не нуждалась бы в убийстве души.



У