Урок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная... 1 110.71kb.
Как помочь ученику? Методический сборник для использования 1 439.31kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие 1 89.71kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведен учителем начальных классов... 1 68.61kb.
План- конспект урока русского языка в 11 классе 1 59.19kb.
Урок литературы в 3-м классе Л. Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"... 1 80.62kb.
Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе... 3 570.82kb.
Урок по лирике Б. Л. Пастернака Якубенко Наталья Николаевна, учитель... 1 74.8kb.
Разработка урока учитель Балашова Т. М. Раздел курса русского языка... 1 56.17kb.
Урок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа XXI века» 1 26.36kb.
«оценка информации для исключения манипулирования сознанием»: цикл... 2 696.29kb.
Тематика практических занятий по дисциплине «Основы нейропсихологии»... 1 92.74kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина Борисовна, учитель - страница №1/1

Урок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"


Ефимова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.

Задачи:

Систематизировать знания учащихся по разделам Фонетика. Графика. Орфоэпия, входящим в задания итогового тестирования в новой форме.

1) показать значение фонетики для правописания и произношения;
2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование

Межпредметные связи:

русский язык;

информатика

Внутрипредметные связи:

фонетика, орфоэпия, орфография;



Ожидаемые результаты:

Обучающие должны знать:

языковые нормы и их разновидности;

признаки и особенности правильной речи;

виды ошибок и недочетов



Обучающиеся должны уметь:

соблюдать языковые нормы (орфоэпические);

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

Оборудование:

1)опорные карты, карточки-информаторы;


2) карточки с заданиями;
3) материалы презентации, выполненные в программе Power Point;

4) словари, сборники ГИА.



Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока.

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц.



Запишите высказывание К. Паустовского и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке (слайд 1)

Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед.



Перед вами слова еще одного великого русского писателя. Прочитайте их.

Эпиграф урока:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи.

Н. Гоголь.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…



Н. Гоголь.
Сообщение темы и целей урока: Сегодня мы с вами будем повторять и обобщать полученные знания по разделам языкознания Фонетика, графика.орфоэпия. Этот материал будет полезен вам при выполнении заданий ГИА.

Работая вместе, мы составим опорный конспект, который поможет вам при самостоятельном повторении этой темы.
1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)



п/п

Вопросы учителя

Записи в тетради

1.

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Фонетика.

<Слайд 1>

2.

Что изучает фонетика

Звуки речи.

<Слайд 2>

3.

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

Гласные звуки

<Слайд 3>

4.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Согласные звуки

<Слайд 4>

Прочитайте, что у вас получилось?

Правильно. План урока <Слайд 5>

2. Беседа по плану:

- Что изучает фонетика?


- Чем отличаются звуки и буквы?
- Какими бывают гласные звуки?
- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
- Какие пары образуют согласные звуки?
- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

III. Тренировочные упражнения.

Задание 1. > Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?



Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2. > Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.



Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд

Ноль,ель,куль,кот,ложь,ешь,толь



7. Работа по тексту Д.С.Лихачёва «Как говорить?»

1) Представление книги (сообщение).



Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». (сообщение).

Таких людей, как Д.С.Лихачёв, называют «совестью нации». В годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья идеологии в культуре и науке он открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории. Уже в 8о-е годы XX века, будучи пожилым человеком, учёный собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвящённые родной культуре, образованию и воспитанию, и составил на их основе своеобразное послание молодому поколению России. Свой труд он назвал просто «Письма о добром и прекрасном».

Я хочу познакомить вас с этой книгой.

В книге 46 писем. Перечислю некоторые из них:



  • «В чем смысл жизни?»;

  • «Про зависть»;

  • «О жадности»;

  • «Искусство ошибаться»;

  • «Про карьеризм»;

  • «Когда следует обижаться?»;

  • «Учитесь учиться»и другие.

О чём эти письма?

Как говорить?

....Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен». «Исправить» зык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично; «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».


  • О чём пишет Д.С.Лихачёв в этом письме?

  • Какова основная мысль текста?

  • К какому стилю относится данный текст?

  • Какова позиция автора? Его аргументы?

  • Ваши аргументы?


IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. (Каждый ученик получает карточку-информатор).

Карточка-информатор.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].


2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;


здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;
лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;
рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения >

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?



Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

VI. ВЫВОД. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

- Что изучает орфоэпия ? (Вопрос к классу)
Задание 4 > Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.


Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ. <Cлайд 14>

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

 1. Упражнение. > Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН.



Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение. Распределите данные слова в 2 столбца.


Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

IX. Контроль усвоения знаний.

На экране и на мониторах перед вами тест, составленный по вопросам, предложенных КИМов, вынесенных на итоговую аттестацию. Тест проверит ваши знания по фонетике, выявит уровень подготовки к сдаче заданий части А, а так же выставит вам отметку в зависимости от количества правильных ответов на предложенные вопросы.

Учащиеся работают с тестом. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений.



X. Подведение итогов урока.

1. - Чем полезен был для вас сегодняшний урок?



2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?

Выставление оценок

Домашнее задание: Написать рассуждение по тексту Д.С.Лихачёва «Как говорить?»