Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие 1 89.71kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведен учителем начальных классов... 1 68.61kb.
Стр. 2 4 Глава 1 стр. 4 -29 Глава 2 стр. 29 49 Глава 3 стр. 17 3038.57kb.
Урок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа XXI века» 1 26.36kb.
Урок русского языка в 3 классе 1 94.33kb.
Урок русского языка во 2 классе Жигулина Е. Н. Умк: "Начальная школа... 1 96.97kb.
Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная... 1 110.71kb.
Урок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина... 1 86.48kb.
Урок русского языка в 11 классе (Проектно исследовательская деятельность... 1 90.43kb.
Урок математики в 6 классе. Тема : "Умножение обыкновенных дробей" 1 26.49kb.
Урок разработан в соответствии с учебными программами по физике и... 1 129.58kb.
Программы психолого-педагогической подготовки родителей по формированию... 6 1656.32kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8 - страница №1/3


МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области


Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
Автор опыта: Пузанова Светлана Юрьевна

учитель начальных классов МОУ

«Покровская средняя общеобразовательная

школа» Ивнянского района

Белгородской области

2007

Содержание



  1. Информация об опыте

  1. 1. Тема опыта…………………………………………………. стр. 3

  1. 2. Сведения об авторе опыта………………………………….стр. 3

  1. 3. Условия возникновения и становления опыта……………стр. 3

  1. 4. Актуальность опыта………………………………………...стр. 4

1. 5. Ведущая педагогическая идея опыта………………….…..стр. 6

  1. 6. Длительность работы над опытом…………………….…..стр. 6

  1. 7. Диапазон опыта………………………………………….….стр. 6

  1. 8. Теоретическая база опыта……………………………….…стр. 6




  1. Технология опыта………………………………………….…..стр. 8




  1. Результативность опыта………………………………….…стр. 18




  1. Приложения к опыту

4. 1. Дидактические игры по математике во 2 классе…………стр. 20

4. 2. Дидактические игры на уроках русского языка………….стр. 24

4. 3. Творческие работы по русскому языку ( 3 - 4 классы )….стр. 27

4. 4. Тесты на развитие творческих способностей……………стр. 32

4. 5. Урок русского языка в 3 классе…………………………...стр. 34

4. 6. Урок русского языка в 4 классе………………………… стр. 37

4. 7. Урок математики в 3 классе……………………………….стр. 40

4. 8. Сочинение ученика 3 класса……………...……………….стр. 42

4. 9. Творческая работа ученика 3 класса


  1. Библиографический список…………………………………стр. 43



Информация об опыте
1. Тема опыта.

Что такое познавательный интерес, творчество? Как проявляются творческие способности? Как распознать и каким образом развить их? Эти вопросы интересуют многих педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в классе, в школе.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне. А ведь необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте.

Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема моей работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников».

2. Сведения об авторе опыта.

Пузанова Светлана Юрьевна – учитель начальных классов 1 квалификационной категории МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области. Педагогический стаж работы – 17 лет. В течение трёх лет – руководитель методического объединения учителей начальных классов МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».



3. Условия возникновения и становления опыта.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Он

рассматривается так:


  • избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);

  • проявление умственной и эмоциональной активности человека (С. Л. Рубинштейн);

  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова);

  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалёв).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активировать любой вид деятельности человека, поскольку любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Но процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков, и от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.

Следовательно, познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности младшего школьника.

Поэтому определилась тема моего опыта работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников».

4. Актуальность опыта.

Известный американский психолог Д. Морис писал: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых, … если бы процессы, с которыми они связаны, - удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество».

Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся предполагает учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Для того чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно яснее объяснять материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой и будет происходить познание, т.е. формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.

Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдения за работой учителей и учащихся зачастую показывает, что в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности. По данным некоторых исследователей, лишь 10 % задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.

Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.

Таким образом, в современной школе обозначились противоречия:


  • между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной

системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

  • между имеющимся у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;

  • между необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.

Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, учителя, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных способностей. И при помощи специальной системы творческих задач у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.
5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Предметом интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.


6. Длительность работы над опытом.

В течение четырёх лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.


7. Диапазон опыта.

Диапазон опыта – это система уроков с внеклассной работой по формированию у учащихся познавательных интересов через использование творческих заданий.


8. Теоретическая база опыта.

Методико-педагогические, дидактические и психологические исследования, предшествующие моей работе, создают необходимую научную базу для изучения проблемы [Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Рубинштейн С.Л., Талызина Н.Ф., Матюшкина А. М., Борзова В. А., Ушинский К.Д. и др.].

Анализ литературы показал, что многие отечественные и зарубежные исследователи выдвигали идею целенаправленного развития творческих возможностей личности. В их трудах освещены психологические исследования творчества, его особенности и закономерности, а также явление креативности, творческого мышления и поведения, качества творческой личности.

Но, изучая и анализируя эти труды, я пришла к выводу, что в настоящее время еще не сложилось единого представления о формировании познавательного интереса у учащихся через использование творческих заданий. В научно-методической литературе сравнительно мало работ, посвященных изучению условий развития творческого потенциала младших школьников. В большинстве исследований они рассматриваются в связи с повышением эффективности учебной деятельности.



Очень интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов через творческие задания Винокуровой Н. К.. Она считает, что задания необходимо располагать по определённой схеме – от простого к сложному:


Разминка – познавательные задачи, рассчитанные на подготовку ребёнка к выполнению творческих заданий







Логически – поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности





Частично – поисковые задачи разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления


Творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний


Технология опыта.
Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Поэтому педагогическим объектом моего опыта стал познавательный интерес.
Предмет обобщения опыта: роль творческих заданий в формировании познавательных интересов младших школьников.
Цель обобщения опыта: разработать систему творческих заданий формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи обобщения опыта:

  1. Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

  2. Определить критерии сформированности познавательных интересов.

  3. Изучить условия развития творческого потенциала младших школьников.


Моя личная концепция:

  • поиск творческих приемов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;

  • создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

  • активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников;

  • расширение границ познания младших школьников за счет использования творческих методов и приемов обучения.

Я исхожу из гипотезы, что эффективность формирования познавательных интересов младших школьников в учебной и внеурочной деятельности достигается через использование творческих заданий:



    • направленных на закрепление материала,

    • используемых при обучении умениям и навыкам;

    • направленных на формирование понятий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы:



  • анализ психолого-педагогической и методической литературы;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:

1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

В процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.

4. Благоприятное общение в учебном процессе. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, влияние которых очень велико.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

Для каждого учителя так же очень важно знать о признаках, по которым можно судить о наличии познавательного интереса у школьников, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.

Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям. Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

Ещё один очень ценный для интереса показатель – стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почёрпнутой из различных источников за пределами обучения.

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, - это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.

Обучение учащихся элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, а не сообщение фактической информации, не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов. Когда материал урока не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, тогда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий. Которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений.учителя смогут самостоятельно выполнить опред


Структура метода проблемного изложения


Постановка проблемы Организация адекватных

Создание проблемной действий учеников

ситуации

Разрешение проблемной

ситуации


Анализ полученного

решения



Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности





Приёмы учения

Потребности ученика


Выполнение логических Сравнивать

операций Анализировать

Воспроизведение знаний Выделять главное

и способов деятельности

Рассказ

Осмысление учебного Уровень познавательной

материала деятельности учащихся

Составление плана частично-поисковый



Восприятие информации (понимание)

При сообщении научных знаний я стараюсь добиться, чтобы учащиеся не только слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения, но и творчески осваивали получаемые знания. Чтобы у них возникало желание вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (3 класс). Я предложила детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Выделяются окончания.



- Ребята, какие слова склоняются одинаково, сходно? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.)? ко второй группе (2 скл.)? к третьей группе (3 скл.)? обратите внимание на окончание и род имён существительных.

С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению.

  Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа получила в своё распоряжение хрестоматии, различный дидактический материал, тетради с печатной основой, произведения художественной литературы, теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная дополнительная литература, словари и справочники, различные виды периодических изданий. Однако их всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее, но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности ученика имеет учебник как основное пособие.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, я выделяю такие группы:

1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставленный анализ художественных и научных текстов и т.д.

Например, задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.

В сентябре у нас хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:



Ребята были в лесу. Вдруг слы … : во … ёлочки кто-то шур … . Там ё… ! Напала Жучка на … … . Да не тут … ! Наколола она нос и … .

Или работа по исправлению предложений:



Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.

2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.

Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».

1.Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить – петлять. 5. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слёзы.

(2 – 5 – 1 – 3 – 4)

Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности. Такими видами творческих работ могут быть: сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, сочинение – рассуждение, сочинение с элементами описания, подготовить доклад, написать сказку и др.

Так в 4 классе ученики писали сочинение на тему «Разная осень». Сравнивалась осень ранняя («золотая»), дождливая («мокрая») и поздняя («снежная») осень. Перед написанием сочинений проводилась большая подготовительная работа. Дети наблюдали за изменениями природы осенью, сравнивали описание осени в произведениях разных авторов, характеризовали с помощью прилагательных состояние природы осенью.

Приведу примеры некоторых работ.

«Уходит золотая осень. Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный наряд. Солнце почти не выглядывает из-за чёрных туч. Но это печальное время осени кончается. Начинает идти первый неприятный мокрый снег. Становится совсем холодно. Вода в реке стала чёрной и у края покрылась тонкой корочкой льда.»

«Золотая осень. Деревья ещё не скинули свой пёстрый наряд. На улице тишина. Красота! Но бывает ещё и другая осень. Дождь, слякоть. Небо становится серым. В такую погоду я читаю или сплю на диване под тёплым одеялом.» (Приложение № 8)

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. (Приложение № 7)

В процессе учебной деятельности школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. (Приложения № 1, № 2)

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса и развивают внимание учащихся

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.



1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.

2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

3. Отыскание чисел по таблицам Шульте.

4. Быстрее нарисуй.

5. Найди, кто спрятался.

6. Найди сходство и различие.

7. Прочитай рассыпанные слова.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.



1. Подбери заплатку к сапожку.

2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки.

3. Упражнение «Геометрические фигуры».

4. Таблица с геометрическими фигурами разной формы.

5. Таблица с геометрическими фигурами разного размера.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но для подготовки детей к обучению в среднем звене необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.



1. Запомни двузначные числа.

2. Запомни математические термины.

3. Цепочка слов.

4. Рисуем по памяти узоры.

5. Запомни и воспроизведи рисунки

6. Зрительные и слуховые диктанты

  Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы

8. Комбинаторные задачи 

Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечить переход от репродуктивных, формально – логических, действий к творческим.

Меня очень интересует проблема целенаправленного, управляемого со стороны учителя развития перечисленных выше способностей при помощи специальной системы познавательных задач. Целью обобщения опыта я ставила разработку системы творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности. Мной разработаны материалы для творческих работ по русскому языку. Данные материалы систематизированы по темам, изучаемых в 3 и 4 классе. (Приложение № 3)

Необходимо особо отметить, что я не готовлю творческие задания персонально для способных, и не очень учеников. Задания творческого характера даются всему классу. При их выполнении я оцениваю только успех. Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в своих силах. Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач я использую базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе занятий по различным учебным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т.д.

Второй этап. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (развития внимания, памяти, воображения, наблюдательности). На этом этапе следует заниматься работой по формированию рациональных способов запоминания и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приёмов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой (а не путём проб и ошибок) деятельности учащихся.

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. По мнению П. Я. Гальперина, озарение, присущее открытиям, - это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй – это задачи повышенной трудности. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение заданий из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Я рекомендую такой порядок работы: в течение, скажем, 45 минут необходимо ответить вначале на 10 – 15 вопросов разминки, затем сделать по 2 – 3 заданий на развитее памяти, внимание, речи и, наконец, выполнить по 2 – 3 задания из частично-поисковых, логических, творческих задач. (Приложение № 4)



Результативность опыта
Регулярное использование на уроках специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило кругозор младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели:

1. Качество знаний учащихся и процент абсолютной успеваемости.

2. Результативность административных контрольных работ за последние три года.

3. Результаты административных контрольных работ за 2006 – 2007 уч. год.



Приложения
Приложение № 1
Дидактические игры по математике во 2 классе
У кого больше фигур?

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.

Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.


Мальчики - девочки

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной.

Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.
Весёлое путешествие

Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.

Взяв последнюю карточку и назвав ответы ученик переворачивает карточку и читает: “Весёлое путешествие окончено”. Он поднимает руку - его команда выполнила задание.

При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.


По сугробам!

Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. «Провалившийся в сугроб» назначает себе замену из других учеников, сидящих в классе.

Варианты: можно играть двумя командами; при подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.
Поймай рыбку”, “Кто больше соберёт грибов?”, “Садовники”

На вырезанных из картона или бумаги рыбках, грибах, яблоках и т.д. на обратной стороне записаны примеры. Ученики подходят к столу, берут карточку и решают записанные на ней примеры. Правильно решил – поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко и т.д.

Победителем считается тот, кто больше наберёт предметов, т.е. быстро и правильно решит примеры.
Выбери примеры

Реши примеры:

2 : 4 = 6 * 2 = 12 : 4 = 5 * 5 =

63 : 9 = 14 : 2 = 9 * 2 = 10 : 2 =

Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь.

Например: 2 * 4 = 8

10 : 5 = 2 (8 + 2 = 10)


Составь слово

На доске записаны примеры: 5 * 9 = 6 * 7 =

7 * 9 = 9 * 4 =

12 : 4 = 49 : 7 =

9 * 3 = 5 * 4 =

12 * 2 = 9 * 3 =

К доске выходят две команды. По сигналу первый член команды решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек ту, которая соответствует ответу решённого им примера. На обороте карточки написана буква. Команда, первая составившая слово, выигрывает.

В данной игре осуществляется межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.


Какой ряд первый?

7 * 9 =

56 : 8 =


8 * 9 =

5 * 7 =


27 : 3 =

Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание – примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду.

следующая страница >>