Урок разработан в соответствии с учебными программами по физике и химии пропедевтического курса для учащихся 5 класса - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок немецкого языка, литературы и музыки 1 86.39kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Здоровье, красота... 1 57.1kb.
Программа интегрированного курса «История раннего Нового Времени. 1 64.34kb.
Рабочая программа по физике 10 класс Мякишев, Буховцев умк мякишев Г. 1 146.58kb.
Программа проектной деятельности «Агрохимия» 9 класс Бучугасова Я. 1 86kb.
Урок по теме: «Производная в технике, физике, химии, экономике »... 1 178.92kb.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного... 1 130.9kb.
Программа элективного курса для 9-го предпрофильного класса 1 67.37kb.
Учитель истории Моисеев А. В 1 108.75kb.
Урок по обществознанию для учащихся 8 класса по теме «Права человека»... 1 33.26kb.
Формирование деятельностной способности учащихся, коммуникативных... 1 343.34kb.
Посвящается человеку, желающему познать себя и сотворить жизнь свою... 1 85.05kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок разработан в соответствии с учебными программами по физике и химии пропедевтического - страница №1/1

Интегрированный урок « Воздух»

Физика и химия

Аннотация к уроку:

Урок разработан в соответствии с учебными программами по физике и химии пропедевтического курса для учащихся 5 класса. В содержание урока включен большой объем дополнительного теоретического материала, расширяющий кругозор учащихся, много интересных опытов, активизирующих познавательную активность, расчетные задачи. Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Интегрированный подход проявляется в рациональном сочетании сведений из различных областей знаний: физика, химия, математика, биология, экология, литература, изобразительное искусство. Насыщенный занимательными опытами и новой интересной информацией урок проходит живо и нескучно, побуждает детей к активному обучению. Выбранная форма проведения учебного занятия позволяет систематизировать обширный материал. Воспитательная направленность урока способствует формированию экологической культуры учащихся. Урок рекомендуется проводить во втором полугодии в 5 классе, а при отсутствии пропедевтического курса физики и химии - в 7 классе.


Цели урока: Способствовать развитию у учащихся научного интереса, дополнить знания о составе, свойствах воздуха, его роли в природе и жизни людей, обсудить проблему загрязнения воздуха, раскрыть межпредметные связи (физики, математики, химии, природоведения, ИЗО).

Задачи

Обучающие:

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Развитие логического мышления.

  • Акцентирование внимания школьников на возможности интеграции курсов химии, физики.

Развивающие:

  • Формирование устойчивой учебной мотивации.

  • Развитие познавательных способностей.

Воспитательные:

  • Формирование умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе.

  • Повышение уровня экологического и эстетического воспитания учащихся.

Форма урока: Эвристическая беседа, побуждающая учащихся к активному самостоятельному поиску решений.
План урока:

1. Организация начала урока. -1 мин

2. Введение – 3 мин

3. Работа над изучаемым материалом.- 35 мин

- Знакомство с новым материалом.

- Обеспечение планируемого уровня знаний.

- Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.


  1. Систематизация и обобщение знаний.-3 мин

  2. Организация работы дома.- 3 мин



Конспект урока:

(Учитель химии-х)- Добрый день, ребята. Сегодня урок необычный, потому что его ведут два учителя: Наталья Ивановна – учитель физики и Людмила Васильевна – учитель химии.

(Учитель физики-ф)- На уроках физики и химии мы проникаем в тайны природных явлений, объясняем их и задаем себе новые вопросы.

(х) – Какой главный вопрос мы будем обсуждать сегодня?

(ф) – Пока секрет. Но ребята, я думаю, догадаются. На столе стоит ящик, внутри него находится то, что о чем сегодня пойдет речь.

(х) – Чтобы легче было отгадать содержимое ящика, ребята могут задать нам пять вопросов. Можем подсказать, что это знакомо абсолютно всем, это часть природы. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Дети задают наводящие вопросы. Приглашается один ученик для открытия ящика.

- Прошу открыть ящик. Что же там? Ничего нет! Совсем ничего? (Слайд №2)

Более двух тысяч лет назад греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». То, что нам кажется пустым, на самом деле заполнено… Чем? (ответ: воздухом).

(ф) – (Слайд №3) У писателя Владимира Солоухина есть такие строки: «Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, когда нормально и беспрепятственно дышим. Но все же, неправда, замечаем. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха».

(х) – Итак, тема нашего урока «Воздух». Запишите тему урока в свои тетради.

(Слайд №4) Ознакомимся с планом изучения темы:

1. Что вы знаете о воздухе?

2. Состав воздуха.

3. Физические свойства воздуха.

4. Зачем он нужен? Применение воздуха.

5. Забота человека о воздухе.

Таким образом, цель нашего урока (слайд №5) собрать как можно больше информации о воздухе, систематизировать и дополнить ваши знания.

- Ребята, что вы знаете о воздухе?

Ученики перечисляют известные им факты. Учитель записывает ответы учащихся на доске.

- Молодцы, много знаете, но не все.

(ф) –(Слайд №6) А вы знаете, что если без пищи человек может прожить до 50-и дней, без воды- несколько дней, то без воздуха – менее 10 минут. Человек в среднем потребляет в сутки один килограмм пищи, 2-3 килограмма воды, а воздуха 25 килограммов!

(х) – Вам в вашем возрасте известно о воздухе больше, чем двести лет назад знали ученые. Они считали воздух простым веществом. В 1774 году французский ученый Лавуазье (слайд №7) провел 12 – дневный опыт и пришел к выводу, что 1/5 часть воздуха занимает кислород. Остальные составные части воздуха были определены позже.

На парте у каждого ученика имеется опорный конспект. (Слайд №8) Проговариваем из каких газов состоит воздух: кислород –20,6%, азот –78%, углекислый газ - 0,03%, инертные газы ( в основном аргон) –0,94%, прочие примеси (водяной пар, пыль, оксиды серы и азота).

(ф) –(Слайд№9) А теперь поупражняемся в математических расчетах.

Задача 1. Имеется пятилитровая банка с воздухом. Сколько в ней литров кислорода?

(х) – Задача 2. Какой объем занимает азот в 4 – литровой банке с воздухом?

(ф) – Задача 3. Какого объема надо взять сосуд, чтобы в нем оказалось пять литров кислорода?

(х) – Задача 4. Какой объем занимает кислород в нашем кабинете, если объем кабинета 220 м3, объемы присутствующих тел не учитывать? (ответ 44 м3, это 44000 литровых банок кислорода).

(ф) –(Слайд № 10) Наша планета Земля окружена толстой воздушной оболочкой, которая называется атмосферой. У других планет тоже есть атмосфера, но она по своему составу сильно отличается от атмосферы нашей планеты. (Слайд №11) Рассмотрим диаграмму состава атмосферы Земли и Марса.

Учащиеся комментируют диаграммы, делают вывод.

(х) – Мы переходим к вопросу «Свойства воздуха». Многие из них вы уже назвали. Воздух – газообразный, без запаха, бесцветный, немного растворяется в воде.

(ф) – Воздух имеет маленькую плотность. Масса наперстка воды в 800 раз больше массы 1 литра воздуха.

- Давайте, ребята, проделаем опыт. У вас на столах находятся стеклянные пузырьки, закрытые пробкой со стеклянной трубочкой. В стеклянной трубочке есть капелька подкрашенной воды. Возьмите в ладошку пузырек. Что вы видите?

Выслушиваем ответы учеников.

- Почему капелька движется вверх?

Тепло руки перешло воздуху, он расширился, перестал умещаться в пузырьке и начал выходить в трубочку, вытесняя капельку воды.

- А теперь опустите пузырек в чашку с холодной водой. Наблюдайте за капелькой. Поясните результат опыта.

Воздух в пузырьке охладился, сжался, это позволило капельке опуститься по трубочке.

- О каком свойстве воздуха мы говорили?

Делается запись в опорный конспект: «При нагревании воздух расширяется, при охлаждении – сжимается».

-Как вы думаете, легко ли сжать воздух? Сейчас мы проведем эксперимент – соревнование. В нем участвуют три ученика, которые умеют надувать воздушные шары. Я даю вам по пластиковой бутылке, внутри которой воздушный шарик. Он закреплен на горлышке бутылки. Кто надует шарик большего размера – тот и выиграл.

По команде учителя ученики пытаются надуть шары.

- Ну как? Надуть шарики оказалось нелегко, а почему?

Ученики пытаются объяснить результат эксперимента.

- Надувая шарик, мы сжимам воздух в бутылке, так как шарик надувается с трудом, значит сильно сжать воздух трудно. То есть говорят, что воздух упруг. Это еще одно свойство воздуха. (Слайд №12) Есть специальные устройства – насосы и компрессоры, которые сжимают и разряжают воздух.

- Сжатым воздухом заполнен резиновый мяч. Почему он умеет «прыгать»?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Когда мяч ударяется о пол, воздух в нем еще больше сжимается. Так как сжатый воздух упруг, он тут же расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.

- Ребята, а вы знаете, что воздухом умело пользуются птицы. Как они согреваются с сильные морозы?

Учащиеся выдвигают гипотезы.



(Слайд №13) Птицы сидят нахохлившись, тем самым, увеличивают толщину воздушной оболочки между перышками.

-(Слайд №14) А почему растения не замерзают под снегом?

Учащиеся отвечают.

Между снежинками тоже есть воздух. Он создает теплонепроницаемый (защитный) слой для растений.

- Как вы думаете, греет ли шуба? По дороге в школу я набрала немного снега. Одну часть снега я положила в колбу, другую – поместила в варежку. Вы видите, что снег в колбе практически весь растаял. Давайте посмотрим, растаял ли снег в варежке?

Учитель показывает, что снег в варежке не растаял.

-Как вы думаете, ребята, почему так произошло?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Шуба и варежки не греют. Между ворсинками находится воздух. Воздушная прослойка плохо проводит тепло.

-Сделайте вывод, о каком свойстве воздуха мы говорили?

Воздух плохо проводит тепло. То есть говорят, что воздух обладает плохой теплопроводностью.

- Мне кажется, что вы немного устали. Давайте встанем, и проведем нашу физкультминутку.



(Слайд №15)

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки шире, пять – руками помахать.

Шесть - за парту сесть опять.

- Интересно, груз какой массы вы можете удержать в руке?

Учащиеся отвечают.

- Молодцы, сильные ребята. А 150 килограммов вы поднять сможете? Я подсчитала, что на вашу ладонь постоянно давят 150 кг воздуха, а на все тело около100 тонн. Вы удивлены? Я жду ваших вопросов.

В самом деле, почему мы не ощущаем этого давления? Мы не ощущаем его только потому, что тем же воздухом пронизано все наше тело, каждый орган, каждая клеточка. И воздух давит изнутри с такой же силой, как и снаружи. И все-таки еще раз убедимся, что воздух оказывает давление на окружающие тела. Давайте проделаем следующий опыт. Внутрь воздушного колокола помещаем завязанную резиновую перчатку. Колокол соединяем с насосом и с его помощью откачиваем воздух.

Ребята наблюдают, что по мере выкачивания воздуха перчатка раздувается.

-Ребята, кто может объяснить опыт?

Ученики высказывают свои предположения.

В перчатке содержится небольшое количество воздуха. Выкачивая воздух из-под колокола, мы тем самым уменьшаем давление на перчатку снаружи. Внутри же воздух остался и именно он «раздувает» перчатку, оказывая давление во всех направлениях.

- Мы живем на дне воздушного океана, который называется атмосферой. Она оказывает давление на все тела, которое называют атмосферным. Оно огромно. Я хочу удивить еще одним опытом. Беру стакан, наполовину заполняю его водой, накрываю листом бумаги и переворачиваю. Вода из стакана не выливается! Объясните почему?

Воздух оказывает давление во всех направлениях. Лист бумаги и вода удерживается атмосферой.

- Ребята, о каком свойстве мы говорили?

- А теперь попробуем вспомнить, где используется воздух? Учащиеся приводят примеры.

Воздух нужен для дыхания, для сжигания различных веществ. (Слайд №16) Сжатый воздух работает в тормозных колодках автобусов и троллейбусов, он открывает двери в транспорте, им заполнены шины колес. Пока человек не придумал шины заполнять сжатым воздухом, ездить даже на обычном велосипеде было неприятно из-за сильной тряски. Сжатый воздух помогает малярам распылять краску и побелку. А мы с помощью сжатого воздуха распыляем духи и дезодоранты. Сжатый воздух «развлекает» ребят в нашем парке на аттракционе «воздушный замок».



(Слайд №17) Теплый воздух позволяет путешествовать людям на воздушном шаре. Часть воздуха при нагревании выходит наружу, шар становится легче и взмывает вверх. Шары используют метеорологи для определения температуры, скорости ветра, давления на различных высотах и в труднодоступных местах.

(Слайд №18) Силой давления пользуются улитки, рыбы-прилипалы, осьминоги, морские звезды. У всех этих животных есть маленькие присоски.

(Слайд №19) И человек, подражая животным, придумал подвешивать игрушки мыльницы, вешалки на присосках, которые удерживаются воздухом.

(х)- (Слайд №20) Отгадайте загадку: «Не вода, не хлеб, но без него не проживешь». О чем в ней говорится?

О необходимости воздуха

(Слайд №21) В сутки через легкие человека проходит примерно 4000 литров воздуха, а за 45 минут урока – более 11 литров.

Воздух надо беречь. Чистый воздух – это сокровище нашей Земли. В России в 1992 году был принят Закон об охране окружающей природной среды. К сожалению, воздух наших городов чистым не назовешь. Назовите основные источники загрязнения воздуха в г. Новочебоксарске.

((Слайд №22) Выхлопные газы автотранспорта, пыль, выбросы газа заводов, в первую очередь ТЭЦ, где сжигают топливо, «Химпром» - самый большой завод нашего города, завод строительных материалов, сжигание мусора).

Как вы думаете, что делается для того чтобы воздух был чистым и здоровым?

В трубах заводов устанавливаются фильтры, автомобили проходят проверку на состав выхлопных газов, высаживается большое количество деревьев.

-(Слайд №23) Деревья можно назвать санитарами, так как они выделяют кислород и очищают воздух от пыли. Какие деревья больше всех пыли задерживают своей листвой?

Ученики высказывают свои предположения.

-За одно лето тополь может задержать около килограмма пыли. Сирень задерживает пыли в три раза больше, а дерево вяз – в шесть раз больше. Но эти деревья растут медленнее, и за ними требуется больше ухода, чем за тополем.

Охраняя природу, человек охраняет себя. Дело найдется каждому, у кого есть доброе, умное сердце и зоркие глаза. Я верю, что таких детей в классе большинство. Мне известно, что вы любите не только уроки физики и химии, математики, но и рисования. А легко ли нарисовать воздух? Какие краски вы взяли бы для этого?

Ученики отвечают на вопрос.

- На картинах художников всегда присутствует воздух. Давайте посмотрим на них. (Слайд №24 и слайд №25) На картинах Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», (Слайд №26) Левитана «Март» воздух голубого и синего цвета.

(Слайд №27) Вот картина Саврасов «Грачи прилетели»

и (Слайд №28) Куинджи «Днепр утром». Здесь воздух совсем иного цвета, тона зеленовато-серые, золотисто-розовые, серебристые.



(Слайд №29) А из космоса наша планета видится голубым шаром, над которым во время восхода солнца появляются яркие, очень красивые полосы разного цвета. На экране представлены фотографии нашей планеты из космоса. Полюбуйтесь нашей планетой. Наша задача сохранить ее такой же прекрасной.

Рассказ о воздухе подходит к концу. Поднимите руку, кто из вас узнал много нового и интересного.

Урок показал целесообразность дружбы трех наук – сестер – физики, химии и математики. Химия и физика помогли изучить состав воздуха, свойства, применение. Математика помогла решить расчетные задачи. В подтверждение хочется процитировать отрывок из поэмы М. Алигер.

(Слайд №30)

О, Физика – наука из наук!

Все впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет км и глаз остер

И знанье человеческое шире.
- Давайте подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Чему удивились? О чем хотите рассказать и какие опыты сможете показать дома?

Учащиеся отвечают, используя опорный конспект.

Домашнее задание:

1) повторить опорный конспект;

2) показать опыт «стаканом с водой» родителям и объяснить его;

3)найти дополнительный материал о применении воздуха и нарисовать несколько иллюстраций об этом;



4)ответить на вопрос: «С какой целью устанавливаются двойные или тройные рамы в квартирах?»


Использованная литература.

  1. Семке А.И. Уроки физики- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004.- 352с.:ил-(Учитель года России).

  2. Урок физики в современной школе: Творч. поиск учителей: Кн для учителя/ Сост. Э. М. Браверманн; Под ред. В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993.- 288 с.

  3. Лыков В. Я. Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с., ил.

  4. Перельман Я. И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга 1. – Д.: ВАП, 1994. - 223 с.

  5. Гулиа Н. В. Удивительная физика: О чем умолчали учебники. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

  6. Интернет ресурсы.


Опорный конспект урока по теме: «Воздух».

  • Без пищи человек может прожить до 50-и дней, без воды- несколько дней, без воздуха – менее 10 минут.

  • Человек в среднем потребляет в сутки один килограмм пищи, 2-3 килограмма воды, а воздуха 25 килограммов!

Условие задачи:

Ответ:

Имеется пятилитровая банка с воздухом. Сколько в ней литров кислорода?




Какой объем занимает азот в 4 – литровой банке с воздухом?




Сосуд какой емкости надо взять, чтобы в нем оказалось пять литров кислорода?





Сколько кислорода в нашем кабинете, если объем кабинета 220 м3, а объемы присутствующих тел не учитывать







Состав атмосферы Земли

Состав атмосферы Марса

  • Азот - 78%

  • Кислород – 20-21%%

  • Углекислый газ – 0,03%

  • Инертные газы (в основном аргон) – 1%

  • Прочие примеси (водяной пар, пыль, оксиды серы и азота).




  • Азот - 2.7%

  • Кислород - 0.13%

  • Углекислый газ - 95.32%

  • Аргон - 1.6%

  • Прочие примеси (угарный газ,

водяной пар)





Физические свойства воздуха

Применение воздуха

  • Газообразный;

  • Без запаха;

  • Бесцветный;

  • Немного растворяется в воде;

  • Имеет маленькую плотность;

  • При нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается;

  • Упруг;

  • Плохо проводит тепло.

  • Для дыхания;

  • Для сжигания различных веществ;

  • Сжатый воздух - в шинах колес;

  • Воздух работает в тормозных колодках автобусов и троллейбусов;

  • Теплый воздух позволяет путешествовать людям на воздушном шаре;

  • Сжатый воздух помогает малярам распылять краску и побелку;

  • С помощью сжатого воздуха распыляют духи и дезодоранты;

  • На сжатом воздухе работает аттракцион «воздушный замок».




Источники загрязнения воздуха Новочебоксарска:

Как делают воздух чистым и здоровым?

  • Выхлопные газы автотранспорта;

  • Выбросы газов промышленных предприятий ( в первую очередь ТЭЦ, где сжигают топливо; ОАО«Химпром» - самый большой завод нашего города, завод строительных материалов и др.);

  • Сжигание мусора.

  • В трубах заводов устанавливаются фильтры;

  • Автомобили проходят проверку на выброс выхлопных газов;

  • Озеленение города - высаживается большое количество кустарников и деревьев.




Фотография с урока: