Урок-повторения и обобщения темы "сто — специальная теория относительности" - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Франкфурт У. И. Специальная и общая теория относительности (М. 1 216.52kb.
"Механика". Это создает основу для формирования мировоззрения, переводит... 1 141.25kb.
Урок обобщения и систематизации знаний в рамках изучения раздела... 1 46.54kb.
Темы рефератов по курсу «Концепция современного естествознания» 1 16.48kb.
Вопросы для повторения темы «Химическая организация клетки» 1 17.82kb.
Развитие электродинамики в ХХ веке происходило в основном в рамках... 1 94.97kb.
План-конспект внеклассного мероприятия Учитель Шувалова Е. Б 1 42.24kb.
Приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала 1 176.98kb.
А. Г. Баранов о некоторых экспериментах по проверке постулатов специальной... 1 147.38kb.
Задание Гости 1 91.49kb.
Урок биологии 6 класс Тема: «Растения и животные как целостный организм» 1 57.61kb.
Проблема земельной правосубъектности апатридов, иностранных граждан... 1 89.36kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок-повторения и обобщения темы "сто — специальная теория относительности" - страница №1/1

Урок-повторения и обобщения темы "СТО — специальная теория относительности"


Карелина Любовь Гавриловна, учитель физики

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики



ЦЕЛЬ: Повторение основных понятий СТО (специальной теории относительности), развитие познавательных навыков, творческих способностей, интереса к предмету, закрепление навыков решения задач, навыков самостоятельной работы.

ЭПИГРАФ: Во всем мире едва ли дюжина людей по-настоящему понимают теорию Эйнштейна! (Д. Гамов)

ХОД УРОКА


Вступление

Сегодня наш урок посвящён СТО, мы повторим с вами изученные понятия теории относительности. А сейчас - реклама .



1 ученик:

Развивалась электродинамика, ведь законы её сложны,


И поставила к стенке механику, что, мол, формулы не верны.
Обнаружились противоречия.Что же делать теперь, как быть?
И вот эти возникшие трудности три возможности взялись решить.
Те возможности тайком собирались вечерком.

(Выходят три ученицы).

Первая:

Первая возможность - я! Предлагаю вам, друзья,


Признать недействительным принцип относительности
В применении к электромагнитным явлениям.
А вот формулу Максвелла я оставить захотела.

Вторая:

Вторая же возможность - я! Вот в чем истина моя:


Формула Максвелла неправильна и устарела,
А принцип относительности справедлив в действительности.

Третья:

Третья возможность - я ! Умоляю вас, друзья,


Отказаться от старых представлений о пространстве и времени.
Но не трогая Максвелла формулы и относительности теорию

Ученик:

Вот уж пятый год идёт двадцатого столетия,


И Эйнштейн нам создаёт СТО великолепие!

(Появляется Эйнштейн - ученик).



Эйнштейн:

Возможности первую и вторую не хочу я!


А вот с третьей попробую разобраться поподробнее.

Ученик:

Разбирал он, разбирал, постулаты получал.


Первый постулат формулируется так: (Читает постулаты СТО).

Первая: Если вы хотите узнать какая скорость самая большая.

Вторая: Если вы хотите остановить время,

Третья: сократить свои размеры

Ученик: и увеличить массу тела.

Вместе: Изучайте теорию относительности!

Учитель: Мы с вами говорили на уроках об эффекте замедления времени, о том, что космические путешественники, путешествующие со скоростями близкими к скорости света, сохраняют свою молодость. И мы сегодня тоже попытаемся замедлить время и совершить путешествие в космос с очень большой скоростью. Представьте, что наш кабинет - космический корабль, а вы - экипаж этого корабля. Но для начала путешествия экипажу необходимо заполнить анкетные данные и пройти тестирование.

(Класс отвечает на вопросы теста.)

ТЕСТ

I. Укажите, при каких условиях законы СТО переходят в законы классической механики :

А) при V<< C, Б) при V=C, B) при V C , Д) при V >> C, Е) никогда не переходят.

II. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений являются постулатами частной теории относительности: 1) законы природы имеют одинаковую математическую форму в любой ИСО; 2) скорость света в вакууме одинакова для всех ИСО; 3) все законы природы имеют разную математическую форму в разных ИСО; 4) скорость света зависит от выбора СО.

А) Только 1; Б) только 2; В) только 3; Г) 1 и 2 ; Д) 3 и 4 .

III. Кто утверждал, что все ИСО равноправны, и во всех ИСО не только механические, но и все другие физические законы имеют одинаковую форму?

А) Г.Галилей; Б) И.Ньютон; В) А.Эйнштейн.

IY. Укажите правильное утверждение:

А) прицип относительности в классической физике распостраняется на все законы природы, а в релятивистской - только на законы механики;

Б) принцип относительности в одинаковой степени распостраняется как на релятивистскую, так и на классическую физику;

В) релятивистский принцип относительности распространяется на все законы природы, а классический принцип относительности распространяется только на законы механики.



Y. Укажите правильное утверждение:

А) в классической физике скорость взаимодействия тел конечна и равна скорости света в вакууме, в релятивистской физике скорость взаимодействия мгновенная;

Б) в классической физике скорость взаимодействия тел считается мгновенной, в релятивистской физике существует максимальная конечная скорость взаимодействия - скорость света в вакууме.

YI. Некоторая звезда удаляется от Земли со скоростью V, свет, испущенный этой звездой, приходит на Землю со скоростью:

А) С ; Б) С-V ; B) C+V.

YII. Два автомобиля движутся навстречу друг другу. Скорость каждого относительно земли равна V.Чему равна скорость света фар первого автомобиля в системе отсчёта,связанной со вторым автомобилем? Скорость света в системе отсчёта , связанной с Землёй, равна С.

А) С; Б ) С+ V ; В ) С + 2 V ; Г ) С - V ; Д ) С - 2 V ;

Проверка, обсуждение результатов тестирования , правильности выбраных ответов .



(Ответы : А, Г , В , В , Б , А , А.)

Учитель: Итак, экипаж готов к путешествию и мы отправляемся в путь.

(Звучит фонограмма старта ракеты и космическая музыка.)

Чем же можно заняться во время полета? Давайте посмотрим ещё одну рекламу.



1 ученик: Саша и Паша одноклассники, Саша отправляется в путешествие со скоростью света. Паша остается на Земле.

(Два ученика, выполняющих роль Паши и Саши, прощаются. Один уходит.)

1 ученик: Саша в космическом путешествии был ровно год и вернулся на Землю. Его встретил состарившийся одноклассник Паша.

Вместе: Путешествуйте со скоростью света, чтобы остаться молодыми!

Учитель: Давайте посчитаем, насколько мы можем замедлить время, если наш корабль мчится во Вселенной со скоростью 0,8С ? Сколько времени будет продолжаться урок, если на Земле он 40 минут?

Ученики рассчитывают в тетрадях значение времени. Ответ: 24 минуты.

Проверяется правильность решения задачи.

Вернемся моложе на 16 минут.

Учитель: А сейчас мы почитаем художественную литературу и ответим на вопросы. Джордж Гамов - физик-теоретик, автор многих работ по квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике, космологии и биофизике, автор книги " Приключения мистера Томпкинса". Отрывок из неё мы прочитаем .

1. "Одинокий велосипедист показался вдали и стал медленно приближаться.Когда он подъехал поближе, мистер Томпкинс вытаращил глаза от изумления: и велосипед, и восседавший на нём молодой человек были невероятно сокращены в направлении движения, как будто их рассматривали через цилиндрическую линзу. Часы на башне пробили пять, и велосипедист, по-видимому куда-то спешивший, приналёг на педали. Мистер Томпкинс не заметил, чтобы скорость от этого прибавилась, но усилия велосипедиста не прошли бесследно: он сократился  ещё сильнее и отправился дальше, в точности напоминая картинку, вырезанную из картона. Тут мистер Томкинс ощутил прилив гордости, ибо ему было совершенно ясно, что происходило с велосипедистом."



ВОПРОС: Что же произошло с велосипедистом? (Заслушивают ответы учеников).

2."Томпкинс воспользовался чьим-то велосипедом,стоящим у края тротуара, и помчался по улице. Он ожидал,что сразу сократится в направлении движения, и даже был очень рад этому, так как начавшая расползаться за последнее время фигура причиняла ему некоторые неприятности. Но, к величайшему удивлению мистера Томпкинса,ни с ним самим, ни с велосипедом ничего не произошло. Сократились улицы, витрины лавок и магазинов превратились в узкие щели, а полисмен на углу стал самым тощим человеком, которого приходилось когда-нибудь видеть мистеру Томпкинсу".



ВОПРОС: Объяснить, что произошло?

3."Джентельмен, на вид лет сорока, сошел с поезда и направился к выходу. Его встречала леди весьма преклонного возраста, которая, к удивлению мистера Томпкинса , называла его не иначе, как "мой дорогой дедушка". Для мистера Томпкинса это было уж чересчур. Под предлогом помочь поднести вещи, он вмешался в разговор.- Прошу извинить меня за то , что я вмешиваюсь в ваши семейные дела, - начал он,- но действительно ли вы приходитесь дедушкой этой милой пожилой леди? Видите ли, я в этих местах человек новый и не знаю местных обычаев, но мне никогда не доводилось...- Понимаю ваше затруднение,- улыбнулся в усы джентельмен."



ВОПРОС: Что ответил джентельмен мистеру Томпкинсу?

4. "Баллада об астронавте" (из сборника " Физики шутят")

От бета-инвертора
И гамма-конвертора
Осталась обшивка одна.
А ионная пушка ,
Как пустая хлопушка,
Торчит, ни на что не годна.
Все распались мезоны,
Все распались нейтроны,
Излучился весь видимый свет.
По закону Кулона
Разбежались протоны,
На лептоны ж надежды нет.
Поврежденный реактор
Тарахтит, словно трактор,
В биокамере - гниль и прель.
Вот сопло уж забилось,
Да и дно прохудилось,
И вакуум хлещет в щель..
Он летел к Ориону,
Но поток гравитонов
Пересёк неожиданно путь.
Отклонившись от курса
И спустив все ресурсы,
Он сумел и от них ускользнуть.
Сделав крюк здоровенный,
Облетев пол-Вселенной
И теперь на пустом корабле
По последней прямой
Возвращался домой,
Приближаясь к планете Земле.
Но борясь с тяготеньем
Сверх-сверх-сверхускореньем,
Он замедлил стрелки часов
И стрелки застыли
На Земле ж проходили
Тысячи тысяч веков.
Вот родные планеты...
Боже! Солнце ли это? -
Тёмно-красный, чуть тёплый шар...
Над Землёю дымится ,
Над Землёю клубится
Водородный,холодный пар.
Что же это такое?
Где же племя людское? -
В неизвестных, далёких мирах.
Вырастают их дети
Уж на новой планете,
А Земля вся в космических льдах.
Чертыхаясь и плача
От такой неудачи
Астронавт повернул рычаг,
И раздалось: БАХ!

Чтобы с нами не случилась такая же история, возвращаемся обратно на Землю. Ведь там остались те, кто нас любит и кого любим мы.



(Звучит космическая музыка.)

Ученикам предлагается самостоятельная работа по вариантам по теме "СТО"



ИТОГ УРОКА: (Звучит "Земля в иллюминаторе " группы "Земляне")

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Посмотрите в окно - Земля. Думаю, что вам было интересно путешествовать. (Выставление оценок.)