Урок по литературе в 11 классе с использованием мультимедийных технологий - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по литературе в 11 классе с использованием мультимедийных технологий - страница №1/1

Урок по литературе в 11 классе с использованием мультимедийных технологий.

Мультимедийные уроки - это важное средство для активизирования познавательной деятельности учеников и повышения их интереса.

Эмоциональность, создаваемая удачно подобранными подходящими картинами, портретами, иллюстрациями, является одним из условий для успеха в учебном процессе.

Создаётся возможность для самостоятельного решения учащимися поставленных учителем задач.

Использование компьютерного обучения является эффективной формой усвоения, систематизирования и обобщения учебного материала, способствует формированию умений и навыков, оказывает эстетическое и воспитательное воздействие.

Правильное использование мультимедийных средств в учебном процессе создаёт у учеников желание самосовершенствования и творчества.



Тема.
А. А. Ахматова. Поэма «Реквием».
Цели.


  1. Познакомить учащихся с произведением.

  2. Развивать умение анализировать содержание стихотворного текста, отмечать характерные стилевые и языковые особенности.

  3. Способствовать воспитанию в учащихся способности сопереживать, чувствовать красоту поэтической речи.


Оборудование.
Компьютер, медиапроектор. Тексты поэмы.
План.


  1. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.

Поэма стала данью памяти обо всех безвинно загубленных в годы сталинских репрессий. Общность поэта и народа проверяется общим несчастьем. В русской поэзии немного стихов, где с такой же силой был бы выражен ужас потери, горе, заставляющее сомневаться в необходимости собственной жизни. В поэме создан обобщённый портрет человека, ставший портретом эпохи. Поэтически «Реквием» – чудо простоты. Но за простотой формы прячется глубокое содержание.




  1. Фронтальная беседа с классом по слайдам.




  1. Чтение учителем поэмы. (Перед чтением открывается слайд с вопросами.)




  1. Что такое реквием? Почему Ахматова так назвала своё произведение?

  2. Какие факты жизни поэтессы отражены в поэме?

  3. Какие черты эпохи описывает Ахматова?

  4. Какова роль христианских мотивов?

  5. Как звучит мотив смерти в поэме?

  6. Какие образы-символы, на ваш взгляд, являются наиболее яркими? Почему?

  7. Как проявляется категория времени и пространства в «Реквиеме»?

  8. Как решается в поэме проблема исторической памяти?

  9. Прокомментируйте строки Ахматовой:


Как в прошедшем грядущее зреет,

Так в грядущем прошлое тлеет.


  1. Беседа по вопросам, работа учащихся с текстами. (Отвечая на вопрос, учащиеся зачитывают отрывок из поэмы в подтверждение своих мыслей).




  1. Заключительное слово учителя. Итоги анализа поэмы.




  1. Оценки за урок.




  1. Домашнее задание.




    1. Отрывок из поэмы наизусть;

    2. письменный ответ на вопрос в тетради (три вопроса по выбору из прилагавшегося списка).



Краткий комментарий
Реквием – это католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Называя поэму «Реквиемом», Ахматова тем самым подчёркивала свою цель – отдать дань памяти всем погибшим и пострадавшим в годы сталинских репрессий.

Ахматова в полной мере разделила участь миллионов русских людей:



Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.
Первый муж Ахматовой Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году. Второй муж был арестован. Сына, Льва Гумилёва, арестовывали трижды (в 1935, 1938 и 1949 годах). Стихи Анны Ахматовой не печатали, а в 1946 году она была исключена из Союза писателей.
Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград…
Читаем строки поэмы и понимаем, сколь трагично складывалась жизнь для многих тысяч людей в России. Реальные детали той страшной эпохи: «осуждённых полки», «под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь», длинные тюремные очереди родственников арестованных, «бледное от страха» лицо управдома – очень точно характеризуют то время.

Определённую смысловую нагрузку несут в поэме и христианские мотивы. «На губах твоих холод иконки» – испокон веков русские, прощаясь с домом, целовали икону. Причащаясь перед смертью – тоже. В той главе прощание с семьёй становится сродни смерти – «смертный пот на челе». В главе «Распятие» Ахматова рисует горе Богородицы во время казни сына. Вспоминает известные по Евангелию слова: «Не рыдай мене, Мати…» Горе матери беспредельно – в её сторону даже невозможно смотреть, её горе невозможно передать словами:



А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.
Настойчиво звучит мотив смерти в поэме. «Звёзды смерти», «смертный пот», «как на выносе шла», «звон прощальный»… Отдельная глава «К смерти» определяет особое отношение: оказывается, горе может быть столь велико, что смерть кажется избавлением от страданий. Лирическая героиня Ахматовой представляет смерть во многих обличьях, порой маскарадных, балаганных («с гирькой подкрадись, как опытный бандит»). Тем острее сквозь эту наигранную балаганность сквозит боль.

Звезда в поэме – символ государственности. И страшно, что она неизменно связана со словом «смерть»: «звёзды смерти стояли над нами», «и прямо мне в окно глядит и скорой гибелью грозит огромная звезда».

Поэма сопричастна историческому прошлому. «Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть». Эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта. Лирическая героиня оказывается в ряду безымянных жён и матерей, теряющих своих мужей и сыновей на протяжении всей многострадальной русской истории. Таким образом, изображаемое оказывается вписанным в контекст русской истории.

Категория пространства в поэме выражена своеобразно. Вроде бы достаточно реалий для адреса – Ленинград, красная кирпичная стена тюрьмы «Кресты». Но рядом – «под Кремлёвскими стенами» и «тихо льётся тихий Дон…» Расширяется пространство поэмы, включает в себя всю Россию.

Интересно, что, говоря слегка с иронией о возможности того, что ей поставят памятник, Ахматова пишет о месте-времени, тесно сплетая их словно бы в единое целое:

«А если когда-нибудь в этой стране…

здесь, где стояла я много часов…»

И проблема исторической памяти для Ахматовой решается просто. Она никого не учит, никого не призывает, ни в чём не убеждает. Она безыскусственно и просто пишет:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных марусь…
Яркими картинами страдания людей Ахматова показывает, что забвение преступно.

Следующие строки – из другой поэмы Ахматовой, но они очень точно продолжают тему историческую.



Как в прошедшем грядущее зреет,

Так в грядущем прошлое тлеет.
Эти строки – о взаимосвязи времён, о том, что всё в истории не случайно. И значит, ничего забыть нельзя. И значит, что события настоящего зрели где-то в прошлом, каждая эпоха – не отдельный лист бумаги, а только страница великой книги истории.