Урок по лирике Б. Л. Пастернака Якубенко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная... 1 110.71kb.
Урок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина... 1 86.48kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие 1 89.71kb.
Разработка урока учитель Балашова Т. М. Раздел курса русского языка... 1 56.17kb.
Урок русского языка в 3 классе, проведен учителем начальных классов... 1 68.61kb.
План- конспект урока русского языка в 11 классе 1 59.19kb.
Как помочь ученику? Методический сборник для использования 1 439.31kb.
«оценка информации для исключения манипулирования сознанием»: цикл... 2 696.29kb.
Неделя русского языка и литературы 1 45.55kb.
Актуальные проблемы школьного преподавания русского языка и литературы... 1 96.64kb.
Федорова Светлана Валентиновна- учитель русского языка и литературы... 1 55.01kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 48.39kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок по лирике Б. Л. Пастернака Якубенко Наталья Николаевна, учитель русского языка - страница №1/1

Интегрированный урок

по лирике Б.Л. Пастернака Якубенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка

и литературы

МОУ «СОШ г. Бирюча»

Красногвардейского района

Белгородской области

Адрес:

309920 Белгородская обл.,

г. Бирюч, ул. Красная,

д. 9 б, кв. 30.

yakub.natalia@mail.ru

Уроки 1-2.

Класс: 11

Тема: « И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд»

(Лирика Б.Л.Пастернака, её основные мотивы)

Цель: вчитываясь в стихотворения Б.Л.Пастернака разных лет, определить основные темы и мотивы его лирики, увидеть их динамику и общую эволюцию поэтического мастерства.

Задачи:

1. Ознакомить с информацией о творческом пути Б.Л.Пастернака;

2. Определить основные темы и мотивы лирики Б.Л. Пастернака;

3. Учить анализировать стихотворный текст.

4.Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

5. Расширять кругозор учащихся.

6. Совершенствовать навыки выразительного чтения;

7. Воспитывать любовь к поэзии, художественный вкус.



Оборудование урока:

мультимедийная система, презентация по теме урока, файлы с записями музыки Скрябина («Этюд №12»), Шопена («Вальс №4), С. Рахманинова, песни в исполнении С.Никитина «Никого не будет в доме...», песни в исполнении Аллы Пугачёвой «Свеча горела», сборник стихов Б.Л. Пастернака разных лет, выставка книг Б.Л. Пастернака.




Ход урока:

I.Организационный момент. Звучит музыка С. Рахманинова.

II. Слово учителя: (слайд 1)

Борис Леонидович Пастернак…Яркая звезда XX века. В одном из своих последних стихов поэт написал:

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Сегодня нам предстоит в этом убедиться. Мы уже знакомы с фактами биографии Бориса Леонидовича Пастернака. А теперь постараемся постичь художественный мир его лирики, определим её основные темы и мотивы, опираясь на информацию о творческом пути поэта. Он писал: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Удалось ли это осуществить? Как слагались его стихи? Какое влияние оказывает нас, ныне живущих, лирика Б.Л.Пастернака?

III. Обращение к эпиграфу (слайд 2):

Б.Л.Пастернак был не только поэт, но и блестящий переводчик, в том числе и грузинского поэта Тициана Табидзе, отличавшегося эмоциональным поэтическим восприятием жизни, испытывавшим влияние западноевропейского и русского символизма и футуризма. Т.Табидзе был близок по духу Борису Пастернаку. Именно так они воспринимали процесс написания стихов.

IV. Современники О Б.Л.Пастернаке:

1.Анна Ахматова о Б.Л.Пастернаке (слайд3).

-Что вы знаете об Анне Андреевне Ахматовой?

- Кем был для неё Б.Пастернак?

2. Каким же был Борис Леонидович Пастернак? Попытаемся представить его. Существовала какая-то таинственная, глубинная связь между обликом, психическим складом этого человека и характером его стихов. Как описывают его современники? (слайд 4)

3.Вглядитесь в лицо поэта! Справедливы ли описания, представленные ранее? (слайд 5)

V. Чтение стихотворения Б.Пастернака «Гамлет» подготовленным учеником. (слайд 6).

Творчество Б.Л.Пастернака – памятник бурной трагической эпохи нашей истории, и вместе с тем оно является одной из вершин мировой поэзии. Поэт воспринимал себя в этом мире актёром, исполнявшим роль известного героя пьесы

В. Шекспира Гамлета. В конце урока постарайтесь дать ответ: почему?

VI. Знакомство с информацией о творческом пути Б.Л.Пастернака. (Этапы творчества составлены по книге В.С.Баевского).

1.Поэтический мир Б.Л.Пастернака сложен и многообразен. Его творческий путь не был простым, он в непрерывном развитии. Убедимся в этом.


2.(слайды 7,8,9,10,11,12,13.14,15,16,17) // реализация домашнего задания: проверка знания биографии Б.Л.Пастернака, полученного на предыдущем уроке.

VII. Переход к анализу лирики Б.Л.Пастернака.

1.Слово учителя: (слайд 18) Пабло Пикассо, знаменитый французский художник испанского происхождения, сказал: «Художник – вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, с клочка бумаги, от очертаний теней, от паутины». Эти слова можно с полным правом отнести к Борису Леонидовичу Пастернаку. Погрузимся в прекрасный мир его лирики.

2. Цель второго урока – (слайд19)

VIII. Анализ стихотворения «Февраль…»:

1.Чтение стихотворения подготовленным учеником.

2.Ответы на вопросы (слайд20, 21).

Комментарий. Важно выделить образный предметный ряд: чернила, слякоть, пролётка, шесть гривен, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Краски (значение чёрного цвета), звуки (благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня, тысячи грачей, «навзрыд»), звукопись. Обратим внимание на ассоциации, связанные со словом «февраль». Первое предложение – конфликт ещё зимы и уже почти весны. Определить роль глаголов. Выделить нарастание чувства путём разрушения фразеологизма «плакать навзрыд». Два плана стихотворения: внешний – образ приближающейся весны, внутренний – процесс пробуждения поэзии.

3.Вывод (слайд 22).

4. Это стихотворение открывает собрание стихотворений Б.Л.Пастернака. Здесь не только и не просто утверждается связь лирического переживания с состоянием мира, - в нём воплощается «перепутанность» личного и внеличного, неподотчётность логике и здравому смыслу. Понадобилось время, чтобы осознать подлинный смысл своих ранних строк (слайд23)

IX. Анализ стихотворения «О знал бы я, что так бывает…».

1.Вступление. Поэты по-разному начинают свой путь, в разной мере обнаруживают себя, открываются на литературных дебютах. Б.Л.Пастернак очень резко заявил о себе, остро обозначился.

2 Чтение стихотворения подготовленным учеником.

3. Что говорили о роли поэта и поэзии предшественники и современники Б.Л.Пастернака? (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Блок, А. Ахматова, О.Мандельштам) – слайд 24.

4. Ответы на вопросы (слайд 25)



Комментарий. Данное стихотворение взято из сборника «Второе рождение». Это своеобразное размышление о призвании поэта.

Ключевым в данном стихотворении является слово «Рим». С одной стороны, это символ духовной высоты (вершина античной цивилизации),

другой – символ кровавой жестокости. Здесь слово превратилось в ёмкую метафору. Третья строфа начинается со слова «но». Этот союз помогает ощутить, что в одном человеке парадоксально сочетаются начало и конец, жизнь и смерть. Трагичность подчеркнута аллитерацией. Снова появляется образ актёра, сцены. Звучание усиливает переиначивание фразеологизма «турусы на колёсах» (т.е. нечто вздорное, бессмысленное). Ему противостоит подлинное искусство, которое рифмуется со словом «чувство». Разрушение фразеологизма «раб судьбы» делают понятия «раб» и «судьба» противоположными. Глаголу «кончается» подобран контекстуальный антоним «дышит» (то есть живёт). Поэту предназначено выполнить свою миссию, неизбежно жертвенную. И в этом его трагедия и величие.

X. Живопись, Музыка, Философия, Поэзия рука об руку шли по жизни и творчеству Б.Л.Пастернака. (Звучит музыка Скрябина «Этюд»12, отрывок, слайд 26). Любимыми композиторами были Скрябин и Шопен. Музыкальность – отличительная черта лирики П.Л.Пастернака.

Мелодекламация стихотворения «Музыка» Б.Л.Пастернака (звучит «Вальс №4 Шопена).

XI. Стихи о любви Б.Л.Пастернака.

1.«Высокой болезнью» называл Б.Л.Пастернак свою тягу к лирике. Любовь - высокое чувство, окрыляющее человека, дающее ему силу, вдохновляющее на творчество. И в то же время это таинство, это тоже «высокая болезнь», помогающая подняться над суетой и ощутить полёт души. Обратимся к стихам о любви Б.Л.Пастернака (слайд 27).

2. Анализ стихотворения «Любимая – жуть!..» (слайд 28) – чтение подготовленным учеником; ответы на предложенные вопросы.



Комментарий. Стихотворение взято из сборника «Сестра моя – жизнь». Первое слово вызывает ассоциации – единственная, дорогая, ненаглядная. И неожиданно просторечное «жуть». Именно оно передаёт состояние восторга. Сразу возникает параллель: поэт – бог. Но в мире нет порядка, гармонии. Мир «сытых» поэта не устраивает. Ощущение хаоса передано через гиперболы. Поражает буйство ассоциаций разных масштабов – от звёздного неба до тифозного тюфяка, от античности до рококо. Как из хаоса возникла гармония мира, так из звёзд, ночи, глаз, губ, степи, зарослей, гор поэт творит свою новую модель мира. Так почему же – «жуть»? Любовь – это могучая стихия, неизменно вносящая первозданный хаос в душу человека и в мир, его окружающий. Влюблённый поэт становится богом, творцом всей Вселенной.

3. Вывод (слайд 29). Звучит песня в исполнении С.Никитина на слова Б. Пастернака «Никого не будет в доме…».


XII. Анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» (слайд 30):

1.Чтение стихотворения Б.Л.Пастернака подготовленным учеником.

2.Ответы на вопросы.

3.Вывод (слайд 31).



Комментарий. Это стихотворение открывает последний сборник стихов «Когда разгуляется», это придаёт ему особые вес и значимость. С самого начала привлекает внимание слово «суть».

«Дойти до сути» - то есть до первоосновы бытия. Звучит монолог автора («мне). Нанизывание слов-образов выражает полноту, напряжённость творческого начала бытия. Особое значение приобретает слово «нить». Он означает в поэтической системе Пастернака «измерить, познать, упорядочить Вселенную» «Схватывать нить судеб, событий» - понять первопричины, первоосновы, первоначальное устройство мира. Далее сталкиваемся с парадоксом: дойдя до сути, можно свернуть горы, а лирический герой написал бы всего» восемь строк о свойствах страсти». Он дал бы свои наименования, создал бы свои слова, то есть стал бы равным Богу. Который творит мир. «О, если бы я только мог…» - слышится отзвук драматического времени, в которое жил поэт, понимание сложности в достижении своей цели, сомнение. Заключает стихотворение ёмкая метафора – тетива «тугого лука». Ассоциация с Одиссеем (кроме него никто не мог натянуть тетиву его лука), античным богом. Поэзия – пророческое, божественное предназначение, особая миссия творца. Эпиграф к сборнику отсылает к мысли, что слова и образы книги суть знаки мыслей и представление авторов иных времён и эпох. Поэт как бы пересотворяет мир, пропустив его через себя.

XIII. Песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Свеча горела» - слайд 32.

XIV. Подведение итогов. (слайд 33). Ответы учащихся на вопросы поставленные в начале урока.

XV. Заключительное слово учителя: Борис Леонидович Пастернак не был суетлив, никого ни разу не обидел, не толкнул,

пробиваясь к кормушке. Он не пробивался ни к каким кормушкам, и это счастливая особенность его воспитания, характера, его таланта (слайд 34). Имя Б.Л.Пастернака навсегда вписано в мировую литературу, потому что его поэтический мир никого не может оставить равнодушным. Чтение стихотворения учителем «Быть знаменитым некрасиво…»

XVI. Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: какое стихотворение



Б.Л. Пастернака произвело на вас наибольшее впечатление и почему? (слайд 35).