Урок «Новая экономическая политика» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экономическая политика 1 13.42kb.
Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: "Новая экономическая... 1 75.69kb.
№10 установление советской власти на национальных окраинах и на Дальнем... 1 160.27kb.
Задания для выполнения контрольной работы по курсу «Экономическая... 1 74.54kb.
То и дело Приходит к своему пределу власть, Тогда, когда не ведает... 1 145.02kb.
1. Экономическая теория и экономическая политика проблема взаимосвязи. 3 719.84kb.
Реферат Экономика Польши 2002 1 15.29kb.
Экономическая политика государства на современном этапе 1 14.49kb.
6: Финансовая система и финансовая политика государства 1 191.6kb.
Урок – конференция «Атомная энергетика: за и Против.» 1 116.75kb.
Урока с воспитанницами 10 класса по географии. Тема 2: Население... 1 93.82kb.
Практикум по дисциплине «финансы, денежное обращение и кредит» 9 2000.04kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок «Новая экономическая политика» - страница №1/1

Рабочий урок « Новая экономическая политика ».

Методическая разработка


Предмет: История

Класс: 9 класс

Урок № 63

Тема урока: Новая экономическая политика

Тип урока: комбинированный



Продолжительность урока – 40 минут

Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России. 20 век»,

  • Рабочая тетрадь (в.1.п.17,18),

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • Таблицы: сравнительная таблица «НЭП» и «Военный коммунизм», таблица «Характерные черты НЭПа», таблица «Итоги НЭПа»;

  • Тест «Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?»;

  • Исторические документы по теме «НЭП»;

  • Рабочая тетрадь по истории России ХХ век, выпуск 1, п.17,18


Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа.

2. На основе обсуждения основных проблем выяснить, как В.И.Ленин и его сторонники рассматривали НЭП: как временный тактический ход, вынужденное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, или как изменение «всей точки зрения на социализм», т.е. переход к рыночной модели социализма.

3. Продолжить совершенствовать умения учащихся анализировать разные взгляды на проблему, работать с историческими документами, прогнозировать развитие проблемы, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Эпиграф:

Конец ХХ века снова поставил вопрос о путях развития страны.

От всех нас зависит, удастся ли России избежать «великих потрясений».

История, ее верное осмысление помогут всем нам найти пути,

ведущие страну к подлинному величию.

Уткин А.И.
Оформление:

Тема урока, план урока, проблемное задание, сравнительная таблица «НЭП и Военный коммунизм», новые слова (НЭП, продналог, концессии, «Командные высоты» в экономике, рентабельный.

Дата: 1921 – 1929 г.г.

У каждого ученика на парте дополнительный материал к уроку, документы по теме.


Ход урока.
I. Орг. момент.

Ребята, на прошлом уроке мы разобрали тему «Малая гражданская война». Вспомним основные события и факты.



Разминка. Блиц - опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».

1. Подготовка письменного ответа по карточке №18. (Евбасаров Д.)

КАРТОЧКА №18.

Вопрос:

- Каковы причины и требования вооруженных выступлений крестьян, матросов и солдат против политики большевиков в ходе гражданской войны?

Для этого подумай и поразмысли:



  • Почему политика «военного коммунизма» вызвала недовольство крестьян?

  • Какие лозунги выдвигали крестьяне?

  • Как расправлялись большевики с недовольными крестьянами?

  • Можно ли назвать крестьянские выступления антисоветскими? Почему?

  • Чем были недовольны матросы, солдаты, рабочие Кронштадта, поднявшие восстание в 1921 году?

Сделай вывод.
2. Индивидуальная работа (3 чел.):

Выполнение задания в рабочей тетради.

Задание 2 стр.62, задание 3 стр.63, задание 5 стр.65.

( Айвазян А. Согомонян М.)


3. Работа с классом.

а) Ответить на вопросы 1, 3, 5 после параграфа № 17

б) Выполнение задания «О каком событии идет речь в тексте?».

Свидетельствую о высочайшей доблести, проявленной геройской пехотой при штурмах Сиваша и Перекопа, Части шли по узким проходам под убийственным огнем на проволоку противника. Наши потери чрезвычайно тяжелы. Некоторые дивизии потеряли три четверти своего состава. Общая убыль убитыми и ранеными при штурмах перешейка не менее 10 тыс. человек. Армии фронта свой долг перед республикой выполнили. Последнее гнездо российской контрреволюции разорено, и Крым вновь станет советским.


Ответ: речь идет о контрнаступлении войск Красной армии на Южном фронте осенью 1920 года. Форсирование Сиваша и штурм Перекопа.
Учитель: Итак, события, происшедшие в 1920 – 1921 годах, говорят о том, что власть большевиков находилась в опасности. Сегодня на уроке мы выясним, какой же шаг был сделан В.И.Лениным для сохранения власти. Тема урока: «Новая экономическая политика».
III. Изучение новой темы.
План обсуждения:
1. Причины и цели НЭПа.

2. Основные черты НЭПа.

3. Концепции социализма и НЭПа.

4. Итоги НЭПа. Альтернативы развития страны в конце 20-х годов.
Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня во времена рыночной экономики, велик соблазн представить В.И.Ленина сторонником рынка, а НЭП объявить путем к рыночной модели социализма. Однако так ли это на самом деле?



Мы должны с вами обсудить проблему:

- НЭП - это временная мера, способная вывести страну из кризиса?

- НЭП - это пересмотр «всей точки зрения на социализм»?

I. Причины и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы)
1.Учитель: Что такое «Малая гражданская война»?

- Крестьянские выступления против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.



Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».

- 28 февраля 1921 по 18 марта - Кронштадское восстание.



Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий.
2. Учитель: Можно ли считать Кронштадское восстание частью Гражданской войны?

Чем были вызваны данные события.


3. Как В.И.Ленин характеризовал сложившееся в России положение в 1921 году?

« Разорение, нужда, обнищание».


4. Докажите, что это было так.

«Последствия Гражданской войны и политики «военного коммунизма»

Сокращение: населения на 13 млн. ч., промышленного производства в 7 раз, добычи нефти, угля – на уровне 19 века, продукции сельского хозяйства – 67 процентов довоенного уровня, беспризорность 7 млн. детей.

5. Какие причины вызвали страшный голод 1921 года?
6. Объясните факты: «В феврале 1921 года остановились 64 крупных завода Петербурга. Москва потеряла половину своих рабочих. Производительность труда – 20 процентов от довоенного уровня».
Учитель: Итак, на основе вышесказанного выделим причины введения НЭПа.


  • Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;

  • Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;

  • Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.


ВЫВОД:

Разрушался союз рабочих и крестьян – основа диктатуры пролетариата.

В.И.Ленин « Это страшнее, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые»

Какие уроки извлекли большевики из кризиса?

ВЛАСТЬ БОЛЬШЕВИКОВ В ОПАСНОСТИ. НАДО ПОЙТИ НА СОГЛАШЕНИЕ С КРЕСТЬЯНСТВОМ.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ НЭПА - УПРОЧЕНИЕ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ.



II. Содержание НЭПА.

Объяснение материала с элементами беседы.

Совместно заполнить сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».

  1. меры в области сельского хозяйства;

  2. меры в области промышленного производства;

  3. меры в области товарно - денежных отношений;

  4. меры в области трудовых отношений;

  5. Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)

  6. Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)


Сравнительная таблица «НЭП» и «Военный коммунизм».


Вопросы для сравнения

НЭП

«Военный коммунизм»

1.Меры в области

с/х.


Продналог

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

2.Меры в области промышленного производства

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

4.Меры в области трудовых отношений.

Свободный наем рабочей силы

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

5. Основная экономическая задача.




Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

6. Основная политическая задача.




Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Рассмотреть таблицу «Характерные черты НЭПа».


Характерные черты НЭПа.


НЭП

«Военный коммунизм»

1.Рыночные отношения.

1.Бестоварное производство.

2. Многообразие собственности.

2. Государственная собственность.

3. Экономическая свобода.

3. Принуждение к труду.

4. Рыночная экономика.

4. Командно – административная система.



Беседа: Какие черты НЭПа можно отнести к рыночным?

- Экономическая свобода производителей;

- Разнообразие форм собственности.
Проведение физкульминутки.


III. Противоречия НЭПА.
Учитель: Когда был введен НЭП? 10 съезд партии 1921 год.

1923,1925,1928 – кризисы НЭПа.


Проведение физкульминутки.
1. Экономические противоречия НЭПа.

Объяснение материала учителем, сопровождается работой учащихся с текстом параграфа №18


Вопросы:

1. О каких экономических противоречиях НЭПа шла речь?

А) Почему большевики не смогли привлечь иностранные инвестиции?

Б) Почему частный капитал не смог модернизировать советскую экономику?

В) Каковы последствия осереднячивания деревни? Можно ли было рассчитывать на экспорт сельскохозяйственной продукции?

2. В чем же сущность основного экономического противоречия НЭПа?

Командное управление экономикой тормозило развитие товарно-денежных отношений.

Рыночные законы не могли развиваться в условиях жесткого политического режима, когда государство ограничивало свободу предпринимателей.
2. Социально-политические противоречия.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Учебник параграф 18 пункт «Советское общество в годы НЭПа».

Выполнить задание 4 в рабочей тетради вып.1 стр.68.



Из письма в «Крестьянскую газету» . 1925г.

Коммунистическая партия как бы стремится всех крестьян сделать нищими, поощряет только бедноту, не помогает ей, а только поощряет, и если крестьянину удастся улучшить свое хозяйство и выкарабкаться из бедности, то его клеймят кулаком и считают врагом советской власти, а ведь нет такого крестьянина, который не стремился бы улучшить свое хозяйство и стать в глазах партии кулаком, другими словами говоря, нет такого крестьянина, который не стремился бы сделаться врагом советской власти.



- О каком социальном противоречии нэпа идет речь в документе?
Вопросы:

1. Какие противоречия существовали в социальной среде?

Противоречия между крестьянами, рабочими и нэпманами. Рост чиновничье - бюрократического аппарата (1917 - 1млн. чиновников, 1921 – 2,5 млн. чиновников)



2. Имел ли НЭП сильную социальную базу? Кто его поддерживал?

(среднее крестьянство, квалифицированные рабочие)

Кто не поддерживал?

(люмпены, неквалифицированные рабочие, 1 млн. безработных, батраки в деревне)



3. Почему многие сторонники партии большевиков были недовольны НЭПом?

Документ на стр. 134 параграфа 18.

Воспитанные на лозунгах Гражданской войны и Военного коммунизма они восприняли НЭП как измену идеалам революции.

4. «РЕЗОЛЮЦИЯ ПРИНЯТАЯ НА Х СЪЕЗДЕ РКП (б) «Дискуссия о профсоюзах»».

«Съезд считает, что сами рабочие не могут управлять экономикой, управлять должна лишь партия»



Вопрос: Согласны ли вы с этим решением?

Вопрос: Назовите основное политическое противоречие НЭПа.

В СТРАНЕ ГОСПОДСТВОВАЛА ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАИА И ОДНОЙ ПАРТИИ, А ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ДОЛЖНА БЫЛА ПРИВЕСТИ К СОЗДАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Необходимо было отказаться от метода приказных решений.
Эволюция взглядов В.И. Ленина на НЭП.

Весна 1921 года

НЭП - временная мера способная вывести страну из экономического и политического кризиса, укрепить союз рабочих и крестьян.



Осень 1921 года.

НЭП - политика, которая проводится всерьез и надолго, но не навсегда. Переходный период к социализму, постепенно социалистический уклад вытеснит частнокапиталистические формы хозяйствования.

Возвращаемся к нашей сравнительной таблице на доске и заполняем последнюю строчку:

Основная экономическая задача и Основная политическая задача НЭПа.


IV. Итоги НЭПа и альтернативы развития страны в конце 20-х годов.

Учитель:

1. Как вы думаете, большевики пересмотрели свою точку зрения на социализм?

2. Докажите, что большевики не отказались от социализма, а НЭП – это просто метод перехода от капитализма к социализму, т.е. путь построения социализма.

Экономическая либерализация стремиться к политической либерализации, но у большевиков экономический либерализм должен компенсироваться ужесточением политического режима. Иначе НЭП приведет не к социализму, а к капитализму.


3. Что хорошего, положительного дал НЭП стране?

1) экономические связи города и деревни;

2) развитие промышленности на базе электрификации;

3) кооперирование населения страны;

4) внедрение хозрасчета и личной заинтересованности в результатах труда

5) повышение культуры труда, борьба с бюрократизмом.
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;

2) рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;

7) отсутствие иностранных инвестиций.





Положительные

Отрицательные

1) экономические связи города и деревни;

2) развитие промышленности на базе электрификации;

3) кооперирование населения страны;

4) внедрение хозрасчета и личной заинтересованности в результатах труда

5) повышение культуры труда, борьба с бюрократизмом.


1) не хватало промышленных товаров;

2) рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;



7) отсутствие иностранных инвестиций.

- МОГ ЛИ НЭП РАЗРЕШИТЬ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИЕ ИЛИ ОН БЫЛ ОБРЕЧЕН?

- ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОПЫТ И УРОКИ НЭПА АКТУАЛЬНЫМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ?
IV. Закрепление изученного материала.

Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

Тест.


А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).


Подведение итогов урока. Выставление оценок.

РЕФЛЕКСИЯ.




ПРИЛОЖЕНИЯ.
КАРТОЧКА №18.

Вопрос:

- Каковы причины и требования вооруженных выступлений крестьян, матросов и солдат против политики большевиков в ходе гражданской войны?

Для этого подумай и поразмысли:



  • Почему политика «военного коммунизма» вызвала недовольство крестьян?

  • Какие лозунги выдвигали крестьяне?

  • Как расправлялись большевики с недовольными крестьянами?

  • Можно ли назвать крестьянские выступления антисоветскими? Почему?

  • Чем были недовольны матросы, солдаты, рабочие Кронштадта, поднявшие восстание в 1921 году?



Сделай вывод.

- Выполнение задания: «О каком событии идет речь в тексте?».

Свидетельствую о высочайшей доблести, проявленной геройской пехотой при штурмах Сиваша и Перекопа, Части шли по узким проходам под убийственным огнем на проволоку противника. Наши потери чрезвычайно тяжелы. Некоторые дивизии потеряли три четверти своего состава. Общая убыль убитыми и ранеными при штурмах перешейка не менее 10 тыс. человек. Армии фронта свой долг перед республикой выполнили. Последнее гнездо российской контрреволюции разорено, и Крым вновь станет советским.



- Факты.
В 1921 – 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной – летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек.
В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине – более 3 млн. случаев.
По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена – 192 тыс., картошки – более 20 тыс. рублей. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200-300 рублей. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.
Январь-февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: “Хлеба!”, “Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!”.
О чем говорят факты, приведенные выше? Какой была политическая ситуация в стране в 1919-1922 гг.?
- Сравнительная таблица «НЭП» и «Военный коммунизм».


Вопросы для сравнения

НЭП

«Военный коммунизм»

1.Меры в области

с/х.









2.Меры в области промышленного производства

.




3. Меры в области товарно-денежных отношений.







4.Меры в области трудовых отношений.







5. Основная экономическая задача.







6. Основная политическая задача.









Характерные черты НЭПа.


НЭП

«Военный коммунизм»

1.Рыночные отношения.

1.Бестоварное производство.

2. Многообразие собственности.

2. Государственная собственность.

3. Экономическая свобода.

3. Принуждение к труду.

4. Рыночная экономика.

4. Командно – административная система.


Из письма в «Крестьянскую газету» . 1925г.

Коммунистическая партия как бы стремится всех крестьян сделать нищими, поощряет только бедноту, не помогает ей, а только поощряет, и если крестьянину удастся улучшить свое хозяйство и выкарабкаться из бедности, то его клеймят кулаком и считают врагом советской власти, а ведь нет такого крестьянина, который не стремился бы улучшить свое хозяйство и стать в глазах партии кулаком, другими словами говоря, нет такого крестьянина, который не стремился бы сделаться врагом советской власти.



- О каком социальном противоречии нэпа идет речь в документе?

Итоги НЭПа

Положительные

Отрицательные

1) экономические связи города и деревни;

2) развитие промышленности на базе электрификации;

3) кооперирование населения страны;

4) внедрение хозрасчета и личной заинтересованности в результатах труда

5) повышение культуры труда, борьба с бюрократизмом.


1) не хватало промышленных товаров;

2) рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;



7) отсутствие иностранных инвестиций.



- Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?
Тест.

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;



З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.