Урок на основе групповой формы работы «Образ Спаса в иконописи Древней Руси» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок на основе групповой формы работы «Образ Спаса в иконописи Древней Руси» - страница №1/1

Урок на основе групповой формы работы
«Образ Спаса в иконописи Древней Руси»

...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное, - все это вызывает ощущение какой-то внутренней легкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает это особое чувство гармонии, которое сопровождается при звуках современной музыки.

В. Н. Лазарев.

Цель урока:

– углубить знания учащихся в области мировой художественной культуры;

– познакомить с искусством иконописи в Древней Руси, показать его своеобразие и роль в мировой художественной культуре.

Оборудование урока:

1. Видеофильмы: «Троица», «Эрмитаж» (часть2, фильм 9 «Средние века»).

2. Фотографии икон с изображением Спаса.

3. Фотоальбомы: «Живопись Древней Твери», «Псковская иконопись 13-17 вв.», «А.Рублёв».

Занятие (2урока) проводится в форме групповой работы. С целью создания эмоционального фона в начале урока учащимся представляется презентация «Иконопись Древней Руси. Образ Спаса».

В течение первого урока учащиеся готовят выступления, используя представленный учителем материал.

Задания для учащихся

Группа I


  1. Рассказать об истории появления образа Спаса.

  2. Легенды о появлении иконы «Спас Нерукотворный».

Группа II

  1. Рассказать о Московской школе иконописи, её особенностях.

  2. А. Рублёв и его школа иконописи.

«Троица» А. Рублёва.

Группа III

Рассказать о Псковской школе иконописи, подчеркнуть её своеобразие.

Образ Спаса на иконе «Спас Елеазаровский».

3. Образ Спаса на иконе «Спас Недреманное Око».

Группа IV

Рассказать о Тверской школе иконописи.

Образ Спаса на иконе «Спас на престоле».

Образ Спаса на иконе «Спас Вседержитель».
Материалы для подготовки учителя и учащихся

План





1. Образ Спаса.

2. Московская школа иконописи. А. Рублев

3. Тверская школа.

4. Псковские иконы.

Едва человек входит в православный храм, его взгляд падает на иконостас – высокую преграду из икон. Там, в центре, выделяется фигура Иисуса Христа.

Образ всегда торжественен, величав, одухотворен. Образ Христа таким, каким видим мы его сейчас, сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлиненным лицом, темно-русыми волосами, небольшой бородой.

Интересно то, что самые первые изображения Христа появились на заре христианства в I веке, в живописи римских катакомб: тогда христианская религия была гонима, верующие скрывались, а моления устраивались в подземных лабиринтах, стены которых украшались живописью на евангельские темы.

В то время появились символические изображения Иисуса, в основу которых брались образы из Священного Писания. Это мог быть процветший жезл Ааронов, агнец или рыба.

В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира».

Изображение Христа в виде рыбы ведет свое начало от греческого слова «ихтис» – рыба, которое трактуется, как сокращение из первых букв пяти слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

В раннем христианском искусстве появляется, так называемый, «идеальный» тип изображения Спасителя. Это юноша с пышными и длинными локонами, падающими на плечи. Во II-III вв. складывается символический образ «Доброго Пастыря» – юного пастуха в короткой тунике с овцою на плечах, воплощающего Сына Божьего, посланного в мир пасти Божье стадо. Красивый юноша в пурпурных одеждах, присев на скалу, ласкает овцу. Вокруг его головы золотой нимб, в левой руке – золотой посох с крестом.

Впервые изображения Иисуса Христа в его историческом облике, в возрасте крестных страданий, появились в середине II века. И там уже встречается тот образ Спасителя, который установился в иконописи позднее: с недлинной бородой, волосами, разделенными посредине и падающими на плечи.

Примечательно, что ни в одном из четырех Евангелий нет описания внешности Христа, но подлинный образ Спасителя всегда интересовал христиан. Сохранились сведения, что сестра византийского императора Константина Великого в начале IV века пыталась установить среди изображений Христа подлинное и обратилась с этим вопросом к историку церкви Евсею. Однако он ответил, что образ Спасителя «не по силам человеческой живописи» и посоветовал вернуться к «внутреннему созерцанию».

Позже, в 836 году, в послании церкви к императору Феофиму было утверждено каноническое изображение Бога в его человеческом облике: «благожелательный... со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...».

Существует легенда, что поиски исторического облика Христа привели к появлению одного из основных типов изображения – Нерукотворного образа на святом убрусе (полотенце). По преданию, лик Богочеловека чудесным образом отпечатался на полотенце, когда Иисус умылся и вытерся им.

Существует несколько легенд о происхождении образа Спаса Нерукотворного. Одно из них рассказывает о том, что когда Христос шел на Голгофу, то лицо его было покрыто потом и кровью. Он взял плат у одного из своих учеников, вытер лицо и на плате остался его образ. По другим источникам, плат дала Иисусу некая Вероника. Образ стал называться Спас Нерукотворный.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, например, в этом сюжете лик Иисуса страдальческий, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (по-гречески – Пантократор) – главное изображение в храме, оно помещается внутри центрального купола и венчает всю церковную роспись.

Иконопись обладает целой системой выразительных средств. Лики – смысловой и композиционный центр. В них выражено душевное состояние: милосердие, просветленность, нравственная стойкость, пророческое прозрение. Поэтому фигуры представлены чаще всего прямолинейно, либо в четырехкратном повороте, но так, чтобы лик был хорошо виден. Главное в лике – глаза, символ духовности. Лики писались объемно, а фигуры – легко, казалось, что они лишены плотского начала.

Одежда изображается ниспадающей в музыкальном ритме. Руки, жесты тоже важны. Не менее важны и предметы, которые находятся в руках Иисуса или Богоматери.

Цвет играет большую роль. У Христа – красные и синие цвета олицетворяют двойную природу Спасителя – божественную и человеческую. Оттенки синего, голубой символизируют небесное, неземное. Белый цвет – чистоту; красный – царственность, страдание. Золотой фон символизирует вечность, это божественный цвет. Серебряный цвет – чистоту, целомудрие. Золотые линии на одеждах называются ассист, они означают божественность, одухотворенность. Неслучайно пряди волос Христа, его одежда украшены золотыми нитями.



Московская школа иконописи
Образ Спаса у А. Рублева основательно отличается от греческого образа, присутствие которого заметно в иконах, созданных ранее. А.Рублёв наделил своего Спаса славянскими чертами, близкими к русскому народному идеалу: величавость облика сочетается с душевной мягкостью, ощущается глубина, благородство образа. Тона иконы чистые, плавные, создается впечатление единого пространства, наполненного какой-то особой, тихо звучащей печальной музыкой, проникающей в самые тайные уголки человеческой души.

Каким образом художник достигает такого эффекта? На иконе отсутствуют резкие блики, противопоставленные основному тону. Последовательное наложение тончайших светлых и постепенно светлеющих слоев охры создает особый эффект. Источник света внутри, но он не пробивается сквозь материальную поверхность, а равномерно излучается ею. Свет как бы исходит на окружающие предметы и сообщает всему светлую, радостную теплоту, которая передается зрителю. В пропорциях фигуры, лика появляется легкость, как будто тело сливается с душой и начинает светиться, преображаться. Особенность рублевской живописи заключается и в том, что образ все же сохраняет земную суть, в человеческом облике передается нравственное совершенство человека. Мечты о душевной красоте, любви к миру приобретают земные черты.

Обратимся к известной иконе «Спас в Силах» и проследим, как проявляются в ней особенности Московской школы иконописи, ярким представителем которой является А. Рублев.

На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос, держащий в руках раскрытый текст Евангелия. Он восседает на престоле. Красный ромб, голубовато-зеленый овал и красно-коричневый четырехугольник, обрамляющие Христа, символизируют его славу и «силы» небесные(в овале) и земные(символы четырех евангелистов по углам ромба).

Величавость облика Спаса в соединении с душевной мягкостью позволяет видеть здесь национальный русский идеал, основательно отличающийся от греческого, присутствие которого так ощутимо в памятниках дорублевской поры. А. Рублев не использует открытый алый цвет, который стал общим признаком всей русской иконописи. Он сознательно устраняется А. Рублевым, поскольку мешает сохранению в иконе той светлой печали, которой наполнены работы А. Рублева.

«Спас в Силах» А. Рублева - центральная икона деисуса Успенского собора во Владимире.

Тверская школа живописи

В музеях страны насчитывается свыше шестидесяти произведений конца XIII - начала XIV века, относящихся к этой школе. Главным храмом Твери является Спасский собор. Сама Тверь в древних текстах названа «домом святого Спаса», поэтому неслучайно в иконописи Твери Спас изображается наиболее часто. В тверских иконах образы святых изображаются статично. Позы, жесты наполнены эпическим спокойствием. Цветовая гамма отличается уравновешенностью. Но при этом произведения наполнены особой силой внутренней экспрессии, что является отличительной чертой этой школы. Она выражается особой светоносной живописью. Свет передается обилием пробелов. Длинные линии белил помогают художнику добиться эффекта светности. Свет (символ совершенства, святости, вечности) – наиболее распространенный в Древней Руси символ.

Остановимся на иконе «Спас Вседержитель» (Третьяковская галерея). В ней мы видим характерные черты живописи Твери конца XIII – начала XIV веков.

Представление о Христе как творце жизни сохранено и развито в этом произведении. Иконописец усиливает внутреннюю экспрессию образа, сохраняя его основные черты. Мощная фигура, крепкая шея, крупная голова – все оставляет впечатление силы. Оно подчеркивается полнозвучием вишневого и синего в одеждах Христа. Пропорции фигуры, статичность композиции, колорит соответствуют традициям XIII века. В иконе «Спас Вседержитель» появляется новая организация пластики, которая складывается в древнерусской живописи в XIV веке – лицо и руки решены более объемно, чем фигура, что повышает выразительность лица и жеста. Детально прорисованы глаза, что делает взгляд Христа особенно пристальным и сосредоточенным. Изображение Христа как бы приближено к зрителю, дано пространственно, контраст насыщенной цветом фигуры и светлого фона создает это впечатление.

Рассмотрим характерную для этого направления икону «Спас на престоле», которая появилась в конце 14 века. Икона написана сильно разбеленными красками, отчего вся гамма кажется серебристой. Покрывая один и тот же цвет то более густым, то более прозрачным слоем белил, художник достигает разной тональности. Линии трона и одежд строгие, они как бы физически утверждают реальность изображаемого. Все художественные средства создают своеобразный образ Христа, отрешенного от мира судии.

Некоторые детали иконы выполнены очень тщательно, например, застежки Евангелия, что обращает особое внимание на эту книгу, содержащую учение Христа.



Псковская школа иконописи

Своеобразный стиль псковской школы оформлялся в XIV веке. Яркие индивидуальные черты его тесно связаны с общим духом и обликом искусства псковской земли этого времени.

Псковичи изумляют совершенно новыми идеями. До XVI века работы псковских мастеров трудно спутать с какими-либо другими – настолько они своеобразны по композиции и цвету. Они стремились подчеркнуть индивидуальную выразительность персонажей. По-своему освещая евангельские события, они вкладывают в их трактовку свой страстный характер и создают произведения особого философского содержания.

В области живописных средств псковичи также самобытны. Разрабатывая свои излюбленные сочетания ясной киновари с голубоватой прозеленью, желтой и красно-коричневой охрой, псковский мастер наделяет их силой и яркостью цвета, делает изображение эмоциональным. Характерный колорит псковских икон объясняется тем, что псковичи, пользовались в основном красками местного происхождения.

Характерна в этом плане небольшая краснофонная икона начала XIV века «Спас Вседержитель» или «Спас Елеазаровский» (по месту происхождения из Спасо-Елеазаровского монастыря). Лик Спаса полон внутренней энергии и эмоциональной напряженности, что является отличительным признаком псковского искусства.

Пластика лица разработана в типично псковских традициях: узкий овал, подчеркнутый белильными движениями, нос тонкий, удлиненный, но с характерным расширением книзу. Главное в лике – глаза.

Композиция иконы нарушена пропорционально. Голова занимает 1/2 часть иконы, и руки кажутся непропорционально маленькими. В левой руке – закрытое Евангелие, пальцы правой руки соединяются в особом жесте.

«Спас Недреманное Око»

Икона поступила в Музей Московского Кремля в 1934 году.



Спас Недреманное Око – одна из ипостасей Спаса, символическое изображение Успения Христа. На одре лежит отрок Христос, к нему приближается Богоматерь и ангел с рипидой, другой ангел, летящий, держит в руках орудия Страстей – крест и копье. Идея состоит в том, что Недреманное Око Спаса провидит в будущем свою искупительную жертву.

Тема возникла на основе текстов пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Очень наглядно и поэтично передается диалог между Богоматерью и Христом. В руке у Богоматери длинный свиток с молитвой. Изображение Богоматери и Христа с хартиями, где запечатлен из диалог, восходит к византийским образцам XII века. Иконографический тип Богоматери определяется здесь как Богоматерь Заступница, изображавшаяся со свитком в руках. В русских памятниках этот тип известен с XII века.



В нижней части иконы изображены плывущие птицы – лебеди, встречающиеся в иконописи Руси XV - XVI вв. обычно только в композиции «Рождество Богоматери», символизируя рождения Богоматери как начало рая на земле. Истоки сцены восходят к раннехристианским временам. В данном случае лебеди служат символом рая. Образуемый сплетением трав своеобразный вензель – начальная буква слова Феотокс. Таким образом, в иконе акцентируется тема Богоматери – высочайшего Ходатая и Заступницы рода человеческого.

Необычны изображения цветов в райском саду. Они напоминают порхающих пчел. Декоративное обрамление композиции в виде полукруглой, с загнутыми концами, сферы небесного свода в звездах также необычно. В иконе в полной мере проявились фантазия, любовь к насыщенному цвету и ассисту, умение раскрывать сложные богословские идеи понятным, доступным языком. Мы рассмотрели иконы московской школы: «Спас в силах», «Спас на престоле», псковской – «Спас Нерукотворный», «Спас Недреманное Око», тверской – «Спас Вседержитель».