Урок литературы «Война глазами детей» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок литературы «Война глазами детей» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская основная общеобразовательная школа №4»


Урок литературы

«Война глазами детей»

(по повести А. Лиханова «Крутые горы»)
6 класс

cover


Учитель русского языка

и литературы

Фоменко Д. В.

2010-2011 учебный год

Цель урока:
- Расширить знания учащихся о произведениях, касающихся темы Великой Отечественной войны;

- Совершенствовать работу учащихся по анализу текста художественного произведения;

- Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, доброты, сопричастности к великому подвигу нашего народа на примерах поступков героев. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть.
Оборудование:
- портрет А.Лиханова;

- плакат «Родина-мать зовёт»,

- репродукции картин (В.Пластов «Фашист пролетел», А.Лобанок «Папа»),

- выставка произведений о Великой Отечественной войне различных писателей и поэтов,

- поделки и рисунки учащихся,

- аудиозапись песни «Священная война» на слова Лебедева-Кумача.


Эпиграф:

«У каждого времени своя жестокость.

А совесть, доброта – одни на все времена »

А. Лиханов



Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть эти страшные страницы нашей истории.

Мы счастливы, что не видели ужасов войны. Нам, не испытавшим их, трудно представить те тяготы и лишения, которые пришлось испытать её очевидцам. Но каждый из вас, когда слышит слово война, наверное, представляет себе что-то страшное, леденящее душу. Вам было дано задание написать мини-сочинение «Война в моём представлении». Послушаем их. (Зачитываются сочинения нескольких учащихся.)
Учитель: Итак, прослушав ваши сочинения, можно сделать вывод: война – это страшное бедствие, это горе, страдания, слезы, смерть.

Сегодня мы перелистаем страницы книги А. Лиханова «Крутые горы», повествующей о том тяжелом военном времени. Мы посмотрим на войну глазами тех детей, которые её испытали. Вместе с авторами и её героями мы переживаем полные трагизма события первого года войны, прочувствуем, какая сила помогла нашему народу преодолеть всю горечь пережитых неудач, не упасть в панику, сохранить в сердцах чувства доброты, отзывчивости, благородства, уверенности в неизбежности победы. Это животворящее чувство веры в грядущую победу было рядом с героями А.Лиханова «Крутые горы». Мы вместе с героями будем делить радости и горести, так как жизнь, по словам А.Лиханова, это не туго натянутая струна, в ней есть находки и потери. А когда человек видит горе, он больше ценит счастье и радость, истинную дружбу и доброту. А война – это горе.

Обращаемся к произведению Лиханов. Немного об авторе. (Сообщает ученик, получивший предварительное задание.)
II. Сообщение ученика:

А. А. Лиханов родился в 1935 году в г. Кирове. Его мама всю жизнь проработала в больнице лаборанткой, отец ушел на фронт с первых дней войны. Детство проходило в тыловом городе. Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых. Писатель много пережил сам, поэтому так правдиво изображает трудное военное время. По его словам, у него было «трудное и счастливое детство». Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.


Учитель: Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают. «Я не понял, что началась война… ». Так начинается повествование.
III. Анализ повести:


  1. От чьего лица ведется повествование? (От лица первоклассника Коли. Звучит сообщение Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны.)

  2. Докажите текстом то, что мальчик не понял, что началась война.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего ещё толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что на последок он всё-таки догадался подарить мне значок ГТО…». )

(Звучит песня «Священная война», постепенно стихающая.)





  1. Коля не понял, что началась война, он даже не представлял, что такое война. Но он видел, что в жизнь ворвалось что-то нехорошее, какое-то общее горе. А горе делает людей взрослее. Как же мальчик постепенно начинал понимать, что такое война? (Открытки отца с надписью «Родина-мать зовёт!», продуктовые карточки, завариха вместо гречневой и пшенной каши, обмен вещей на продукты.) Найти в тексте доказательства своих суждений.




  1. Итак, сделаем вывод: Что узнал Коля о войне. ( Война-это горе, это голод.)


5. Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему?

(Костюм отца. Эта вещь - священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война.)


6. Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы. Найти в тексте, какая была школа, где учился Коля? («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».)
7. Найдите в тексте строки, рассказывающие об учительнице Анне Николаевне. Какие душевные качества отмечает в ней повествователь?

(Самообладание, отзывчивость, доброта.)


8. Легко ли было учиться детям во время войны?

Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах?

(Всему причина – война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети.)
9. Коля вместе с мамой идёт по полуосвещенной улице в школу. Что в это время ему ещё раз напоминают, что идёт война? (Заводские гудки, похожие на вой доисторического чудовища.)
10. Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе?

(«Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин. Вовка Крошкин мне поведал о санитарном поезде, который прибыл в их город». Ребята вместе с учительницей пошли к нему.)


11. Найдите в тексе описание санитарного поезда.

(«… и я увидел, что окна в вагоне без стекол - только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».) Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили.
12. Что особенно потрясло детей?

(«…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…».)
13. Что почувствовал Коля? Какие лексические средства использует автор, передовая душевные потрясения Коли? Зачитать.

(«Меня трясло, я старался сдерживаться, но чувствовал, как помимо моей воли губы разъезжаются в стороны, а учительница и ребята расплываются…».)
14. Всенародное горе. Похоронные извещения. Женщины - вдовы. Дети - сироты. Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его? (Найти в тексте.) «Одна женщина потрясла меня особенно… Я посмотрел на неё, и мне сделалось страшно».

Глаза - зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? Найти прилагательные, которые использует автор при описании глаз. («Прозрачные, пустые, остекленевшие» .

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь. Утрата невосполнимая.)


15. Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит.

Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине. (…«Гады, - прошептал я, - гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».)


16. Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.)
17. Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое – сына. (Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю.)
18. Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки. Что чувствует Коля? Найдите в тексте. («Меня всего колотило, меня трясло… это настоящие фашисты…».)
19. Семья голодает. Мама находит выход, как спасти ребенка от голода. Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»). А что такое совесть? (Было дано задание найти значение этого слова в «Толковом словаре». Совесть это ответственность за свои поступки.)
20. Горести сменяются радостями. Приезжает из госпиталя отец.

Расскажите о встрече Коли с отцом, о том, как они катались на лыжах с крутых гор. Чему учил отец Колю? (Покорять крутые горы. «Главное: одолеть бессилие - всегда и во всем, главное - почувствовать себя сильным».)


21. Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.)
22. Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачитать описание этого торжественного момента.

(«Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!».)
23. Зачитать последние строки повести.

(«…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…И много было впереди всего. У меня - крутых гор. У отца - трудных дней.


Сделаем вывод:

В конце повести Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

Почему повесть называется «Крутые горы»?

(Покорение крутых гор–дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои Лиханова преодолевают их.)


IV. Заключительное слово учителя (по повести).

Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Произведение заставляет нас задуматься над тем, как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Лиханова помогают нам в этом.


V. Комментарии выполненных учащимися иллюстраций к повести.
VI. Учитель: Темы «Война и дети» касались не только прозаики, но и поэты. О мальчике, который одним из первых лицом к лицу столкнулся с войной в первый её день, рассказывает К.Симонов в своем стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете». Послушаем его. (Стихотворение наизусть читает ученик, заранее получивший задание)

Незабываемый образ мальчишки воссоздал в своём стихотворении «Рассказ танкиста» А.Твардовский. (Стихотворение наизусть читает ученик, заранее получивший задание.)


VII. Комментарии выставки книг.
VIII. Заключительное слово учителя:

На сегодняшнем уроки мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны, но и священной для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, наш народ пришел к желанной Победе. И пусть больше никогда не будет войн: ни больших, ни малых. Пусть людьми правят доброта и благородство.